Его Святейшество совершил великое освящение воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря на месте обретения чудотворного образа Пресвятой Богородицы, а также возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Анастасий (Меткин); митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн; митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий; епископ Елабужский Иннокентий, викарий Казанской епархии; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; клирики Татарстанской митрополии. На богослужении присутствовали: председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко; полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров; президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов; государственный советник Республики Татарстан, председатель Попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев; начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ — первый заместитель министра обороны России В.В. Герасимов; а также: председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтий Камиль хазрат Самигуллин; председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин; председатель Духовного собрания мусульман России, муфтий Духовного управления мусульман города Москвы и Центрального региона «Московский муфтият», муфтий Духовного управления мусульман Чувашской Республики Альбир хазрат Крганов; митрополит Московский и всея Руси Корнилий и епископ Казанско-Вятский Евфимий (Русская Православная Старообрядческая Церковь); представители государственных структур и общественности, члены Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5837975...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Верующие кряшены его ещё при жизни называли святым человеком...» Начат сбор материалов для канонизации миссионера и просветителя Н.И.Ильминского 24.01.2015 672 Время на чтение 3 минуты По благословению управляющего Казанской епархией, митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия (А.М.Меткина) начат сбор материалов для канонизации в лике местночтимых святых Казанской епархии выдающегося православного миссионера и просветителя народов Поволжья и Приуралья, учёного и педагога Николая Ивановича Ильминского (1822 - 1891), сообщается на сайте кряшенской культурно-просветительской газеты «Туганайлар» («Сородичи»). Свидетельства о почитании Н.И.Ильминского имеют более чем вековую историю. Как отмечает руководитель Кряшенской духовной миссии, настоятель церкви Святителя Николая Чудотворца в селе Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана о. Димитрий Сизов: «Верующие кряшены его ещё при жизни называли святым человеком, в наши дни почитание его только усилилось». Общепризнано, что Н.И.Ильминский произвёл настоящий переворот в деле духовного окормления и просвещения кряшен, чуваш и других коренных народов Поволжья и Приуралья, за что был по праву награждён почтительными эпитетами «апостол поволжских инородцев» и «апостол кряшен». Несмотря на то, что разработанная Николаем Ивановичем миссионерско-просветительская система, во главу угла которой было поставлено богослужение и обучение на родных языках, по-разному воспринималась в обществе, она сыграла определяющую роль в духовном развитии и этнорелигиозной консолидации этих народов. Ученики и активные проводники «системы Н.И.Ильминского» среди чуваш - Иван Яковлевич Яковлев (1848 - 1930) и среди кряшен - Василий Тимофеевич Тимофеев (1836 - 1895) почитаются сегодня как «духовные отцы» чувашского и кряшенского народов. Один из наиболее последовательных продолжателей его дела в начале двадцатого века - епископ Андрей (князь А.А.Ухтомский), возглавлявший в разное время православную миссию в Казанской, Сухумской и Уфимской епархиях и стяжавший впоследствии мученический венец, был в 1981 г. канонизирован Русской Православной Церковью за рубежом. Учебными учреждениями, работавшими по «системе Н.И.Ильминского», было покрыто всё Поволжье и соседние с ним регионы, а в многочисленных храмах с богослужением на национальных языках происходило подлинное воцерковление поволжских народов.

http://ruskline.ru/analitika/2015/01/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возвращение Тобольска Ответим хотя бы проснувшейся памятью 28.01.2009 1080 Время на чтение 10 минут «Нет города, более картинного, чем Тобольск» - слова эти отдаются декабристу Дм. Завалишину, у которого в его долгой сибирской ссылке был и тобольский период. Но произносились они, эти слова, конечно, многими и многими, у кого не могло не захватывать дух при виде Кремля из Нижнего города и необозримой, могучей картины, с какой устремляется от Тобольска Сибирь на восток - если смотреть с высоты тридцатисаженного Кремля. Этот величественный исток полунощной страны, уходящей в поднебесную бесконечность, до сих пор для впечатлительных душ кажется таинственным, а что говорить о тех, кто всматривался туда, в эти широко распахнутые и таинственные ворота три-четыре столетия назад. До Бога высоко, до царя далеко... Но Тобольск сумел встать так удачно, что и до царя оказалось ближе, и до Бога ниже. В кабинете Петра Великого никогда не убиралась далеко карта Сибири, вычерченная специально для императора тобольским умельцем Семёном Ремезовым. А если смотреть на Софийский двор из-под горы, трудно отделаться от впечатления, что храмы его не упираются в землю, а висят над нею, устремив свои сосцы в небо. Из восемнадцати святителей, в земле сибирской просиявших, половина прославилась на Тобольской кафедре, и среди них чудотворец митрополит Иоанн, митрополиты Антоний, Павел и Филофей и архиепископы Нектарий и Варлаам. Абалацкая икона Пресвятой Богородицы (из Абалацкого монастыря близ Тобольска) прославилась своими чудесами исцеления и милостями с середины XVII века и вызвала массовое почитание и поклонение не только сибиряков. Едва ли можно сомневаться, что сам Ермак Тимофеевич, одержав тяжёлую победу над Кучумом у Чувашского мыса, не мог не заглядеться на высящуюся неподалёку красавицу гору и не прикинуть, что лучшего места для острога не найти. При татарах мыс при слиянии Тобола и Иртыша, высоко поднятый и просторно раздвинутый на две стороны, назывался Алафеевской горой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря 24.06.2020 1906 Время на чтение 30 минут Архиепископ Вениамин (Новицкий) (1900–1976 гг.) В 2020 году исполняется 120 лет со дня рождения видного архипастыря Русской Православной Церкви – архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого) (1900–1976 годы жизни). Постриженик Свято-Успенской Почаевской лавры, владыка был значимой фигурой в непростых религиозных процессах на Украине в годы Великой Отечественной войны. Он проявил себя как духовный воин, боровшийся вместе со своими преосвященными собратьями за каноническую чистоту православия на Украине в тех сложных обстоятельствах. Многие наши современники, лично общавшиеся с владыкой, вспоминают о нем как о молитвеннике, прозорливом старце, стойком поборнике канонической чистоты Церкви и пастыре добром. Сложно сосчитать всех людей, удостоившихся стать священниками и архиереями благодаря молитвам, глубокому духовному видению, попечению и покровительству владыки Вениамина в то безбожное советское время. В 1958–1973 годах Вениамин (Новицкий), будучи архиепископом Иркутско-Читинским, управлял и церковной жизнью в Приморье. В 1959 году именно он дал рекомендацию на обучение в Московской духовной семинарии Борису Пушкарю – будущему главе Владивостокской и Приморской митрополии, который принял монашеский постриг с именем Вениамин. В память и благодарность об этом Христовом труженике, по благословению митрополита Вениамина (Пушкаря), и от всех жителей Приморья мы предлагаем вниманию читателей журнала пока первый биографический очерк о Владыке Вениамине (Новицком) – о Почаевском периоде его жизни. Очерк по крупицам составлялся из известных фактов биографии владыки, анализа некоторых доступных фотографий, воспоминаний, биографий людей из ближайшего его окружения. В следующих номерах журнала мы планируем продолжить публикацию этих биографических очерков. 1900 год, Минская область, село Кривичи Раковского уезда, в день преподобного Сергия Радонежского 25 сентября старого стиля в семье протоиерея Василия Дионисьевича Новицкого и матушки Людмилы Николаевны Новицкой родился мальчик Сергей – третий в семье. Всего детей в семье было шестеро – две дочери и четыре сына.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/24/...

Патриарх Кирилл: Вера нужна потому, что только вера соединяет людей с Богом 3 августа, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Что дает нам вера? 3 августа. ПРАВМИР. 1 августа 2015 года, по прибытии в Чебоксары, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Покровско-Татианинский храм. В храме Предстоятель обратился к многочисленным верующим со словом Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Ваше Превосходительство, Михаил Васильевич, глава Чувашии! Дорогие владыки, отцы, братья, сестры! Я очень рад ступить на Чувашскую землю, посетить Чебоксары и увидеть всех вас. Благодарю владыку Варнаву за добрые слова, которые он только что произнес, и воспринимаю эти слова скорее как пожелание того, что мне предстоит сделать, как некое напутствие на мои патриаршие труды. Но какая-то часть пути уже пройдена, и, посещая различные регионы России и ближнего зарубежья, я вижу, как на глазах меняется церковная жизнь. Конечно, мы должны быть далеки от любого преувеличивания того, что есть на самом деле, но душа радуется, когда я вижу молодые лица в храме, когда вижу детей, когда вижу учеников воскресных школ, когда вижу, как приходят молодые пары соединять благословением Церкви свой брак и когда приносят крестить детей. Все это свидетельствует о том, что вера православная жива в нашем народе, и после долгих лет притеснений и попыток властей исключить веру из нашей жизни она возрождается. Это напоминает, как сквозь трещины в асфальте иногда пробиваются зеленые росточки. Когда кладут асфальт, думают, что, наверное, ничто живое не может пробиться через эту толщу. Вот так и в то время полагали, что никаких религиозных ростков больше не будет. А сегодня мы уже видим не только небольшие побеги, но и восходящее зеленое поле. Дай Бог, чтобы вера укреплялась в сердцах людей. Но кто-то может сказать: «А зачем вера? Может, лучше получить хорошее образование, а затем хорошую работу, хорошую зарплату, купить хорошую машину, дом, хорошо одеваться, весело проводить время? Разве для этого нужна вера?» Так вот, ответ на этот вопрос является самым главным для человека. Вера нужна потому, что только вера соединяет людей с Богом. Если нет веры, то не замыкается цепь. Это словно выключатель: как нужно замкнуть цепь, чтобы увидеть электрический свет, так и вера замыкает цепь между человеком и Богом, и такой человек становится верующим. Он входит в связь с Богом и чувствует Божие присутствие, а Бог слышит молитвы и отвечает на них. И как важно, особенно когда мы входим в полосу препятствий, трудностей, болезней, иметь эту опору! Она помогает человеку не сбиться с пути, не потеряться в трудных обстоятельствах, но спокойно идти по жизни, уповая на то, что Бог рядом и не допустит погибели.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-vera-n...

«Православие во Франции имеет большое влияние» Беседа с игуменом Василием (Паскье), прозвучавшее в июне в радиопрограмме Сретенского монастыря «Церковь и мир» – Отец Василий, первый вопрос, который возникает у всех при встрече с вами – каким образом вы, коренной француз, Пьер Паскье, стали православным, и не просто православным, но монахом и священником, оказались в России, и не просто в России, а в самой глубинке – в чувашском городке Алатырь? Как это случилось? – Ответ простой – воля Божья. Когда я пошел по пути православия, когда принял сан монашества, я себя отдал Ему. Это aventure, приключение, и привело меня в глубину России, в Чувашию. – Вы первым делом попали в Россию и потом приняли Православие, или наоборот? – Я не люблю выражения «принимать православие» – думаю, что я уже давно был православным. Мой нынешний архиерей, митрополит Варнава, когда встретил меня в первый раз в 1993 году (я еще был греко-католическим монахом), когда он увидел, как мы живем и какие у нас мысли, сказал мне: «Отец Василий (я уже был в монашестве Василием, Basile по-французски), вы уже православный». И примерно 15 лет я ждал момента обретения полноты причастия с Православной Церковью. Это были 15 лет страданий, потому что я очень любил православие, но не мог причаститься с православными у Гроба Господня в Иерусалиме… – Вы были монахом в Иерусалиме? – Да, монахом в Иерусалиме, около Гроба Господня, там родина Иоанна Крестителя. И монастырь Иоанна Крестителя, именно где по преданию находится пещера, где он прожил первые годы жизни со своей матерью Елизаветой, и там она умерла; в монастыре есть ее гробница. Это недалеко от Эйн-Карем, недалеко от русского женского Горненского монастыря. Матушка игуменья Георгия из Горненского монастыря своей любовью очень влияла на мои решения. Мы общались с ними у Гроба Господня практически каждую неделю, с субботы на воскресение я там стоял, молился с ними, и плакал, потому что до причастия меня не допустили. И вот 15 лет я ждал этого момента. Потом встречи с митрополитом Варнавой, архимандритом Иеронимом, архимандритом Гурием, отцом Гермогеном – эти встречи очень влияли на мое решение. Когда я чувствовал поддержку, теплые слова, я уже не сомневался, что мне надо решиться. Решение я принял в 1993 году, когда я покинул униатский монастырь и вернулся на свою родину. И тогда было мое первое письмо к Святейшему Патриарху Алексию.

http://pravoslavie.ru/59055.html

сост. Александр Ратшин Казанской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: УСПЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Свияжске; находится под управлением Архимандрита. Основан около 1555 года св. Германом, Архиепископом Казанским, приемником св. Гурия. Здесь соб. церковь Успения Богородицы, в которой почивают мощи основателя, св. Германа, в серебряной раке, и хранится тут же ризница сего Святителя; мощи его перенесены сюда из Москвы 25 сентября, 1595 года. Здания этой обители весьма огромны. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Казани; состоит под управлением архимандрита, который вместе с тем и ректор Казанской Духовной Академии. Основан по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного и по назначению архиепископа св. Гурия, в 1556 году, св. Варсонофием, который и был здесь первым архимандритом, а в последствии хиротонисан во епископа в Тверь. В этой обители пять церквей: 1) Соб. Преображения Господня; построена сначала деревянная в 1556, а потом, по повелению царя Феодора Иоанновича, в 1566; каменная; вторична перестроена при архимандрите Германе, в 1601 году; здесь почивают мощи основателя, Варсонофия епископа Тверского, за правым клиросом между столпами; 2) св. Николая Ратного; 3) Великомученицы Варвары, над св. вратами; 4) св. Николая Ратного ж, древняя, построенная св. Варсонофием в 1556 году; 5) при больнице, св. Сампсона Странноприимца.– В этой обители погребен знаменитый Вития XVI века, митрополит Казанский Ефрем, венчавший на царство царя Михаила Феодоровича, в 1613 году. ЗИЛАНТОВ-УСПЕНСКИЙ, муж. 2 класса, близ губернского города Казани; находилосьвв под управлением архимандрита. Он был сначала основан в 1552 году, по повелению царя Иоанна Васильевича, тотчас по взятии Казани, на том самом месте, где погребены воины, убиенные на приступе; но как по причине затопления его разливом вешней воды, здания монастыря начали разрушаться , то в 1560, по повелению этого ж царя, и перенесен он на нынешнее место, где во время осады Казани была царская ставка и походная церковь . Ныне в обители три церкви: 1) Соб. Успения Богородицы; 2) Всех Святых, теплая; 3) Над св. вратами, двухэтажная, в которой престолы: вверху Препод. Герасима, иже на Иордани, внизу Алексия митрополита. – Монастырь этот был прежде 3 класса, а во 2 возведен в 1836 году. Здесь находится училище для обучения татарских, черемисских, чувашских и мордовских детей закону Христианскому и языкам русскому и латинскому, основанное в 1733 году архиепископом Казанским Илларионом (Рогалевским), которое после, при епископе Луке (Конашевиче), преобразовано в семинарию. – Вне монастыря, на том месте, где он прежде существовал, построен памятник, с церковью внутри его, во имя Нерукотворенного Спасова образа, освященный в 1823 году; в этом храме, над гробами убиенных при взятии Казани воинов, совершается ежегодно соборная панихида.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук В храме Воскресения словущего В одном храме с Владыкой 18 декабря 1942 года во время всенощной накануне праздника Святителя Николая в храме в честь Воскресения словущего на Успенском Вражке, где мы, дети, стояли на амвоне, меня и еще двух мальчиков по благословению настоятеля храма отца Николая Баженова ввели в алтарь и облачили в стихари. В то смутное и тяжелое время в алтаре было достаточно много алтарников и среди них Алексей Сергеевич Буевский – звали мы его дядя Леша – который был для нас примером во всех послушаниях, возложенных на алтарников. Впервые в этом храме во время служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) в праздник в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» я познакомился с одним из его иподиаконов Костей Нечаевым. Впоследствии, будучи иеромонахом, он часто посещал наш храм и читал акафист Божией Матери. По прошествии многих лет, в начале 1970-х годов, при настоятеле храма протоиерее Владимире Елоховском, будучи уже в сане архиепископа, Владыка Питирим стал служить в нашем храме, придавая всей службе высокое, духовное, молитвенное торжество. У Владыки всегда было много молодых иподиаконов, многие из которых стали священнослужителями, а некоторые даже архиереями. В отсутствие по разным причинам некоторых из них меня, раба Божиего, всегда звали участвовать в выходах с дикирием, омофором, жезлом и так далее. К этому времени у меня было благословение на ношение ораря архиепископа Чебоксарского и Чувашского Илария (Ильина), бывшего ранее настоятелем храма во имя святых Космы и Дамиана, который служил у нас в 1944 году. Во время службы Владыки Питирима, видя, что у него много помощников, я порой не надевал орарь. Однажды после малого входа ко мне подошел иподиакон и сказал, чтобы я подошел к горнему месту, где находился Владыка. С поклоном я подошел к нему, а он вручил мне орарь и благословил со словами, чтобы он меня без него не видел. После этого я всегда исполнял повеление Владыки. Мне порою часто приходилось получать от него «сердитые» замечания, в том числе по случаю разговоров его же иподиаконов во время службы. Он считал меня ответственным за порядок в алтаре. Видя, что у меня после этого случалось грустное настроение, он с улыбкой говорил: «Не грусти».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Схиархимандрит Иоанн (Маслов) известен как выдающийся подвиж­ник, духоносный пастырь, богослов, просветитель, писатель и педагог-нравоучитель. Родился Иван Сергеевич Маслов 6 января 1932 года в деревне Потаповка Глуховского уезда в семье, строго державшейся христианских обычаев и нравов. Уже в детстве проявилось одно из основных свойств его души – все самое трудное брать на себя, полагать душу свою за ближних. Брат деда – известный подвижник Глинской Рождества Пресвятой Богородицы пустыни иеромонах Гавриил (Маслов) – предсказал, что Иван будет монахом. Иван с детства посещал Глинскую пустынь. Когда ему исполнилось 22 года, настоятель Глинской пустыни преподобный Серафим (Амелин) благословил его жить в обители, затем в 1954 году принял в братство, дал послушание письмоводителя, всегда с любовью и вниманием относился к нему. 8 октября 1957 года по благословению настоятеля он был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Духовным отцом его стал известный Глинский старец, благочинный Глинской пустыни -преподобный Андроник (Лукаш) . Преподобный Серафим (Амелин) в послужном списке писал об отце Иоанне: «Монах Иоанн (Маслов) отличается исключительным смирением и кротостью». Отец Иоанн рассказы­вал, как преподобный Серафим (Амелин) после своей кончины (в 1958 г.) не раз являлся ему во сне в полном облачении и наставлял его. После закрытия монастыря в 1961 г. по благословению старца Андроника отец Иоанн поступил в Московскую духовную семинарию. 4 апреля 1962 г. был рукоположен во иеродиакона, 31 марта 1963 г. – во иеромонаха, 1 сентября 1963 г. назначен помощником ризничего Академического храма, 1 октября 1963 г. – ризничим. Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, вспоминая отца Иоанна в семинарские годы, пишет, что он был «молодой по возрасту, но по духу старец. Имел дух старческий, как у старцев Глинской пустыни». В 1965 г отец Иоанн окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, в 1969 г окончил МДА, защитив канди­датскую диссертацию по теме «Иеромонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Ульяновская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Вознесенский кафедральный собор (Ульяновск) Ульяновская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — город Ульяновск . Регион граничит: с Самарской областью на востоке, с Саратовской областью на юге, с Пензенской областью и Республикой Мордовия на западе, с Чувашской Республикой и Республикой Татарстан на севере. Содержание Православие в Ульяновской области [ править править код ] Город Симбирск (по старому написанию Синбирск, ныне Ульяновск) был заложен по государеву указу и боярскому приговору от 1648 года, для охраны вновь освояемых русскими земель от ногайских набегов. Уже в первые годы существования города здесь насчитывалось 18 церквей и часовен, составлявших " Симбирскую десятину " Патриаршей области. В 1657 году Симбирская десятина была передана в ведение митрополита Казанского. В связи с все увеличивающимся числом храмов в Симбирской губернии неоднократно ставился вопрос об учреждении самостоятельной Симбирской епархии - в 1784, 1829, и 1830 годах. 10 февраля 1832 года в губернии была образована самостоятельная епархия, выделенная из состава Казанской. Росло количество храмов и монастырей. В 1840 году в Симбирске была открыта духовная семинария, затем - училище для девиц духовного звания в Симбирском Спасском монастыре. При владыке Феоктисте (1874-1882) были учреждены благочиннические советы, организованы окружные и епархиальные съезды духовенства, начали работать миссионерский комитет, Николаевское противораскольническое братство, братство Трех Святителей при семинарии. В это же время стали издаваться Симбирские Епархиальные Ведомости и было организовано женское епархиальное училище. При епископе Никандре (1895-1904) в епархии было открыто свыше 150 церковных школ, устроены Отдел императорского Православного палестинского Общества и Кирилло-Мефодиевское братство при Симбирском мужском духовном училище. Из-за роста населения обширной епархии и необходимости трудиться над обращением мусульман и отпавших от Православия, в 1912 году была учреждена кафедра викарного епископа Алатырского. В 1914 году владыкой было создано Симбирское епархиальное церковно-археологическое общество, а также начинается издание сборника " Симбирская церковная старина " .

http://azbyka.ru/palomnik/Ульяновская_об...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010