Быт.49:29 , 50:26 . «И заповедал он (Иаков) им, и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина». Объяснение. Обычай ветхозаветной Церкви погребать останки праведных людей нисколько не говорит против учения Православной Церкви о чествовании останков святых угодников Божиих, и Православная Церковь погребает их во исполнение приговора Божия: Быт.3:19 . В ветхом завете, до совершённого Христом искупления, не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40 . С явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление: 2Тим.1:10 ср. 1Кор.15:53–54 , явилась возможность почитать святые мощи установленным Церковью порядком, т.е. почитательным, молитвенным поклонением, потому что мощи суть святые и богоугодные Богу: Рим.12:1 (IV Деяние VII Всел. Собора). Чис.9:6:19:11 . «Были люди, которые были нечисты от прикосновения к мёртвым телам человеческим, и не могли совершить Пасхи в тот день... Кто прикоснётся к мёртвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней». Объяснение. Так смотреть, по учению Священного Писания, надобно было только на тела древних Евреев, не искупленных кровью Христовой. Ныне тот закон прошёл: Евр.10:1 . Наступили новые благодатные времена: Гал.4:4 . В Новом Завете тело облагодетельствованного христианина, вместе с душою, является обителью Святого Духа. По новозаветному учению, тело является сотрудником и соучастником как в добрых делах ( 1Кор.6:19–20 ), так и в порочных движениях души: Мф.6:22–23 . Если душа снискала помилование на суде Божием, то и тело прославляется, и обратно: 2Кор.4:10 . Когда Иисус Христос умер, – жёны-мироносицы и Иосиф с Никодимом не возгнушались Его мёртвым телом: Ин.19:40:20:1 (сравн. Ин.11:38–41 ). Также надобно с любовью относиться к телам и угодников – друзей Божиих. Посему Святая Церковь почитает тела праведников-богоносцев: Лк.11:27 , всю жизнь служивших Христу: Ин.12:26 . Сир.17:25 . «От мёртвого, как от несуществующего, нет прославления».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В последней половине третьего столетия Христианства, Св. Мефодий, Епископ Тирский, прославил девство своею книгою: пир десяти дев. На сем пиру, девы, собравшись у Ареты, говорят одна за другою о превосходстве девства пред брачною жизнию, рассуждают об истинном его достоинстве и заключают свою чистую беседу песнию к Богу. Заимствуем несколько слов из сей беседы 23 . «Велико, выше природы, чудно и славно девство. Это питие, которое источается не землею, но небом. Господу предоставлено было преподать сие учение (о девстве) людям: поскольку Он один, пришед на землю, научил человека возноситься к Богу. Архиерею и Главе Пророков и Ангелов прилично именоваться и главою девственников. Ветхозаветные еще не могли вместить девства». «Сколь велико достоинство девства, можно видеть из того, что число девственников изначала определено сто сорока четырьмя тысячами ( Откр.14:3–4 ): тогда как прочих Святых бесчисленное множество. И се народ мног, говорит Иоанн, егоже исчести никтоже может, от всякого языка и колена, и людей и племен, стояще пред престолом и пред Агнцем, облечены в ризы белы, и финицы в руках их. ( Откр.7:9 ) 24 . «И Закон свидетельствует, что очиститися чистотою Господу есть великий обет, выше всех обетов. ( Чис.6:2 ) – Что же значит совершенно посвятить себя Господу? Если уста мои буду отверзать для изъяснения Писания, или для того, чтобы православно и достоприлично воспевать по силе Бога, и буду заключать, полагая дверь и хранение устом, чтобы не говорить суетного: то чисты уста мои и посвящаются Богу. Если и взор приучу не прельщаться красотою телесною и не услаждаться зрелищами бесстыдными, но взирать горе: то чисты и очи мои и посвящаются Господу. Если буду заграждать слух от злословия и поношений и отверзать для слова Божия: то и слух я посвятила Господу... Если чиста я и сердцем, все помышления его посвящаю Господу, не помышляю ни о чем суетном, не живет в нем гордость и гнев, – помышляю о законе Господнем день и ночь: то истинно совершаю обет великий: еже очиститися чистотою – Сонм дев, по преданию, именуется бескровным жертвенником Божиим 25 . Сим хочет сказать Св. Мефодий, что в деве все должно быть посвящено Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

«Иерусалим – Иудея»: жители Иерусалима и Иудеи. – «Вся»: усиленное выражение вместо – многие или весьма многие (ср. Мф.2:3 ). – «Окрестность Иорданская»: жившие по ту и другую сторону Иордана, т.е. кроме собственно Иудеи, жители прилегавших к Иордану с той и другой стороны областей – Самарии и Галилеи – с запада, Итуреи, Трахонитиды и Галаада с востока. – «Крестились»: крестить ( βαπτι’ς) значит погружать в воду, омывать водою (ср. Мк.7:4 ). Омовение есть очищение; потому омовение тела как у иудеев, так и других восточных народов, было в некоторых случаях религиозным обрядом и символически обозначало, сверх чистоты телесной, очищение души, т.е. оставление грехов и преступлений, обновление жизни. У иудеев крещение совершалось иногда над прозелитами, т.е. язычниками, принимавшими еврейскую религию, и было в этом случае знаком отречения крещаемого от прежней его религии и вступления в новую. Впрочем, несправедливо производить крещение Иоанново от этого именно обычая: этот обычай, как общий, вошел в употребление уже после Иоанна Крестителя, именно после разрушения второго храма иерусалимского. Пока стоял храм, присоединение прозелитов совершалось большею частью посредством обрезания и принесения жертвы, чему предшествовало, как и принесений всякой жертвы, предписанное законом очищение; женщин же крестили. Впрочем, мнения о сем, по неодинаковости древних известий, не одинаковы; но во всяком случае крещение Иоанново, как религиозное очищение посредством погружения в реку – чему предшествовало притом исповедание грехов, – было действием совершенно особенным, отличным от обыкновенных очищений, новым. У иудеев того времени было убеждение, что право крестить будут иметь только Мессия, когда придет, и предтеча Его – Илия или другой какой-либо пророк ( Ин.1:25 ). – «В Иордане»: Иордан – главная река Палестины. Он берет начало свое в горах ливанских, на север от Палестины, и течет по прямому почти направлению чрез всю Палестину от севера к югу. Пересекая небольшое озеро Мером, он впадает потом в озеро Геннисаретское или Тивериадское, иначе называемое Галилейским морем. Вытекая отсюда, Иордан протекает долиною иорданскою на протяжении более 100 верст и впадает в Мертвое море. – «Исповедуя грехи свои»: исповедание грехов в некоторых случаях предписано было законом Моисеевым ( Лев.16:29 . и дал. Чис.5:7 ) и, следовательно, не было делом новым и необыкновенным для иудеев; оно было ново только при той обстановке, при которой совершалось. Значение и силу сего крещения и исповедания бл.Феофилакт выражает так: «хотя и крестились, но Иоанново крещение не имело силы отпущать грехи. Иоанн проповедовал только покаяние и приготовлял к оставлению грехов, т.е. вел к крещению Христову, которым даруется отпущение грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но – всякое ли слово о Христе, всяким ли сказанное, – имеет одинаковую силу и влечёт одинаковую ответственность? – Ведь Господь не просто так послал учеников. Он послал их одновременно и с пустыми, и – далеко не с пустыми руками. Он обогатил их силой, чтобы, прежде чем говорить, они могли бы освободить человека от власти нечистых духов и уже вместе с этой свободой возложить и ответственность. А с другой стороны, Господь всё отнял у них. он заповедал «ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь, и не носить двух одежд», а также, живя в городе, не переходить из дома в дом в поисках большого комфорта. И это опять же – чтобы люди своими глазами видели в них истинных рабов Божиих, которые ищут не богатства и корысти, а только славы своему Господу и спасения каждому человеку. Вот такая двойная печать – духовного богатства и материальной нищеты – должна отличать истинных Божьих посланцев. Об этом Господь заботился всегда. И когда Он давал Израилю закон, Он давал его «чрез Ангелов, рукою посредника». А мы знаем, как Ангелы мгновенно и неискаженно передают волю Божью. И знаем, каким посредником был Моисей, этот «кротчайший из всех людей на земле» ( Чис. 12:3 ). Вот кто вправе после своих неуслышанных слов отрясти и прах от ног своих. А тому, кто ещё не стяжал ни духовных даров, ни совершенного бескорыстия, – таковым не стоит спешить хлопать дверью. Лучше обратить сначала на себя. Может быть, ты просто пришёл показать «удаль молодецкую», попробовать свои интеллектуальные силы? И не столько тебя заботит спасение человека, сколько ты хочешь сразиться с ним, пусть и за правое дело, но всё же именно сразиться, победить, переспорить, загнать в угол, а потом величаться этим. Если так, то и не мудрено, что у тебя ничего не получается, и никто тебя не слушает. Поэтому – отступи и со смиренным осознанием своего бессилия просто помолись об этом человеке. И через какое-то, может быть, даже очень продолжительное время, – ты вдруг узнаешь, что он всё-таки обратился! А это – Господь постепенно наполнил Своей внутренней силой твои только внешне правильные слова. О ветхозаветной праведности Зачатие Честного Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Лк. 1:5–25 Гал. 4:22–31 Ветхий и Новый Заветы апостол Павел сравнивал с двумя сыновьями Авраама. Один из них, Измаил, рождённый от рабыни Агари, был изгнан вместе с матерью; а другой, Исаак, рождённый от свободной, наследовал обетования, данные Богом его отцу. «Это два завета, – продолжает Апостол, – один от горы Синайский, рождающей в рабство, … и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он матерь всем нам». И сколь велика разница между рабством и свободой, насколько же отстоит от новозаветной праведности ветхозаветная, даже в лучших её представителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Повелел же он исчислить всех пришельцев и одних определил каменосечцами, а другим приказал носить тесаные камни. Дал приказание очищать и обтесывать камни в самих каменоломнях и потом уже переносить. А сие «не созиждеши дому имени Моему, яко многи крови пролиял еси на землю предо Мною» ( 1Пар.22:8 ), сказано, думаю, с тем, чтобы воспользовались сим совершающие убийства. Ибо не укорил бы царя за правдивое убийство Тот, Кто правдивое убийство Финееса наименовал жертвою. Притом Финеес был священник, удостоенный похвалы. Сказано: «Финеес сын Елеазара утоли гнев Мой, егда возревнова о ревности Моей» ( Чис.25:11 ). Да и сам пророк Давид по прошествии многих родов сказал: «и ста Финеес и умилостиви, и преста сечь; и вменися ему в правду, в род и род до века» ( Пс.105:30–31 ). И законодатель Моисей, употребив в содействие левитов, предал смерти три тысячи посвятивших себя тельцу. И великий Самуил собственною рукою умертвил Агага. И великий Илия избил восемьсот пятьдесят пророков и священников Вааловых. Итак, по другой причине не сам Давид, но сын его создал храм Божий. Поскольку Христос, по плоти сын Давидов, а как Бог и Господь и Владыка Давидов, имел по всей вселенной воздвигнуть церкви, то не попустил Давиду создать храм иудейский, повелел же сие соделать сыну его, которого наименование предызображало мир нашего Спасителя, потому что имя Соломон в переводе значит «миротворный» и Господь наш именуется миром. Сему свидетель блаженный Павел, который взывает: «Той есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый» ( Еф.2:14 ). Глава 23 Между тем история показывает число левитов и то, скольким тысячам из них повелено заведовать домостроительством, и скольким – судить и преподавать закон, и скольким – быть придверниками и охранять входы во храм, скольким также – воспевать и песнословить Господа всяческих ( 1Пар.23:3–5 ). Сказует же, что и потомки Моисеевы причислены к левитам. Ибо сказано: «Моисей же человек Божий и сынове его причтены суть в колено Левиино» ( 1Пар.23:14 ). Глава 24

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

После безплодных переговоров еврейских послов с Сигоном, царем Аморрейским, о позволении с его стороны пройти через его владения в Ханаан, между Аморреями и Евреями у города Иаацы произошло сражение, но Господь Бог Израилев «предал Сигона и весь народ его в руки Израилю, и он побил их, и получил Израиль в наследие всю землю Аморрея жившего в земле той, и получили они в наследие все пределы Аморрея от Арнона до Иавока и от пустыни до Иордана». ( Чис.21:21–24 ; Суд.11:21–22 ). Такой же участи вскоре подверглись и смежные с Аморрейской страной области Иазер и Васан ( Чис.21:32–35 ). По завоевании этих областей, которое обеспечивало Евреев с тыла (востока) и правого фланга (севера), они снялись станом у восточной стороны горного хребта Фасги 2 , и, обойдя его кругом, в восьмой месяц 40-го года, в октябре (или ноябре) по нашему времясчислению, вышли на равнину, лежащую у западной подошвы гор Аваримских, против Бетфегора ( Втор.4:46 ). Эта равнина, примыкавшая к восточному берегу Иордана 3 против города Иерихона, разделялась посредством небольших холмиков и ручьев на несколько частей, называемых издавна равнинами Моава ( Чис.22:1 ) 4 . На этих равнинах, между Беф-Иесимофом и Авель-Ситтимом (с севера на юг) 5 , Евреи расположились со всем своим имуществом, шатрами и скотом ( Чис.22:1; 33:48–49 ) и прожили до перехода через Иордан около трех месяцев. В течении этого времени, по всей вероятности, одновременно с событиями, изложенными в Чис.26–33 , совершились и события исследуемого нами повествования Чис.22–25 . Произошло это таким образом. Когда Евреи расположились лагерем на равнинах Моавитских против Иерихона, тогда между ними и землёй Ханааном оставался только Иордан. Но недавно законченное завоевание заиорданской страны на первых порах приковало главный стан к этим местам и еще на некоторое время отдалило давно желанный переход через Иордан. Для удержания за собою завоёванной страны для Евреев было необходимо произвести некоторые приготовления, именно устроить укрепления и снабдить их гарнизонами, чтобы предотвратить некоторые могущие случиться попытки со стороны окружающих народов к возврату завоёванных у них Евреями областей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Пятикнижие 10 Ягвист (J) датируется периодом X — начала IX века до Р. Х. 11 . Ключевым для иудейской антропологии является Быт 2:7, где “дыхание жизни” выражено не словом ruach , но близким ему по смыслу neshama , означающим жизненную силу Божественного происхождения, которая животворит безжизненное материальное тело. Отец Иоанн Брек замечает, что в Быт 3:8, где говорится о прохладе (ruach) дня, термин ruach используется для описания чисто природного феномена, сопровождающего движение и жизнь сотворенного мира, и это место является уникальным 12 . Обычно же в ВЗ ruach поддерживает жизнь и сопровождает Божественные действия в истории Израиля, в том числе и через явления природы: Быт 8:1; Исх 10:13,19; Чис 11:31; 3 Цар 19:11; Пс 77:26; 134:7; 148:8. Другое действие Духа — вдохновляющее. Например, ruach-Elohim вдохновляет Иосифа на толкование снов фараона (см. Быт 41:38), Валаама, слышащего слова Божии, — на произнесение притчи (см. Чис 24:2). Здесь мы уже сталкиваемся с концепцией Духа как посредника Слова. Слово Божие промышляет о Своем творении посредством Духа, Который животворит тварь, а Дух исполняет Свою миссию в мире через Слово в пророчестве и откровении. Эта близость и соучастие, заметные в ветхозаветной традиции, отражаются и в более поздней богословской традиции, провозглашающей различие Слова и Духа в ипостасном бытии, но единство их по сущности 13 . У Элогиста (E) (700 г. до Р. Х.) 14 понятие ruach вмещает эмоции и чувства — Быт 41:8; 45:26–27. Здесь сердце (leb) и дух (ruach) — взаимозаменяемые выражения сторон души (nephesh) 15 , связанных с эмоциями. Для того, чтобы облегчить задачу Моисею, Бог передает от Духа, Который на Моисее, на семьдесят старейшин, которых знает Моисей (см. Чис 11:16–17). И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали (Чис 11:25) — то есть ruach пророчества приходит от Бога. Мы видим, что фактически в первоначальной традиции JE Дух Божий есть Дух, Который от Бога. Бог является источником Духа, но Дух никогда не понимается как идентичный с Богом, иначе говоря, Дух сопровождает Божественное бытие.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-vethogo...

«Сарон " , конечно, не Саранская долина, лежащая при Средиземном море между Кесарией и Иоппией, так как нигде нет указания не только на постоянное поселение здесь потомков Гада, но даже и на временное пребывание в качестве кочевников, а одноименная с нею местность на восточно-иорданской стороне. Некоторые отожествпяют его с Сирионом ( Втор.3:9 ). 1Пар.5:17 .  Все они перечислены во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского. К какому периоду царствования Иеровоама и Иоафама относятся перечисления гадитов, история не указывает. Первое приурочивают ко времени после победы над сирийцами ( 4Цар.14:25 ), второе ко времени после поражения аммонитян ( 2Пар.27:5 ). 1Пар.5:18 .  У потомков Рувима и Гада и полуплемени Манассиина было людей воинственных, мужей носящих щит и меч, стреляющих из лука и приученных к битве, сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят, выходящих на войну. Замечание о воинственности потомков Рувима, Манассии и Гада подтверждается ( 1Пар.12:8,21 ), а число способных к войне (44 760) совпадает с числом, показанным в ( Нав.4:12–13 ) (около 40 000), и гораздо меньше отмечаемого кн. Числа: 46 500 – рувимлян, 45 650 – гадитян и 32 200 – манасситян ( Чис.1:21,25,35 ; ср. Чис.26:7,18,34 ). Но это разногласие может быть примирено тем соображением, что при Моисее исчислялись безусловно все способные к войне, как того требовало завоевание Ханаана, а в кн. Иисуса Навина и 1 кн. Паралипоменон только наиболее храбрые и воинственные. 1Пар.5:19 .  И воевали они с Агарянами, Иетуром, Нафишем и Надавом. Иетур и Нафиш – две народности, происшедшие от Измаила ( 1Пар.1:31 ; Быт.25:15 ). Судя по ( 1Пар.5:10 ) война с этими племенами падает на время царствования Саула. В истории его правления о данном событии не говорится потому, что он не принимал в нем участия. Но, судя по тому, что Саулом были поражены соседние с Галаадом моавитяне и Аммонитяне ( 1Цар.14:47 ), можно думать, что на это же время падают и победы двух с половиною колен над кочующими арабскими племенами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рассказ о сонамитянке, независимо от прочего, интересен сообщением бытовых, общественно-гражданских и религиозных особенностей древнееврейского быта из данной эпохи. В бытовом отношении характерно описание утвари или мебели даже зажиточного древнееврейского дома: в комнате, устроенной благочестивой сонамитянкой для пророка Елисея (ст. 10) – «небольшой горнице над стеной» (род мезонина, нередко устрояемого на плоских крышах Востока (ср. 1Цар.9:25 ; 2Цар.16:22 )), имели быть принадлежности, очевидно, обычные в древнееврейском доме: постель, (евр. митта), стол (евр. шулхан нередко в Библии означает, как и у теперешних бедуинов, простое полотно или кожу, расстилаемые на полу для обеда), но равным образом и стол в нашем смысле, (ср. 3Цар.13:20 ; Чис.4:7 . См. Gesemi. Thesaurus linguae lebr, p. 1417), стул (евр. кисев), светильник (менора). В гражданско-правовом смысле типичен ответ, данный сонамитянкой на предложение пророка Елисея походатайствовать за нее у царя или военачальника (какую силу имел пророк Елисей у обоих еврейских царей, видно из ( 4Цар.3:12 ) и д. ), что она не имеет в этом нужды, так как «живет среди своего народа» (ст. 13; Ср. блаж. Феодорит, Вопрос 15), т. е. принадлежит к довольно сильному и знатному роду. Это бросает некоторый свет на силу и значение родовых связей и отношений в древнем Израиле. «Если бы мы более знали об этих родах, то, вероятно, многие события в истории Израиля выступили бы пред нами в ином и более ясном свете. Так, напр., в высшей степени вероятно, что непрерывные революции и переменная политика в Израильском царстве – дружественная то Ассирии, то египтянам, стоит в связи с этими родами, имевшими своих представителей в городах» (Buhl. Die Sociale Verhaltnisse des Israel, 1899, s. 39). Наконец в религиозно-богослужебном отношении данный рассказ поучителен тем, что свидетельствует (ст. 25), что субботы и новолуния праздновались в Израильском царстве не одними жертвами, как предписано в законе ( Чис.28:9,11 ), а и нарочитыми собраниями (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Начальник при доме Божием» (ст. 13), см. ( 1Пар.9:11 ) – первосвященник (Vulgata: pontifex domus Dei) или же специальное должностное лицо, заведовавшее приемом и распределением приношений. Стих 17. Начальный возраст левитской службы здесь и в ( 1Пар.23:3,24–28 ) определяется в 20 лет; в законодательстве же Моисеевом он доказывается то в 30 ( Чис.4:3,23,30 ), то в 25 лет ( Чис.8:24 ). По-видимому, Давид нашел нужным призывать левитов на службу в более раннем возрасте (20-ти лет), и такая практика соблюдалась впоследствии – не только при Езекии, но и после плена ( 1Ездр.3:8 ). Впрочем, самостоятельное ответственное служение левитов при храме могло начинаться согласно с предписанием Моисея, не ранее 30 лет, до этого же возраста они могли служить лишь в качестве помощников старших левитов (см. «Толковую Библию», т. I, с. 525). Ст. 18–19. Все заботы Езекии в отношении теократических приношений были направлены к тому, чтобы они распределяемы были между священниками и левитами по принадлежности " со всею верностью» – в предупреждение возможных обид и обманов низших членов клира высшими. В последующей истории такие прискорбные явления иногда бывали. Так при прокураторе Феликсе (см. Деян.23–24 ), рассказывает И. Флавий, «первосвященники настолько потеряли всякий стыд и дошли до такой дерзости, что решались отправлять слуг своих к гумнам, чтобы забирать там десятину, предназначавшуюся для простых священнослужителей. Таким образом случилось, что несколько бедных священников умерло от голода» («Иудейские Древности», кн. XX, гл. 8, 8). Весь раздел о введенных Езекией чередах священнических и левитских и источниках их содержания, отличающийся пунктуально точными деталями и содержащий в себе целый ряд имен (ст. 12–15), имеет все признаки документальности и исторической достоверности. 2Пар.31:20 .  Вот что сделал Езекия во всей Иудее, – и он делал доброе, и справедливое, и истинное пред лицем Господа Бога своего. 2Пар.31:21 .  И во всем, что он предпринимал на служение дому Божию и для соблюдения закона и заповедей, помышляя о Боге своем, он действовал от всего сердца своего и имел успех.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010