Лк.3:2 . при архиерéи áнне и каиáфе, бысть глагóл Бóжий ко Иоáнну захáриину сыну в пустыни. (при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.) Анна или Анан был тестем Каиафы ( Ин.18:3 ) и состоял первосвященником до своего зятя. Он упоминается в Евангелиях на ряду с Уаиафою и потому, что, как родственник его, имел влияние на ход дел, и потому, что, как человек, сильный характером, умный и ревнитель национальности иудеев, пользовался большим уважением народа (Мих.). Каиафа, это – прозвание или фамилия, настоящее же имя было Иосиф . Первосвященство Каиафа получил через римского правителя в Иудее – Валерия около 25-го года по Р. Хр. и состоял первосвященником до 36-го года, когда был сменен и уступил место Иоанафану, сыну Анны или Анана. Бысть (был) глагол Божий, т. е. особенное призвание Божие к особенному – пророческому служению, подобно как призывались древле пророки Исаия ( Ис.6 ), Иеремия ( Иер.1 ) и др. Сыну Захарии в пустыне. Чит. в объясн. 1 гл. 5 ст. и далее до 80-го стиха. Был (бысть) глагол Божий. «Удаленный от всех училищ человеческой мудрости, Иоанн не по своему влечению или желанию вступал на дело служения, но, в своем уединении преданный тихому безмолвию и молитве, он ожидал свыше призвания и наставления в таинствах веры: был послан от Бога ( Ин.1:6 ). И как скоро получил от Бога призвание и посольство, повеление и освящение, откровение и уверение, то без всякого замедления, со всею готовностию и преданностию воле Вожией, поспешил на дело служения» (Певниц.). Лк.3:3 . И прииде во всю странý Иордáнскую, проповедая крещéние покаяния во оставлéние грехóв: (И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,) Во всю страну Иорданскую (по всей окрестной стране Иорданской), т. е. по ту и другую сторону реки Иордана, – по Иудее и Галааду. В Палестине во всю длину ея, с севера на юг, течет река Иордан, в которой крестился Господь (ст. 21). Иордан – главная река в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Выражение силою берется взято от осады и взятия крепости или города. Закон и Пророки, т. е. законодатель Моисей в своих законоположительных книгах ветхого завета, каковы: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, и за сим пророки в своих писаниях. О царстве Божием чит. в объясн. 43 ст. 4 гл. Слова: Закон и Пророки и пр. блаж. Феофилакт толкует и следующим образом: «Господь Иисус Христос учил выше нестяжательности и называет богатство неправедным, – а между тем в ветхозаветное время Закон ( Лев.26:3, 9 ) и Пророки ( Ис.1:19 ) поставляли Божие благословение в богатстве и обещали в награду за добродетельную жизнь земные блага. Поэтому, чтобы кто не сказал Ему: ты противоречишь закону и пророкам, они благословляют, а Ты учишь нестяжательности, Господь и говорит: Закон и Пророки имели время до Иоанна, и хорошо, что так учили, потому что слушатели тогда были в юном возрасте. Но с того времени, как явился Иоанн и начал проповедывать царство небесное, блага земные уже не имеют времени, а проповедуется царство небесное. И желающие небес поэтому должны на земле усвоить себе нестяжательность.» Лк.16:17 . Удóбее же éсть нéбу и земли прейти, нéже от закóна единой черте погибнути. (Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.) Это изречение есть и в Евангелии Матфея ( Мф.5:18 ), но оно сказано там Господом по другому случаю и несколько иначе, сказано во время нагорной проповеди, когда Господь разъяснял закон. По Матфею оно читается так: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Йота – самая малая по начертанию еврейская буква; черта – малый знак, которым отличается одна еврейская буква от другой, сходной с нею по начертанию. Слова Господа значат, что и самое малое и, по-видимому, незначительное из закона, – и то не прейдет, т. е. не останется без исполнения. Здесь у еванг. Луки указанное изречение Спасителя направлено против фарисеев в том отношении, что, несмотря на их лицемерие, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Греческий текст толкования, которому следуют наши списки, не всегда согласен с изданным в Париже 1655 г. Напр. в толковании на Евангелие Матфея 26:17 . ( 87. л. 126) читается согласно с теми Греческими рукописями, на которые указывает Лекен в своей Dissertatio Damascenica VI. p. LXXXIX (Opp. S. Iohannis Damasceni ed. 1712. T. I), а не с указанным изданием Феофилакта. В других случаях заметны то опущения, то прибавления в переводе в сравнении с изданным текстом толкования. Перевод толкования вообще исправен. Исключений в этом отношении не много. Напр. в толк, на Мф. 8:28 . л. 36 об. в корабли дводшьствющи ( διστασιζοντων, недоумевающим); на 10:19, 20. л. 43. съ народо же и цри пребывающи ( μαινομνων, переводчик может быть читал μενντων); Ин. 4:1–4 . л. 55. ко бездлье пти творше самарию ( ς πρεργον δο – у Самарян намеревался он быть как бы мимоходом). Предлог πρ в сопряжении переводится про; Ин. 1:26, 27 . л. 12 об. простра (вм. предъустрояя), 4:25–27. л. 38 об. прочивъ (предварительно научив). Вместо Моисеева закона в переводе часто употребляется палея: на Мф. 4:4 . л. 18 об. пал есть св тельстбо; Ин. 1:1 . л. 2. ць пала знае бы, тоже на 6:45–47; 13:34, 35. А в толков. на Мф. 10:5 . л. 41 об. вместо: пяти книг Моисеевых ( τπντε το Μωυσως βιβλα) сказано: мисеискыа дестеры книгы. В толковании на Мф. 4:5 . постави на крил црквьнемъ, – вместо невразумительных для переводчика слов подлинника, сказано: на кра комары црквьныа; на Лк. 22:1–6 . л. 202. бо римлне к людемъ нкы, ко да не възмттс чнцы (чит. вчьници, как в Чудовском пергам. списке) бо бх ( στασιωδεις γρ σαν). В объяснении на Мф. 3:4 . л. 15. после слов: медъ дикыи пчелъ длаемъ. въ древ х и въ обртаемъ , – переводчик прибавил от себя: по словеньск же зык, сепетъ, (в 88 и 89 свепетъ). В переводе толкования и текста встречаются след. древние грамматические формы и слова (по старшим спискам): в толк. на Мф. л. 4 въ христос, – об.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Примечание. Так как израильтяне не уверовали в Иисуса Христа, то за неверие их Бог отнял от них рукотворенное СВЯТИЛИЩЕ Мф.23:37–88, 24:1–2 ; Лк.19:44 , и передал его всем народам уверовавшим Мф.21:48 ; Мк.12:9 . 9. Откуда видно, что св. апостолы и первые христиане благоволили к храму и совершали в нём молитву? «И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога». Лк.24:53 . «Все же верующие были вместе и имели всё общее… И каждый день единодушно пребывали в храме, и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца». Деян.2:44, 46, 3:1 . «Целый год собирались они в церкви, и учили не малое число людей». Деян.11:26 . «Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в Храме, пришел я в исступление». Деян.22:17 . 10. Кому показал Бог образ новозаветного храма? «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань, и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нём» Откр.11:1 . «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его» Откр.11:19 . «И после сего я взглянул, и вот – отверзся храм скинии свидетельства на небе, и вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами». Откр.15:5–6 . 11. Еще какие главнейшие принадлежности новозаветного Храма были показаны Иоанну Богослову! «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий… И семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих». Откр.4:2, 5 . «И пришел иный Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество Фимиама, что бы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом». Откр.8:3 . 12. Откуда можно заключать, что Бог повелел чрез Иоанна Богослова устроят рукотвор. храм на земле по образцу, показанному ему на небе! «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нём». Откр.1:3 . – Чит. Иер.30:18 ; Иез.43:11 . 13. Откуда видно, что рукотвор. Храм есть место ОСОБЕННОГО пребывания Божия на земле!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мф. 22:20 . «И говорит им: чье это изображение и надпись?» Мф. 22:21 . «Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Ср.: Мк. 12:16–17 ; Лк. 20:24–25 .» Царевы «изображения и надпись» – портрет и указ, а Божии – св. иконы и Свящ. Писание. Кроме того, как повествует Св. Предание, Сам Иисус Христос собственный нерукотворенный образ Свой отправил Едесскому Авгарю Ухомо (см. у историков Евсевия еп. Кесарийского, Евагрия Схоластика , Никифора Каллиста). В настоящее время этот образ находится в Риме 3 . Иконы св. ангелов от Господа заповедано было св. пророкам поставить в храме перед глазами молящихся: Иез. 41:17 . «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения,» Иез. 41:18 . «сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. Ср.: Исх. 25:18; 26:1 ; 3Цар. 6:23–35 .» Ковчег завета, а вместе с ним, конечно, иконы св. ангелов, видел в небесном храме Иоанн Богослов: Откр. 11:19 . «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.» Основанием для употребления икон святых людей служат и те случаи исцеления от болезней, которые были посредством «тени» (теневого отражения), очертания проходящего Петра: Деян. 5:15 . «Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.» Тень представляла собою очертание фигуры апостола и таким образом была первою иконою святого человека. Богоугодность употребления и чествования св. икон ясно подтверждается множеством происшедших при св. иконах чудес (чит. Историю Церкви, жития святых). Чудеса для верующих всегда были и будут очевидными, а неверующие даже и чудесам, которые творил Сам Господь во время земной Своей жизни, не веровали: Ин. 12:37 . «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него. » 38. О крестных ходах и хоругвях «Выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Евр. 13:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мк.1:32 . И весь город собрался к дверям. Мк.1:33 . И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос. Весь город, т. е. очень многие из города. Слово весь нередко употребляется в Свящ. писании в смысле многие, весьма многие, как и, наоборот, многие вместо весь. Чит. в объясн. 5 ст. 1 гл. Исцели многи. Блаж. Феофилакт пишет: „Не всех исцелил потому, что некоторые оказались неверующими, каковы и не были исцелены за свое неверие; но многих из принесенных исцелил, т. е. тех, которые имели веру. Или – многих, сказано вместо всех“. Изгнал многих бесов. Чит. о бесноватых в объясн. 23 ст. Не позволял бесам говорить (не оставляше глаголати бесы), что они знают, что Он Христос (яко ведаху Его Христа суща). Чит. о сем в объясн. 24 и 25 ст. зач. 6. Удаление Иисуса Христа из Капернаума в пустыню, проповедь Его в селениях и городах и исцеление Им прокаженного. Читается в субботу 2-ой недели великого поста Мк.1:35 . А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место и там молился. Мк.1:36 . Симон и бывшие с ним пошли за Ним; Изыде (вышел) Иисус Христос из дома ап. Петра и Андрея в г. Капернауме, где Он пребывал (ст. 29). Удалился в пустынное место (иде в пусто место), т. е. в уединенное место, в пустыню близ Капернаума. Молился (молитву деяше). Иисус Христос часто удалялся в пустыню для молитвы и притом ночью или ранним утром, – т. е. в такое место и в такое время, где и когда более удобно молиться. Какой это пример для нас, Его учеников!.. Симон и иже (и бывшие) с Ним, это – ап. Петр с Андреем, Иаковом и Иоанном (ст. 29), быть может, и другие кто. Пошли за Ним (гнаша Его), т. е. пошли искать Его в пустыне (ст. 37). Мк.1:37 . И нашедши Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Мк.1:38 . Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел. Мк.1:39 . И Он проповедовал в синагогах их, по всей Галилее, и изгонял бесов. Идем (пойдем) в ближние веси (селения), т. е. в те селения, которые окружали г. Капернаум, где был Иисус Христос, и грады, т. е. в места более отдаленные от Капернаума, – словом, по всей Галилее, как это видно из 39 ст. Я для того пришел (на сие изыдох), т. е. затем Я и сошел с неба на землю, чтобы проповедовать спасительную истину ( Лк.4:43 ). На сонмищах (в синагогах). О синагогах чит. в объясн. 21 ст. Изгонял бесов. О бесноватых чит. в объясн. 23 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Петр и Андрей и др. ( Мк.1:16–20, 29; 2:14 ). Да не стужают Ему (дабы не теснили Его), – т. е. чтобы Ему удобнее было учить из лодки народ, находившийся на берегу (ср. Мф.13:2–3 ). Мк.3:10 . Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. Мк.3:11 . И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Мк.3:12 . Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. Дуси нечистии, т. е. те духи, которые мучили так называемых бесноватых (чит. объясн. 23 ст. 1 гл.). Падали (припадаху) пред Ним – в знак покорности всемогущей власти Христовой над ними. Зваху глаголюще (кричали), яко Ты еси Сын Божий. Чит. объясн. 24 ст. 1 гл. Но Он строго запрещал (много прещание) и пр. Чит. объяснение 25 ст. 1 гл. Зач. 12. Избрание Иисусом Христом двенадцати Апостолов. Читается во вторник 12-й недели по Пятидесятнице. Мк.3:13 . Потом взошел на гору и позвал же к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. На гору, – лежавшую близ г. Капернаума, где в это время находился Иисус Христос (1 ст.). Эта гора известна до сих пор. Она называется „Горой блаженства“ от произнесённого на ней Господом учения о блаженстве (чит. у Матфея 5 гл. 1 ст. и дал.). По Евангелию Луки ( Лк.6:12 ), пред избранием Апостолов Иисус Христос всю ночь молился. О чем же Он молился? Можно думать, что полагая начало строения новозаветной церкви, Божественный Ходатай призывал на дело Свое благословение Отца Своего и просил ей крепости против царства тьмы (врата адова не одолеют ей); просил Отца Своего и о Своем укреплении на подвиги, Ему предлежащие – избрание сотрудников Себе. По сказанию Матфея, пред избранием Апостолов Господь сказал Своим ученикам следующие слова: жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою. (9 гл. 37 и 38 ст.). Т. е. Господь сравнил еврейский народ с полем, покрытым спелой жатвой, которое нужно жать ( Ин.4:35 ), а жнецов мало, и этим выразил именно то, что многие из сего народа ищут царства Мессии и готовы вступить в него – готовы уверовать в Него, Христа, и сделаться Его учениками; но мало руководителей, приготовленных к этому делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 14 Зач. 74. Исцеление Иисусом Христом страдавшего водяною болезнию и: речь Его по этому случаю. Читается в субботу 1-й недели Великого поста. Лк.14:1 . И бысть егдá внити емý в дóм некоего князя фарисéйска в суббóту хлеб ясти, и тии бяху назирáюще егó. Лк.14:2 . И сé человек некий, имый водный трýд, бе пред ним. (Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.) Некоего князя фарисейска (одного из начальников фарисейских). О фарисеях чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. У фарисеев, как секты, не было собственно должностных лиц, которые заведовали бы делами секты, но это значит, что этот человек или был одним из начальников иудейских, который состоял в фарисейской секте, или по строгости фарисейских правил жизни, положению, учености и т. п. имел большое значение и пользовался почетом и уважением у фарисеев, как напр. Гамалиил, учитель ап. Павла. (Мих.) Бяху назирающе Его (наблюдали за Ним). Иудеи, как известно (чит. в объясн. 14 ст. 13 гл.), покой субботы простирали до того, что считали грехом даже лечить больных в этот день; Иисус же Христос не раз исцелял больных и в субботу, чем были недовольны фарисеи и за что преследовали Его. (чит. тоже в объясн. 14 ст.) А между тем в доме фарисея оказался больной. Имый водный труд (страждущий водяною болезнию), – болезнию, считавшеюся неизлечимою. И вот теперь наблюдали за Иисусом, не исцелит ли Он сего больного. Как предстал пред Господом этот больной, когда по всей вероятности он и ходить не мог, в Евангелии не говорится. Быть может, его принесли, или он не был ли из членов семейства фарисея, в дом которого вошел Иисус Христос. (Мих ). Лк.14:3 . И отвещáв Иисýс речé к закóнником и фарисéом, глагóля: áще достоит в суббóту целити? Лк.14:4 . Они же умолчáша. И приéм исцели егó, и отпусти. (По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 8 Зач. 34-е. Благовествование Христово и жены – ученицы Его. Читается во вторник 21-й недели по Пятидесятнице. Лк.8:1 . И бысть посéм, и тóй прохождáше сквозе грáды и вéси, проповедуя и благовествýя цáрствие Бóжие: и обанáдесяте с ним, После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, Быст по сем (после сего). Это было после вечери, устроенной для Иисуса Христа у Симона фарисея (Чит. 7 гл. 36–50 ст.). Благовествуя Царствие Божие. Слово благовествовать состоит из слов: благая, добрая весть и значит возвещать радостное, спасительное. Царство Божие. (Чит. о нем 4:43.) Обанадесяте (двенадцать) с Ним, т. е. те двенадцать Апостолов, которых Иисус Христос недавно избрал из многих Своих учеников ( Лк.6:12, 16 ). Лк.8:2 . и жены некия, яже бяху исцелены от духóв злых и недýг: Мариа нарицáемая Магдалина, из неяже бесóв сéдмь изыде, (и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,) Жены некия (некоторые женщины) и пр. Некоторые из женщин, получив от Господа исцеление от разных своих болезней по вере в Него, сделались после того преданными Его ученицами, – следовали за Ним, подобно ученикам из мужей, слушая Его учение, и, как говорится далее (ст. 3), служили Ему имением своим, т. е. служили в обычных житейских нуждах, потому что Господь и общество Его Апостолов и учеников были бедны и потому нуждались и в пище, и в одеянии и т. п. Бяху исцелени (которых Он исцелил) от духов злых. О бесноватых чит. в объясн. 33 ст. 4 гл. Мария Магдалина и пр. Она происходила из г. Магдалы, лежавшего на юго-западном берегу Галилейского озера, пониже Тивериады (38 ст. Матф. 15:39; 27:56 . Мар. 16:9 ). После совершенного над нею Господом исцеления от беснования, она сделалась усерднейшею последовательницею Христовою, была первою между женами мироносицами, и первая удостоилась, явления Господа по воскресении Его из мертвых ( Ин.21:14 и дал.). Лк.8:3 . и Иоáнна женá хузáня, пристáвника Иродова, и сусáнна, и ины мнóги, яже служáху емý от имений своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

О мытарях чит. в объясн. 12 ст. 3 гл. О крещении Иоанновом чит. в объясн. 3 ст. 3 гл. Оправдиша Бога – воздали хвалу Богу – за то, что Он послал народу великого пророка, – предвозвестителя и Предтечу обещанного Мессии, так что крестились его крещением. О фарисеях и законниках чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. Совет Божий отвергоша (отвергли волю Божию) о себе – совет или волю Божию, выражавшуюся в проповеди Предтечи и состоявшую в том, чтобы все покаялись и крестились и тем приготовили себя к принятию явившегося Мессии (Сл. Мф.3:2 и дал.). У еванг. Матфея сказано, что фарисеи приходили к Иоанну, чтобы креститься ( Мф.3:7 ), а у Луки прямо говорится, что фарисеи не крестились. Это нужно понимать так, что не многие из них приняли Иоанна за Предтечу и крестились, большинство же их не сделало этого. Зач. 32-е. Вопрос к Иисусу Христу от Иоанна Крестителя из темницы и ответ Христов и речь Его об Иоанне. (Окончание). Лк.7:31 . Речé же Госпóдь: комý ýбо уподóблю человеки рóда сегó, и комý сýть подóбни? Лк.7:32 . Подóбни сýть óтрочищем седящым на тóржищих и приглашáющым дрýг дрýга, и глагóлющым: пискáхом вáм, и не плясáсте: рыдáхом вáм, и не плáкасте. Лк.7:33 . Прииде бо Иоáнн креститель ни хлеба ядый, ни винá пия, и глагóлете: беся имать. Лк.7:34 . Прииде Сын человеческий ядый и пия, и глагóлете: сéй человек ядца и винопийца, дрýг мытарéм и грешником. (Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.) В этих словах Господь от речи об Иоанне, Своем Предтече, и о высоком его служении (о чем говорил выше), переходит к изображению того, как относился народ к Иоанну и к Нему Самому, – т. е. что народ, в большинстве случаев, не довольствовался ни служением Иоанна, ни делами Его Самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010