В 1539 г., перед кончиной, прп. Даниил оставил настоятельство в обители. 17 июня того же года новым настоятелем стал его ученик Иларион (1539-1543). Др. ученик прп. Даниила, прп. Герасим Болдинский, прославился подвижнической деятельностью за пределами обители, а также основанием новых монастырей. Среди других настоятелей (1589-1609/10) был и Иона (Архангельский) , который в 1613 г. был поставлен в митрополита Сарского и Подонского. В сер. XVI в. большую роль в церковной и культурной жизни страны сыграл ученик прп. Даниила - чудовский книжник и царский духовник Андрей, впосл. Афанасий , митр. Московский и всея Руси. Он был автором и редактором «Книги Степенной» царского родословия и Жития прп. Даниила. Списки этих произведений находились в монастырской б-ке. Большое внимание обители уделяли цари Иоанн Грозный, Феодор Иоаннович и шурин последнего Борис Феодорович Годунов . В этот период времени П.-З. Д. м. сформировал свой основной земельный фонд. В 1-й пол. XVII в. власти П.-З. Д. м. занимались восстановлением пострадавшего во время Смуты (особенно в 1608, 1611 и 1618) монастырского хозяйства. По данным 1646 г., за обителью числилось 335 дворов и 792 крестьянина. Из-за действий отряда пана Я. П. Сапеги были утрачены многие подлинные грамоты монастырского архива. В дек. 1652 г. по повелению патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) митр. Ростовский Иона (Сысоевич) освидетельствовал обнаруженные в обители мощи прп. Даниила. В 1653 г. Даниил был канонизирован. Благодаря этому возросло значение П.-З. Д. м., из него в 60-х гг. XVII в. в московский Чудов мон-рь были переведены его игум. Никита (1659-1664) и келарь Савва. Место первого из них после краткого настоятельства Германа (1664-1665) и Авраамия (1667-1668) в обители занял раскаявшийся старообрядец Иоанн Неронов, в монашестве Григорий (1667-1669). Он был похоронен справа от главного входа в Троицкий собор. 2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в.- новый этап развития обители, связанный с княжеским родом Барятинских.

http://pravenc.ru/text/2580004.html

зимой 1355/56 г. вернулся на Русь. На обратном пути он попал в бурю на Черном м. и дал обет в случае спасения основать мон-рь. По этому обету был создан Андроников монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя в Москве. В авг. 1357 г. по приглашению ханши Тайдулы А. ездил в Орду и исцелил ее от глазной болезни. Сохранился ярлык, данный в нояб. этого года Тайдулой А., традиц. по содержанию: согласно ярлыку Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. По позднему преданию (не получившему подтверждения при археологических раскопках), кроме ярлыка в благодарность за исцеление Тайдулы А. получил также земельный участок в Московском Кремле , занятый ордынским подворьем (или ханскими конюшнями). В Кремле в 1365 г. А. заложил каменный храм во имя Чуда арх. Михаила в Хонех и основал при нем Чудов монастырь . Согласно житию, А. вел в Орде в присутствии хана прение о вере. Во время пребывания А. в Орде здесь началась междоусобица («замятня»), вызванная болезнью хана Джанибека и его убийством, но митрополит благополучно вернулся на Русь. Отношения между Всероссийским и Литовским митрополитами продолжали оставаться напряженными. Опираясь на военные успехи Ольгерда, подчинившего своей власти к кон. 50-х гг. XIV в. Брянское княжество, ряд смоленских уделов и Киев, Роман, в нарушение условий поставления на митрополию, распространил свою власть на Брянск и первопрестольный центр митрополии (с нач. 50-х гг. XIV в. Смоленск и Брянск были вассалами великого князя владимирского). В янв. 1359 г., во время смоленско-московско-литов. военных действий, А. отправился в Киев (вероятно, чтобы заручиться поддержкой южнорус. князей), но был захвачен Ольгердом, ограблен и заточен; самая его жизнь находилась в опасности. Однако А. удалось бежать, и в 1360 г. он вернулся в Москву. В том же году, вновь нарушая условия, митр. Роман прибыл в Тверь. В 1361 г. по жалобам А. Патриарх Каллист разбирал вопрос о границах Киевской и Литовской митрополий, подтвердив условия 1354 г. За время отсутствия А. в Москве умер вел. кн. Иоанн Иоаннович, и А. оказался фактически одним из регентов при малолетнем Димитрии (род. в 1350). В этих условиях в первую половину правления вел. кн. Димитрия Иоанновича роль А., бывшая значительной уже в годы «тихого и кроткого» Иоанна Иоанновича, еще более возросла (хотя до смерти в 1365 княгини-матери традиционно сильным оставалось влияние ее брата - московского тысяцкого). Ярлык на великое княжение владимирское получил суздальский кн. Димитрий (Фома) Константинович , и юный московский князь временно лишился многих территориальных приобретений - «купели» своего деда Ивана Калиты. Возможностью нового подъема Московское княжество и его династия во многом обязаны А., связавшему с ними судьбу митрополии и использовавшему в их интересах свой авторитет Первосвятителя. Это был глубоко осознанный выбор, сделанный задолго до регентства при кн. Димитрии Иоанновиче.

http://pravenc.ru/text/81755.html

В XVI в., когда дважды (в княжение Василия III и в царствование Феодора Иоанновича ) остро вставал вопрос о рождении наследника престола, А. начал почитаться и как покровитель и заступник правящей династии московских Рюриковичей. Вел. кн. Василий III во время своего второго брака обращался к святителям-чудотворцам с молитвой о чадородии. После рождения в 1530 г. наследника престола (буд. царя Иоанна IV Васильевича ) по обету были изготовлены новые драгоценные раки для мощей святителей Петра (золотая) и А. (серебряная, с позолоченным изображением на крышке). Работа была начата в янв. 1532 г., после смерти Василия III в 1533 г. она приостановилась и была завершена уже при малолетнем Иоанне IV в февр. 1535 г. 11 февр. митр. Московский Даниил торжественно переложил мощи А. в новую раку. Перед смертью Василий III поручил сына попечению чудотворцев Петра и А. («дал... сына на руки»). В страшный московский пожар 1547 г., когда Чудов мон-рь выгорел целиком (только иноков и монастырских служителей «по погребом и палатам» сгорело 26 человек), мощи А. чудесным образом не пострадали. При царе Иоанне IV представление об А. как покровителе державы и династии еще более усилилось. У гробницы А. были крещены царевичи Иоанн Иоаннович (1554) и Феодор Иоаннович (1557). Ранее Крещение великокняжеских детей совершалось в Успенском соборе, у раки митр. Петра. В 1596/97 (7105) г. для мощей А. начали сооружать по повелению царя Феодора Иоанновича новую серебряную раку. Работа продлилась неск. лет и завершилась уже в царствование Бориса Феодоровича Годунова , когда ок. 1600 г. мощи святителя были торжественно переложены в новую гробницу. Эта рака, подобно др. драгоценным гробницам Москвы, была хищнически уничтожена польск. интервентами и их приспешниками в 1612 г. Новая, взамен утраченной, была сооружена в царствование Михаила Феодоровича . Она просуществовала значительно дольше своих предшественниц - до 1812 г., когда была варварски превращена в металлолом солдатами наполеоновской армии (см. Отечественная война 1812 г. ). В 1596 г., практически одновременно с сооружением раки, был установлен совместный праздник 3 святителям Московским: Петру, А. и Ионе.

http://pravenc.ru/text/81755.html

храмы. После Великой Отечественной войны из Краснодарского края в М. неск. раз приезжал ассир. свящ. Харалампий Осипов. С разрешения духовенства РПЦ он совершал богослужения для ассирийцев в Богоявленском соборе в Елохове. Летом 1982 г. М. посетил католикос-патриарх Ассирийской Церкви Востока Дынха IV Мар и по согласованию со священноначалием РПЦ отслужил литургию на специально приготовленном столе в Знаменской ц. в Переяславской слободе. Община Ассирийской Церкви Востока была зарегистрирована в 1994 г., в 1996 г. ее возглавил уроженец Ирака свящ. Хамис Юсиф (ныне епископ Сев. Ирака и СНГ Мар Исхак Юсиф). 28 сент. 1998 г. католикос-патриарх Мар Дынха IV освятил храм во имя Пресв. Девы Марии (Мат-Марьям) (Шарикоподшипниковская ул., д. 14). Приход относится к епархии Сев. Ирака с центром в Дахуке. Московская община поддерживает тесные связи с приходами Ростова-на-Дону и Краснодара. Э. П. Р. Римско-католическая Церковь В марте 1441 г. в М. вернулся Киевский митр. Исидор, подписавший на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439) унию с католич. Церковью и возведенный в достоинство кардинала. На торжественном богослужении в Успенском соборе он помянул папу Римского Евгения IV и велел зачитать папскую буллу с изложением соборного определения церковной унии. После богослужения «папино писание» по приказу вел. кн. Московского Василия II было передано на рассмотрение Собору рус. духовенства и впосл. осуждено. Затем по княжескому указанию митрополит был взят под стражу и заключен в московский Чудов мон-рь до получения сведений из К-поля. 15 сент. 1441 г. Исидор бежал из М. В 1472 г. в М. прибыла София (Зоя) Палеолог , племянница последнего визант. имп. Константина XI Палеолога , ставшая женой вел. кн. Иоанна III. Воспитанную в католич. вере визант. принцессу сопровождал папский легат Антонио Бонумбре (де Бонаумбра), еп. Аччии на Корсике. Перед свадьбой София Палеолог перешла в Православие, и связанные с этим браком надежды Папского престола на церковную унию не оправдались. В кон.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

3 февр. 1547 г. в московском Успенском соборе М. совершил венчание царя Иоанна IV Васильевича с Анастасией Романовной, дочерью окольничего Романа Юрьевича Захарьина. Митрополит произнес поучение новобрачным, в котором помимо библейских примеров о супружеской жизни содержались те же идеи, что и в его речи при венчании Иоанна на царство (ПСРЛ. Т. 13. С. 151-152; ДАИ. Т. 1. 40. С. 53-55). Во время случившегося в том же году 21 июня большого московского пожара в Кремле сгорели митрополичий двор и Чудов мон-рь. Митрополита вывели из Успенского собора, где он служил молебны, «на тайник (к Тайницкой башне Кремля.- Авт.) к реке к Москве. И тамо ему бысть дымный дух тяжек и жар велик, и за невьзможение от жару и от дымнаго духу начаша его с тайника спущати, обязав ужищем, на възрубъ к реке Москве; и перервася ужище, и разбися митрополит и едва отдыха, и отвезоша его в его монастырь на Новое (Новинский в честь Введения Пресв. Богородицы во храм мон-рь на Пресне.- Авт.) еле жива» (ПСРЛ. Т. 13. С. 153; ср.: Там же. Т. 20. С. 471; Т. 29. С. 52). К больному митрополиту в Новинский монастырь, по сообщению Постниковского летописца, «князь великий и со всеми бояры к нему на думу приежщал» (Там же. Т. 34. С. 30). 21 июня 1548 г., в годовщину большого московского пожара, по благословению (и, по-видимому, по инициативе) М. был издан царский указ, предписывающий творить в этот день «общую память» - вселенские панихиды о всех почивших правосл. христианах. Этот указ сохранился в составе синодиков (ААЭ. Т. 1. 219. С. 208). В февр. 1547 и в 1549 г. М. были созваны 2 Собора, получившие в историографии название «канонизационные». Их итоги отражены в неск. грамотах М.- в Новгород от 2 февр. 1547 г. ( Кунцевич Г. З. Подлинный список о новых чудотворцах к Феодосию, архиеп. Новограда и Пскова//ИОРЯС. 1910. Т. 15. Кн. 1. С. 252-257), в Вологду и на Белоозеро от 26 февр. 1547 г. (ААЭ. Т. 1. 213. С. 203-204; копия XVI в.- РГБ. Ф. 113. 362: Макарий (Веретенников). 2010. С. 82-83), в Троице-Сергиев мон-рь ( Лебедев.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

опис. гор. Пскова», I, 60; Токмаков, “Матер. для ист. и археол. опис. Новгор. губ.», I, 37 (грам. 1693 г. о подсудн. крестьян); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 399, 13; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 205; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 66 (прош. 1721 г. строительн. Мавры о возвращ. вотчин в Гдов. уез.); Василев, “Ист. стат. указатель г. Пскова», 51, 7. 1355. Черноезерский – Николаевский или Щирский – Троицкий – Черный, мужской, ныне погост Щир, С.-Петербургской губ., Лужского у., в 65 вер. к юго-зап. от Луги. Он уже существовал в 1581 г. и по переписи того года значилось: «На погосте на Щиру м-рь на оз. Черном на острове, от литовских людей сжен и воеван. А на пожарище осталось: дер. древена Никола Чудот., стоит без пенья; да место, что была другая цер. Троица Живон. А кельи пожгли литов. люди, а игумена и братью побили и в полон поймали.» По переписи 1628 г. выжжен шведами, потом приписан к Духову Новгород. мон. и в 1764 г. упразднен. “Ист. Росс. Иер.», VI, 699, 732; Неволин, “Пятины», прилож. III, 86; прилож. XIII, 365; “Ист.-статист. свед. о С.-Пбург. епархии», вып. I, Отд. II, 16; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 412, Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 32. 1356. Чирцова – Троицкая – Чудова, мужская пустынь, ныне погост Чирцова Пустынь, Архангельской губ., Мезенского у., в 51 вер. к юго-вост. от Мезени, на левом берегу р. Мезени. Основана по благословению митроп. Дионисия в 1576 г. иноком Силиверстом (в мире Созонт), племянником его Иоилем, и старцами Павлом и Евсевием. В 1586 г. упоминается строит. Никон, а в 1606 г. Созонт. В 1620 г. приписана к Антониеву-Сийскому мон.; в 1764 г. обращена в приход. “Ист. Росс. Иер.», VI, 709; Ратшин, 16; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 834; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 45; “Чтения в И. Общ. ист.», 1878 г., III, 18 (христиан. в предел. Архан. губ.), 16 (ист. свед. об Антон. Сийс. м-ре; здесь названа Чудова). 1357. Чудов – Алексеевский – Архангело – Михаиловский, мужской, кафедральный (с 1744 г.), в Москве, в самом Кремле, подле Малого дворца, бывшего прежде домом Москов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Суздальский Спасо-Евфимиев – о сношении с Синодом 3534 . Суморин Тотемский – о митре для архим. 3416 , 3656 . Сырков женский близ Новгорода – 3172 . Тверские – 3415 ; о сборах на школы 3470 . Тихвин Новгород. еп. – ведом. о нём 3315 ; определение в него быв. Киев. архиепископа 3740 . Тобольский Знаменский – 3326 ; о правильной доставке сборов на школы 3392 (Рафаилов и Далматов); о невзыск. с крестьян четверикового хлеба 3414 . Томский Рождественский женский – 3171 . Троицкий Усть-Шехонский – ссылка и освобождение из него 3758 . Троицкий девичий Нижегород. еп. – о священнике 3429 . Троицкий Смоленский – упом. 3754 . Троице-Сергиев – 3294 ; о штате его 3631 , 3683 ; об устр. семинарии, сирот. дома, школ и об инструкции архим. 3296 , 3298 , 3314 , 3328 , 3333 , 3406 , 3481 , 3483 , 3484 ; об учреж. при нём собора для управления 3296 , 3331 ; треб. ведом. о доходах его 3297 , 3298 ; назначение келаря 3331 ; о служителях 3343 ; ссылка в него лишён. сана архим. 3457 ; о первенстве его между мон-рями 3346; отд. Воен. Коллегии лугов 3694 . Угрешский – 3660 . Успенский жен. Переясл. уезда – о жалов. ему 3537 . Успенский Трифонов – о новокрещ. делах 3503 . Филиппо-Ирапская пустынь – об освидетельств. мощей, колодца и гробниц 3362 , 3476 . Фролищева пустынь – перед. в ведение Духовной Дикастерии 3737 . Харьковский – 3213 . Черниговские – о постриге 3243 ; о поселившихся на их землях раскольниках 3674 . Чудов Московский – о сыске беглого 3458 ; о содерж. иностранного духовенства 3552 ; упом. 3758 . Якутский Спасский – назнач. архимандрита 3735 . Фёдоровский Казанский – учрежд. инородч. школ 3503 . Униатские Полоцкий и Бернардинский – утеснение православных 3267 . МОЩИ : св. Максима Блажен. в Москве оставлены после пожара на прежн. месте (заказ. серебр. рака) 3191 ; несвидетельствованные в Фил.-Ирапской пуст. 3362 , 3476 ; – в Архангел. епархии 3436 ; – в Ростовской епархии 3677 ; мнимые в с. Ильинском Суздал. епархии 3225 ; св. кресты с мощами после дух. лиц отсыл. в Невский мон-рь 3583 ; о гробнице юродивого Симона Юрьевецкого 3759 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Парфений); 1860 г., III, смесь, 137 (Рескрипт 1763 г. о назначении архим. Гавриила во епис. Твер.); 1862 г.. II, Отд. 1, 115 (архим. Амвросий Подобедов , с 1778 г. еписк. Севский); 1866 г., IV, смесь, 62 (в 1728 г. завещено адмир. гр. Фед. Апраксиным по 100 руб. на содерж. школы); 1869 г., I, смесь, 194 (Воспом. о митроп. Литов. Иосифе); 1873 г., IV, смесь, 239 (о переводе Москов. духов. семинарии из Перервы); 1874 г., смесь, 58 (архим. Павел Пономарев с 1782–1783 г.), 186 (архим. и ректор Мелхиседек 1789 г.); 1877 г., I, смесь, 98 (истор. заметки о Москов. м-ре Спаса Старого в связи с летописью Москов. пожаров с XIV по XVIII ст.; неудачно приурочен к Заиконоспасскому); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лав., 146 (архим. Кирилл Флоринский, с 1742 г. настоят. лавры); 1879 г., II, продолж. опис. лавры, 115 (архим. Гавриил Петров с 1761 г., а в 1763 г. еписк. Твер.; архим. Павел Понамарев с 1782 г., а в 1794 г. еписк. Нижегор.), 116 (Симеон Крылов-Платонов архим. с 1810 г., а с 1816 г. еписк. Тульский); “Дворцов. разряды», III, 1350 (в апр. 1675 г. был выход царя Алекс. Мих. в Спасский м-рь, что у Иконного ряда); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 88 (доношен. 1721 г. об определении иеродиакона м-ря Иоасафа Туркевича в грекославян. школу), 374 (доношение 1721 г. архим. Феофилакта Лопатинского о нуждах вверенных его управл. Гр.– Слав.-Лат. школ), 428 (доношение 1721 г. архим. Феофилакта о дозволении вырыть яму для убогих), 728 (дело 1721 г. по челобитн. Кадом. мурзы Шиг-Алея Иванашева о присоединен. его к правосл. вере; здесь он крещен архим. Феофилактом), прилож., XXX (доношение архим. Феофилакта о нуждах Гр.-Слав.-Лат. школ); II, ч. 1, 71 (доношение 1722 г. префекта Гедеона Грембецкого о медленности в производстве построек и починок в м-ре), 380 (два прошения 1722 г. архим. Феофилакта о даче жалов. грамоты на лавки и об определении м-рю содержания), 395 (в 1722 г. архим. Феофилакт Лапатинский перемещен в Чудов м-рь), 464 (дело 1722 г. об ученике монахе Макарие Иевском), 832 (на место архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Пимен: в этом деле значится, что м-рь владел землею в Реу­товском стане еще в 1628 г., следоват., год основания м-ря в описаниях его показан не­правильно), 544 (доношение 1722 г. об отпуске м-рю жалованья; игум. Антоний), 954 (игум. Антоний перемещен в Новинский м-рь), 1045 (на место Антония определен строителем монах м-ря Филарет Бурнашев), ч. 2, 77 (предписание 1722 г. отпускать с принадлежащей м-рю земли глину для кирпич. заводов); III, 392 (с 1658 по 1681 г. к м-рю был приписан Твер. Видогожский м-рь), прилож., XCV, XXVII (в 1703 г. из вотчин м-ря отдано думн. дьяку Автоному Иванову 4 пустоши Москов. у.), CLXXX, XL (ведом. о расход. Монаст. Приказа с 1720–23 г.; выдавалось м-рю жалованье), IV, 1724 г., 281 (монахи и имущество м-ря переведены в Донской м-рь, а самый м-рь назначен для приюта зазор­ных детей), 337 (упразднение м-ря), VI, 1726 г., 13 (в Донской м-рь переведено 15 монахов); “Опис. Моск. архива Мин. Юстиции”, I, 1441 (межевая книга 1675 г. вотчинных земель м-ря в пустоши Коряшкиной Сосенского стана), 1443 (межев. кн. 1675 г. вотчинн. земель в пустошах Косилове, Бобиреве, Горбово тоже, Торокманова стана), II, книги дозорн., переписн. и проч., 110 ( на стр. 55, Андреевский м-рь, что прежде была церковь Андрея Стратилата, Ратуева стана, на Москве реке у Воробьевских кручь, что Пленицах; опись 1680 г.); “Древн. Росс. Вивлиф.”, 1773 г., II, 211 (в 1682 г. приписан к Заиконоспасс. м-рю для содержания Академии), 1774 г., III, 106 и 113 (поздравит. речи в Москве окольничему Ртищеву в 1660 г. архим. Полот. Борисоглеб. м-ря Игнатия Иевлевича), V, 40 (житие милостивого мужа, Феодора Ртищева; первым игуменом м-ря был Досифей, муж добродетельми украшенный); “Русск. истор. Библиот.”, V, 742, 276 (отписка 1669 г. властей Иверского м-ря Чудов. архим. Иоакиму с просьбою посодейство­вать, чтобы не переводили на житье в Ивер. м-рь Андреев. игумена Петрония); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1867 г., т. I, вып. 2, матер. для археолог. словаря, 37 (подмастерье Гришка Копыл в 1654 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кремле», 1872 г., 15; “Воспом. о посещ. свят. Москов. Госуд. Наследн.», 1838 г., 4, 6, 113; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 59, 170 (патр. Гермоген), 62, 173 (св. Алексий), 261, 461 (архиеп. Новгор. Геннадий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 162, 7; Ключевский, “Жития свят.», 132, 329, 355; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 192, 259; V, 81, 96; VI, 50, 67, 76, 78, 122, 154, 161, 296; VII, 139; VIII, 36, 51; “Сказ. современ. о Дм. Самозв.», 1837 г., II, 190, 191 (Гришка Отрепьев); III, 226 (Гермоген); “Житие свят. Гурия и Варсонофия», 45 (архим. Левкий); “Архив ист. и практ. свед. относящ. до России», 1859 г., V (Матер. для ист. патриар. Никона; роспис. архим. Иоакима 1666 г.); “Акты Арх. Эксп.», I, 284 (соборн. постановл. 1572 г.; архим. Евфимий), 308 (соборн. приговор 1581 г.; архим. Христофор); II, 7 (Грам. 1598 г. об избр. Бор. Годунова; архим. Пафнутий, келарь старец Феодосий, старцы Васьян Ржевский и Герман Щербатов), 28 (грам. патриар. Иова 1605 г. о ежедневн. молебствии по случаю войны ц. Бор. Годунова с Гришк. Отрепьев.; Гришка был здесь дьяконом); III, 4 (Соборн. гр. 1613 г. Русск. духовенства Строгоновым; подписался архим. Авраамий и келарь старец Михаил), 245 (архим. Феодосий назначен с кн. Лыковым и др. у сбора денег на вспомож. ратным людям под Смолен., 1634 г.); IV, 265 (Известит. послание 1682 г. о посылке в Тр. м-рь архим. Адриана для ходатайства за стрельцов); “Акты истор.», II, 118 (Наказн. память 1608 г. о приведении к присяге крестьян в отчине м-ря); IV, 228 (Ц. гр. 1672 г. Соловец. м-рю; роспись м-рей с беспошлин. промысл.), 231 (Чин вступления на паству 1673 г. Новгор. митроп. Иоакима, бывшего архим. Чудов. м-ря); V, 263 (Опись 1697 г. столбцам Патриарш. Разряда; между прочими: сказки 168 год. старца Епифания, что жил в Чудове м-ре, о патриар. Никоне; дело 184 года о ссылке патр. Никона в Кириллов м-рь, для чего был послан архим. Павел; посылка архим. Иоакима за патриар. Никоном); “Акты к истор. Ю. и З. Р.», IX, 21 (Наказ 1669 г. по делам Киево-Печер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010