Весь народ, вышедший из Египта можно, таким образом, оценить в более чем 2 миллиона человек. Когда народ начал жаловаться на отсутствие воды, Господь сказал Моисею: «Возьми жезл и собери общество, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы». Моисей собрал народ и сказал: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?», но в сердце его было сомнение, что Господние слова исполнятся. И он не приказал словом скале, как велел ему Бог, а ударил по скале жезлом, и истекла вода. Поэтому Бог и сказал Моисею с Аароном: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Чис. 20:8-12). Какое суровое наказание для Моисея! Недаром пророк перед своей смертью молил Господа: «Владыко Господи, дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан» (Втор. 3: 24-25). Но Бог желал, чтобы в новые мехи вливали новое вино, чтобы в землю обетованную вошли мужи совершенной веры. Блаженный Феодорит Киррский еще указывает, что земля обетованная – это символ благодати Нового Завета, а поэтому закон в лице Моисея и окончился до перехода израильтянами через Иордан. Поэтому-то Моисей и назвал своего самого верного служителя – Осию, сына Навина, – Иисусом, то есть спасителем (Чис. 13:17). Именно Иисус Навин ввел иудеев в землю обетованную, прообразуя то, как Иисус Христос введет свой народ в Царство Благодати. И как закон являлся «детоводителем» ко Христу (Гал. 3:24), издали открывал человеку благодатные заповеди блаженства, так и Моисей удостоился издали узреть землю обетованную. Перед смертью Господь повелел взойти ему на гору Нево и показал ему там всю землю, обещанную Аврааму, даже до Средиземного моря. Там и умер Моисей. Перед своей смертью он предрек Израильскому народу: «Пророка из среды тебя , из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» (Втор. 18:15). Исполнились эти слова в полноте лишь на Христе Спасителе, ибо, как свидетельствует Писание, «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей».

http://pravoslavie.ru/76294.html

Даже, — если можно сказать нечто дивное, — кто совершит великие грехи, но сделает это незаметно и никого не соблазнит, тот подвергнется меньшему наказанию, нежели согрешивший легче, но с дерзостью и с соблазном для многих. 8. Чтобы ты не удивлялся сказанному и не считал этого слова преувеличением, мы приведем тебе такое же изречение с неба и представим такой же закон оттуда. Так, блаженному Моисею, кротчайшему из всех людей на земле, другу Божию и большему из пророков (ибо с другими Бог беседовал в притчах, а с ним, как друг с другом), такому и столь великому мужу, терпевшему бесчисленные бедствия в пустыне столько лет, часто подвергавшемуся крайним опасностям и от египтян за иудеев, и от иудеев по их неблагодарности, не другое что–либо воспрепятствовало после тех многих бедствий и бесчисленных подвигов получить обетованное, как соблазн, произведенный им на бывших вместе с ним при изведении воды. Это давая разуметь, Бог говорил: « за то, что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему » (Чис. 20:12). Хотя он и прежде того оказывал некоторое непослушание (ибо он однажды и дважды противоречил Богу, быв посылаем в Египет, и после этого в пустыне оказал неверие, когда говорил: « шестьсот тысяч пеших в народе сем, а Ты говоришь: «Я дам им мяса, и будут есть целый месяц!»: заколоть ли всех овец и волов, чтобы им было довольно? или вся рыба морская соберется, чтобы удовлетворить их?» (Чис. 11:21, 22), и после того опять противился и отказывался от управления народом, однако ничто из всего этого не могло лишить его предстоявших наград, а только один случай при изведении воды; потому что этот поступок, хотя по существу своему был маловажнее тех, но по вреду для других был гораздо важнее их. Те происходили наедине и тайно, а этот грех был совершен явно и при всем народе. Посему и Бог, обличая, выразил это в словах: « за то, что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою пред очами сынов Израилевых », раскрывая сущность этого греха его и объясняя, почему он был непростительным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

Здесь высказывается запрещение покланяться кумирам или идолам, какой бы вид они не имели – мужчины ли: Деян. 14:11 – 12 , женщины: Деян. 19:35 , скота: Деян. 7:41 , птицы и гада (напр. Деян. 14:41 ), небесного светила (напр. Деян. 7:42–43 ), и из какого бы материала и каким способом они ни были бы сделаны – вылитый из металла идол (напр. Исх. 32:4 ), в виде деревянного столба (напр. Иер. 10:2 – 5 ), кумир из камня: (напр. Авв. 2:18–19 ). Хотя св. икона также может иметь вид вылитого или чеканного изображения мужчины (напр. Исх. 25:18 ), и на ней может находиться изображение постороннее (напр. Чис. 21:8–9 ), однако поскольку св.иконы суть не идолы, то приведенные сектантами места свящ. Писания к вопросу об иконопочитании нисколько не относятся, а лишь обличают сектантское невежественное обращение со словом Божиим, – смешение слова «икона», что то же, подобия лица действительно существующого, со словом «идол», т е. подобие лица воображаемого, а в действительности не существующего. Ведь не называют же сектанты фотографии близких им лиц идолами и кумирами, на каком же основании они допускают такое кощунственное сравнение св. икон Господа Бога и Его угодников с изображениями языческих богов? Деян. 14:11 . Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по ликаонски: боги в образе челове ческом сошли к нам 12 . И называли Варнаву Зевесом, а Павла Эрмием, потому что он начальствовал в слове. Деян. 19:35 . Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! Какой человек не знает, что народ Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? Деян. 7:41 . И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. 19 . Горе тому, кто говорит дереву: встань! и бессловесному камню: пробудись! Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром; но дыхания в нем нет. См. Деян. 7: 43 , п. VI. Исх. 25:18 , п. VI. Чис. 21: 8 . И сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей когого–либо человека) ужаленный взглянет на него, останется жив.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

12 Чин, пол, или звание составляют одно из двукоренных слов «муж-чина» и «жен-щина». Чин жены – носить в себе и давать жизнь (жена=жизнь) семени мужа. Чин мужа – осуществлять связь (муж=узы, связь, отсюда ужичество, союз; также слово моуж происходит и от слова «может», то есть чин имеющего могущество, силу, власть) своей семьи с Богом. Осознание своего чина-звания и соответственно призвания служит усовершенствованию души и устроению её по подобию Божию. Именно с осознания своего пола и рода-племени начинается становление человека как образа Божия и стремление к Его подобию, тогда как грех начинается именно с бесчиния, то есть, в частности, с отрицания пола. Именно поэтому женщина не может иметь священнического сана, а мужчина не может находиться в подчинении у женщины. Что же касается соблюдения чистоты крови, то в Требнике в Последовании о Исповеди исповедующий священник вопрошает: «Не пался ли еси со иноплеменным телом?» (Полный чин без изъятий находится в издании: Требник. Белград, 1983, с. 76). Господь разделил народы, и в этом явлена Его святая воля. И Он дал заповеди, как хранить чистоту своей крови: «... они могут быть жёнами тех, кто понравится глазам их, только должны быть жёнами в племени колена отца своего...» ( Чис.36:6 ); «... всякая дочь, наследующая удел... должна быть женой кого-нибудь из племени колена отца своего, чтобы сыны... наследовали каждый удел отцов своих, и чтобы не переходил удел из колена в другое колено; ибо каждое из колен... должно быть привязано к своему уделу» ( Чис.36:8–9 ). «Мы сделали преступление пред Богом нашим, что взяли жён иноплеменных из народов земли...» ( 1Езд.10:2 ). «Итак, покайтесь в сем пред Господом Богом..., и исполните волю Его и отлучите себя от народов земли, и от жён иноплеменных» ( 1Езд.10:11 ). «И был Исав сорока лет, и взял себе в жёны... дочь... Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке» ( Быт.26:34 ). И о Царе говорит Господь: «... Поставь над собой Царя, Которого изберёт Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собой Царя; не можешь поставить над собой Царём иноземца, который не брат тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Слова «[Вот разделение, какое сделал Моисей сынам израилевым... на супротив Иерихона]» отсутствуют в еврейском тексте, но читаются в списках перевода LXX и в славянской Библии. Они представляют, очевидно, заглавие к следующему затем разделению Восточно-Иорданской страны между двумя с половиной коленами и находились, по всей вероятности, в древнейшем еврейском тексте, которым пользовались LXX, как это допускают и некоторые из западнохристианских комментаторов 123 . Выражение «по племенам их» в древних греческих списках отсутствует. Нав.13:15 .  колену сынов Рувимовых по племенам их дал удел Моисей: Нав.13:16 .  пределом их был Ароер, который на берегу потока Арнона, и город, который среди потока, и вся равнина при Медеве, Нав.13:17 .  Есевон и все города его, которые на равнине, и Дивон, Вамоф-Ваали Беф-Ваал-Меон, См. Нав.12:1–2,13:9 . «Вамоф-Ваал» (высота Ваала) находился на восточной стороне Мертвого моря, близ северной его оконечности; он служил местом, с которого Валаам видел израильский стан, расположенный на Моавитской равнине, против Иерихона ( Чис.25:1 ); самое место его с точностью не установлено. Город «Беф-Ваал-Меон» (в славянской Библии «домы Веелмони») находился на северной стороне потока Зерка Маин, верстах в 6-ти от Медевы (см. Нав.13:9 ) на месте обширных необитаемых в настоящее время развалин, носящих название Маин. Нав.13:18 .  Иааца, Кедемоф и Мефааф, Место «Иаацы» (в славянской Библии «Иасса» согласно с Александрийским списком) не установлено; по Евсевию (под именем εσσα) этот город находился между Медевой и Дивус (Дивоном); некоторые 124 указывают на развалины Мугатель-ель-Гай на южной стороне Ароера, близ Арофа, как на место Иаацы. «Кедемоф» находился в пустыне, носившей его имя ( Втор.2:26 ), по верхнему течению Арнона ( Чис.21:13 ), «на краю сирско-аравийской пустыни», недалеко от дороги в Мекку 125 ; но с точностью место его не определено. Положение «Мефаафа», бывшего левитским городом ( Нав.21:37 ), а во времена римского владычества (по Евсевию: Μηφααθ) сторожевым пунктом, также неизвестно в настоящее время. Нав.13:19 .  Кириафаим, Сивма и Цереф-Шахар на горе Емек, «Кириафаим» находился, по Евсевию, в 10 римских милях (14 верст) от Медевы, в нынешнем Керейат, как называются развалины, на юг от горы Апарус и вади Зерка. Место «Сивмы», находившегося по указанию блаженного Иеронима (в толковании на кн. пророка Исаии 16:8) в 500 шагах от Есевона 126 , неизвестно в настоящее время. «Цереф-Шахар» (в славянской Библии «Сарф и Сиор», согласно с Александрийским списком) «на горе Емек» (в славянской Библии «Енак», согласно с Александрийским списком) указывается некоторыми на месте развалин Цара, к востоку от Мертвого моря, на юг от вади Зерка Мален.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нав.13:29 .  Моисей дал удел и половине колена Манассиина, который принадлежал половине колена сынов Манассииных, по племенам их; Слова " который принадлежал половине колена сынов Манассииных», повторяющих то же, что сказано в начальных словах этого стиха, читаются в еврейском тексте, но не находятся в переводе LXX по древнейшим его спискам, как и в славянской Библии. Нав.13:30 .  предел их был: от Маханаима весь Васан, все царство Ога, царя Васанского, и все селения Иаировы, что в Васане, шестьдесят городов; При описании удела полуколена Манассиина библейский писатель сначала указывает южный пограничный пункт – Маханаим и затем важнейшую северную часть его владений – Васан ( Нав.12:5 ), как называлось царство Ога до завоевания его израильтянами, после чего оно стало известно под названием «селений Иаировых» ( Втор.3:14 ). Нав.13:31 .  а половина Галаада и Астароф и Едрея, царственные города Ога Васанского, [даны] сынам Махира, сына Манассиина, половине сынов Махировых, по племенам их. Здесь в частности указывается та половина Галаада, которая точнее обозначена находившимися в ней столичными городами «Астарофом и Едреей», т.е. северная, которую получило старшее поколение Манасиина колена, называвшееся по имени своего родоначальника Махировым, в отличие от других поколений, ведших свой род также от него ( Чис.26:29–32 ), но носивших имена других ближайших родоначальников. Северная часть Галаада отдана была Махирову поколению, как принимавшему особенно деятельное участие в ее завоевании ( Чис.32:39 ; Нав.17:1 ). 117 В Александрийском списке по фототипическому его снимку, конец Нав.13 и начало Нав.13 читается κα τ Ευα κ Θαιμαν κα πσ γ Χανααν. Здесь слово Θαιμαν отделено от следующих затем слов πση γ черточкой или точкой, составляющей в Александр. списке единственный знак препинания. Ставящаяся в печатных изданиях греческого текста перед κ Θαιμαν точка принадлежит издателям, разделяющим его применительно к принятому разделению на стихи. Непосредственная связь слов: к югу с концом Нав.13 ясно выражена и в переводе блаженного Иеронима Ad meridiem vero sunt Hevaii – «а к югу Евеи». По словам других комментаторов (напр. Keil. Iosua, 105), так же переведено это место и в Сирском Пешито. 119 Так читается начало 8-го стиха в Александрийском и древнем Ватиканском (кроме δ δο, отсутствующих в последнем) и др. списках. 122 Перевод этого памятника на русский язык с объяснением см. в «Христианском Чтении» 1870 г., где помещены статьи проф. Д. А. Хвольсона «Новооткрытый памятник Моавитского царя Меши». Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Иисуса Навина. 848-1053 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5.2. Это, впрочем, относится не ко всем, но только к тем, кто по заслугам своим стал Иаковом и Израилем; таким был нищий, именем Лазарь, жизнь которого, несомненно, проходила в скорбях и печалях, однако богачу сказано: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк.16:25 ). Таким образом, он – Израиль и Иаков, и его не коснулись скорби и печали. Богач, конечно, тоже был Израилем, но Израилем «по плоти»; ибо сказано ему, что у его братьев «есть закон и пророки; пусть слушают их» (ср. Лк.16:29 ). А так как он не был Израилем «по духу», то скорби и печали пришли к нему. 6.1. «Господь, Бог его, с ним, славные из начальников среди него 27 » ( Чис.23:21 ). Ибо Бог никогда не оставляет Свой Израиль. Посмотрим, что это за начальники, чье величие с Израилем. Величие начальников заключается в их силе, господстве и царстве. Но так как есть начальники, которые либо должны быть отстранены от власти, либо уже низвергнуты, и на их место поставлены истинные израильтяне, то все то величие, которое имели на небесах начальники, не сохранившие свою власть и оставившие «свое жилище» (ср. Иуд.1:6 ), получит Израиль и Иаков, который боролся и одолел (ср. Быт.32:28 ), и таким образом величие властителей будет с ним. 6.2. «Бог вывел их из Египта, слава единорога 28 у него» ( Чис.23:22 ). Несомненно, тот Израиль был выведен из земного Египта, а этот, духовный Израиль – из Египта этого мира, из царства тьмы, и слава его – как слава единорога. Говорят, единорог – животное, наименование которого отражает его внешность. Мы часто читаем об этом животном в Божественном Писании, особенно в книге Иова (ср. Иов.39:9–12 ), где глас Самого Бога показывает его силу и могущество, и, как и во многих других местах, это должно понимать как указание на Христа. В Божественных Писаниях мы часто встречаем слово «рог» в значении «царство», как и пророк говорит: «Он [рог] сломился, и вместо него вышли другие четыре: это – четыре царства» ( Дан.8:22 ). И, таким образом, словом «единорог», относящимся ко Христу, показано, что все, что Он есть, – это Его один рог, иначе говоря, одно Его царство. «Потому что [Отец] все покорил под ноги Его» ( 1Кор.15:27 ), доколе последний враг истребится – смерть (ср. 1Кор.15:26 ). Христос обладает единым царством всего, словно единорог, ибо, как сказано, «Царству Его не будет конца» ( Лк.1:33 ). Потому и сказано, что для него, то есть для духовного Израиля, слава его – как слава единорога. Ведь и Сам Господь говорит в Евангелии: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21 ). Израилю будет дана слава, подобная славе единорога, тем более что Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Фил.3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Например, гнев и вожделение суть порождения телесные. Плоды их, то есть действия, являются общими и для нас – разумных существ, и для зверей земных, ибо когда мы впадаем в праведный гнев, иначе говоря, упрекаем согрешившего ради его спасительного исправления, мы употребляем эти земные плоды, и тот вещественный гнев, которым мы сдерживаем грех и восстанавливаем справедливость, становится нашей пищей. А чтобы не показалось тебе, что мы делаем подобные выводы, исходя из своего собственного понимания, а не черпаем их из глубин Священного Писания , обратимся к книге Чисел и вспомним, что сделал священник Финеес, когда увидел, как мадианитянка и израильтянин у всех на глазах заключили друг друга в нечестивые объятия. Исполнившись гнева Божественной ревности, он вынул меч и пронзил их обоих ( Чис.25:7–8 ). Это действие вменил ему Бог в праведность, когда сказал Господь: «Финеес отвратил ярость Мою в ревности Моей» ( Чис.25:11–12 ) «и это вменилось ему в праведность» ( Пс.105:31 ). Таким образом, эта земная пища гнева становится нашей пищей, когда мы используем ее разумно ради праведности. Но если гнев воспламеняется неразумно и от него страдает невинный и обрушивается он на того, кто не сделал ничего плохого, то становится он пищей зверей полевых и змей земных и птиц небесных. Ибо и бесы, которые побуждают нас совершать дурные поступки и питаются ими, вскормлены этой пищей. Свидетельством этого является Каин, обманувший своего брата в гневе зависти. Подобным же образом мы должны думать о вожделении и личных привязанностях этого рода. Ибо когда «сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» ( Пс.83:3 ), вожделение – наша пища. Но когда мы возгораемся похотью к чужой жене или жаждем чего-то, принадлежащего нашему ближнему, вожделение становится пищей зверей. Примером этому могут служить страсть Ахава и поступок его жены Иезавели в отношении виноградника Навуфея Изреелитянина ( 3Цар.21 ). Следует обратить внимание на то, в каких словах Писание предостерегает нас. И хотя говорится, что Господь сказал о человеке: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу» ( Быт.1:29 ), о зверях не сказано, что «Я дал им это в пищу», но «будет им в пищу» ( Быт.1:30 ), так что согласно духовному пониманию, которое мы объяснили, эти предпочтения даны человеку Богом, но Бог говорит, что они также будут пищей и зверям земным.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В этом царь Моава не мог не усмотреть спеси и высокомерия со стороны месопотамского мага и несомненно был недоволен, но таинственная, внушающая невольный страх личность заклинателя и особенно представление опасности не позволили ему, вероятно, резко выразить свое недовольство Валааму. Тем не менее Валак не мог утаить своего настроения и высказал его в форме огорченного удивления и тонкого упрека. «И сказал Валак Валааму: не посылал ли я к тебе звать тебя? Почему ты не шел ко мне? Неужели я в самом деле не могу почтить тебя» ( Чис.22:37 ). Валаку представлялось, вероятно, что Валаам полный господин своих поступков, что сокрушительная сила его слов не подлежит ограничению свыше. Валаам видел необходимость сразу умерить ожидания моавитского царя, думавшего, будто с прибытием его связывается и возможность произнести проклятие на Израиля, и отвечал Валаку кратким, но сильным оправданием, выясняющим и обстоятельства ожидаемого события, и зависимость своего дивного дара в отношении исполнения его просьбы. «И сказал Валаам Валаку: вот я и пришел к тебе, но могу ли я что от себя сказать? Что вложит Бог в уста мои, то и буду говорить» ( Чис.22:38 ). Нотка сожаления очевидно звучит в этих словах. Валааму больно за свою связанность, ему жаль несчастного царька, возлагающего на него широкие надежды. И Валака такой ответ естественно привел в сильное беспокойство, так что он обратился к Валааму с вопросом, чем и как можно умилостивить Божество. «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами единолетними? Но можно ли угодить Господу хоть тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дать Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего за грех души моей» ( Мих.6:6–7 ). Согласно страшным обычаям своей страны ( 4Цар.3:27 ). Валак готов был в случае нужды даже принести в жертву своего старшего сына для умилостивления божественного гнева. Но на этот вопрос, звучащий смертельным отчаянием, Валааму следовало бы ответить словами Господа ( Втор.10:12 ): «О, человек, сказано тебе, в чем добро и чего требует от тебя Господь: только действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом Твоим» ( Мих.6:8 ) Понял ли бы Валак такие слова или нет, во всяком случае он в полной надежде на магическую помощь Валаама направился с погруженным в тягостную думу заклинателем в сопровождении своих старейшин в Кириаф-Хуцоф (буквально – «город скотных дворов», поселение состоящее из пастушеских дворов 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Скачать epub pdf Глава 12 Речь по поводу срывания учениками колосьев ( Мф.12:1–8 ). Исцеление сухорукого и других ( Мф.12:9–21 ). Исцеление бесноватого и речь по сему поводу ( Мф.12:22–37 ). Знамение пророка Ионы ( Мф.12:38–40 ). Суд над народом ( Мф.12:41–45 ). Матерь и братья Христовы ( Мф.12:46–50 ). Мф.12:1 . В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. «В то время»: ср. прим. к Мф.3:1 . – «Срывать колосья и есть»: бывший в употреблении и в настоящее время еще на востоке обычный способ утоления голода; срывали спелые колосья, растирали их в руках и вытертое жито ели. И законом Моисеевым дозволено было срывать колосья на жатве ближнего, только серпа заносить не дозволено ( Втор.23:25 ). Мф.12:2 . Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. «Чего не должно делать в субботу»: Моисей, повелев шесть дней в неделю делать, запретил в седьмый день (в субботу) заниматься обычными и житейскими делами, кроме самых необходимых ( Исх.20:10, 35:2–3 ; Чис.15:32–36 ). Предания старцев еще более усилили строгость субботнего покоя, так что даже дела добрые, дела благочестия, иногда запрещалось делать в субботу. Впрочем фарисеи, неблагоприятно относившиеся к Спасителю, кажется, преувеличивали, именно в отношении к Нему и Его ученикам, строгость требований субботнего покоя; в отношении к себе и другим они, наверное, были снисходительнее (ср. Мф.12:11 ). Срывание учениками Иисусовыми колосьев даже для удовлетворения голода, следовательно по необходимости, они почли нарушением субботнего покоя, осквернением субботы и – не опустили случая обратить внимание Господа на это, и упрекнуть Его в том, что Он дозволяет ученикам Своим такое, по их мнению, явное и соблазнительное для других нарушение законов о субботе. Мф.12:3–4 . Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010