Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРИОН (Истомин; 40-е гг. XVII в., Курск - после апр. 1718 (15.05.1722?), Москва), иером., поэт, педагог. Мирское имя К. неизвестно. Исследователи предполагают, что он был выходцем из подьяческой среды, поскольку его старший брат Г. Истомин и племянник И. Истомин служили подьячими. Под влиянием земляка и свойственника Сильвестра (Медведева) (сестра последнего Дарья была замужем за братом К. Гавриилом) К. принял постриг в Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пуст. близ Путивля, где в 1672-1675 гг. жил Сильвестр. В 1676 г., будучи диаконом Молченской пуст., К. приезжал в Москву, где получил деньги «в помяновение» умерших в 1675 г. Сарского и Подонского митр. Павла и иером. Епифания (Славинецкого) , общался с Евфимием , мон. Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря . Позднее К. переехал в Москву (возможно, вслед за Сильвестром (Медведевым), переселившимся в рус. столицу в 1677) и начал работать на московском Печатном дворе . Наиболее ранние сведения об этом периоде жизни К. относятся к 27 июня 1679 г., когда в расходной книге Печатного двора отмечено, что К. взят туда книжным писцом; 25 окт. следующего года К. уже числился в чтецах. На основании родства К. с Сильвестром (Медведевым) С. Н. Браиловский предположил, что в Москве К. первоначально жил в Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ре , где Сильвестр был строителем, и лишь позднее - в кон. 70-х или в нач. 80-х гг. XVII в. перешел в Чудов мон-рь. Возможно, под рук. Сильвестра К. изучил латынь и польск. язык. В 1680-1681 гг. он также учил греч. язык (24 сент. 1680 и 20 нояб. 1681 он получал деньги за изучение греч. языка «и для ево скудости»). 4 марта 1682 г. К. был назначен справщиком на Печатном дворе. В нач. 80-х гг. патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савёлов) обратил внимание на К. В июне 1681 г. К. передал патриарху подготовленное Сильвестром обличение труда приехавшего в Москву кальвиниста Я.

http://pravenc.ru/text/1681053.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варлаам (Скамницкий), еп. Великоустюжский. Портрет. XVIII в. (РГИА) (Скамницкий [Скамнинский]; 1697, г. Пинск (по др. сведениям, Вильно) - 20.02.1761, г. Вел. Устюг), еп. Великоустюжский и Тотемский. Род. в семье купца. Обучался в КДА до богословского класса, закончил образование в Москве. В 1730 г. пострижен в монашество архим. Германом (Концевичем) в московском Заиконоспасском монастыре. В 1731 г. Киевским архиеп. Рафаилом (Заборовским) рукоположен во иеродиакона. В 1732 г. вызван в С.-Петербург, с 9 авг. служил законоучителем в сухопутном Кадетском корпусе и при школе архиеп. Феофана (Прокоповича) . 3 февр. 1736 г. рукоположен во иеромонаха Архангелогородским архиеп. Аароном, находившимся в С.-Петербурге на чреде священнослужения. В обязанности В. входило присоединение к Православию язычников и иноверцев (в 1736 в числе прочих для наставления к нему были присланы японцы Кузьма Шульц и Демьян Поморцев). В 1739 г. В. и Давиду (Данилевичу) был поручен разбор б-ки архиеп. Феофилакта (Лопатинского) . 4 марта 1739 г. В. был назначен и 8 марта произведен в архимандрита московского Чудова мон-ря. 4 авг. 1740 г. назначен членом Московского синодального правления. С 3 окт. 1741 г. находился в качестве советника в Синоде, определением от 26 июня 1742 г. ему разрешалось ношение архиерейского креста. 25 апр. 1742 г. участвовал в коронации имп. Елизаветы Петровны . В 1742 г. доносил Синоду, что Чудов мон-рь не имеет средств для содержания отставных военных, и сообщал об отказе крестьян монастырских вотчин выполнять работы для мон-ря. 17 сент. 1742 г. представлен кандидатом на Воронежскую кафедру. 1 янв. 1743 г. произносил проповедь в присутствии императрицы. 24 февр. 1743 г. В. был назначен и 27 февр. в присутствии государыни хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского, хиротонию возглавил Новгородский архиеп. Амвросий (Юшкевич) . 31 дек. 1743 г. В. доносил Синоду, что на вознаграждение принявших Крещение остяков из келейных денег бывш. Вятского еп. Вениамина (Сахновского) и казенных сумм архиерейского дома истрачено 1566 р.; 1 мая следующего года обращал внимание Синода на строительство татарами мечетей вблизи поселений новокрещеных остяков и предлагал их снести. В Вятке после пожара отремонтировал кафедральный собор и «снабдил его хорошей ризницей». В 1745 г. по причине ссоры с воеводой Писаревым, к-рому В. нанес оскорбление действием в канцелярии воеводы, вызван в С.-Петербург. В 1746 г. в ходе расследования дела о соляных промыслах Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря (в Соликамском у. Пермской губ.) монастырские власти показали, что В. неоднократно вымогал у них крупные суммы денег, настоятеля мон-ря архим. Павла сажал под караул, казначея иером. Гавриила приказывал наказать плетьми. Сенат настаивал на суде над В., но, помилованный имп. Елизаветой, он был определен на 3 года жительства в Александро-Невскую лавру.

http://pravenc.ru/text/154209.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЫКОВСКИЙ Михаил Доримедонтович (29.10.1801, Москва - 9.11.1885, там же), рус. архитектор, преподаватель, живописец и график, один из родоначальников архитектурной реставрации в России (Чудов мон-рь и Архангельский собор Московского Кремля). Род. в семье столяра и резчика по дереву, обучался архитектуре у Д. И. Жилярди, с 1818 г. работал его помощником. От имп. АХ получил звание архитектора (1828), за проект «Карантин при морском береге на 250 человек» удостоен звания академика архитектуры (1831). С 1823 г. преподавал в Московском дворцовом архитектурном уч-ще (МДАУ), с 1832 г. член конференции МДАУ, в 1836-1842 его директор. В кон. 20-30-х гг. Б. разработал новый устав для МДАУ и перестроил систему образования архитекторов на основе принципов проектирования. Речь, произнесенная им на торжественном акте в МДАУ в 1834 г., была программной для разработки романтического стиля в архитектуре. Один из основателей художественного класса в Москве (в 1844; впосл. МУЖВЗ). В том же году он был назначен чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе и активно включился в процесс реконструкции и благоустройства Москвы, направленный на выявление национального своеобразия города. Средоточием городского ансамбля должны были стать Кремль, окруженный колокольнями мон-рей, и храм Христа Спасителя. Б. принимал участие в составлении проекта перестройки района, примыкавшего к площади Тверской заставы (1838), проектировал Духовную семинарию (проект 1836 был изменен), богадельню Горихвостова (1837), Мещанское уч-ще, Земледельческую школу (все - 1840) и др. Интерьер собора в Иоанно-Предтеченском мон-ре в Москве. Фототипия. XIX в. (РГБ) Интерьер собора в Иоанно-Предтеченском мон-ре в Москве. Фототипия. XIX в. (РГБ) В 1838 г. Б. стал членом комиссии совета по постройке в Москве храма Христа Спасителя. В 1842 г. был назначен старшим архитектором Попечительского совета заведений общественного призрения, руководил строительством и поддержанием в порядке больниц, приютов, богаделен, домов призрения, смирительных, работных домов и др. По проекту Б. был перестроен Опекунский совет (1846), сооружены Странноприимный дом в Хамовниках секунд-майора А. Ахлебаева (1849) и Рогожская богадельня (1854). В 1847 г. был назначен старшим архитектором Воспитательного дома, в 1853-1857 гг. занимался его перестройкой.

http://pravenc.ru/text/153731.html

Дмитрий [Митя Малый, Дмитрий толмач] (ок. 1465 - после 1536), переводчик, книжник, участник дипломатических миссий, младший брат Герасима Поповки (по к-рому, видимо, получил прозвище Герасимов). В юности Г. учился в Ливонии, где хорошо овладел лат. языком. С кон. 80-х гг. XV в. Г. вместе с братом, ставшим к тому времени владычным архидиаконом, принимал активное участие в трудах кружка книжников, существовавшего при дворе Новгородского архиеп. св. Геннадия (Гонзова) , получил прозвище Митя Малый (в отличие от др. участника кружка, Д. М. Траханиота, прозванного Дмитрием Старым). Г. входил в ближайшее окружение свт. Геннадия. Он сопровождал архиерея в поездке в Псков в 1495 или 1499 г., когда, как Г. сообщал позднее псковскому дьяку М. Г. (Мисюрю) Мунехину , псковские иконники спорили с архиеп. Геннадием относительно иконографии одного местного образа. Большое значение для деятельности Геннадиевского кружка (а позднее и прп. Максима Грека ) имела «Грамматика» Э. Доната, переведенная Г., возможно, еще в бытность его в Ливонии. В 1489 г. «в влыдычне дворе, повелением диакона Герасима Поповки» Г. переписал с болг. списка X в. творения свт. Афанасия I Великого , посланные затем в Кириллов Белозерский мон-рь (РНБ. Погод. 968. Л. 222 об.). Г. участвовал в переводе с латыни отдельных книг Геннадиевской Библии . В 1500 г. он завершил перевод надписаний псалмов из нем. Псалтири, начатый в 1498 г. толмачом Власием Игнатовым. Сохранилась рукопись, связываемая с именем Г., в к-рой кириллицей переписана лат. Псалтирь (ГИМ. Чуд. 53 (29)), в 1504 г. вместе со свт. Геннадием она переместилась из Новгорода в Чудов мон-рь. В 1501 г. по благословению свт. Геннадия Г. перевел антииудейский трактат Николая де Лиры «Contra perfideam Judeorum» (перевод опубл. Е. С. Фёдоровой). Возможно, именно Г. в 1504 г. перевел с латыни антииудейский трактат Самуила Евреина, изданный в Кёльне в 1493 г. (Т. Н. Копреева нашла принадлежавший Г. автограф данного перевода). Г. иногда ошибочно приписывалось авторство «Повести о белом клобуке» (на том основании, что в начале «Посыльной грамоты Дмитрия грека толмача», сопровождающей позднейшие списки «Повести...», упоминается «слуга архиепископа Геннадия Митя Малый»), а также послания архиеп. Геннадию «О летах седьмой тысячи», автором к-рого был Траханиот.

http://pravenc.ru/text/164623.html

Данное царем в 1652 г. обещание вернуть крест и главу в обитель было им нарушено. В грамоте, отправленной ватопедской братии с Дамаскином, говорилось, что Алексей Михайлович «изволил» оставить святыни в Москве «лет на двадцать или менши, на сколко лет доведетца», а в монастырь была отправлена царская милостыня деньгами и соболями на 1800 руб. ( Каптерев. 1914. С. 65-67; Фонкич. 2001. С. 92-94; Чеснокова Н. П. Святыня и политика: К идее визант. наследия в России сер. XVII в.//СВ. 2008. Вып. 69(4). С. 34, 37). На протяжении 3 десятилетий ватопедские монахи пытались вернуть святыни. Архим. Макарий в 1657 г. не был допущен в столицу и получил милостыню в Путивле ( Бантыш-Каменский. 2001. С. 124). Когда же ватопедский екклисиарх Лука вместе с представителями др. афонских монастырей приехал в Москву весной 1665 г., то в Ватопед была вновь послана значительная милостыня (1 тыс. р.) и царская грамота, в которой указывалось, что крест и глава И. З. «устроены» в Москве, в соборной церкви, и что таким святыням «под властию бусурманскою быти не достойно». Сопровождавший Луку келарь Кирилл, проявивший неуступчивость и требовавший возвращения святыни («бил челом невежливо»), был сослан на Соловки, откуда в 1675 г. переведен в Чудов мон-рь и только в 1683 г. был отпущен на Афон (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1665 г. Д. 17. Л. 44-48; Фонкич. 2001. С. 95). В 1683 г. в Москву для возврата реликвий был послан архим. Дометиан, получивший от царей Иоанна V и Петра I 200 р. и новую жалованную грамоту, в которой приводилась все та же причина невозможности возвращения креста царя Константина и главы И. З. на Св. Гору: они должны остаться в России «на сохранение от насилия нечестивого огарянского». Ватопедским монахам предоставлялась особая выплата за эти святыни - по 500 р. в каждый их приезд за милостыней (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1683 г. Д. 5. Л. 1-7; Каптерев. 1914. С. 70-71; Фонкич. 2001. С. 96-97). Когда в 1687 г. в Москву по царской жалованной грамоте приехал архим. Косма, в послании от монахов лишь упоминалось о задержанных в русской столице реликвиях, но без к.-л. просьб об их возвращении. Напротив, братия надеялась по-прежнему, в соответствии с царским пожалованием за эти святыни, получать 500 р. милостыни, т. к. мон-рь нуждался в средствах для проведения воды (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1688 г. Л. 30-35; Фонкич. 2001. С. 96). Всего в течение XVI-XVII вв. частицы мощей И. З. привозили на Русь 14 раз ( Каптерев. 1914. С. 77-78).

http://pravenc.ru/text/541598.html

20 июня 1471 г. в Кремле вместе с митр. Филиппом и др. архиереями Е. благословил вел. кн. Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород, 16 сент. того же года принимал участие в похоронах дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича , 8 дек.- в хиротонии Феодосия во епископа Рязанского и Муромского, 15 дек.- в хиротонии Феофила во архиепископа Новгородского. В 1472 г., после обретения мощей митр. св. Петра (14 апр.) при разборке обветшавшего Успенского собора, Е. присутствовал на Соборе, когда было принято решение переложить мощи святителя в раку и поместить ее в строящемся здании собора. Перенесение состоялось 1 июля того же года, в память о чем был учрежден праздник. 12 авг. 1479 г. Е. участвовал в освящении нового Успенского собора, 24 авг. вместе с другими архиереями переносил в собор мощи свт. Петра из ц. во имя прп. Иоанна Лествичника «под колоколы» (мощи свт. Петра находились там с 1474, когда обрушилось здание собора, заложенное при митр. Филиппе), 27 авг. 1479 г. архиереи торжественно перенесли в новый собор мощи митрополитов Феогноста , св. Киприана , св. Фотия и св. Ионы, а также вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича . 23 апр. 1473 г. Е. участвовал в Соборе, избравшем главой Русской Церкви Коломенского еп. св. Геронтия . 29 июня Геронтий был поставлен на кафедру «всем священным Събором» в Успенском соборе Московского Кремля. Ок. 6 дек. 1477 г. имя Е. упоминается в грамоте Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) , в к-рой он заверял митр. Геронтия, что не признает митр. Спиридона (Савву) «или кто будет иный митрополит, поставлен от латыни или от турскаго области» (РФА. Ч. 3. 38. С. 689-690). Е. назван в числе рус. архиереев, к-рым адресована грамота Новгородского архиеп. Феофила (РФА. Ч. 2. 77. С. 252-253; между 25 дек. 1482 и 25 марта 1483) об отказе от кафедры (архиеп. Феофил был арестован в 1480 вел. кн. Иоанном III за участие в антимосковском заговоре и помещен в московский Чудов мон-рь). Е. не участвовал в избрании 17 июня 1483 г. и в хиротонии 4 сент. в Москве Сергия во архиепископа Новгородского и Псковского. По-видимому, в 1483 г. Е. оставил кафедру (известна «отписная» грамота, в к-рой архиерей сообщает о своем уходе на покой в мон-рь - Там же. 79. С. 258-259) и вскоре скончался. 9 дек. 1484 г. во епископа Суздальского был хиротонисан Нифонт (встречающиеся в лит-ре сведения о будто бы занимавшем в 1483 Суздальскую кафедру Феодоре, бывш. еп. Черниговском, не могут быть признаны достоверными).

http://pravenc.ru/text/187694.html

Имена родителей Космы, Игнатия и Евдокии, упомянуты в синодиках Лукиановой пуст. и Успенского мон-ря (ГИМ. Барятин. 337. Л. 44, кон. XVII-XVIII в.; ГИМ. Епарх. 776. Л. 21, кон. XVII-XVIII в.). Отец был купцом, тяглецом московской черной слободы Троице-Сергиева мон-ря, располагавшейся за Земляным городом, на р. Неглинной. Семья отличалась благочестием: в роду К. упомянуто 4 схимника, 8 монахов, 3 схимницы и инокиня. Отрок рано выучился грамоте, в 23 года Косма поступил в московский Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь , где принял постриг и прожил 5 лет. Ища уединения, он поселился во Флорищевой Успенской пуст., основанной в кон. 40-х гг. XVII в. Здесь К. исполнял клиросное послушание, однако из-за конфликта с настоятелем свт. Иларионом (впосл. митрополит Суздальский и Юрьевский) К. перешел в Лукианову пуст. Вероятно, К. был одним из первых насельников Флорищевой пуст., и стремительное возвышение Илариона (в 1653 поступил в мон-рь, в 1654 рукоположен во иерея, в 1655 назначен настоятелем) вызвало его недовольство. В 1656/57 г. К. был рукоположен во иерея. 13 мая 1658 г. грамотой патриарха Никона по выбору братии его утвердили строителем и духовником Лукиановой пуст. (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). 600. Л. 1-3). В 1659 г. в обители построили по благословению патриарха Никона деревянный трапезный храм в честь Богоявления (церковь возобновили в 1669 по благословению патриарха Иоасафа II ; в 1680, при К., был заложен новый, каменный храм в честь Богоявления с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата и шатровая колокольня). В дек. 1669 г. К. получил разрешение от патриарха Иоасафа II на строительство деревянной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В первые годы настоятельства К. монахи пустыни жили бедно, о чем повествует «Чудо о преизобиловании муки ржаной въ сусеке» (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). 616. Л. 10 об.- 11). Однажды пекарь пришел к К. и сообщил, что муки осталось на одну выпечку, однако по молитвам игумена запасы хлеба в обители не оскудевали. В 1661 г. К. обратился к патриарху с челобитной, в к-рой просил не взимать с пустыни казенные платежные пошлины, поскольку «платить стало нечем, мсто скудное», а «приходу де у той их монастырьской церкви никого нтъ» (Там же. 600. Л. 6). По указу патриарха пошлины были отменены, а монастырский храм исключен из окладных книг.

http://pravenc.ru/text/2458671.html

3-томника) БАН 33. 10. 4, имеющий общий протограф с полным списком Г. Б. ГИМ. Син. 915. Однако рукописи неск. отличаются по составу: БАН 33. 10. 4 содержит переведенное с латыни Житие блж. Иеронима (Л. 38; публ.: Ромодановская В. А. Рассказ о блаженном Иерониме в русской рукописной Библии XV в.//ТОДРЛ. Т. 57 (в печати)). В тексте жития присутствуют черты, свойственные древнейшим его лат. редакциям, к XV в. сохранившимся в хорват., венг. и чеш. лит-рах; можно предположить, что в Новгород листок с текстом жития был привезен Вениамином. Полное или частичное копирование Г. Б., активно шедшее после 1493 г., прервалось в 1504 г. в связи с удалением архиеп. Геннадия с кафедры и со ссылкой его в Чудов мон-рь. Интерес к Г. Б. как к полному библейскому кодексу возродился в 50-х гг. XVI в., возможно в связи с зарождением на Руси книгопечатания. Известны 3 полных списка Г. Б., относящиеся к 50-60-м гг. XVI в.: Иоакимовская Библия (ГИМ. Син. 21, написана в 1558 мон. суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Иоакимом по заказу царя Иоанна IV Васильевича ), ГИМ. Увар. 652 (50-60-е гг. XVI в.) и ГИМ. Син. 30 (60-е гг. XVI в.). 2 первых списка тождественны по составу с наиболее ранним полным списком Г. Б. ГИМ. Син. 915; кодекс ГИМ. Син. 30 восходит к рукописи БАН. 33. 10. 4. Текстологические данные свидетельствуют о том, что библейские кодексы XVI в. написаны с др. оригиналов, нежели список 1499 г., что позволяет говорить как минимум о 2, а скорее о неск. первоначальных списках полной рус. Библии. При издании Иваном Фёдоровым в 1580/81 г. Острожской Библии была использована несохранившаяся копия Г. Б., полученная из Москвы. При подготовке острожского издания отдельные тексты были заново переведены с греческого, нек-рые книги отредактированы, исключены комментарии, предисловия блж. Иеронима и дополнительные статьи. Изд.: Библия 1499 г. и Библия в синод. переводе. Т. 4: Псалтирь. М., 1997; Т. 7: Господа нашего Иисуса Христа Св. Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. М., 1992; Т. 8: Деяния св.

http://pravenc.ru/text/162049.html

Вместе с рядом представителей московской знати, сумевших привлечь на свою сторону собиравшееся для войны с Крымом дворянское ополчение, В. И. Ш. принял активное участие в подготовке заговора против самозванца, завершившегося 17 мая 1606 г. убийством Лжедмитрия I. После этого 19 мая сторонники В. И. Ш. провозгласили его царем перед народом в Москве на Лобном месте. 1 июня 1606 г. он был коронован в Успенском соборе Новгородским митр. Исидором . Мн. современники не считали избрание В. И. Ш. законным, т. к. оно произошло без участия представителей «всей земли». При избрании В. И. Ш. на престол была обнародована его запись. Новый царь обязывался никого не казнить, «не осудя истинным судом з бояры своими», не отбирать имущества у родственников осужденных, к-рые не были их соучастниками, не слушать ложных доносов и наказывать таких доносчиков и «без вины ни на кого опалы своей не класти». Эта запись дала впосл. основание ряду исследователей говорить об имевшем место при В. И. Ш. ограничении царской власти. В. И. Ш. обещал также не мстить людям, причинявшим ему обиды при царе Борисе. Однако, как отмечают источники, «вскоре по воцарении своем, не помня своего обещания, начат мстити людем, которые ему грубиша, бояр, и думных дияков, и стольников, и дворян многих разосла по городом и службам, а у иных у многих поместья и отчины поотнима». При участии В. И. Ш. после убийства Лжедмитрия I был смещен с Патриаршего престола грек Игнатий , к-рого отослали «под начал» в Чудов мон-рь. Были назначены выборы нового Патриарха. Ранее, сразу после переворота, В. И. Ш. принял решение перенести в Москву останки св. царевича Димитрия. За ними был послан в Углич старец Филарет (Романов) , к-рого первоначально и предполагали сделать Патриархом. Участие близких к Романовым бояр Шереметевых в заговоре против Шуйского привело к тому, что царь остановил свой выбор на Казанском митр. сщмч. Ермогене . Когда останки царевича Димитрия были привезены в Москву, царь, встретив их у городских ворот, сам отнес мощи нового святого к месту его погребения в Архангельском соборе . Содействуя канонизации царевича, московские власти во главе с В. И. Ш. стремились предотвратить опасность появления новых самозванцев, к-рые выдавали бы себя за спасшегося «царя Димитрия». Позднее по приказу В. И. Ш. были торжественно перенесены в Троице-Сергиев мон-рь останки его родственника и политического соперника - царя Бориса Годунова, а также его жены и сына. Для их гробниц по приказу В. И. Ш. были изготовлены покровы с украшениями из золота, драгоценных камней и жемчуга, на 1 мая учреждена соборная панихида. В февр. 1607 г. по инициативе царя было принято решение пригласить в Москву из Старицы низложенного Лжедмитрием св. Патриарха Иова , чтобы просить у него прощения за нарушение крестного целования законному монарху - царю Феодору Борисовичу Годунову , убитому по приказу самозванца.

http://pravenc.ru/text/150803.html

Полное или частичное копирование Г. Б., активно шедшее после 1493 г., прервалось в 1504 г. в связи с удалением архиеп. Геннадия с кафедры и со ссылкой его в Чудов мон-рь. Интерес к Г. Б. как к полному библейскому кодексу возродился в 50-х гг. XVI в., возможно в связи с зарождением на Руси книгопечатания. Известно 3 полных списка Г. Б., относящиеся к 50–60-м гг. XVI в.: Иоакимовская Библия (ГИМ. Син. 21, написана в 1558 мон. суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Иоакимом по заказу царя Uoahha IV Васильевича), ГИМ. Увар. 652 (50–60-е гг. XVI в.) и ГИМ. Син. 30 (60-е гг. XVI в.). 2 первых списка тождественны по составу с наиболее ранним полным списком Г. Б. ГИМ. Син. 915; кодекс ГИМ. Син. 30 восходит к рукописи БАН. 33. 10. 4. Текстологические данные свидетельствуют о том, что библейские кодексы XVI в. написаны с др. оригиналов, нежели список 1499 г., что позволяет говорить как минимум о 2, а скорее о неск. первоначальных списках полной рус. Библии. При издании Иваном Фёдоровым в 1580/81 г. Острожской Библии была использована несохранившаяся копия Г. Б., полученная из Москвы. Отдельные тексты были заново переведены с греческого, нек-рые книги отредактированы, исключены комментарии, предисловия блж. Иеронима и дополнительные статьи. Изд.: Библия 1499 г. и Библия в синод. переводе. Т. 4: Псалтирь. М., 1997; Т. 7: Господа нашего Иисуса Христа Св. Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. М., 1992; Т. 8: Деяния св. Апостолов; Послания св. Апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды; Послания св. Ап. Павла; Апокалипсис. М., 1992; Т. 9: Прил.; Науч. описание. М., 1998. Лит.: Гор­ский, Не­вос­тру­ев. Опи­са­ние. Отд. 1. С. 1–164; Со­бо­лев­ский А. И. Пе­ре­вод­ная ли­т-­ра Мо­с­к. Ру­си XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 183–189, 254–259 (СбОРЯС; Т. 77, 1); Евсеев И. Е. Геннадиевская библия 1499 г. М., 1914; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960. (по указ.); он же. К вопросу о «латинстве» Геннадиевского лит. кружка//Исслед. и мат-лы по древнерус.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010