«Сверх этого». Всякое усиленное посредством какой-либо божбы заверение – «от лукавого:» от зла, от неправды; так как виновник всякого зла есть диавол, то – от диавола (Златоуст, Феофилакт, Евфимий Зигабен) . Запрещая клясться вовсе, Спаситель, очевидно, не разумеет клятвы законной, необходимой в общественной (какова присяга) и частной жизни клятвы именем Божиим. Сам Он утвердил клятву на суде, когда на слова первосвященника: Заклинаю Тебя Богом живым, – отвечал: Ты сказал, так как у евреев обыкновенно суд произносил клятвенную формулу, а обвиняемый усвоял ее себе словами: Аминь, да будет так, ты сказал ( Мф.26:63–64 ). Апостол Павел призывает Бога во свидетельство истины своих слов, что есть, очевидно, та же клятва ( Рим.1:9,9:1 ; 2Кор.1:23,2:17 ; Гал.1:20 ; Флп.1:8 ; 1Фес.2:5 ; Евр.6:16 ). Клятвы были предписаны Законом Моисеевым, но Господь не отменил этих клятв ( Исх.22:11 ; Лев.5:1 ; Чис.5:19 ; Втор.29:12–14 ). Отменяются клятвы пустые, фарисейски-лицемерные и легкомысленные. Мф.5:38 . Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. «Око за око и зуб за зуб». Законы, изложенные в Исх.21:24 ; Лев.24:20 ; Втор.19:21 . Строгие, даже суровые, законы эти даны были «не для того, чтобы друг у друга вырывали глаза, но дабы удерживали руки свои от обид, ибо угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным» (Златоуст; ср.: Феофилакт). Хотя Закон же сам и пророки ограничивали действие этого закона, запрещая и обличая любомстительность ( Лев.19:18 ; Плач.3:27–30 ; Притч.24:29 ), тем не менее закон этот был в действии и, будучи дан, как и другие подобные законы, по жестокосердию, или жестоковыйности, или грубости иудеев ветхозаветных, не согласился с высокой любовью христианской и потому требовал отмены или совершенствования. Мф.5:39 . А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. «Не противься злому». Злому действию, причиняемому недобрым или злым человеком, а так как виновник зла – диавол, то под злом можно разуметь здесь «диавола, действующего посредством человека, наносящего обиду. Итак, ужели диаволу не должно противиться? Должно, но не так, а как повелел Спаситель, то есть готовностью терпеть зло. Таким образом ты действительно победишь лукавого» (Златоуст, Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Сектант: 9) Мы не признаем ваших священников, ибо Сам Христос обличает их за их пороки: а) «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте, по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают. Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их ( Мф. 23:1–4 ). Объяснения православного: 9) а) Говорить, что здесь Христос обличает новозаветных священников, это значит, обнаруживать пред всеми свое невежество. Разве мог Христос обличать за худые дела новозаветных священников, когда во время жизни Христа на земле их еще и не было, ибо Христово священство появилось только после воскресения Христа, точнее – в день Пятидесятницы? Как можно обличать еще не существующего на свете человека? Обличения Христа, изложенные в 23 главе ев. Матфея не относятся не только к новозаветному, а и ветхозаветному священству: ими обличаются миряне-книжники и фарисеи. севшие на Моисеевом седалище, то есть самовольно присвоившие себе право учительства, подобно вожакам наших сектантов, а учить народ вере священники не только имели право, но и обязаны были: ( Мал. 2:7 ), ( Иез. 44:23 ) и др. Сектант: б) «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (ст. 5), то есть расширяют карманы для денег и для роскоши носят широкие рукава. Объяснения православного: б) Под «хранилищами» разумеются кожаные коробочки, или мешочки, внутри которых находятся кожаные же листики с написанными на них словами закона Моисеева. Первые и теперь во время молитвы евреи надевают на лоб, а вторые наматывают на левую руку, согласно ветхому закону: «И да будут слова сии, которыя Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей... И навяжи и в знак на руку твою и да будут они повязкою над глазами твоими» ( Втор. 6:6–8 ) и ( Втор. 11:18 ), ( Исх. 13:9 ). Под «воскрилиями» же одежд нужно разуметь те разноцветные шнурки с кистями, которые и теперь евреи носят, пришивая их обыкновенно к жилету, на основании слов Моисея: «Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которыя на краях, вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни и исполняли их» ( Чис. 15:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

См. также о воскурении благовоний: Исх.25:6, 30:7, 37, 37:29, 39:38, 40:5, 27 ; Лев.10:1 ; Чис.7:14, 16:17, 46–47 ; 3Цар. 3:3, 22:43 ; 4Цар. 16:4 ; 2Пар. 2:6, 28:3–4, 32:12 ; Ис.6:4, 43:23 ; Иез.8:11, 16:18, 23:41 ; Мал.1:11 . Л Левая рука не знает, что делает правая ЛЕВАЯ РУКА НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ДЕЛАЕТ ПРАВАЯ см. также ВНОСИТЬ свою ЛЕПТУ Оборот этот используют, говоря о несогласованности действий в какой-либо группе, коллективе, о неразберихе в руководстве каким-либо процессом; также о противоречивом, нелогичном поведении человека. В Нагорной Проповеди Господь говорит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:1–4 , ср. 25:31–46). Как видим, смысл евангельской фразы и современное ее содержание далеко разошлись. Левиафан ЛЕВИАФАН Образное наименование существа, превосходящего по размерам всех прочих, неодолимого в своем могуществе или устрашающего своим видом. Левиафан — наделенное непомерной силой морское чудовище, которому «нет на земле подобного» ( Иов.41:25 , см. также Иов.3:8 ). Он подробно описан в книге Иова — Иов.40:20–27, 41 (в тексте слав. Б. это «дракон», «змей»). Левиафан, как и упомянутый вместе с ним бегемот ( Иов.40:10–18 ), предстает не только как уникальное создание Господа, но и как символ Его могущества и творческой мощи. Псалмопевец, вознося хвалу Богу Творцу, среди всего созданного Им называет и левиафана: «Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем» ( Пс.103:24–26 ). Левиафан олицетворяет и враждебные израильтянам силы (Египет, фараона): «Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни…» ( Пс.73:13–14 ). Ср. Иез.29:1–5, 32:1–6 , где Египет (царь Египетский) сравнивается с большим крокодилом и морским чудовищем.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Смотри, какая щедрость! А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много. Итак, грешная эта жена получила прощение стольких грехов, а Мария, сестра Моисея, за малый ропот, осуждается на проказу (Чис. 12: 1). Грешникам Бог говорит: если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю (Ис. 1: 18); покаянием Он изменяет мрак в свет и словом благости разрешает бесчисленные грехи; к ходящему же в правде говорит: кто скажет брату своему: «безумный», подлежит геенне огненной. (Мф. 5: 22). За одно слово Он определил такое наказание, а при множестве грехов обнаруживает великое снисхождение. (3, с. 677.) Христос никогда не осуждал на наказание тех, которые не имеют дарований, но всегда тех, которые не оказывают праведной жизни. Для Него особенно желательны отличная жизнь и безукоризненные дела; а разделение дарований зависит не от воли получающего, но от воли дающего. Посему Христос нигде не восхваляет творящих чудеса, и учеников, восхищавшихся этим, отклоняет от такой радости: не радуйтесь, говорит Он, что духи вам повинуются (Лк. 10: 20); а везде Им ублажаются милостивые, смиренные, кроткие, чистые сердцем, миротворцы, совершающие все это и тому подобное. (1, с. 222.) Будь учеником Павла, поревнуй тем словам, которые громко произнесла эта блаженная и доблестная душа: Ибо я уверен, – говорил он, – что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8: 38–39). Его не могли отлучить от любви Божией ни Ангелы, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни другая какая-нибудь тварь. (2, с. 386.) Бог продолжал благодетельствовать ему [человеку – С. М.] не меньше, чем прежде, показывая, что хотя бы мы тысячу раз согрешили и отступили от Него, Он никогда не перестанет устроять наше спасение, и что, если мы обратимся, то спасемся; если же будем упорствовать во зле, то, по крайней мере, ясно будет, что Бог делает все, от Него зависящее. (1, с. 143.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ст. 35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие — выражение было слово Божие к… в ВЗ обычно означает откровение, ниспосылаемое пророку, см. Ос 1:1, однако в данном случае речь скорее идёт, в силу обычного понимания Пс 81:6, об израильском народе в момент установления синайского Завета. И не может нарушиться Писание — незыблемый принцип и в иудействе, и в первоначальном христианстве; спор между ними был о том, как именно исполнилось Писание; возможно, здесь возражение против упомянутого выше толкования, согласно которому дар Израилю мог быть отменён в наказание за грех отступничества и, таким образом, называть людей богами более невозможно. Ст. 36 Которого Отец освятил — глагол ‘освящать’ употреблён ещё только в 17:17,19, где Христос освящает [в Синодальном переводе посвящает — Реф.] Себя ради учеников и молится об освящении их Отцом. Глагол этот употребляется тут в обычном библейском смысле: посвятить значит ‘отделить для Божией цели’. Он означает, что Иисус предназначен для исполнения на земле высшего Божиего замысла. Возможно, здесь содержится отсылка к Чис 7:1 — тексту, читаемому на праздник Обновления: Когда Моисей поставил скинию, и помазал ее, и освятил ее — как Моисей освятил, то есть отделил от всего обыденного, скинию и её содержимое для священной цели, так и Бог освятил Иисуса для Его служения. Потому что Я сказал: Я Сын Божий — Иисус не говорил в точности этих слов, но их смысл выражен в ст. 30. Если Писание может назвать людей богами, Христос также вправе называть Себя так. Здесь вера не в “божественность” человечества как такового, а в творческую преображающую силу Слова Божиего: когда Слово обращено к твари, оно поднимает её выше естественного уровня и в этом смысле “обожествляет”. Но поскольку в Иисусе Слово воплощается, а не приходит к Нему извне, тем больше основания говорить о Его Божественности. Ст. 37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне — ср. 8:39–40 о делах Авраама и его потомков. Ст. 38 верьте делам Моим — из признания того, что дела Иисуса — дела Божьи, следует, что Бог послал Его в мир. В раввинистической традиции не все пророки называются посланниками ( e lihim) Бога; это слово применяется только к тем из них, кто совершил такие дела, которые считались исключительной прерогативой Бога. Елисей назывался ‘посланник, представитель’ (греч. потому что сделал возможным для бесплодной женщины зачать ребенка, Илия — потому что вызвал дождь, а Илия, Елисей и Иезекииль — потому что воскресили мёртвых. Эти три действия считались возможными только в результате непосредственного вмешательства Бога в ход событий. Неизвестно, впрочем, восходит ли такое понимание “посланничества” к I в. Отец во Мне и Я в Нем — близко по смыслу к словам, вызвавшим смятение, в ст. 30; о взаимном пребывании Отца и Сына см. ещё 14:10–11; 17:21.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Ст.5. « Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих ». Под именем хранилищ сектанты разумеют «широкие поповские карманы», а воскрилиями называют длинные полы и широкие рукава священнических одежд. Произвольное, кощунственное, ни на чем не основанное понимание! Хранилищами в Ветхом Завете назывались особые кожаные мешочки с листиками, на которых были написаны слова из закона Моисеева. Эти мешочки привязывались евреями ко лбу и правой руке во исполнение повеления Божия, Который сказал: « И да будет тебе это знаком на руке твоей, и памятником пред глазами твоими, дабы Закон Господень был в устах твоих » ( Исх.13:9 ; Втор.6:8; 11:18 ). Воскрилиями назывались особые кисточки яхонтового цвета, которые пришивались к краям верхней одежды. Они имели символическое значение. Взирая на воскрилия, Иудеи должны были постоянно помнить заповеди Божия во исполнение повеления Господа, Который сказал некогда Моисею: « Объяви сынам Израилевым, и скажи им, что бы они делали себе кисти на краях одежд своих, и в кисти, которые на краях вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни и исполняли их » ( Чис.10:38–39 ; Втор.22:12 ). Вина книжников и фарисеев состояла в том, что, желая казаться благочестивее других, они лицемерно расширяли и увеличивали обычный размер хранилищ и воскрилий, а не то, что они их носили, ибо ношение хранилищ и воскрилий было обязательно для всех иудеев. Ст.6. « Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах ». В этих словах сектанты видят обличение православных пастырей за то, что последние любят во всех случаях занимать первые места. Но первые места занимаются православными пастырями не из тщеславия, как делали это книжники и фарисеи, а предоставляются им в знак уважения к их высокому сану и положению, как носителям и хранителям Божественной Благодати. Оказывая уважение православным пастырям предоставлением им во всех случаях первых мест, христиане исполняют повеления Слова Божия, которое гласит: « Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь » ( 1Тим.5:17 ), а также: « Просим вас, братия, уважать трудящихся у вас и предстоятелей ваших в Господе » ( 1Солун.5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Теперь сыры в Палестине редко бывают более 2-х или 3-х фунтов. Приготовляется сыр таким образом. В мех из козлиной шкуры наливают кислого молока и трясут его до тех пор, пока от творога не отделится сыворотка; сыворотку сливают, а вместо ее еще наливают молока и продолжают трясти мех. Образовавшийся сыр потом высушивают на солнце, складывают его в камышовые или пальмовые корзинки и крепко сжимают и связывают их. В таком-то виде сыр употребляется в дороге. Обыкновенно его разбавляют водой и употребляют как прохладительный и укрепляющий напиток (Гейки 211–214). Кроме хлеба, в качестве приправы к нему, евреи ели различные овощи. Упрекая Моисея, что он вывел их из Египта, они говорили ему: „мы помним рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук, и чеснок ( Чис. 11:5 ). Овощи на Востоке и в настоящее время очень употребительны и отличаются сладостью (лук, редька) или нежностью вкуса (огурцы, цветная капуста; помидоры и т. д.). Для разведения этих овощей древние евреи иногда устраивали при домах своих особые овощные сады. „И сказал Ахав Навуфею: отдай мне виноградник твой; из него будет у меня овощной сад, ибо он близок к дому моему. А вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит». ( 3Цар. 21:2 ). Иногда искали этих овощей в поле. „И сказал Елисей слуге своему: поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих. И вышел один из них собирать овощи, и нашел длинное вьющееся растение, и набрал с него плодов полную одежду свою, и пришел, и накрошил их в котел с похлебкой” ( 4Цар. 4:38–39 ). Как видно из этого рассказа, овощи иногда варили, но больше употребляли их в сыром виде. „Лучшее блюдо зелени, и при нем любовь, говорит Соломон, нежели откормленный бык, и при нем ненависть”. ( Притч. 15:17 ). В частности, чеснок считался возбуждающим средством и противодействием ревности. Особенно любили евреи похлебку из бобов и чечевицы, за которую Исав продал свое первородство Иакову. „И сварил Иаков кушанье, а Исав пришел с поля усталый... и дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы, и он ел и пил, и встал, и пошел, и пренебрег Исав первородство”. ( Быт. 25:29–34 ). Бобы и чечевица, говорит Ян, вскипяченные с маслом, распаренные и растертые в кашу, и теперь, как в древности составляют дорогое кушанье, которым лакомятся богачи и вельможи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Эти добровольные приношения частью отдавались израильтянами в пользу священников и левитов, частью же шли на устроение после совершения жертв пиршественной трапезы, в которой, кроме семьи самого жертвователя, участвовали бедные, рабы и пришельцы: «веселись пред Господом, Богом твоим, – говорится во Втор.16:11 о празднике пятидесятницы, – ты, и сын, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, который у ворот твоих, и пришлец, и сирота, и вдова, которые среди тебя». Наконец, с праздника же пятидесятницы начиналось у древних евреев приношение начатков от плодов, согласно с предписанием закона Моисеева: «когда придешь ты в землю, которую Господь, Бог Твой, дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней: то возьми начатков всех плодов земли твоей, которую Господь, Бог твой, даст тебе, и положи в корзину, и поди на место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы обитало Имя Его там» ( Втор.26:1–2 ) 35 . Согласно со свидетельством Мишны 36 , это приношение начатков не могло быть совершаемо ранее дня пятидесятницы (срвн. Исх.23:16 ) и позднее праздника обновления храма 37 . Требовалось приносить произведения, выросшие непременно в обетованной земле 38 и перечисленные во Втор.8:8 , т.е. пшеницу, ячмень, виноград, смоквы, гранаты, маслины и финики, заменявшие медь 39 . По указанию Иудейских раввинов, следовало приносить не менее одной шестидесятой части всего сбора, полученного хозяином. Некоторые же из благочестивых евреев, отдавали даже до одной сороковой части 40 . Конечно, для начатков, приносимых евреями, обыкновенно, к жертвеннику, выбирались лучшее из плодов ( Чис.18:12 ). По свидетельству Мишны, израильтяне собирались в путь для отнесения начатков группами по 24 человека. Впереди гнали быка для жертвоприношения, украшенного масличными ветвями. Путников сопровождал музыкант, игравший на флейте. Пред началом пути отправлявшиеся в Иерусалим проводили ночь на открытом воздухе и на рассвете избранный предводителем отряда путников приглашал их в путь словами псалма: «возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень» ( Пс.121:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Из этих, групп наиболее близкой к оригиналу следует признать группу в сборнике Яцимирского, так как она, помимо того, что содержит наибольшее количество сравнительно с другими группами Феодоритовых толкований, следует порядку греческого оригинала, – разумеется, с пропусками. Порядок толкований Феодорита в ней следующий: кн. . Кн. Исх:4, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 17, 26, 28, 29, 31, 33, 36, 39, 40, 48, 49, 50, 52, 53, 57, 60 (bis) 62, 68, 69, 70. Кн. Лев.: 7, 8, 10, 11, 13, 16, 19, 21, 22, 28, 30, 32, 35, 36. Кн. Чис.: 1. 7, 10, 16, 27, 50. Только последние шесть вопросов стоят не на своем месте – Быт.5 , Лев.1 , Чис.13 , Исх.59 , Исх.51 , Исх.38 . В группе Изборника вопросо-ответы, как сказано, идут в естественном порядке в первой половине, во второй же нарушен. Нарушен порядок и в группе Троицкого собрания. Что касается Каафа, то он представляет собой попытку образовать особое литературное произведение. Он не просто выборка из «палеи с тълъкомъ», но особый род литературного произведения, хотя надо сказать с очень первобытной обработкой. Самостоятельность редактора выразилась, во-первых, в сильной перестановке вопросо-ответов. Сравнивая с греческим текстом Феодорита, мы наблюдаем вопросо-ответы последнего в таком порядке: . Исх. 13, 4, 14, 17, 9, 7, 6 . Быт. 105 . Исх. 20, 21, 28, 29. 31, 33, 70, 68 . Быт. 29 . Исх. 44 . Быт. 44 . Исх. 49, 50, 53, 57, 60 . Лев. 8, 10, 32 . Чис. 10 . Лев. 1 . Чис. 13 . Лев. 22 . Исх. 59 . Лев. 11, 28 . Исх. 26, 39, 52 . Лев. 13, 19, 21 . Исх. 55 . Лев. 31 . Исх. 61–63, 51 . Лев. 25 . Исх. 58 . Чис. 31 . Исх. 38 . То, что такой порядок не был первоначальным, доказывает группа в сборнике Яцимирского. Следующим знаком самостоятельности редактора является заимствование вопросо-ответов из других источников. Таких вопросо-ответов, правда, немного. Они следующие: вопр. 28 и 29 взяты из вопросов Афанасия 21 к Антиоху князю; вопрос 33 взят из того же источника и является лишним, так как тот же вопрос читается раньше – вопр. 30=Феод. Исх. 68 ; вопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

Обыкновенные выражения, часто употребляемые в 3 и 4 книгах Царств, при известиях о восшествии на престол новых царей, при общей характеристике их деятельности, в 4Цар. 24:18–20 и Иер. 52:1–3 , свидетельствуют, повидимому, о тожестве автора Иер. 52 гл. с автором книги Царей. С другой стороны, те отличия от повествования книги Царств, которые указаны нами в подробностях истории 52 гл., как будто не допускают мысли о том тожестве. Верно одно, что Иеремии принадлежит известная доля участия в первоначальном составлении если не самых наших 3 и 4 книг Царств и Иер. 52 гл. то по крайней мере их источников. И в частности, Иер. 52:4–16 и 4Цар. 25:1–12 находятся в прямой зависимости от Иер. 39:1, 2, 4–10 . Последнему издателю 3 и 4 книг Царств и 52 главы Иеремии обязаны оне тем видом, какой имеют теперь. От этого издателя (кто бы он ни был, Ездра, или другой кто) происходят те отличия, какие имеет Иер. 52 гл. и 4Цар. 25 в сравнении с Иер. 39 гл. Известные подробности (напр. указание времени прибытия в Иерусалим Невузарадана, замечание о том, что войско, бежавшее вместе с Седекией, по выходе из города разбежалось от царя и т. д.) он считал необходимым внести в разсказ, имевший общую цель описания последней судьбы города, предсказанной Иеремиею, между тем как в 4Цар. 25 гл., в виду более специальной, личной цели автора, подробности эта могли быть опущены. V. Неповрежденность Иер. 48 гл. Мовсрс первый нашел невозможным приписать Иеремии „эту компиляцию мыслей, набросанных во второй части 48 гл. без всякаго порядка и не без ошибок» 45 . Лишь первую половину пророчества, за исключением некоторых незначительных вставок, он считал несомненным произведением Иеремии, находя в языке ее сходство с языком других, несомненно подлинных, частей книги этого пророка. В тех же частях главы, который составляют повторение (не буквальное) пророчеств других пророков ( Иер. 48:5, 29–38 ср. с Ис. 15:2–7, 16:6–11 ; Иер. 48:45–46 ср. с Чис. 21:28 и сл., Чис. 24:17 ; Иер. 48:43, 44 ср. с Ис. 24:17, 18 ), Моверс усматривает и признаки позднейшей эпохи развития языка ( Иер. 48:46 вместо древнейшей Чис. 21:29 , употребляемой и у Иеремии Иер. 29:14, 49:39 , Плч. 2:14 ; – Иер. 48:45 вместо = Чис. 24:17 ), и непонимание и искажение оригинала ( Иер. 48:45 – борода Моава вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010