В Москве проходит конференция «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи» Москва, 16 ноября 2022 г.      16 ноября 2022 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) в Москве открылись X ежегодные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи», посвященные памяти Д.И. Арсенишвили (1905-1963), организатора и первого директора Музея имени Андрея Рублева, сообщает Патриархия.ru . Среди участников и гостей конференции — митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай (Грузинская Православная Церковь), советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов, исполняющий обязанности заместителя председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Игорь Якимчук, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах г. Москвы протоиерей Феодор Кречетов, сотрудники музея и представители научной общественности. Перед участниками чтений выступил хор храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах. Затем с приветственным словом к присутствовавшим обратился заместитель директора по развитию ЦМиАР С.Е. Богатырев. С первым докладом на конференции выступил митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай. Он посвятил свое выступление теме «Чудо архистратига Михаила в Хонех. История и реальность». В программе чтений — доклады, посвященные вопросам изучения христианского искусства России, Грузии, Сирии, Эфиопии, средневековым памятникам церковного искусства, созданным на территории Византии и сопредельных с ней стран. Участники конференции рассмотрят проблемы атрибуции произведений искусства, историю грузинских родов и деятельность выдающихся деятелей Грузинской Церкви в России, а также восточно-христианские традиции храмовых росписей. Некоторые докладчики выступают дистанционно. Работа конференции завершится 17 ноября. 16 ноября 2022 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/149484.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему икона праздника «Михайлов день» такая странная? 1 мин., 19.09.2021 «Михайлов день» — народное название церковного праздника Чудо Архистратига Михаила в Хонех. Праздник совершается 19 сентября. Церковь вспоминает в этот день, как по молитвам благочестивого христианина Архиппа Архангел Михаил отвел беду от святого места и посрамил язычников. Произошло это в Малой Азии, недалеко от города Хоны. Руины этого города находятся недалеко от турецкого центра Денизли. В IV веке здесь был храм во имя архистратига Михаила. Его построил один человек в благодарность Богу и Михаилу Архангелу за исцеление его немой дочери. Она заговорила после того, как выпила воды из родника неподалеку, как и обещал ему во сне Архангел Михаил. Икона Чудо архистратига Михаила в Хонех. 1710 г. Россия, Вологда, XVII в. Источник: ruicon.ru Весть о чудесном источнике распространилась по окрестным селениям, и многие язычники стали приходить, чтобы получить исцеление от своих недугов. А исцелившись, крестились. При этом храме жил благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей жизни он привел к вере в Господа многих язычников. Это очень злило некоторых языческих жрецов. Тогда они задумали убить Архиппа и разрушить храм. Они соединили в одно русло две горные речки и направили их течение на храм. Святой Архипп увидел это начал молиться Архангелу Михаилу. И случилось чудо: явился сам архангел. Он ударил своим копьем, в горе открылась широкая расселина (по-гречески — хона) и вся вода устремилась в нее. Именно это мы и видим на иконе «Чудо Архистратига Михаила в Хонех». Кстати, другое название города Хоны — Колоссы. Апостол Павел написал для их жителей два послания — к колоссянам и к Филимону. В честь праздника «Чудо Архистратига Михаила в Хонех» был освящен Чудов монастырь в Московском Кремле. Монастырь основал святитель Алексий митрополит Московский в 1365 году. К сожалению, обитель была снесена в 1929–1932 годах. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pochemu-ikona-prazdnika-m...

Чудо Михаила Архангела вспоминается сегодня. Как Михаил Архистратиг спас свой храм от уничтожения, от поругания, как Архистратиг Михаил защитил чудесно. Храм стоял, в Хонех. В селении. Выстроенный в честь Архистратига Михаила. И при храме находился Архипп — пономарь и сторож этого храма. Который 60 лет безысходно находился при храме день и ночь, молясь Богу, трудясь и служа храму Божиему. И вот, злоба человеческая против храма Божия. Источник был, и многие люди получали благодатные исцеления при храме Божием. И богоборцы решили уничтожить храм. Находился он в долине гор, и решили две реки соединить в одно русло и направить эту воду в долину, чтобы она смела, затопила и храм Михаила Архангела. Злое дело совершилось, уже бурлит вода. Преподобный Архипп, видя беду, молится на коленях, как и видим мы на образе святом, просит: «Архистратиг Михаил, людей никого нет, защиты никакой, сам помоги. Сам защити дом свой и место селения славы Божией». И вдруг огненный Ангел с небес явился — Архистратиг Михаил, огненным копием своим ударил в землю, разверзлась земля, образовалась пустота, и воды, которые должны были потопить храм, устремились с шумом туда. Храм был спасён, безбожники были поруганы, и память об этом событии осталась даже до сего дня. И из года в год мы поминаем чудо Михайлово, как в народе называют, или Чудо святаго Архистратига Божиего Михаила в Хонех. Вот что значит молитва, вот что значит надежда. Спасает Михаил Архистратиг от всех бед, напастей и врагов видимых и невидимых. И в наше время сколько ополчается людей, сколько ополчается зла на Церковь Божию! И безбожники-атеисты, и еретики, и сектанты различные, и раскольники разные, автокефалисты, филаретовцы — вся нечисть восстаёт на единство Святой Православной Церкви. «Мнози врази воссташе на Мя», — говорит псалмопевец Давид. Надежд ни на кого нет: ни на власть имущих, ни на людей. «Всяк человек ложь», и умные люди добавляют к этим святым словам: «И я тож». Вот так и восстают на Церковь Божию. Защита только Божия. Почему с особой любовью молимся в сегодняшний день, чтобы Архистратиг Божий Михаил защитил беззащитную Церковь Христову, чтобы Архистратиг Михаил посрамил врагов и чтобы все восстающие на нас познали своё бессилие.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-sxi...

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех. Во Фригии, около города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; рядом с храмом истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, повелел ему привести больную к целебному источнику, где девица должна была получить дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. Множество людей – не только христиан, но и язычников – приходили к источнику за исцелением; находясь под впечатлением от свершавшихся чудес, многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. В храме святого Архистратига Михаила в продолжение многих лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером собственной богоугодной жизни он множество язычников обратил в христианство . Язычники в своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма, задумали одновременно и уничтожить храм, и погубить Архиппа. С этой целью они соединили две нагорные реки в одно русло и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. Тогда по его молитве около храма явился Архистратиг Михаил; ударом своего жезла он открыл в горе широкую расселину и повелел водам бурлящего потока устремиться в нее, так что храм остался невредимым. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за оказанную помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Здесь отражена суеверная убежденность в том, что можно достичь и земного благополучия (“исполнения для всего желаемого”, как сказано в “Речи, произнесенной святым отцом Тимофеем”), и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила. На Интернет-сайтах, публикующих “Речь, произнесенную святым отцом Тимофеем” и “Чудо Архистратига Михаила”, перед этими текстами либо после них читателям дается совет молиться Архангелу Михаилу об избавлении из ада душ умерших родных (орфография и пунктуация оставлены нами без изменений): «Молись под праздник Архангела Михаила под 19.09 (Чудо в Хонех) и под 21.11. его память, т.е. под Михайлов день, — молись в 12 часов ночи, ибо Архангел Михаил под свои праздники ночью находится на берегу долины огненной и опускает правое крыло в геену огненную, которая в это время гаснет. Молись под эти ночи и Он услышит молитву просящего, называя усопших по имени и проси, чтобы Он вывел их из ада. Помяни родных, знакомых и близких, называй, их имена добавляя при этом (и сродников по плоти до Адамова колена)». Заметим, что местоимение “Он” пишется здесь с прописной буквы, как если бы речь шла о Боге. Обращает на себя внимание и то, что, согласно этому совету, молиться нужно непременно в точно определенное время: “молись в 12 часов ночи”. Другой вариант гласит, что молиться нужно “в ночь (после 12.00) на 19.09; 21.11; 25.07 (по новому стилю)”. Дающие такие указания, полагают, вероятно, что молитва, произнесенная за десять минут до назначенного времени или же в любой другой день, не будет услышана Архангелом. Удивляет в этом совете и уверенность в том, что души усопших родных посетителя сайта находятся именно в аду. Если мы обратимся к церковно-богослужебной литературе, относящейся к празднованиям в честь Небесных Сил, то не найдем в ней никаких упоминаний о необходимости совершения ночных молитв с просьбой к Архангелу Михаилу об освобождении душ из ада. В Типиконе указаны несколько памятей Архангелов и ангелов: Чудо Архангела Михаила в Хонех – 6/19 сентября, собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – 8/21 ноября, собор Архангела Гавриила – 26 марта/8 апреля (на следующий день после Благовещения Пресвятой Богородицы) и 13/26 июля (праздник, установленный, по-видимому, в память освящения храма во имя Архангела Гавриила в Константинополе в IX в.) .

http://azbyka.ru/fiction/apokrif-ob-arha...

Но главное служение Архистратига Михаила – это защита верных. Еще с ветхозаветных времен известны примеры такого служения Архангела Михаила. Уже упоминалась помощь Иисусу Навину при завоевании Земли Обетованной. Также, согласно Преданию, Архангел Михаил во время правления Иудейского царя Езекии поразил войско Ассирийского царя Сеннахирима, осадившее Иерусалим. И, по наступлении Нового Завета, Архистратиг Михаил по-прежнему защищает верных. Наиболее известный пример такой помощи, в честь которого даже установлено отдельное празднование – чудо Архистратига Михаила в Хонех. Архангел защитил местный храм и пономаря Архиппа от нападения язычников, прокопавших ров от соединения горных рек и желавших направить поток на храм. Благодаря вмешательству Архангела Михаила, водяной поток не затронул храм. Другой известный пример – спасение Дохиарского послушника, которого хотели погубить корыстные монахи, бросившие юношу в воду, но Архангел Михаил вместе с Архангелом Гавриилом спасли послушника. Известны также примеры помощи Архангела Михаила не только отдельным людям, но и целым городам и селениям. В русских летописях есть примеры защиты Архангела Михаила во время половецких набегов. А в одном из вариантов «Жития преподобного Пафнутия Боровского» говорится о спасшем Новгород от ордынского набега явлении Архистратига Михаила хану Батыю. Видения Архангела и его помощи были удостоины и защитники ТроицеСергиевой Лавры во время польско-литовской интервенции. Примеры заступничества Архангела Михаила известны не только в Русской Церкви. В Греции Архангела Михаила почитают как отмстителя пиратам, разоривших Мандамадосский монастырь, и защитника деревни Стенака, предупредившего жителей о нападении пиратов. Другой подобный случай – защита острова Скопелос, на который собирались напасть пираты-мусульмане. Архангел Михаил поразил пиратов и спас жителей острова. Примеры помощи Архистратига Михаила можно проследить на протяжении всей церковной истории. И поныне верующие призывают Архангела Михаила в немощах, скорбях и различных испытаниях и получают его помощь и защиту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

На восточной стороне храма, у церковной ограды, выходящей на проспект Вернадского, поставлен памятный знак с фамилиями жителей из села Тропарева, погибших в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время храм Архангела Михаила находится в ведении и подчинении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и имеет статус Патриаршего подворья. Источник: По некоторым данным, первая деревянная церковь на территории современного московского района Тропарёво-Никулино появилась ещё в XIII веке. Её посвящение мы не знаем. Не исключено, что эту церковь разобрали во второй половине XIV столетия, возведя на том месте " одноимённый " Михайло-Архангельский храм. Впрочем, возможно, посвящение храма связано с чудесным исцелением ордынской царицы Тайдулы митрополитом Московским Алексием. Дело было 6 (19) сентября 1357 года; в этот день Церковь вспоминает чудо, совершённое Архистратигом Михаилом в Хонех. Царь Джанибек щедро отблагодарил митрополита Алексия. По преданию, он подарил спасителю своей матери принадлежавший хану дворик в Москве, и на его территории через несколько лет вырос не дошедший до нас Чудов монастырь. Ещё одним сооружением, напоминающем о событии, вполне могла стать деревянная церковь Чуда Михаила Архангела. К тому моменту она стояла (или же её возвели заново) на землях, принадлежавших приближённому святителю Алексия - боярину Ивану Михайловичу по прозвищу Тропарь. Он стал родоначальником рода Тропарёвых, по имени которых село и получило своё название. Дальнейшая история храма неразрывно связана с судьбой села Тропарёва. Считается, что в XV веке оно по-прежнему принадлежало потомкам Ивана Михайловича. В конце XV века, в годы правления великого князя Московского Ивана III, тропарёвские земли вместе с Михайло-Архангельской церковью перешли в дворцовую вотчину. По велению великого князя Василия III в 1524 году село вместе с окрестными деревнями передали Новодевичьему монастырю. До наших дней дошло " монастырское " упоминание о храме, относящиеся к последней четверти XVI века: " Пречистые Одигитрия Нового Девичья монастыря село Требарево, а в нем церковь Чуда Архистратига Михаила древяна... " В писцовой же книге 1627 года говорится: " Новодевичья монастыря, что на Москве, вотчина село Тропарево... а на нем место церковное, что была церковью Чудо Архистратига Михаила, да в селе во дворе поп Наум Иванов да двор монастырской " . Таким образом, в первые десятилетия XVII века с деревянным храмом что-то случилось. Логично предположить, что он сгорел с Смутное время.

http://sobory.ru/article/?object=03292

900 г. ( Климент Охридский. Събрани съчинения. София, 1970. Т. 1. С. 239-240). Начинается текст перечислением и восхвалением всех Бесплотных сил, затем излагаются ветхозаветные эпизоды о явлении Бога Моисею (Исх 33-34), Исаии (Ис 6), об уничтожении ангелом ассирийского войска (4 Цар 19), только после этого называются воеводы Бесплотных сил М. и Гавриил и рассказывается история свержения сатаны (Откр 12. 7-9). Два архистратига дают человеческому роду благодать от Бога: один - победу над неприятелями, другой - благовещение на радость «земному составлению». Повествовательная линия искусно перемежается в «Слове...» с поэтическими похвалами М. и Гавриилу в виде анафорических восклицаний. М. и Гавриил называются теми, кто сокрушили силы ада, им вкладываются в уста слова из псалма: «...войдет Царь славы» (Пс 23. 7); они являются женам-мироносицам (Ин 20. 12; Лк 24. 5) и ученикам Христа (Деян 1. 10-11), оказывают благодеяния пророкам, патриархам, праведникам, мученикам. «Чудо в Хонех» представлено в славянской письменности синаксарной памятью под 6 сент. (примерно одинаковый краткий текст в Прологах обеих редакций), а также переводами 2 редакций «Чуда...»: анонимной (BHG, N 1282), древнейшая рукопись - Троицкий сборник XII/XIII в. (РГБ. Ф. 304. 12; издано: Popovski J., e. a. The Troickij Sbornik (cod. Moskva, GBL, F. 304 (Troice-Sergieva Lavra): N 12). Nijmegen, 1988. P. 38-46; то же в: ВМЧ. Сент. Дни 1-15. Стб. 286-293), и Метафрастовой («переведено Максимом [Греком]»; ВМЧ. Сент. Дни 1-15. Стб. 299-306). Под 6 сент. в ВМЧ опубликовано еще раз начало предисловия к «Собранию...» диак. Панталеона под заголовком «Слово похвальное св. великого архангела Михаила» (Стб. 293-295) и слав. перевод «Чуда в Дохиаре» (см. в ст. Дохиар ). В Троицком сборнике непосредственно перед «Чудом в Хонех» находится слав. апокриф «Хождение Богородицы по мукам», одним из центральных персонажей к-рого является М. (начало утрачено; слав. текст издан: Popovski J., e. a. The Troickij Sbornik. Nijmegen, 1988.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото. Рисунок Евгении Меламуд//Фома. - – сентябрь 2021. – С.92-93. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Вопросы о церковном искусстве : Сколько рядов должно быть в русском иконостасе ? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Иконостас в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сольвычегодск, 1693//Фома. - – сентябрь 2021. – С.94. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). Почему икона праздника «Михайлов такая странная?» Отвечает Анатолий Влезько , руководитель мастерской «Палехский иконостас». Ил.: Икона Архангел Михаил с Чудом в Хонех, XV в.//Фома. - – 2021. – С.94. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). « Михайлов день» - народное название церковного праздника Чудо Архистратига Михаила в Хонех. Праздник совершается 19 сентября. В честь этого праздника был освящен Чудов монастырь в Московском Кремле. Обитель снесена в 1929-1932 годах. Реклама: С.95-97. Эпилог: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает актриса Ксения Алферова . Фото Владимира Ештокина//Фома. - — сентябрь 2021. - С.98-99. - (рубрика « Эпилог »). Имеется биографическая справка (С.98). 1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Каждый материал этого номера нашел отклик в душе, начиная с колонки Владимира Легойды «Христианство — это про вину?» (с.6). Совершенно потрясающий материал «Я умер. А потом получил еще одну жизнь. Как бонус» (с.40). 2. Какой материал Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Посоветовала бы прочитать материал о кумранских рукописях (с.26). Любые экскурсы в историю, подтверждающие реальность того, что написано в Евангелии, очень нужны. Вопрос номера о Царствии Небесном (с.14) также посоветовала бы к прочтению тем, кто делает первые шаги к вере. Этот материал обязательно дам прочитать своей четырнадцатилетней дочери. 3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Хотелось бы увидеть продолжение разговора о языке, начатого интервью с Мариной Журинской (с.76).

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-221-...

Почитание Почитание Архангела Михаила началось еще с ветхозаветных времен. Его почитали как вождя воинства Господнего, помогающего избранному народу. В Новозаветной Церкви традиция почитания Архангела Михаила была продолжена. О нем писал в своем Послании святой апостол Иуда: Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд. 1: 9). В связи с эсхатологическими ожиданиями Церкви в ранний период Архангела Михаила почитали, как вестника грядущего Суда и воскресения мертвых. В Первом Послании к Фессалоникийцам апостол Павел так писал об этом ожидании: При возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1 Фес. 4: 16). Однако во времена апостольские почитание ангелов вообще, в том числе и наивысших Архангелов, привело к соблазну гностицизма и возникновению первых ересей. Апостол Павел предупреждал об этом в Послании к Колоссянам: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом (Кол. 2: 18). После Миланского эдикта 313 года, изданного равноапостольным императором Константином и даровавшего свободу Христианской Церкви, почитание Архангела Михаила только возрастало – и на Западе, и на Востоке. В Малой Азии центром почитания Архангела стали Колоссы, близ которых произошло знаменитое «Чудо в Хонех». В память этого события Церковью даже было установлено отдельное празднование 19 (6) сентября. На Западе центром почитания Архангела Михаила стал Сипонт, близ которого произошло явление Архангела на горе Гарган, спасшее город от нашествия лангобардов. Столицы Востока и Запада – Константинополь и Рим – также не отставали в почитании Архистратига Михаила. В Риме Архангела почитали за избавление от чумы во времена папы Григория Великого. Поэтому в его честь была освящена главная городская твердыня – Замок святого Ангела. В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель и его главная святыня – Михалион – находился примерно в 80 км от столицы Византийской империи (в этом месте он, по преданию, явился императору Константину).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010