Лк.23:3 . Пилáт же вопроси егó, глагóля: ты ли еси Цáрь Иудéом? Он же отвещáв речé емý: ты глагóлеши. (Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.) Ты ли еси Царь Иудейский? и пр. Другие евангелисты ( Мф.27:11 и дал.; Мк.15:2 и дал.), особенно Иоанн ( Ин.18:29 и дал.) подробнее говорят об этом допросе; еванг. же Лука излагает только существенное – именно то, на что Пилат обратил свое особенное внимание. На обвинение, что Иисус Христос развращает народ и запрещает платить подать Кесарю, Пилат не обратил внимания, потому что знал, что это ложь, клевета; так как ему было известно от своих чиновников все относительно Иисуса Христа. Ты глаголеши (говоришь). Это значит да. (Чит. в объясн. 70 ст. 22 гл.). Лк.23:4 . Пилáт же речé ко архиерéом и нарóду: никóеяже обретáю вины в человеце сéм. (Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.) Никоея обретаю вины (я не нахожу никакой вины) в Человеце сем. По Евангелию Иоанна, на вопрос: Ты Царь иудейскии? Иисус Христос даже объяснил Пилату, в каком смысле Он называет Себя царем, – не в политическом, а духовном смысле. Я Царь, но царство Мое не от мира сего, т. е. не имеет ничего общего с царствами этого мира, оно не такое, как ожидают иудеи. Если бы царство Мое было от мира сего, т. е. обыкновенное, земное, то служители Мои, т. е. подданные Мои подвизались бы, стали бы сражаться за Меня, чтобы Я не был предан иудеям, т. е. не допустили бы до того, чтобы Я впал в руки иудейского Синедриона; но ныне царство Мое не отсюда, и потому оно совершенно безопасно для римлян. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, т. е. устроить царство не земное, а духовное (ст. 36, 37), т. е. Я – обетованный Мессия, Спаситель рода человеческого. Вот почему Пилат скоро и прямо сказал обвинителям Господа, что он не нашел в Нем совсем никакой вины, – потому что из ответа Иисуса Христа он видел, что такой царь, каким представляется Иисусом Христом, нисколько не опасен для римского императора. Хотя он и не понял вполне объяснения Господа, но мог видеть, что Он не домогается земной царской власти, и только мог принять Его за мечтателя или за учителя народного, – за философа, как назывались такие люди у римлян и греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.9:57 . Бысть же идýщым им по пути, речé некий к Немý: идý по Тебе, áможе áще идеши, Гóсподи. (Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.) Бысть же идущим им (Иисусу Христу с Апостолами) по пути (случилось, когда они были в пути). По сказанию еванг. Матфея, это было на берегу Галилейского озера, около г. Капернаума ( Мф.8:18 ). Рече некий к Нему (сказал некто Ему, И. Хр.). По еванг. Матфею, это был один из так называемых еврейских книжников ( Мф.8:19 ). (О книжниках чит. в объясн. 21 ст. 5 гл. и 22 ст. 9 гл.). Лк.9:58 . И речé емý Иисýс: лиси язвины имут, и птицы небéсныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главý подклонити. (Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.) Лиси язвины имут (лисицы имеют норы) и пр. Это значит, что Иисус Христос отклонил от себя книжника. Хотя книжники в большей части были люди, имевшие неправильное понятие об Иисусе Христе и ведшие предосудительную жизнь, почему весьма нередко и подвергались осуждению со стороны Иисуса Христа; тем не менее были между ними и такие, которые удивлялись учению и делам Его и желали быть Его учениками, хотя, может быть, иные – и с корыстными побуждениями; так, как думает св. Златоуст, что и сей, называемый ев. Матфеем книжником, видя многие чудеса Христовы, надеялся обогатиться от таких чудес, почему и желал следовать за ним; Господь же, предвидя тайные его намерения, отклонил его от Себя. На это между прочим указывают слова Христовы: Сын Человеческий (Он, Христос, 24 ст. 5 гл.) не имеет где приклонить голову. Слова же эти значат, что Иисус Христос, как странник, не имеет места, которое мог бы назвать Своим; тем более, что для проповеди Он должен был постоянно переменять Свои места. С другой стороны Господь вообще показывает сказанными словами, что последователи Его должны быть готовы приносить и самые тяжкие жертвы, а не ожидать веселых дней, мирской славы и богатства (Твор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Эти и дальнейшие предсказания уже относятся не ко времени разрушения Иерусалима, а ко второму пришествию Христову (чит. объясн. 7 ст.). У евангел. Матфея и Марка сказано: солнце померкнет и луна не даст света своего. Это означает изменение законов природы, новое устроение мира соответственно имеющему настать новому порядку в царстве Христовом (Мих.). На земли туга языком от нечаяния (уныние народов и недоумение). Это произойдет от предчувствия чего-то страшного, решительного (Мих). Море восшумит и возмутится. Этим означается не волнение морское, а волнение среди людей, т. е. что бедствия пройдут по земле, как потоп, как грозное море, волнующееся во время бури. ( Ис.8:78 ; Откр.18:15 . Мих.). Лк.21:26 . издыхающим человеком от стрáха и чáяния грядýщих на вселéнную: силы бо небéсныя подвигнутся. (люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,) Издыхающим человеком от страха. Это не значит, что люди будут умирать от страха предстоящих ужасных событий, но – изнывать, томиться в ожидании сего. Силы небесные, т. е. Ангелы, подвигнутся (поколеблются). «Ибо если они удивились и ужаснулись, когда сотворены были звезды ( Иов.38:7 ), уясняет Златоуст; то как им не ужаснуться и не поколебаться гораздо более, когда увидят, что все прообразуется, сослужители их (люди) испытываются, вся вселенная предстоит страшному судилищу и все, от Адама до пришествия Христова существовавшие, должны дать отчет во всех своих действиях». Лк.21:27 . И тогдá ýзрят Сына человеческа грядýща на облацех с силою и слáвою мнóгою. (и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.) Здесь изображается самое второе пришествие Христово для всемирного суда и преобразования всего мира, хотя вместе с тем разумеется и разрушение Иерусалима. Сына Человеческого, Господа Иисуса Христа. (7:34) Судию мира, Грядущего на облаках (облацех), подобно как Он по воскресении вознесся на небо на облаках. С силою и славою многою (великою).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 23 Зач. 110. Иисус Христос на суде у Пилата. Читается во вторник сырной недели. Св. еванг. Лука повествует о суде над Господом у Пилата, Его распятии, смерти и погребении согласно с повествованиями об этом свв. Матфея ( Мф.27 ) и Марка ( Мк.15 ); разница состоит лишь в том, что он вносит некоторые свои подробности, а их подробности опускает. В том обстоятельстве, что в суде над Господом участвовали не только иудеи, но и язычники, св. Златоуст видит указание на то, что оправдание, приобретенное Господом чрез Его осуждение, принадлежит как иудеям, так и язычникам. Лк.23:1 . И востáвше всé мнóжество их, ведóша егó к пилáту. (И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,) Ведоша (повели) Его, – Иисуса Христа, к Пилату. С тех пор как иудеи подпали под власть римского царя, у Синедриона (о Синедрионе чит. в объясн. 2 ст. 22 гл.) было отнято право наказывать преступников смертию, без утверждения Римского правителя ( Ин.18:31 ). Когда судили Иисуса Христа, тогда у иудеев правителем!) был Понтий, по прозванию, Пилат. Он получил правление (прокураторство), иначе, игемонство от Римского императора Тиверия в 26 г. до Р. Хр. Прокураторы жили в Кесарии ( Деян.23:23 ), но на праздник Пасхи переселялись в Иерусалим, по случаю большого собрания народа. У еванг. Матфея тут повествуется о погибели Иуды предателя, но св. Лука, как и Марк, это опускают. По Евангелию Иоанна ( Ин.18 ), члены Синедриона, приведшие Иисуса Христа к Пилату с тем, чтобы он утвердил смертный их приговор Господу, не вошли в преторию, потому что боялись оскверниться, а им надлежало по вечеру заколоть и есть пасху, – пасхального агнца. Пилат вышел к ним вон и сказал: " В чем вы обвиняете человека сего?» Они отвечали ему: Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.» Члены Синедриона, по всей вероятности, думали, что они делают великую честь Пилату своим появлением у претории, и что достаточно их одного слова, чтобы он исполнил их желание. Но Пилат, еще не слыша обвинения и не видя улик на Обвиняемого, сказал им: возьмите Его вы и судите по вашему закону. Но иудеи, т. е. судьи, сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого. Тогда Пилат приступил к суду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Я иду к Отцу. Но Я не оставлю вас сиротами: приду к вам. Мир не увидит Меня, а вы увидите, ибо Я живу и вы будете жить… Да не смущается сердце ваше и да неустрашается… От того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я иду к Отцу… Истину говорю: лучше для вас, чтобы Я пошел… Вскоре вы не увидите Меня и опять вскоре увидите Меня. Мир возрадуется, но вы печальны будете. Но Я увижу вас опять и возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отнимет у вас» (чит. Ин.13:1–33, 16:1–33 ). Торжественность обстановки этой вечери, важность событий, заветов и предсказаний бывших на ней, при краткости протекшего времени, не допускают и мысли о возможности со стороны учеников забыть сказанное на ней. После этого казалось бы, что ученики Господа, повторяя последнюю речь Его и припоминая при этом прежние предречения Господа о своем исходе и славах по нём, теперь при наступлении скорбного первого, должны были с твердою верою и более спокойно ожидать исполнения радостного – последнего… Но, как и прежде реченные слова Господа о Его смерти и воскресении, так и ныне сказанное Им, ученики по собственному неоднократному их сознанию, совершенно не понимали: слово это было закрыто от них, так что они, не постигая (смысла) его, спрашивали друг у друга: «что значит – из мертвых воскреснуть, что значит – не увидите Меня и вскоре увидите Меня?» (См. Лк.18:34, 9:45 ; Мк.9:32 ; Ин.12:15, 16:17–18 ). Не понимали не от недостатка веры (в смысле доверия словам Господа-Учителя), а по непостижимости тайны искупления, или частнее – страшной тайны Креста Христова, бывшего соблазном для иудеев. Не свободны были ученики Христовы от иудейских чувственных представлений о мессии. Для них Христос – чаяние народов, славный царь израиля, Христос Сын Божий – источник жизни пребывает во веки; а потому с недоуменным страхом отвращается мысль их от предсказаний смерти и воскресения, и они воспринимая слово это верою – внешне, сохраняли его в сердце своём, как некое семя, которое, будучи само по себе плодоносно и растимо, не успело войти в жизнь духа, прорасти и приносить обильные плоды; а только последний и совершеннейший из этих плодов, по слову Апостола, составляет радость.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мих.). Иже (которые) приходят к вам во одеждах овчих. Овца есть символ простоты и кротости. Быть во овчей одежде значит принимать на себя личину простоты и кротости, наружного благочостия чтобы удобнее увлекать за собою людей неопытных. Волцы хищницы в отношении к лжеучителям, это те из них, которые завлекают в свое лжеучение других и тем погубляют их души, подобно тому, как если бы волк, чтобы не разогнать стада овец своим видом, облекся в шкуру овцы и, незамеченный простоватыми овцами, похитил и растерзал бы некоторых из них (Мих.). 16. плдъ ихъ познаете ихъ. бемлютъ грозды, ил смквы; По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 17. Так вско древо доброе плоды дбры творитъ, а древо плоды творитъ: Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые 18. не можетъ древо добро плоды творити, ни древо плоды дбры творити. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые 19. Вско убо древо, не творитъ плода добра, поскаютъ и во гнь вметаютъ. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь 20. Тмже убо плдъ ихъ познаете ихъ. Итак по плодам их узнаете их В этих словах И. Христос дает средство узнать лжеучителей и отличить их от истинных учителей. Это не посредством их учения, которое для простых и неопытных бывает трудно распознать, а посредством дел или образа жизни, как они ведут себя. Плоды изображают человеческие дела, подобно тому, как растущее дерево изображает самого человека или жизнь и поведение его (чит. Лк. 13:6–9 ). О качествах дерева судят обыкновенно по плодам, а не по листьям и цветам: цветы на дереве могут быть и красивые и благоухающие, и листья густые и нежные; но это только украшение. Хорош плод, значит, хорошо и дерево, худ плод, худо и дерево; и на хорошем дереве не растут плоды дурные, равно как и наоборот: Егда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы (собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы)? Так точно и от лжеучителя нельзя ожидать истинно христианских высоких добродетелей, особенно смирения, хотя бы дела его и имели внешний вид добродетели. От плод их познаете их по плодам, т. е. по делам, по жизни их, узнаете их, поймете, отличите истинных от ложных. Всяко убо древо и проч., т. е. как дерево, не приносящее добрых плодов, срубается и идет на топку печей; так и эти лжеучители подлежат осуждению на мучение в адском огне (Мих.). Это тот же приговор, который уже был высказан фарисеям Иоанном, Предтечею Христовым ( Мф.3:10 ). Зач. 23-е. Об истинной святости. Читается в среду 2-й недели по Пятидесятнице 21. Не вскъ глаголй м: гди, гди, внидетъ въ нбное: но творй волю ца моег, иже на нбсхъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мк.16:17 . Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками. Мк.16:18 . будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. Слова сии относятся главным образом к Апостолам, как первым проповедникам Христовой веры, но относятся и ко всем верующим. Как Господь Сам, проповедуя Свое учение, совершал чудеса для того, чтобы показать, что Он есть посланник Божий и что учение Его не человеческое, а Божественное, и чтобы, поэтому лучше возбудить веру в Своих слушателях; так для той же цели дал Он силу творить чудеса и Апостолам, а также и всем Своим истинно верующим, которые силой своей веры могли совершать и совершают чудеса для высоких целей, напр., для успеха евангельской проповеди и также для пользы верных. И в первые времена христианства, как видим из истории Церкви, совершалось множество чудес; чудеса совершаются и в наши времена. Именем Моим бесы ижденут (будут изгонять бесов). (Чит. Мк.6:7–13, 9:38 и друг.). Языки возглаголют новы (будут говорить новыми языками), т.е. которых не знали, которым не учились. Так и было с Апостолами после сошествия Св. Духа на них. Были и другие примеры сего в первые времена христианства ( 1Кор.12:10–28, 30 и др.). Змия возьмут (будут брать змей), т.е. сила змеиного яда не будет вредить им. Так и было, например, с апостолом. Павлом ( Деян.28:3–6 ). Так как змей может служить образом зла, то этими словами означается и то, что верующие будут одолевать всякую враждебную им силу (Сл. Лк.10:19 ). Это – то же, что власть наступать на змию и скорпию и всю силу вражию, что обещал Господь даровать и даровал Апостолам. Аще и что смертно испиют (смертоносное выпьют), не вредит (не повредит) им. История первых времен христианства представляет много примеров на это. Такое чудо было с Иоанном Богословом: он выпил чашу с ядом и остался невредимым. На недужные (на больных) руки возложат, и здрави будут. И на это множество примеров в истории христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

О море чит. в объясн. 13 ст. Симона, глаголемого Петра. Петр, по-гречески, камень и соответствует еврейскому «Кифа». Сам И. Христос наименовал Симона Петром или Кифою за твердость его веры. ( Мф.16:18 ; Ин.1: 42 ). Вметающа мрежи (закидывающих сети) в море. Мрежа с славянского значит сеть. Беста бо рыбаря (ибо они были рыболовы). Вот из каких людей Господь избрал Себе апостолов – из людей бедных, простых, неученых! И они-то учением Христовым, при помощи Божией, победили и покорили Христу сильных, мудрых, богатых, царей и целые царства. Это прямо указывало на Божественность учения Христова. 19. и гла има: грдита по мн, и сотворю вы ловца человкмъ. и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков Это уже было второе призвание Петра и Андрея к апостольскому служению. О первом читается в Еван. ( Ин.1:40–42 ). Там повествуется, что св. Андрей из учеников Предтечи сделался учеником Христовым. Он первый последовал за Христом, отчего и назван первозванным. Он привел к И. Христу брата своего Симона, которого Господь переименовал Петром. В первый раз призвание четырех апостолов было одним сближением их с И. Христом. Хотя с этого времени они и сопровождали Его, но еще не были неразлучными Его спутниками, уходили от Него для рыбной ловли. Второе же призвание было уже окончательным (Гречулев.). Сотворю вы ловца человеком (Я сделаю вас ловцами человеков), т. е. проповедниками учения. Как неводом вы уловляете рыбу и привлекаете к себе; так учением вы будете уловлять людей и привлекать ко Христу ( Лк.5:10 ). 20. на же ставльша по немъ идоста. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним 21. И прешедъ тд, вид ина два брата, зеведеева, и брата въ корабл съ зеведеомъ тцемъ завзюща сво, и воззва Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их 22. на же ставльша корабль и тца своего, по немъ идоста. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним Оставили сети и лодки (мрежи и корабль) оставили ловлю, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Читается в понедельник 20-й недели по Пятидесятнице. Лк.6:24 . Обáче гóре вáм богáтым: яко отстоитé утешéния вáшего. (Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.) Обаче (напротив) горе вам и пр. В нагорной беседе у еванг. Матфея нет этого возвещения горя, в противоположность блаженствам, это – особенность св. Луки. Горе возвещается тем, которые не имеют добродетелей, указанных в приведенных евангелистом четырех изречениях о блаженстве, но, напротив, заражены противоположными этим добродетелям пороками. Горе богатым – в противоположность блаженству нищих духом (о нищих духом чит. в объясн. 20 ст.). Под богатыми, конечно, здесь разумеются такие, которые до такой степени привязаны к богатству, что оно препятствует им быть истинными христианами. Таковы были богачи в притче о богатом и Лазаре и богатый юноша. Таким богатым возвещается горе, потому, что они уже получили утешение, – получили утешение, когда пользовались богатством. Но и богатые могут быть нищими духом и получить блаженство, когда не будут привязаны к богатству и не будут гордиться им. Таковыми были ветхозаветные праотцы Авраам, Иов, царь Давид и др. и новозаветные Иосиф и Никодим, погребавшие Иисуса Христа, цари Константин и Елена, Филарет милостивый, русские князья Владимир и Ольга и др. (Чит. ниже в объясн. 27 ст. 18 гл.]. Лк.6:25 . Гóре вáм, насыщеннии ныне: яко взáлчете. Гóре вáм смеющымся ныне: яко возрыдáете и восплáчете. (Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.) Насыщенным (пресыщенным) возвещается горе в противоположность алчущим (21 ст.). Пресыщенными здесь называются предающиеся наслаждению всяческими земными, житейскими благами и удовольствиями, которое обыкновенно препятствуете быть истинными христианами. Таким пресыщенным возвещается горе, потому что они взалчут, т. е. в загробной жизни им уже нельзя будет удовлетворять тем влечениям, которым удовлетворяли, живя на земле, и потому они постоянно будут мучиться жаждой удовлетворения. Это читаем мы о страдающем в аду богаче в притче о богатом и Лазаре. Так как под алчущими еще разумеются алчущие духовно, по Матфею, алчущие правды ( Мф.5:6 ), т. е. желающие и ищущие оправдания от грехов и спасения; то под страдающими алчбою за гробом разумеются те, которые во время земной жизни не радели о спасении, а взалчут его там, но уже будет поздно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

е. царство благодати на земле в Своей христианской церкви, и Царство славы или блаженства на небесах (Чит. объясн. 43 ст. 4 гл. и 20 ст. 6 гл.). Об этом царстве много предсказывали ветхозаветные пророки. Только иудеи, неправильно понимая предсказания пророков о нем, представляли его в виде земного царства. Для того, чтобы иудеи лучше могли понять учение о духовном царстве Христовом, пророки представляли им его под образом земного царства. Иудеи же это царство понимали прямо в материальном, а не в духовном смысле, потому и самого Мессию представляли земным царем, который завладеет всеми царствами на земле и, освободив их от римской власти, сделает их царями и правителями народов. Не приидет царствие Божие с соблюдением (приметным образом). Иисус Христос не раз не только замечал, но и обличал фарисеев в том, что они не хотят понять признаков, что Царство Божие уже наступило, что Сам Царь этого царства уже среди них (чит. в объясн. 54–57 ст. 12 гл.). Фарисеи вместо того, чтобы спрашивать, что им должно делать для того, чтобы войти в царство Божие, спрашивают: когда оно придет? Поэтому Господь, считая вопрошавших недостойными своего царства, не объясняет им того, какое Его царство, и что оно не похоже на царство мирское, так как есть царство духовное, благодатное ( Ин.18:36 ), но говорит только, что оно не приходит приметным образом, т. е. доступным для наблюдения; потому что оно не то, что обыкновенные земные царства. Жизнь мира будет идти обыкновенным путем, но в нем явится новая духовная закваска, новая духовная сила, которая не внешне, а внутренне будет преобразовывать мир и преобразует его постепенно, так что сначала это царство и не будет заметно. Царство Христово наступит не в таком виде, как его ожидают, не с внешним блеском, не в виде земного царства, а смиренно, неприметно, как царство духовное. Что оно именно так придет, это говорил Господь и в других случаях ( Ин.1:26, 12:35 ; Лк.7:16, 11:20 ). На это указывают и дальнейшие слова Христовы. Ниже рекут: се зде или онде (не скажут: вот оно здесь, или вот там).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010