Великую радость, а не безотрадное чувство скорби вызвало в сердцах учеников Иисуса Христа Его Вознесение на небо. Почему же расставание с Божественным Учителем не только не опечалило Его любимых учеников, но и, наоборот, обрадовало их? Да потому, что видимое Вознесение Иисуса Христа на небо не прекратило Его духовного единения с ними. Еще до Своего Воскресения из мертвых Иисус Христос, идя на вольные Страдания, так утешал Своих учеников: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я... Не оставлю вас сиротами; приду к вам... Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:2–3, 18, 26 ). После Воскресения из мертвых Он снова подтверждает обещание всегда быть со Своими учениками: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Вечное духовное единение со Христом и Его обетование послать Святого Духа на апостолов – вот источник их великой радости после Вознесения Его на небо. Итак, есть двоякого рода родственные связи между нами – христианами: родство кровное, плотское и родство духовное во Христе Иисусе, Господе нашем. Первое – плотское родство объединяет нас временно, пока мы живем на земле. Второе – родство духовное остается в силе не только во время нашей земной жизни, но и роднит нас со Христом и друг с другом в вечной загробной жизни. В Своей первосвященнической молитве Сын Божий, Спаситель мира, так молился за Своих учеников и за всех верующих во имя Его: «Отче святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал ecu Мне, да будут едино, якоже (и) Мы. ... Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» ( Ин.17:11, 20–21 ). «Искупил нас Христос от клятвы законныя» ( Гал.3:13 ) и соединил с Собою навеки. И в этом вечном духовном единении со Христом и друг с другом для всех нас великое утешение. Не плачь, сердобольная мать, о временной потере умершего любимого сына, утешься, осиротевшая семья, не скорби о разлуке с отцом-кормильцем, не тоскуй и не грусти, овдовевшая жена, после смерти любимого мужа: как при жизни, так и после смерти все мы духовно соединены со Христом и друг с другом. «Не хочу же оставитъ вас, братия, в неведении об умерших, – говорит святой апостол Павел, – дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды ...ибо мы всегда с Господом будем» ( 1Сол.4:13, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

«Виновник греха и смерти, диавол, всеми адскими кознями своими старается отвращать христиан от Чаши жизни, наводя на них маловерие, холодность и нерадение к этому величайшему Таинству христианской веры, чтобы держать людей в узах греха и смерти» 810 . Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Добре вникни в смысл глаголемого. Если причащаешься небесного хлеба и вина, то есть Тела и Крови Христовых, с чувством и сознанием того, что они суть; то ведай, что причащаешься их достойно; если же не таким образом причащаешься, то ешь и пьешь недостойно. Причащаясь с чистым сердцем и верою, ты являешься достойным таинственной трапезы; если же ты не удостаиваешься сего, то не имеешь единения со Христом» 811 . Святитель Игнатий Брянчанинов учит. «Иное значение имеет недостойное причащение Святых Таин при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, казни решительные, навлекающее вечную муку. Преступление это равно преступлению, которое совершили убийцы Богочеловека, осыпавшие Его поруганиями, ударявшие по ланитам, покрывавшие заплеваниями Его лицо, истерзавшие Тело Его жестоким биением, гвоздями, распятием... Преподобный Марк Подвижник сделал следующее замечание: «Между сеятвою и жатвою определено некоторое пространство времени: по этой причине мы не веруем воздаянию» 812 . Этого рода неверию подвергаются почти все причащающаяся недостойно. Приступая к Христовым Тайнам из смрада греховного, повергаясь в смрад греховный после принятия Тайн, не видя над собою немедленного наказания, они полагают, что никогда не последует никакого наказания. Ошибочное заключение» 813 . Ещё святой апостол Павел предостерегал христиан Коринфа от легкомысленного отношения к принятию Святых Тайн Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Он, в частности, писал в Коринф: «Да испытывает... себя человек и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьёт из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром» ( 1Кор. 11:28–32 ). Причина наказания за неверие и неблагоговение к Евхаристии состоит в том, что она есть Плоть и Кровь Господа, «посему, кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» ( 1Кор. 11:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Вот вам один действительный случай из моей личной пастырской практики. Когда я был священником, одна женщина поведала мне о том, что ее соседка очень сильно заболела, и что хорошо бы было ее причастить. «Что ж, – говорю я, – пойдите к ней и предложите причаститься. – Да я с ней в ссоре, – отвечает та. – Вот потому–то вам и следует пойти к ней, что вы в ссоре с нею», – возразил я. Женщина так и сделала и на другой день пришла за мной, чтобы я причастил больную. Я нашел больную в тяжелом состоянии, хотя она и была в сознании. После Причащения больная видимо успокоилась. Каково же было мое удивление, когда я через два дня увидел, как она усердно мазала свою хату на открытом осеннем воздухе. Больная рассказала, что после Причастия она сразу почувствовала в себе какую–то силу, а через два дня настолько окрепла, что вышла поработать. И таких случаев много. Не верьте предрассудкам, будто Причащение приближает больного к смерти. Помните призыв Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнитъ всякую правду . Мф.3:15 В пустыне Иудейской, среди необитаемых гор и диких скал, раздается властный призыв: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное» ( Мф.3:2 ). Так взывает последний и наибольший из ветхозаветных пророков – Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Пророк Исаия о нем говорит: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу» ( Ин.1:23 ; Ис.40:3 ). С проповедью о покаянии выступил великий подвижник пустыни в одежде из толстого колючего верблюжьего волоса, подпоясанный кожаным поясом, питавшийся акридами и диким медом. Вся его внешность: загорелое, истощенное постом лицо, строгий взгляд, громкий повелительный голос – все это увлекало слушателей. И потянулся к Иоанну народ из Иерусалима, Иудеи и всей Иорданской страны. Приходили к нему, каялись в своих грехах и крестились от него в водах Иорданских. Сам он о своем крещении говорит: «Идет за мною Сильнейший меня... я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мк.1:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Всякий человек, рожденный от света, к свету и стремится, и наоборот: делающий зло ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. Поступающий же по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Так было в первые времена христианства, при жизни святых апостолов. То же самое наблюдается и в наше время. Возьмем для примера похитителя чужой собственности. Посмотрите, как он под покровом темной ночи, стараясь быть никем не замеченным, осторожно, без шума проникает в намеченный к ограблению дом: тихо влезает он в окно, неслышно спускается в комнату, без стука и скрипа открывает комод, гардероб, письменный стол и т.д., поспешно забирает похищенные вещи и так же неслышно спускается через окно на землю и быстро скрывается в глухом переулке. Точно так же скрыто действует всякий злоумышленник, причиняющий вред своему ближнему. Никакой преступник не совершает преступления открыто, не делает зла человеку напоказ; но всячески старается скрыть следы своего преступления, забывая слова Спасителя: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным» ( Лк.8:17 ). Рано или поздно тем или иным путем совершенное злодеяние обнаружится и осудится. Не делайте друг другу зла, любите друг друга, и дела любви вам не нужно будет скрывать от постороннего взора, с делами милосердия не стыдно будет предстать пред лицем Воскресшего Христа, истинного Источника света, ибо Он Сам говорит: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» ( Ин.12:36 ). Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Ин.20:26 Воскресение Христа из мертвых есть величайший несомненный исторический факт, установленный показаниями свидетелей-очевидцев и проверенный опытным обследованием. Несмотря на то, что Иисус Христос по Воскресении Своем явился Марии Магдалине и двум путникам – Клеопе и Луке, шедшим в Эммаус, потом – Симону, все же ученики Его смутились и испугались, когда Он пришел к ним при закрытых дверях, стал посреди них и сказал: Мир вам! Они подумали, что видят духа, ибо никто из них и мысли не допускал, чтобы человек во плоти мог пройти сквозь закрытые двери.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

День Святого Духа Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам . Ин.16:7 Сошествие Святого Духа на апостолов было последним, завершительным актом в Домостроительстве спасения рода человеческого, от начала мира предопределенного в Предвечном Совете Святой Троицы. Правосудие Божие требовало возмездия за грехи прародителей наших. Благость Божия готова была склонить гнев Божий на милость, а Премудрость Божия, удовлетворив правосудию через Крестные Страдания Сына Божия, вновь облагодетельствовала род человеческий, возродив его Духом Святым, сошедшим на апостолов в пятидесятый день по Воскресении Христовом. В этот день силою Духа Святого в лице апостолов Христовых было восстановлено уничтоженное прародительским грехом духовное начало в человеческой природе. Итак, неизреченное человеколюбие Божие – вот единственный источник нашего спасения. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Без великой Голгофской жертвы наше спасение было бы невозможно. Если бы Христос не пострадал за грехи людей, если бы Своей смертью не «искупил нас от клятвы законныя» ( Гал.3:13 ), Дух Святой не сошел бы на апостолов, а через них и их законных преемников не возродил бы и нас с вами для новой духовной жизни. Именно эту мысль выражает Христос в прощальной беседе с учениками, идя на вольные Страдания. В утешение им Он говорит: «Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». Как сказал Господь, так и сделал: добровольно взошел на Крест, пострадал и умер за грехи людей, Воскрес из мертвых, Вознесся на небо и в пятидесятый день после Воскресения послал Утешителя Духа Святого. Действием Святого Духа ученики Христа первыми приобщились к духовной жизни во Христе, а через них и все последующие поколения христиан, в том числе и мы с вами. Благодать Святого Духа действует на нас в Святых Таинствах Церковных.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

День Святой Троицы. Пятидесятница И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать . Деян.2:4 Парфяне, мидяне, еламитяне, жители Месопотамии, Понта, Каппадокии, Асии, Фригии, Памфилии, Египта, Ливии, Киринеи, Рима, Крита, Аравии и всех городов иудеи собрались в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Настал час утренней молитвы – час третий по еврейскому исчислению, по-нашему – девятый час утра. Масса богомольцев, заполнив улицы города, кинулась ко храму, но вдруг все, пораженные каким–то необыкновенным небесным явлением, застыли на месте с поднятыми вверх глазами, на момент все остановились и быстро потом направились к Сионской горе. Что же произошло? Почему так резко и внезапно изменилось направление многочисленной толпы, шедшей в храм и оказавшейся у Сионской горницы? Неожиданно для всех послышался сильный шум как бы от очень бурного ветра. Шум этот несся с неба на землю и по мере приближения к земле все усиливался и, наконец, наполнив собою Сионскую горницу, затих. Все недоумевали, что бы это значило. А в Сионской горнице в это время находились святые апостолы Христовы и другие ученики числом до ста двадцати человек. Апостолов оставалось одиннадцать. Двенадцатый из них – сын погибельный, Иуда Искариотский – погиб, «предав кровь невинную» ( Мф.27:4 ). Вместо него по предложению апостола Петра был избран по жребию и причислен к апостольскому служению апостол Матфей. Все они после Вознесения Христова возвратились с Елеонской горы в Иерусалим и оставались здесь, как и повелел им вознесшийся Христос. В день Пятидесятницы, в девятом часу утра, когда раздался сильный шум с неба, сошел на них Дух Святой в виде огненных языков. «И исполнились все Духа Святаго, – повествуется об этом величайшем событии в Деяниях апостольских, – и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Вот первое для всех очевидное и поразительное действие благодати Святого Духа, сошедшего на апостолов: они стали славить Бога и проповедовать воскресшего из мертвых Христа на разных языках. Парфяне, мидяне, еламитяне, критяне, фригиане и многие другие, к великому своему удивлению, впервые услышали проповедь апостолов о Христе на своих родных языках и недоумевали, каким образом простые необразованные галилеяне, едва владевшие своим галилейским наречием, вдруг заговорили на иностранных языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Зная их смущение, Воскресший Спаситель убедил их в истинности Своего Воскресения. «Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотримте; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк.24:38–39 ). Сказав это, Христос показал им руки и ноги Свои. Мало того, когда ученики все еще не верили и дивились, Христос спросил их: «Есть ли у вас здесь какая пища? Они (ученики) подали Ему частъ печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» ( Лк.24:40–43 ). Теперь для учеников Его уже не было никакого сомнения, что перед ними был действительно Воскресший Господь во плоти. Точно так же апостол Фома только тогда поверил в Воскресение Христа, когда собственными руками осязал раны от гвоздей на руках Его и вложил руку свою в прободенное ребро Его. Таким образом, для учеников Христа действительность Воскресения Его из мертвых была вполне доказанной и несомненной. В то же время, несомненно, было для них и то, что тело Христа по Его Воскресении приобрело новые необычные свойства, которых прежде, до Воскресения, не наблюдалось: оно могло проникать через закрытые двери и быть невидимым. Когда путники эммаусские узнали Воскресшего Христа в преломлении хлеба, Он стал для них невидим. Приобретя новые свойства, тело Спасителя не потеряло и прежних своих функций: пищеварения, кровообращения, дыхания. В течение сорока дней после Своего Воскресения Спаситель являлся Своим ученикам, беседовал с ними, видел и слышал их, и Сам был видим ими, спрашивал их и отвечал на их вопросы, вкушал пищу и благословлял их. Плоть Воскресшего Христа стала одухотворенной. Такою же одухотворенной стала и плоть Божией Матери после Ее Успения и воскрешения из мертвых. В Никоновской летописи так описывается явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому в 1384 году «Рождественским постом в ночь с пятницы на субботу». Преподобный Сергий ночью перед иконою Божией Матери пел акафист и усердно молился, чтобы небесная Ходатаица и Заступница рода христианского была Ходатаицей и за обитель его. Когда он окончил свою молитву, то услышал голос: «Се Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил навстречу Божией Матери. Он вышел в сени и увидел Преблагословенную Деву в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Преподобный старец не мог вынести необыкновенного света и пал ниц. Благая Матерь прикоснулась к нему рукой и сказала: «Не бойся, избранниче Мой, Я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих, не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем». Сказала так Матерь Божия и стала невидимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

И вот, когда Иоанн уже открыл народу, кто есть Христос, вместе с другими людьми, спешившими к Иоанну, чтобы покаяться ему в своих грехах и креститься от него, приходит к нему и Сам Иисус Христос из Назарета, как обыкновенный смертный древодел. Какая кротость! Какое удивительное смирение! Сын Божий становится Сыном Человеческим, «зрак раба приим» ( Флп.2:7 ). Тот, Кто не имел за Собой ни единого греха, Сам спрашивает: «Кто от вас обличает Мя о гресе?» ( Ин.8:46 ); и все молчат, никто не может уличить Его в грехе, – этот Праведник, взявший на Себя грехи всего мира, приходит креститься от Иоанна, Владыка хочет креститься от раба, Творец от твари! Зачем же нужно было Спасителю мира креститься от Иоанна? Ведь безгрешному не было никакой нужды в покаянии. На этот вопрос Сам Иисус Христос дает ответ. Иоанн удерживает Христа и говорит: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? – Оставь теперь, – отвечает ему Христос, – ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф.3:14–15 ). Какую же правду надлежало исполнить Христу? Правду ветхозаветного закона. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, – говорит Он Сам о Себе, – не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ). Сын Божий приходит с неба на землю, чтобы принести Себя в жертву за грехи мира, а закон Моисеев требовал, чтобы и жертва, и приносящий жертву освящались водой. По тому же закону это освящение нужно было принять от постороннего лица. Вот почему в исполнении правды законной Христос и приходит к Иоанну, чтобы креститься от него. Однако Крещение Христа не было Крещением в покаяние, в котором Он не нуждается. Приняв Крещение от Иоанна, Он в то же время крестится Духом Святым в благоволение Отца Присносущего. Когда он после Крещения выходит из воды, то Иоанн видит Духа Божия, сходящего на Христа в виде голубя, и слышит голос с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ). Своим Крещением в водах Иордана Иисус Христос, исполнив правду законную, в то же время устанавливает Таинство Святого Крещения, в котором человек избавляется от первородного греха и Духом Святым возрождается к новой духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

И как ребенок, не отдавая себе отчета, он выразил это желание первым попавшимся на язык словами: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Иначе говоря, нам здесь так хорошо, что мы хотели бы навсегда остаться на этой горе и лицезреть Божественную славу Твою. Вот оно – доказательство бытия Божия! Не доводами человеческого рассудка постигается Бог , не отвлеченными логическими построениями доказывается Его бытие, не ум, а сердце человеческое – вот действительный, истинный источник Богопознания. Если человек не чувствует присутствия Бога в своем сердце, то и умом Его не признает. И наоборот: кто хоть раз в жизни своей испытал благотворную силу молитвенного единения с Богом, тот не может не верить в Бога, и никакими доказательствами нельзя его убедить в том, что нет Бога, Которого он чувствует всем своим существом. «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» ( Пс.52:2 ), – говорит святой пророк Давид. Нет Бога в сердце, нет Его и в уме. «Сердцем веруют к праведности, – подтверждает святой апостол Павел, – а устами исповедуют ко спасению» ( Рим.10:10 ). Кто из нас, верующих христиан, не испытал, подобно апостолу Павлу, отрадного чувства единения с Богом в молитве и Святых Таинствах? Когда человек всем двоим сердцем предается Богу, тогда он забывает все земное, временное и переносится в область такого блаженства, о котором, по словам апостола Павла, «не лет есть человеку глаголати» ( 2Кор.12:4 ), то есть нельзя выразить этого блаженного состояния человеческим языком. В наше время массового неверия в Бога слова апостола Павла: «сердцем веруют к праведности» ( Рим.10:10 ) – имеют особую силу и заслуживают исключительного внимания. Почему теперь многие не веруют в Бога? Да потому, что они никогда не переживали того блаженного состояния, того духовного восторга, который испытывали апостолы на горе Фавор, созерцая Божество Иисуса Христа. Им незнакомо состояние духовного единения человеческой души с Богом в молитве и Святых Таинствах, особенно в Таинстве Святого Причащения, когда верующий принимает Животворящие Таины Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Иносушие, скажем, жезла и змия, с необходимостью требуют признания сущностного характера изменения, происшедшего в результате данных библейских чудес. Ведь жезл не просто казался змеем и не «сосуществовал» с ним, но действительно превратился в него. В качестве доказательства того, что Бог Всемогущ и может совершить евхаристическое преложение, богословы Православной Церкви указывали также на факт сотворения Богом мира, на остановку солнца по повелению Господню (Ис. Нав. 10:12–14 ), на изведение воды из скалы в Рефидиме ( Исх. 17:1–7 ) и т. д. Само понятие жертвы, без которого Ветхий Завет вообще не существует, предполагает реальность Той Жертвы, которая прообразована была жертвами Ветхого Завета. Отрицание реальности новозаветного Жертвоприношения уничтожает не только смысл ветхозаветных жертвоприношений, но и весь Новый Завет. А отвержение реального евхаристического присутствия и единосущия литургической Трапезы нашему человеческому естеству полагает непреодолимую пропасть между реальным человеком и той Жертвой, которая принесена на Голгофе за его грехи. Вместо действительного онтологического приобщения к Голгофской Жертве посредством евхаристического вкушения, евхаристический антиреализм предполагает, в лучшем случае, приобщение воображаемое. При этом само спасение человека из реальности превращается в фикцию. Учение Христа и апостолов о сущностном евхаристическом преложении Основные сведения о сущности Евхаристии находятся, конечно, в Новом Завете. Евангелие сообщает о Тайной Вечери следующее: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Примите, ядите; сие есть Тело Мое». И, взяв Чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов " » (σθιντων δ ατν λαβν ησος ρτον κα ελογσας κλασεν κα δος τος μαθητας επεν λβετε φγετε τοτο στιν το σμα μου. Κα λαβν ποτριον κα εχαριστσας δωκεν ατος λγων πετε ξ ατο πντες τοτο γρ στιν τ αμα μου τς διαθκης τ περ πολλν κχυννμενον ες φεσιν μαρτιν) (Μф. 26:26–28.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010