б) Сам Бог, заповедуя иудейским священникам благословлять сынов Израилевых, повелел произносить при этом следующие слова: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! (Числ. 6:24—26). Три раза произносится здесь имя Всевышнего, исключительно принадлежащее одному Богу, и каждый раз с желанием от Него особых благ благословляемому — не явное ли здесь соответствие словам другого благословения, выраженного в Новом Завете святым Апостолом и выражающего ту же мысль, только гораздо яснее: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2 Кор. 13:13). в) Псалмопевец говорит в одном месте: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их (Пс. 32:6). И здесь, по мнению святых Отцов, намек на троичность Лиц в Боге: потому что упоминаются в Нем три, участвовавшие в деле творения: Господь, Слово Его и Дух; а в других местах Писание, действительно, приписывает дело творения не только Богу Отцу, но и Слову Его или Сыну и Святому Духу, и представляет Их в этом случае, как Божеские Лица (Иоан. 1:1—3; Быт. 1:2; Иов. 33:4). г) Пророк Исаия, удостоившись зреть Господа во всей славе Его, свидетельствует, что серафимы, стоявшие окрест престола Его, взывали друг ко другу: свят, свят, свят Господь Саваоф (Ис. 6:3). Охотно соглашаемся, что это серафимское словословие, будучи рассматриваемо совершенно отдельно, не может быть еще строго признаваемо за указание на Пресвятую Троицу. Но если рассматривать его, как и следует, в связи с другими ветхозаветными местами, со всей ясностью предполагающими множественность Лиц в Боге (Быт. 1:26; 3:22); еще более, если рассматривать его в связи с местами Нового Завета, где прямо говорится, что Исаия, когда сподобился видеть и слышать Господа Саваофа, видел вместе и Сына Его (Иоан. 12:40—41), слышал и Святого Духа (Деян. 28:25—27); наконец, если припомнить, что сами древние иудеи, конечно, не без достаточного основания прилагали троекратное повторение серафимами слова: свят - к трем Лицам Божества, в таком случае не останется никакого сомнения касательно истинного смысла этого серафимского славословия. Потому-то святые Отцы и учители Церкви единогласно утверждают, что здесь выражается как троичность Лиц в Боге чрез троекратное: свят, свят, свят , так и единство существа — словами: Господь Саваоф .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

В последние дни, перед Его славным явлением восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам (Мф.24:7). Но это только будет начало болезней ( Мф.24:8 ), начало дней скорби, когда народы будут преданы во власть пагубного обольщения ( 2Сол.2:9,12 ; Мф.14:11–24), когда сатана будет «обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли – Гога и Магога, число коих как песок морской, собирать их на брань против Потомка Давида» ( Откр.22:16 ; Деян.13:35–38 ; Лк.1:32 ). В этой борьбе в точном смысле исполнится предсказание Валаама ( Чис.24:7 ) о победе идеального Царя Израильтян над Гогом, могущественным властелином народов тьмы ( Иез.28–29 гл.), в лице которого Мессия «упразднит всякое начальство и всякую власть, и силу» ( 1Кор.15:24 ). Согласно предсказанному в древние дни чрез рабов своих пророков Израилевых ( Иез.38:17 ) народы Гога и Магога под водительством князя полночи (тьмы) выйдут на широту земли и окружат стан святых, город возлюбленный ( Откр.20:8 , ср. Иез.38:8–16 ). Однако борьба их с Седящим на престоле славы (Мф.19:28; Откр.4:5; 6:16 ) не будет продолжительна. Ниспадет на них огонь с неба от Бога и попалить их, а диавол этот первообраз Гога, прельщавший народы, ввержен будет в озеро огненное и серное ( Откр.20:9–10 ; ср. Иез.38:22 ; Иез.39:17–22 и Откр.19:11–21 ). В этом факте найдет истинное исполнение пророчество Валаама, что «восставший от Иакова погубит оставшееся от города» ( Чис.24:19 ), т. е. последние поколения «великого города, царствующего над земными царями и вином блудодеяния (поклонения мамоне) своего опьянявшего живущих на земле» ( Откр.18:8–20 ). Затем наступит неприступное и невозмутимое, подобно отдохновению грозного льва ( Чис.24:9 ), блаженное упокоение с Богом духовных потомков Иакова среди нового неба, на новой земле, в небесном Иерусалиме, украшенном как невеста для мужа своего ( Откр.21:1–3 ). И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло ( Откр.21:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

В частности, «облако» Славы, т.е. Дух Св., явно сходит ( Исх. 40, 34–35 , Числ. 9, 15 ) в скинию и храм Соломонов при его освящении ( 3Цар. 8, 10 ). И «постановление о богослужении» ( Евр. 9, 1 ) было дано Богом не только в его силе, но и в ограниченности («Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния», 9, 8), ибо все оно имеет лишь предварительно-преобразовательный характер ( Евр. 8 ), «тень будущих благ, а не самый образ вещей» (10, 1), «отменяет первое, чтобы постановить второе» (10, 9). Но не только боговоплощение в ветхозаветном богочеловечестве предваряется силою Духа Св., но и самая Пятидесятница, как Его схождение. Огненные языки, разделившись, почили на апостолах, даруя каждому особый дар Духа. Об этом распределении даров вообще говорит апостол: «дары различные, но Дух один и тот же, и действия различны, а Бог один и тот же, производящий псе во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу, одному дается Духом сила мудрости, другому слово знания тем же Духом, иному вера тем же Духом, иному дар исцеления тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все сие производит одни и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор. 12,4–11 ). Нет оснований ограничивать силу этих слои одной лишь новозаветной Церковью, хотя бы уже потому, что большинство этих даров подавались и в церкви ветхозаветной. 294 (В частности, разве не ветхозаветным пророком ( Иоиль. 2,28–32 ) было изречено то пророчество, которое было применено Петром к Пятидесятнице?) Мы уже говорили выше об этих дарах, которые подавались в Ветхом Завете царям, пророкам, вождям или военачальникам, зодчим и художникам. Для уразумения этого факта важно отметить, что все эти дары подавались в соответствии личному призванию, как и особливой одаренности данного избранника. Тут имело место и чисто человеческое вдохновение, которое как бы встречается с Божественным и становится – в отношении духа – богочеловеческим, и эта-то богочеловечностъ боговдохновенности и есть здесь самое характерное. Помощь Божия, дар Св. Духа, приходит в ответ на творческое напряжение человека. Старейшины и цари: Саул, и Давид и Соломон – имели уже природный дар управления, как и судии: Гедеон, Иефеай и Самсон, дар воинствования, как Веселиил и помощники его, дары художества. И этот человеческий дар оплодотворяется даром Божиим: здесь мы имеем в духе богочеловеческое соединение двух природ, двух воль, двух энергий, нераздельно и неслиянно, при единой человеческой ипостаси. И тем самым даяние Духа уразумевается в свете Богочеловечества. Тем свидетельствуется открытость духа человеческого Духу Божественному и сообразность Духа Божия духу человеческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Вот почему, желая напитать народ иудейский, Он произвел не какое–нибудь новое творение, возбудив южный и ливийский ветер. Эти ветры дуют в теплых странах, где Творец повелел в изобилии водиться перепелам, и (взяв их) отсюда, как бы из готовых сокровищ, исполнил свою волю. Мы думаем, что пророком отнюдь не гиперболически сказано, что « и наслал на них, как пыль, мяса и, как песок морской, птиц пернатых ». Творения Божии беспредельны и нам неведомы. Итак, птиц было такое множество, что их нужно было ловить не силками, не сетями, или другими приспособлениями, а легко и удобно было брать руками, как это совершенно ясно видно из дальнейшего: « и нападали они среди стана их, вокруг шатров их. И ели они и пресытились, и желаемое ими дал им » (ст. 28, 29). Итак, представь себе, как такое бесчисленное множество народа, и притом столь алчного, было питаемо не один день, а тридцать дней, и ты будешь в состоянии уразуметь рассказ Моисея в книге Чисел (Числ. 11:19 сл.). « И ели они и пресытились, и желаемое ими дал им, и они не лишены были желаемого своего. Но еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них, и убил очень многих из них и избранных Израиля низложил » (ст. 29–31). Не напрасно, следовательно, отвергает Бог многие наши просьбы, а к нашей же пользе, потому что весьма многие желания бывают гибельны для людей, хотя Бог часто и исполняет их для грешников. Зачем же Он исполняет? Чтобы они не обвиняли Его, как мы сказали, в бессилии. Исполняя, Он наказывает получающих желаемое, чтобы устрашить и нас, чтобы мы не утруждали Бога непозволительными просьбами. Итак, Он удовлетворил страстное желание иудеев иметь пищу; но когда они еще ели, навел гнев Свой, убил упитанных из них, т. е. тучных, и поразил избранных, избранных не по добродетелям, а по нечестию, потому что есть избранные и в нечестьи. « При всем этом они еще грешили и не верили чудесам Его. И проходили дни их в суете и лета их поспешно » (ст. 32–33). 5. Пророк удивляется неверию и жестокосердию иудеев, — что они оставались бесчувственными не только к получаемым благам, но и к наказаниям, и грешили опять, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Выше было сказано, что слова об общем священстве взяты апостолами из Ветхого Завета, Ветхий же Завет, «есть тень будущих благ, только прообраз Нового» ( Евр. 10:1 ). И мы видим, что, хотя Господь и говорил через Моисея евреям, что они будут царством священников, но все-же учредил на все ветхозаветные времена отдельное священство. «И приведи Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и помажь их и наполни руки их, и посвяти их и они будут священниками Мне» (28,1 и 41). И это священство должно быть на все ветхозаветные времена. «И возложи ему на голову кидарь и укрепи диадему святыни на кидаре. И возьми елей помазания и возлей ему на голову и помажь его. И приведи также сынов его и облеки их в хитоны. И обвяшь их поясом Аарона и сынов его, и возложи на них повязки, – и будет им принадлежать священство по уставу на веки " (Исход. 29:6–9). Аарон через особое помазание был поставлен первосвященником, а сыны его и преемники – священниками. В помощь же священникам даны были левиты ( Числ. 3:6 ). Таким образом исполнение религиозных обязанностей принадлежало Богоучрежденной иерархии. Как в Новозаветной Церкви, так и в Ветхозаветной были бунтовщики, своего рода сектанты, которые, искажая тексты Св. Писания, также говорили, что не нужно священников, не нужно иерархии, ибо все священники, все святые. Корей, Дафан и Авирон, эти ветхозаветные сектанты заявили однажды Моисею, что они избраны народом для священнослужения и что каждый может быть священником и святым. И что же? Похвалил ли их Господь за такое ложное понимание слов Его? Ведь Корей, Дафан и Авирон такое заявление сделали на основании текста Священного Писания об общем Царстве священников ( Исх. 19:5–6 ). Нет, не только не похвалил, но еще жестоко наказал этих ветхозаветных сектантов! В этой же главе книги Чисел говорится, что Корей, Дафан и Авирон за противление Богоучрежденной иерархии (священству), к этому учреждению, были наказаны: земля под ними расступилась и поглотила не только их самих, но и их семьи и имущество ( Чис. 16:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Да, Каиафа выслушает Иисуса, выслушает Его дело, за что Его связали, зачем Его привели к нему в такой полуночный час 31 . Его обязанность вникнуть в это дело и рассмотреть его тщательно, ввиду такой необыкновенной экстренности заседания суда. Его обязывает к тому, помимо его воли и вопреки даже его желанию, самый закон, который говорит: «ты разыщи, исследуй, и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя (вопрос о совратителях в идолопоклонство), порази жителей того города острием меча» ( Втор. 13:14, 17, 4 ). В глубокую полночь прислали в Каиафе связанным Иисуса. Обстоятельство, должно быть, важное, когда в такой неурочный час обязывают открыть заседание. Дело, должно быть, настолько серьезное, что нельзя отложить рассмотрение его до утра. Если так, то тем строже и внимательнее отнесется к Нему судья – первосвященник. Он потребует обвинителей на лицо; он обяжет их изложить обвинения основательно, подтвердить их очевидными фактами, представить свидетелей на то и вникнет в их свидетельские показания глубоко и беспристрастен 32 . Того требует самое существо дела: если преступление настолько велико, что нельзя отложить рассмотрение его до утра, то судья обязан зорко следить за каждым словом свидетельских показаний, – нет ли там лжи и обмана, фальши и клеветы, под влиянием личной вражды обвинителей к представленному на суд Узнику. К тому обязывает первосвященника – судью самый закон, который ему хорошо известен. А там сказано: «недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится (всякое) дело» ( Втор. 19:15 ); «одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть» ( Числ. 35:30 ). «По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осужденный на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» ( Втор. 17:6 ), – так настойчиво требует закон осторожности в произнесении смертного приговора на суде ( Мф. 18:16 ; Ин. 8:17 ; 2Кор. 13:1 ; 1Тим. 5:19 ; Евр. 10:28 )! Как же Каиафе не обратить внимания на свидетельские показания обвинителей связанного Иисуса 33 !

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

е. чрез Него оправдаться по благодати Божией, или доставить нам вечную правду, отпущение грехов. Под правдою и судом здесь разумеются страдания Иисуса Христа, поскольку в них проявилась правда Божия ( Рим.3:25 ) для доставления избранному народу Божию отпущения грехов и даров благодати. Без этой цены нельзя было ожидать истинного, духовного искупления, которое служит основанием всех прежних искуплений, которые относились к нему, как преобразования ( Числ.3:46–48 ; Исх.30:12 . Гл. 12:1; Петр. 1:18,19). Пятое событие: конечный суд Божий над отступниками непослушными Евангелию Ст. 28. Всем же отступникам и грешникам – погибель, и оставившие Господа истребятся. Эти слова составляют предложение, которое поясняется в последующей речи. Изображаемый здесь суд Божий над Иудеями – а) отступниками, нарушившими завет с Богом, б) беззаконниками, осквернившими свои руки беззаконным пролитием невинной крови Иисуса Христа, и в) оставившими Господа, положившимися на Римлян и не хотевшими признавать никакого другого царя, кроме Кесаря ( Ин.19:15 ), – совершился чрез Римлян, которые окончательно разрушили Иудейское царство. Иудеи за свое отступничество от Бога, уклонение в идолопоклонство и пороки как бы мало были наказаны бедствиями прежних времен; теперь убийцы Иисуса Христа, исполнившие меру беззакония отцов своих, понесли наказание как за свои грехи, так и за грехи своих предков, как говорил Спаситель ( Мф 23:32–35 ; Деян.7:51, 52 ). Ст. 29. Они будут постыжены за дубравы, которыя стол вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе. Пророк, обращаясь с обличением к своим современникам, говорит, что потомки ваши, подобно вам, оставив Господа – Мессию, Иисуса Христа, и на войне с Римлянами увидев, что и сами оставлены Богом, преданы в руки врагов не за свои только грехи, но и за ваши, будут посрамлены; вспомнив о вашем идолослужении в дубовых рощах и фруктовых садах и видя свое отвержение от Бога, станут стыдиться, потому что от того не получили никакой пользы, напротив большой вред и бесчестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Закон, если поймает убийцу, то осуждает его на смерть, а если благодать настигнет убийцу, то освящает и оживляет его. Но что я говорю об убийце? Закон и того схватил и побил камнями, который собирал дрова в субботу (Числ. 15: 32-36). Вот что значит: " буква убивает " ! Напротив, благодать ловит бесчисленных человекоубийц и разбойников, и, омывая их водами крещения, разрешает от прежних зол. Вот что значит: " Дух животворит " ! Закон кого поймает, того из живого делает мертвым; а благодать соделывает живым преступника из мертвого. " Придите ко Мне , – говорит она, – все труждающиеся и обремененные, и Я , – не говорит – " накажу вас " , но – успокою вас " (Приидите ко Мне   вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы) (Мф. 11: 28). В крещении погребаются грехи, заглаживаются прежние неправды, человек оживает, и всякая благодать напечатлевается в его сердце, как на скрижали. Итак, помысли, сколь велико преимущество Духа, когда и скрижали Его превосходнее первых, когда Он показывает и нечто высшее даже самого воскресения. В самом деле, та смерть, от которой Он освобождает, гораздо опаснее первой смерти, и настолько опаснее, насколько душа превосходнее тела, и естественная жизнь держится тою жизнью, которую дает Дух. Если же Он может даровать эту высшую жизнь, то тем более может дать низшую; эту последнюю давали и пророки, а той никогда, – потому что никто не может отпускать грехов, кроме одного Бога (Лук. 5: 21). Но и низшей жизни пророки не могли бы сообщать без того же Духа. И не только то удивительно, что Дух животворит, но и то еще, что Он даровал и другим силу животворить. " Примите Духа Святаго " (Приимите Дух Свят) , – говорит (Господь) (Иоан. 20: 22). Для чего же? Разве без Духа нельзя было? Бог говорит это для того, чтобы показать, что (Дух) имеет высочайшую власть, ту же царскую сущность и ту же силу. Для того и присовокупляет: " Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся " (имже отпустите грехи, отпустятся, и имже держите, держатся) (ст. 23).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего… И будет, всякий, кто призовет имя Господне, спасется. (2,28-29,32) Надежда на это нисхождение Духа издревле жила в Ветхом Завете (ср. Числ 11,29). Она осуществилась в Сионской горнице, когда над учениками Христовыми зажглись огненные языки (Деян 2,3-4). Поэтому ап. Петр, разъясняя народу чудо Пятидесятницы, ссылался на пр. Иоиля (Деян 2,16-21). Поэтому и во время Троичного богослужения Церковь читает его пророчество. Ап. Павел, толкуя слова « всякий , кто призовет имя Господне, спасется», делал ударение на слове «всякий»; тем самым он исключил возможность понимать пророчество в узком смысле (как спасение одних израильтян). Народ Божий включает в себя любого человека, который живет в Господе (Рим 10,12-13). Завершается Кн. пр. Иоиля картиной торжества Царства Божия. Небесный Судия собирает народы «в долину Иосафата» (3,2), окружающую Иерусалим. Образ этот имеет двойной смысл: возрождение Остатка Израилева, рассеянного среди народов, и возрождение Церкви Христовой в грозную апокалиптическую эпоху. Царство Божие изображено пророком в зримых чертах. Правда Божия полагает конец всем войнам и враждебным силам (3,9-14). Верным даруются мир и благоденствие. Эти картины (3,17-21) свойственны образному, метафорическому языку пророков. В известной степени они питали и идеи земного мессианизма и хилиазма . Но главный дар Богоявления — это дар Святого Духа, Который преобразит творение. 4. Главы 9-14 Кн. пр. Захарии являются самостоятельным произведением, имеющим особое заглавие. По языку, стилю и темам оно отличается от писаний пр. Захарии, жившего в VI веке до Р.Х. В нем уже не говорится о восстановлении Храма, Зоровавеле и первосвященнике Иисусе, как у Захарии. Автор глав 9-14 Кн. пр. Захарии уже не ждет скорого восстановления Давидова царства. Его чаяния носят эсхатологический и апокалиптический характер. Поскольку он упоминает греков, большинство толкователей относят вторую часть Кн. Захарии к IV веку до Р.Х. В эту эпоху войска Александра Македонского захватили всю Переднюю Азию. Пророчества о судьбах Сирии (Хадрах и Дамаск) и Финикии (Тир и Сидон), как полагают, содержат отголоски событий этого времени.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

И снова Евхаристия – раньше хвала и славословие дел Божиих нашли свое завершение в жертве хваления, и теперь дела Христовы стали по преимуществу Евхаристией – Хлебом жизни вечной. Прежний хлеб скорби и смерти (труд) находит свое преображение по вере в Иисуса Христа в Хлеб жизни вечной. Когда Екклесиаст обратил сердце свое на обозрение дел, совершаемых на земле, тогда он увидел «все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек не трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого...» ( Еккл.8:16 ). Идею о неисследимости Божиих дел Екклесиаст проводит в контексте своего ветхозаветного пессимистического реализма. Безусловно, он прав в своем заострении или, лучше сказать, обнажении истины – «Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает от начала до конца» ( Еккл.3:11 ). Как бы то ни было, но дела Божии до конца неисследимы. Но свойственно ли человеку творить дела или нет? Мы знаем, что Господь «славою и честью увенчал» человека и «все покорил под ноги его», а Адаму повелел возделывать Рай. Слава Божия, дела Его запечатлеваются в сердце человека, из которого износится доброе или злое дело. Псалмопевец говорит о людях, что Господь «создал сердца всех их и вникает во все дела их» ( Пс.32:15 ). Вникающий Господь небезразличен к делам человеческим – именно Он посылает людей на дело (см.: Числ.16:28 ), и они во всяком недомыслимом деле призывают в помощь Бога своего. Причем всякое успешное дело человека не ему принадлежит, но Вникающему. Само изумление совершенством дела является свидетельством его неотмирности, и даже не знающие Бога в этом случае говорят о чудесности дела, т. е. о необъяснимости его человеческими знаниями (см.: Неем.6.16 ). Однажды сказано, что благословил Господь Израиля во всяком деле рук его (см.: Втор.2:7 ). Если Писание так утверждает и мы знаем благость Господню, то под «делами рук» будем понимать только добрые дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010