Сэмюэл Пепис (1633–1703) — английский бытописатель и политический деятель, секретарь лорда-канцлера. В период Реставрации играл важную роль в политической жизни страны, реформировал управление английским флотом. В его «Дневнике» ярко описаны события второй половины XVII в. 18 Портрет работы сэра Питера Лили. Национальный музей мореплавания, коллекция больницы Гринвич 19 Одним из самых ранних источников сведений о жизни Рочестера служит «письмо, написанное мистером Сент-Эвремоном кардиналу Мазарини», впервые опубликованное в сборнике стихов Рочестера в 1701 году. Джон Хэйворд, издатель настоящего Сент-Эвремона, оспорил идентичность этого письма. Поэтому автор, представленный здесь, будет в дальнейшем именоваться псевдо-Сент-Эвремоном или просто «Сент-Эвремон». — Примеч. авт. Шарль Сент-Эвремон (1613–1703) — французский писатель, блестящий парадоксальный вольнодумец. После обнаружения его письма с осуждением мирного договора, заключенного Мазарини с Испанией, был вынужден бежать в Голландию, а затем переселился в Англию, где вращался в придворных кругах. 20 Из сборника «Oxonia Illustrata» Д. Логгана 1665 г. (копия Лондонской библиотеки). 21 Британский музей. 22 То есть сам поэт. 23 Портрет работы сэра Питера Лили, 1675. Предоставлен графом Брэдфордом. 24 Портрет работы сэра Питера Лили. Предоставлен попечителями Гурвуд-хаус. 25 Предоставлена Обществом антикваров Лондона. 26 Картина, написанная Антонио Веррио для Карла II и размещенная во Второй опочивальне в Уайтхолле. С высочайшего разрешения Ее Величества Королевы. 27 Золотой медальон Кристофера Адольфсона 1666 г. Британский музей. 28 Так их современник поэт Эндрю Марвелл назвал компанию «либертенов» из ближайшего окружения короля, в которую входили Рочестер, лорд Дорсет, сэр Этеридж, сэр Сэдли и др. Позднейшие историки окрестили их «придворными остроумцами». 29 Британский музей. 30 Картина А. Сторка. Национальный музей мореплавания. 31 Портрет работы сэра Питера Лили. Коллекция полковника сэра Эдварда Малле. 32 Гравюра В. Холлара из цикла «Политическая и светская сатира», 1681. Британский музей. 33

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

У святых со славословием нет стихир на стиховне (см., напр., 13 и 23 сент., 9 декабря, 7 января) и самая утреня оканчивается иначе, чем при святых, не имеющих праздничного знака, и святых, поемых на б, а именно: когда окончено последнее песнопение хвалитных стихир на И ныне, тогда священник (см. Часосл., стр. 35) возглашает: Слава тебе, показавшему нам свет. По установившейся церковной практике в это время отверзаются царские двери. Лик (изд. Киево-Печер. лавры, л. 5 на об.) поет славословие великое:. Слава в вышних Богу... (чит. в Часосл., стр. 35), в конце которого: Святый Боже... 3. Слава, и ныне... Святый безсмертный, помилуй нас. Также высочайшим гласом: Святый Боже... (там же). Тропарь 256 святого. Слава, и ныне, воскресный богородпчен по гласу тропаря святого (Типик., гл. 52, л, 386). См., напр., 23 сент. 257 . Если случится предпразднство или попразднство, то так, как показано в 48 гл. Типик., напр., 13 сент., тропарь Обновления. Слава – святого. И Ныне – Креста; 26 декабря тропарь праздника и т. д. После тропаря и богородична, 48 гл. указывает ектении (см., напр., 13, 26 сент. 26 декаб.), напечатанные на 60 и дал. стр. Служебника, где сказано, что глаголет их диакон или иерей (так же и по 2 гл. Типик.). Сначала ектения: Помилуй нас, Боже... и возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси... Лик: Аминь. Потом вторая ектения: Исполним утреннюю молитву нашу... И возглас: Яко Бог милости... Лик (изд. Киево-Печер. лавры, л. 45 на об.): Аминь. Иерей (там же и Служебн., стр. 64 на об.): Мир всем. Людие (по Служебн.) или лик (по изд. Киево-Печер. лавры): И духови твоему. Диакон: Главы наша Господеви приклоним. Священник тайно читает молитву: Господи святый в вышних живый... и возглашает: Твое бо есть еже миловати... Лик (по изд. Киево-Печер. лавры): Аминь. Диакон (по Служебн. и изд. Киево-Печ. лавры): Премудрость. Лик: Благослови. Священник: Сый благословен... Лик: Аминь. Утверди, Боже, благочестивейшего... (чит. в Служебн. стр. 66, и Часосл., стр. 38). Священник: Пресвятая Богородице, снаси нас (см. Служебн., стр. 66) 258 . Лик: Честнейшую херувим... Священник: Слава тебе, Христе Боже... Лик: Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Священник творит отпуст (Служебн., стр. 66; Часосл., Послед. утр., 39) великий (см. Служебн., стр. 188–190 и ср. изд. Киево-Печ. лавры, л. 46 на об.) 259 . Отпуст произносится из отверзтых царских дверей, которые после этого затворяются и закрываются завесой. Лик – многолетие (Служебн., стр. 67). И 1-й час. Когда бывает отпуст утрени (а при святом, имеющем славословие, он бывает); то 1-й час полагается читать в притворе; оканчивается он в этом случае малым отпустом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

1869 . Июля 14. Перемещен на должность младшего учителя Виленского Островоротного приходского училища. 1871 . Апреля 1. По выдержании специального испытания на звание учителя русского языка в уездных училищах назначен и.д. учителя русского языка и истории в Вилейское уездное училище. 1872 . Апреля 7. Назначен исправляющим должность Штатного Смотрителя Мирского уездного училища. 1875 . Сент. 26. Утвержден в должности Штатного Смотрителя Мирского уездного училища. 1876 . Сент. 29. Был прикомандирован на дополнительные курсы при Виленском Учительском Институте. 1878 . Янв. 1. По окончании курсов, с званием учителя городского училища, вступил в отправление прежней должности Штатного Смотрителя Ошмянского уездного училища. 1879 . Янв. 1. Правительствующим Сенатом утвержден в чин Колмжского Асессора 1880 года Мая 16-го со старшинством с двадцать шестого октября тысяча восемьсот семьдесят пятого года. 1875 . Сент. 26. Произведен в Надворные Советники со старшинством с 1879. Сент. 26. За отличное усердие к службе и особые труды ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожалован кавалером ордена св. Станислава 3-й степени. 1881 . Янв. 30. Назначен учителем параллельного отделения приготовительного класса Виленской 1-й гимназии. 1885 . Авг. 16. Назначен Столоначальником Канцелярии Попечителя Виленского Учебного Округа. 1886 . Июля 1. За усердную и полезную службу ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награжден 125 руб. 1888 . Дек. 22. За отличное усердие к службе и особые труды ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожалован кавалером ордена св. Анны 3-й степени. 1889 . Дек. 22. За усердную и полезную службу ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награжден 150 руб. 1893 . Дек. 1. Х. Был ли в походах против неприятеля и в самих сражениях и когда именно. НЕТ. 11 . Подвергался ли наказаниям или взысканиям, «» с ограничениями в преимуществах по службе; когда и за что именно: по судебным приговорам или в дисциплинарном порядке; не был ли в подозрении к преступлениям, влекущим за собою такие ограничения, когда, каким судом и за что именно? НЕТ. 12 . Был ли в отпусках, когда и на сколько именно времени; являлся ли в срок и если просрочил, то когда именно явился и была ли причина просрочки признана уважительной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

кизический, 8 авг.     Емилиан преп., исповедник, 8 янв.     Емилиан преп., римлянин, 7 марта.     Ениафа, мученца палестинская, 10 февр.     Епафрас (приятный, греч.), ап. из 70, 4 янв.     Епафродит (любезный, приятный, греч.), ап. из 70, 8 дек. и 30 июля.     Епиктет (приобретенный, греч.), муч. адмиридский, 7 июля.     Епимах (воинствующий, греч.), муч. пелусийский, 31 окт.     Епистима (ведущая, греч.), муч. едесская, 5 ноября. Епифаний (славный, объявленный, греч.), муч. мелитинский, 7 ноября.     Епифаний, архиеписк. кипрский, 12 мая.     Епихария (радующаяся, греч.), муч. римская, 27 сент.     Еполлоний отром, муч. антиохиский, 4 сент.     Еразм (возлюбленный, греч.), еп. формийский муч., 4 мая.     Еразм муч., 10 мая.     Ераст (любящий, греч.), ап. из 70, 10 ноября.     Ермей (прибыльный, происходящий от Гермеса, греч.) пресв., ученик ап. Тита, 4 окт.     Ермил и Стратоник, 13 янв.     Ерминингелл (Герменегильд — германский герой) царевич, муч. готфский, 1 ноября.     Ермипп (конь Ермеса, греч.), муч. никомидийский, 26 июля.     Ермипп, муч. с Емилианом, еп. тревийским, 18 авг.     Ермий (Бог вестник Ερμσ греч.), ап. из 70., 8 апр.     Ермий (Ερμεασ, тоже, что Ερμσ) воин, муч. команский, 31 мая.     Ермий (Ερμεασ), муч. аполлониадский, 6 июля.     Ермиония (соединяющая, связывающая, ρω греч.) св. дщерь Филиппа диакона, 4 сент.     Ермоген (рода Ермеса бога, греч.), муч. никомидийский, 1 сент.     Ермоген, муч. александрийский, 10 дек.     Ермократ (удерживающий вестника, греч.), священномуч. никомидийский, 26 июля.     Ерм (бог вестник, греч. Ερμσ) ап. из 70, 30 мая и 5 ноября.     Ерм, муч. римский, 18 авг.     Ерос (любовь, вожделение, греч.), муч. с Орентием и др., 24 июня.     Еротиида (любезная, греч.), муч. каппадокийская, 27 окт.     Еспор (вечер, греч.), муч. атталийский, 2 мая.     Ефив (юноша 15—20 лет, греч.), муч. италийский, 30 июля.     Ефрем (плодовитый, евр. и сирр, еп. херсонский, 7 марта.     Ефрем сирин, преп. 28 янв.     Ефрем, патриарх антиохийский, 8 июня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Напр., 5 ноября в стихирах на хвалитех только 3 песнопения и 4-е на Славу; в таком случае в счет четырех действительно надобно вводить и песнопение на Славу. Но 13 и 30 ноября в стихирах на хвалитех по четыре песнопения и пятое на Славу, богородичен этих стихир составляет уже шестое песнопение; в этом слчае достаточно их и без песнопения на Славу. Выражение: с припевами их вечерними», указывает на то, что два последние песнопения хвалитных стихир Минеи поются с теми припевами, которые указаны в Минее в вечерних стихирах на стиховне (см., напр., 26 сент. и 13 нояб.), тогда как четыре воскресные стихиры и две первые из Минеи поются со стихами хвалитных псалмов, начиная со слов: Сотворити в них суд... 171 Надпись: «стихира самогласна», в Минее делается иногда над тою стихирою, которая не в воскресные дни поется после евангелия и 50 пс. (см. в Минее, напр., 13 и 27 ноября); иногда же поемое в этом месте песнопение надписывается просто: «стихира» (см., напр., 30 ноября). Находится же она в последованиях тех святых, которые имеют бдение (напр., 26 сент.) иди полиелей (напр., 28 сент.). Эту стихиру и можно петь во время выхода в притвор, но можно брать ее и из литийных стихир, которые иногда также надписываются «стихиры самогласны», – если только святой их имеет. Вообще же надобно заметить, что в выборе этой стихиры екклисиарху принадлежит свобода, как это видно, напр., из того, что сказано в 48 гл. Типикона под 26 сент: «И поем стихиру самогласну святого, юже хощет екклисиарх». 172 В настоящее время, как выше сказано, обряд помазания елеем совершается на всенощном бдении при начале канона, а елей для сей цели употребляется тот, который освящен на благословении хлебов. 174 Припевы богородичных праздников в воскресные дни, за исключением нед. Ваий и Пасхи, никогда не поются (20 и 48 гл. Тип.). 175 Необходимо сделать здесь следующую оговорку. Части богослужения, следующие за многолетием, в видах однообразия, здесь мы изложили в том порядке, в. каком они указаны во 2 и 3 п. Типикона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Документы дают разные даты смерти И.: в одних указывается 14 окт. 1717 г. или 26 апр. 1718 г. (Русско-кит. отношения. 1990. Т. 2. С. 561-562. Примеч. 3), в других - 1719 г. ( Бантыш-Каменский. 1882. С. 84). По сообщениям католич. миссионеров, И. был похоронен на рус. кладбище к северу от городской стены, по-видимому недалеко от могилы Максима Леонтьева - 1-го рус. священника из Албазина. К нач. XIX в. могила И. не сохранилась, однако, по свидетельствам европейцев, в кон. XIX в. на рус. кладбище находился камень с могилы И., испорченный кит. надписями ( Widmer. 1976. P. 197). К 2009 г. на территории бывш. русского кладбища разбит парк, сведений о местонахождении надгробия нет. Тем не менее в Национальной б-ке Китая имеется снятый с этого надгробия эстампаж, который был опубликован в 1991 г. в «Сводном каталоге маньчжурских документов, хранящихся в Китае». В разд. «Эстампы» под 0401 хранятся 2 листа. На одном (лицевая сторона камня) тексты на кит. языке - «Христианский священник архимандрит Илаливань Леласыцзи. 17-й день 8-го месяца 57-го года правления Канси» (11 сент. 1718) и на маньчжурском языке - «Христианский священник архимандрит Илаливань Леласги. Тело захоронено 10-го дня 8-го месяца 57-го года Элхэ Тайфинь» (3 сент. 1718). На др. листе (тыльная сторона камня) надпись на церковнослав. языке - «1717го преставися раб Божий священноархимандрит Иларион прозванием Лежайский родом из Польши поживе лет 60 и погребен здесь». Тексты этого эстампажа позволяют уточнить некоторые даты: маньчжурская надпись указывает дату захоронения, а китайская - дату установления надгробия. Поскольку известно, что И. род. в 1657 г., то в 1717 г. ему как раз исполнилось 60 лет. Т. о., годом кончины И. следует считать 1717 г., возможно 14 окт. (как указано в одном из рус. документов), когда он возвращался с горячих источников в Туншане, недалеко от Пекина ( Pavlovsky. 1949. P. 162). Предание тела земле (или скорее освящение могилы) произошло почти через год, 3 сент. 1718 г. (что не противоречит кит. обрядовой практике), неск. днями позже, т. е. 11 сент. 1718 г., на могиле был установлен надгробный камень.

http://pravenc.ru/text/389189.html

V в.). Календарь рим. богослужебных книг, прежде всего Сакраментария Григория (VII-VIII вв.), был положен в основу санкторального цикла литургического года в империи франков. Благодаря этому совместное поминовение К. и Корнелия получило широкое распространение на лат. Западе; этот праздник указан в большинстве франк. календарей эпохи Каролингов (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 2. S. 1292-1293. (MGH. Libri Memoriales; 2)). Сщмч. Киприан Карфагенский. Скульптура на юж. фасаде кафедрального собора в Милане. XIX в. Сщмч. Киприан Карфагенский. Скульптура на юж. фасаде кафедрального собора в Милане. XIX в. Краткое сказание о К., составленное на основе Актов, приведено в Мартирологе Беды Достопочтенного ( Quentin. 1908. P. 70). Этот мартиролог послужил основой для франкских «исторических» мартирологов IX в., составленных Флором Лионским, Адоном Вьеннским и Узуардом. В Мартирологе Адона содержится более подробное сказание о К., составленное с учетом «Жизни Киприана» диак. Понтия (PL. 123. Col. 354-355; см.: Quentin. 1908. P. 508); в Мартирологе Узуарда приведена краткая заметка из Мартиролога Беды (PL. 124. Col. 467-468). Поминовение К. значится также в мартирологах Вандальберта Прюмского (MGH. Poet. T. 2. P. 594), Рабана Мавра (PL. 110. Col. 1168) и др. В VII в. в Риме было введено празднование Воздвижения Св. Креста (Exaltatio S. Crucis) 14 сент. Начиная с понтификата Сергия I (687-701) в этот день совершалось поклонение Св. Древу в Латеранской базилике (LP. Vol. 1. P. 374). Со временем праздник Воздвижения стал более значимым, чем поминовение святых Корнелия и К. В раннесредневек. богослужебных книгах Юж. Италии сохранились следы раннего почитания К., к-рое, по-видимому, было связано с рим. влиянием. Так, в «Мраморном календаре» из Неаполя (IX в.) под 14 сент. указано «мученичество св. Киприана и Воздвижение Креста», а в самых ранних календарях из аббатства Монте-Кассино (VIII-IX вв.) под 14 сент. значится память Корнелия и К. (Die ältesten Kalendarien aus Monte-Cassino/Hrsg. E. A. Lowe. Münch., 1908. S. 28-29). Однако в беневентских литургических книгах известен только праздник Воздвижения ( Kelly T. F. The Beneventan Chant. Camb., 1989. P. 66, 71), к-рый имеется также в более поздних календарях из Беневенто, Капуи, Монте-Кассино и Неаполя. Возможно, в Юж. Италии К. отождествляли со сщмч. Киприаном Антиохийским, поминовение к-рого указывалось под 26 сент. (см.: Brown V. A New Beneventan Calendar from Naples: The Lost «Kalendarium Tutinianum» Rediscovered//Mediaeval Stud. Toronto, 1984. Vol. 46. P. 414-415, 434).

http://pravenc.ru/text/1684710.html

Вознесенским (П 1834 г. 26 янв.), вызвавшее объяснение Геннадия (П 1834г. 23 сент.) и окончившееся прошением Геннадия об увольнении по случаю серьезного повреждения ноги (П. там же, 29 сент.), удовлетворенным 30 окт., когда опять назначен был проф. ( Д. Ростиславов о нем, как экономе, см. П 1840г. 29 окт.; 1841г. 12 март., 26 авг., 10 окт., 22 окт.; 1842г. 16 мая, 29 сент.; 1843г. 22 окт.); и так были экономами профессора до предложения гр. Протасова, который поставил в экономы иером. Геннадия (П 1859г. 14 янв.); засим (П 1863г.) экономом делается преподаватель (Π. А. Лебедев ), и в этом же году с конца авг. экономствует иером. Сергий, который (П 1864 г. 28 авг.) назначается в Пекинскую миссию, и на его место поступает А.И. Предтеченский , из-за коего в 1861г. у нас была великая передряга (см., однако, прошение Предтеченского: П 1861г. 23 дек.), лишившая нас почтенных М.И. Владиславлева, Н.Н. Жданова, Спрогиса и др. достойных (в то время как в 1859 г. таковую же передрягу умело предотвратил благожелательнейший митрополит наш Григорий); и это был последний эконом из профессоров (П 1867 г. 29 апр.) Теперь 1-м заместителем простеца эконома в Правлении из ученых был Филарет (КДУ Д затем таковым был Платон (П 1831г. 16 февр.) и, наконец, (П 1859 г. 14 янв.) – Диодор (Ильдонский). 25 К 1824г. 2 янв. Так же и достоуважаемый проф. Π.В. Знаменский отмечает случай, когда «в Конференции Казанской академии председательствовал первоиерарх Казанский. История Казанской Дух. Академии, 1884г. A проф. Малышевский в своей прекрасной Исторической Записке стр. 90 и далее описывает еще более широкое и деятельное участие митр. Евгения в Киевской Конференции. Ср. Труды Киев. Дух. Акад. 1898. I, с.637. 26 Κ 1814г. 4 нояб. п.8. Совершенно справедливо, что это «Второе Отделение» Академии было открыто 1 июля: Дело КДУ 1809г. 20 июн. (cp. там же, 8 сент.); но бездействовало и должно было бездействовать до тех пор, пока Конференция не получила права высшего духовного представительства, пока т.е. в ней не было докторов богословия. Но вот Журнал 3 июл. 1814г. оповещает, что докторская степень открыта; что после согласия, выраженного Митрополитом, сделано представление в Комиссию Дух. Училищ, что последняя утвердила это представление, и тогда Конференция стала уже не одним названием, а живым содержательным явлением. Поэтому КДУ, слова которой, цитированные мною в тексте, переданы в докладной части журнала Конференции 4 ноября 1814 г., совершенно точно называет, очевидно, первое торжественное собрание Конференции, бывшее 13 августа «торжественным открытием» оной. В этом, собственно, 13 августа 1814 года и был праздник – «по случаю окончания первого учебного курса в С-Пб. Дух. Академии». Комиссия Духовных Училищ «признала за благо дать Академической Конференции полный, Уставом определенный вид и возвысить сие сословие приобщением к существующим уже действительным членам мужей знаменитых своими творениями, любовью к наукам и ревностию к Вере». K 1814г. 3 июл. лист 2-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Надо сказать, что тут поначалу иногда брала инициативу в свои руки КДУ: K 1815 г. 26 окт.; 1818г. 16 июн.; 1819 г. 4 окт.; 1821г. 15 янв. и 15 фев.; 1822г. 27 апр.; 1826г. 5 авг.; 1830г. 1 мая. В некоторых случаях она исправляла решения Конференции, которая 24 сент. приняла от. о. Березина вместо курсового некоторые его проповеди и уроки, передада о. архимандриту Владимиру, он (К 13 нояб.) одобрил, но КДУ отказала: это, говорит, выписка из других книг и катехизисов (К 1830г 7 июл.). Впрочем (К 1830 5 сент.) Березин подал соч. о прообразованиях, 15 сент. Кочетов одобрил, а 1831г. 4 мая КДУ, по отзыву проф. Кочетова и согласию на оный Владыки, возвела Березина в магистры. Также (К 1829г. 17 авг.) Конференцию просило за старш. канд. Лавра Соколова Правление Могилевской Дух. Семинарии, чтобы возвели в магистры без курсового; Конференция не согласилась: нужно представить в КДУ сочинение; засим (К 1832г. 24 дек.) заслушала и иер. Макарий одобрил; но КДУ: рассуждение сие расположено без соблюдения надлеж. правил и потому не может называться рассуждением, но размышлением, в коем сверх сего оказываются следы перевода (К 1833 г. 8 июл.) – отказала; но, впрочем (К 1835г. 16 сент.), этот о. Л. Соколов подал новое: о вере Патриархов и Израильтян в бессмертие, или жизнь по смерти; поручено было рассмотрение троим, и К 1835 г. 24 февр.: Карпов и Бажанов лишь вскользь сделали замечание относительно языка, да о. Колоколов нашел некоторые мысли неудобовразумительными благодаря темноте изложения; и 28 апреля было прислано утверждение Комиссией. Несколько иное в деле, о котором начинается с К 1834г. 9 апр.: КДУ, находя отзыв одного члена Конференции (Бажанова в 1833 году) о достоинстве курсового свящ. Аристова недостаточным для признания магистром, предписала подвергнуть новому рассмотрению. К 1835г. 31 янв.: рецензенты дали отзыв одобрительный, только Паисий сделал беглое указание на недостаток изложения. По этим отзывам ΚДУ признала и умно поступила, и 5-го же мая уволила Аристова из Тверской семинарии по запросу попечителя для беспрепятственного определения его в Ярославский Демидовскй Лицей. Наконец, не можем удержаться и не передать, что (К 1840г. 19 февр.) Конференция ходатайствовала о присуждении степени магистра для шести, в списке у гр. Протасова почему-то оказавшихся старшими кандидатами, «в соразмерность с награждением, коего удостоены перворазрядные их товарищи». Протасов представил в Синод сочинения этих злосчастных, который решил разослать на прочтение архиереям, и ДУУ 1045 определением 11/18 окт. 1847 г. положило пятерым дать степень магистра, отказав шестому –Зыкову, сочинение которого не одобрил Киевский митрополиг Филарет. См. К 1837г. 26 апр., 24 июн., 18 окт.; 1838г. 16 март., и у Родосского: Зыков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Сам П. скрупулезно выполнял решение Тридентского Собора о назначении на епископские кафедры только достойных кандидатов, чьи католич. вера и образ жизни не вызывали нареканий. Следствием такого подхода были задержки в назначении епископов. П. требовал, чтобы стоявшие во главе монашеских орденов генералы и приоры усилили контроль над мон-рями, а монашествующие вели образ жизни, соответствующий уставу их религ. объединений. Важнейшим документом понтификата П. стала булла «Cum ex apostolatus officio» от 15 февр. 1559 г., определившая, что ни при каких обстоятельствах еретик не может быть законным папой Римским. Буллой «Cum nimis absurdum» от 14 июля 1555 г. П. организовал в Риме евр. гетто, наложив на евреев ряд ограничений, в т. ч. запрет на коммерческую деятельность, за исключением предоставления денег под залог и торговли подержанными вещами, запрет лечить христиан, обязательное ношение отличительных знаков (для мужчин - коническая шляпа желтого цвета, для женщин - к.-л. др. предмет одежды желтого цвета). Серьезные последствия имели предпринятые осенью того же года репрессивные меры против португ. марранов (евреев, принявших христианство), проживавших в Анконе. Эта группа населения играла важную роль в коммерческой жизни портового города и в торговых перевозках (в связи с чем в 1547 папа Павел III даже освободил анконских марранов из-под юрисдикции Конгрегации инквизиции). После того как в город прибыл прелат с поручением провести расследование в отношении марранов, многие из них бежали из Анконы. Но к весне 1556 г. ок. 50 чел. были схвачены инквизицией, в период между апр. и июнем (точная дата неизв.) 26 марранов сожгли заживо ( Segre R. Nuovi documenti sul marrani d " Ancona (1555-1559)//Michael: On the History of the Jews in the Diaspora. Tel Aviv, 1985. Vol. 9. P. 130-233). Эти меры вызвали международный резонанс, в июле 1556 г. евр. общины Вост. Средиземноморья объявили коммерческий бойкот порту Анконы. Верный своему принципу не идти на соглашения с протестантами, П. не признал заключенный имп. Карлом V с немецкими лютеранами Аугсбургский религиозный мир (25 сент. 1555), предоставлявший князьям право выбирать вероисповедание в своих владениях. Поскольку Фердинанд I Габсбург после отречения Карла V принял титул императора Свящ. Римской империи без папской коронации, П. отказался признавать его. В 1555 г. буллой «Illius, per quem Reges regnant» папа признал Филиппа II Габсбурга и Марию Тюдор королем и королевой Англии и Ирландии; после смерти Марии англ. трон заняла ее сестра, протестантка Елизавета I Тюдор (1558-1603). Интриги папских племянников кард. К. Караффы, его брата Джованни Караффы, ставшего в 1556 г. герцогом Палиано, а также антигабсбургские амбиции самого П. привели к войне в союзе с Францией против Испании (сент. 1556 - сент. 1557). Однако война обернулась для П. неудачей, испан. войска подошли к Риму. Папе пришлось начать с испанцами переговоры и 14 сент. 1557 г. заключить мир в г. Каве.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010