Воскресенский мон-рь в Московском Кремле. Фотография. 1900 г. Воскресенский мон-рь в Московском Кремле. Фотография. 1900 г. Материальное положение М. в XIX в. постоянно улучшалось. Они получали большие пожертвования от людей разных сословий, особенно от купцов, к-рые при имп. Николае I быстро обогащались и приобретали миллионные капиталы. М. получали в дар деньги, ценности (иконы, колокола, облачения и т. д.), благотворители строили за свой счет монастырские церкви и др. строения. Обители сами с большим размахом развернули строительство, так что их внешний облик очень сильно изменился благодаря появлению больших каменных церквей и зданий ( Смолич. 1997. С. 284-285). Вместе с тем разделение на штаты и классы в 1764 г. определило финансовое положение М. Появилось 2 абсолютно разных типа не только М., но и монахов, что нивелировало значение монастырских уставов. Определенное реформой финансовое содержание штатных М. было часто слишком мало, его не хватало на содержание и питание монастырской братии. Строения М. постепенно разрушались, а настоятели не решались сообщать об этом Синоду, чтобы избежать упразднения М. Чтобы уйти от финансовых проблем, М. сокращали число монашествующих, предусмотренное им штатом, из-за чего стали безлюдеть и беднеть. Заштатные М. и вовсе должны были существовать на пожертвования. После Октябрьской революции власть декретом 1918 г. лишила Церковь собственности, начав с М. Монастыри национализировались, монашествующие при этом лишались юридических прав и средств к существованию: отбирались земли, капиталы, недвижимость, монашествующие выселялись из обителей, осуществлялась программа по изъятию церковных ценностей. К 1921 г. было закрыто 700 мон-рей. В Кремле в 1929 г. были взорваны Чудов и Вознесенский мон-ри, в 30-м г. разобраны Никитский, Зачатьевский, Златоустовский, Страстной мон-ри ( Васильева. 2002. С. 332-335). И в дальнейшем продолжалось закрытие М.: из 47 действовавших в 1959 г. к сер. 60-х гг. XX в. их осталось 16 (Там же. С. 342). Перемены в обществе в сер. 80-х гг. вызвали к жизни и М.: к кон. 1988 г. их было 22, а через 10 лет - 478. В 2010 г. Святейший Патриарх Кирилл в докладе на Архиерейском совещании 2 февр. 2010 г. отмечал, что в РПЦ действуют 788 М.- 386 мужских и 402 женских. На нач. 2016 г. РПЦ насчитывала 926 М.- 455 мужских и 471 женский (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе РПЦ 2 февр. 2016 г.). Сегодня эти обители ведут обширную просветительскую, миссионерскую и благотворительную работу.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

(когда сгорела настоятельская келья) старая трапезная палата с Алексиевской ц. были заменены новыми, заложенными в 1483 г. архим. Геннадием (Гонзовым) (ПСРЛ. Т. 25. С. 304, 309, 330). При возведении в 1680-1686 гг., при архим. Адриане, 2-этажной трапезной палаты примыкавшую к ней Алексиевскую ц. объединили с располагавшейся к северу ц. Благовещения, мощи свт. Алексия поместили под аркой, находившейся между храмами. В состав единого комплекса вошла также ц. ап. Андрея Первозванного. Помимо этих строений в XVII-XIX вв. в мон-ре существовали и др. храмы. По периметру монастырской территории были расположены колокольня, братские кельи, архиерейские покои, больничные палаты и хозяйственные службы. Чудов мон-рь являлся крупным духовным центром. Со времен Иоанна Грозного здесь крестили царских детей. На монастырском кладбище были погребены не только насельники обители, но и миряне - мн. представители старинных боярских родов ( Забелин. 1905. С. 283-308; Воронов. 2009. С. 27-55). Постриг вел. кнг. Евдокии в Вознесенском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 628 об.) Постриг вел. кнг. Евдокии в Вознесенском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 628 об.) Возникновение Вознесенского мон-ря (см. ст.: Московский в честь Вознесения Господня женский монастырь ) датируют в пределах посл. десятилетий XIV - нач. XV в. Монастырский комплекс располагался к востоку от Чудова мон-ря близ Фроловских (ныне Спасских) ворот Кремля. Основательницей кремлевской жен. обители традиционно считается вел. кнг. Евдокия Димитриевна (в иночестве Евфросиния), вдова вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского, к-рая весной 1407 г. заложила «церковь камену святого Bъзhecehia внутри города»; 7 июня (июля) того же года княгиня скончалась и «положена бысть в монастыри въ церкви Bъзhecehia, юже сама заложи» (ПСРЛ. Т. 8. С. 81; Т. 11. С. 198; Т. 18. С. 154; Т. 20. Ч. 1. С. 223; Т. 23. С. 141; Т. 24. С. 173; Т. 25. С. 236; Т.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

В 20-30-х гг. под предлогом расширения транспортных артерий города и его благоустройства были снесены монастырские ансамбли: Богоявленский в Китай-городе и Зачатьевский в Белом городе. Разрушены монастыри, которые были связаны с «царскими богомолиями»: напр., в 1937 г.- Страстной на Тверском бульваре, древний Златоустовский, находившийся между переулками с таким же названием. Реконструкция центра города в 30-х гг. XX в. привела к очередному сносу мон-рей: Никитского на Б. Никитской (снесен в 2 этапа - 1930 и 1933); единоверческого во имя Всех святых (шоссе Энтузиастов) (перестроен, собор снесен в 1934); в Никольском Греческом - собор во имя свт. Николая Чудотворца (1935). Не спасали от уничтожения предложения музейной и научной общественности по музеефикации церковных зданий - в Кремле в 1929 г. были уничтожены патриарший и великокняжеский мон-ри, Чудов и Вознесенский. Монастырские помещения превращали в жилые здания, передавали в пользование гос. хозяйственных структур - под гаражи, склады. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Старом Симоновом мон-ре был превращен в компрессорную станцию завода «Динамо». Николо-Перервинский мон-рь был закрыт в кон. 20-х гг., территория и здания были переданы заводу, затем фабрике игрушек. Жилое товарищество, занявшее церкви и корпуса Инвалидного дома в бывш. Измайловском загородном дворце (Измайлово), быстро превратило «государев дворец» в «воронью слободку». Были закрыты мон-ри: единоверческий Никольский на Преображенском валу; Покровский (1920) у Покровской заставы (использовался различными учреждениями, часть территории занимал парк культуры Ждановского р-на); Новодевичий (1922, с 1934 там располагался филиал ГИМ); Рождественский (с 1922 жилые, конторские, научные и учебные учреждения); Сретенский (с 1930 общежитие НКВД); Высокопетровский (закрыт в 1926, разграблен, размещены различные учреждения); Марфо-Мариинская обитель (закрыта в 1926, размещены клуб, поликлиника). В Андрониковом Спасском мон-ре часть храмов и колокольня были снесены в 1930-1931 гг., оставшиеся отданы под жилье. Закрытый в 1928-1929 гг. бывш. Знаменский монастырь на ул. Варварке на Старом Государевом дворе стал многонаселенным комплексом, как и небольшие церкви, напр. ц. сщмч. Антипы Пергамского на Колымажном дворе близ Волхонки. Усадебные храмы также разрушались: так, ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в усадьбе Голицыных-Солдатёнковых в Кунцеве (1744, 1913) была закрыта в 1932 г., снесена колокольня, уничтожен иконостас, в здании находились фабрика, лыжная база, военно-спортивный клуб.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Первые удары опричной политики были направлены против верхнего слоя аристократии - членов княжеских родов Рюриковичей. В состав опричного удела уже на период его создания были включены Суздаль и земли, отобранные царем у князей Воротынских. В 1565 г. царь отправил на недавно присоединенные земли Поволжья ростовских, ярославских и стародубских князей, началась «отписка» на государя их родовых вотчин. Иоанн IV Грозный хотел лишить наиболее могущественную часть аристократии родовой собственности на территории ее бывш. княжеств - основы ее власти и влияния, что позволяло ей занимать самостоятельную позицию по отношению к монархии. На 2-м году О. Иоанн IV Грозный пошел на ряд уступок. С мая 1566 г. стали возвращаться сосланные в Поволжье князья, к-рые снова становились собственниками отобранных у них вотчин. В июне 1566 г. был созван Земский собор, на котором с участием представителей земщины решался вопрос о прекращении или продолжении Ливонской войны 1558-1583 гг. В это время 300 детей боярских земского «двора» подали царю челобитную с просьбой отменить О. и прекратить казни, однако инициаторы челобитной были казнены, др. участники биты батогами. Царь прилагал усилия к тому, чтобы духовенство поддерживало его политику. Незадолго до О. наиболее близкими к царю духовными лицами были игумен Иосифова Волоколамского мон-ря Леонид и архимандрит московского Чудова мон-ря Левкий. Особым вниманием царя пользовался Иосифов Волоколамский мон-рь, к-рый еще в дек. 1563 г. получил тарханную грамоту на все владения. Уже после учреждения О. в 1565 г. тарханные грамоты на часть своих владений получили московские Чудов и Симонов мон-ри. 19 мая 1566 г. «за немощию велиею» оставил кафедру митр. Афанасий. Сохранились сведения, что царь хотел видеть его преемником архиеп. Казанского Германа (Садырева-Полева), к-рый в авг. 1565 г. получил тарханную грамоту на земли Казанского архиерейского дома, но тот стал напоминать царю о Страшном Суде. Затем была выдвинута кандидатура игумена Соловецкого мон-ря Филиппа (Колычева) (см. Филипп II (Колычев)), однако новый кандидат тоже стал добиваться отмены О. и заявил, что при таком режиме он не сможет выполнять обязанности главы Русской Церкви. Это вызвало гнев царя, но по челобитью епископата он свой гнев «отложил», и Филипп стал митрополитом, дав обязательство «не вступаться» в дела О. и не оставлять из-за нее митрополии. Соответствующий текст был подписан нареченным митрополитом и иерархами 2 июля 1566 г. Т. о., в первые годы существования опричного режима, сталкиваясь с недовольством и в светской, и в духовной среде, царь чувствовал себя неуверенно и пытался искать соглашения с противниками.

http://pravenc.ru/text/2581441.html

Битягове городского окр. Домодедово; основан в 1912; упразднен в 1924; возрожден в 2000). Упраздненные монастыри в Москве Богоявленский (мужской; основан на рубеже XIII и XIV вв.; упразднен в 1919), Андроников в честь Нерукотворного образа Спасителя (мужской; основан ок. 1357-1358; закрыт в 1918), Чудов (мужской; в Кремле; основан между 1365 и 1378; закрыт после 1918; в 1929 взорван), Симонов Успенский (Новый) (мужской; основан, вероятно, во 2-й пол. 70-х гг. XIV в.; впосл. перенесен на новое место; закрывался в нач. 70-х гг. XVIII в. и в 1788-1795; закрыт в 20-х гг. XX в.), Афанасиевский Кирилловский (мужской; в Кремле; впервые упом. в 1385; впосл. стал подворьем Кирилло-Белозерского мон-ря; упразднен после 1731), Николаевский Введенский Хлыновский («Никола Старый») (основан как мужской; упом. в 1390; впосл. преобразован в женский; упразднен к нач. XVIII в.), Богоявленский Троицкий Сергиев (мужской; в Кремле; основан в 60-80-х гг. XIV в. как подворье Троице-Сергиева монастыря; уничтожен в нач. XIX в.), Николаевский Греческий («Никола Большия Главы старый», «у большого Креста») (мужской; основан в XIV в.?; упразднен в нач. 20-х гг. XX в.), Вознесенский мон-рь (женский; в Кремле; основан ок. 1407 или до 1386; закрыт в 1918; в 1929 взорван), Иоанно-Златоустовский (мужской; основан, вероятно, до 1412; упразднен после 1926), Предтечев Иоанновский под Бором (мужской; упом. в 1415), Новинский Введенский на Бережках за Земляным валом (мужской; основан ок. 1431; с 1749 женский (для монахинь-грузинок); упразднен в 1764), Саввин на Девичьем поле (первоначально мужской; впервые упом. в 1454; в 1654 был женским; упразднен в кон. XVII в.), Крутицкий (мужской; упом. в нач. 60-х гг. XV в.), Покровский в Садех (мужской; упом. в 1479-1488), Высокий Воскресенский у Золотой решетки (мужской; известен с 1479; в 1651 приписан к Саввину Сторожевскому мон-рю; с 1773 подворье Крутицких архиереев; в 1787 вновь приписан к Саввино-Сторожевскому мон-рю; разрушен в 1812), Крестовоздвиженский на Острове (на Воздвиженке) (мужской; основан ок.

http://pravenc.ru/text/Московской ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЖЕДМИТРИЙ I (Юрий Богданович Отрепьев, в монашестве Григорий; рубеж 70-х и 80-х гг. XVI в. (?) - 17.05.1606, Москва), претендент на рус. трон, выдававший себя за царевича Димитрия Иоанновича , младшего сына царя Иоанна IV Васильевича (см. также ст. Смутное время ). Сын боярский из Галицкого у. Ю. Б. Отрепьев в молодости служил при дворах Михаила Никитича Романова и его родственника кн. Бориса Камбулатовича Черкасского, после опалы Романовых и Черкасских осенью 1600 г. и роспуска их дворов постригся в монашество, приняв имя Григорий. Эти особенности его биографии давали основание предполагать, что он объявил себя царевичем Димитрием, действуя по поручению бояр, враждебных царю Борису Феодоровичу Годунову , но данные, к-рые позволили бы подкрепить эту т. зр., отсутствуют. Спустя нек-рое время благодаря помощи своего деда Елеазара (Замятни-Отрепьева), мон. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря , Григорий (Отрепьев) смог поселиться в этой обители. Отрепьев стал известен патриарху св. Иову , к-рый брал его к себе для переписки книг, от патриарха он получил рукоположение во диакона. В разных повестях о жизни Л., появившихся после его смерти, говорится, что уже в Чудовом мон-ре он заявлял старцам, «яко царь буду на Москве» (ПСРЛ. Т. 14. С. 59). Сохранились упоминания, что царь Борис Годунов предложил отправить его «под начал» в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь . Возможно, это заставило Отрепьева оставить Чудов мон-рь и бежать из Москвы. Лжедмитрий I. Гравюра Луки Кимиана. 1607 г. Лжедмитрий I. Гравюра Луки Кимиана. 1607 г. Главным источником о позднейших событиях является «Извет» спутника Л. в последовавшем путешествии старца Варлаама (Яцкого), который был записан во время расследования при Василии Иоанновиче Шуйском . Во время царившего в то время в России голода монахи часто отправлялись за сбором милостыни в более благополучные юж. края. Отрепьев и 2 его спутника - Мисаил (Повадин) и Варлаам (Яцкий) - в нач. 1602 г. отправились в Новгород-Северский, откуда они перебрались в Речь Посполиту. По словам Варлаама, они жили 3 недели в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ), затем переехали во владения кн. Константина Константиновича Острожского на Волыни, некоторое время находились в Дерманском монастыре (см. Св. Троицы монастырь ). Сохранился экземпляр «Книги о постничестве» свт. Василия Великого, изданный в острожской типографии в 1594 г., с надписью о том, что 10 авг. 1602 г. эту книгу кн. Константин Острожский дал «Григорию с братею с Варлаамом да с Мисаилом» (находится в б-ке РГАДА).

http://pravenc.ru/text/2463625.html

По этой челобитной стольнику В. М. Еропкину было поручено произвести в Костроме и уезде следствие, материалы к-рого свидетельствуют о недовольстве настоятелем собора большей части костромичей и жителей окрестных селений. Накануне Великого поста, в 20-х числах февр. 1653 г., незадолго до этого возведенный на Патриарший престол Никон разослал по московским церквам «Память», в которой предписывалось изменение количества поклонов во время великопостного богослужения и замена двуперстного сложения для крестного знамения троеперстным. По решению кружка боголюбцев в кон. февр. 1653 г. Аввакум и Д. написали протестующую челобитную - «О сложении перст и о поклонех», которую подали царю Алексею Михайловичу (челобитная не сохр.). 4 авг. 1653 г. в Москве был арестован и вскоре сослан в Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. Иоанн Неронов - один из главных противников богослужебных нововведений. Аввакум и Д. вновь подали царю челобитную, протестуя против ареста Неронова. Через неск. дней Аввакума арестовали и сослали в Сибирь. Тогда же, видимо в кон. авг., был схвачен и Д.; по свидетельству Аввакума, арест произошел «в монастыре за Тверскими вороты». По приказу патриарха Д. был лишен сана и отправлен в Чудов мон-рь «в хлебню». Затем Д. сослали в Астрахань, где заключили в земляную тюрьму, в к-рой он вскоре скончался. Место его погребения неизвестно. Со времени начала церковного раскола в сер. XVII в. Д. наряду с Аввакумом, Морозовой, Коломенским еп. Павлом почитался старообрядцами как мученик. Последний до Октябрьской революции Освященный собор Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия ), состоявшийся на Рогожском кладбище в Москве, 31 мая 1917 г. постановил прославить Д. в числе др. мучеников раннего старообрядчества (пам. 3 сент.). Службу Д. составил старообрядческий Нижегородский и Костромской еп. Иннокентий (Усов ; впосл. митрополит Белокриницкий). Первая икона Д. была написана в 2003 г. для старообрядческой ц. Рождества Богородицы в с. Дурасове Красносельского р-на Костромской обл.

http://pravenc.ru/text/171228.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872, с. Люторич Епифанского у. Тульской губ.- 19.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. Из семьи служащего. Окончил ДУ, в 1895 г. поступил послушником в Чудов московский муж. мон-рь , где вскоре был пострижен в монашество. Ок. 1909 г. рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. После закрытия Чудова мон-ря в 1918 г. перешел в Высокопетровский московский муж. мон-рь , где жил до 1923 г. (по др. сведениям, в 1917-1925 гг. служил в московском храме свт. Николая в Плотниках), в 1925-1929 гг. служил в Преображенской ц. на Песках. В 1929 г. возведен в сан игумена. 28 дек. 1930 г. арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, обвинен в «контрреволюционной деятельности... выражавшейся в антисоветской агитации». По постановлению особого совещания при Коллегии ОГПУ от 31 янв. 1931 г. сослан на 3 года в Казахстан. По возвращении из ссылки В. 26 дек. 1933 г. был направлен служить в Покровский храм в с. Дьякове Коммунистического р-на Московской обл., 20 окт. 1936 г. переведен в Покровскую ц. в с. Андреевском Дмитровского р-на. 5 нояб. 1937 г. арестован и заключен в Таганскую тюрьму. Обвинялся в «антисоветской агитации», а также в том, что пытался «расширить и укрепить влияние Церкви на население... участил службы, причем сами службы тянутся очень долго... Пытается вмешиваться в вопросы воспитания детей в школе и ведет среди школьников религиозную пропаганду». Виновным в «антисоветской агитации» В. себя не признал, 17 нояб. тройкой УНКВД по Московской обл. был приговорен к расстрелу. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив Московской Патриархии; РГАДА. Ф. 1207. Оп. 1. Ед. хр. 953; ЦА ФСБ РФ. Арх. Н-6656. Т. 3; ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. У-19322. Лит.: Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937-19.10.1938. М., 1997; Бутовский полигон. Вып. 2. С. 222; Дамаскин. Кн. 6. С. 311-313; Дамаскин (Орловский), игум. Житие прмч. Варлаама (Никольского)//Моск. ЕВ. 2003. 1/2.

http://pravenc.ru/text/154159.html

В год выхода Устава Л. покинул Чудов мон-рь и занятую поляками столицу (в сент.) и поселился в Троице-Сергиевом мон-ре, заняв там место головщика. Обитель только что пережила осаду и нападение поляков под предводительством Я. П. Сапеги и рус. «государевых изменников»; рядом со стрельцами и с казаками героически сражались иноки, старцы, клирошане, слуги монастырские (АИ. Т. 2. С. 284-285). Поставленному в февр. 1610 г. во главе монастыря архим. Дионисию (Зобниновскому) предстояло организовать восстановление хозяйства, строительство, оказание помощи пострадавшим ( Симон (Азарьин). 1855. С. 41 и далее). Здесь Л. подружился с уставщиком Филаретом, к тому времени исполнявшим свои обязанности уже более 30 лет. Возглавивший Троицкую обитель Дионисий вскоре повелел «мнозем праздником» совершать «всенощныя пения», а на литиях воскресных петь богородичны-догматики «купно со аммореевыми (т. е. Павла Амморейского.- Н. П.) стихирами» и зачитывать имена вкладчиков. Были введены также праздничные звоны , и «крылошане хождаху звонить». Все это значительно увеличивало длительность служб и нарушало уже существовавшие в мон-ре традиции, поэтому, несмотря на то что Дионисий «уставщика и головщиков не токмо любезными глаголы увещеваше», но и «пищею и питием утешая», клирошане «многа сопротивления ему творяху». Особенно противодействие шло «от уставщиков и головщика Логина» (Там же. С. 18-20). Келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) в Житии прп. Дионисия (1633) не раз упоминает Л. и Филарета как «безумных противников» архимандрита. Дополнивший это Житие Иоанн Наседка , который служил с 1611 г. священником при монастырской надвратной церкви, очевидец и участник событий (в отличие от Симона), посвятил взаимоотношениям этих людей разд. «О головщике Логине и о Филарете уставщике» (Там же. С. 62-71). Он писал, что Л. отличался буйным неуживчивым характером, вступал в конфликты с клирошанами и братией, а также с архим. Дионисием, в особенности по вопросам певческой практики. Архим. Дионисий, внося изменения в порядок совершения нек-рых церковных служб, уделял особое внимание богослужебному пению: «...на клиросе сам певал и статьи прочитывал, глас его дивен был, вси бо слышащии его поюща или чтуща, веселяхуся сердцы и радовахуся душами, сладкому гласу его удивляшеся»; при нем «головщиков и крылошан на обеих крылосах по двадцати семи на крылосе, а иногда и больше бываху» (Там же. С. 19, 21).

http://pravenc.ru/text/2110644.html

Богородицы мужская лавра ). Еще до офиц. закрепления за этими мон-рями статуса Л. они часто назывались таковыми в народной среде и в нек-рых исторических документах. По мнению Е. Е. Голубинского , официальное значение названию «лавра» в Российском гос-ве было усвоено по крайней мере с кон. XVII в. ( Голубинский. 1892. С. 122). Вплоть до XVIII в. не было четких критериев присвоения тому или иному монастырю титула «лавра», поэтому большое количество крупных рус. монастырей присваивали себе этот титул и именовались Л. даже в грамотах. Такое название имели в XVII в. Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужской монастырь (в XVI-XVII вв. назывался Великой Л.), Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь, Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь, Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь, Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мужской монастырь и др. Только в XVIII в., после секуляризационной реформы 1764 г. имп. Екатерины II Алексеевны и учреждения монастырских штатов, титул «лавра» стал выражать иерархическое преимущество сначала двух, а с 1797 г.- трех первостепенных мон-рей: Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Александро-Невского. В качестве главных критериев присвоения титула обычно называют большое число храмов и насельников монастыря, богатство обители, а также ее историческую значимость. Однако данные критерии не всегда оказываются действенными: с одной стороны, далеко не все крупные рус. мон-ри назывались Л., с др.- нек-рые существующие Л. не всегда удовлетворяли перечисленным критериям. Наряду с древними Л., сыгравшими большую роль в духовной, культурной и светской истории России,- Киево-Печерской и Троице-Сергиевой - существовали сравнительно «молодые» и менее знаменитые (Александро-Невская, Почаевская), причем своим возвышением эти Л. во многом были обязаны политической воле императоров. Почаевская лавра Почаевская лавра Киево-Печерский мон-рь, один из первых по времени основания монастырей в древнерус.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010