8.1. После этого сказано: «Вот, народ как львенок встанет и как лев поднимется 32 » ( Чис.23:24 ). Этим, как мне видится, описаны доверие людей, верующих во Христа, и свобода, которой они обладают в вере, и радость, которую обретают в надежде. Ибо они сравниваются с львенком, когда стремятся к совершенству, радостному и скорому; и уподобляются льву, когда достигают совершенного. Как лев и львенок не боятся никакого животного или зверя, но все им подчинено, так и совершенный христианин, который берет крест свой и следует за Христом, который может сказать: «Для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ), все подчиняет, все попирает (ср. Лк.10:19 ). Потому что он презирает и отвергает все, что в мире, и подражает Тому, Кто назван «[львом] от колена Иудина» ( Откр.5:5 ) и львенком (ср. Чис.23:24 ), ибо как Его ученики становятся «[светом] мира» ( Мф.5:14 ), поскольку Сам Он есть «свет миру» ( Ин.8:12 ) и ниспосылает им этот дар, так и верующие в Него нарекаются львами и львятами, потому что Сам Он – лев и львенок. 8.2. Обрати внимание, что все это, очевидно, сказано не о тех, кто жил в то время, но о тех, кто придет позже; ибо сказано: «Вот, народ как львенок встанет и как лев поднимется» ( Чис.23:24 ). Определенно, народ, который, как сказано, поднимется, возникнет в будущем. Ибо если бы Валаам говорил о людях, которых видел, то, без сомнения, сказал бы: «Вот, народ как львенок восстал». Но он, конечно, говорит о тех, которые, как сказано в Псалтири, «придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь» ( Пс.21:32 ). Таким образом, этот народ – львенок, ибо, «как новорожденные младенцы, желают правдивое словесное молоко» ( 1Пет.2:2 ); но он соделывается поднимающимся львом, когда становится мужем и оставляет младенческое (ср. 1Кор.13:11 ). 9.1. «Не ляжет спать, пока не съест добычи и не напьется крови раненых» ( Чис.23:24 ). Кто, услышав эти слова, станет упорным защитником исторического повествования или, вернее, окажется столь неразумен, что по необходимости не прибегнет к очарованию иносказания и не отшатнется от звука буквы? Ибо как люди столь достохвальные и благородные, о которых сказано так много похвальных слов, доходят до того, что пьют кровь раненых, при том что Бог многими строгими повелениями запрещает употреблять кровь в пищу, так что даже нам, призванным из язычников, предписано «воздерживаться от идоложертвенного и крови» ( Деян.15:29 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мал.3:8 . Еда обольстит человек Бога? зане вы обольщаете Мя. И ресте: в чесом обольстихом Тя? Яко десятины и начатцы с вами суть. С Евр.: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажите: чем обкрадываем мы Тебя? десятиною и приношениями». Господь Бог Сам отвечает на предложенный от лица народа вопрос, показывая, что Иудеи виновны противу Него Самого в том, что они думают обмануть Его Всеведущаго. Скажите, – говорит Господь Иудеям, – можно ли обмануть Бога ( «обольстить») 45 , можно ли у Него похитить что либо? А вы обманываете Меня, похищаете у Меня то, что по преимуществу Мне принадлежит. Вы скажете, чем Тебя обманываем, что похищаем? Вы похищаете, – отвечает Господь, – Мои десятины и приношения, которые вы обязаны, по закону, приносить Мне, в храм. Закон повелевал начатки и первые десятины приносить Богу, а потом уже остающееся брать себе. Всё первородное от человека мужского пола до скота принадлежало Иегове и Ему посвящалось ( Исх. 13:2, 15 ; Чис. 8:17 ). Первенцы из людей заменялись Левитами, и в 40-й день по рождении в храме выкупались ( Чис. 18:16 ); первенцы из крупного рогатого скота, также овцы, козы приносились в храм, как бладарственная жертва ( Втор. 12:17 ). Также приносились Иегове первые плоды всех произведений земли (святыня Иегове): жито, овощи или в сыром виде, или как приготовляются в пищу человеку (масло, мука, каша, тесто) ( Исх. 23:19 ). Кроме сего, всё общество ежегодно перед началом жатвы хлеба, в Пасху, приносило в жертву Иегове первый сноп, а в Пятидесятницу первые два хлеба в благодарность за благословение жатвы. Все эти приношения не сожигались на жертвеннике, а отдавались Левитам ( Чис. 18:12 ; Втор. 18:4 ). Равным образом Иегове посвящались " десятины», т. е. десятая часть от всех семян земли, или полевых плодов, от плодов древесных и от скота крупного и мелкого. И эти десятины отдавались в пользу Левитов ( Чис. 18:20 ). Все такие приношения и десятины, посвящавшиеся Господу Богу, Иудеи брали и употребляли в свою пользу, таким образом и Богу не отдавали, похищали у Него, что Ему принадлежит, и Левитов лишали средств в содержании, а между тем считали себя правыми, ссылаясь на бедность, голод, лгали, обманывали других и Самого Господа Бога. Так Иудеи думали обмануть Бога при Неемии. " Я узнал, – пишет Неемия, – что части Левитам не отдаются, и что Левиты и певцы, делавшие свое дело, разбежались, каждый на свое поле... я собрал их и поставил... на места их. И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовыя» ( Неем. 13:10–12 ). Значить, могли приносить, только не хотели, обманывали, ссылаясь на бедность, утаивали, обольщали Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

2.1. Послушаем, однако, что Божественное слово говорит Моисею. Написано: «И сказал Господь Моисею, говоря: вот, Я взял левитов из среды сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых; левиты должны быть Мои, ибо все первенцы – Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. Я Господь» ( Чис.3:11–13 ). Левиты взяты вместо первенцев, притом что сами первенцами не являются. Ведь Левий рожден Лией третьим; первый – Рувим, Симеон – второй, а Левий – третий (ср. Быт.9:32–33 ). Теперь же те, кто не есть первенцы, взяты как первенцы. 2.2. Следует ли нам верить, что все это написано в законе Божьем бесцельно? Разве не научает это нас тому, что у Бога первенцы не те, кто суть первые по плотскому рождению, но те, кого Сам Бог , исследовав устроение их ума, принимает в число первенцев? Так, Иаков, рожденный позднее, был признан Богом первенцем и вследствие слепоты отца принял по Божественному произволению благословение первородства (ср. Быт.27:1 и далее). Ибо по устроению его сердца, открытого Богу, «когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого» ( Рим.9:11 ), Господь говорит о них: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел» ( Мал.1:2–3 ). Таким образом, сыны Левия не первенцы по плоти, но взяты вместо первенцев, и потому быть взятым вместо первенцев – участь много слаще, чем родиться первым. 2.3. Сказано: «Вот, Я взял левитов из среды сынов Израилевых» ( Чис.3:12 ). Скажи просто: «Я взял левитов из сынов Израилевых». Зачем прибавляешь «из среды» сынов Израилевых? Из какой же «среды»? Как мы сказали выше, Левий – третий из сынов Израиля. И потому я хочу знать, из какой «среды» взяты левиты. В Писании я нахожу, что благословенная сонамитянка, взявшая некогда на себя заботу о пророке, твердо ответила израильскому царю, хотевшему что-то сделать для нее, сказав: «В среде своего народа я живу» ( 4Цар.4:8–13 ). И еще более чудесным видится мне написанное в Евангелии о Господе нашем и Спасителе, когда Иоанн говорит: «Стоит в среде вашей Некто, Которого вы не знаете» ( Ин.1:26 ). И потому я думаю, что можно сказать «стоит в среде» о Том, Кто никогда не сворачивал «ни направо, ни налево» (ср. Чис.20:17 ), Кто «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:22 ). А так как Он стоит всегда, сказано, что Он «стоит в среде»; и если кто-то подражает Ему, как все святые, как та благословенная женщина, о которой мы говорили выше, то о нем не говорят, что он «стоит» – ведь не может быть, чтобы он никогда не сворачивал «ни направо, ни налево», ибо никто не «родится чистым от нечистого, даже если дней жизни его – один» ( Иов.14:4–5 ), но говорят, что он живет «в среде своего народа» ( 4Цар.4:13 ). Поэтому и левиты взяты «из среды сынов Израилевых» ( Чис.3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Глава 11 1–17. Противоположная судьба израильтян и египтян, обнаружившаяся в событиях освобождения израильтян из рабства. 18–23. О Божиих наказаниях и 24–27. Божией любви. Прем.11:1 . Она благоустроила дела их рукою святого пророка: 1–4 . В первых четырех ст. XI гл. говорится о руководстве Божественной Премудрости израильтянами во время их странствования по пустыне. Благодаря помощи Божественной Премудрости евреи благополучно прошли по необитаемой пустыне (2 ст.), успешно отражали нападения врагов (3 ст.) и в безводных местах чудом получали воду из скалы (4 ст.). Премудрость, благоустроя таким образом дела еврейского народа, действовала не непосредственно, а «рукою святого пророка», т.е. Моисея, который, действительно, был посредником между Богом и израильским народом ( Исх. 19:20–21, 20:19–21 ). Моисей назван «святым пророком», чтобы оттенить его превосходство перед прочими ветхозаветными пророками ( Втор. 18:15, 18, 34:12 ). Прем.11:2 . они прошли по необитаемой пустыне, и на непроходных местах поставили шатры; 2 . Выражения «необитаемая пустыня», «непроходные места», являются, конечно, гиперболическими. «На непроходных местах поставили шатры» – указывается на различные станы израильтян в пустыне ( Чuc. XXXIII гл.). Воспоминание жизни в шатрах в пустыне, полной разного рода опасностей и лишений, было для евреев всегда священным, ибо во всех своих бедах в пустыне они получали видимую помощь Божию. Для сохранения памяти об этом времени в будущих поколениях был учрежден праздник кущей ( Лев. 23:39–42 ). Прем.11:3 . противостали неприятелям и отмстили врагам; 3 . Слова «противостали неприятелям и отомстили врагам…» относятся к борьбе с амаликитянами ( Исх. 17:8–13 ) с Арадой, царем ханаанским ( Чис. 21:1–3 ), с моавитянами ( Чис. 25:17 ), мадианитянами ( Чис. 31:2 ), с Сигоном, царем аморейским ( Чuc. XXI:21–29 ; Втор. 2:32 ) и Огом, царем васанским ( Чис. 21:33–35 ; Втор. 3:1–4 ). Прем.11:4 . томились жаждою и воззвали к Тебе, и дана им была вода из утесистой скалы и утоление жажды – из твердого камня.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Чис. 20 Приближался сороковой год странствования евреев по пустыне. Недалеко от Кадеша, в пустыне Син, умерла Мариам, сестра Моисея и Аарона. Здесь израильский народ еще раз испытал бедствия от недостатка воды. Нетерпеливые израильтяне подняли на Моисея и Аарона ропот. Тогда братья обратились с молитвой к Богу, и Господь сказал Моисею: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду…» (Чис. 20:8). Моисей собрал весь народ, взял жезл и вместе с братом подошел к скале, чтобы совершить чудо; но увы, на этот раз Моисей и Аарон проявили свое маловерие. Обращаясь к жаждущей многотысячной толпе, Моисей сказал: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» (Чис. 20:10). И все же, преодолевая свое сомнение, Моисей два раза ударил жезлом по скале — и совершилось чудо, из горы забил родник свежей горной воды. Люди и скот утолили свою жажду, но Моисей и Аарон за свое маловерие были наказаны Господом. Обращаясь к ним, Господь сказал: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Чис. 20:12). Живя среди «жестоковыйного», маловерного и неблагодарного народа, не удивительно, что наконец и сам Моисей на некоторое время поколебался в когда-то святой и несокрушимой надежде на помощь Божию. Поэтому случай в пустыне Син решил его судьбу. Он должен был вместе с братом Аароном и со всем старшим поколением народа сложить свои кости в пустыне. Новое поколение должен был вести и новый вождь. Глава Х. К Земле Обетованной. Числа гл. 20. Прошло сорок лет с того дня, как израильтяне покинули границы Египта. Старое поколение, вышедшее из Египта, постепенно вымирало. За это время подросло новое поколение, воспитанное в пустыне и не знавшее удобств городской жизни. С этим новым, закаленным в пустыне народом, Моисей и направился к границам Ханаана для завоевания обетованной земли. На восток от Кадеша находилось царство Едом, где жили потомки Исава.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Пока Моисей слушает «слова Господни» и наставляется Им, он – внутри, находится во внутреннем и тайном; но когда он говорит «народу» (ср. Мф.12:46;13:36 ) и служит людям, с которыми он не может находиться внутри, то, как сказано, «выходит» наружу. Так что же заключено в этих словах? Что каждый наставник и учитель Церкви, если извлекает что-то из глубины сокровенных тайн, если открывает он «между совершенными» (ср. 1Кор.2:6–7 ) нечто потаенное и сокровенное из премудрости Божией, пока он причастен глубокому пониманию, должно сказать, что он находится внутри и пребывает во внутреннем. Но когда он «говорит к народу» и открывает то, что благотворно действует на тех, кто находится вовне, и что простые люди могут слушать, то говорят, что он «вышел и сказал народу слова Господни» ( Чис.11:24 ). 1.3. Я вижу, что так поступает и Павел. Он находился внутри, когда сказал: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которой никто из властей века сего не познал» ( 1Кор.2:6–8 ). Ты видишь, что Павел, когда говорит это, находится внутри и проникает в тайное и сокровенное Божией премудрости. Но послушай, что он говорит, когда «выходит к народу»: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» ( Еф.4:29 ), и: «Кто крал, вперед не кради» ( Еф.4:28 ), и: «Каждый имей свою жену», и: «каждая имей своего мужа» ( 1Кор.7:2 ). Павел говорит это и подобное, выходя к народу по примеру Моисея. 2.1. Но посмотрим на другую часть прочитанного нам, где повествуется о том, как «Моисей собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии» ( Чис.11:24 ), и: «Бог взял от Духа, Который на Моисее, и дал семидесяти старейшинам» ( Чис.11:25 ), и: «Когда почил на них Дух, они стали пророчествовать» ( Чис.11:25 ) Не следует понимать сказанное: «Бог взял от Духа, Который на Моисее, и дал семидесяти старейшинам» так, будто Бог снимает некую материальную, вещественную субстанцию с Моисея, разделяет ее на семьдесят частей и дает по одной частичке каждому старейшине.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1.2. В объяснении самого исторического повествования трудно понять, каким образом Бог , как сказано, «пришел к Валааму» первый раз ночью и спросил его: «Какие это люди у тебя?», и он ответил: «Валак, сын Сепфоров, прислал их ко мне сказать: приди, прокляни мне народ сей» (ср. Чис.22:9–11 ). И ответил ему Бог: «Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен» ( Чис.22:12 ). И вновь сказано: «И пришел Бог к Валааму ночью и сказал», чтобы он пошел с ними, но Он также сделал так, чтобы Валаам произнес те слова, которые Он Сам вложил в его уста. И опять, в третий раз сказано, что когда он отправился в путь, встретил его ангел Божий, которому избранный Валаамом путь виделся столь негожим и неподобающим, что он даже хотел убить его, если бы ослица, увидев ангела, которого не мог видеть Валаам, не «своротила с дороги» (ср. Чис.22:23–30 ). И все же, после того, как ангел осудил Валаама за то, что он хотел пойти, тот же ангел позволяет ему идти дальше; но говорить Валаам должен те слова, которые Бог вложит в уста его, и нужно, чтобы только они исходили от него и ничто иное (ср. Чис.22:35 ). Все это очень трудно объяснить; но, как мы уже говорили выше, мы дадим вам возможность понять некоторые вещи, чтобы и вы сделали то, что написано: «Послушает мудрый – и умножит познания» ( Прит.1:5 ), и: «Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее» ( Прит.9:9 ). 1.3. Но прежде, чем мы приступим к предмету обсуждения, следует упомянуть о том, что заметит в этом отрывке более внимательный читатель. В еврейской письменности имя Бога, то есть Бог или Господь, пишется по-разному; ибо одним способом пишется всякий бог, и другим – Тот Бог, о Котором сказано: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор.6:4 ). Так, Бог Израиля, единый Бог, Создатель мира (ср. 2Мак.13:14 ), обозначается определенным символом, состоящим из букв, называемым «тетраграмматон». Поэтому когда в Писании стоит этот символ, то, без сомнения, речь идет об истинном Боге и Создателе мира. Там же, где стоят другие буквы, то есть обычные, неясно, имеется ли в виду истинный Бог или один из тех богов, о которых Апостол говорит: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него» ( 1Кор.8:5–6 ). Так, те, кто читают еврейские книги, утверждают, что в этом отрывке Бог обозначается не тетраграмматоном; но пусть это исследует тот, кому должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Итак, он говорит: «О, о, кто уцелеет, когда наведет сие Бог?» ( Чис.24:23 ). Здесь речь идет не об этой, обычной жизни, но о жизни по Богу, и говорится о том, что когда все это произойдет, когда «взойдет звезда от Иакова и восстанет человек от Израиля и поразит Амалика, и семя его погибнет» (ср. Чис.24:17 ), то есть когда придет Христос и уничтожит идолопоклонство и подчинит всякую власть демонов, кто будет столь блажен, столь счастлив, что увидит это? То есть кто воспримет, поймет и уверует, что все сие сотворил Бог? 4.2. «И выйдут из руки Киттимской и поразят Ассирийцев» ( Чис.24:24 ). «Киттим» переводится как «бедствие конца». Таким образом, те, кто обращаются к Господу и просвещены Христом, избегают бедствий, которые постигнут в конце этого века нечестивых, и сами поразят ассирийцев, то есть те, кто ведет битву благочестия и для кого Бог «сокрушит сатану под ногами» ( Рим.16:20 ), поразят ассирийцев – иными словами, род демонов. Ибо они будут «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк.10:19 ) и поразят их. 4.3. «И поразят Евреев; но и они также погибнут» ( Чис.24:24 ). Слово «евреи» означает «переходящие». И потому этот народ назван «евреи», так как он переходит из Египта в землю обетованную, «от тьмы к свету» ( Деян.26:18 ), «от смерти в жизнь» ( Ин.5:24 ). Но так как, как мы сказали, достичь этого невозможно без напряженной борьбы, без битвы, они ведут сражение и то поражают противника, то терпят поражение; то разбивают врага, то он побеждает их. Таким образом, ассирийцы и поразят евреев, то есть народ Божий, и сами поражаются ими; но они, то есть ассирийцы, когда поступят так, когда все свои силы устремят на то, чтобы поразить евреев, тотчас сами погибнут. Поэтому слова «и поразят Евреев; но и они также погибнут» не следует понимать так, что ассирийцы погибнут вместе с евреями; но «также», то есть «тотчас», как только сделают это, когда поразят евреев, погибнут и сами. Ибо в греческом языке слово «также» может означать «тотчас». 4.4. Таким образом, наступит конец всего, когда и сам Ассур, которому были «преданы» из народа Божьего провинившиеся «во измождение плоти, чтобы дух был спасен» ( 1Кор.5:5 ) или «чтобы они научились не богохульствовать» ( 1Тим.1:20 ), также погибнет через «того, кто может ввергнуть в геенну» (ср. Лк.12:5 ). Ибо скажет им «праведный Судия» (ср. 2Тим.4:8 ): «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). И так погибнет Ассур.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2.2. Так вот, прежде чем Моисей взял ефиоплянку в жену, не сказано, что Бог говорил «с ним явно, а не в загадках», но когда берет он ее, тогда Бог говорит о нем: «Устами к устам, и явно, а не в загадках» ( Чис.12:8 ). Ведь совсем недавно, когда Моисей пришел к нам и соединился с этой нашей ефиоплянкой, закон Божий стал ведом не в образах и иносказаниях, как прежде, но явно, в самой истине. И то, что прежде обозначалось в загадках, исполнилось теперь явно и в истине. И тот, кто объяснял эти загадки, образы и иносказания, говорит: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор.10:1–4 ). Ты видишь, как Павел разрешает эту загадку закона, учит образам этой загадки и говорит, что «камень» был загадкой для Моисея до того, как он соединился с этой нашей ефиоплянкой. Теперь же, «явно», «камень» этот – Христос, ибо теперь Бог говорит «устами к устам» через закон. Прежде крещение было «в загадках», «в облаке и в море», теперь же, «явно», является «банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:5 ). В то время манна была пищею «в загадках», а теперь «явно» «истинная пища» – плоть Слова Божьего, как и Сам Он говорит: «Плоть Моя есть истинная пища, и Кровь Моя есть истинное питие» ( Ин.6:55 ). Таким образом, и ныне Моисей находится среди нас в единстве в этой ефиоплянкой, говорит ли он нам сам или Бог говорит ему «явно, а не в загадках». 2.3. К этому прибавлено: «И славу Господа он увидел» ( Чис.12:8 ). Когда Моисей увидел славу Господа? Я бы сказал, тогда, когда Господь «преобразился» на горе «и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие» (ср. Мф.17:1 и далее; Мк.9:2 и далее). И потому дальше справедливо прибавлено: «Как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» ( Чис.12:8 ). Ясно, что это изречение направлено против тех, кто, как кажется, принимают Евангелие, но укоряют Моисея и заслуженно порицаются, ибо, хотя они и узнали из Евангелия, что Моисей вместе с Илией видел славу Господа (ср. Мф.17:5 ), дерзают осуждать закон и пророков. А посему не будем укорять Моисея, не станем осуждать закон, но соделаемся его исполнителями, а не только слышателями (ср. Иак.1:22 ), чтобы сподобиться нам «прославиться» (ср. Рим.8:17 ) с самим Моисеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Втор.4:15 . «Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня». Объясн. Этими словами подтверждается та же истина, что Бога по Его существу, по Его совершеннейшей духовной природе никому невозможно видеть. На святых же иконах изображается не самое духовное существо Божие, а именно бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления на земле всемогущего и премудрого Бога. Таких явлений и в Ветхом Завете, и в Новом было очень много: Быт.18:1–10:32, 25–30 ; Чис.12:8 ; Ис.6:1–5 ; Дан.7:55 ; Ин.14:9 ; Кол.1:15:2:9 ; Лк.3:22 . Лики Пресвятой Троицы воспроизводятся на иконах в таких именно образах, в каких Им угодно было обнаружить Себя пред людьми. Точно также воспроизводятся на иконах святые ангелы и святые угодники Божии: первые многократно являлись людям в различных видах, напр.: Быт.16:7–8 :19и др., а вторые жили некогда на земле; в Православной Церкви сохраняются и жизнеописания их. Суд.6:22:13:22 . «И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицом к лицу... И сказал Маной жене своей: верно, мы умрём; ибо видели мы Бога». Объясн. Здесь повествуется о Богоявлениях, каким удостоились Гедеон и Маной. Они были удостоены видеть лицом к лицу Ангела Завета: Деян.7:35–38 ; Мал.3:1 ; – при этом Господа Бога они видели не более, чем сколько видел Его величайший из праведников Моисей, когда беседовал с Богом: Чис.12:8 ; Исх.33:11:18, 20:23 . Вполне (но не всё существо) видеть Господа явилась возможность для людей только в Новом Завете: Ин.1:14:18 . С этого Нового Завета и представилась возможность изображать Спасителя в тех видах и возрастах, какие Он имел при земной жизни. Чествование святых икон Ин.3:14 . «И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому». Объясн. Медный змей сделан был по повелению Божию: Чис.21:8–9 ; по такому же повелению воскурялся фимиам пред изображениями на завесе и на крышке Ковчега: Исх.30:1:6–8 . Значит, Господу угодно было употребление и чествование фигурных изображений. Но когда Израильтяне стали почитать изображение за Бога, т.е. обратили его в кумира, то царь Езекия предпочёл уничтожить медного змея: 4Цар.18:4 . Но этот случай не даёт повода к отрицанию почитания Креста и святых икон, как нельзя, например, уничтожить Священное Писание только потому, что его некоторые люди извращают: 2Пет.3:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010