100 . Письма к Афанасию, епископу Новочеркасскому и Георгиевскому (Душеп. чтен., 1892, II, июль, с. 467). 101 . Письма к преосвящ. Виталию, епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии (1827–1842 гг.). М., 1887 и Прав. обозрен., 1887, февраль, март. 102 . Письмо к Наказному атаману Донского войска генералу от кавалерии Максиму Григорьевичу Власову (31 января 1846 г.) (Душеп. чтен., 1895, ч. I, с. 95). 103 . Письма к г-ну управл. московскою палатою государственных имуществ, ст. сов. Сепану Гавриловичу Вишневскому (25 октября 1855 г.) и Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 245–246. 104 . Письма к Гавриилу, архиеп. Рязанскому. М., 1868 и см. Чтен. в общ. истор. и древн. Рос., 1868, кн. 2, с. 114–207. 105 . Письма в Бозе почившего святителя Филарета, митр. Московского, к Гавриилу, архиеп. Тверскому (Душеп. чтен., 1869, ч. III, с. 201–204). 106 . Письмо митр. Филарета Спасо-Андрониевскому архим. Гермогену, члену Московской дух. консистории в ответ на приветственное письмо от членов консистории, от 14 июля 1821 г. (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 67–68). 107 . Письма к министру дух. вел. и народного просвещ. князю А.Н. Голицыну (28 ноября 1822 г.) и 1817–1840 гг.). (Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 121; 1892, ч. II, август и Труды К. Д. А., 1868, апрель, с. 187–195). 108 . Письма высокопреосвящ. Филарета, митр. Московского, к московскому военному генерал-губернатору, князю Д.В. Голицыну из С.-Петербурга 1829 г. (Поздравление с праздником Рождества Христова). См. Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 356; -«- 1891, ч. III, с. 307–310; 671; -»- 1892, ч. II, май, июнь; - " - 1895, ч.I, с. 629. 109 . Письма Филарета, митр. Московского к князю С.М. Голицыну. 1823–1858 гг. М., 1884 и Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, Душеп. чтен., 1886, ч. II, с. 249; 1890, ч. I, с. 119; 1892, ч. III, с. 292. 110 . Письма митр. Филарета к Д.П. Голохвастову, по случаю издания Домостроя Сильвестра (Воспом. архим. Пимена, смесь. М., 1877, с. 125–126). 111 . Письма к игуменье Евгении (Душеп. чтен., 1869, ч. III, сентябрь, с. 227–229).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

630 Пекарский, Наука и литер. при П. В. т. II, 16. Оно попадается и в рукописях: Погод. 1194-XVII века, Царс. 450 л. 144. 631 Багалей, Материалы для истории колонизации и быта степных окраин московского государства. Харьков 1886, стр. 176. 638 Строев, Библ. слов. 306 (список новг. семин.). Другие списки И. П. Б. Q, I 591 и Погодина 1196 (Симеона Фессалоникийского толкование на л. 289 об.). Соловецкий, Общ. Истор. и Древн. 160, где приложен отрывок из Вечери Полоцкого. 641 Рук. И. П. Б. Q I 478; Унд. 631 (перевод обозначен 1678 г.) Трехлетова Яр. Губ. Вед. 1855 г., стр. 212; Беляева 57 (1568); Общ. Ист. и Др. Рос. 60 и 61; Царского 138; Археогр. Комм. 200; Каз. Унив. 21385 и 21393 л. 12 об. 642 Толст. II, 352 (Q,. I, 361 л. 1–227) Вяземского Q. 276; Великоустюжского Успенского Собора 22; не православные места из нее (чудеса 12–15 и 18) в Синод. сб. непереп. I л. 192 (выписка, вероятно, инока Евфимия). 643 Списки: Археогр. комм. 132; Пискарева 101; Хлудова 231; Унд. 398; Толстого I, 187 II, 22, 27, 233, 250, 352, V, 31, 79. Соловецкие (четыре экз.) Цар 440 л. 70 и 450 л. 42. Шляпкина 45 сп. 1722 года. Буслаев Очерки II, 54. 651 В библиотеке С.-Пб. духовн. академии А. С. Родосским указано издание 1667 года, едва ли не единственный экземпляр. Христ. Чтение 1879 г. 7–8, стр. 225. 27. В Акосе (Имп. П. Б. F. I, 186, л. 126) упоминается киевское издание 1667, месяца июля. 653 Чудовск. 381 Унд. 495 и 654, л. 682 (список 1714 года с малорос. текста). Описан. рук. син. библ. II, 3, стр. 420, 288 (649). Вероятно оно же скрыто и под заглавием «Толкование церковные службы» Симеона Фессалоникийского , переведенное Феодосием, архимандритом Иверским, для Питирима, митрополита Новгородского (ср. стр. 32). 655 Под польским королевством надо подразумевать Украину, в которой в польское господство было достаточно костелов и католиков. Вообще, при нерасположении п. Иоакима к школам, юношам весьма от него доставалось. Перед походом 1687 года, Евфимий приготовил для патриарха поучение. В нем, обличая пьянство и вольнодумство молодежи он говорит: «юноши благороднии и простии... от шипок табацких и злоглагольств люторских, кальвинских и прочих еретиков, объюродеша... глаголют: како сей чин в церкви... человек сие содела, без того жить мощно... Такой юноша едва токмо святым книгам познавает имя или словес склад, а уже учит и архиереев, и священников, и монастыри правит, и людем всем тщится повелевати, и устрояти чины церковныи. (Горский II. стр. 258).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

383 Унд. 557, Московск. Дух. Акад. Любопытно бы сравнить этот перевод и переводы 1664 и 1689 г. с печатным Виленским изданием 1681 года 384 Байзе 21. Рук. Синод. 738 л. 1–32 книга глаголемая Донатус, в ней же беседует о осми частях вещания, ея же учат ученики новоначальныя после азбук; л. 41–70 Гиноксе (?), род словаря; л. 171–172 азбуки. Ср. Толстой III, 27. 385 Dictionarium latino-sclavonicum Ambrosii Calepini, servata verborum integra serie, conformatum studio atque opera S. R. in Christo patrum Epiphanii Slaviniecky Arsenii Korecky Satanoviensis O. S. B. M. Moschoviae anno reparatae Salutis 1650. Рук. Мос. Арх. Мин. Ин. Дел 242 (442). Общ. Истор. и Древн. Рос. 238 О нем неизд. работа В. М. Ундольского в Рум. музее. (Опис. рук. Унд. стр. 58). 386 Унд. 40 (Fabr. Bibl. gr. XII, 487), Хлудов 80 и 81. Розенкампф. О Кормчей стр. 3. Оглавление книг, кто их сложил М. 1846 стр. 21. 387 Рук. Погод, 1963 л. 124 об. Иконников Новые коллекции рукописей в России К. 1890 стр. 22. За переводчиками, Епифанием и Арсением, помещенными в специально для них построенном доме с роскошным садом на Крутицах, наблюдал Павел, митрополит Сарский и Подонский. Соловьев. Ист. Рос. XIII. М. 1878, стр. 174. 390 Рукописи Моск. Дух. Акад. 29 (201). Леонид Свед. о слав. рукоп. Св. Троицы – Сергиевы Лавры наход. в Московс. Дух. Акад. М. 1887 I, стр. 143. Извлечение это частью приведено выше, на стр. 56. 394 Баузе 324. Царского 222 Ундольс. 1112. Копия со списка 1681 г. патриарха Адриана в Рум. музее 20. Пекарский. Наука литер. при Петре Вел. I, 337. См. Вреден Государствоведение Сансовино и Всемирные реляции Ботеро. Спб. 1866. стр. 41–70. 396 Моск. Арх. Мин. Ин. Дел 220 (381). Возможно, что и другие учебники арифметики переведены тоже с польского или латинского в XVII, а может быть и в XVI столетии (Бобынин Очерк истории развития физико-математических знаний в России XVII столетия М. 1886 стр. 40–32 и 126). Учение семи свободных мудростей пришло в Россию с Запада (Исидор Испалийский), а не из Византии, и хотя пр. Бобынин и указывает на малое число польских математических рукописей, но сам же приводит свидетельство из предисловия к Библии Франциска Скорины о распространении «семи мудростей» в Польше.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

151 Полагают, что Схария приехал в Киев из Крыма, где жили евреи-караимы, распространял свое учение на чисто иудейское, но с научно-рационалистическим направлением (Журн. нар. просв. Январь, 1877 г. Ересь жидовствующих, стр. 813). 152 Преп. Иосиф Волоцкий говорил о нем, что этот «жидовин был научен всякому злодейства изобретению, чародейству же и чернокнижию, звездозаконию и астрологии» (Древн. Рос. Вивлиофика. Изд. 2. Т. XIV, стр. 129). Он также говорит о протопопе Алексие и о Феодоре Курицыне, что они «звездозаконно прилежаху, и многих баснословием и острологии чародейству и чернокнижию научиша» (там же, стр. 132). Подобное в то время говорилось о всякой книге, которая не находилась в числе истинных. В списке отреченных книг между прочими помещались астрономия и землемерие (Прав. собеседн. 1858 г., июль. О чтении книг, стр. 458). Максим Грек признан был еретиком между прочим за знакомство с философией (Чтен. Имп. Моск. Общ. истор. и древн. 1847 г. Т. VII, см. Дело Максима Грека ). Можно полагать, что Схария и многие последователи его были диалектиками, потому что Геннадий и Иосиф Волоцкий в спорах с ними употребляли диалектический метод. 153 Схария совратил сперва попа Дениса. Тот привел к нему Алексия, бывшего попа в церкви на Михайловской улице. Алексий даже согласился переменить свое христианское имя на имя Авраама и своей жене нарек имя Сарра. Затем Алексий научил жидовству зятя своего Ивана Максимова и его отца, попа Максима, и других. Денис же научил ереси Гавриила, Софийского протопопа, и Гридю ключаря. Гридя же – Григория, отец которого имел в Новгороде большую власть, и многих иных. Вот их имена: поп Григорий, сын его Самсон, Гридя, Борисоглебский дьячок, Лаваша, Мишук, Васюк Сухой, Денисов зять, да той Феодор, да той Феодор Ожровекий, да Иаков, да Юрко Семенов, сын Долгого, да Авдей, да Степан Киролошап, да поп Иван Воскресенский, да Овдоким Люлиша, да диакон Макар, да дьячок Самоха, да поп Наум (Вивлиофика. Изд. 2. Т. XIV, стр. 130). 154 К ним принадлежали: Симоновский архимандрит Зосима и чернец Захария, знатный дьяк при дворе великого князя Феодор Курицын с братом своим Иваном Волком, дьяки крестовые Истома и Сверчок и из купцов Семен Кленов. Зять протопопа Алексия Иван Максимов свел в ересь даже невестку великого князя Вдену (Правос. собеседн. Стр. 5152).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

313 Слич. Объяснение Образа Св. Софии, помещенное в Синодальной рукописи, содержащей в себе толкование на Псалтырь св. Афанасия Александрийского , 238, XVI–XVII вв. Смотр. в Описании Рукоп. Синод. Библ. Горского и Новоструева, отд. 2, стр. 74. 314 В Подлиннике Графа Уварова 495, лист 121, вместо того сказано: «Глава бо мудрости Сын, Слово Божие». 315 В том же Подлиннике графа Строганова: «Толкование, что у Ангелов над ушами тороки (торцы, тороцы, торцыи и терции) пишутся. Ангелы имеют над ушами тороки, то есть – покоище Св. Духа, который и действо имеет. А что над челом белость, то есть – слухи. Когда придет повеление от Господа, тогда слух вострепещет у Архангела; и тотчас зрит он в зерцало, которое держит в руке своей, и обретает повеленное ему от Господа в зерцале написано: точно так, кто пишет на воде перстом, тот один и разумеет, что написал. Потому Ангелы слухи и зерцало имеют. 316 А не на облаке, как сказано в приведенном выше описании Св. Софии, заимствованном мною у митроп. Евгения. 319 Эта беседа без отношения к Сергию и Герману, напечатана г. Бодянским в Чтениях Общ. Истор. и Древн. Рос. за 1859 г. 3. Сочинение ее приписано г. Бодянским старцу Вассиану, но недостаточно объяснено, по какой причине; между тем, как в беседе неоднократно намекается на два лица, которым она приурочивается. 320 Архим. Макария Археологич. Описание Церковн. древност. в Новегороде. 1860 г. ч. 2-я, стр. 79. 324 В старину слово год употреблялось в смысле времени вообще. Например, говорилось вечерний год, то есть вечер. 326 Первой половины XVII века, в 4-ку, на 110 листах. Над изображениями помещены краткие описания – древнейший текст Толковых Подлинников, или описаний иконописных сюжетов, без самых изображений. 334 О западных изделиях в Новегороде см. Архим. Макария Археологич. Описание Церковн. Древностей в Новегороде. 1860 г. ч. 2-я, стр. 164, 165, 200, 201 и след. 335 Странно, как г. Погодин, не приняв в соображение ни этих, ни многих других заслуг Новагорода в историческом развитии православной Руси, решился сказать следующее: «Новгород, испокон века находившийся в тесных сношениях с Норманнами, самым европейским племенем VIII-ro и Х-го веков, потом с Немцами, поселившимися у него под боком, и наконец с Ганзою – все-таки остался при своем, ни взад, ни вперед (?). Значит, старое или хоть устарелое дикое мясо. (?) нужно было прижечь ляписом. Атеней 1858 г. 26, стр. 618. 339 Смотр. Истор. Русск. школ Иконопис. Стр. 15. Именно: Единородный сын – с рисунка Чимабуэ; Во гробе плотски – с рисунка Перуджино. Читать далее Источник: Сочинения по археологии и истории искусства/Соч. Ф.И. Буслаева. - Т. 1-3. - 1908-./Т. 2: Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - Санкт-Петербург : Тип. Имп. Академии наук, - 1910. - 455, c. : ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Приял помазания дар; В сердцах всех верных отозвался Глас радости: венчался Царь! Венчался! припади Россия К стопам Царя, благоговей! И чувства радости живые Пред троном Ангела излей! Как Ты велик Царь полвселенной В сияньи чудной доброты! Венчанный и превознесенный! О! как любвеобилен Ты! Венец – Твой подвиг, наша слава, Твой скиптр – Твой труд, а нам покой; Нам ограждение – Держава, Тебе – забот символ святой. Тебе порфира – отягченье, Нам – облегченье и покров; Твой трон –для нас успокоенье. Тебе – вместилище трудов. Молиться будем непрестанно, Господь Тебя да сохранит; В Тебе Самом, Богоизбранный! Пример молитвы всякий зрит. Вот Он – Второй благословенный В обитель Сергия грядет, Свершить веками освященный Благодарения обет. Грядет! Сретайте с песнопеньем! Курись обильно фимиам! Вступает Царь с благоговеньем Святые Троицы во храм. Грядет! к святыне припадает... Святый! Царя благослови, Да царством Русским управляет Со славой мира и любви! От Бога с горнего селеньяˆИ от святого олтаряˆДа сходит в век благословеньеˆНа Дом венчанного Царя! Да процветет Его Держава! Да благоденствует народ! И о Царе да прéйдет славаˆИз века в век, из рода в род! Бакалавр С. Смирнов . 349 Биография преосв. Владимира в «Страннике» 1861 г. Ноябрь. Дополнение к биографии в «Страннике» 1863 г. Январь. 350 Биография Евлампия в «Страннике» 1869 г. Март. Письма к нему митроп. Филарета в Чтен. м. общ. любит. д. просвещ. 1877. Январь. 352 Чтение в общ. истор. и древн. Рос. 1877, кн. 2. О Филарете м.м. Записки еписк. Никодима, стр. 4. 355 См. письмо о. Феодора к А.В. Горскому и ответ Горского В письме от 14 июня 1862 года о. Феодор так объяснял А. В. Горскому свое намерение оставить монашеское звание: «Досточтимый отец протоиерей Александр Васильевич ! Вы такое сердечное и живое участие принимаете во мне, что мне давно хотелось объяснить Вам мое намерение, или уже предприятие, которое неизбежно подлежит всяким перетолкам. Мне желательно, чтобы Вам, по крайней мере, известна была внутренняя пружина, движущая меня к перемене звания. От Вашей доброй воли зависит согласиться с моими мыслями, или подвести меня под суд этого Апостольского требования: кийждо в звании, в немже призван бысть, в том да пребывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

414 Владимиров, Зерцало Великое 1884, стр. V насчитываем до 29 полных списков. Перевод хотели при царе А. М. напечатать, как и Книгу о сивиллах. Список Алекс. Успенс. мон. помечен 1671 годом (Вестн. Арх. и Истор. 1885, II, стр. 33), а у пр. Петрова даже 1666 г. (Тр. Киев. Дух. Акад. 1872, 737) и Опис. рук. Киевс. музея 567. Распространение Зерцала в выписках громадное и началось очень рано. Так нам известны выписки от 23 мая 1681 г. сдел. Иваном Денисовым сыном Тулениным. (Библ. Общ. И. и Др. 215, л. 1–125). Особенно любопытно влияние Зерцала на синодики, едва ли не самую распространенную книгу XVII века. 417 Царск. 416 л. 90. И. П. Сахаров владел рукописью «Проблемата», переведенной в Москве в 1673 г. с польского. Проблемата сиречь гананиа или совопрошение различная от книг великаго философа Аристотеля и иных мудрых якоже естественныя такожде и врачевския хитрости о свойстве и расположении членов человеческих и иных животных (с Краковск. изд. 1567 года). Книга Проблемата Велик. Господ. Свят. Кир – Адриана, архиепископа Московского и всея России и всех северным стран патриарха келейная, а отдати ея печатнаго двора справщику иеромонаху Кармону Истомину – рукопись библиотеки. Общ. Ист. и Д. Рос. 162. Румянцевкий список 2866 XVII века. Другой перевод 163. Ср. Толстого II, 166, И. П. Б. Q III 77 и Соловецкий. 418 Изд. в Пам. Древн. Письм. 1883 г. по рук. Синод. библ. Арх. Леонид приписывает перевод известному Феофану. Ср. рук. Мос. Арх. Мин. Ин. Дел 56 (57) 1687 г., Ундольск. 1034 и Соловецкий сп. Перевод сделан едва ли не в виду войны с Турцией:.. «Бога молить должны, дабы народ христианский братию нашу с под тяжкаго ярма басурманскаго свободил, а православному самодержцу нашему дал мужество, победу и одоление на врага креста Господня. Буди, буди!» 419 Нужнейшия вещи вновь приведены из Барониуша втораго друкования. Переведена сия книга с польскаго языка на словенский со друкованныя книги в Кракове по благословению преосвященнейшаго Иосифа митрополита Рязанскаго и Муромскаго в лето от с. м. 7187, а от рождества Г. Б. и С. Н. Иисуса Христа 1678. Переводившаго сию книгу имя седмолитерно, троесложно, в нем убо четыре гласных и три согласиных, начало приемлет от перваго гласнаго (Алексей?). Румовский Опис. Великоустюжск. Успенского собора, Вологда 1862 стр. 39. Строев Библ. словарь стр. 113. Рум. 16. Баузе 188 и cfr, 223, Толстого I, 230 и 231. Академии Наук I, 63. Кажется, именно этот перевод напечатан в 1719 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

каз. прик. кн. 39, лл. 349–350. Ср. кн. 42, лл. 272–331). Во второй половине XVII в. Алексин значится в Суздальской епархии, откуда в 1668 г. снова поступает в патриаршую область (Каз. Патр. Прик. кн. 87, л. 88, 649–695. Временник Императ. Моск. Общ. Истор. и Древн. Рос. XXIII, 71. Акт. Ист. IV, стр. 230). Нужно думать, что в северо-западной части нынешней Тульской и северо-восточной Калужской губернии были сместные владения четырех, если не пяти епархий: Крутицкой, Суздальской, Коломенской, Рязанской и патриаршей области. Этим отчасти можно объяснить несколько преувеличенное показание городов Коломенской епархии у Павла Аленнского. 520 Неволин, VI, 62,72. Начало перехода территории Коломенской епархии на рязанскую сторону р. Оки можно относить ко времени перехода чернигово-северских князей к Москве и договора Ивана III с рязанским князем Феодором Олеговичем в 1483 г., когда Ростиславль, Венев, Тешилов и Елец с областями поступили в ведение Москвы. С этих пор открылась широкая дорога политическому и церковному влиянию Москвы на места в верховьях Дона и Оки, и, судя по спутанности тамошних епархиальных границ, в XVI в. существовал чуть не захват новых мест – кому и где придется.... Примером может служить уже рассказанная история с Донковом. 522 Город на Солове или Солова основ. в 1576 г. ныне Тульской губ. (Неволин VI, 82). В числе городов Коломенской епархии по окладной книге не назван самый гор. Солова и четвертый соловский Окологородный стан. Не принадлежал ли Окологородный стан с городом другой соседней епархии, наприм., Крутицкой или Рязанской? Соловский уезд граничил с Дедиловским. В нем 1628–1677 г. были станы Окологородный, Засоловский, Псовский и Корницкий (Опис. Док. Арх. Минист. Юстиц. I, 2502–2507). Путешествие антиох. патриарха Макария в России в пол. XVII в. Москва. 1897 г. вып. II, книга VI, гл. I–II. Перевод с араб. проф. Муркоса. Антиохийскому архидьякону Павлу, в бытность его вместе с отцем своим патр. Макарием в России, сказывали, что Коломенская епархия самая бедная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

364 Арх. Свят. Синода д. 1764 г. 51. Ср. Кн. штатов, отд. III, стр. 47. (П. С. З. Р. Имп. XLIV). 368 Арх. Мин. Юст. Патр. Каз. Прик. прих. кн. 71 (1671 г.), л. 581–603; 74 (1672 г.) л.л. 626–651; кн. 198. (Прих. книг. мит. Тихона казанского 1706 г., где Сызранская десятина с 40 церквами значится в числе десятин Казанской епархии). Перетяткович. Поволжье, стр. 234–236. 373 Арх. Мин. Юст. каз. патр. пр. прих. кн. 97 (1679 г.), 110 (1683 г.), 121 (1686 г.), л. 898. 374 И. Д. Беляев . О сторожевой, станичной и полевой службе на польской украине Московского государства до царя Алексея Михайловича. Чтен. Москов. Общ. Ист. и Древн. Рос. 1846 г. 4, стр. 8, 11–12. Тут подробнее перечислены сторожевые пункты. 378 Д. И. Багалей, История колонизации, I, 38–42. С построением городов, закончившимся возобновлением Курска, быстро усилилось значение всей польской украины, в состав которой в 1616 г. входили Воронеж, Ливны, Елец, Лебедянь, Оскол, Валуйки, Белгород и Курск. Название украины «польской» объясняется характером её местности. Она представляла из себя равнину, отчасти покрытую лесами, но больше степной травой – «поле». 379 Там же, 42–52. Тут подробнее о Царево-Борисове. Царев-Борисов некоторые считают за два отдельные города Царев и Борисов, но это один город. В нем было две церкви Троицкая и Борисоглебская. В одной из них предполагалось ежедневное богослужение. Город скоро запустел и служить было некому и негде; причина запустения кроется в смутном времени. К XVII в. город возобновлен. В смутное время значительно пострадал и Белгород. 380 В начале царствования Михаила Феодоровича в 1615 г. все украинские города разделялись на 5 отделов. 1-й отд. собственно украинские: Кашира, Серпухов, Алексин, Калуга. 2-й отд. рязанские: Переяславль-Рязанский, Зарайск, Михайлов, Пронск, Ряжск, Шацк, Сапожок, Гремячий, Коломна, Серпухов, Алексин, Венев, Епифань, Дедилов, Данков, Боровск, Ярославец Малый, Лихвин, Перемышль, Белев, Болхов, Орел, Карачев, Чернь, Козельск, Мещовск. 3-й отд. северские: Брянск, Новгород Северский, Стародуб, Рыльск, Путивль. 4-отд. степные: Курск, Ливны, Воронеж, Елец, Лебедянь, Валуйки, Белгород, Оскол. 5-отд. низовые: Терки, Астрахань, Царицын, Самара, Казань, Тетюши, Курмыш, Алатырь, Касимов, Кадом и Темников. Беляев. О станичной, сторож. и полевой сл., стр. 18–39. Источники, 40–42. Багалей, Истор. Колониз., 52 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

См. рукоп. Москов. Духовн. Акад. (не разбочиво) Волок. Сборник XVI в. в листе, на 455 листах, имеет впереди на первом листе надпись: «Главник Данииловской», которая повторена и в конце оглавления книги. Третья рукопись Даниила – Псалтирь следованная, на обороте верхней доски которой и доселе сохранилась надпись: «сию псалтирю дал Даниила митрополит» которая повторена и в другом месте рукописи. См. Рукоп. Моск. Духов. Акад. (не разборчиво) Волокол, л. 12, об. Четвертая рукоп. – -богато украшенное евангелие тетр. Пятая рукоп. собственного письма Даниила соборник, в котором сначала написан Симеон Новый Богослов . См. Чтен. в Общ. Истор. в Древн. Рос. 1847 г., 7. Опись книг Волоколам. монастыря, 7. Рукоп. Моск. Дух. Акад. . Между рукописями Импер. Публ. библ. находится полууставное прекрасного письма евангелие XVI в. с лицевыми раскрашенными изображениями Евангелистов на 450 листах, которое некогда принадлежало м. Даниилу. См. рукоп. И. П. Б. из собрания гр. Толстого, отд. II, 149. Описание Славяно-российских рукоп. библиотеки гр. Толстого, изд. Калайдовичем и Строевым, Москва, 1825 г., 310. На первом листе рукописи находится надпись: «евангелие митрополичье Данииловское, в полдесть». Евангелие обтянуто золотым листом. Не передней доске изображен Спаситель с Божией Материю и И. Предтечею, а внизу надпись: «сие евангелие соорудил»... Следующее слово намеренно стерто. Из драгоценных вещей, оставленных м. Даниилом Волоколам. монастырю, до сих пор сохранилась только его золотая панагия, в коей на камне изображен пророк Даниил. Панагия в настоящее время находится в ризнице Моск. Успенского собора. Архимандрит Иосиф, путеводитель к святыне и священным достопамятностям Москвы, изд. 5-е, Москва, 1878 г., 29. 529 Им пожертвовано было монастырю пять сот девяносто рублей, сумма по тогдашнему времени очень большая. Рукоп. Москов. Син., бывшей Патриаршей, библ. (не разборчиво) ст. кат. л. 56–57. 106. Рукоп. главного архива Минист. Иностр. Дел в Москве (не разборчиво) ст. кат., л. 58.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010