Глава 9 Празднование Пасхи. – Пасха нечистых по закону; Пасха путешествующих. – Облако над скинией собрания. Чис.9:12 .  и пусть не оставляют от нее до утра и костей ее не сокрушают; пусть совершат ее по всем уставам о Пасхе; Существует предположение, что Пасха, совершенная евреями около горы Синая, была единственною, совершенною во время странствования их по Аравийской пустыне. В подтверждение сего указывается на тот факт, что во время странствований по пустыне обряд обрезания в еврейском народе не был соблюдаем с должной строгостью ( Нав.5:2–8 ); по смыслу же Исх.12:48 необрезанный не мог вкушать пасхи. Следующее упоминание о совершении евреями Пасхи встречаем в Нав 5.10 после рассказа о всенародном выполнении закона об обрезании. Чис.9:9 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.9:10 .  скажи сынам Израилевым: если кто из вас или из потомков ваших будет нечист от прикосновения к мертвому телу, или будет в дальней дороге, то и он должен совершить Пасху Господню; Чис.9:11 .  в четырнадцатый день второго месяца вечером пусть таковые совершат ее и с опресноками и горькими травами пусть едят ее; Чис.9:12 .  и пусть не оставляют от нее до утра и костей ее не сокрушают; пусть совершат ее по всем уставам о Пасхе; Пасха, совершаемая по каким-либо уважительным причинам позднее законной, называлась у евреев малою Пасхою. Позднее такая Пасха совершена была иудейским царем Езекией, так как священники и левиты не успели к 14-му числу первого месяца очистить запущенный храм и очиститься сами ( 2Пар.30:2 ). Чис.9:13 .  а кто чист и не находится в [дальней] дороге и не совершит Пасхи, – истребится душа та из народа своего, ибо он не принес приношения Господу в свое время: понесет на себе грех человек тот; Выражение: «истребится душа та из народа своего» понимается неодинаково. Нарушитель закона о Пасхе подвергался или смертной казни, или изгнанию из народа, или же испытывал на себе непосредственную силу карающей десницы Иеговы (ср. Быт.9:11 ; Быт.17:14 ; Исх.30:33 ; Лев.18:29 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нав.14:5 .  Как повелел Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы, когда делили на уделы землю. Указывается на божественное повеление в Чис.18:20,26:53–56 . Нав.14:6 .  Сыны Иудины пришли в Галгал к Иисусу. И сказал ему Халев, сын Иефоннии, кенезеянин: ты знаешь, что говорил Господь Моисею, человеку Божию, о мне и о тебе в Кадес-Варне; Халев был главой рода в Иудином колене ( Чис.13:4,7 ; 1Пар.2:9,18,42 ) и князем в этом колене ( Чис.34:18–19 ). Он носил прозвище Кенезеянин, которое усвоено ему и в Чис.32:12 , не потому, что происходил от другого народа – кенезеев ( Быт.15:19,36:11,15 ), на что нет каких-либо указаний, а потому, нужно думать, что имя Кеназ, или прозвище Кенезеянин, носил один из его славных предков, может быть, родоначальник того рода, главой которого он был и члены которого носили то же прозвище ( Нав.15:17 ) или имя ( 1Пар.4:15 ). Выступление Халева, сопровождаемого другими членами Иудина колена с просьбой о предоставлении ему Хевронской горы ( Нав.14:12 ), показывает, что в Иудином колене прежде других почувствовалась потребность в прочном заселении завоеванной страны; в этом выразилось равным образом и особенное расположение этого колена к южной именно части Ханаана. Сказанное Господом Моисею «о мне и о тебе», т.е. о Халеве и Иисусе Навине, находится в Чис.14:24,30 . О Кадес-Варни – Нав.10:41 . Нав.14:7 .  я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что было у меня на сердце: «И принес ему, – т.е. Моисею, – в ответ, что было у меня на сердце», т.е. Халев высказал искренно вынесенное им из осмотра Ханаанской земли представление о ней, не опасаясь нареканий за это со стороны других, участвовавших в этом осмотре, и не страшась народного гнева ( Чис.14:10 ). Нав.14:8 .  братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа, а я в точности следовал Господу Богу моему; «Братья мои», т.е. другие соглядатаи. Несогласие с ними Иисуса Навина в суждении о Ханаанской земле само собой разумелось в словах Халева, обращенных к нему самому и было слишком хорошо известно присутствовавшим, чтобы особо указывать на это, не возбуждая подозрений в заискивании пред израильским вождем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ср. ( Исх. 32:9, 33:3, 34:9 ; Втор. 9:6, 13 ). «Поставили над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство свое». Слав.: «даша начало (LXX δωκαν ρχν) возвратится на работу свою во Египет». В этом замечании имеется в виду указание ( Чис. 14:4 ). Однако факт, когда евреи поставили себе вождя вместо Моисея, неизвестен. Отсюда справедливо предлагают евр. vaittnu rosch «поставили вождя» понимать в общем смысле: «и обратили голову», т.е. поставили решение, решились. Перев. Гуляева: «и в упорстве своем обернули головы к прежнему рабству». Неем.9:18 .  И хотя они сделали себе литого тельца, и сказали: вот бог твой, который вывел тебя из Египта, и хотя делали великие оскорбления, О почитании золотого тельца см. ( Исх. 32:4 ). Неем.9:19 .  но Ты, по великому милосердию Твоему, не оставлял их в пустыне; столп облачный не отходил от них днем, чтобы вести их по пути, и столп огненный – ночью, чтобы светить им на пути, по которому им идти. Имеется в виду место ( Чис. 14:14 ), по которому и после согрешения народа чудесный столб не перестал предшествовать ему. Неем.9:20 .  И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их. Слова 20 ст. имеют ввиду факт, когда Господь для возвышения авторитета Моисея даровал дух пророчества семидесяти старейшинам ( Чис. 11:17, 25 ). «И манну Твою не отнимал от уст их» (ср. Чис. 11:6–9 , Нав. 5:12 ). «И воду давал им для утоления жажды» (ср. Чис. 20:2–8 ). Неем.9:21 .  Сорок лет Ты питал их в пустыне; они ни в чем не терпели недостатка; одежды их не ветшали, и ноги их не пухли. В ст. 21 обобщается все, что сделано было Господом для избранного народа в пустыне (ср. Втор. 2:7, 8:4 ). Неем.9:22 .  И Ты дал им царства и народы и разделил им, и они овладели землею Сигона, и землею царя Есевонского, и землею Ога, царя Васанского. «Ты дал им царства и народы, и разделил им». У LXX (и в слав.) λαος (народы) является дополнением к глаг. εμρισας («и люди разделил еси им»). Но выражение подлинника vattchlkem lepeah (рус. «и разделил им»; lepeah оставл. без перевода) не вполне ясно. Не ясно, на кого указывает суфф. 2 лица муж. р. в гл. vattchlkem «и разделил их», – на хананеев или на евреев. Если глагол chalak принимать (в форме пиэл) в значении «рассеивать» ( Быт. 49:7 ; Плач. 4:16 ), то речь будет о хананеях (Абен-Ездра). О завоевании земли Сигона и Ога см. ( Чис. 21:21–26, 32:33 )).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На негодующую же укоризну Валака, говорившего: «Что ты со мною делаешь? Я взял тебя, чтобы проклясть врагов моих, а ты, вот, благословляешь»? – Валаам с высоким достоинством в своем пророческом служении отвечал: «Не должен ли я в точности сказать то, что влагает Господь в уста мои? Вот благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего» ( Чис.23:8–12–20 ). Вдохновенному ведению Валаама, в озарении его духа Духом Божиим, открыто было также и то, что народ еврейский, в своем призвании от Господа, есть народ избранный и в судьбе своей исключительный среди других народов земли, ибо в себе носит «благословение благословляющим его и проклятие проклинающим его» ( Чис.24:9 ): «Вот живет народ отдельно, – говорит Валаам, – и между народами не числится» ( Чис.23:9 ). Этот высоко созерцательный дух Валаама, способный целостностно, ясно и отчетливо воспринять «глагол Божий» в озарении от Духа Божия, – эта верность Боговдохновенному слову – «говорить то, что скажет Господь и не преступать повелений Господних... по своему произволу» ( Чис.24:13 ), – это благоговейно-религиозное умиление души прор. Валаама пред величием и святынею судеб, имеющих быть от Бога и в Боге явленными народом еврейским, – все это составляло собою, позволяем себе думать, то личное духовно-нравственное достоинство Валаама, в силу которого он был призван от Господа к своему пророческому служению. Какою необыкновенною силою религиозно-благоговейного чувства дышат сии слова прор. Валаама, сказанные им при мысли о «святыне Божией» в судьбах народа еврейского: «Да умрет душа моя смертию праведников, и да будет кончина моя, как их» ( Чис.23:10 )! Этому, однако, желанию Валаама – «умереть смертию праведников», вылившемуся из его души в минуту религиозно-восторженного его умиления, не соответствовала та внутренняя жизненная правда души человека пред Богом, которая сливает воедино чувство его, мысль и волю в Божием или по Богу личном его служении. Впоследствии именно Валаам, по свидетельству Св. Писания, дал Валаку изменнический против народа еврейского и вместе против содержания благословения Божия, чрез него от Лица и имени Господа изреченного сему народу, «совет – ввести его к отступлению от Господа в угождение Фегору», богу моавитскому, олицетворявшему культ распутства, – и таким образом именно Валаам «научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали с дочерьми Моавы и женщинами мадиамскими» ( Чис.25:1 ...14; 31:16; Откр.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Только спустя несколько недель уже после поражения Мадианитян могла сделаться известной чрез пленных девушек мадианитских роль Валаама в этом деле. Как бы то ни было, однако несомненно, что Валаам внушил Мадианитянам упомянутую мысль, и последствия распутной жизни Израильтян скоро обнаружились самым заметным и для врагов может быть самым желательным образом. В то время как между сынами Израиля и обоими упомянутыми племенами продолжались так неожиданно завязавшиеся дружеские сношения у заманчивых котлов с мясом и под тенистыми деревьями, в стане Израильском началась уже язва, началось нечто похожее на гробы похотения. Умирали сотнями. И вот веселое настроение стало мало-по-малу сменяться унылым. Великий пророк с народными старейшинами плакал у скинии ( Чис.25:6 ), и только Господь рукою Финееса положил конец коварной пагубной дружбе с развращенными соседями и повелел враждовать с Мадианитянами и поражать их ( Чис.25:17 ). Спустя несколько времени во исполнение этого повеления Господня было послано в область Мадианитян двенадцать тысяч мужей для отмщения за смерть сынов израилевых, умерших от язвы: «И пошли они войной на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола. И вместе с убитыми их убили царей мадиамских Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей мадиамских и Валаама сына Веорова убили мечем...» ( Чис.31:7–8 ). Наказание это очевидно было для Мадианитян при установившихся дружественных отношениях совершенною неожиданностью. Они были захвачены врасплох и все избиты, как волы на пастбище. Так погиб среди них и вместе с ними под ударом меча, как бы взятый в плен 345 , знаменитый месопотамский прорицатель Валаам за то, что не переставал враждовать против благословенного Богом народа ( Чис.22:12 ) и вопреки слову Божий ( Чис.22:12–32 ) пришел в землю Моава с упорным намерением поразить народ Господень смертоносным проклятием. Ибо Господь «разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия. Он уловляет мудрецов их же лукавством и совет хитрых становится тщетным. Днем они встречают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью ( Иов.5:12–14 ). Таковы пути всех забывающих Бога и надежда лицемера погибнет» ( Иов.8:13 ). Достоинство Валаама

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Употребление термина «брат» в рассматриваемом сегменте Нагорной проповеди заставляет вспомнить библейское повествование о двух братьях – Каине и Авеле ( Быт. 4:3–8 ). Каин убил Авеля из ревности, и это преступление стало первым убийством, о котором рассказывается в Библии . В книге Премудрости Соломоновой причиной этого убийства назван гнев: А отступивший от нее неправедный во гневе своем погиб от братоубийственной ярости ( Прем. 10:3 ). Каин, согласно этому изречению, отступил от Премудрости Божией и в гневе совершил преступление. Характерно, что погибшим объявляется не Авель, умерщвленный Каином, а Каин: его духовной погибелью стало проклятие, полученное им от Бога ( Быт. 4:11 ). Гнев и ярость присутствуют еще в одном важном библейском тексте – в словах, которые на смертном одре произнес Иаков, говоря о двух своих сыновьях: Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа ( Быт. 49:5–7 ). Речь здесь идет о преступлении, которое два брата совершили, чтобы отомстить за бесчестие своей сестры. Иаков уже тогда осудил их за это, однако они не согласились с ним ( Быт. 34:25–31 ). На смертном одре Иаков вспоминает об этом преступлении, вновь осуждает двух братьев и предсказывает рассеяние их потомству в наказание за их грех. В Ветхом Завете термин «гнев» (ργ) обычно употребляется в двух значениях: по отношению к Богу и по отношению к людям. Гнев Божий – одно из ключевых понятий Библии . Оно многократно встречается, в частности, в повествованиях, связанных с историей народа израильского во времена Моисея. Гнев Господень возгорается на Моисея, когда он пытается перечить Богу ( Исх. 4:14 ). Гнев Божий становится причиной гибели войска фараона ( Исх. 15:7 ). Гневом Своим Бог угрожает нарушителям Его заповедей ( Исх. 22:24 ). Бог гневается на народ израильский за его неверие и непослушание ( Исх. 32:10–12 ; Чис. 11:1 ). Гнев Господень поражает народ израильский весьма великою язвою ( Чис. 11:33 ) и мором ( Чис. 16:46–49 ). Результатом гнева Божия становится поражение Мариами проказой ( Чис. 12:9–10 ). По причине гнева Божия израильский народ вынужден блуждать по пустыне сорок лет, доколе не кончился весь род, сделавший зло в очах Господних ( Чис. 32:13 ). Главной причиной гнева Божия является отступление народа от истинной веры и поклонение ложным богам:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

3.3. Ни о царстве Сигона, ни о царстве Моава не сказано, что в них не осталось ни одного живого. Ибо, возможно, они нужны нам, и кто-то из них требуется нам, чтобы в этой жизни упражняться в борьбе; «ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего» ( 1Кор.5:10 ). И все же от Васана, то есть от безнравственности, нам ничего не нужно, и не следует оставлять в ней ничего живого; но должны мы все уничтожить, разрушить все дела безнравственности; ибо ни в ком нечестивое не может быть достойным. 4.1. «И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона. И видел Валак, сын Сепфоров» ( Чис.22:1–2 ) и остальное. Все историческое повествование о Валааме и его ослице преисполнено трудностей; однако его сокровенный смысл намного сложней, и я не знаю, легко ли будет объяснить хотя бы историческую канву. Давайте, однако, с Божьей помощью вкратце коснемся того, что сможем объяснить. 4.2. Война грозит тебе, о царь Валак, сын Сепфоров; «шестьсот тысяч» вооруженных воинов вторгаются в твои пределы (ср. Чис.26:51 ). Надлежало тебе подготовить оружие, собрать войско, подумать о боевом порядке, чтобы встретить противника во всеоружии, «пока тот еще далеко» (ср. Лк.14:32 ). А ты отправляешь «послов к Валааму» (ср. Чис.25:5 ), прорицателю, и приносишь ему дары и обещаешь еще больше и говоришь: «Приди, прокляни мне народ сей, который вышел из Египта» (ср. Чис.22:6,5 ). Тогда Валаам, как учит Писание, обращается к Богу, и Он не позволяет ему пойти. Но царь снова отправляет послов и, оставив оружие, все свои надежды возлагает на Валаама, что он придет, осыплет стрелами проклятий и поразит словами тех, кого войско царя не сумело одолеть (ср. Чис.22:8,12,15 ). Какое логическое последование имеет эта история, какой замысел показывает? Где и когда это слыхано, чтобы царь, которому грозит война, не помышлял об оружии, оставлял без внимания войско и искал убежища в словах гадателя или прорицателя? Вот почему должно нам снова и снова просить Бога ниспослать нам Свою благодать, чтобы смогли мы это объяснить не с помощью «иудейских басен» (ср. Тит.1:14 ), но разумным толкованием, достойным закона Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?» (Чис. 12:2) – говорят Аарон и Мариам, подразумевая свое духовное равенство с ним. И это они дерзают сказать человеку, покрывающему свое лицо ради неземного сияния, осеняющего его! «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Слово «кротчайший» встречается здесь единственный раз в Библии Тут бытописатель дает нам еще одну интереснейшую характеристику Моисея: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Слово «кротчайший» встречается здесь единственный раз в Библии. Кротчайший Моисей… Как-то это даже странновато звучит и не вяжется с образом пророка, в гневе разбившего скрижали завета при горе Синай, и с образом полководца, с мечом в руках ведущего израильские полки на неприятеля. Тем не менее, этот суровый пророк и полководец в ответ на эти завистливые обвинения кротко молчит, становясь прообразом молчащего на допросе Спасителя. Когда речь заходила о славе Божией, Моисей всегда являл себя ревностным служителем Господним, не знающим страха или усталости, но, когда дело касалось его собственной персоны, он предпочитал бесславие. Так было при купине, так Моисей вел себя и сейчас. Но сам Господь вступился за своего избранника: «Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, – он верен во всем дом у Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» (Чис. 12: 6-8) И ропотники были наказаны за свою дерзость. Но и Моисей был сделан из плоти и крови и мог оступиться. И, может быть, именно ошибками образ пророка Моисея становится нам роднее, чем если бы мы взирали на него, как на исключительного небожителя. Ошибка – печать земного человека, не ошибаются лишь совершенные, и наш земной путь – путь искоренения своих духовных ошибок. Где-то и Моисей поддавался слабости и маловерию Где-то и Моисей поддавался слабости и маловерию.

http://pravoslavie.ru/76294.html

2.4. Но думаю, что повод для порочения Моисея предоставляют и те, кто, когда, например, читают книгу Левит или совершается чтение из книги Чисел, не показывают, как написанное «в загадках» должно понимать «явно» (ср. Чис.12:8 ), то есть не объясняют духовно то, что сказано в законе. Ибо те, кто слышат, как в церкви читают об обрядах жертвоприношений или о соблюдении суббот или о чем другом подобном, неизбежно раздражаются и говорят: «Зачем читать это в церкви? Что проку нам от иудейских наставлений и соблюдения предписаний отверженного народа? Все это относится к иудеям, и пусть они им и следуют!» И чтобы слушателям не случались подобные препятствия, нужно потрудиться и постараться обрести знание закона, чтобы понимать и объяснять читаемое согласно тому, что «закон духовен» (ср. Рим.7:14 ), дабы не дать повода неискушенным и неопытным через их ученость, а, вернее, праздность и нерадение, укорять Моисея; но обратимся к Господу, чтобы Он снял для нас «покрывало» (ср. 2Кор.3:16 ) буквы, дабы предстал перед нами Моисей не в искаженном обличье, но в славном и достойном, и тогда мы не только не станем укорять Моисея, но восхвалим и прославим его за величие его суждений. 2.5. «И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом» ( Чис.12:9–10 ). Гнев Господа воспламеняется на тех, кто клевещет и злословит. Однако в сказанном «И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом» следует обратить внимание на то, что сначала «отошло облако», а затем «Мариам покрылась проказою» (ср. Чис.12:10 ). Этим показано, что если в ком-то есть благодать Духа Святого и он клевещет и укоряет, то после этого осуждения она отходит от него, и душа его покрывается проказой. Ведь и эти первоначальные люди имели в себе благодать Божью, но когда отверзли они свои злоречивые уста на истинного Моисея, Господа нашего Иисуса Христа, «облако отошло» от них и перешло к нам, «на гору высокую», где Спаситель наш «преобразился», и «облако светлое осенило» учеников Его, «и се глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.17:5 ). Так вот, после этого «Мариам покрылась проказою». Мариам стала прокаженной не тогда, когда облако присутствовало, но когда оно «отошло» (ср. Чис.12:10 ). Ибо пока Бог был с этими людьми, они не были прокаженными; но когда оно отошло, бесчестье покрыло лицо их. Так устрашимся же, как бы это облако не оставило нас из-за нашего злоречия, злодеяния и зломыслия; ибо когда благодать Божья отойдет от нас, явится в нас проказа греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

5.1. Сказано: «После сего народ двинулся из Асирофа, и остановился в пустыне Фаран» (ср. Чис.13:1 ). «Асироф» переводится как «совершенные дома». Поэтому после того, как Мариам очистилась, народ отправляется из своих совершенных домов и приходит в Фаран, что переводится как «видимый рот». Мне кажется, что видимый рот, возможно, относится к тому, что «Слово стало плотью» ( Ин.1:14 ) и «невидимое стало видимым» и что после того, как наступает конец и совершается все то, что должно было сделать для этого народа, он переходит (ср. Евр.11:29 ) и приходит к Тому, в Кого они прежде не верили, к Слову, ставшему плотью. 5.2. «И сказал Господь Моисею, говоря: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым» ( Чис.13:2–3 ), и все остальное, где повествуется о том, как соглядатаи, посланные высмотреть землю, вернулись и возвестили, что земля та «хороша» и «тучна», но живут там «люди великорослые, от исполинского рода», и «в глазах их» народ Божий видится «как саранча» (ср. Чис.14:7; 13:28–33–34 ). И большинство отчаялись спастись от сынов исполинов, но Иисус не отчаялся, но укрепил веру народа с «Халевом из колена Иудина», и сказали они: «Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию» ( Чис.14:8 ). 5.3. Так о какой земле здесь идет речь согласно духовному пониманию? Что это за хорошая и святая земля, населенная безбожниками? Кто эти неприятели, обитающие в земле святых? И как их изгнать, чтобы их место заняли святые? Вернемся к Евангелиям, вернемся к апостолам. Евангелия обещают святым Царство Небесное. Апостол говорит: «Наше жительство – на небесах» ( Фил.3:20 ). Таким образом, «на небесах» место наследия, обещанного святым. Почему же мы думаем, что в обещанных тебе местах сейчас нет никаких обитателей, которых ты должен изгнать оттуда войной? И почему тогда Господь говорит: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 )? Ведь если бы не было тех, к кому должно было применить силу, кого должно было изгнать и вытеснить, Он никогда бы не сказал: «Царство Небесное силою берется» (ср. Мф.11:12 ). И если бы не было тех, с кем мы сражаемся и ведем битву, апостол никогда бы не сказал: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:12 ). И, по всей видимости, следует понимать, что об этом же и фраза, сказанная Богом через пророка, где Он говорит: «Упился меч Мой на небесах» ( Ис.34:5 ). Итак, необходимо, чтобы одолел ты, как сказано, «духов злобы поднебесных», истинных хананеев, и изгнал их с неба, чтобы пребывать тебе там вместо них.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010