713 См. Изв. Библ. Общ. за 1824 г., стр. 25–26, 280. Срав. сказанное о том же в первом отделе исторической части нашего настоящего исследования. 715 Разумеем выше показанные «Введения в св. книги Ветхого Завета», «Начертание церковно-библейской истории» и нек. др. ученые работы. 716 История. Чтения, стр. 63–65. Слова подчеркнутые напечатаны курсивом и в подлиннике, как не с еврейского взятые, а введенные для пояснения в речь перевода. 718 Так можно было бы перевести, если бы по-еврейски сказано было: haddoram. Срав. перевод Скорины: и всего роду их (хотя в лат. cognatione illa). 720 Перевод Библ. Общества: между тем возстал в Египте новый царь (точно так же и у Макария). Перевод Синодского издания 1868 года: и возстал в Египте новый царь. Перевод Вадима: и встал царь новый над Muцpajuмoм. Перевод Мандельштама: и возстал новый царь над Еииптом. Потому что и в греческом читается: νστη δ βασιλες τερος πΑγυπτον, откуда и в славянском; возста же царь ин во Египте. 721 Перевод Библ. Общества: наконец Фараон... повелел (точно так же и у Макария); – Синод, издания 1868: тогда Фараон... повелел; – Вадима: и повелел Парао; – Мандельштама: и завещал. Срав. слав. перевод: заповеда же Фараон, не вполне точно соответствующий греческому: συνταξε δ κτλ. 722 Срав. также Библ. ист. Филарета, изд. 3, стр. 124 и Историч. Чтения из кн. Ветхого Завета, изд. в Москве 1861 г., стр. 66; – Замечания на кн. Исход в Чтен. в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1871 г., стр. 2. 725 Корзинка из тростника, – не определенно; – из камедного дерева, – не точно; дегтем, – не верно; асфальтом (σφλτω у LXX), равно как и битуменом (лат. bitumine), значащим также земляную, горную смолу, – в русском переводе не русское выражение. 726 Евр. al-panai; но у LXX: πλν μο, откуда в слав. разве мене. Припомним из исторической части, что между прочим ради этого переводного выражения во времена Шишкова (в 1824 году делали нападение на Катехизис Филарета, где это место переведено также. Срав. статью нашу в Русс. Вестнике за 1883 год 1, стр. 337.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

50 В предисловии к Essai de Chronographie Byzantine par E Maralt (Спб. 1855, стр. XXI–XXIII) исчисляются следующие славянские списки Амартола 1) болгарские а) уваровский на бумаге XIV–XV в. б) – моск. дух. академии 100 XIII в. в) ibid. 148 г) погодинский 1371 г. 2) сербские а) синодальный московский 1386 г. 148 б) шафариков 1389 г. в) Румянцевского музея 42 XVI в. г) супрасльский. Над приведением в известность списков Амартола трудились кн. Оболенский (Чтения общ. истор. и др. 1846 г.) и Ундольский в своих «вопросах об Амартоле», к сожалению неизданных. 51 Академику П. М. Строеву принадлежит честь первого обстоятельного указания на Амартола, как на византийский источник Нестора, – в приложении к 1-й части Софийского временника (М. 1820. 459–465) и потом подробнее в записке о византийском источнике Нестора (Труды общ. ист. И др. р. М. 1828 стр. 167–183). В настоящее время, когда академию наук издан греч. текст Амартола, сличение между Нестором и Амартолом доступно для каждого. 56 В речи Полоцкого игумена царю 30 окт. 1656 г. (Вивлиоф. Новикова III, 322, в патр. грамоте на учреждение Белгородской митрополии. ibid. – 421 в грамате собора 1682. ibid. XVIII. 113, и в известном сочинении Крыжанича (Прил. к р. Бес. 1860 г. 4. 4. 5. 119). 59 В гербовом клейноде кн. Константина Острожского, помещенном на заглавном листе Библии , изданной в Остроге 1581 г., есть след, стихи И ты крестное знамение не туне носиши Великому Константину им ся подобиши. Он бо на небеси видев победил супостаты Тыже побеждай еретики и бесов тристаты. Крест бо похвала царем, Бесом же незносный ярем. 60 Ив. Грозный обращает внимание на то, что Константин в. убил своего сына и во святых причитается. Сказания кн. Курбского Спб. 1833. II, 29–30. Другие обращали внимание на то, что царь Константин, Елена и другие цари, живя в браке, Богу угодили. Вивлиоф. Новикова XIV. 236 62 О существовании верования в целебную силу теплой младенческой крови см. также Пролог, под 28 октября. 64 Лавр. лет. Спб. 1873, стр. 108–9. Достойно замечания, что и Амартол и Нестор сочли нужным вступать в полемику по вопросу об обстоятельствах крещения равноапостольных государей. Амартол, полагающий крещение Константина в. в Риме в 312 г., говорит следующее «суесловят облыгающие в. Константина и утверждающие, что он крестился пред смертью, а дотоле пребывал некрещенным. Как мог такой богобоязненный и христолюбивый, и теплейший к вере муже оставаться так долго отлученным от божеств. общения в таинствах, особенно пребывая с такими св. отцами, и радостно и сознательно следуя их учению и законоположению? «и пр. Αμαρτ. 429. – Нестор, полагающий крещение св. Владимира в Корсуне, счел нужным высказаться против утверждающих иное. «Сеже не сведуще право глаголют. яко крестился есть в Киеве; инииже реша в Василеве, друзии же инако скажют». Лавр. л. 109.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

675 Срв. письмо А. В. Горского к Бодянскому. «Чтен. в Общ. Истор. и Древн. P.», 1905, стр. 598 сл. 677 Начало письма не печатается. О. М. Бодянский просит А. В. Горского сде­лать справки и решить возникшие у него недоумения относительно некоторых мест из свято-отеческой литературы, вошедших в состав греческого оригинала Свято­славова Изборника 1073 г. 678 Действительно, в списке Толковых пророчеств – ркп. Тр.-Серг. лавры 89 (1547), XVI в., есть слова, написанные глаголицей среди кирилловского письма. 684 На этом письме рукой А. В. Горского написано: «Уплачено Курдяеву 11 ноября 1863 г.» Курдяев, Павлин – студент 25-го курса (1862–1866 г.) 686 В ответ на это письмо А. В. Горский написал: «Не имея возможности лично присутствовать в заседании Императорского общества истории и древностей Российских при Московском Университете, 22-го сего февраля по случаю выбо­ров в Председателя и Вицепрезидента Общества, передаю мой голос, как Члена Общества, Его Превосходительству Осипу Максимычу Г. Бодянскому, с правом распорядиться им по своему усмотрению. Ректор Московской Духовной Академии Протоиерей Александр Горский. Троицкая Сергиева Лавра. 18-го февраля 1874. 689 П. А. Безсонов (22 февр. 1898 г.) – известный этнограф и историк рус­ской словесности, одушевленный приверженец московских славянофилов. 690 Имеется в виду основанное H. С. Тихонравовым повременное издание «Летописи русской литературы и древностей», просуществовавшее недолго (1859–1863). В издании принимали участие Соловьев, Забелин, Афанасьев, из молодых – Ал. Веселовский, А. С. Павлов , А. Котляревский, И. С. Некрасов и др. 691 Разумеется речь Ф. И. Буслаева , произнесенная на университетском акте 12 февраля 1859 г.: «О народной поэзии в древней русской литературе», вошедшая во 2-ой том его «Исторических очерков русской народной словесности и ис­кусства». 693 Ф. И. Буслаев читал лекции Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу в 1859–1860 гг. Текст этих лекций (всего 93 лекции) напечатан в журн. «Старина и Новизна, исторический сборник» (кн. VIII, X н XII). Об особенностях этого курса см. у А. И. Кирпичникова, «Чтения в Имп. Общ. Ист. и Др. Росс.» за 1898 г. и у. И. В. Ягича «История слав. филологии», СПБ., 1910, стр. 928. Свои чтения Ф. И. Буслаев заключает таким общим выводом: «Итак не­обходимость в правильном обучении Русского народа по всем его сословиям и классам – вот главный и существенный результат, извлеченный нами из истории р. литературы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

географического общества, кн. 10, 1888, с. 4); Позднев, Дервиши в мусульманском мipe, Оренбург, 1886, с. 211; Depont et Coppolani, Les confréries relig. musulm. p. 94, 123. 3239 См., напр., Дингельштедт, Закавказ. сект. 14: «Все, кто мог, т.е. около кого было свободное место, запрыгали и закружились. Принужденные, по тесноте, сидеть или стоять на месте, захлопали в ладоши и стали раскачиваться на месте. Припертые к задней стене собрания, сидевшие на последних лавках прыгуны, не имевшие возможности ни прыгать, ни даже встать, заерзали на лавках… Около кого было свободное место – тот прыгал, делая прыжки вперед и назад или в сторону и опять на место, смотря потому, с какой стороны оказывалось свободное пространство " … 3243 Русская Старина, 1895, т. 84, октябрь, 55–56. Ср. описание кружений Татариновой и ее единомышленников в романе Вс. Соловьева, Старый дом, часть I, гл. 23, 25; часть II, гл. 16. 3245 См. Souriau, L’ estéhtique du mouvement, Р. 1889 (Bibliothéque de philosophie contemporaine), p. 61–62. 3246 Ил. Б-в, Данные 40-х гг. XVIII ст. для истории тайной беседы св. отец (Правосл. Обозрение, 1862, т. 8, авг., 453). 3247 Дело Воронежского окр. суда о кр. В. Мокшин, обвин. в распространении хлыстовской ереси (предварит. следствие), 175, л. 19 об. 3248 Свящ. Сергеев, Изъяснение раскола, имен. хлыст. (Чтения общ. истории и древн. рос. 1874, т. 3, с. 69). 3250 Архим. Досифей Немчинов, Открытие тайностей или обличение ереси скопцов (Чтения общ. истории и древ. росс. 1872, ч. I, с. 151). Быстрое верчение на одном месте с давних пор занимает выдающееся положение в радельном культе наших сектантов. По словам бывшего Тарусского хлыста Павла Амелина, необыкновенно быстрое «верчение около самого себя» и «есть собственно радение» (Дело Калуж. окр. суда о Тарусских хлыстах, т. 2, л. 100). Отсюда – народное название хлыстов «вертунам» (Синицын, О расколе в Ярослав, губ., Кельсиев, Сборник, т. 4, с. 132). 3251 Плутарха в жизнеописании Нумы (гл. 14) к числу его установлений, между прочим, относит τ προσκυνεν περιστρεφομνονς, т.е. круговое вращение совершающих поклонение богам. Это περιστροφ τν προσκυνοντων объяснялось, как подражание круговращению вселенной. Ср. епископ Феофан, Письма, СПБ. 1872, с. 126: «Планеты обращены к солнцу, и им правятся в движении. И весь духовный мip – ангелы и святые на небе, и люди, духовно живущие на земле, обращены к Господу Спасителю, и Им хороводятся. Он – центр, вокруг которого вращается, возглавитель всяческих, яже на небеси и на земли». Подобным же образом выражается и Климент Александрийский (Λγος προτρεπτικς πρς λληνας, XII, Migne, Patrologiae cursus completus, series graeca, t. VIII, p. 241 A). Τατα τν μν μυστηρων τ βακχεματα. ε βολει, κα σ μυο. κα χορεσεις μετ’ γγλων μφ τν γεννητον κα νλεφρον κα μνον ντως θεν, συνυμνοντος μν το θεο λγον.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2481 Правосл. Собесед. 1883, ч. 2, с. 279. Ср. варианты к этому роспевцу в Мисс. Обозр. 1899, т. 1, с. 550–551; Таврич. Е.В. 1892, 16, с. 757–759, и Дело Орлов. окр. с. о Супонев. хлыстах, т. 2, л. 67 об. 2483 Свящ. Сергеев, Изъяснение раскола, имянуемого христовщина или хлыстовщина, по изданию архим. Леонида (Чтения общ. истории и древ. росс., 1874, т. 3, с. 71; ср. Максимов, За Кавказом, Отечеств. Записки, 1867, июнь, 1 кн., с. 510). Ср. там же: «при кружении они (хлысты) всячески дурачатся и бесятся: иные из них трясутся, кривляются, ломаются, как бесноватые " … 2484 Преображенцев, Доп. свед. о секте людей Б. (Тул. Е.В. 1869, 24 с. 360). Ср. его же, Исповедь обративш. раск. из секты людей Б. (Тул. Е.В. 1867, 6, с. 207): «фанатическая сила подействовала на них – кто бил себя в грудь, кто стал икать, кто дрожал и кривлялся всем телом». 2486 Чистович, Дело о богопротивных сборищах и действиях, М. 1887, с. 36 (Из «Чтений общ. ист. и древ. росс. », 1887, ч. 2). 2487 Воронеж. Е.В. 1871, 17 (Новохоперские сектанты. Хлысты в слоб. Красной и Алферовке). Ср. свящ. Щевалеевский, Курское сектантство, 72: последовательницы «брата Василия» «вздрагивают», трясутся,… когда подходят ко кресту или иконам». 2489 Юрий Толстой, О духовном союзе Е.Ф. Татариновой (Бартенев, Девятнадцатый век, история, сборник, кн. 1, с. 229). Ср. Дубровин, Наши мистики-сектанты (Русская Старина, 1895, т. 81, ноябрь, с. 10): «Пророчества Татариновой., потрясали слушателя от головы до ног; при этом ощущался благоговейный трепет от присутствия Божия». 2490 З. Верховский, Житие Василиска, 70, 76. Ср. Richer, Etud. cl. sur la gr. hyst. p. 897: во время одного «возрождения» (le revival de Ballymène), религиозная экзальтация выражалась иногда тем, что «все тело» молящихся «колебалось, как осиновый лист». 2492 Сумароков, Историческое и научное исследование древнего волхвования, животного магнетизма и спиритизма, СПБ. 1873, с. 29. 2494 Там же, с. 17; ср. показание Крашенинникова: «согласные их (хлыстов) во время сборищев трясутся и вертятся кругом и говорят, что подымает их к тому Дух св.» (с. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Действиями рук, плеч и всего тела они обнаруживают с намерением состояние пьяного». Терещенко, Быт русского народа, ч. 5, СПБ. 1848, с. 146; Никифоровский, Русское язычество, с. 83; Шейн, Великорусс, т. 1, в. 1, с. 78, 94–95). Между прочим, хлысты свое радиальное кружение, по его опьяняющему действию, называют «пивом духовным, чувствительным». «То-то пивушко-то, человек де плотскими устами не пьет, а пьян живет», говорят они (Свящ. Сергеев Изъяснение, Чтения общ. ист. и др. рос. 1874, т. 3, с. 70). 3290 См. свящ. К. Кутепов, Секты хлыстов и скопцов, 2 изд., Ставрополь-губернский, 1900, с. 47). Вардинов, Ист. м. вн. д., т. 8, с. 247. 3292 Дополнит. сведения к «исповеди» (Тул. Е.В. 1867, 17, с. 93). Ср. Зиоров, Несколько историко-статистических сведений о скопческой секте в Рязанской губернии (Рязан. Е.В. 1880, 4, с. 113): «когда 8 человек отдаляются и расстанавливаются на восьми, противоположных друг другу, местах и бегают (шмыгают) из стороны в сторону, то это радение называется крестиком». Такое радение 8 человек, по-видимому, и носит специальное название «Петров крест, т.е. восьмиконечный (См. начертание «Петрова креста» у Субботина, Материалы для истории раскола, т. 5, с. 220). Свящ. Тифлов отмечает у Царевских хлыстов 2 вида крестного радения – «четвероконечный» и «восьмиконечный крест» (Астрахан. Е.В. 1890, 9, с. 293). 3293 Мельников, Соловецкие документы о скопцах (Чтения общ. ист. и Древ. рос. 1872, кн. 1, с. 96). М. Emmanuel, тщательно изучивший древние греческие пляски, на вопрос, существуют ли в вакхических и вообще оргиастических плясках специфически движения, дает такой ответ: «Отличительный признак оргиастических плясок заключается не в форме составляющих их движений, а в усилении (exageration) этих движений. Полные энтузиазма танцоры, возбужденно двигающиеся в честь Реи, Диониса, Загревса или Атиса, черпают из общего источника движений и жестов греческой орхестики, но в своем литургическом безумии (délire liturgique) они увеличивают их до искажения (dénaturer, извращения природы) и идут далее смешных фигур (du grotesque): они подвергаются частоящим нервным припадкам» (La danse grecque antique, p.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сушкова, Записки о жизни м. Филарета, стр. 89. Чтения в Общ. Ист. и Древ. Росс. 1869 г. кн. 4, смесь, стр. 184. Наконец «собрание мнений и отзывов Филарета, Митрополита Московского», изданное под редакцией Преосв. Саввы, Архиепископа Тверского, т. III. 416 Экземпляр этот доставлен Киевскому Митрополиту по его требованию Ректором СПб. Духовной Академии, Архимандритом Афанасием (Дроздовым). NB : Все эти сведения мы заимствовали из «Истории перевода Библии на Русский язык» соч. г. Чистовича, где буквально изложенное здесь же приписывается Филарету, Митрополиту Киевскому. (См. Христиан. Чтение 1872 г. Май стр. 102–103). Но это же самое в том же буквальном изложении мы встретили в недавно вышедшем (в 1887 г.) «Дополнительном пятом томе «Собрания мнений и отзывов Филарета, Митрополита Московского, именно под на стр. 93–94. Спрашивается: где более правды? В «Истории» ли, или в «Собрании»? Предоставляем это разрешить людям сведущим. Недоумеваем мы ещё и о том, что фамилия Графа Обер-Прокурора в Истории всюду напечатана «ПрАтасов – а в Собрании – всюду же – «ПрОтасов». Мы держались последнего. 419 См. в Записках г. Сушкова об увольнении Киевского и Московского Митрополитов в епархии, в Чтениях в Обществе Ист. и Древ. Росс. 1869 г. кн. IV, Смесь, стр. 184. 420 Чтения в Обществе Ист. и Древ. Росс. 1869 г. кн. IV, Смесь, стр. 185. Другое составление этого отношения приписывали тогдашнему Ректору Санкт-Петербургской духовной Академии, Архимандриту Афанасию (Дроздову). Впрочем, одно другому не противоречит. 422 Трудно сказать, – замечает Автор Истории перевода Библии, – было ль это отбытие Киевского Митрополита в свою епархию до окончания сделанного Комиссии поручения, случайностью или действием, устроенным преднамеренно: но во всяком случае, после него Комиссия стала относиться к делу мягче и проще сравнительно с тем, как повела его сначала. К этому примечанию Автора Истории перевода мы должны присовокупить, что последнее (т. е. преднамеренность) было несомненно. Это видно из прежде изложенного разговора между Филаретом и Графом, а с другой стороны – из прямых слов Митрополита Серафима, которые встретим в своём месте и которые относились к обоим Филаретам в том именно смысле, что им скоро-скоро придётся быть спроваженными...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Я исполнял все это; но в душе чуждался церкви, помня рассказы дяди». Брат. Слово, 1888 г. т. I, стр. 440. 131 Там же, стр. 158. Правда, влияние этого училища ограничивалось только раскольниками, менее ожесточенными; раскольники же, более ожесточенные, не отдавали своих детей и в это училище, как свидетельствовал заведующий Преображенским богаделенным домом чиновник Потулов и чего не отрицал м. Филарет. Там же, стр. 163, VIII. 144 Означенные правила помещены в «собрании постановлений по части раскола» под 17 окт. 1836 г., стр. 177–178 по изд. 1875 г.; они приведены также у Варадинова, стр. 318–320 и в «Докладе москов. консистории митр. Филарету»: «духовные меры против раскола». Чтения в импер. общ. истории и древ. росс. 1875 г. III кн. V отд. 136–137 стр. Заметим кстати, что указом 12 мая 1837 г. заведение таких школ рекомендовалось Св. Синодом «не только в зараженных расколом приходах для ослабления раскола, но и в прочих для предохранения от раскола ранним наставлением в духе православия». См. доклад, стр. 133. 146 Там же. В месте с тем в своем «проекте инструкции благочинному церквей», составление которой относится к 1838 г., Филарет в числе обязанностей благочинного поместил: наблюдать, «чтобы священники старались заводить домашние училища для обучения поселянских детей чтению, молитвами и начаткам катехизиса». См. отд. IV, § 64 этой инструкции, Душеп. чт. 1872 г. 1 т. стр. 451. 155 См. напр. резолюц. от 11 окт. 1843 г. в Орл. изд. стр. 20–21; от 10 июл. – 10 авг. 1843 в Душеп. чт. 1891 г. т. I, стр. 185; от 23 декабря 1855 г. Душ. чт. 1872 г. т. I. 117 стр. 157 Письмо м. Филарета М. Н. Муравьеву. Чт. Общ. люб. дух. просв. 1878 г. отд. III., материалы, стр. 222. Равным образом и в проектированном с тою же целью – борьбы с расколом, хотя и не основанном женском монастыре предполагалось завести подобное же обучение девочек, которыми должны были заниматься способные из монахинь «без учреждения особого училища, в келиях по благословению и распоряжению настоятельницы».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

140 См. полный текст письма в «Русск. Архиве» за 1868 г. стр. 940–942. В том же письме Серафим ссылается прямо на Шишкова, как посоветовавшего вызвать Евгения; а Шишков в своих «Записках» (стр. 66) откровенно объясняет цель вызова Евгения: «заменить в Синоде архиереев: Казанского (Амвросия Протасова) и Тверского (Иону Навинского), как преданных делу Библейских Обществ». 142 То есть год перемены министерства. Срав. вышеприведенную выдержку из письма Фотия к архимандриту Герасиму от 30 августа того же 1824 года. 144 См. у графа Вл. П. Орлова-Давыдова в биографическом очерке графа Вл. Гр. Орлова, ч. 2, стр. 279. Спб. 1878. 145 См. «Записку о крамолах врагов России», напечатанную в Рус. Архиве за 1868 г. стр. 1388–1389. Автором этой «Записки» издатель ее священник М. Морошкин считает директора канцелярии министерства народного просвещения при Шишкове, князя С. Ширинского-Шихматова, который упоминается в выше цитованных «3аписках» Шишкова (на стр. 67). 150 Сам Государь Император в это время (7 ноября 1825 года) уже был в своем путешествии на юг России, столь печальном для России тем, что оно унесло с собою в могилу великодушнейшего из монархов. 151 См. Прибавл. к Твор. Св. Отц. за 1872 г. ч. 25, стр. 558–559. Срав. Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 96 Киев, 1869. 152 Срав. письмо святителя Московского к алтайскому миссионеру архимандриту Макарию Глухареву, писанное в 1845 году и напечатанное в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1872 г. стр. 104–105 «Материалов для истории русской церкви». 153 См. сообщение о том самого Филарета у И. А. Чистовича в цит. ст. Христ. Чт. за 1872 г. ч. 3, стр. 414–415. 154 Припомним слова Фотия о Филарете: «сколь об нем невыгодная молва всегда была и есть, то он сам виною помрачения славы земныя, – он заседал в деле перевода священных Писаний на простое наречие русское». См. Чтения в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1868 г. кн. IV, стр. 110 «Материалов для биографии Филарета». Срав. примеч. 2 на стр. 262–264 настоящего издания. 155 25 декабря 1825 года Филарет, за содействие открытию вверенной ему тайны о престолонаследии, при лестном рескрипте нового Императора, получил бриллиантовый крест на клобук, а 22 августа, следующего 1826 года возведен в сан митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Почтенный историограф Н. М. Карамзин полагает сие сражение в селе Дунилове, что в Шуйском Уезде, но из местных розысканий открывается, что эта битва точно была не в Дунилове, а в Даниловском, каким именем называлась тогда нынешняя Решма, богатое село на Волге между Кинешмою и Юрьевцем, имевшее тогда два названия: Даниловское-Решма, и где крестьянами тогда предводительствовал решемский крестьянин Иван Лапша» (стр. 61). – В напечатанной статье о с. Ликурге речь идёт исключительно о том, кто и когда, начиная с вел. кн. Василия Димитриевича и кончая в. кн. Василием Васильевичем, владел этим селом, при чём автор всего более опирается на 1 ч. «Собрания Государственных грамот и договоров» (М. 1814 г.). Не знаем, составляли ли часть «Описания Костромы» или же были написаны Диевым вновь след. печатной статьи, касающийся Костр. губернии: 1) Посещение Костромской стороны сначала Моск. митрополитом Платоном, после того императором Петром I (Костр. губ. вед., 1855 г., 27), 2) Генерал-губернатор для Костр. стороны в отношениях: нравственном, строительном и образовательном, в царствование импер. Екатерины Великой (там же, 1857 г., 21–22), 3) Исторический обзор обширности древней Костр. области (там же, 1857 г., 34 и 36–40), 4) Укреплённые места древней Костр. области (там же, 1858 г., 35–38), 5) Какой народ в древние времена населял Костр. сторону и что известно об этом народе? (там же, 1861 г., 48 и 49; перепеч. в «чтениях Общества истории др. росс.». 1865 г. кн. IV, стр. 167–173), и 6) Моровые поветрия в Костр. стороне в 1654 и 1771–1772 гг. (Чтения в Общ. и. и др. росс., 1859 г., кн. III, стр. 81–87). Ещё задолго до опубликования всех этих статей, именно в 1831 г., М. Я. Диев представил в Моск. Общество истории свои «Замечания на книгу: Описание Костр.. Успенского собора соч. Арсеньева»; но Общество, в заседании 9 окт. этого года поручившее рассмотреть «Замечания» Каразину 17 , не нашло возможным напечатать, их в своих изданиях. В конце 1856 или в самом начале 1857 г. наш энергичный исследователь «отправил губернатору, как председателю Костр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010