Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или чуть по-другому, с вопросительной интонацией — «кто, как Бог?». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утренняя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба. В чем помогает Архангел Михаил, о чем молятся Архангелу Михаилу Согласно иерархии чинов ангельских, Архангелы благовествуют о людям о Тайнах Божиих, открывают нам Божию волю. Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России. История празднования Собора Архистратига Михаила Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году. Архангел Михаил в Ветхом Завете Предание Церкви, которое почитается верующими наравне со Священным Писанием, говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта — в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. Кроме того открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рве со львами. Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви. Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. Например, в Волоколамском Патерике можно прочитать рассказ преподобного Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород». Чудо Архангела Михаила в Хонех

http://foma.ru/21-noyabrya-2013-sobor-ar...

Отделочные работы Храма ещё велись… Насыщение Храма утварью и убранством, пополнение ризницы продолжалось до конца XIX - начала XX в. За период антирелигиозной кампании, длившейся с 1917 г. до недавнего времени, Чудо-Михайловский храм, к счастью, остался цел и невредим. Правда, во время немецкой оккупации он обветшал. Отметить надо и то, что в течение 100 лет церковь практически не закрывалась. В конце 50-х г.г. новозыбковский Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех вошел в Орловско-Брянскую Епархию. Тогда и начались реставрационные работы. В настоящее время Храм входит в состав Брянской Епархии, которая по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была возобновлена в 1994 г. Первым ее архипастырем стал Архиепископ Мелхиседек (Лебедев), возглавлявший епархию с 1994 до марта 2002 г. Ныне Брянско-Севская Епархия и входящий в неё Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех спасаются под святительским омофором Епископа Феофилакта (Моисеева), назначенного на сию Богоспасаемую Брянскую кафедру 20 апреля 2002 г. По материалам юбилейного издания «1896-1996. Чудо-Михайловскому храму 100 лет». Новозыбков, 1996 г. В основанной в 1701 г. в лесах северной Черниговщины слободе Зыбкой первый православный храм будет заложен лишь во второй половине XIX столетия. На то были объективные причины, поскольку основателями слободы были пришедшие в 1686-1697 г.г. в эти края из других мест староверы. Если на первоначальном этапе население слободы и округи состояло преимущественно из приверженцев старого обряда, то к 1861 г. православных жителей в городе и уезде насчитывалось уже более 84 тыс. человек, тогда как старообрядцев числилось свыше 18 тыс., единоверцев – 1,7 тыс. В связи с этим потребность в строительстве православного храма официальной господствующей церкви с каждым годом возрастала. Перед местными властями вопрос о постройке церкви инициировал Михаил Уманец. По его замыслу церковь должна была именоваться в честь Архистратига Божия Михаила, небесного покровителя самого Уманца и вождя воинства Господня. Учитывая его столь ревностное личное отношение к этому богоугодному делу, в 1860 г. Уманца избирают председателем комитета по сбору средств на строительство, организованного руководством Черниговской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=01638

С июля 2010 года, после вступления в должность командующего Черноморским флотом вице-адмирала Королева Владимира Ивановича, богослужения в Михайловском храме совершаются ежемесячно для военнослужащих и членов их семей. В августе 2011 года новый командующий Черноморским флотом контр-адмирал Федотенков Александр Николаевич принимает решение о переносе экспозиции 8 зала музея из здания храма в новое помещение, с целью возрождения исторического облика воинского храма. В ноябре 2012 года новый Министр обороны Российской Федерации Шойгу Сергей Кужугетович принимает решение о реставрации воинского храма св.Архистратига Михаила на средства военного ведомства России, силами ОАО Славянка под руководством Белавенцева Олега Евгеньевича. В сентябре 2013 года к работам приступила «СК Мост» (директор Медведев Александр Рюрикович). За год выполнена реставрация фасадов, заменены окна, проведены работы по замене кровли на медную, установлен медный купол и крест, покрытые сусальным золотом, выполнена заменена ветхого деревянного перекрытия на железобетонные конструкции. Ялтинские мастера установили мраморный престол, жертвенник и резной иконостас, изготовленный в Коелге Челябинской области, Львовские специалисты изготовили уникальные бронзовые паникадила-хоросы с изображениями воинских символов: двуглавых орлов, якорей, Андреевских флагов и георгиевских крестов. Вход в храм украшают массивные медные двери с бронзовыми фигурами: якорями – символом спасения и рыбами – символом Иисуса Христа. Над дверями установлен витраж с изображением Архистратига Михаила. Мраморный пол храма украшен мозаикой. На стенах, облицованных уральским мрамором, будут написаны имена воинов, погибших на Черноморском флоте за 235-летнюю историю. Роспись храма выполнена в ранневизантийском стиле минскими иконописцами. В алтарной абсиде написана Евхаристия, а в конхе –Богородица «Оранта». Свод украшают Собор Архангелов, а на стенах церковные праздники: Рождество Христово, Преображение, Вознесение, Сошествие во Ад (Воскресение), Сошествие Святого Духа на Апостолов, а так же евангельские события: Спасение утопающего Петра, Иисус укрощает бурю, Распятие Спасителя и Снятие со Креста. На западной стене написано Чудо Архистратига Михаила в Хонех и перенесение мощей свт. Спиридона Тримифунтского св. адмиралом Феодором Ушаковым на о. Корфу.

http://sobory.ru/article/?object=23075

Изучив предоставленные музеем сведения, община Страстного храма деревни Артёмово приняла решение просить у правящего архирея благовловление на строительство в деревне Данилово Михаило-Архангельского храма. В 2009 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил это благое начинание. Возрождение древней святыни началось в том же, 2009 году. К сожалению, восстановить церковь на прежнем месте было невозможно, т.к. оно было занято частной застройкой. Решено было поставить храм недалеко от дороги, на участке,  выделенном администрацией Ашукинского сельского поселения. Место было отмечено поклонным крестом. С этого времени и по сей день (уже более 10 лет) 19 сентября, когда вспоминается праздник Чудо Архистратига Михаила, и 21 ноября, когда празднуется Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, из Мураново и Ашукина к этому месту идут крестные ходы и служится молебен о восстановлении храма. Особо чтимой святыней созидаемого храма является икона " Чудо Архангела Божия Михаила в Хонех " , написанная на святой горе Афон. Много сил и энергии для воссоздания святыни Пушкинской земли в родном селе приложили рано ушедшие из жизни братья Сунгаевы - Николай и Алексей. В 2013 году первой была воздвигнута колокольня. Её укомплектовали набором звонких колоколов, подаренные благотворителями. В настоящее время завершены основные работы по строительству храмового здания, началась стадия отделочных работ. Так что не за горами тот час, когда звон колоколов огласит окрестности напоминая нам о Великом освящении даниловского храма, призывая нас оставить " житейское попечение " и помолиться о стране, о народе, о близких живых и усопших, " о пленённых, о в немощех лежащих и о самих себе " . Но уже и сейчас недостроенный храм с позолоченной главкой оживил и украсил древнее село. Строящийся храм будет точной копией Михайло-Архангельского храма разрушенного Чудова монастыря в Московском Кремле. Из книг: Справочник-путеводитель " Святыни нашего прихода " . - Москва, 2021 и " Храмы, часовни и святые источники нашего прихода " Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=41901

Храм стоит на стрелке улиц Погодинской и Еланского. Он как бы начинает собой Аллею жизни – трассу, образованную двумя рядами построек Клинического городка. Даритель храма А.М. Макеев был человеком глубоко верующим. Он задумал устроить больничную церковь во имя архангела Михаила – небесного покровителя своего брата. Кроме единовременного пожертвования на проект и строительство, он финансировал ее обустройство и содержание. В ходе строительства на храм поступило еще одно пожертвование, по завещанию сотрудницы акушерской клиники Е.В. Соловьевой. Больничный храм находился в собственности университета и был одним из лучших в Москве. В 1911 году были устроены приделы Александра Невского и Екатерины мученицы, в честь главного жертвователя храма и его сестры. Во время Первой мировой войны клинический городок был обращен в госпиталь, и священники церкви окормляли множество лечившихся здесь раненых воинов. Так продолжалось до революции 1917 г. В 1918 г. Храм святого архистратига Михаила стал обычным приходским, а его имущество было объявлено «народным достоянием». В 1922 году имущество было изъято, в том числе более пуда драгоценных богослужебных предметов и даже плащаница. В 1931 году храм закрыли для организации в нем рабочего клуба завода «Каучук». В здании в разное время располагались «культпросветчитальня», спортзал, аптека, склад, институтский музей. Главы и колокольня были снесены, пробиты новые окна, внутренняя отделка полностью уничтожена, устроены перегородки. В 1976 г. по инициативе 1-го Московского медицинского института им. И.М. Сеченова здание решено было снести. От уничтожения его спас известный реставратор П.Д. Барановский. Однако треть храма к тому моменту уже была разрушена. Полуразрушенным храм простоял до 1990-х гг., когда нашлись средства на его восстановление. По инициативе ректора Медицинской академии М.А. Пальцева оба здания бывших клинических храмов были переданы Русской православной церкви. Великое освящение храма состоялось 19 сентября 2002 года, в день, когда Церковь вспоминает чудо святого архистратига Михаила в Хонех. Освящение совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Храмовая икона архангела Михаила, увешанная крестиками, была принесена сюда из церкви Николая Чудотворца в Хамовниках. Также в церкви хранятся редкие иконы: образ Богоматери «Помощница в родах», «Целительница» и икона великомученицы Екатерины, тоже почитающейся помощницей в родах и покровительницей детей. Хранятся здесь частицы мощей великомучеников Пантелеимона и Феодора Тирона.

http://sobory.ru/article/?object=02270

Легенда о чуде такова: Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица исцелилась. Отец с дочерью крестились, и благодарный родитель воздвиг храм в честь святого Архистратига Михаила. В храме исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Язычники задумали уничтожить храм и погубить Архиппа. Они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина». Раньше в Красноярске существовал другой храм, посвященный архангелу Михаилу, — домовая церковь при духовной семинарии (ныне в здании семинарии располагается гарнизонный военный госпиталь). В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, а также ризная, где шьются священнические облачения, венчальные полотенца и белые рубашки для крещения. При церкви существует община глухих. Божественная литургия для глухонемых с сурдопереводом совершается два раза в месяц по субботам, а также по большим праздникам на язык жестов переводится все богослужение, за исключением исповеди, проводимой по запискам. После богослужения в нижнем приделе храма священнослужители при помощи сурдопереводчика объясняют слабослышащим прихожанам неясные моменты, возникшие за богослужением, помогают подготовиться к исповеди. Также регулярно священство храма проводит беседы с глухонемыми прихожанами, в процессе которых через сурдопереводчика разъясняются непонятные моменты в православном вероучении и церковных праздниках.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Михаила_А...

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них - икона " Благословенное воинство " - написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины - князья русские - изображены под предводительством Архистратига Михаила. Напомним, что Архистратиг Михаил считается небесным покровителем Киева, и его бронзовую фигуру с мечом киевляне преподнесли Харькову в 2004 г., к 350-летию. Статуя, стоявшая прежде в центре Киева, установлена теперь в центре столицы Слободской Украины - в саду Шевченко. Выдающийся русский писатель Михаил Булгаков, киевлянин, был наречен в честь Михаила архангела. Молитва Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от нас молниеносным мечом твоим духа лукавого, искушающего нас. О великий Архистратиже Божий Михаиле - победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов наших, видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит нас Господь от всех скорбей и от всякия болезни, от смертоносныя язвы и от напрасныя смерти, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Чудо, совершенное Святым Архистратигом Михаилом в Хонех Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила.

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/21/...

против силы дьявола (Великие Минеи Четии) Примечательно, что все восемнадцать клейм кремлевской иконы лишь отчасти следуют известному литературному тексту, озаглавленному «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига», где все повествование выдержано в строгой библейской последовательности событий (Великие Минеи Четии, собранные митрополитом всероссийским Макарием. Ноябрь. Дни 1-12. СПб., 1897. Стлб. 280). Ввиду отсутствия определенного источника одной из главных проблем является выявление программного замысла столь уникального памятника московской иконописи. По мнению Плугина В.А., это произведение «до сих пор не получило убедительной художественной интерпретации и атрибуции» (Плугин В.А. Мастер Святой Троицы. М., 2001 . С. 354 прим.). Между тем только икона «Архангел Михаил с деяниями» сохранила самый ранний и полный цикл деяний Св. Архистратига Михаила. Последовательность сцен на иконе следующая: 1. Троица. 2. Собор архангелов и прочих сил бесплотных. 3. Пророчество Иезекииля о гибели Иерусалима (Иезек. IX). 4. Видение четырёх зверей (четырёх царств) (Дан. VII, 2-8). 5. Борьба за тело Моисея. 6. Лествица Иакова. 7. Три отрока в пещи огненной. 8. Явление Архангела Иисусу Навину. 9. Архангел Михаил изводит Св. ап. Петра из темницы. 10. Явление ангела в облачении великого схимника преп. Пахомию Великому. 11. Борьба Иакова с ангелом. 12. Разрушение Содома и изведение семьи Лота. 13. Ангел поражает войско ассирийского царя Сеннахирима (Ис. XXXVII, 36). 14. Всемирный потоп. 15. Наказание Навуходоносора. 16. Явление ангела во сне царю (Александру Македонскому?). 17. Покаяние Давида. 18. Чудо в Хонех. Само число клейм 18 должно было послужить, по замыслу иконописца, ключом к раскрытию смысла иконы. Это число имеет апокалиптическое значение (6+6+6=18) и указывает на Антихриста, ибо « число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13, 8). Интерес к числовой символике особенно характерен для времени создания кремлевской иконы, о чем позволяет судить послание иконописца Феофана Грека, включенное в «Слово о житии и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго»: « Бог двойственности не имеет, душевной тройственности ни одной, телам приобщается, не бегущей четверки, вне устремления двойной пятерицы чувств, нне страдает от шестерицы, имеет честь лучшую седмерицы» (БЛДР.

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/...

В ответном слове митрополит Воскресенский Григорий подчеркнул: «Давида Ильича Арсенишвили русский православный народ никогда не забудет. Мы будем ему благодарны за то, что он сохранил наши святыни от полного уничтожения и передал их нам. Нам особенно радостно, что сегодня, в годовщину его второго духовного рождения — рождения для Царства Божьего, Вы, дорогой владыка Николай, служили вместе с нами. Мы составляем единый православный народ. Мы едины во Христе, едины в вере, едины в молитве, в том числе и за своих предков». На память о совместной молитве он подарил митрополиту Ахалкалакскому, Кумурдойскому и Карсскому Николаю образ Спаса Нерукотворного, подчеркнув, что «именно этому образу посвящен сей старинный собор, который сохранен благодаря усилиям, заботе, стараниям Давида Арсенишвили». Затем состоялось открытие конференции. Среди участников и гостей форума — митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай (Грузинская Православная Церковь), советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах г. Москвы протоиерей Феодор Кречетов, сотрудники музея и представители научной общественности. Перед началом чтений был показан документальный фильм «Незабвенные», посвященный памяти Д.И. Арсенишвили. Затем выступил хор храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах. Далее участников приветствовал заместитель директора по научной работе Г.В. Попов. Первым на конференции выступил митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай, представивший доклад «Чудо архистратига Михаила в Хонех. История и новые открытия». В программе чтений — доклады, посвященные вопросам изучения христианского искусства разных стран. Часть докладчиков форума принимает участие дистанционно. Работа конференции завершится 17 ноября. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6077274...

Под киотом иконы святителя Николая и резной фигурой угодника, поперек часовни, лежало толстое квадратное бревно толщиной в 6,5 вершков, в середине которого в углублении, окованном прочным железом, под замком находились ящик и кружка с отверстием для пожертвований доброхотных дателей. Свет во внутрь часовни проникал с трех сторон: с южной в стене прорублено было небольшое окно без рам и стекол, с северной свет проходил через дверной проем, а с западной находилась полукруглая створчатая дверь, окрашенная с лицевой стороны орнаментами. Над ней изображен на стене благословляющий Спаситель, а по сторонам двери – чудо Архистратига Михаила в Хонех и Архистратиг поражает сатану. Вся часовня с наружной стороны, галерея и крыша окрашены были темно-малиновой краской. При входе в часовню, находившуюся в пустынном месте, в которую едва проникал свет Божий, перед взором путника возникала слабо освещенная резная фигура угодника в рост человека и наводила какой-то особенный страх. Свое впечатление о нередической часовне оставил в путевых записках известный русский ученый Владимир Павлович Безобразов, посетивший ковровские места в 1861 году: «Однообразие дороги (от слободы Мстеры в слободу Холуй) прерывалось лишь перевозом на Холуйской пристани (на Клязьме) и часовнею с деревянным изваянием святого чудотворца Николая, стоящею посреди мрачного леса. С этою часовнею связаны народные легенды, которые с трепетом рассказывал мне ямщик. Темнота и холод в этой часовне, посреди нее колоссальная белая фигура угодника, стоящего с большим мечом в руках и пустынный лес вокруг, действительно производят трепет в душе». Причина возникновения часовни в таком пустынном месте достоверно неизвестна. Установленная еще в древности часовня со временем возобновлялась, но неизменно сохраняла первоначальный вид. Именно на этом месте, по преданию, был найден в древности деревянный резной образ Николая чудотворца, который и поставили в часовне. Там он сохранялся до начала XIX столетия, пока не был перенесен в храм погоста Нередичи. В часовне же установили другой образ.

http://sobory.ru/article/?object=33464

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010