Приложение XXXVI к стр. c прилож. 805/Земля Мадиамская При определении географического положения той земли Мадиамской, в которую удалился Моисей от лица фараона, предметом недоумений в современной библейской литературе служит собственно то, жили ли мадианитяне, священником которых был Иоаор, на восточной стороне Эланитского залива, как думают одни 830 , или на – западной, как – другие 831 . Вообще же положение этой мадиамской области около Эланитского залива не подвергается сомнению, так как к этому географическому пункту необходимо приводят все относящиеся сюда библейские и внебиблейские указания, при том или другом их понимании. Так – по Быт.25:6 , Авраам отослал сыновей наложниц, а между ними, конечно, и родоначальника мадианитян, в землю восточную, на восток от Ханаана, т. е. вообще в Аравию 832 , живя в которой они ведут торговлю с Египтом ( Быт.37:28:36 ) и, как восточные соседи моавитянь ( Чис.22:4. 7 и д.) и эдомитян ( Быт.36:35 ). входят в дружественные и враждебные столкновения с этими народами. Что владения мадианитян от восточной границы Ханаана простирались и далее на запад по направлению к Красному морю, указанием на это служат развалины известного древним и позднейшим географам 833 города Модиана или Мадиама, находившегося на восточной стороне Эланитского залива; к местности, лежащей вблизи этого же залива, приводить, наконец, и библейское повествование о событии у горы Божией ( Исх.3:1 ), как принадлежащей во всяком случае к центральной группе гор Синайского полуострова. Что касается частнейшего намеченного выше вопроса, то решение в том и другом из указанных направлений находит в библейском повествовании и внебиблейских свидетельствах своего рода данные, хотя и не вполне равносильные. Так в пользу мысли о восточной стороне залива, как месте жительства Иофора, в библейском отношении говорит, во первых, то, что Иофор для свидания с Моисеем приходит, очевидно ( Исх.8:1, 2, 5:6 ), из довольно отдаленной местности и затем по окончании свидания возвращается в землю свою ( Исх.8:27 ), которая должна быть иной, отдельной и более или менее отдаленной от места свидания, далее – то, что во время странствования по пустыне израильтяне нигде, по Библии, не встречаются с мадианитянами; из внебиблейских свидетельств в подтверждение этого географического представления указывают на названные выше развалины города Мадиама, соединенного в арабском сказании 834 с воспоминанием о Моисее и Шуейбе, как называется у арабов Ховав: наконец, указывают на то, что на Синайском полуострове, где у египетских фараонов были рудники, едва ли Моисей мог считать себя в безопасности от преследования 835 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Происшествие с Навуфеем рисует яркую, но непривлекательную картину вещественно-правовых отношений в Израильском царстве. В лица Ахава, ищущего приобрести не нужный ему, но лишь близкий к усадьбе его Изреельского дворца виноградник мирного гражданина Навуфея, во всей силе исполняется пророческое слово Самуила о будущем деспотизме еврейских царей ( 1Цар.8:11–16 ): гордый двукратной победой над сирийцами, Ахав озабочен расширением садов своих в летней резиденции (ср. 3Цар.18:46 ; 4Цар.9:30 ) Изрееле (по Г. Гроцию, «post victos tostes ad delicias comparandas animum adjicit»), не стесняясь в выборе средств к тому; продажная совесть подручных царю старейшин и судей благоприятствует проявлению дворцовой интриги и тирании. Отказ Навуфея продать родовой участок Ахаву (ст. 3) показывает в первом истинного чтителя Иеговы и ревнителя его закона, который воспрещал израильтянам отчуждение наследственной земли в другие руки, и даже по крайней бедности проданная земля должна была без выкупа возвращаться к первоначальному владельцу ( Лев.25:23–28 ; Чис.36:7–9 ); продажа родового участка могла представляться Навуфею и оскорблением памяти предков, которые, по древнееврейскому обычаю, могли быть погребены на самом же участке. Здесь, таким образом, не может быть речи об упрямстве или своенравии Навуфея; здесь шла речь о законе, который обеспечивал самое существование теократии, который был обязателен и для царей ( Иез.46:18 ). Чувствуя, быть может, правоту Навуфея, не прельстившегося и заманчивыми обещаниями Ахава вознаградить его за уступку царю виноградника, Ахав не решается действовать насилием и лишь отдается меланхолии (ст. 4): в печали он «лег на постель свою и отворотил лице свое (к стене, как ( 4Цар.20:2 ) и Vulg.: avertit faciem suam ad parietem. LXX вместо евр. савав, «поворотил», читали саках – " покрыл»: συγκλυψε τ πρσωπον ατο; слав.: «покры лице свое»), и хлеба не ел». Но если для Ахава еще существовали препятствия к безграничному произволу и насилию – в виде смутно сознаваемого им закона Божия и признаваемого им общественного мнения, то для жены его Иезавели никаких препятствий на пути к достижению целей личного блага быть не могло: закона Божия она, как упорная язычница, не хотела знать, разве только для замаскирования своих низких притязаний именем закона (ст. 10), а общественное мнение, по ее понятиям об абсолютизме царской власти (ст. 7), есть тоже ничтожная величина, которую она, царица, может создавать и употреблять по собственному усмотрению. Дальнейший рассказ (ст. 7–13) вполне подтверждает, что убеждениям и словам Иезавели вполне отвечала ее деятельность. «Легкомыслен и падок был Ахав, и нетрудно было обращать его туда и сюда; почему лукавая жена и ввергла его в ров нечестия» (блаженный Феодорит, вопр. 62).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных.. . ( 1Кор.14:1 ) Ревность — 1) состояние верующего, выражаемое в пламенном, решительном стремлении к исполнению Божьей воли, к добру и обостренном негативном отношении ко злу ( Чис.25:13 ); 2) усердие (пример: ревность к работе); 3) сомнение человека в верности, любви к нему со стороны другого человека; 4) обостренное чувство соперничества (пример: ревность к успехам других людей); 5) проявление Правды Божьей по отношению к человеку ( Ис.9:7 ). В этимологическом отношении слово «ревность» связано с такими словами как «рвение», «рваться». В ряде текстов Священного Писания аналогом русского слова «ревность» выступает греческое «ζλος» (букв. – рвение, стремление, соревнование; предмет соревнования, слава, счастье; зависть, ревность; гнев, негодование). В обыденном светском словоупотреблении термин «ревность» может иметь негативный оттенок. Ревность нередко понимается как подозрение в супружеской («любовной») неверности, причем, часто – не просто как подозрение, а как навязчивое, безосновательное подозрение, оскорбительное по отношению к тому, кого ревнуют. К слову, кто не знаком с выражением «ревнует к каждому столбу»? В основе такого отношения супруга к супруге или супруги к супругу («партнера» к «партнерше», или наоборот), помимо недоверия, может лежать чувство собственничества, чувство соперничества. Такого рода ревность проявляется не только в недоверии, но и в приступах гнева, ярости, агрессии. Совсем другое дело – благочестивая ревность, связанная со стремлением человека к Добру и нежеланием мириться со злом (ревность о Господе, ревность о благочестии и пр.). До тех пор, пока человек не был обезображен грехом, ревность могла проявляться в нем через усердное исполнение воли Божьей, угождение Богу. Такая форма ревности имела бы возвышенный духовный смысл. Однако в результате грехопадения произошло повреждение человека по душе и по телу. Человек, вместо того, чтобы стремиться к Богу, устремился к мирским греховным удовольствиям. И вот, в нём стала проявляться ревность, связанная с проявлением тех или иных греховных устремлений, греховных страстей. Учитывая, что грех обозначается святыми отцами как противоестественное проявление человеческих возможностей и способностей, понимаем, что и та ревность, которая сопряжена с грехом, связана с противоестественным движением человеческой души.

http://azbyka.ru/revnost

Скачать epub pdf Глава 11 Вход Господень в Иерусалим (1–10). Проклятие смоковницы и очищение храма (12–26). О божественной власти Иисуса Христа Мк.11:1–11 . Вход Господень в Иерусалим ев. Марк описывает несколько короче, чем ев. Матфей, но сопровождает некоторыми особенными чертами, восполняющими то сказание (ср. Мф.21:1–11 и прим.). – «Входя в него» (т. е. в селение, которое было прямо перед ними, Вифанию): точное указание места, где ученики должны были найти молодого осла. – «Молодого осла» и пр.: ев. Марк упоминает об одном только молодом осле, не упоминая об ослице, как ев. Матфей, без сомнения потому, что Господь воссел и ехал собственно на осле (а ослица шла рядом), и что в этом именно исполнилось пророчество древнего пророка Захарии (ср. Ин.12:14–15 ). О значении того, что Господь воссел на молодого осла, при котором была и ослица, см. прим. к Мф.21:4–5 . – «На которого никто из людей не садился», т. е. еще не носившего на себе ярма, не выезженного. При особенно важных случаях употреблялись животные именно еще не испытавшие на себе ярма ( Чис.19:2 . Втор.21:3 . 1Цар.6:7 ); здесь же сверх того эта черта имела особенное значение – символическое (ср. прим. к Мф.21:4–5 ). – «Привязанного у ворот на улице»: особенная точность в обозначении места, свидетельствующая о достоверности описываемого события даже до мельчайших подробностей его, несмотря на некоторые по-видимому разности в сказании сравнительно со сказаниями других евангелистов. – «Некоторые из стоявших там»: хозяева осленка и ослицы ( Лк.19:33 ).– «Благословенно грядущее царство отца нашего Давида»: Царство Мессии, соответственно изображениям древних пророков, представлялось под образом восстановленного Царства Давидова, как и Давид сам представляется образом Мессии ( Иер.33:15–21 . Иез.34:23–25 ). Народ видел так. обр. во входе Иисуса Христа в Иерусалим начало восстановления Царства Давидова или наступление Царства Мессии; но он не так понимал Царство, как показали последующие события. – «Как время уже было позднее»: вероятно около 6 часов пополудни по нашему, или 12 часов дня по тогдашнему счислению. Около этого часа прекращались религиозные богослужебные обряды при храме, за исключением вечерней жертвы, которая возносилась после, и Христос не медлил теперь здесь и поспешил на ночь с своими учениками в Вифанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

сом, – этого не говорится, но (сказано) просто и без всяких определений «голосом – φων» (без члена), издаваемым чудесно по-человечески чрез произнесение слов. 17:6–8. 54 ср. выше к этому месту евангелия Иоанна Х, 2 сл. Заметь, как строго говорит Законодатель это «не поклоняйся богам другим». А излагая рядом с этим устав о субботе, употребляет выражение «помни». По какой причине? – Потому, что тогда уже настало время не поклоняться богам другим, почему и повелевал им тотчас же быть деятельными в этом (исполнять это). Будущее же и изображавшееся в прообразах (устав о субботе) Он допускал как бы усматривать посредством памяти и предсозерцать в уме. 7:24. а. 145–146. XXXIV, 6–7. Единственно только невежеству своему иудеи обязаны тою мыслью, что будто бы Бог наводит грехи родителей на детей до третьего и четвёртого рода и ничем не согрешивших несправедливо наказует за то, в чём виновны другие, ибо из Чис.14:18 и Исх.34:6 , явствует что Господь долготерпелив и многомилостив, истинен, отнимает беззакония и грехи. Совсем невероятно и весьма глупо думать, что Бог свидетельствует об одновременном присутствии у Него не только человеколюбия и милосердия, но и столь продолжительного и неразумного гнева... «Господь, – говорит, – долготерпелив и многомилостив, отнимает беззакония и грехи» ( Исх.34:6–7 ). Следующее же затем рядом изречение надо понимать как вопрос и читать с вопросительным знаком – так: «и очищением не очистит ли виновного?» При этом для доказательства присущего Ему долготерпения и милосердия и приводить то, что грехи отцов Он возложит на детей до третьего и четвёртого рода, – не наказуя сына за отца, – не подумай этого, – и не налагая на отдалённого потомка как бы бремя какое, грехи предков. Нет, Он указует здесь на то, что Он не наказует немедленно грешника за грехи его, но милосердно ждёт до следующего рода, – и если и сын нечестив как отец, то милосердый Господь откладывает наказание до следующего рода, – и так до четвёртого рода. Доказательством служит Иез.18:1–4, 20–24 , – Иер.6:17 , – Быт.15:16 . Историческим примером такого долготерпеливого отношения Бога к нечестивцам до третьего и четвёртого рода служит повествование 3Цар.21–22 гл. и 4Цар.1:18; 8:27 и 10:30. Отсюда видно, что дурных (детей) от дурных (отцов) едва наказал в четвёртом роде, а чтителю Своему и милость простирает также до четвёртого рода 9:2–3. 403–410. Пс.27:24–25 ;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 3-ГО УТВЕРЖДЕНИЯ Третье утверждение таково: Бог всегда открывал Себя Своим детям чрез Духа. Чтобы доказать истину этого утверждения, нужно только рассмотреть, как изначала проявлял Себя Бог по отношению к своим тварям. Вот первое слово Моисея об этом ( Быт.1:2 ): «И Дух Божий носился над водами». Нельзя, полагаем, отрицать, что сношения Бога с человеком – от Адама до Моисея – происходили чрез непосредственное проявление Его Духа. А затем, чрез все время «закона», Он только так и говорил со Своими детьми, Это не может отрицаться теми, кто признает Писание действительно написанным по внушению Святого Духа: ибо Писание, от Моисея до Малахии, говорит, что в течение всего этого времени Бог открывался Своим детям чрез Своего Духа. Но, пожалуй, кто-нибудь возразит, что после того, как был дан закон, изменился способ сношения Бога с человеком? Вовсе нет. Во-первых, Бог говорил всегда без всякого посредства с евреями, потому что Он говорил всегда непосредственно к первосвященнику с места между херувимами. Этот входил в Святое Святых и, возвращаясь, передавал всему народу голос и волю Бога, непосредственно открытые там. Таким образом это непосредственное общение никогда не прекращалось. Никто не исключался от непосредственного общения с Духом Божиим Во-вторых, не лишался этого непосредственного сношения никто из тех, кто ревностно к нему стремился и ожидал его. Так, многие помимо первосвященника, – не бывшие даже из колена Левиина или из пророков, – получали Духа Святого и говорили от Его лица, как написано в книге Чисел ( Чис.11:25 ), где сказано, что Дух почил на семидесяти мужах старейшинах. Этот Дух почил также на двух мужах, которые были не в скинии, а в стане, и, когда некто выразил желание, чтобы им было запрещено пророчествовать, Моисей не только не захотел этого сделать, но возрадовался и пожелал, чтобы все в народе Господнем были пророками, чтобы Господь послал Духа Своего на них ( Чис.11:29 ). Подтверждение этому мы находим также у Неемии ( Неем. 9 ), где старцы народа, по возвращении из плена, когда стали освящать себя постом и молитвою, говорили, перечисляя многие милости Божии по отношению к их отцам: «Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их» ( Неем.9:20 ), Ты медлил многие годы и напоминал им Духом Твоим чрез пророков ( Неем.9:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Разделы портала «Азбука веры» Жребий — 1) условный предмет или знак, вытягиваемый или бросаемый в случае сомнений, затруднения, нежелания или невозможности выбрать из двух или нескольких вариантов решений наиболее оптимальный; 2) вариант судьбы (одного из этапов судьбы); 3) жизненная доля, жизненный крест ( Деян.1:17 ). Вопрос о том, допустимо ли прибегать при разрешении тех или иных важных вопросов к бросанию жребия, лежит вне рамок однозначных категорических запретов или допущений. Здесь многое зависит от конкретных условий и обстоятельств, конкретного положения вещей. Иногда Промысл Божий ставит человека перед такими вопросами, на которые от него требуется самостоятельный, вдумчивый ответ. Например, готов ли он принять Православную веру и последовать за Христом? Согласен ли покаяться и изменить свою жизнь? В подобных случаях уклонение человека от осознанного выбора может свидетельствовать о его нерешительности, малодушии, легкомыслии или неверии. С другой стороны, в жизни встречаются и такие неоднозначные ситуации, когда правильный самостоятельный выбор сделать достаточно трудно. В ряде случаев при возникновении трудноразрешимых вопросов, конечно же, могут помочь рекомендации опытных людей, например, родителей или духовника . Однако бывает, что однозначного оптимального ответа человеку попросту не найти. Тогда возникает необходимость обратиться за помощью к Богу . Но как обратиться? Ведь вступить с Богом в диалог, при котором на любой трудный вопрос тут же последует чётко сформулированный ответ, способен не каждый и далеко не всегда. В подобных случаях Божьи угодники иногда и прибегали к помощи жребия, вверяя решение Божьему Промыслу . Во времена Ветхого Завета иудеи имели возможность вопрошать Вседержителя через урим и туммим ( Чис.27:21 ). Что это было за средство, сказать сложно, однако есть основания предполагать, что вопрошание через урим и туммим представляло собой одну из обрядовых форм бросания жребия. Надо сказать, что жребий использовался сынами Израиля при раздаче земельных наделов ( Чис.25:55 ), при выборе царя ( 1Цар.10:19-21 ). Причём, в названных и некоторых других исторических эпизодах такой способ разрешения вопросов был выбран в строжайшем соответствии с Божественной волей (см.: Откровение Божественное ).

http://azbyka.ru/zhrebij

Глава 13 1–14. Перенесение ковчега завета в Иерусалим. 1Пар.13:1 .  И советовался Давид с тысяченачальниками, сотниками и со всеми вождями, 1Пар.13:2 .  и сказал [Давид] всему собранию Израильтян: если угодно вам, и если на то будет воля Господа Бога нашего, пошлем повсюду к прочим братьям нашим, по всей земле Израильской, и вместе с ними к священникам и левитам, в города и селения их, чтобы они собрались к нам; 1Пар.13:3 .  и перенесем к себе ковчег Бога нашего, потому что во дни Саула мы не обращались к нему. 1Пар.13:4 .  И сказало все собрание: «да будет так», потому что это дело всему народу казалось справедливым. Стихи 1–4 представляют более подробный, чем в главе 2Цар.6 , рассказ о собрании Давидом в Иерусалим народных представителей для перенесения ковчега завета. Как избранный в цари самим народом, он советуется с ним по данному вопросу, предоставляя его решение на усмотрение своих тысяченачальников, но в то же время и со своей стороны приводя такое соображение, которое заранее должно было предрешить перенесение ковчега: «от дней Саула мы не обращались к нему» (ст. 3). 1Пар.13:5 .  Так собрал Давид всех Израильтян, от Шихора Египетского до входа в Емаф, чтобы перенести ковчег Божий из Кириаф-Иарима. «От Шихора (т.е. «черная река» – Нил. ( Ис.23:3 ; Иер.2:18 )) Египетского до входа в Емаф» (древняя ханаанская колония на южном склоне Антиливана ( Быт.10:18 )) – такое же определение границ Палестины в направлении от юга к северу ( Чис.34:5,8 ; 4Цар.14:25 ), как и выражение «от Вирсавии до Дана» ( 2Цар.3:10 ). 1Пар.13:6 .  И пошел Давид и весь Израиль в Кириаф-Иарим, что в Иудее, чтобы перенести оттуда ковчег Бога, Господа, седящего на Херувимах, на котором нарицается имя Его. 1Пар.13:7 .  И повезли ковчег Божий на новой колеснице из дома Авинадава; и Оза и Ахия вели колесницу. 1Пар.13:8 .  Давид же и все Израильтяне играли пред Богом из всей силы, с пением, на цитрах и псалтирях, и тимпанах, и кимвалах и трубах. 1Пар.13:9 .  Когда дошли до гумна Хидона, Оза простер руку свою, чтобы придержать ковчег, ибо волы наклонили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 Государственная деятельность Соломона (Ср. 3Цар.9:10–27 ) 1–6. Устроение и постройка городов. 7–9. Государственные подати и повинности. 10–11. Главные приставники Соломона; поселение дочери фараоновой в особом дворце. 12–16. Организация богослужебного персонала. 17–18. Флот Соломона и плавание в Офир. 2Пар.8:2 .  Соломон обстроил и города, которые дал Соломону Хирам, и поселил в них сынов Израилевых. Тогда как по ( 3Цар.9:11 ) Соломон отдал Хираму 20 городов в северной Палестине или земле Галилейской, в уплату за работы и материал по постройке храма, 2 Паралипоменон здесь говорит, наоборот, что Хирам дал Соломону 20 городов. В объяснение этого некоторые толкователи (напр., Calmet, Philippson), полагали, что здесь идет речь, собственно, о возвращении Хирамом городов, уступленных ему Соломоном, но не понравившихся ему («Кавул» – ( 3Цар.9:10–12 )). Но текст библейский говорит о даре, отдаче городов, а не о возвращении, поэтому естественнее видеть здесь (2 Паралипоменон) совершенно другое событие. «Хотя и можно заметить, что в книге Паралипоменон вообще все показания представляются к пользе и славе иудеев, но едва ли справедливо здесь предполагать какое-либо намеренно неверное показание. Нельзя ли два разноречивые показания книг Царств и Паралипоменон принять за две части одного целого? Не была ли выдача известных городов взаимным обменом с той и другой стороны, как новый залог дружбы?» – Проф. М.С. Гуляев, «Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 509. 2Пар.8:3 .  И пошел Соломон на Емаф-Сува и взял его. В этом стихе 2 книги Паралипоменон сообщает неизвестный из 3 книги Царств факт похода Соломона против Емафа-Сувы, евр.: Хамат-Цова, Vulgata: Emath Suba, LXX по Александрийскому списку: Αιμιθ Σωβ, слав.: «Эмаф-Сува». Только здесь Эмаф-Сува отожествляется с известным сирийским городом Эмафом (ср. ( Чис.13:22 ; 3Цар.8:65 ); Onomasticon 52, 424, 425, 425; См. «Толковая Библия», т. II, с. 407), позже у греков известным под именем Епифании. Вообще же Сова (или Сува, Цоба) ( 1Цар.14:47 ; 2Цар.8:3 и другие места) предположительно считается государством в Сирии между Оронтом и Евфратом (Onomasticon, 889; «Толковя Библия», т. II, с. 404 и 317). Упоминанием о покорении Эмафа, окончательно завоеванного лишь Иеровоамом II-м ( 4Цар.14:23,25 ), свящ. писатель 2 Паралипоменон имел в виду обозначить северную границу владений Соломона (ср. 3Цар.4:21,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство иеромонах Иов (Гумеров) Сорок лет в обед " decoding="" title="" > ( 3  голоса:  5.0 из  5) Здравствуйте! Мне в этом году исполняется 40 лет. Родственники в один голос твердят, что нельзя отмечать сорокалетие. Есть ли в этом смысл? Некоторые связывают число 40 – это как сороковины. Как поступить? День рождения – 1 июля. Спасибо. Галина Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Мнение, что нельзя отмечать сорокалетие, является обычным суеверием. Порождено оно совершенно произвольной ассоциацией. Общая причина появления таких предрассудков — отсутствие подлинной воцерковленности. Если мы начнем изучать Священное Писание, то увидим, что число 40 многократно там упоминается. Образуется оно путем умножения двух других символических чисел: 4 (символ пространственной законченности видимого мира) и 10 (символ относительной завершенности). Последнее число, в свою очередь, может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: 3 и 7. В результате число 40 выражает собой совершенную полноту. – Сорок дней и сорок ночей продолжался потоп ( Быт.7:17 ). – Сорок лет было Исааку, когда он взял себе в жены Ревекку ( Быт.25:20 ). – Странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет ( Исх.16:35 ; Чис.14:33 ; Втор.8:2 ). – На три сорокалетия делится жизнь пророка Моисея, продолжавшаяся сто двадцать лет. Сорок дней и сорок ночей он провел на горе Синай ( Исх.24:18;34:28 ). – После рождения мальчика женщина сорок дней проходит очищение ( Лев.12:2, 4 ). Если она рожала младенца женского пола, то очищение продолжалось восемьдесят дней (40 + 40). – Иисус Навин говорит: я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю ( Нав.14:7 ). – После победы судии Гофониила над царем Месопотамским Хусарсафемом покоилась земля сорок лет ( Суд.3:1–11 ). Сорок дней приглашал филистимлянин Голиаф евреев вступить с ним в поединок (см.: 1Цар.17:16 ).

http://sueverie.net/sorok-let-v-obed.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010