«Начальник при доме Божием» (ст. 13), см. ( 1Пар.9:11 ) – первосвященник (Vulgata: pontifex domus Dei) или же специальное должностное лицо, заведовавшее приемом и распределением приношений. Стих 17. Начальный возраст левитской службы здесь и в ( 1Пар.23:3,24–28 ) определяется в 20 лет; в законодательстве же Моисеевом он доказывается то в 30 ( Чис.4:3,23,30 ), то в 25 лет ( Чис.8:24 ). По-видимому, Давид нашел нужным призывать левитов на службу в более раннем возрасте (20-ти лет), и такая практика соблюдалась впоследствии – не только при Езекии, но и после плена ( 1Ездр.3:8 ). Впрочем, самостоятельное ответственное служение левитов при храме могло начинаться согласно с предписанием Моисея, не ранее 30 лет, до этого же возраста они могли служить лишь в качестве помощников старших левитов (см. «Толковую Библию», т. I, с. 525). Ст. 18–19. Все заботы Езекии в отношении теократических приношений были направлены к тому, чтобы они распределяемы были между священниками и левитами по принадлежности " со всею верностью» – в предупреждение возможных обид и обманов низших членов клира высшими. В последующей истории такие прискорбные явления иногда бывали. Так при прокураторе Феликсе (см. Деян.23–24 ), рассказывает И. Флавий, «первосвященники настолько потеряли всякий стыд и дошли до такой дерзости, что решались отправлять слуг своих к гумнам, чтобы забирать там десятину, предназначавшуюся для простых священнослужителей. Таким образом случилось, что несколько бедных священников умерло от голода» («Иудейские Древности», кн. XX, гл. 8, 8). Весь раздел о введенных Езекией чередах священнических и левитских и источниках их содержания, отличающийся пунктуально точными деталями и содержащий в себе целый ряд имен (ст. 12–15), имеет все признаки документальности и исторической достоверности. 2Пар.31:20 .  Вот что сделал Езекия во всей Иудее, – и он делал доброе, и справедливое, и истинное пред лицем Господа Бога своего. 2Пар.31:21 .  И во всем, что он предпринимал на служение дому Божию и для соблюдения закона и заповедей, помышляя о Боге своем, он действовал от всего сердца своего и имел успех.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Втор.7:25–26 . «Кумиры богов их сожгите огнём; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью: ибо это мерзость для Господа Бога твоего. И не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она. Отвращайся сего и гнушайся сего; ибо это заклятое». Объясн. Здесь, как и во всех подобных местах, говорится о кумирах и богах языческих, и к святым иконам слова этого места не могут относиться, тем более что благоговейное внесение святых икон в дом сопровождалось благословением Божиим ещё и в ветхом завете: 2Цар.6:11–12 ; ср. Чис.21:8 , а в Новом Завете и невозможно исчислить всех благодеяний Божиих, явленных через святые иконы (Чит. Историю Церкви). 4Цар.17:33:41 . «Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их... Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их». Объясн. Самаряне с чествованием Господа истинного соединяли чествования «истуканов», т.е. ложных богов и ложных изображений; православные же христиане поклоняются Господу и чествуют истинные изображения Господа. Богопоклонение православное и самарянское такое же имеет сходство, как, например, богопоклонение Соломона во дни юности его, за которое он был удостоен особых милостей Божиих: 3Цар.6:23–35:9:13 , и богопоклонение во дни его старости, за которое Соломон навлёк на себя гнев Божий: 3Цар.11:4–11 . Православные христиане за поклонение Богу чрез посредство священных изображений получали и получают не гнев, а благословение Божие, свидетельствуемое множеством чудес, описанных в истории Церкви. 4Цар.18:4 . «Он (царь Езекия) отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей; потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан». Объясн. Истребление медного змея сделано было не потому, что Господу неугодно было употребление и чествование фигурных изображений, тем более что змей сделан был по повелению Божию: Чис.21:8–9 , и по Его же повелению было воскурение фимиама пред изображениями на занавеси и на крышке Ковчега: Исх.30:8 . Из слов этого места видно, что сыны Израилевы кадили «ему», т.е. честь относили к самому медному изображению, а не к Тому, Кого прообразовала медная фигура: ср. Ин.3:14 ; Прем.16:7 . Наконец, для исправления недостатков в Новом Завете установлен совсем иной порядок, чем какой существовал и практиковался в Ветхом Завете, в котором по закону обязательно было истреблять каждую женщину-прелюбодейку, и их действительно убивали: Втор.22:22 , но так ли в Новом Завете поступил Господь с женщиной, приведённой фарисеями? – Ин.8:3:11 . Равным образом, когда некоторые еретики извращают Писания: 2Пет.3:16 , то неужели нужно истреблять Священное Писание для того, чтобы поправить зло?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

6.3. Итак, Валаам принимает предметы для волхвования; демоны имеют обыкновение приходить к нему, но он видит, как демоны убегают, и является ему Бог; потому он и утверждает, что вопрошает его Бог (ср. Чис.22:8 ), так как нигде не видит обыкновенно являющихся к нему демонов. И так Сам Бог приходит к нему – не потому, что Валаам был достоин этого, но чтобы разбежались те, которые обычно являлись ему, дабы произносить проклятия и творить зло; ибо уже тогда Бог заботился о Своих людях – поэтому «пришел Бог к Валааму и сказал: какие это люди у тебя? Валаам сказал Богу: Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, прислал их ко мне сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет подле меня; итак приди, прокляни мне его; может быть я тогда буду в состоянии сразиться с ним и выгнать его из земли. И сказал Бог Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен» ( Чис.22:9–12 ). 7.1. Здесь возникает вопрос более высокого порядка, и я не знаю, следует ли открывать предмет такой глубокой тайны и представлять его толпе, тем, кто лишь на несколько дней присоединяется к слушающим слово Божье и тотчас уходит, не задерживаясь, чтобы поразмыслить над словом Божьим; и все же, ради тех, кто стремится узнать и жаждет услышать и способен воспринять духовный смысл, мы немного скажем из того многого, что можно сказать. Может возникнуть вот какое возражение. Пусть Валаам призывает демонов, проклинает людей, а явившиеся бесы делают, что хотят; но разве Бог не может защитить людей от демонов, лишив их способности творить зло? И почему необходимо, чтобы Он Сам пришел к Валааму и воспрепятствовал приблизиться привыкшим демонам, чтобы они не искушали Его людей и не пытались причинить им вред? 7.2. На это, хотя мы приведем не все, что может произойти, мы ответим отчасти и скажем, что Бог не хочет осуждать род демонов «прежде времени» (ср. Мф.8:29 ). Ибо сами бесы знают, что их время ограничено настоящим веком. Именно поэтому они просили Господа не мучить их «прежде времени» (ср. Мф.8:29 ) и чтобы Он «не повелел им идти в бездну» (ср. Лк.8:31 ). А не лишает Он дьявола господства над этим миром, потому что его дела нужны, чтобы благословенные упражнялись и побеждали в битве. Вот Он и не хочет силой «прежде времени» исключать остальных демонов из Своего замысла; и поэтому с самого начала не позволил им являться на призыв Валаама, чтобы они не были уничтожены и не погибли, когда Бог будет защищать Своих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2 На одеждах, взятых в залог. Одежды, взятые в залог, необходимо было вернуть владельцу до захода солнца ( Исх. 22,26 ), а взявший в залог что-либо не должен был ложиться спать до тех пор, пока не вернет взятое ( Втор. 24,12.13 ). вино, взыскиваемое с обвиненных. Вино было несправедливо отобрано у обвиняемых. Возможно также, что возлияния сопровождались удовлетворением сексуальных потребностей. 2 А Я истребил перед лицем их Аморрея. Так же как Господь истребил рефаимов перед лицом аммонитян и хореев перед лицом сынов Исавовых ( Втор. 2,21.22 ), Он уничтожил аморреев (термин, которым иногда, как в данном случае, пользовались для обозначения всех хананеев) перед Израилем: первый раз во времена Моисея победил Сигона и Ога восточнее Иордана ( Втор. 2,24–37 ), а позже во времена Иисуса Иавина завоевал землю западнее Иордана. как высота кедра. Это образное выражение ассоциируется с рассказом о двенадцати соглядатаях ( Чис. 13,26–33 ) и, кроме того, свидетельствует о силе гнева Божиего, грядущего излиться на все гордое и высокомерное ( Ис. 2,12–18 ). плод его вверху и корни его внизу. Т.е. Он истребит их целиком и полностью. 2 Вас же Я вывел из земли Египетской. Господь напоминает о Своей верности завету (ср. Быт. 50,24 ; Исх. 3,8 ). в пустыне сорок лет. Это время понадобилось для того, чтобы подготовить народ к повиновению Богу и заселению обетованной земли ( Втор. 1,19–40 ). чтобы вам наследовать землю Аморрейскую. Это обещание входило в завет, заключенный с Авраамом ( Быт. 15,7 ), и было исполнено как и говорил Господь при его потомках ( Втор. 2,31 ). 2 Из сыновей ваших Я избирал в пророки. Господь Своей верховной властью воздвигал пророков ( Втор. 18,15–17 ), судей ( Суд. 2,18 ), ставил священников ( 1Цар. 2,35 ) и царей ( 2Цар. 7,12 ). Пророков Бог использовал в качестве особых вестников, призванных предупредить народ Израиля о грядущем суде, напомнить о необходимости повиновения законам, которые Он дал ему. назореи. Это были мужчины (или женщины), которые, дав обет назорейства, посвящали себя Господу. Согласно закону ( Чис. 6,1–21 ), они не могли пить вина и других крепких напитков, виноградного сока и даже вкушать ягоды винограда или изюма. Они отращивали длинные волосы, что служило внешним отличительным признаком их посвящения. ВЗ называет по имени двух назореев: Самсона ( Суд. 13,1–5 ) и Самуила ( 1Цар. 1,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5.4. Узнай же, что они – «исполины», иначе гиганты. «Гигантом» именуется всякий противящийся Богу. Тот, кто противоборствует Богу и враждует против истины, что является его основным занятием, справедливо называется гигантом. И так, тебе даровано изгнать гигантов и войти в их царство. Или не написано об одном из них: «Может ли быть отнята у гиганта 17 добыча?» ( Ис.49:24 )? И Господь говорит о нем в Евангелии: «Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?» ( Мф.12:29 ). Так и ныне, когда проводится сравнение между человеческой и демонской природой, мы – «саранча», они – «гиганты»; особенно когда вера наша нетвердая и если безверие сковывает нас, то они поистине «гиганты», а мы – «саранча». Если же следуем мы за Иисусом, верим словам Его, исполнены доверием к Нему, будут они в глазах наших как ничто. Посмотри, как Иисус вселяет в нас уверенность, говоря: «Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию» ( Чис.14:8 ), ибо она «очень хороша» (ср. Чис.14:7 ) и чудесны плоды ее. 5.5. Так, образы и иносказания, явленные прежде отцами, исполнились в нас. Они изгнали народы и обрели свое наследие; ибо получили они всю землю Иудеи, город Иерусалим и гору Сион. Все это исполнилось в них, а что сказано тебе? Не сказано: «Ты пришел к тому, что видимое», но «к тому, что невидимое» (ср. Кол.1:16 ). Ибо сказано: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов» ( Евр.12:22 ). И Апостол в другом месте говорит: «Вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» ( Гал.4:26 ). Если кто-то не присовокупляет к вере сказанное Апостолом, что Иерусалим – город небесный, то он может отвергнуть и эти наши слова. Если же прилагать к вере слова Павла, что, несомненно, и должно делать, и если мы верим, что Иерусалим – город небесный, образом которого является земной город, то написанное, как кажется, о земном Иерусалиме духовным пониманием мы будем, что правильнее, переносить на небесный. Поэтому, если, по словам Павла, мы «приступили к небесному Иерусалиму», то мы, без сомнения, пришли и в небесную Иудею; и как они изгнали хананеев, ферезеев и евеев и другие народы из земной Иудеи (ср. ИсНав.9:1 и далее), так и мы, которые «приступили к горе Сиону» и к небесным царствам, должны изгнать из них противные силы и «духов злобы поднебесных» (ср. Еф.6:12 ); и как они изгнали иевусеев из Иерусалима (ср. 2Цар.5:6 ) и город, называвшийся прежде Иевусом, стал именоваться Иерусалимом (ср. ИсНав.18:28 ), так и нам должно сначала изгнать иевусеев из Иерусалима и так обрести его в наследство. Но если они добивались этого видимым оружием, то мы – невидимым. Они побеждали в плотских битвах, мы же одерживаем верх в духовной брани.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Евр.3:8 .  не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, Имеется в виду история, рассказанная в Исх.17:1–7 . Евр.3:9 .  где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. «Искушать» Бога – περαζαν – показывать дерзкую уверенность, вызывая Божию силу и благость на чудо тогда, когда дело могло обойтись и без этого. – «Испытывать – δοκιμζει ν – проявлять недоверие и требовать подтверждений для веры тогда, когда для нее таковых вполне достаточно. То и другое имеет в своей основе недостаток живой веры – не по вине со стороны Бога, а по ожесточению человека, почему он и карается: – «Видели дела Мои, т. е. карающие Божественные действия, сорок лет…» Евр.3:10 .  Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; «Путей Моих». О путях Божиих в Св. Писании говорится в двояком отношении: или это пути, по которым поступает Сам Бог, т. е. дела величия, правды и благости Божией ( Пс 24:10 ). Или это пути, по которым Он ведет людей. В последнем значении они и упомянуты в данном случае. Евр.3:11 .  посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой. О клятвах Божиих (ср. Чис.14:21 и д., Чис.32:10 и д.; Втор.1:34 и др.). – «Покой Мой» – спокойствие и безопасное обладание Землею Обетованною, ср. Втор.12:9 . В переносном смысле – покой в Боге, даруемый нам через Христа. Евр.3:12 .  Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Апостол увещает и предостерегает от «неверия» и источника неверия – «сердца лукавого». Последнее – прежде всего, ибо злое, развращенное грехом сердце есть главная причина и источник неверия (ср. Рим 1:21 ). Неверие влечет за собою, как дальнейшее следствие, полное «отпадение от Бога живого». Наименование Бога «живым» означает здесь, во-первых, что слово Его, прежде сказанное, никогда не теряет своей силы и во всякое время готово привести в исполнение свои угрозы; во-вторых, наименованием живый дается понять, что отпадение от этого Бога равносильно смерти и полной гибели, ибо вне Бога не может быть ничего живого и благополучного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Сарон " , конечно, не Саранская долина, лежащая при Средиземном море между Кесарией и Иоппией, так как нигде нет указания не только на постоянное поселение здесь потомков Гада, но даже и на временное пребывание в качестве кочевников, а одноименная с нею местность на восточно-иорданской стороне. Некоторые отожествпяют его с Сирионом ( Втор.3:9 ). 1Пар.5:17 .  Все они перечислены во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского. К какому периоду царствования Иеровоама и Иоафама относятся перечисления гадитов, история не указывает. Первое приурочивают ко времени после победы над сирийцами ( 4Цар.14:25 ), второе ко времени после поражения аммонитян ( 2Пар.27:5 ). 1Пар.5:18 .  У потомков Рувима и Гада и полуплемени Манассиина было людей воинственных, мужей носящих щит и меч, стреляющих из лука и приученных к битве, сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят, выходящих на войну. Замечание о воинственности потомков Рувима, Манассии и Гада подтверждается ( 1Пар.12:8,21 ), а число способных к войне (44 760) совпадает с числом, показанным в ( Нав.4:12–13 ) (около 40 000), и гораздо меньше отмечаемого кн. Числа: 46 500 – рувимлян, 45 650 – гадитян и 32 200 – манасситян ( Чис.1:21,25,35 ; ср. Чис.26:7,18,34 ). Но это разногласие может быть примирено тем соображением, что при Моисее исчислялись безусловно все способные к войне, как того требовало завоевание Ханаана, а в кн. Иисуса Навина и 1 кн. Паралипоменон только наиболее храбрые и воинственные. 1Пар.5:19 .  И воевали они с Агарянами, Иетуром, Нафишем и Надавом. Иетур и Нафиш – две народности, происшедшие от Измаила ( 1Пар.1:31 ; Быт.25:15 ). Судя по ( 1Пар.5:10 ) война с этими племенами падает на время царствования Саула. В истории его правления о данном событии не говорится потому, что он не принимал в нем участия. Но, судя по тому, что Саулом были поражены соседние с Галаадом моавитяне и Аммонитяне ( 1Цар.14:47 ), можно думать, что на это же время падают и победы двух с половиною колен над кочующими арабскими племенами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

25-й день месяца Хаслева, 148 года – 165 г. до Р. Х. (ср. к 1Мак.1:54 ). 1Мак.4:53 . и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений. «Принесли жертву по закону», т. е. предписанную в законе утреннюю жертву ( Исх.29:38–42 ; Чис.28:3–7 ). Эта жертва, как все установленные для новомесячий и праздничных дней, соединялась обыкновенно с жертвой за грех ( Чис.28:15,22,30 и д.). Так как в Моисеевом законе нет особой жертвы для очищения и освящения алтаря, то последнее совершилось вместе с очищением священников, через окропление жертвенною кровью по Лев.8:15 . 1Мак.4:54 . В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами. «С песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами», ср. 1Пар.16:42 . – Обновление и очищение храма и жертвенника совершилось «в тот самый день», в который некогда произошло и осквернение, т. е. 25 Хаслева. Это совпадение отмечают также – 2Мак.10:5 и Иос. Фл. в Antt. XII, 7, 6. – Промежуток времени от осквернения до очищения исчисляется в 3 года (ср. 1Мак.1:54 ; 1Мак.4:52 ); двухгодичное время, указываемое для сего в 2Мак.10:3 , – должно быть признано неправильным. 1Мак.4:55–56 . И весь народ падал на лицо свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им. Так совершали обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы. «Жертву спасения и хвалы» – θυσαν σωτηρου κα ανσεως – т. е. жертву спасения, или – что то же – хвалы. Двойной родительный падеж не означает здесь двух особых видов жертвы благодарственной (собственно ουσα σωτηρου есть греч. перевод евр. ...) – и эта последняя разделялась на 3 вида: жертву хвалы, жертву обета и добровольную жертву усердия ( Лев.7:12,16 ), причем жертва хвалы именно и была θυσα ανσεως σωτηρου – «мирная жертва благодарности» ( Лев.7:13,15 ) – или просто – θυσα ανσεως – жертва благодарности ( Лев.7:12 ). – Единственное число « θυσιαν» («жертву спасения и хвалы») подле множественного ολοκαυτματα («всесожжения») означает не одну только единственную жертву этого рода, но употреблено в общем значении: это были по преимуществу семейные жертвы составлявшие вместе и праздничную трапезу участников жертвы, так что число жертв этого рода определялось числом желавших принести оную.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3.7. Я думаю, хотя и не утверждаю наверное, что среди человеческих поступков могут быть такие, которые хоть и не несут в себе грех , все же не заслуживают того, чтобы считать, что в них присутствует Дух Святой. Скажу, например, что в законном браке нет ничего греховного, когда происходит совокупление, не дается присутствие Святого Духа, даже если тот, кто выполняет свои обязанности по продлению рода, окажется пророком. Впрочем, есть и многое другое, где ничего этого не требуется и довольно одной человеческой силы и не подобает присутствовать Святому Духу. Однако здесь мы отклоняемся от темы, желая показать, что Дух Божий всегда пребывает только на Господе и Спасителе моем Иисусе, а на всех же прочих святых, как и на семидесяти старейшинах, с которых началось это отступление, Дух Бога лишь «почиет». Он действовал в них, когда это было во благо тем, через кого Он действовал, и полезно тем, кому Он служил. 4.1. Далее в прочитанном нам сегодня отрывке сказано: «И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, – ибо он взял за себя Ефиоплянку, – и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал сие Господь» ( Чис.12:1–2 ). И затем Господь повелел им выйти «к скинии собрания», и там, после проведения своего рода судебного разбирательства, Мариам на какое-то время покрылась проказой, а потом возвратилась в стан (ср. Чис.12:4–16 ). Чтобы кратко объяснить это, скажем, что Мариам является образом первоначального народа; Моисей, то есть закон Господень, вступает в брак с ефиоплянкой, взятой из язычников. Таким образом, Моисей, то есть закон духовный, берет жену; и это деяние вызывает негодование у Мариам, которая теперь есть синагога, и она говорит пренебрежительно, вместе с Аароном, иными словами, со священниками и фарисеями. И доныне эти люди нападают на Моисея, который находится с нами; им кажется постыдным, что он не учит нас ни обрезанию плоти (ср. Еф.2:11 ), ни соблюдению суббот и новомесячий (ср. Кол.2:16 ), ни жертвоприношениям крови, а научает обрезанию сердца (ср. Рим.2:29 ), воздержанию от греха, празднованию «с опресноками чистоты и истины» (ср. 1Кор.5:8 ), жертвам хвалы (ср. Пс.49:14 ) и приношениям не убиенных животных, но умерщвленных пороков.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Так, иер. Д. Сысоев справедливо указывает, что смерть Рахили описана именно как выход души из тела 139 : Когда выходила из нее душа, ибо она умирала… ( Быт. 35:18 ). Авраам, умирая далеко от своих предков, приложился к народу своему ( Быт. 25:8 ), потому что сошел к нему в шеол душой. Так же Писание описывает смерть других людей, умерших в разных местах, от Палестины и Едома до Египта и Синайского полуострова: Измаила ( Быт. 25:17 ), Исаака (35:29), Иакова (49:33), Аарона ( Чис. 20:24 ), Моисея ( Втор. 32:50 ), Давида ( Деян. 13:36 ), Иосии ( 4Цар. 22:20 ). Отсюда свт. Филарет Московский выводит «древнее общепринятое мнение, что человеки, близкие между собой в настоящей, сближаются и в будущей жизни, по некоторому единству духа и качеств, естественно основывающему единству судьбы ( Ис. 14:9–10 , Иез. 32:18 )» 140 . Когда прор. Илия молился о возвращении к жизни умершего отрока, он сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! ( 3Цар. 17:21 ). Конечно, речь не шла просто о безличной жизненной силе, иначе пророк так и сказал бы; но он просил, чтобы вернулась душа. Так и случилось: И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил ( 3Цар. 17:22 ). Если бы речь шла лишь о жизненной силе, то незачем было бы добавлять и он ожил; о безличной силе нельзя сказать душа отрока сего. В книге Иова человек не отождествляется с телом, но обитает в храминах из брения ( Иов 4:19 ); плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает ( Иов. 14:22 ). Слова «в нем» показывают, что человек не есть только тело. Иов молит Бога, чтобы после пребывания в преисподней Он положил мне срок и потом вспомнил обо мне ( Иов. 14:13 ), хотя сам человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится (ст. 12). Подобным образом и праведный царь Езекия сравнивает при смерти свое тело с временным жилищем, от которого, как от основы, Бог его отрежет, так что ему придется идти во врата преисподней ( Ис. 38:10–12 ). Шеол, в который ушли праотцы, Иов и Езекия,– вовсе не всеобщая могила человечества. Его нельзя отождествить просто со смертью ( Пс. 88:49 ) или могилой ( Пс. 29:4 ), а Корей, Дафан и Авирон сошли в ад живыми ( Чис. 16:30 ), в чем не было бы ничего необычного, если бы шла речь лишь о смерти. Поэтому и царь Давид так говорит о чрезвычайном наказании для врагов: Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад ( Пс. 54:16 ). Сознательное бытие пленников ада подробно описано прор. Исаией ( Ис. 14:7–17 ) и Иезекиилем ( Иез. 32:17–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010