После принесения всех этих жертв следовали жертвы всесожжения, указанный книгою Числ (гл. 28, ст. 26–31: два тельца, один овен и семь однолетних агнцев). Этими жертвами, которые были как бы одной жертвой всесожжения 32 , израильтяне желали выразить свою полную преданность Иегове, даровавшему им плодородие на полях и благоволившему принять от них благодарственные за это жертвы. Но так как грех разлучает человека от Бога ( Ис.59:2 ; 2Кор.6:14–15 ), то по всей вероятности, прежде этих жертв закалывался козел в жертву за грех народа еврейского, о чем упоминается в кн. Чисел ( Чис.28:30 ). Так как жертвы, предписываемые Чис.28:26–31 для дня пятидесятницы, были совершенно такими же, как и во все семь дней праздника опресноков ( Чис.28:16–24 ) 33 ; так как, – далее, – самое название дня пятидесятницы праздником жатвы ( Исх.23:10 , евр. хаг " гаккацир) и днем первых плодов (евр. йом " габбикурим, Чис.28:26 ) указывает на 16-е нисана, когда приносился сноп из начатков жатвы (евр. решит " гаккацир); так как, – наконец, – счисление 50 дней и семи недель от принесения первого снопа до принесения первых кислых хлебов ( Лев.23:15–16 ; Втор.16:9–10 ) поставляет день пятидесятницы в самую тесную связь с праздником опресноков: то, очевидно, тот и другой праздник можно рассматривать как одно священное время, началом которого служила пасха, серединой – праздник опресноков и заключением – пятидесятница. Это был весенний круг ветхозаветных празднеств, подобно тому как праздник труб, день очищения и праздник кущей составляли осенний круг таких праздников 34 . Кроме двух кислых хлебов и жертв, которые приносились за весь народ ( Лев.23:17–20 ; Чис.28:26–31 ), конечно, каждый израильтянин мог приносить, по своему усердию, и другие жертвы, какие желал, лично от себя. Закон Моисеев прямо предписывал: «никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа Бога, какое Он дал» ( Втор.16:16–17 ; Исх.23:15, 34:20 ). В частности же относительно праздника пятидесятницы заповедовалось: «совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой» ( Втор.16:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

32:32). Также, когда другие возбуждали в нем ревность и хотели раздражить его, он произносит следующие любомудрые слова: « если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них » (Числ. 11:29)? Также за сестру свою, порицавшую его, какую он возносит молитву (Чис. 12:13)! И во многих других случаях можно видеть кротость его; когда, например, возбранено было ему войти в землю (обетованную), в Палестину, он со всею кротостью беседует с иудеями. И, однако, этот кроткий муж нашел справедливым, чтобы Дафан, Авирон и Корей, восставшие против священства, были поглощены землею, а другие, принесшие чуждый огонь, были сожжены. И кроткий Давид поразил Голиафа, прогнал войско и одержал победу. Вообще кроткому свойственно — прощать обиды, нанесенные ему, и мстить за обиды, нанесенные другим. Так поступал и Христос. Он на кресте говорил: « Отче! прости им, ибо не знают, что делают » (Лк. 23:34), и, оплакивая Иерусалим, говорил: « сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст » (Мф. 23:37, 38); будучи заушаем, Сам не заушал, но и оправдывался пред заушающим; будучи называем беснующимся, изгонял бесов; будучи называем обманщиком и нечестивцем, руководил людей в царство (небесное). И ученикам Своим Он заповедал всегда переносить мучения, преследования, гонения, и занимать низшее место: « а кто хочет », говорил Он, « между вами быть большим, да будет вам слугою » (Мф. 20:26), и в пример приводил самого себя: « так как », говорил, « Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих » (Мф. 20:28). Если же Он изгонял бесов, поражал диавола и истреблял заблуждения, то и это есть доказательство особенной кротости, — чтобы всякое зло истреблять, а одержимых им освобождать от него, враждующих бесов поражать, а страждущих от них избавлять от бедствий. Что же значит: « ради истины и кротости и правды »? Сказав о войне, сказав о приготовлении к борьбе, показав вооруженного Воителя, пророк говорит теперь о доблестных делах Его царствования, показывает род трофея, объясняет свойство победы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Соберу на них бедствия, говорит Господь, и истощу на них стрелы Мои: будут истощены голодом, истреблены горячкою и лютою заразою; и пошлю на них зубы зверей и яд ползающих по земле; извне будет губить их меч, а в домах ужас – и юношу, и девицу, и грудного младенца, и покрытого сединою старца» ( Втор.32:23–25 ). «Зубы зверей и яд ползающих по земле» – это образные выражения для диких животных и ядовитых змей. Бедствия войны состоят в том, что отвне, т. е. в битвах, будут погибать от меча взрослые мужчины, могущие носить оружие, а в домах будут объяты ужасом юноши и девицы, грудные младенцы и покрытые сединою старцы, которые не в состоянии отправиться на сражение. На объяснении этих стихов мы более не будем останавливаться, так как смысл их очевиден сам собою. В следующих двух стихах указывается на то, что израильский народ за свое отступление от Бога заслуживал бы совершенного уничтожения, но Бог не желает допустить этого ради озлобления врагов его, которые могли подумать, что это уничтожение от них произошло, а не от Бога. «Я сказал бы: рассею их и изглажу из среды людей память о них; но отложил это ради озлобления врагов, чтобы враги его не возомнили и не сказали: наша рука высока, и не Господь сделал все сие» ( Втор.32:26–27 ). Слова: «рассею их», по-еврейски , форма Hif. от – веять, указывают на совершенное уничтожение израильтян, как можно заключать из следующих слов, в которых говорится, что память о них должна исчезнуть с лица земли. «Наша рука высока». Эти слова указывают на могущество и силу. Скрытым побуждением к тому, чтобы не допустить совершенного уничтожения Израиля, кроме озлобления его врагов, как видимого основания, служит, как можно заключать из некоторых библейских мест ( Втор.9:28 ; Исх.30:11–12 ; Числ.14:13 ) слава самого Бога, которая могла бы помрачиться, если бы Бог не довел израильский народ до той цели, для которой избрал его из всех народов. Кроме того, история израильского народа служила для самого Бога средством откровения Его истинного Божества для всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pesn-m...

Моисей числится среди того знаменитого списка ветхозаветных святых, которые выставляются ап. Павлом в качестве примеров христианам, и в этот список он занесен вследствие своей веры. «Верою Моисей, пришедши в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой» ( Евр. 11:24 ). «Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского: ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд» (ст. 27). вера Моисея почти никогда не колебалась. Фараон угрожал его жизни ( Исх. 10:28 ); он оказывался припертым к Чермному морю надвигавшимся египетским войском (14:9); народ почти готов был побить его камнями (17:4); амаликитяне делали на него неожиданное нападение и пытались уничтожить его и весь народ его (Втор, 25:17, 18); за грехи народа он осужден был на тридцативосьмилетнее бесцельное странствование в пустыне ( Числ. 14:28–35 ); само родное колено его пыталось ниспровергнуть его власть (16:1–32); даже ближайшие к нему оставляли его (12:1–11); весь народ хотел отдаться другому предводителю (14:4); Сигон заграждал ему вход в Палестину (21:23); Валак выступал против него с могущественными чарами языческого мира (24:1); исполинский Ог выходил для битвы с ним в Едрее (21:33), – и при всех подобных обстоятельствах Моисей оставался твердым и непоколебимым: он возлагал свое упование на Бога и уже не боялся, что может сделать ему человек; он был уверен, что Бог поможет ему, что Он не допустит до разрушения всего его дела, что он защитит его честь и ничто не в состоянии будет противостоять ему. Он всегда был твердь, как бы видя Невидимого; при всяком затруднении он обращался к Нему, просил Его, умолял Его о милосердии и заступлении, а также и прощении. Хотя его вера была поддерживаема чудесным образом, так что он находился в ближайшем общении с Богом, но и при всем том вера его была поистине чудесною и в некоторых отношениях беспримерною. Она постоянно обращала его к Богу, поддерживала его при всяком испытании и разочаровании; в течение 120 лет жизни Моисей, быть может, не более трех или четырех раз показал некоторые признаки колебания, но и эти признаки он покрывал еще большим приливом веры и упования. До последнего издыхания Бог был его главным прибежищем, так что даже Авраам, отец верующих, был не более верующим, чем великий законодатель ветхого завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Особенность ветхозаветного отношения к материальному Б. состояла в понимании его как знака Божия благословения: «Если... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его... придут на тебя все благословения... и исполнятся на тебе... Благословен... плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои» (Втор 28. 1-2, 4-5; ср.: Втор 28. 8, 11-12). Б. были благословлены патриархи евр. народа Авраам (Быт 13. 2; 24. 35), Исаак (Быт 26. 12-14), Иаков (Быт 30. 43), прав. Иов (Иов 31. 25); земля Ханаан была обещана Богом народу Израиля в качестве богатой и изобильной земли, к-рой он сможет владеть, пока будет исполнять Закон (Числ 13. 27-28; 14. 8; Втор 6. 3). Тема награды Б. и славой за покорность Богу получает развитие в повествованиях о царях Давиде (2 Цар 12. 8), Соломоне (3 Цар 4. 21-28; 10. 4-29), Иосафате (2 Пар 17. 5; 18. 1), Езекии (2 Пар 32. 27-29). Бог ставит в особую заслугу царю Соломону его предпочтение обладанием Б. добродетелей («сердцем разумным», «чтобы судить народ [Божий] и различать, что добро и что зло»), нежели материальным Б. (3 Цар 3. 5-14). Б., «в котором нет греха» (Сир 13. 30), т. е. полученное честным путем, и само по себе представляется нек-рым благом, поскольку обеспечивает независимость человека, избавляет от рабства заимодавцу (Притч 22. 7), прибавляет друзей (Притч 14. 20; 19. 4; Сир 13. 25-26). При этом подчеркивается, что дар Б. всегда является Божиим благословением труда человека, «дел рук» его. Приобретенное трудом Б. предполагает наличие у его обладателя добродетелей: прилежности (Притч 10. 4), трудолюбия (Притч 11. 16; 20. 13), умения (Притч 24. 4), воздержания (Притч 21. 17), воинской доблести, как у царя Давида, мудрости и справедливого гос. правления, как у царя Соломона. «...Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это - дар Божий» (Еккл 5. 18).

http://pravenc.ru/text/149445.html

11:16, 17). Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о праздновании субботы в Новом Завете. Исследуя Св. Писание Нового Завета, мы встречаемся с замечательным фактом, что нигде нет ни одного слова и намека на то, чтобы Христос и св. апостолы требовали соблюдения субботы. Ссылка сектантов на слова Христа: «Не думайте что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить – пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна Иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5:17, 18 ), нисколько не подтверждает их мнения о том, что Христос не отменил субботы. Если стать на точку зрения адвентистов, тогда придется на основании этих слов Христа признавать и обрезание и вообще весь закон Моисеев. Правда, сектанты делят закон на двое – на закон Моисея и закон Божий, но ведь Христос ясно сказал, что Он не пришел нарушать ни закон ни пророков. Следовательно, с точки зрения сектантов, как они понимают эти слова Христа, они должны обрезываться и вообще соблюдать закон Моисеев. Значит, сектанты, ссылаясь на это место, противоречат сами себе. Как же нужно понимать этот текст? На это мы отвечаем: Христос не нарушал закон и пророков, а обновил их и исправил. Так например, обрезание заменил крещением, празднование субботы заменил празднованием воскресного дня, ветхозаветные обряды заменены новозаветными. Не имеет также никакого основания и деление ветхозаветного закона на закон Моисеев и закон Божий. У евреев был только один закон; это – закон Божий. Закон дан был Богом через посредника Моисея. Так напр., в Св. Писании говорится: «Моисей дал вам обрезание и в субботу принимает человек обрезание,чтобы не был нарушен закон Моисеев» ( Иоан. 7:22, 23 ). Но разве обрезание от Моисея? Ведь оно дано Аврааму и, следовательно, нарушался закон не Моисеев. Это мы приводим для того, чтобы показать, что Св. Писание – и закон Моисеев и закон Божий считается за один закон, идущий от Бога. В других местах Св. Писания закон о жертвах и постановление о браках не называется законом Моисея, а называется «законам Господним» или «заповедью Божией» ( Лук. 2:22, 24 ; Ездр. 9:10, 14 ; Неем. 10:28, 30 ). Итак, можно говорить только об одном Ветхозаветном законе–Божием. Сектанты нам указывают, что каменные скрижали были положены в Ковчеге Завета, а книга закона только с правой стороны Ковчега. Но разве можно на основании сего доказывать преимущество скрижалей перед книгами Завета? Нисколько. В Ковчеге Завета, кроме скрижалей, находились: сосуд с манной, жезл Аарона расцветший ( Исх. 16:32,34 ; Числ. 17:8,10 ). Если бы скрижали были важнее книг Завета, то, очевидно, Бог сохранил бы для нас то, что было важнее. Однако Бог сохранил книги Моисеевы а скрижали погибли. Итак, для всякого беспристрастного искателя истины ясно, что деление сектантами Закона на закон Божий и закон Моисеев – есть произвольная выдумка.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

2Мак.2:24 . Ибо имея в виду множество числ и трудность от обильнаго содержания истории для хотящих округлиться повествованиями ея, 2Мак.2:25 . мы позаботились о том, чтобы любящим чтение доставить руководство душевное, а любомудрствующим облегчение восприятия памятью, и всем, кому случится читать, пользу. 2Мак.2:26 . Если же это дело не легко для нас, принявших на себя труд сокращения, напротив требует кропотливости и бдения, 2Мак.2:27 . подобно тому, как не легко тому, кто готовит пиршество и старается удовлетворить изысканности других, однако мы, ради благодарности многих, охотно понесем труд сей, 2Мак.2:28 . предоставляя самому писателю точное изложение подробностей, и сами стараясь поступать по правилам сокращения. 2Мак.2:29 . Ибо, как архитектону новаго дома надобно заботиться о постройке во всем объеме его тому же, кто станет живописать его посредством нагревания [Восковыми красками на нагретом дереве], надлежит приискать только то, что нужно для украшения; так я думаю и о себе. 2Мак.2:30 . Вникать и говорить о всем, и тщательно изследовать каждую частность подобает начальнику истории: 2Мак.2:31 . А тому, кто делает извлечение, позволительно лишь гоняться за краткостию речи, и устраняться от отделки сочинения. 2Мак.2:32 . Итак отселе начнем повествование, присовокупив к вышесказанному только вот что: «неразумно увеличивать предисловие к истории, самую же историю укорочивать». Глава 3 2Мак.3:1 . Итак, когда святый град обитаем был обитаем весьма мирно, и законы еще очень хорошо соблюдались по причине благочестия и отвращения от лукавства Онии первосвященника, 2Мак.3:2 . случалось, и сами цари чтили сие место, и прославляли державными вкладами; 2Мак.3:3 . так что и Селевк царь Азии из своих доходов делал все издержки, потребныя для жертвенных служений, 2Мак.3:4 . Но некто Симон из колена Вениаминова, поставленный попечителем святилища, заспорил с первосвященником при смотре за торжищами в городе; 2Мак.3:5 .И не могши превозмочь Онию, пошел к Аполлонию фрасею, который в то время был воеводою Килисирии и Финикии

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

4:24; Евр. 12:29 ), соделался судом праведным, строго различающим праведных от нечестивых. «Грядет час, говорил Он иудеям, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия. И взыдут сотворшии благая, в воскрешение живота, а сотворшии злая, в воскрешение суда. Не могу Аз о Себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду, и суд Мой праведен есть, яко не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца» ( Ин. 5:28–30 ). – «Иже, – говорит о Господе Иисусе Христе святой апостол Павел, воздаст коемуждо по делам Его. Овым убо по терпению дела благого, славы и чести и нетления ищущим (то есть тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, воздаст) живот вечный. А иже по рвению противляются убо истине, повинуются же неправде (таким людям воздаст) ярость и гнев» ( Римл. 2:6–8 ). Поистине, – скажем словами пророка Исаии, – «препоясанием чресл Его, то есть воплотившегося Господа Иисуса Христа соделалась правда и препоясанием бедр – Его истина (11:5). Вознесена на крест. Выражение, взятое от ветхозаветного прообраза повешенного на дерево Моисеем медного змия ( Числ. 21:8 в сл.) и неоднократно употребленное самим Господом Иисусом Христом, от Которого перешло и ы церковную песнь. «Якоже Моисей вознесе змию в пустыне, говорил Господь Иисус Христос, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный.... Егда вознесете Сына Человеческого, тогда уразумеете, яко Аз есмь, и о Себе ничесоже творю, но, якоже научи мя Отец Мой, сия глаголю.... Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе. Сие же гдаголаше (по замечанию евангелиста), назнаменуя: коею смертию хотяше умрети» ( Ин. 3:14, 15; 8:28; 12:32, 33 ). Для чего Господь Иисус Христос, когда предрекал иудеям о Своем распятии на кресте, указывал им на ветхозаветный прообраз змия? Святый Иоанн Златоуст так отвечает на сей вопрос: «для того, во-первых, дабы они уразумели, что ветхозаветное имеет сродство с новозаветным, а не чуждо одно другому; во-вторых, дабы ты познал, что Он не по неволе шел на страдание; наконец, дабы научить тебя, что и для Него от сих страданий не происходит какой-либо вред, а рождается спасением многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Как мы видели, Иов правил в народе своем, и потому о нем сказано преподобным: иже первее на престоле, — тот, кто ранее был на престоле царском.    Ныне же нет у него дома, навозная куча стала его палатой, он сидит наг, пораженный неизлечимой человеческими средствами болезнью — проказой, а о больных проказой сказано: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разорвана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев. 13:45—46). Жизнь прокаженного — в руках Господа, и если Господь совершит над ним чудо исцеления — ибо только Он силен сделать это (См.: Исх. 4:6—7; Числ. 12:10—15; Втор. 24:8—9, 28:35; 4 Цар. 5:7; Мф. 8:3; Лк. 5:13., — то после этого надлежит принести целый ряд умилостивительных жертв: жертву повинности, жертву за грех и жертву всесожжения (Лев. 14:1—32).    Некогда, говорит преподобный, был он славен и многочаден.    Ныне же — внезапно лишился он и детей своих, и дома своего, а место богатств его занимают теперь гнойные язвы его.    И друзья его стенают, не смея приблизиться к нему — прокаженному; и жена его стремится приблизить смерть его...    Однако он «и после второго, страшнейшего испытания не поколебался в вере. Он не обвинил ни в чем Бога, не воспротивился Ему, не стал возражать против тех способов управления вселенной, которыми пользуется Всевышний». Более того, он твердо убежден в необходимости сохранения жизни «несмотря ни на что и нахождения для нее цели и смысла в любых, в том числе непереносимых, условиях».    Вот — предел терпения человеческого, вернее — вот его беспредельность! Потому-то, пишет апостол, «мы ублажаем тех, которые терпели», — и добавляет: «Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11).    Конец же терпения Иова был весьма славен: «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние... и умер Иов в старости, насыщенный днями». Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь (Иов. 42:12, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

§ 458. Христиане, которые вышеописанных должностей не исправляют, тяжко грешат. Видно, что таковые не знают, что есть и от кого учинены власти, и для какой цели учинены; и ни мало не чувствуют, откуда проистекает общее благополучие, в котором и их (благополучие) заключается. Но более те бесстыдно и беззаконно поступают, которые злые умыслы сочиняют и восстают против своих властей, законно учиненных, и такие не иное что есть, как сыны погибельные и враги отечества и общего благополучия. Надобно им опасаться Страшного Суда Божия, постигшего Корея, Дафана и Авирона, которых живыми земля поглотила в наказание за то, что они восстали на Моисея и Аарона ( Числ.16:25–32 ). § 459. – Спросит кто: «Что делать властям, которые неправду делают?» Ответ. 1) Что неправду делают, что к тебе? Ты свое делай и по должности своей поступай. За неправду свою они воздадут ответ праведному Богу, «Который исследует дела их и испытает намерения. Ибо они, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией», и прочее ( Прем.6:3–4 и след.). 2) Что не противное закону Божию приказывают, слушай и исполняй, а в противном не слушай, так как «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян.5:29 ). Так поступали мученики святые. Повелевали им нечестивые власти землю копать, копали; камни носить, носили; в темницу и ссылку идти, шли; под меч головы подклонять, подклоняли; имения у них отнимали, отдавали, – и прочее, закону Божию не противное, делать приказывали, делали. Повелевали отречься от Христа и прочее богопротивное делать, не слушали. Так и ты поступай. Велит тебе господин твой всякую работу делать, делай; велит неправду делать, обидеть, украсть, солгать и прочее, – не слушай. Грозит за то казнью, не бойся, ибо подобает более бояться Бога, имеющего власть «и душу и тело погубить в геенне», нежели человека, «убивающего только тело, души же не могущего убить» ( Мф.10:28 ). Лишает жизни – не противься, ибо жертвующий жизнью за правду в грядущем веке обретет ее. Глава 2: О должности благочестивых монархов и поданных их

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010