В жизни сего святителя, был один особенно замечательный случай, явно обнаруживший его святую и непорочную жизнь. Соборные снященнослужители, питая вражду на Иоанна за то, что он подвергал их наказанию за их предосудительные поступки, уговорили перводиакона Елевферия повсюду разгласить, будто святитель ведет жизнь, несообразную с его саном. Худая молва об Иоанне скоро разнеслась по городу. Суздальские граждане, поверив этой молве, пришли в архиерейский дом и выгнали с бесчестием и поруганием Иоанна из города. Святитель молчал и сносил все великодушно. Вышел из города, преследуемый соборными снященнослужителями и народной толпой. Отойдя менее версты от города на юго-восток, святитель стал на ровном и открытом месте; обратился к востоку, преклонил колена, воздвиг руки на небо и сказал со слезами: «Господи Боже мой, я сделался позор миру, ангелам и человекам. Но Ты знаешь мою невинность.... Прости им, Господи (указав на соборных священнослужителей), и не поставь им сего во грех». Как только произнес это святитель Иоанн, в ту же минуту открылся суд Божий над его клеветниками: они ослепли. Видя таковую казнь Божию, все преследовавшие святителя, пали на землю и со слезами просили у него прощения и благословения. Иоанн простил и благословил. Потом помолился за своих врагов; и тех Господь простил: они тогда же прозрели и дали обет исправить свою жизнь 77 . Как это событие случилось 6 сентября, в тот самый день, когда св. Церковью воспоминается чудо, бывшее в Хонех от Архистратига Михаила, то граждане, по соизволению святителя устроили храм во имя Михайлова чуда, на том месте, где произошло новое чудо – ослепление и прозрение врагов Иоанновых 78 . Достигши преклонных лет, Иоанн оставил епископский престол, принял схиму и жил в Боголюбовом монастыре, где и скончался 15 октября 1372 г.; но погребен в Суздальском соборе. Нетленные мощи сего святителя почивают открыто в Суздальском соборе. Когда же именно они прославлены и изъяты от земли – неизвестно 79 . Память его местно празднуется 15 октября 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

В минеях макарьевских это событие записано под 11 мая под заглавием: о благоизволении божии. Замечательно, что русские крестьяне в некоторых местностях по забавному недоразумению празднуют 11 мая в честь какого-то мифического царя града и не работают, опасаясь, что этот царь града побьет градом поля крестьянина, работающего в день, посвященный в его честь. Воспоминание явившегося на небе знаменья креста в Иерусалиме (мая 7). Комментарий греч. часослова: «в 346 г. при Констанцие, сын Константина великого , и при архиепископе иерусалимском Кирилле, во время пятдесятницы около 3 часу дня явилось крестное знамение из светлых звезд, простиравшееся от Голгофы до горы масличной» 502 . Чудо св. архистратига Михаила в Колоссаех или в Хонех фригийских (сент. 6) 503 . Чудо св. мученика Феодора Тирона, воспоминаемое в пятницу 1-й седмицы в. поста (см. выше). Сказание об иверех, како приидоша к богоразумию (372 г); помещено в макарьевских минеях (окт. 27). Пробуждение св. седми отроков, иже во Ефесе (окт. 22 и авг. 4). Комментарий греч. часослова: «семь отроков. уснув в пещере в 250 г. в царствование Декия, почивали 184 года до царствования Феодосия младшего: затем проснувшись или воскресши и опять по воле Божией немного пожив, преселились ко Господу в 434 г.» 504 . Память великого труса в царство Феодосия малаго 438г. (25сент.) 505 . Память великого труса (в год кончины Феодосия малаго 450 г.) (26 янв.). Память великого пожара в Константине граде при Льве великом царе; и сгоре множайшая часть града за седмь дней (сент. 1) 506 . Память сшедшаго с небесе праха (469) (нояб. 5) 507 . Трус в Антиохии при Юстиниане I (526 г.? 508 ) (апр. 5). Память данней от Бога помощи христианам в Константинеграде на варвары в лета Ираклия царя греческого (авг. 7 и в субботу 5-й недели). Комментарий греч. часослова: «Около 620 г. с востока персы, с запада скифский народ авары, пришедши с многочисленным войском, осадили царствующий город, царь же Ираклий тогда отсутствовал; наполнив кораблями море, в особенности залив рога, а сушу – воинами пешими и конными и машинами, враги уже готовились к приступу. Граждане, хотя и мужественно сопротивлялись, но будучи весьма малочисленны для отражения такого натиска, возлагали всю надежду спасения только на предстательство Богоматери. И вот внезапно налетевшая страшная буря разбила и потопила все корабли и трупы варваров выбросила пред влахернским храмом Богоматери. Народ, ободрившись этим, выступил из города и преследовал остальных варваров, бежавших от страха. Вечером собравшись во влахернский храм Богоматери, граждане воспели ей благодарственную песнь, не присаживаясь всю ночь, отчего и песнь эта названа неседальною (υνος κϑιστος). Воспоминание о чудном спасении верующих византийцев совершаем мы ныне (т. е. в пятую субботу в. поста) во славу матери Бога нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Текст Симеона Метафраста значительно короче анонимного текста. Диалоги Архиппа с М., явившегося старцу в образе сияющего мужа, сокращены и даны в косвенной речи. Кроме того, в тексте отсутствуют важные строки, в к-рых М., пророчествуя о силе места, где произошло чудо, перечисляет главные аспекты своего культа. Вторым по значению и популярности после «Чуда в Хонех» является «Собрание чудес Михаила», написанное диак. Панталеоном (BHG, 1285-1288b). Греч. текст не опубликован, сокращенный лат. перевод XII в. издан в PG. 98 (Col. 1259-1289) (в нем отсутствуют чудеса визант. периода, кроме «Чуда о Маркиане-вощнике»). Слав. перевод опубликован в ВМЧ (Нояб., дни 1-12. Стб. 243-282), в нем опущены небольшие отрывки, которые сохранились в греч. тексте. В зап. традиции этот текст называют «Житие Михаила» (Vita Michaeli), т. к. по аналогии с Житиями святых события, в которых принимал участие М., излагаются в хронологическом порядке, начиная с изгнания сатаны. В греческом названии фигурирует слово διγησις, т. е. «рассказ, повесть». Из текста следует, что он создан между 843 и 867 гг., при имп. Михаиле III. Автор служил диаконом в церкви в к-польском квартале Евсевия и занимал важное место в клире Св. Софии. Он был высоко образован, знал не только Свящ. Писание, но и апокрифы, святоотеческие и др. богословские тексты (напр., во введении цитирует свт. Григория Богослова и «Ареопагитики»). Композиция сочинения циклическая. Автор начинает рассказ от сотворения мира, доводит изложение до своего времени и вновь возвращается к ВЗ. Сочинение можно разделить на 4 части: введение; библейскую часть; визант. часть; возвращение к Свящ. Писанию. Введение носит риторический характер, основным мотивом является похвала Михаилу как архистратигу. После рассказа о падении сатаны следует рассказ «Об Адаме», к-рый представляет собой рассуждения об отношении ангелов с людьми: Адам - как собирательный образ человека; ангелы - хранители людей от дурных поступков. Ангелы-покровители есть не только у человека, но и у отдельных народов. М.- покровитель Израиля, но он помогает не только людям ВЗ, но и христианам.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

– Сию минуту я работал на кухне господина моего. Мне было приказано принести к моему господину вот эту пищу в горшке. Взяв горшок, я отправился к господину моему, но, сделав несколько шагов по лестнице, ведущей в горницу, в которой обедал мой господин, я неожиданно увидал какого-то воина, сидевшего на коне и сиявшего несказанным светом; он взял меня вместе с этим горшком и поставил меня здесь перед вами, не знаю уже каким образом. Услыхав это, все бывшие там, а особенно родители Георгия, воздали усердное благодарение Богу и Его святому угоднику великомученику Георгию. Когда затем все начали вкушать пищу из того горшка, то случилось новое чудо: сколько вкушали из горшка, столько в него снова прибавлялось; хотя горшок был настолько мал, что содержимое его мог съесть и один человек, обедавших было весьма много, но все ели до сытости, хваля Бога и говоря: – Вот святой великомученик Георгий на праздник свой прислал нам от болгар хорошую пищу! Затем горшок тот был передан вместе со многими дарами и приношениями в храм святого великомученика и хранился там среди священных сосудов, в воспоминание славного чуда, совершенного святым великомучеником Георгиям с. 53–60]. Святой Георгий освобождает Мануила от разбойников В честь славного великомученика Георгия жители Лидии, расположенной в Пафлагонии, построили храм. Среди прихожан этого храма были два человека – отец и сын, особо почитавшие память святого Георгия. Отец носил имя Лев, а сына звали Мануилом. Благочестивый юноша заботился не только о церкви святого Георгия, но и неустанно посещал храмы, посвященные другим святым, надеясь на их помощь и предстательство. Мануил каждый год ходил на престольный праздник в церковь Архистратига Божиего Михаила в Хонех и относил туда деньги, пожертвованные верующими для этого храма. Однажды Мануил собрал больше литры золота и отправился в Хони. Его путь пролегал через фрему Анатоликон. Но к вечеру юноша не смог добраться до деревни, где обычно останавливался. Когда наступила ночь, в темноте он увидел горящий костер. Мануил свернул с дороги и пошел к огню. У костра он увидел пещеру. В пещере жил с женой и сыном разбойник, часто убивавший путешественников, но Мануил не знал об этом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

– «Архангел Господень Михаил» возмущает купель для исцеления болящих (слич. на Горе Св. Ангела). – Наконец, чудо Архистратига Михаила в Хонех. Около стоит Архип. – Из Нового Завета: Зачатие, по восточному догмату: Иоаким и Анна обнимаются. – Введение Богородицы во храм. – Благовещение: Богородица сидит на престоле, поставив ноги на подножие; без веретена и без книги. – Рождество Иисуса Христа (см. рис. 4–6). – Поклонение волхвов. – Крещение Иисуса Христа. – Преображение. – Воскрешение Лазаря. Он спеленут, стоит около гроба, сделанного в виде античного храма, как изображается этот сюжет на саркофагах. – Въезд в Иерусалим. – Распятие. – Мироносицы пришли ко гробу Господню, у которого сидит Ангел: гроб изображен в виде внутренности часовни, со входом под аркой, освященной лампадой, которая спускается с арки над саркофагом: перевод очень замечательный и по изяществу, и особенно по подробностям. – Сошествие в ад, которое в надписи названо, как следует «Воскресением Господним». У Христа в руке длинный жезл в виде шестиконечного креста. – Сошествие Св. Духа: сидят, по обычаю, полукругом 12 Апостолов, без Богородицы; внизу обычная арка, замещаемая то толпой народа, то царственной фигурой Мира, представляет вид затворенной двери, без всяких человеческих фигур. – Успение Богородицы, согласно с русскими подлинниками. – Св. тело Богородицы несут ко гробу. – Положение Св. Ризы. – Положение пояса Богородицы. – Покров Богородицы. – Сверх этих изображений помещены на вратах в медальонах поясные иконы Пророков, Отцов Церкви и других святых, важные для восстановления предания об иконописных типах; между ними же, в медальоне, и икона Спасителя, который левой рукой придерживает Евангелие, а правой благословляет именословно. Наконец, все эти изображения убраны замечательными по чистоте византийского стиля орнаментами. Здесь предлагаются в снимках по итальянским вратам Горы Св. Ангела, деланным в Цареграде в 1076 г. и по суздальским: Низвержение сатаны (рис. 23 и 24), Лестница Иакова (рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В жизни святителя Иоанна в Суздале было весьма замечательное событие, которое обнаружило его святую, непорочную жизнь. Соборный причт, питая вражду к святителю Иоанну за то, что он нередко подвергал их наказанию за предосудительные поступки, уговорил протодиакона повсюду разглашать, будто бы их архипастырь ведет предосудительную жизнь. Худая молва о святителе тотчас разнеслась по городу и граждане пришли в архиерейский дом и с бесчестием и поруганием выгнали Иоанна из города. Святитель, молча, снес это оскорбление. Он вышел из города, преследуемый соборными священнослужителями и толпою грубого народа. Остановясь в недалеком расстоянии от города Суздаля, к юго –западу, на ровном и открытом месте, святитель обратился к востоку, преклонил колена, поднял руки к небу и воскликнул: «Господи, Боже мой, я сделался позором миру, Ангелам и человекам, но Ты знаешь мою невинность: прости им, Господи и не постави сего во грех!» При этих словах святитель указал перстом на соборных священнослужителей. Едва окончил свою молитву преосвященный Иоанн, как суд Божий открылся над его врагами: они ослепли. Видя такую казнь Божию, граждане Суздаля пали на землю и со слезами испросили у святителя прощения и благословения. Епископ Иоанн простил и вернулся к себе. Там он стал молиться за врагов своих и они прозрели. Так как это событие случилось 6–го сентября, в тот самый день, когда святая Церковь вспоминает чудо, бывшее в Хонех от архистратига Михаила, то суздальские граждане, по изволению святителя, устроили храм в память Михайлова чуда, на том месте, где произошло ослепление врагов Иоанна. Впоследствии тут образовалось село и его назвали именем святителя – Иванским и предоставили его архиерейскому дому. Святитель Иоанн управлял обширною епархией 11 лет. В 1363 году к горю всей паствы, но вероятно вследствие неприятностей, он решился сложить с себя сан Епископа и принял схиму, переселившись в Боголюбов монастырь. В 1372 году октября 15–го дня он скончался и его похоронили в Суздальском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем собой южно-италийскую редакцию Студийского устава, как и в Евергетидском Типиконе, празднование М. 8 нояб. отличается гораздо большей торжественностью, чем 6 сент. К особенностям службы М. 8 нояб. по Мессинскому Типикону относится совершение на вечерне входа , чтение паремий Нав 5. 13-15, Суд 6. 2-24, Дан 10. 1 - (?), исполнение мн. самогласных стихир М. (неизвестных по рассмотренным выше памятникам), совершение перед утреней полунощницы с пением канона М.; на утрене поются 3 особых антифона (Пс 134, 102, 148), степенны, назначаются прокимен и Евангелие (те же, что и в Евергетидском Типиконе), поются 2 канона М. (4-го гласа авторства Иосифа и 8-го гласа Иоанна Монаха; без канонов Октоиха - Октоих в этот день не поется вовсе), завершается утреня великим славословием; на литургии чтения, прокимен, аллилуиарий и причастен те же ( Arranz. Typicon. P. 50-51). Принципиальная особенность празднования М. 8 нояб. в Мессинском Типиконе состоит в наличии 1 дня попразднства (9 нояб.). Аналогичный устав имеет служба в честь М. 8 нояб. в Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в., представляющем собой афонскую редакцию Студийского устава; в этом Типиконе также зафиксирован особый дополнительный отпустительный тропарь М. «Победную песнь и непрестанное славословие Владыце приносяй, Михаиле...» ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 238-239). В древнейших греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава , напр. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., и Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 в. 6 сент. вспоминается Чудо М. в Хонех: служба М. соединяется с рядовой службой Октоиха, вечерня совершается обычная, на «Господи воззвах» поются стихиры-подобны М. на 6, на «Славу» - самогласен М.; на стиховне - стихиры Октоиха и на «Славу» - самогласен М.; отпустительный тропарь М. тот же, что и в Типиконах студийской традиции; на утрене поется 1 канон Октоиха и канон М., по 3-й и по 6-й песням канона - седален и кондак М. соответственно, на хвалитех поются стихиры М., утреня имеет праздничное окончание - поется великое славословие; на литургии чтения, прокимен, аллилуиарий и причастен не отличаются от указанных в студийских Типиконах (см.: Lossky. Typicon. P. 159-160; Миркович. Типикон. Л. 34б-35). 8 нояб., в день праздника «Собора архистратига Михаила», согласно Типикону серб. архиеп. Никодима, служба не имеет ярко выраженных праздничных особенностей, хотя на вечерне отмечены вход и паремии, утреня совершается обычная со стихирами на стиховне в конце (без великого славословия); новых гимнографических элементов в последовании М. не указано (см.: Миркович. Типикон. Л. 56б-57).

http://pravenc.ru/text/2563460.html

В образности миниатюры есть созвучие с иконой Петра и Павла из Белозерска: в фигурах апостолов подчеркнуты их равенство и единомыслие, лишь акценты смещены в сторону большей взволнованности, а не мужества и устойчивости. В миниатюре ростовского лицевого «Апостола» ощутима внутренняя драма, может быть, даже предвкушение страданий, делающих её, несмотря на внешнюю нарядность, изысканность художественной ткани, наименее гармоничным произведением среднерусской культуры домонгольского периода. Южные и западные врата Рождественского собора в Суздаль 849 по совершенству своего золотого письма сравнимы с лучшими памятниками иконописи, хотя исполнены они в особой технике – так называемого золотого сечения. Эта техника, известная еще по рукописи Ираклия VIII–IX вв., 850 особенно широко распространилась в Византии в XI в., поскольку её художественные принципы органично отвечали линеарному стилю, сформировавшемуся в первой трети XI в. На медных пластинах, покрытых особым лаком, острым инструментом гравировался рисунок, после чего вся поверхность натиралась золотом, растворенным в ртути (взвесь помещали в мешочек). После нагревания пластин ртуть испарялась, лак становился иссиня-черным и бархатистым, а золото, попавшее в насеченный узор, нерасторжимо спаивалось с медью. Редкая особенность врат – соединение пластин «бубонами», украшенными такими же золотосечными изображениями, включение орнаментов в нижние части всех сцен, 851 а также завершение полотнищ врат цельными пластинами с орнаментом. Исследователи датируют врата по-разному, 852 различна и предлагаемая для них интерпретация. Южные врата посвящены архангельским деяниям, а также самым ранним ветхозаветным событиям, где архангелы не изображены, но подразумевается их незримое присутствие. 853 Литературной основой архангельского цикла, наряду с текстами Ветхого Завета, была «Похвала Архангелу Михаилу» хартофилакса и диакона Великой церкви Константинополя Панталеона, 854 тексты Миней и службы св. архангелам. 855 Сцены чудес архангелов на Суздальских вратах не идеально следуют хронологии: в основе их чередования более существенны символические мотивы, поэтому новозаветные эпизоды (их два – «Чудо архистратига Михаила в Хонех» и «Силоамская купель») перемежаются с ветхозаветными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своде алтаря находится изображение «О тебе радуется», на стене выше царских врат София Премудрость Божия по новгородскому переводу, ниже – Святители. В своде жертвенника «Се агнец Божий» и Господь Саваоф, а по стенам св. диаконы и «чудо архистратига Михаила в Хонех». В диаконике – И. Христос и апостолы в цветочных медальонах – это «Союзом любве связуеми апостоли». В сводах среднего храма повторена четыре раза одна композиция на апокалипсическую тему: трехкупольный храм, в котором стоят 3 ангела со скипетрами. Это те ангелы, которые стоят на четырех углах земли и держат четыре ветра земли; в руках их скипетры – печать Бога живаго 42 (Апокал. VII, 1 – 2). Изображения на стенах представляют 5 рядов: в 1-ом (сверху) – праздники: Сретение, Богоявление, вход И. Христа в Иерусалим, Сошествие И. X. в ад, Вознесение И. X. на небо, Успение, Покров Пресв. Богородицы и др.; во втором ряду некоторые события Евангелия; в третьем Страсти Христовы, в четвертом события из книги Деянии апостольских – крещение народа ап. Петром (табл. XLVII), в пятом – нижнем изображения символические, поучительные из Пролога (видение Козьмы игумена) и др. Для образца отметим «Плоды страдании Христовых» или живой крест (табл. XLVIII). Изображен крест с распятым на нем И. Христом; крест этот «процвел»: верхняя ветвь, вышедшая из верхнего конца, образует букет, из которого выступает рука с ключом и открывает райские двери; выступающая из десной ветви рука возлагает венец на Церковь Божию, представленную в виде пятиглавого храма московской архитектуры; в храме стоят 4 евангелиста; из ветви, идущей от шуйцы И. Христа, выступает рука держащая меч и поражает смерть (скелет), сидящую на коне: рука, выступающая из процветшего подножия креста, держит молот и поражает скованного цепью дьявола (эта часть сильно пострадала от времени); возле подножия И. Христа – мертвые встают из гробов и в числе их – Адам, погребенный, по апокрифическому преданию, на Голгофе и очищенный от греха кровью из язв И. Христа, падавшей на его «череп».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В ту ночь разбойник с сыном ушли на свой промысел. Мануил увидел у входа в пещеру женщину и попросил ее о пристанище. Жена разбойника спросила: – Кто ты и куда идешь? – Я из Лидии, – ответил юноша, – несу пожертвования от христолюбивых людей в храм Архистратига Михаила в Хонех. Жена разбойника решила обокрасть благочестивого паломника. – Мы поможем тебе добраться до Хоней, – сказала она, прикидываясь доброй, – и дадим пожертвования от нашей семьи. Затем она поинтересовалась, много ли денег у юноши. По простоте своей, Мануил, ничего не скрывая, ответил: – Я несу более литры золота. Услышав об этом, женщина обрадовалась и решила овладеть золотом. Она пригласила Мануила в пещеру и сказала: – Отдохни здесь, а завтра отправишься с миром. Затем она закрыла дверь и стала ожидать своего мужа и сына. Глубокой ночью разбойники вернулись в свой вертеп. Они были удручены и печальны, ибо им никого не удалось ограбить. – Мы много ходили, очень устали, но ничего не добыли, – сообщили они матери. – Вы много ходили, но ничего не добыли. Я же, сидя на месте, нашла литру золота, – сказала коварная женщина, насмехаясь над ними. Я заперла в нашей пещере юношу с золотом. И она подробно рассказала мужу и сыну, как ей удалось обмануть и заманить в пещеру простодушного юношу, а разбойники слушали и радовались. Их голоса разбудили Мануила. Юноша невольно стал прислушиваться к разговору хозяев пещеры и понял, что попал в разбойничий вертеп. Мануил заплакал и стал горячо призывать великомученика Георгия: – Святой Георгий, помоги мне! Я всегда уповал на твою защиту и покровительство. Убереги меня от смерти в чужой стране, а если она все же случится, то не оставь без погребения и поминовения. Помоги мне вернуться домой, увидеть твой храм и рассказать всем о том, как ты сотворил со мной чудо. В это время грабители уселись за стол и сказали матери: – Отвори дверь и пригласи юношу поужинать с нами. За столом разбойники стали подробно расспрашивать Мануила о его паломничестве в Хони. Юноша боялся разгневать разбойников и рассказывал им все, ничего не скрывая. Грабители внимательно слушали Мануила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010