Протопр. Георгий Шавельский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Инициатором и организатором создания ВВЦУ ЮВР стал протопр. Добровольческой Армии Георгий Шавельский . По его просьбе 2 марта 1919 г. ген. А. И. Деникин обратился с письмом к архиеп. Донскому и Новочеркасскому Митрофану (Симашкевичу) с предложением созвать совещание епископов и членов советов тех епархий, к-рые находились на территории, контролируемой Добровольческой Армией, Кубанским войском и Всевеликим войском Донским. Приглашение принять участие в подготовке Собора было направлено и митр. Херсонскому и Одесскому Платону (Рождественскому) . В процессе консультаций протопр. Г. Шавельского с Деникиным и архиеп. Митрофаном было определено созвать 20 марта 1919 г. в Новочеркасске совещание по подготовке Собора. Однако оно состоялось лишь 26/27 апр. в Екатеринодаре (ныне Краснодар), где находились эвакуировавшиеся митр. Платон, архиепископы Таврический и Симферопольский Димитрий (см. Антоний (Абашидзе) ), Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский) , еп. Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур) . В совещании участвовали митр. Платон, архиепископы Димитрий и Агапит, еп. Кубанский, вик. Ставропольской епархии Иоанн (Левицкий) , протопр. Г. Шавельский, проф. СПбДА прот. А. П. Рождественский , миссионер прот. Н. Розанов, священники Г. П. Ломако (председатель Кубанского епархиального совета), В. П. Свенцицкий (проповедник армии и флота), Вардья, кн. Е. Н. Трубецкой , гр. В. В. Мусин-Пушкин, гр. Д. Ф. Гейден, тайный советник В. М. Скворцов (секретарь совещания), А. И. Ивановский, полковник А. В. Бориславский, поручик М. Ю. Родионов. Было признано необходимым созвать Южно-Русский Поместный Церковный Собор с целью учреждения «органа высшего церковного управления на территории действующей Добровольческой Армии». Совещание наметило примерный состав предполагаемого Собора и Предсоборной комиссии, члены особой делегации испросили благословение архиеп. Кавказского и Ставропольского Агафодора (Преображенского) на проведение Собора.

http://pravenc.ru/text/155428.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕСТНИК» издавался в Петрограде с 1 янв. 1917 по 3 янв. 1918 г. Учрежден Указом Святейшего Синода 8441 от 11-16 нояб. 1916 г. в качестве неофиц. части «Церковных ведомостей» . Вышло 216 номеров, в 1917 г. нумерация начиналась дважды: 1 (1 янв.) - 46 (26 февр.); 1 (7 апр.) - 169 (31 дек.). В 1918 г. издан один номер (3 янв.). 1-46 в 1917 г. редактировал проф. М. А. Остроумов . С апр. по окт. 1917 г. вестник издавался при Петроградской ДА, редактором был проф. Б. В. Титлинов , начавший нумерацию заново. С 126 (19 окт.) за 1917 г. и до последнего номера издание состояло в ведении Издательского совета при Синоде, редактировал вестник прот. Павел Лахостский . Газета имела рубрики: «Церковная хроника», «Газетные известия», «Последние известия», «По епархиям и приходам», «По России» и др. Внимание уделялось не только общецерковным событиям, но и проблемам епархиальной и приходской жизни. Публиковались материалы о епархиальных съездах духовенства и мирян, о деятельности миссионеров, анонсировались новые синодальные издания и книги духовно-религ. содержания. Существовала рубрика вопросов и ответов, затрагивавшая актуальные проблемы канонического, юридического, церковно-бытового характера. Большое внимание уделялось патриотической теме, в военном разделе приводились сообщения Штаба Верховного главнокомандующего, офиц. сообщения союзников, сводки с фронтов первой мировой войны, информация о беженцах. Издание было прервано событиями Февральской революции 1917 г . С 27 февр. по 6 апр. газета не выходила. 8 марта Титлинов подал обер-прокурору Святейшего Синода В. Н. Львову докладную записку, в к-рой предлагал передать выпуск газеты Совету Петроградской ДА как культурно-просветительскому учреждению. Из-за каникул на заседании 22 марта присутствовали только 3 члена Синода. Определение о передаче газеты Петроградской ДА подписали Финляндский архиеп. Сергий (Страгородский) и протопр. армии и флота Георгий Шавельский . Литовский архиеп. Тихон (Белавин) счел вопрос требующим обсуждения Синода в полном составе. Однако вопреки юридическим нормам решение о передаче было принято в тот же день, что вызвало протест членов Синода. Они отказали в выдаче средств из синодального Хозяйственного управления на издание газеты, условие обязательной подписки причта на газету сохранилось.

http://pravenc.ru/text/155540.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЙ (Померанцев Иван Георгиевич; 5.02.1880, г. Болхов Орловской губ.- после 1940), еп. бывш. Иваново-Вознесенский, обновленческий «митрополит Казанский и Свияжский». Окончил Орловскую ДС и Петербургский Археологический институт. В 1900 г. поступил в СПбДА. По отзывам, передаваемым протопр. Георгием Шавельским , в академии являлся «по успехам слабый, по натуре подлый, по поведению развратный, был уличен в какой-то сверхординарной гадости», так что др. студенты отказались иметь с ним что-либо общее. В 1903 г. принял монашество с именем Иерофей. В следующем году окончил СПбДА со степенью кандидата богословия и 10 сент. 1904 г. был назначен помощником смотрителя Самарского ДУ. Позднее рукоположен во иерея. Указом от 15-18 нояб. 1906 г. назначен инспектором Александровской (Ардонской) ДС Владикавказской епархии. С 24 марта 1909 г. ректор семинарии, был возведен в сан архимандрита. Ректор Тифлисской (с 3 марта 1911), Самарской (с 12 авг. 1914), Волынской (с 22 сент. 1916 по 1 авг. 1917) духовных семинарий. 1 авг. 1917 г. уволен с должности ректора и зачислен в братию Александро-Невской лавры на положение чередного иеромонаха. 15 февр. 1918 г. назначен помощником председателя хозяйственного управления лавры, с осени 1918 г. одновременно благочинный мон-рей и подворий Петроградской епархии. В нояб. того же года участвовал в заседаниях Синода. По нек-рым данным, в 1919 г. был архимандритом Александро-Невской лавры. 26 дек. 1919 г. хиротонисан во епископа Юрьевского, стал викарием Владимирской епархии. Хиротонию в Александро-Невской лавре возглавлял Петроградский митр. сщмч. Вениамин (Казанский) . С 3 (по др. данным, 20) июля 1920 г. епископ Иваново-Вознесенский, викарий Владимирской епархии. В июне 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей , был привлечен революционным трибуналом к ответственности по обвинению в причастности к сокрытию от властей икон. И. немедленно опубликовал в местной газ. «Рабочий край» письмо в поддержку изъятия церковных ценностей, позднее в ж. «Живая Церковь» выступил с резкой критикой в адрес Патриарха св. Тихона . Летом того же года признал обновленческое Высшее церковное управление . После этого обвинения с И. были сняты. Объявил себя епархиальным архиереем, организовал в г. Иваново-Вознесенске (ныне Иваново) обновленческое епархиальное управление.

http://pravenc.ru/text/293766.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН (Кожин Василий Иванович; 14.03.1880, ст-ца Кумылженская Хопёрского окр. обл. Войска Донского - 3.08.1954, Краснодар), митр. Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке. Из семьи псаломщика. Окончил Усть-Медведицкое ДУ (1901), Донскую ДС в Новочеркасске (1907). В 1907 г. викарием Донской епархии, Аксайским еп. Иоанном (Митропольским) рукоположен во диакона. Служил в церкви хутора Верхнетёплого Луганской ст-цы Донецкого окр. В 1908 г. Донским и Новочеркасским еп. Афанасием (Пархомовичем) рукоположен во иерея. В течение 5 лет служил в казачьих станицах на Дону. В 1912 г. женатым иереем поступил в КазДА, к-рую окончил в 1916 г. по 1-му разряду со степенью кандидата богословия за соч. «Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского откровения и голосом Вселенской Церкви». В кон. 1917 г. получил степень магистра богословия за диссертацию по той же теме. В 1917 г. Е. был членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. как депутат от духовенства обл. Войска Донского. Служил на одном из приходов в Новочеркасске. Преподавал в Донском политехническом ин-те, был законоучителем в Казачьей муж. гимназии. В 1917-1919 гг. публиковал статьи в «Донских ЕВ» по вопросам, рассмотренным на Поместном Соборе, а также о нуждах духовенства, о преподавании и воспитании учащихся. Ермоген (Кожин), митр. Алеутский и Североамериканский. Фотография. 1954 г. Ермоген (Кожин), митр. Алеутский и Североамериканский. Фотография. 1954 г. В 1918 г. Патриархом св. Тихоном (Беллавиным) назначен членом и управляющим делами Донского епархиального совета. Находясь в Новочеркасске, Кожин обсуждал с главой Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России митр. Антонием (Храповицким) , протопр. Г. Шавельским , прот. Г. Ломако участие и роль Церкви в гражданской войне. По его воспоминаниям, он также дискутировал с протоиереями Г. Шавельским, В. Свенцицким и И. Махарадзе о судьбе правосл. Церкви в России, отстаивая возможность такого существования в условиях советской власти. В 1920 г. отказался эмигрировать и остался в Новочеркасске после прихода Красной Армии. С 1920 г. священник и благочинный в Кубанской епархии. После 1922 г. уклонился в обновленчество . По нек-рым сведениям, был настоятелем кафедрального обновленческого собора Новочеркасска.

http://pravenc.ru/text/190197.html

Киевский Антоний (Храповицкий) , его избрали почетным председателем ВВЦУ. По мере необходимости члены Управления собирались на сессии, длившиеся от 2 до 5 дней, всего состоялось 25 сессий. Первые заседания проходили в Екатеринодаре (5 июня - 6 июля 1919), затем в Новочеркасске (18-20 июля и 23-24 авг.), в Таганроге (7-10 авг.). В кон. декабря (по нек-рым данным, в янв. 1920) Управление переместилось в Новороссийск, а оттуда в Севастополь. Однако в своих епархиях остались председатель управления архиеп. Митрофан (Симашкевич), еп. Арсений (Смоленец). Эвакуировавшийся в Крым прот. А. Рождественский из-за болезни участия в работе ВВЦУ ЮВР не принимал. Митр. Антоний и прот. Г. Ломако уехали на Афон. В нач. апреля 1920 г. главнокомандующий Русской армией ген. П. Н. Врангель предложил архиеп. Таврическому и Симферопольскому Димитрию (Абашидзе) ввиду отъезда неск. членов ВВЦУ ЮВР «озаботиться в ближайшие дни изысканием способов устройства высшей церковной власти». 6 апр. состоялось совещание в составе архиеп. Димитрия, протопр. Г. Шавельского и бывш. Таврического губернатора, члена Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. гр. Апраксина, к-рые решили пригласить в ВВЦУ ЮВР бывш. духовника царской семьи архиеп. Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) , еп. Севастопольского, вик. Таврической и Симферопольской епархии Вениамина (Федченкова) , прот. С. Н. Булгакова и А. А. Салова. Т. о., в Крыму ВВЦУ ЮВР существовало в следующем составе: архиеп. Таврический Димитрий (председатель), архиеп. Полтавский Феофан (Быстров), протопр. Г. Шавельский, прот. С. Булгаков, Салов. После ухода Шавельского должность управляющего военным и морским духовенством (с титулом «епископ армии и флота») принял 31 марта 1920 г. еп. Севастопольский Вениамин (Федченков). Решением ВВЦУ ЮВР еп. Вениамину поручалось также представительство Церкви в правительстве ген. Врангеля. Помощником епископа был назначен прот. Г. Спасский. Митр. Антоний (Храповицкий) по приезде в Крым в кон. сентября стал председателем ВВЦУ ЮВР.

http://pravenc.ru/text/155428.html

17 февр.), Патриарх Московский и всея Руси, плененный поляками, захватившими Москву, рассылал по рус. городам послания с призывом встать на защиту правосл. веры и Отечества. С началом Отечественной войны 1812 г. Святейший Синод в особом послании благословил народ России на отпор врагу, в храмах служились молебны о победе рус. оружия; еп. Дмитровским Августином (Виноградским) , управляющим (с 13 июня 1811) Московской епархией, впосл. архиеп. Московским и Коломенским, была составлена «Молитва в нашествии супостат, чтомая с коленопреклонением», в к-рой говорилось: «Боже отец наших… всех нас укрепи верою в Тя, утверди надеждою, одушеви истинною друг ко другу любовию, вооружи единодушием на праведное защищение одержания, еже дал еси нам и отцем нашим, да не вознесется жезл нечестивых на жребий освященных…» Накануне Бородинского сражения по рус. военному лагерю носили Смоленскую икону Божией Матери и служили молебны, перед иконой вместе с воинами усердно молился главнокомандующий М. И. Кутузов. 24 авг. 1917 г. в крайне сложное для страны время в условиях ведения войны, когда Временное правительство теряло контроль над армией, а армия морально разлагалась, только что созванный Поместный Собор Православной Российской Церкви по предложению протопр. военного и морского духовенства Георгия Шавельского обратился к солдатам с призывом продолжать исполнять свой воинский долг. «С болью душевной, с тяжкой скорбью,- говорилось в воззвании,- Собор взирает на самое страшное, что в последнее время выросло во всей народной жизни и особенно в армии, что принесло и грозит еще принести Отечеству и Церкви неисчислимые беды... Сбитые с толку предателями... злостно обманываемые врагом целые полки оставляют позиции, бросают оружие, предают товарищей... над мирными жителями чинят гнусные насилия... Опомнитесь! Загляните в глубину своей души, и ваша... совесть, совесть русского человека, христианина, гражданина, может быть, скажет вам... как далеко вы ушли по ужасному, преступнейшему пути, какие зияющие, неисцелимые раны наносите вы Родине-матери своей» (Собор, 1918.

http://pravenc.ru/text/155071.html

Владимира (первенствующий член Синода), архиепископов Новгородского Арсения (Стадницкого) , Литовского свт. Тихона (Белавина) , Гродненского Михаила (Ермакова) , Нижегородского сщмч. Иоакима (Левицкого) , Черниговского сщмч. Василия (Богоявленского) , протопресвитеров Александра Дернова и Георгия Шавельского с оставлением на летнюю сессию Синода Финляндского архиеп. Сергия (Страгородского) и вызовом для присутствия в Синоде экзарха Грузии архиеп. Платона (Рождественского) , Ярославского архиеп. сщмч. Агафангела (Преображенского) , Уфимского еп. Андрея (Ухтомского) , Самарского еп. Михаила (Богданова) , протопр. Успенского собора Московского Кремля Николая Любимова, прот. Александра Рождественского , членов Государственной думы прот. Александра Смирнова и прот. Феодора Филоненко (ЦВед. 1917. 16-17. С. 83). Уволенные члены Синода направили Временному правительству протест против этого акта, в к-ром признали такой способ формирования Синода не соответствующим каноническим требованиям. От их имени Киевский митр. Владимир обратился с письмом к председателю Временного правительства кн. Г. Е. Львову с просьбой прекратить произвольные увольнения и назначения членов Синода. Однако правительство не отреагировало на это заявление, и 26 апр. члены нового состава Синода собрались на 1-е заседание. Вместе с тем Временное правительство официально заявляло о своем невмешательстве в церковную жизнь. Так, 16 мая Львов указывал губ. комиссарам, что церковная жизнь определяется лишь церковными законами, часто практикуемое вмешательство в нее местных властей является недопустимым и противозаконным. Правительство также пыталось приостановить натиск на церковно-монастырскую собственность со стороны Советов рабочих и солдатских депутатов и др. светских орг-ций. Вопрос о возможном отделении Церкви от гос-ва в России активно обсуждался в обществе. Весной и в начале лета он поднимался на нек-рых съездах духовенства и мирян в Воронежской, Тверской, Орловской и др. губерниях. Большая часть духовенства придерживалась следующей позиции: «Православная Церковь не может быть отделена от государства, но должна быть свободна от всякого влияния на нее гражданского управления и управляться только церковными законами.

http://pravenc.ru/text/155432.html

Вместе с архиеп. Григорием (Яцковским) и еп. сщмч. Дамианом (Воскресенским) подписал письмо к находившемуся в заключении митр. Петру (Полянскому) с целью добиться признания им ВВЦС и аннулирования полномочий заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 29 янв. 1926 г. в числе др. членов ВВЦС запрещен митр. Сергием в священнослужении. До осени 1927 г. упоминается в документах как «бывший архиепископ Могилёвский» либо без указания кафедры; по нек-рым данным, был назначен григорианами управляющим Тамбовской епархией. В сер. 1926 г. К. посетил в Москве обновленческий «епископ» Стародубский и Гомельский Николай (Судзиловский), уволенный к тому времени обновленцами на покой. В результате переговоров последний примкнул к григорианскому расколу. ( Шиленок. 2006. С. 66). В окт. 1926 г., замещая архиеп. Григория, К. исполнял обязанности председателя ВВЦС («Собор епископов весьма удивлен…»: Док-ты по истории лубенского и григорианского расколов и о роли ОГПУ в развитии их отношений/Вступ. ст., публ. и примеч.: свящ. А. Мазырин//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2012. Вып. 5(48). С. 105-137). 11-13 мая 1927 г. К. присутствовал на совещании григорианских иерархов в московском Донском мон-ре. 15-18 нояб. того же года был участником григорианского съезда епископов, духовенства и мирян, выступал с докладом о ситуации в Белорусской Церкви. 18 нояб. вместе с архиеп. Григорием был возведен съездом в «митрополиты». Скончался без воссоединения с РПЦ; точная дата и место смерти неизвестны. Соч.: Воззвание//Самарские ЕВ. 1905. 22. Ч. неофиц. С. 959-960; Архипастырское послание к пастырям Могилёвской епархии//Могилёвские ЕВ. 1913. 22. Ч. неофиц. С. 655-659; Речь, сказанная в кафедр. соборе 8 марта после прочтения акта об отречении от престола имп. Николая II//Там же. 1917. 6. Ч. неофиц. С. 75-77; [Отзыв] 23… от 30 нояб. 1905 г.//Отзывы. 2004. Ч. 1. С. 474-570. Ист.: Падение царского режима: Стеногр. отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следств. комис. Временного правительства. Л., 1925. Т. 4. С. 191, 192, 389 [показание С. П. Белецкого]; Второй Моск. съезд староцерковников, признающих Высш. Временный Церк. Совет, бывший в Москве в Донском мон-ре 15-18 нояб. 1927 г. М., 1928. С. 1, 7, 17, 18-19; Дневники имп. Николая II. М., 1991. С. 563, 592, 606; Жевахов Н. Д. Воспоминания. М., 1993. Т. 1. С. 39, 47, 48-53, 56-58, 66; Т. 2. С. 228; Акты свт. Тихона. С. 120-122, 423-428, 432-437, 445-446, 459-461, 495-498, 743; 816, 908-909; Шавельский Г. И., протопр. Восп. посл. протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996р. Т. 1. С. 311-312, 314, 371, 376, 389; Т. 2. С. 37, 50, 81-86, 131, 172, 236; Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 417.

http://pravenc.ru/text/2056998.html

Собор наделил ВВЦУ ЮВР всей полнотой церковной власти (кроме награждения архиереев) впредь до восстановления связи с Патриархом свт. Тихоном, когда ВВЦУ ЮВР должно было немедленно сложить свои полномочия и самораспуститься. Власть ВВЦУ ЮВР распространялась «на все области России по мере освобождения их Вооруженными Силами Юга России». Председатель имел право опротестовать любое решение ВВЦУ ЮВР, если считал его не отвечающим благу Церкви. В таком случае дело должно было быть отложено до рассмотрения его Патриархом или Поместным Собором. Собор указал, что «местопребывание ВВЦУ ЮВР определяется самим ВВЦУ ЮВР по согласованию с Главнокомандующим». Председателем ВВЦУ ЮВР был избран архиеп. Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), архиеп. Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе) стал товарищем председателя, членами - еп. Ростовский и Таганрогский Арсений (Смоленец), прот. А. Рождественский, протопр. Г. Шавельский, проф. Верховской, гр. Мусин-Пушкин. Утверждая состав ВВЦУ ЮВР из 3 архиереев и 4 представителей от духовенства и мирян (по 2 чел.), Собор ориентировался на Высшее Временное Церковное Управление Сибири , об организации к-рого члены Собора знали из газетных публикаций. Кроме того, были избраны кандидатами: епископы Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Владикавказский и Моздокский Макарий (Павлов), Александровский вик. Ставропольской епархии Михаил (Космодемянский), протоиереи В. Лаванов и Г. Ломако, проф. Н. М. Абрамов и гр. П. Н. Апраксин. Офиц. открытие ВВЦУ ЮВР состоялось 5 июня 1919 г. в войсковом соборе Екатеринодара после торжественного богослужения. Первыми распоряжениями новоучрежденного органа стали акты об открытии и о начале деятельности ВВЦУ ЮВР и об установлении молитвенного поминовения адмирала Александра Колчака на великом входе , на великой и сугубой ектениях и в многолетии (30 мая 1919 Деникин признал адмирала Колчака Верховным Правителем России). С течением времени состав ВВЦУ ЮВР изменялся. В кон. августа из галицийского плена вернулся митр.

http://pravenc.ru/text/155428.html

10 дек. 1910 г. постановлением совета Палестинского православного общества Ж. вместе с прот. сщмч. Иоанном Восторговым был командирован в г. Бари (Италия) для выбора земельного участка с целью строительства на нем правосл. ц. во имя свт. Николая Чудотворца и странноприимного дома для рус. паломников. Они выехали в Италию в янв. 1911 г. и успешно справились с задачей, подыскав свободный земельный участок. 12 мая того же года Ж. стал членом открытого в этот день при Палестинском правосл. об-ве Барградского комитета. В мае 1913 г. Ж. командирован в Бари как представитель Барградского комитета и 9 мая присутствовал при торжественной закладке храма и странноприимного дома. Впосл. неоднократно посещал Бари, председательствовал в местной строительной комиссии, заключил контракт на проведение земляных и каменных работ. 25 июня был избран пожизненным действительным членом Палестинского правосл. об-ва. 9 сент. 1915 г. имп. мц. Александра Феодоровна упомянула Ж. в письме имп. мч. Николаю II («совсем молодой, знаток церковных вопросов, очень лоялен и религиозен»), предложив Ж. на должность товарища обер-прокурора Святейшего Синода (Переписка Николая и Александры Романовых. М.; Пг., 1923. Т. 3. С. 326). В окт. Ж. приехал к императору в Ставку в Могилёв с чудотворной Казанской Песчанской иконой Божией Матери, пожелав, чтобы икона была отправлена на фронт и пронесена по боевой линии. По словам протопр. военного и морского духовенства Георгия Шавельского , «и Государь, и начальник штаба, ген. М. В. Алексеев, ввиду положения фронта, признали это невозможным» ( Шавельский Г. И., протопр. Восп. посл. протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996. Т. 2. С. 75). Ж. в своих воспоминаниях возложил вину за это на протопр. Г. Шавельского. 10 окт. того же года Ж. получил аудиенцию у императрицы, к-рая интересовалась его церковно-общественной деятельностью. В тот же день она писала Николаю II: «Жеваха был прелестен. Мы долго обо всем с ним говорили. Он хорошо знает все церковные дела, духовенство и епископов, так что был бы хорошим помощником Волжину», который в ту пору занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода (Переписка Николая и Александры Романовых. Т. 3. С. 407). В 1916 г. Ж. посетил в Оптиной пуст. иером. прп. Анатолия (Потапова) , к-рый посоветовал ему не отказываться от гос. карьеры и отложить на время поступление в мон-рь.

http://pravenc.ru/text/182211.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010