10 Употребляемый ныне славянский текст деяний и посланий – есть именно этот исправленный справщиками при патр. Иоакиме. См., о семь в Православном Обозрении 1861г. Февраль – статью «исправление деяний и Апостола при патр. Иоакиме». См., также «сборник памятников до книгопечатания в России относящихся» вып. I Приложение. Изд. Москов. Синод. Типографии. 11 Находится в рукописи фондам. Библиотеки Москв. Духовной Академии л. 219–240. Напечатан в числе «памятников к истории протестантства в России» Д. Цветаевым, См., Чтения Общ. Истор. И Древн. Российских 1884 г. Кн. III. – Строительство Медведевым был уже в апреле 1681 года. 12 февр. 1683 года он как строитель (настоятель монастыря) вместе с братией подал челобитную на грека Димитрия в неплатеже денег за нанятую последним в монастыре келлию. – В ответ Дмитрий между прочим говорил: «в прошлом во 189? Г. В апреле нанял он келлию по уговору со строителем Сильвестром». – монастыр. Дела арх. Мин Иностр. Дел св. 13 д7 –7191 года. 13 Олеарий. Путешествие в 1633, 1636 и 1639 гг. В Москву и в Персию. М. 1870 г. Перевод П. Барсова, издание общества Истории и Древностей Российских, кн. III, гл. 1, стр. 108. 14 Розыскные дела о Фёдоре Шакловитом и его сообщниках, т. 1. Дело о Медведеве XXIX показания певчего Лаврентия. 15 За это ему б. Пожалован патриархом рубль. См., дела Патр. Казен. Приказа 111 в архиве Минист. Юстиции. Забелин материалы для истории Москвы т. 1, 392. 23 «196 г. Сен. 9 по указу патриарха Богоявлен. мон. Архим. Никифону на достройку каменных школьных палат, которые построят в Китае подле Спасского мон. Дано 100 руб.» Дела Патр. Казен. Приказа Забелин ibid. с. 402. 25 «Говорили поздравительные речи ученики: иеромонах Илларион, монах Иов, грекодиакон Палладий и Дионисий. Дела Парт. Каз. Приказа Забелин ibid. с. 393. – 27 декабря 198? Г. Приходил к патриарху софроний с учениками славили пением греч. Согласия и говорили гречески и словенки о Христове воплощении от божеств. Писании многие речи и орацын св. патриарху с поздравлением. Дела Патр. Казен. Приказа 134. Забелин ibid. с. 393.»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

«Чин омыти мощи святых» существовал в русской церкви до патр. Никона и в его новоисправленный требник 1058 г. уже не был внесен, как не имеющий, очевидно, для себя ничего подобного в греческих евхологиях. Но обряд омовения мощей совершается в двух храмах и доселе – а именно – в Большом Успенском Соборе и в Троице-Сергиевой Лавре 484 . Как и в дониконовское время, этот обряд совершается теперь в указанных храмах в великую пятницу и соединяется с августовским (малым) водоосвящением. В южнорусских требниках чина омывания мощей не было. 346 Чин великого Богоявленского водосвятия есть, собственно говоря, богослужение общественное. Но мы включаем трактат о нем в свое исследование, во-первых, потому, что этот чин издревле входил в состав Требника, или евхология, а во-вторых, потому, что, в связи с последованием Богоявленского водоосвящения, нам придется рассматривать некоторые чинопоследования, несомненно, относящиеся уже к частному богослужению, как, например, «Чин причащения св. Богоявленской водой». 347 Чтения в Обществ. любит. духовного просвещ. 1865 г. и 1874 г. кн. 3. Правосл. Собеседн. 1862 г., кн. II. 348 Сохраняющееся, в данном случае, и в современном Требнике выражение «ко крестильнице» – буквальный перевод греческих: «ν τ λουτρι», или «ν τ φιλη» (См. Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 86, 166). В XVI и XVII в., как и теперь, при наших храмах не существовало особых крестильниц, наподобие древних φιλη или Cantgarus. Как видно из Типиконов этого времени и, т. н., Соборных Чиновников, богоявленское водоосвящение совершалось в наших русских храмах посередине храма, на особо благоукрашенном столе. Ркп. Уставы – Моск. Синод. библ. 814, л. 67 об., Моск. Епарх. библ. 304. л. 94; Чиновник Новгор. Соф. собора в изд. проф. Голубцова в Чтен. в Общ. истории и древностей, 1899 г., кн. II, стр. 85; Чиновник Холмогорского Собора, там же, стр. 85, 211. 349 Ркп. Требн. Хлуд. библ. 109, л. 75. Этот обычай заимствован из практики сербской церкви – Печатн. Сербск. Требник 1545 г. (листы не размечены) слав. требн. из рукоп. собр. архим. Антонина. Импер. Публ. Библ. Q. I. 60, Трб. Гильферд. Собр. (Имп. Публ. Библ ), 22, л. 10 об. По свидетельству проф. А А Дмитриевского, этот обычай имел широкое распространение на Руси за первые пять веков христианства. Прав. Соб. 1882 г., декабрь, стр. 419.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

13 См. прим. выше, ср. С.Г. Рункевича, История Русской Церкви под управлением Св.Синода, том I, Учреждение и первоначальное устройство Св. Пр. Синода (1721–1725) СПб. 1900. Стр. 299. Свящ. М.И. Горчаков, О земельных владениях всероссийских митрополитов, Патриархов и Св. Синода (988–1738 гг.) СПб. 1871. Стр. 511. А. Завьялов, Вопрос о церковных имениях при Императрице Екатерине II. СПб. 1900. Стр. 157. 14 А. Павлов, Исторический очерк секуляризации церковных земель в России, часть I (1503–1580 гг.) Одесса. 1871. Стр. 32. Сл. Макарий М.М. История Русской Церкви том VIII издание 2. СПб. 1898. Стр. 242. Сл. Е. Голубинский, История Русской Церкви том II первая половина М. 1900 г. Стр. 624–636, 795–801. С.М. Соловьев, История России с древнейших времен. Изд. Тов. «Общественная Польза» кн. I, 1558–1559; кн. II, 430–432. С. В. Рождественский , Служилое землевладение в Московском Государстве XVI в. СПб. 1897. Стр. 136. Сл. В. Ключевский Курс Русской Истории СПб. 1906, II; Вл. Милютин, О недвижимых имуществах духовенства в России. Чтения М. Общ. Истории и древней России за 1859–1861 стр.1 сл. 17 П. Милюков, Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого, издание 2, СПб. 1905, стр. 177. 19 П. Милюков Гос. Хоз. Стр. 202: по переписи 1678 г. Было 791018 дворов, а в 1710 г. – 637005; т.е. – 19,5%. 26 Плакат 26 июня 1724, Первое Собрание Законов Российской Империи т. VII, 4533. В дальнейшем цитируется кратко: П.С.З. 27 П. Милюков Гос. Хоз. 476–480, 489. Косвенные налоги и др. сборы сюда не входят. О них см. Милюкова стр. 484–490, где общий доход государства в 1724 году, получавшийся, конечно, с платежных сил народа, достигал 8 172 433 руб. 37 Согласно данным первой ревизии из числа 5 570 458 душ (Милюков, Гос. Хоз. Стр. 476) 752091 душа и 553 двора, т.е. седьмая часть, принадлежала синодальному дому, архиерейским домам и монастырям, не считая Псковского архиерейского дома и Александро-Невского монастыря, о которых сведений в Коллегии Экономии не было. Московский Архив Министерства Юстиции. Дела 18084/16. В дальнейшем цитируется кратко: М.А.М.Ю. Дела С.Э.П. св. 409 д. 18084/16. Ведомость составлена 14 декабря 1742 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Димитрия. «Неисправленыи вещи различныи собранныи в лето ### августа в Ростове». Второй экземпляр рукописи находится в библиотеке Московской Духовной Академии по врем. кат. 100, ркп. XVII в, лл. 321–311 об. Благодаря любезности Н. К. Никольского мы имели возможность сравнить текст двух списков, который, за немногими исключениями, оказался тождественным в обеих рукописях. 7 Сборник Московской Синодальной библиотеки, 648, л. 389–407 См. Акты Историч., т. III, 264. 9 Житие милостиваго мужа Федора Ртищева. Рукопись патриаршего книгохранилища, напечатана Новиковым; см. Древняя Российская Вивлиофика. М. 1791. Часть XVIII, стр. 402. 10 Житие и подвизи блаженнаго отца Григория архимандрита бывша в обители преподобнаго Данила Переславскаго. – см. в рукописи Московской Типографской библиотеки под заглавием «Календарь или жития святых. Многия рукописи св. Димитрия Ростовского », 420 (57), л. 164 и об. См. также Братское Слово, 1875, кн. II, 273–277. 11 Я. И(вановский). Свирский Александров монастырь. Исторический очерк по документам монастырского архива. С-Пб. 1874, стр. 35. 12 Краткое известие о рождении и житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России. Изд. 2. М. 1888, стр. 10 (Изд. по ркп. XVII в. Воскресенского монастыря). 14 Текст соборного уложения 1649 г. найден, восстановлен и опубликован С. А. Белокуровым . См. Деяние Московского церковного собора 1649 г. Вопрос о единогласии в 1649–1651 гг. Чтения Общ. Ист. и Др. Рос. 1894, кн. IV, Материалы, стр. 29–52. Упоминание в постановлении только о приходских церквах имеет свое основание. Духовная власть понимала вопрос о единогласии таким образом, что единогласное пение считала обязательным только по монастырям, в приходских же церквах допускала многогласие. С такими взглядами приходится встречаться и в дальнейшей истории этого вопроса. 15 Челобитная опубликована Н. Каптеревым в его уже цитированном труде « Патриарх Никон » в приложении 1, она найдена им между неразобранными бумагами Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел (см. примеч. стр. 157) Автор в заглавии называет челобитную почему-то челобитною патриарха Иосифа, а не целого собора, хотя текст челобитной предполагает целый Собор. Осторожнее делает С. А. Белокуров в статье о Соборе 1649 г., называя ее «челобитною патриарха Иосифа и всего освященного собора». См. Деяние, стр. 42 16 Срв. выражения послания Агафоникова: «помни реченны в писании – тому же быть волку, аще и пастырское имя носит, и сему, аще волком терпит, а не пастырю» и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В этом же 1863-м году о. Леонид за свои труды по участию в делах Иерусалимской миссии и за другие заслуги награжден был наперсным крестом с драгоценными камнями из Кабинета Его Величества и был назначен на место преосвященного Кирилла начальником Иерусалимской миссии с возведением в сан. архимандрита. Но в этой должности он был недолго: вследствие происшедших в миссии раздоров и столкновения его с Иерусалимским патриархом Кириллом и с представителями русского правительства в Иерусалиме возникло в начале 1865 г. дело «о переустройстве» нашей миссии в Иерусалиме, которое очень озабочивало всероссийский Св. Синод и особенно митрополита Московского Филарета, взявшего под свою защиту о. Леонида. Последний вышел с честью из борьбы со своими противниками: указом Св. Синода от 16 июля 1865 г. он был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Константинополе. Вторичное пребывание в Иерусалиме и служба в Константинополе дали повод и возможность отцу Леониду ближе и многостороннее ознакомиться с православным Востоком. Из Константинополя ои неоднократно совершал путешествия на Афон и в славянские земли Балканского полуострова, во время которых разыскал и исследовал много древних рукописей, особенно славянских и других предметов древности. В этот период жизни о. Леонида и позднее появились ученые труды его, в которых археология славянская, особенно югославянская занимала не последнее место в соединении отчасти с греко-восточною, отчасти с русскою. К русской археологии принадлежат следующие напечатанные в 1865 г. сочинения: «Церковный устав XVI столетия» («Известия Имп. Русского Археолог. Общества», т. V); «Историко-статистическое описание Белевской Жабынской Введенской мужской общежительной пустыни», Тула; «Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни», СПб.; «Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах монастырей, городских и сельских церквей Калужской епархии» («Чтения в Общ. Истории, кн. IV) и между прочим: «Пустыня Св. Троицы» («Херсонские Епархиальные Ведомости») и «Митрополит Агафангел», некролог (там же, 15, «Странник», кн. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Карамзин в своей Истории редкие списки Русской Правды и летописи, заимствованные из библиотеки Горюшкина, обозначает Горюшкинскими....... 1 В записках Порошина, стр. 462: «Говорили, что в то время (при Елисавете) многие по любви с теми женщинами получали себе чины и места выгодные. Речь была о Василье Ивановиче Чулкове, что он во время государыниной болезни, по самую ея величества кончину, почти безотлучно при ней был и спал в ея опочивальне, так как камердинер. Зашел разговор о Елисавете Ивановне (?), что тогда все дела через нея государыне подавали...» – в Записках Храповицкого, стр. 52: «Изволила (Екатерина изъясняться о разности придворных во время импер. Елисаветы Петровны и нынешнее... Я говорил о старухах, чесальницах ножек.» Домашний быт импер. Елизаветы Петровны превосходно описан Державиным в стихах его Цар-Девица, изд. Я. К. Грота, III, 122–130. П. Б. 4 О домовитости наших дедов и сильном развитии отдельных хозяйств свидетельствует и С. Н. Глинка в Записках своих (Р. Вестн. 1866, кн. 1), разсказывая о жизни в Смоленской губернии. Несомненно, что не одни дворяне, но и крепостные люди жили зажиточнее теперешнего. Это объясняется во первых большим привольем (вследствии сравнительной малости народонаселения), и во вторых особливою заботливостью об этом предмете Екатерины II. (См. ея записку о мануфактурах в Р. Архиве 1865, стр. 495–510 второго издания) П. Б. 5 Жизнь Москов. митрополита Платона. М. 1856. 8®. 2 ч. Сочинение И. M Снигирева. Биография этого высоко-замечательного лица до сих пор не разработана. Нам случилось видеть важные материалы для оной в бумагах его антагониста, патихизатора Московского университета Петра Алексеева. Любопытно участие его в деле профессора Мельмана, исключенного из Московского университета за его мнения (Чтения в общ. ист. и дреав. 1863, кн. 2-я) Вот два отзыва о Платоне импер. Екатерины II и, по запискам Храповицкого (стр. 33): «Новоспасский архимандрит Павел вчера худо говорил речь. Он ученик Платона. Нарочно стараются, чтоб их не превзошли, а теперь (1787) в бельцах люди лучше, нежели в чернецах – «27 Апреля (1788) указ об отмене сбора с священно и церковнослужителей Московской епархии, для бедных учеников Заиконоспаских, наложенного митрополитом Платоном. Он блудлив как кошка, а труслив как заяц» (стр. 59) П. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Несмотря на работы по реставрации и благоукрашению обители, конечно же, отнимавшие много времени и сил, архимандрит Леонид не оставлял своих литературных занятий. Работая часто по ночам, он написал много научных трудов и в этот последний период своей жизни. В первую очередь они касались обители преподобного Сергия. На каждом новом жизненном этапе научное и литературное творчество отца Леонида обогащалось новой тематикой, обусловленной местом его пребывания, и назначение в Лавру не могло не отразиться на этой деятельности. Так, «Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры», составленное протоиереем Александром Горским по рукописным и печатным источникам, архимандрит Леонид дополнил Приложением («Чтения в Общ. Истории», 1878 г., кн. IV и 1879 г., кн. II). Надо отметить, что отец Леонид обладал удивительным умением давать новую жизнь сочинениям своих предшественников, существенно дополняя их новыми материалами и изысканиями, что делало их еще более ценными и актуальными. Среди трудов отца Леонида, посвященных обители преподобного Сергия, следует отметить «Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (составленное библиотекарями Лавры иеромонахами Арсением и Иларием и изданное исключительно при содействии отца Леонида), а также его сочинения: «Славянские рукописи, хранящиеся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой лавры», «Участие преподобного Сергия в событиях 1380 года», «Жалованная грамота Троице-Сергиеву монастырю от удельного Дмитровского князя Юрия Ивановича в 1504 году», «Надписи Троицкой-Сергиевой лавры», «Хождение в Иерусалим и Царьград черного дьякона Троице-Сергиева монастыря Ионы по прозвищу Маленькаго, 1648-1652», «Сведения о славянских рукописях, поступивших из книгохранилищ Свято-Троицкой Сергиевой лавры в библиотеку Троицкой духовной семинарии в 1747 году». Нельзя не отметить и издание попечением архимандрита Леонида «Жития преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и похвального ему слова», написанного в XV веке преподобным Епифанием Премудрым.

http://patriarchia.ru/db/text/5952233.ht...

К стр. 127. – 4). Собрание государственных Грамот и Договоров. К стр. 192). Дворцовые разряды. Отметим и те источники и пособия, которые дали нам богатый материал для сравнительных суждений по вопросу, напр., о богослужении прежнего времени и настоящего, попутно перечислив труды, касающиеся до юридического быта древней России, имеющие значение в церковной археологии и др. Таковы: 1 . Акты, относящиеся до юридического быта древней России – 1 т. 2 . Акты юридические. 3 . Акты Иверского Святоозерского монастыря, собранные архим. Леонидом и изданные Археографическою комиссиею. 4 . Подлинные Акты, относящиеся к Иверской Иконе Божией Матери. Издание Комиссии печатания государственных грамот и договоров. Москва, 1879 года. 5 . Русская историческая библиотека. II т., СПБ. 1875 г. 6 . Домострой, издание Д. Кожанчикова. СПБ. 1867 г. 7 . Стоглав, изд. Н. Субботина . Москва. 1890 г. 8 . «Крестный ход на осляти, который в старину был отправляем в Тобольске, в Вербное Воскресенье». (Чтен. в Общ. истор. и древ. рос. 1870 г., кн. III). 9 . Записки отделения Русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества, II т. СПБ. 1861 г. 10 . Челобитная нижегородских попов, в лето 7144. (Чтения в Обществе истории и древностей российских, 1902 г. II кн., смесь). 11 . А. Голубцов . Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона . Москва. 1908 года. 12 . Его же. Чиновники Холмогорского Преображенского собора. Москва. 1903 г. 13 . Его же. Чиновники Новогородского Софийского собора. Москва. 1899 г. 14 . Требники 1633 и 1652 гг. Москва. 15 . Уставы 1633 и 1641 гг. Москва. 16 . Минея за август месяц 1630 г. Москва. 17 . Макарий, патр. Антиохийский в России в 1654 – 1656 гг. Документы посольского приказа. Н. Рождественского. 18 . Новгородская (1-ая) летопись. 19 . Прибавл. ко 2-й Новгородской летописи. 20 . Псковская (2-я) летопись. 21 . Отрывки из расходных книг Софийского дома за 1548 г. (Известия Императорского археологического Общества, III т. 1861 г.). Указатель городов и местностей, через которые проезжал Антиохийский патриарх Макарий во время своего путешествия в Россию и обратно

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Барнаул: Издательство АКООХ-И «Фонд поддержки строительства храма Покрова…», 2001. 12. Варакин Д.С. Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ патриарха Никона. М.: Издательство журнала «Церковь», 2000. 13. Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь, 1996. 14. Галкин А. О причинах происхождения раскола в Русской Церкви (публичная лекция). Харьков, 1910. 15. Гейден А. Из истории возникновения раскола при патриархе Никоне. СПб., 1886. 16. Георгий (Данилов) архиеп. Слово к читателям./Тихон (Затекин) архим., Дегтева О.В., Давыдова А.А., Зеленская Г.М., Рогожкина Е.И. Патриарх Никон. Рожденный на земле нижегородской. Нижний Новгород, 2007. 17. Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 2002. 18. Голубинский Е.Е. К нашей полемике с старообрядцами (дополнения и поправки к полемике относительно общей ее постановки и относительно в главнейших частных пунктов разногласия между нами и старообрядцами).//Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Кн. третья (214). М., 1905. 19. Гудзий Н.К. Протопоп Аввакум как писатель и как культурно-историческое явление./Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. Редакция, вступительная статья и комментарий Н.К. Гудзия. – М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. 20. Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. М.; Айрис-пресс, 2008. 21. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2001. 22. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. В двух томах. Сост. Г.М. Прохоров. Общ. ред. В.В. Нехотина. М.: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. 23. Знаменский П.В. История Русской Церкви (учебное руководство). М., 2000. 24. Зызыкин М.В., проф. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи (в трех частях). Часть III.

http://pravoslavie.ru/74764.html

Иоанн Дамаскин , 1967. – St. John Damascene. Barlaam and Joasaph with an English Transl. by the Rev. G. Woodward and H. Mattingly. Introd. by D. M. Lang. L., 1967. История древнего мира, 1982. – История древнего мира. Т. 3. М., 1982. История искусства, 1953. – История русского искусства. Под общей ред. Н. Э. Грабаря, В. Н. Лазарева, В. С. Каленова. Т. 2. М., 1953. История литературы, 1985. – История русской литературы XI – XVII веков. М., 1985. Источники по ересям. – Источники по истории еретических движений XIV – начала XVI в. Изд. подгот. Н. А. Казаковой и Я. С. Лурье. – Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. М. – Л., 1955. Истрин, 1897. – И стрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения. Чтения в Имп. общ-ве истории и древностей Российских при Моск. ун-те. Кн. 4. М., 1897. Истрин, 1900. – Истрин В. М. К вопросу о славяно-русских редакциях Первоевангелия Иакова. Одесса, 1900. Истрин, 1906. – Истрин В. М. Исследования в области древнерусской литературы. Вып. 1–5. СПб., 1906. Истрин, 1922. – Истрин В. М. Очерк истории древнерусской литературы до-московского периода (11–13 вв.). Пг., 1922. Казакова, Лурье, 1955. – Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. М. – Л., 1955. Калила и Димна, 1957. – Калила и Димна. Пер. с араб. И. Ю. Крачковского и М. П. Кузьмина. М., 1957. Карлингер, 1975. – Karlinger F. Barlaam und Joasaph. – Ausgang des Volk-sbuches. – Spanien Literature. Gestalten und Formen. Stuttgart, 1975. Карнеев, 1890. – Карнеев А. Материалы и заметки по литературной истории Физиолога. СПб., 1890. Карпентьер, 1916. – Carpentier J. Kleine Bemerkungen zum Physiologus. – Auf-satze zur Kultur- und Sprachgeschichte vornehmlich des Orients. E. Kuhn zum 70 Geburtstage gewidmet von Freunden und Schulern. Munchen, 1916. Kapyc, 1872. – Karus V. Geschichte der Zoologie. Munchen, 1872. Кассель. 1884. – Cassel P. Aus Literatur und Symbolik. Lpz., 1884.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010