Да повелит им во ты внити (чтобы позволил им войти в них). Просятся бесы в стадо свиное, толкует блаж. Феофилакт, для того, чтобы погублением свиней огорчить хозяев их, и чрез то возбудить против Иисуса Христа. Так сначала и случилось (37 ст.). Но впоследствии уступка Христова бесам послужила к лучшему; потому что, как видим далее (ст. 38, 39), Иисус Христос повелел самому исцеленному рассказывать о своем исцелении, и затем, когда снова пришел в землю Гадаринскую, то жители сей земли приняли Его с радостию и уверовали в Него (ст. 40). Между тем лишением гадаринцев свиней Господь вразумлял, что люди нередко из-за привязанности к земному нерадят о душе. Наконец, обстоятельством погубления свиней бесами Господь поучал саддукеев (особую секту у евреев), которые не верили в бытие злых духов (о саддукеях чит. в объясн. 18 ст. 12 гл.), что они заблуждаются: бесы существуют, они в настоящем случае заставили свиней броситься в море. Лк.8:33 . Изшéдше же беси от человека, внидóша во свиния: и устремися стáдо по брéгу в éзеро, и истопé. Лк.8:34 . Видевше же пасýщии бывшее, бежáша, и возвестиша во грáде и в сéлех. Лк.8:35 . Изыдóша же видети бывшее: и приидóша ко Иисýсови и обретóша человека седяща, из негóже беси изыдóша, оболчéна и смысляща, при ногý Иисýсову: и убояшася. (Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.) Обретоша (нашли) человека седяща, из негоже беси изыдоша (из которого вышли бесы), оболчена и смысляща (одетого и в здравом уме,) и пр. Вероятно, бесноватый, рвавший на себе цепи и оковы, рвал и одежду и, как безумный, ходил нагим. И убояшася (ужаснулись). Страх этот происходил от сознания своей беззаконной жизни, так как вообще глубоко нравственно падшие чувствуют страх пред всяким проявлением святого (Мих.); с другой стороны, гадаринцы боялись, чтобы Иисус Христос не наказал их и еще чем; или они так привязаны были к своим стяжаниям, что не хотели, чтобы лишивший их части стяжаний оставался с ними (Мих.). Таким образом укрощением бури ( Лк.8:22, 25 ) Иисус Христос показал Свою Божественную власть над видимою природою, а изгнанием бесов из бесноватого явил эту власть над невидимою силою злых духов. – «Не бывает ли с нами, поучает один из пастырей, того, что мы, подобно жителям Гадаринской страны, из-за привязанности к земному, телесному, жертвуем духовным, небесным, напр., из-за сбережения денег не подаем нищим, не помогаем нуждающимся? Из желания наживы, многие из нас работают, торгуют в праздники, не сходя даже в церковь помолиться; обманывают по торговле и ремеслу; из-за дороговизны некоторой постной пищи, едят в посты более дешевую, скоромную?»!.. Лк.8:36 . Возвестиша же им видевшии, кáко спасéся бесновáвыйся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.23:20 . Пáки же пилáт возгласи, хотя отпустити Иисýса. (Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.) Еванг. Лука, как и Марк (15:7), яснее прочих Евангелистов показывают преступление Вараввы для того, чтобы более показать несправедливость определения Пилатова и беззаконие народа при этом сопоставлении виновности Вараввы и невинности Иисуса Христа. (Мих.). Когда и по какому случаю произведено было Вараввою возмущение и убийство в городе Иерусалиме, не сохранилось нигде сведений. Лк.23:21 . Они же возглашáху, глагóлюще: распни, распни егó. Лк.23:22 . Он же третицею речé к ним: чтó бо злó сотвори сéй? ничесóже достóйна смéрти обретóх в нéм: наказáв ýбо егó отпущý. Лк.23:23 . Они же прилежáху глáсы великими, просяще егó на распятие: и устояху глáси их и архиерéйстии. Лк.23:24 . Пилáт же посуди быти прошéнию их: (Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их,) Это уже третья попытка со стороны Пилата отпустить Иисуса Христа, потому что он видел полную Его невинность (22 ст.). Тут он снова повторяет то, что говорил раньше, – предлагает наказать, т. е. подвергнуть бичеванию (о бичевании чит. в объясн. 16), или отпустить ради праздника Господа, а не Варавву (ст. 17 и 18); но не имел настолько твердости духа, чтобы отстоять Его. Евреи, по научению своих начальников, злейших врагов Господа, повествует св. Лука, продолжали с великим криком (прилежаху гласы великими) просяще (требовать) Его на распятие: и устояху гласи их и архиерейстии (и превозмог крик их и первосвященников). Пилат же посуди быти (решил быть) по прошению их. У еванг. Иоанна говорится, что иудеи уже начали грозить Пилату, кричали: если отпустишь Его (И. Хр.), ты не друг Кесарю: всякий, делающий себя царем, противник Кесарю ( Ин.19:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

е. Таинство Причащения. Отселе не имам ясти и проч. В этих словах и указывается именно то, что Господь совершает ветхозаветную Пасху с Своими учениками в последний раз и устанавливает вместо нее Таинство Причащения. Скончаются (совершится она – Истинная Пасха) – в царствии Божии, т. е. Агнец Божий, Он Мессия, возьмет на Себя грехи всего мира, прольет Свою кровь и дарует верующим вкушение Своей плоти и крови, вместо вкушения пасхального агнца (ст. 19, 20). Лк.22:17 . И приим чáшу, хвалý воздáв, речé: приимите сию, и разделите себе: Лк.22:18 . глагóлю бо вáм, яко не имам пити от плодá лóзного, дóндеже цáрствие Бóжие приидет. (И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.) Это была чаша ветхозаветной вечери, из которой пили во время вкушения агнца. (Чит. в объясн. 7 ст.). Сказываю (глаголю) вам, что не буду (яко не имам) пит и пр. У еванг. Матфея и Марка сказано: не буду пить до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царствии Отца Моего. Слова всех трех евангелистов имеют одно и тоже значение, т. е. прекращение ветхозаветной и открытие новозаветной пасхальной вечери, с воскресением Христовым (слич. 16 ст.). Блаж. Феофилакт пишет: «Новое питие есть откровение таин Божиих: со смертию Господа все образы оканчиваются и настает самая истина образуемого. В последний раз, как бы так говорит Господь, Я совершаю с вами сию пасхальную вечерю; со времени же Моей смерти и воскресения, или что тоже, с открытием царства Моего или Отца Моего, настанет самое искупление чрез пролитие Моей крови, и эта Моя кровь – это новое вино, будет истинным питием и во оставление грехов.» Лк.22:19 . И приим хлеб, хвалý воздáв преломи, и дадé им, глагóля: сиé éсть тело моé, éже за вы даéмо: сиé творите в моé воспоминáние. Лк.22:20 . Тáкожде же и чáшу по вéчери, глагóля: сия чáша нóвый завет моéю крóвию, яже за вы проливáется: (И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Читается в 21-ю неделю по Пятидесятнице. Об этих событиях повествуется у трех евангелистов: Матфея, Марка и Луки. Еванг. Лука повествует почти буквально с Марком ( Мк.5:21, 43 ), евангелист же Матфей ( Мф.9:18, 26 ) – короче их обоих. Лк.8:40 . Бысть же егдá возвратися Иисýс, прият егó нарóд: беху бо вси чáюще егó. (Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его.) Возвратися (возвратился) Иисус. Это было после исцеления бесноватого в стране Гадаринской или Гергесинской (ст. 26 и далее). Возвратился обратно в эту землю. Прият его народ и пр. Принял народ, потому что был подготовлен к тому повествованием бесноватого о своем исцелении ст. (39–40.) Лк.8:41 . И сé прииде мýж, емýже имя Иаир, и тóй князь сóнмищу бе. И пáд при ногý Иисýсову, моляше егó внити в дóм свóй: (И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,) Се прииде муж, емуже имя Иаир (вот пришел человек, именем Иаир). Еванг. Матфей повествует, что Иаир пришел к Иисусу Христу с просьбою об исцелении своей дочери в дом, где Он возлежал за трапезою ( Мф.9:19 ); еванг. же Марк пишет, что это было на берегу моря, где Господь находился с народом; а свят. Лука говорит, что Иаир подошел к Иисусу Христу со своею просьбою, когда Он возвратился в землю Геннисаретскую. Это видимое разноречие происходит от того, что евангелисты не держатся строго последовательности событий, и бывает так, что один опускает то, о чем повествует другой. Князь сонмищу бе (был начальник синагоги). О синагоге чит. в объясн. 16 ст. 4 гл. Может быть, Иаир был одним из тех старейшин, которые приходили к Иисусу Христу от сотника, строителя синагоги, с просьбою исцелить его слугу ( Лк.7:2 и дал.). Лк.8:42 . яко дщи единорóдна бе емý, яко лет двоюнáдесяте, и тá умирáше. Егдá же идяше, нарóди угнетáху егó. (потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.) По еванг. Марку, Иаир говорил Иисусу: прииди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Слова эти показывают великую веру Иаира в чудодейственную силу Иисуса Христа. Возложи на нее руки. Возложение одной руки или обеих рук служит знаком и средством сообщения Божественной благодати или силы тому, на кого они возлагаются. Так Христос возлагал руки на детей, благословляя их ( Мф.19:13 ); так Апостолы возлагали руки, низводя Духа Святого на новокрещенных или на посвящаемых в степени священства ( Деян.6:1, 7, 12:8, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.22:49 . Видевше же, иже беху с ним, бывáемое, реша емý: Гóсподи, áще удáрим ножéм? Лк.22:50 . И удáри един некий от них архиерéова рабá, и уреза емý ýхо деснóе. Лк.22:51 . Отвещáв же Иисýс речé: остáвите до сегó. И коснýвся ýха егó, исцели егó. (Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.) Ученики Господа пред Гефсиманскою молитвою, слыша слова Его о мече, поняли их в смысле самозащиты (чит. ст. 36), и один из них, увидя опасность со стороны врагов своему Учителю, забыв страх и опасность, вздумал было защищаться. Сказав: Господи, аще ударим ножем (не ударить ли нам мечем)? и, не дожидаясь ответа, ударил и пр. По сказанию еванг. Иоанна ( Ин.18:10 ), это был ап. Петр. Прочие евангелисты не называют его по имени вероятно потому, что в то время, когда они писали свои Евангелия, он еще был жив, и указание его имени могло навлечь на него неприятности (Мих.). Удари архиереова раба и уреза (отсек) ему ухо десное (правое). Этот раб, по сказанию еванг. Иоанна ( Ин.18:10 ,) назывался Малхом. Быть может, он первый поднял руку на Господа. По еванг. Матфею, тут Господь еще сказал Петру: возврати меч твой в его место: ибо все, взявшие меч, мечем погибнут. Или ты думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? Защищение мечем со стороны ап. Петра хотя и происходило от любви к Господу, но оно, с одной стороны, было бесполезно и опасно, а с другой – показывало в нем недостаток веры в божественную помощь и покорности воле Божией: потому что, если бы нужно было освободиться, то Господь помолился бы, и Бог Отец послал бы Ему для защиты более двенадцати легионов Ангелов. Легион – римский полк, значит вообще множество. Сказано двенадцать, может быть, в соответствие двенадцати, на которых сделано нападение – Иисуса Христа и 11-ти апостолов, кроме Иуды. Св. Златоуст говорит, что Иисус Христос сказал двенадцать легионов, чтобы больше успокоить Своих учеников. Как же сбудутся Писания, что так быть должно, т. е. Писания пророков о том, что Иисус Христос, как Спаситель мира, должен пострадать и умереть? Поэтому совершенно напрасна и защита со стороны Петра. Обличив Петра, Господь коснулся уха Малхова и исцелил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Отозвал двенадцать (поем обанадесять), т. е. отозвал от народа, который во множестве сопровождал Иисуса Христа, отозвал, так как не хотел открыть народу о Своих страданиях, а не хотел потому, что видел, что ему еще рано и бесполезно было вполне открывать, хотя прикровенно напр., под образом Ионы ( Мф.12:40 ) и храма ( Ин.2:19 ), не раз открывал; восхотел снова открыть только двенадцати Своим ученикам, открыть то, что также не раз открывал им, особенно когда уже приближалось время Его страданий. Господь не раз открывал ученикам о предстоящих Ему страданиях, «дабы, как замечает св. Златоуст, таким напоминаем приучить их уже помышлять об этом и смягчить их скорбь и дабы нечаянное приближение страданий не могло сильно смутить их». В настоящее время Господь не говорил народу о Своих страданиях, а в другое время говорил, хотя народ и не понимал Его, – это «для того, толкует св. Златоуст, чтобы народ узнал впоследствии, что Иисус Христос предвидел Свои страдания и добровольно шел на оные». Скончаются вся (совершится все) писанная пророки (чрез пророков) о Сыне Человечесте, т. е. все пророческие предсказания относительно искупительных страданий и смерти Его, Иисуса Христа. У еванг. Матфея тут сказано: предан будет (Он, Христос) первосвященникам и книжникам и осудят Его на смерть. Предан будет. Господь предвидел и предсказал, что один из 12-ти учеников Его предаст Его. Архиереям и книжникам. Книжники и первосвященники, вместе с народными старейшинами, составляли у евреев важнейшее судилище – так называемый синедрион ( Лк.9:22 . Мф.2:4 ). Осудят Его на смерть. Когда Римляне поработили Иудею, то предоставили иудеям право только осуждать преступников на смерть, но право предавать смерти оставили за самими собою. Так все это и исполнилось над Иисусом Христом (Чит. гл. 22 и далее). Лк.18:32 . предадят бо егó языком, и поругáются емý, и укорят егó, и оплюют егó, Лк.18:33 . и бивше убиют егó: и в трéтий дéнь воскрéснет. (ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Августин): 1) тем, что, живя три года с половиною с Господом, не проникся любовию и благоговением к Нему, а, напротив, еще почему-то воспитал в себе чувство неприязни и недоброхотства к Нему; 2) тем, что прельстился 30-ю сребренниками и из-за них коварно выдал ни в чем невинного Господа врагам; и 3) тем, что, сознавая гнусность своего поступка, не залился слезами покаяния, подобно, напр., ап. Петру, а покончил с собою самоубийством. Это все доказывает, что Иуда имел душу низкую.» Наставление о смиренномудрии или смирении. Сказания об особом наставлении Господа Апостолам относительно смиренномудрия или смирения на Тайной вечери нет у прочих Евангелистов, оно находится только у еванг. Луки. Лк.22:24 . Бысть же и пря в них, кий мнится их быти бóлий. (Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бóльшим.) И прежде не раз занимала учеников Христовых мысль: кий мнится их быти болий (кто из них должен почитаться большим), в царстве небесном (9:26; Мф.18:1 и дал, 20:20 и дал.)? На тайной же вечери возникла она по случаю указания на предательство Иудино (Мих.). Блаж. Феофилакт так объясняет повод, как возникла в Апостолах мысль и даже произошел спор о том, кто из них должен быть больше в царстве Христовом. При указании Господом предателя «вероятно один из них говорил другому: ты хочешь предать, а сей тому: нет, ты; отсюда пришли к тому, что начали говорить: я лучше, я больше и подобное.» Апостолы до сошествия Св. Духа на них, до обновления чрез Него, не чужды были человеческих заблуждений. Поэтому царство небесное или Христово они понимали в смысле земного царства, которое будто учредит на земле Господь, как Мессия, какого царства неправильно ждали от Мессии все иудеи (Чит. объясн. 46 ст. 9 гл.). Св. Златоуст так пишет относительно бывших недостатков Апостолов: «Никто не должен смущаться, видя Апостолов столь несовершенными, ибо крест еще не совершился, благодать Духа еще не была им дана. Если же хочешь познать добродетель их, то смотри на их последующую жизнь, и увидишь, что они были выше всех страстей». К просьбе о высших местах могло расположить Апостолов Иакова и Иоанна и то обстоятельство, что они видели себя в большей чести пред другими у Господа (Злат.). Лк.22:25 . Он же речé им: цáрие язык госпóдствуют ими, и обладáющии ими благодáтеле нарицáются. Лк.22:26 . Вы же не тáко: но бóлий в вáс, да бýдет яко мний: и стáрей, яко служáй. (Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.13:17 . И сия емý глагóлющу, стыдяхуся вси противляющиися емý: и вси людие рáдовахуся о всех слáвных бывáющих от негó. (И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.) Противляющиися Ему, т. е. начальник синагоги и все мыслившие с ним одинаково. Вси людие радовахуся (народ радовался). Так простые люди бывают иногда более восприимчивы к истине и слушаются ее! (Мих.). Зач. 72. Притчи Господни о зерне горчичном и закваске Читается в субботу 29 недели по Пятидесятнице и пред Р. Христовым. Лк.13:18 . Глагóлаше же: комý подóбно éсть цáрствие Бóжие? и комý уподóблю é? Лк.13:19 . Подóбно éсть зéрну горýшну, éже приéм человек ввéрже в вертогрáд свóй: и возрастé, и бысть дрéво вéлие, и птицы небéсныя вселишася в ветвие егó. (Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.) Эти притчи находятся и в Евангелии св. Матфея. ( Мф.13:31, 33 ). Царствие Божие, – это христианская вера на земле и рай на небе (чит. в объясн. ст. 4 гл.). Зерно горушно (горчичное), т. е. растение, вырастающее из сего зерна, о котором говорит Господь в сей притче, на Востоке и в Палестине, где жил Господь, совершенно не такое, какое известно у нас под этим названием. У нас оно относится не к деревьям, а к злакам, бывает однолетнее и не велико. Там же оно имеет вид дерева довольно большой величины, так что на него влезают, как на дерево, и на нем могут укрываться птицы, как и говорит Господь о нем: и бысть древо велие (стало большим деревом) и птицы небесные вселишася (укрывались) в ветвие его. Но зерно, из которого вырастает горчичное дерево, очень мало, так что, когда евреи хотели обозначить какую-либо малую вещь, то обыкновенно говорили, что она с горчичное зернышко ( Мф.17:20 ). Поэтому у еванг. Матфея прибавлено: которое, меньше всех семян. – Что же значит эта притча Христова о зерне горчичном? Господь не объяснит ее, как напр. Он объяснил притчи о сеятеле (см. 4 гл.) и о семени и плевелах. ( Мф.13 ) Вот как объясняют ее св. Отцы и Учители Церкви. Горчичное дерево в притче означает Церковь Христову, т. е. общество христиан, а рост сего дерева означает распространение Церкви по земле. Церковь Христова, вначале малая числом христиан и для мира малоприметная, распространилась на земле так, что множество народов укрываются под сению ее, подобно как птицы укрываются в ветвях горчичного дерева. Притча о горчичном дереве означает также состояние и действие Царства Божия, т. е. веры и благодати Божией, в душе каждого человека. Вера и благодать Божия сначала бывают едва приметны в душе человека, но затем, при старании его, все более и более охватывают душу его и, наконец, проявляются в его жизни во многих добродетелях. (Злат. и Мих.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.19:37 . Приближáющужеся емý ужé [áбие] к низхождéнию горе Елеóнстей, начáша всé мнóжество ученик рáдующеся хвалити Бóга глáсом вéлиим о всех силах, яже видеша, Лк.19:38 . глагóлюще: благословéн грядый Цáрь во имя Госпóдне: мир на небеси, и слáва в вышних. (А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!) Приближающужеся Ему (И. X). уже к нисхождению горе Елеонстей (когда Он приближался к спуску с горы Елеонской). С этой стороны особенно был прекрасен вид на Иерусалим, и потому при виде сего города и вместе великого Чудотворца, торжественно вступающего в него, тут особенно усилился народный восторг. Начаша все множество ученик радующеся, хвалити (славить) Бога гласом велиим (велегласно) о всех силах, яже видеша (за все чудеса, какие видели), т. е. народ представил себе те чудеса Христовы, свидетелем которых он был недавно, каковы напр, исцеление Иерихонских слепцов ( Лк.18:35 ) и воскрешение Лазаря ( Ин.12 ), и это вызвало в нем чувство особенного восторга. Грядый во имя Господне, т. е. особенный посланник Божий (чит. о сем выше). Мир на небеси, – мир не в смысле тишины и спокойствия, каковые всегда царствуют на небесах, а в смысле торжества, радости. По Матфею и Марку, народ восклицал: Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее Царство во имя Господа, отца нашего Давида! Осанна в вышних! Осанна Сыну Давидову и пр. Слово осанна, собственно значит спаси, дай спасение. Это слово обыкновенно восклицали иудеи в знак радости при торжественных случаях, особенно при празднествах. Оно подобно нашему восклицанию: «Ура!» при виде царя. Осанна Сыну Давидову, т. е. Мессии ( Мф.1:1 ). Этими словами иудеи изъявляли свою радость и благожелание Иисусу Христу. Вообще они встречали Господа, как Мессию, как царя, который, думали, входит в Иерусалим, чтобы воцариться, и тем восстановить царство Давидово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

понéже дрýг прииде с пýти ко мне, и не имам чесó предложити емý. Лк.11:7 . И тóй извнýтр отвещáв речéт: не твори ми труды: ужé двéри затворены сýть, и дети моя со мнóю на лóжи сýть: [и] не могý востáв дáти тебе. Лк.11:8 . Глагóлю же вáм: áще и не дáст емý востáв, Занé дрýг емý éсть: но за безóчьство егó, востáв дáст емý, елика трéбует. (И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.) После молитвы Господь высказывает притчу о человеке, просящем хлеба у своего друга, – высказывает для того, чтобы научить твердости в молитве для получения просимого у Бога и утвердить в надежде на получение. Чтобы получить от Бога просимое, для этого нужно, чтобы то было, во 1-х, необходимо, во 2-х, сообразно с волею Божиею и в 3-х, просилось с верою и надеждою. Бог же по непонятным для нас причинам, иногда подолгу не дает просимого и при таких условиях. Но от этого мы не должны оставлять молитвы, а с твердостию и неотступностию продолжать ее. Само собою понятно, что в притче о просящем хлеба, так же, как и в других притчах, не все черты, особенно частные, имеют значение и приложение, а некоторые из них указываются только для правдоподобия и живости речи. (Чит. объясн. 4 ст. 8 гл.) В полунощи (в полночь). Берется такое время, когда двери дома заперты и все в нем покоятся сном. На безочство (по неотступности) его восстав дает. В этом состоят вся сущность и поучительность притчи, т. е. усиленная, неотступная просьба не останется бесплодною, просящий получить, что просит. Притча учит, что так именно должно молиться, т. е. неослабно, постоянно. Подобной молитве Господь поучает другою притчею – о судье и вдове ( Лк.18:1, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010