Храм стоит на стрелке улиц Погодинской и Еланского. Он как бы начинает собой Аллею жизни – трассу, образованную двумя рядами построек Клинического городка. Даритель храма А.М. Макеев был человеком глубоко верующим. Он задумал устроить больничную церковь во имя архангела Михаила – небесного покровителя своего брата. Кроме единовременного пожертвования на проект и строительство, он финансировал ее обустройство и содержание. В ходе строительства на храм поступило еще одно пожертвование, по завещанию сотрудницы акушерской клиники Е.В. Соловьевой. Больничный храм находился в собственности университета и был одним из лучших в Москве. В 1911 году были устроены приделы Александра Невского и Екатерины мученицы, в честь главного жертвователя храма и его сестры. Во время Первой мировой войны клинический городок был обращен в госпиталь, и священники церкви окормляли множество лечившихся здесь раненых воинов. Так продолжалось до революции 1917 г. В 1918 г. Храм святого архистратига Михаила стал обычным приходским, а его имущество было объявлено «народным достоянием». В 1922 году имущество было изъято, в том числе более пуда драгоценных богослужебных предметов и даже плащаница. В 1931 году храм закрыли для организации в нем рабочего клуба завода «Каучук». В здании в разное время располагались «культпросветчитальня», спортзал, аптека, склад, институтский музей. Главы и колокольня были снесены, пробиты новые окна, внутренняя отделка полностью уничтожена, устроены перегородки. В 1976 г. по инициативе 1-го Московского медицинского института им. И.М. Сеченова здание решено было снести. От уничтожения его спас известный реставратор П.Д. Барановский. Однако треть храма к тому моменту уже была разрушена. Полуразрушенным храм простоял до 1990-х гг., когда нашлись средства на его восстановление. По инициативе ректора Медицинской академии М.А. Пальцева оба здания бывших клинических храмов были переданы Русской православной церкви. Великое освящение храма состоялось 19 сентября 2002 года, в день, когда Церковь вспоминает чудо святого архистратига Михаила в Хонех. Освящение совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Храмовая икона архангела Михаила, увешанная крестиками, была принесена сюда из церкви Николая Чудотворца в Хамовниках. Также в церкви хранятся редкие иконы: образ Богоматери «Помощница в родах», «Целительница» и икона великомученицы Екатерины, тоже почитающейся помощницей в родах и покровительницей детей. Хранятся здесь частицы мощей великомучеников Пантелеимона и Феодора Тирона.

http://sobory.ru/article/?object=02270

Михайло-архангельская церковь 1745 г. Здесь сохранилась исправленная фресковая живопись, исполненная в 1785 г., как видно из записи на стенах: «во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы Отца и Сына и Св. Духа при державе благочестивейшия, самодержавнейшия, великия Государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны всея России, при наследнике её благоверном Государе, цесаревиче и великом князе Павле Петровиче, при супруге его благоверной Государыне цесаревне Марии Феодоровне, и благоверных Государех, великих князех Александре Павловиче и Константине Павловиче, при благоверных Государынях великих княжнах Александре Павловне и Елене Павловне благословением преосвященнейшаго Павла 49 епископа Костромского и Галичскаго украсися сей храм в лето от Рождества Христова 1785 года. Писали в сей св. церкви града Костромы подрядчики мещане Иван и Лука дети Носковы, а мастера были – Сергей Окатов, Василий Носков, г-на Куломзина дворовые человеки, Петр Гаврилов, подмазчиком был Андрей Котохин. В лето от Р. X. зачата писать 1784 года июля 1-е, покончена 1785 г. августа 9 дня тщанием приходских людей». Иконографические темы росписи взяты из Евангелия и из сказаний об Архистратиге Михаиле: чудо в Хонех, явление Арх. Михаила сотнику; известное чудо о юноше, нашедшем клад, связанное с историей Дохиарского монастыря на Афоне и изображенное в стенописях нарфика Дохиарского собора, а отсюда перенесенное и в русские стенописи (ср. стенописи Николонадеинской церкви в Ярославле). Свержение сатаны, изгнание прародителей из рая. Валаамова ослица, Арх. Михаил охраняет тело Моисея, явление Арх. Михаила Иисусу Навину, убиение Голиафа и др. Это уже самые поздние из фресковых росписей в Костроме; наклон к фряжской живописи здесь уже определился вполне. В той же церкви находится икона Арх. Михаила в деяниях, XVII в.; икона воскресения Христова того же времени и Еммануил; в числе иконных привесок отметим: серебряный наперсный крест, три корсунских креста и два образка. Церковь Вознесенская. В притворе – иконы XVII в.: святителей вселенских и московских, Андрея Стратилата и Геннадия Костромского, ап. Андрея Первозванного и прор. Иеремии (из старого иконостаса). В теплой церкви – деисис поясной XVII в. В холодной церкви весь иконостас хорошей работы XVII в.: но исправленный: иконостас четырёхъярусный: 1) местные иконы, 2) праздничный ряд, 3) деисусный и 4) пророческий. Аналойная икона Владимирской Богоматери XVII в. Икона Зосимы и Савватия на правом клиросе того же времени. На столбах – большие иконы Неопалимой купины, Рождества Христова, Успения Богоматери, редкая икона Авраамия Галицкого, Иоанна воина и Феодора Стратилата – все XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них - икона " Благословенное воинство " - написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины - князья русские - изображены под предводительством Архистратига Михаила. Напомним, что Архистратиг Михаил считается небесным покровителем Киева, и его бронзовую фигуру с мечом киевляне преподнесли Харькову в 2004 г., к 350-летию. Статуя, стоявшая прежде в центре Киева, установлена теперь в центре столицы Слободской Украины - в саду Шевченко. Выдающийся русский писатель Михаил Булгаков, киевлянин, был наречен в честь Михаила архангела. Молитва Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от нас молниеносным мечом твоим духа лукавого, искушающего нас. О великий Архистратиже Божий Михаиле - победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов наших, видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит нас Господь от всех скорбей и от всякия болезни, от смертоносныя язвы и от напрасныя смерти, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Чудо, совершенное Святым Архистратигом Михаилом в Хонех Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила.

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/21/...

в календаре - Чудо архистратига Михаила в Хонех (6 сент.) и Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (8 нояб.) - имеют давнюю иконографическую традицию. Распространенное почитание чудесного явления архангела в г. Хоны (Колоссы), по преданию в IV в., привело к созданию композиции как в миниатюре, так и в иконописи. Так, известны 2 ранних примера - миниатюра из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 17, 1-я четв. XI в.) и древнейшая икона этого извода (XII в.), сохранившаяся в мон-ре вмц. Екатерины на Синае. В идеально уравновешенной композиции выделяется крупная фигура архангела, струящиеся сине-голубые и белые ткани одежд делают заметным его быстрое движение, при этом не нарушая торжественного спокойствия сцены. Справа стоит прп. Архипп, обращенный к М. в молитвенной позе. На русских иконах, напр. на новгородской иконе-таблетке из собора Св. Софии (кон. XV - нач. XVI в.; НГОМЗ) вместо 2 сливающихся потоков, как на синайской иконе, изображение делит пополам один поток; контуры 2 гор позади архангела и прп. Архиппа уравновешивают друг друга и повторяют очертания фигур. На большого размера (168 ´ 107 см) иконе из Никольской ц. в с. Комарице (ныне Котласского р-на) Архангельской обл. (кон. XV - нач. XVI в.; АМИИ) провинциальный иконописец при воспроизведении визант. иконографической схемы отступил от нее, стремясь достичь большей выразительности благодаря асимметрии и разнице масштабов. В верхней части изображены в виде крохотных окаменевших фигур 2 группки язычников, к-рые хотели изменить движение реки, чтобы разрушить храм. Икона предназначалась для миссионерских целей: в нижней ее части расположен длинный слав. текст - рассказ о событии, соответствующий тексту ВМЧ митр. Макария. Иконография «Собор архангелов» в визант. искусстве известна с XI-XII вв. и имеет 2 варианта: с изображением только М. и арх. Гавриила и с включением др. ангельских чинов, т. е. многофигурная. К 1-му типу принадлежит крупная храмовая икона из Михаило-Архангельского мон-ря в Вел.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Семинар для педагогов прошел в Красносельском округе февраля 2020 Встреча с педагогами Красносельского района по подготовке к епархиальному конкурсу детских и педагогических работ " Добрые уроки-2020 " , который проводится при участии городского комитета по образованию, состоялась 24 февраля в храме святого Иоанна Кронштадтского . В этом году конкурс посвящен 75-летию Великой Победы , его тема - " Уроки побеждать. Воинство земное и небесное. Архангел Михаил " . Молебен на начало доброго дела совершил благочинный Красносельского округа и настоятель протоиерей Михаил Подолей . Была проведена экскурсия по храму с рассказом об иконографии образа " Чудо Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах) " . Особое внимание было уделено иконам с изображением ангелов, в том числе в потолочной и стенной росписям храма. Отец Михаил указал на фрагмент " Мерило праведное " храмовой росписи на сюжет Страшного Суда, отметив его непосредственное отношение к данной теме:  " Жизнь человеческая - всегда борьба между добром и злом. Из сердца исходят помыслы - добрые и злые, постоянно происходит духовная брань. Если бы побеждало только добро, то не было бы проблем, конфликтов, войн, потому что, как замечает святитель Иоанн Златоуст, войны произрастают от корня грехов. Война - всегда зло, она еще бывает как наказание за богоотступничество. Святитель Василий Великий так и говорит: " Бог в войнах насылает казни на достойных наказания " . Но великая добродетель и подвиг - защита родной земли, близких, веры. Церковь благословляет воинов на этих подвиг " , - сказал он. Была изложена суть понимания природы невидимого духовного мира, приведены слова святого апостола Павла: " Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит " (Кол. 1:16-17).  Учителям рассказали об истории празднования Собора архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных: праздник был установлен в начале IV века на Лаодикийском Соборе, который 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира, утвердив их почитание как Божиих служителей и помощников. 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Книга Товита Чудо Архистратига Божия Михаила в Хонех Во Фригийском городе Колоссах, близ города Иераполя, над источником чудотворной воды стоял храм святого Архистратига Михаила. От воды этого источника больные получали много исцелений – даже больше, чем в купальне Силоамской. В ту купальню только однажды в год сходил Ангел Господень и возмущал воду, здесь же всегда пребывала благодать чиноначальника Ангелов. Там бывал здоров только тот, кто первый входил в купальню по возмущении воды, а здесь – все приходившие с верой, первые и последние, становились здоровыми. Там были необходимы притворы для пребывания больных, подолгу ожидавших исцеления, так как иные едва только через 38 лет получали здравие, – здесь же, в один день или в один час, больной становился здоровым. О происхождении этого источника повествуют так. Когда вся вселенная была помрачена тьмой языческого многобожия и люди поклонялись твари, а не Творцу, в то время в Иераполе язычники почитали громадную и страшную ехидну (ядовитую змею), и вся страна, ослепленная бесовским прельщением, поклонялась ей. Нечестивые построили в честь этой ехидны храм, где и содержали ее, и, принося ей многие и различные жертвы, кормили эту ядовитую и вредившую многим ехидну. Единый истинный Бог, желая просветить мир светом Своего познания и наставить заблуждавшихся людей на истинный путь, послал во все земли святых Своих учеников и апостолов проповедовать Евангелие всем людям. Двое из апостолов – св. Иоанн Богослов и св. Филипп, – придя один в Ефес, а другой в Иераполь, трудились там в благовествовании Христовом. В это время в Ефесе находился чудный храм и идол известной языческой богини Артемиды. Вооружившись духовным мечом – словом Божиим – на служителей и поклонников этой богини, святой Иоанн Богослов победил их: силой имени Христова он разрушил храм и превратил в прах идола и через это привел весь город к святой вере. После разрушения идола Артемиды святой Иоанн Богослов пошел из Ефеса в Иераполь на помощь к сотруднику своему, святому апостолу Филиппу; там же находились в то время святой апостол Варфоломей и сестра Филиппа Мариамия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

против силы дьявола (Великие Минеи Четии) Примечательно, что все восемнадцать клейм кремлевской иконы лишь отчасти следуют известному литературному тексту, озаглавленному «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига», где все повествование выдержано в строгой библейской последовательности событий (Великие Минеи Четии, собранные митрополитом всероссийским Макарием. Ноябрь. Дни 1-12. СПб., 1897. Стлб. 280). Ввиду отсутствия определенного источника одной из главных проблем является выявление программного замысла столь уникального памятника московской иконописи. По мнению Плугина В.А., это произведение «до сих пор не получило убедительной художественной интерпретации и атрибуции» (Плугин В.А. Мастер Святой Троицы. М., 2001 . С. 354 прим.). Между тем только икона «Архангел Михаил с деяниями» сохранила самый ранний и полный цикл деяний Св. Архистратига Михаила. Последовательность сцен на иконе следующая: 1. Троица. 2. Собор архангелов и прочих сил бесплотных. 3. Пророчество Иезекииля о гибели Иерусалима (Иезек. IX). 4. Видение четырёх зверей (четырёх царств) (Дан. VII, 2-8). 5. Борьба за тело Моисея. 6. Лествица Иакова. 7. Три отрока в пещи огненной. 8. Явление Архангела Иисусу Навину. 9. Архангел Михаил изводит Св. ап. Петра из темницы. 10. Явление ангела в облачении великого схимника преп. Пахомию Великому. 11. Борьба Иакова с ангелом. 12. Разрушение Содома и изведение семьи Лота. 13. Ангел поражает войско ассирийского царя Сеннахирима (Ис. XXXVII, 36). 14. Всемирный потоп. 15. Наказание Навуходоносора. 16. Явление ангела во сне царю (Александру Македонскому?). 17. Покаяние Давида. 18. Чудо в Хонех. Само число клейм 18 должно было послужить, по замыслу иконописца, ключом к раскрытию смысла иконы. Это число имеет апокалиптическое значение (6+6+6=18) и указывает на Антихриста, ибо « число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13, 8). Интерес к числовой символике особенно характерен для времени создания кремлевской иконы, о чем позволяет судить послание иконописца Феофана Грека, включенное в «Слово о житии и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго»: « Бог двойственности не имеет, душевной тройственности ни одной, телам приобщается, не бегущей четверки, вне устремления двойной пятерицы чувств, нне страдает от шестерицы, имеет честь лучшую седмерицы» (БЛДР.

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/...

- Куда? — В Даниилов монастырь. Златые главы, колокольный звон, даже невозможно, я как-то ходил, когда был последний раз, прощался с Москвой, когда Филарета этого сатаниста отвергли мы от Церкви Христовой, анафеме предали. Простился с Москвой, посмотрел: Боже, неужели это Данилов монастырь, — что было, а что стало! Так что дух Руси могучий, непобедимый всегда! Как-то говорил с улыбкой: медведь-то русский спит-спит, терпит- терпит, но уж как проснётся, как лапу мохнатую, эту дубину, возьмёт, как раскрутится, то и вся масонская Европа полетит тогда от этой дубины настоящей, русской, святой. Вот такие наши были и князья великие русские, память в завтрашний день их совершаем. Молимся и чтим память святаго благовернаго князя Александра Невского и сыночка его, святаго благовернаго князя Даниила Московского, чудотворцев. Именинников всех будем исповедовать и причащать Святых Христовых Таин в завтрашний день. В воскресенье у нас Новый год православный. Вот, 1 сентября. Кончается уходящий год, и 1 сентября начинаем новый год, милостию Божией. Будем совершать службу Всемилостивому Спасу и Пречистей Деве Марии и праведному Симеону Столпнику и матери его преподобной Марфе в воскресенье. И после литургии торжественное новогоднее молебное пение и многолетие под колокольный звон. Католический нам Новый год 1 января Пётр ввёл, запад всё нам пытались насадить. И с тех пор мы среди зимы Новый год правим, не поймешь, чего. Никогда не было. Новогодней ёлки — никогда не было. Рождественская ёлка была всегда. В Рождество ставили, радость Рождества всегда была. А Новый год всегда праздновали 1 сентября православный. Учебный год, детей на две недели раньше мучают; в православных гимназиях и в Москве и кругом слышишь: вот будет в воскресенье благословение нового учебного года, милости Божией. Вот так. Чудо Архистратига Божия Михаила в Хонех (19 сентября 1999 г.) Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным воскресным днём, днём праздника малой Пасхи, Светлого Христова Воскресения, днём праздника памяти святаго Архистратига Божия Михаила, защитника верующих, помощника и ходатая о нас перед Богом, за всех грешных людей!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-sxi...

По окончании беседы сей, святой Иоанн удалился к себе в дом епископский. Видя чистое житие его, диавол, искони приносящий вред роду человеческому, воздвиг брань на праведного. Диакон преподобного, именем Елевферий, с некоторыми церковниками уговорил некую любодеицу, обещав ей много серебра, и стали они искать удобного случая, чтобы оклеветать епископа перед князем. Они возбудили народ и, придя в епископский дом, изгнали святителя Иоанна с бесчестием и поруганием из города. Он же, памятуя незлобие своего владыки Иисуса Христа, ничего не сказал против их ожесточенного нападения, но, выходя из города, обратился лицом на восток и, воздвигнув руки свои к небу, молился Богу о ненавидящих его, говоря: – Господи! не вмени им сего в грех. И тотчас, когда молитва еще была на устах его, гнев Господень поразил церковников, объял их страх и трепет, тьма покрыла их; они совершенно ослепли и нуждались в вежде. Видя сие, народ пал к ногам святого и с воплем и слезами просил прощенья. Святой простил их и благословил. Каясь в грехе своем, Елевферий со слезами припал к ногам Иоанна, говоря: – Помилуй меня, раб Божий, и прости мне, смиренному, беззаконный и преступный замысел мой против тебя. Жив Господь Бог мой, не отступлю я от святых ног твоих, пока ты не обещаешь прощения в беззаконном моем замысле. Не поминай сделанного мною зла, отче преподобный. И долгое время повторял сие преподобному Елевферий. Блаженный же Иоанн отвечал: – О, человек, не мы должны обещать прощение, как думаешь ты, но только Один Милосердый Бог может прощать. Исцеляет язвы душ наших Тот, Кто претерпел ради нас страдания. Он дарует нам прощение в прегрешениях наших и очистит нас, ибо Он взял на себя грехи мира. Подняв Елевферия с земли, Иоанн сказал ему: – Господь, чадо, простит тебя. Святой помолился пред всем народом за согрешившего Елевферия, и за церковников, совращенных им, и осенил их крестным знамением. Они тотчас прозрели. Ужаснулись все люди и прославили Бога, творящего дивные чудеса святыми Своими. На месте чуда, совершенного святым Иоанном, суздальские граждане задумали создать церковь во имя чуда святого архистратига Божия Михаила в Хонех, ибо чудо было совершено епископом в день празднования чуда архистратига Михаила. По благословению святителя Иоанна вскоре была создана сия церковь и граждане отделили для церкви часть своих земель и назвали их, по имени святителя, селом Ивановским 6725 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

М. С. Иванов Гимнография Упоминания ангелов часты в гимнографических (песнопения) и евхологических (молитвы) богослужебных текстах. В Типиконах, используемых ныне в РПЦ и греч. Церквах, указаны неск. памятей архангелов и ангелов: чудо арх. Михаила в Хонех - 6 сент., собор архистратига Михаила и проч. Небесных Сил бесплотных - 8 нояб., собор арх. Гавриила - 26 марта (на др. день после Благовещения) и 13 июля (по всей видимости, в память освящения храма во имя арх. Гавриила в К-поле в IX в.). Согласно иерусалимскому Канонарю VII в. (см. Иерусалимское богослужение ), память архангелов Михаила и Гавриила совершалась 14 нояб.; в Александрийской Церкви - в один из дней: 12, 13 или 14 нояб. Основная память - 8 нояб., она была включена в месяцеслов древней Вост. Церкви уже на раннем этапе его формирования (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. C. 348) и затем регулярно фиксировалась в различных соборных (иерусалимских и к-польских) и монастырских уставах, а также в богослужебных книгах студийской и иерусалимской редакций (см. Михаил , архангел; разд. «Гимнография»). Память Небесных Сил бесплотных отмечена также в системе Октоиха , где она является 2-й литургической темой понедельника. Среди текстов понедельника во всех 8 гласах им посвящены 3 стихиры на Господи воззвах (2-й цикл стихир), канон утрени, обычно атрибутируемый Феофану, тропарь на блаженнах . Акростихи канонов: «Первое ангелам пение» (1-го гласа), «Пою хвалу лику ангельскому» (2-го гласа), «Творю третье пение бесплотным» (3-го гласа), «Пение ангелам пятое» (5-го гласа), «Шестое бывает умных пение» (6-го гласа), «Бесплотных похвалу седьмую ношу» (7-го гласа). На литургии понедельника (при будничной службе) поются «дневные» тропарь (      ) и кондак (    ; употребляется также на повечерии и изобразительных) Небесных Сил бесплотных, ангелы упоминаются в светильне утрени (    ), в прокимне , аллилуиарии и причастне литургии и проч. (Крашенинникова О. А. К истории формирования седмичных памятей Октоиха//БТ. Сб. 32. С. 260-268).

http://pravenc.ru/text/115092.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010