1 Здесь разумеется осада и взятие Рима готами под предводительством Алариха в 410 г. 2 Руфин в Сицилии (Тринакрии). 3 Гиганты Энкелад и Порфирион были поражены, по мифологическому сказанию, Юпитером в Сицилии. 4 Под electrum ( λεκτρον ), ценившимся весьма высоко, древние разумели то янтарь, то кристалл, то смесь золота и серебра. 5 Или Адама , как читают некоторые. 6 Виргилий в Georg. II, 402. 7 Virg . Aen. VI, 733. 8 Virgil Georg. III, 284. 9 Horat II. Carm XIV, 1—2. 10 Вероятно, нужно читать Симмах , как можно заключать из Толков. на Иезек. X, 9 и из 35 письма к Марцелле, помещенного в Твор. бл. Иеронима в русск. переводе, ч. 1, стр. 123. 11 Виргилий Аеп. IV, 701. 12 Georg. И, 380 13 Древние математики обыкновенно употребляли для чертежей доски, кирпичи или плитки, покрытые пылью, песком или мукою. 14 Sigalam , но другим чтениям secalem, sicalam или speltum . 15 Сн. толкование на XV гл. прор. Исаии, где приводится мнение, по которому пищу пророку Илии приносили не птицы, а люди (Твор. блаж. Иеронима в русск. перев. ч. 7 стран. 229). 16 Волосы. 17 Город Иерусалим в греческом и латинском языке рода женского, а не мужеского. 18 Вместо δηλαιστ в александрийском тексте LXX стоит δειλαα (по славянскому переводу: ужас ). 19 Латинское слово dominus означает и Господь и господин и поэтому употребляется в отношении и к Богу и к людям. 20 Иудеи. 21 Разумеется продажа, вынуждаемая стеснительным обстоятельствами (сн. Неем. 5:3). 22 Virgil. Aen. VIII. 698. 23 Ibid. v. 699. 24 Junius от juvenis юноша. 25 Разумеются дощечки, на которых писали в древности. 26 Virgil. Aen. IV. 379—380. 27 Длинная и шировая, большею частию роскошно отделанная одежда. 28 Может быть, разумеется указание Числ. 4:3, где по еврейскому тексту читается: от тридцати лет и выше до пятидесяти , а по переводу LXX: от двадцати пяти лет . Сн. также выше толкование на Иезек. 1:1. 29 Но по переводу LXX читается: и увидел Бог, что это хорошо (Быт. 1:8). 30 Древн. Иуд. 31 Здесь стоит: lapides grandinis , но выше (стран. 152 и 153) бл. Иеронимом переведено: lapides pergrandes и grandes .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3153...

71. Библейские тексты о душе человека Бог сотворил душу: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быт. 2:7 ). Держит в Своей власти душу всякого человека: «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» ( Иов. 12:10 ). – «Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои: душа согрешающая, та умрет» ( Иез. 18:4 ). Возвращает к Себе душу, которую Он же дал: «Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12:20 ). Бог называется Богом и Отцом духов: «да поставит Господь, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека» ( Числ. 27:16 ). – " Если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» ( Евр. 12:9 ). Иисус Христос есть пастырь душ: «вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» ( Ис. 53:4–6 ; 1Пет. 2:25 ). Душа имеет более цены, чем весь мир: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредить? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16:26 ). Грех – гибель для души: «Кто же прелюбодействует с женщиной, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это» ( Притч. 6:32 ). – «Душа согрешающая, та умрет» ( Иез. 18:4 ). – «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» ( 1Пет. 2:11 ). Доказательства бессмертия души: «о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом» ( Мф. 22:31 ): «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф. 22:32 ). – «И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» ( Мк. 9:4 ), «При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» ( Мк. 9:5 ). – «Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова... всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» ( Лк. 13:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Надписание книги содержит указание на время призвания И. на служение: «В пятый день месяца, [это был пятый год от пленения царя Иоакима], было слово Господне к Иезекиилю...» (Иез 1. 2). Иудейский царь Иоаким был взят в плен вавилонским царем Навуходоносором в 598 г. до Р. Х. (4 Цар 24. 10-17), следов., годом призвания И. был 593 г. до Р. Х. ( Blenkinsopp. 1990. P. 16). Вместе с тем, согласно Иез 1. 1, это «было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца… отверзлись небеса, и я видел видения Божии». Упоминание в обоих случаях р. Ховар дает основание считать, что речь идет об одном событии. Однако если датирование событий от пленения Иоакима характерно для всей книги (напр.: Иез 8. 1; 20. 1; 24. 1; 26. 1; 29. 1, 17), то единого понимания выражения «и было в тридцатый год» в традиции и среди совр. исследователей нет. Автор арам. Таргума на Книгу прор. И., с к-рым согласен блж. Иероним, как и нек-рые совр. библеисты (напр.: Blenkinsopp. 1990. P. 16), считает, что пророческое призвание 593 г. до Р. Х. датируется в книге от события обнаружения в храме свящ. Хелкией «книги закона» (4 Цар 22. 8) во время реформы царя Иосии. Нек-рые исследователи считают, что «тридцатый год» указывает на возраст И., в к-рый он был призван к пророческому служению ( Eichrodt. 1970. P. 52; Zimmerli. 1979. P. 113-115, а также мн. древнехрист. авторы: Ориген ( Orig. In Ezech. hom. 1. 4//PG. 13. Col. 672), свт. Григорий I Великий ( Greg. Magn. In Ezech. 2. 2-5//PL. 76. Col. 796-797) и др.). Согласно иудейскому закону, возраст начала служения священника при скинии составлял 30 лет (Числ 4. 30), и И. мог быть призван к пророческому служению в том же году, когда его посвятили во священника. В таком случае годом рождения пророка мог быть 623 или 622 г. до Р. Х. Поэтому свидетельство Иосифа Флавия о том, что И. был отроком, когда его отвели в плен ( Ios. Flav. Antiq. X 6. 1-5), представляется малоубедительным, прежде всего по причине хорошего знания И. храмового устройства и службы ( Orelly. 1909. P. 253).

http://pravenc.ru/text/Иезекииль.html

Прообразы О прообразах, означающих Господа нашего Иисуса Христа. Аарон. Возьми к себе Аарона, брата твоего, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне. И сделай священные одежды Аарону, для славы и благолепия ( Исх.28:1–2 ). Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя ( Евр.5:4–5 ). Давид. Будучи пророком, он знал, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти, и посадить на престоле его ( Деян.2:30 ). Исаак ( Быт.22:2–12 ). Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, и имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя ( Быт.21:12 ); ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить; почему и получил его в предзнаменование ( Евр.11:17–19 ). Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ), Иона. И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи ( Иона.2:1 ). Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф.12:40 ). Как Иона был знамением для ниневитян, так будет и Сын человеческий для рода сего ( Лк.11:30 ). Мелхиседек. Когда Авраам возвращался после поражения царей, Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино: он был священник Бога всевышнего; и благословил его и сказал: благословен Авраам от Бога всевышнего, Владыки неба и земли ( Быт.14:18–20 ). Мелхиседек, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть, царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда ( Евр.7:1–3 ). Моисей ( Втор.18:15 , Деян.3:22 ). Устами ко устам говорю Я с рабом Моим Моисеем; он верен во всем дому Моем. И образ Господа он видит ( Числ.12:7–8 ). Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить. А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца ( Евр.3:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Слава Слава [евр. кавод; греч. докса – часто переводятся как «честь» ]. С. – одно из центр. понятий Библии. По отношению к Богу оно означает прежде всего Его величие, а также сияние, исходящее от Него при Его приближении ( Исх. 24:16 ; Пс. 150:2 , в Синод. пер. – «могущество»). Вместе с тем С. – сущностный признак Царства Божьего и вечного, нетленного Божьего мира, в отличие от мира земного, тленного, преходящего. Там, где человеку является Сам Бог, видимой становится и Его С., хотя человеку и не дано увидеть всю С. Божью. I. СЛАВА ТВОРЕНИЯ О С. творения в Библии говорится лишь косвенно. Иисус, указывая на лилии, говорит, что «и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» ( Мф. 6:29 ); сатана показывает Господу «все царства мира и славу их» ( Мф. 4:8 ). Человек, будучи образом Бога, также соучаствует в С., о которой говорит Пс. 8:6 : «Не много ты умалил его пред ангелами [более правильный перевод «перед Богом» ]; славою и честию увенчал его». С. могут быть увенчаны здание ( Агг. 2:9 ) и небесные тела ( 1Кор. 15:40 ). Но со времени грехопадения С. всего творения оказалась подорванной в своей основе. В согласии с ветхозаветными высказываниями Петр свидетельствует ( 1Петр. 1:24 ): «Всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве». II. ВЕЧНАЯ СЛАВА БОГА Независимость, власть и совершенство Божье – суть непреходящая С. Бога. С. исходит от Него как от «Отца славы» ( Еф. 1:17 ). Сыны Израилевы ощущали воздействие Его С. при заключении завета ( Исх. 19:16 ), при освящении ⇒ скинии ( Исх. 40:34 ) и храма ( 3Цар. 8:10 ). Но смертный человек не смеет видеть саму С. Божью. Бог явил Свою С. Моисею, и тот слышал провозглашенное имя Бога ( Исх. 33:1 ; Исх. 34:1 ). С. Божья видна в Его творениях ( Рим. 1:20 ), и по всей земле Бог являет Свою С. ( Пс. 8:2 ; Пс. 18:2 ; Пс. 103:1 ). Даже для времени не совершенства (грехопадения) действительна Божья клятва: «Но жив Я, и славы Господней полна вся земля...» ( Числ. 14:21 ). III. БОЖЬЯ СЛАВА В ИИСУСЕ ХРИСТЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Михаил – ангел 4, 22. 287. Михей пророк цитуется под именем Исаии 5, 23, –9, 30. Мир (М ip): миром Христос называет не живущих на земле, но помышляющих земное и суетное 14, 22, – мир означает как живущих в чувственных страстях и не удаляющихся от дья- —404— вольской мерзости, так и обитающих по всей земле 16, 8–11, – в значении всего тварного ( Ин.8:23 ) 8, 23. б. 273. Миры – надземные и наднебные, где господствует Христос как Бог 18, 36. Младенцы, восклицавшие Христу «осанна» при входе Его в Иерусалим, служат символом ангелов 12, 14–15, – крещение их см. крещение. Модад см. Елдад. Моисей превосходит всех ветхозаветных святых 1, 16–18, – переселился в вышние обители в глубокой старости, удалившись от человеческих дел 5, 16–17, – его писания дают видеть одно только познание всеобщего спасения чрез Христа, но в них еще не присутствует сама благодать 6, 32–33. 485, – был прообразом Христа как посредник 5, 46. б. 406–408, –17, 9–11. 60, как законодатель и вождь ib. 408–410, – маловерие Моисея, дважды им проявленное ( Числ.11:21–25 и вместе с Аароном Числ.20:10–12 ) и наказание за него от Бога 6, 8–10, – был только посредником, слугою и исполнителем Бога, но не самоличным совершителем чудес, как Христос 6, 32 и 6, 32–33. 476. 477. 478. Молитва: вместе со многим другим, Христос установил необычный древним образ молитвы, повелев просить во имя Его и дав обещание исполнять все прошения 14, 16–17. 244, – поощряет учеников к прошению себе во имя Его даров духовных и сообщает уверенность в исполнении их молитв 16, 23–24, –16, 26–27, – но для просящих вышней благодати неправо и не на совершение добродетели, а для наслаждения плотскими удовольствиями и мирскими похотями, дающая десница Божия перестает и Бог как бы замыкает Свой слух и совсем ничего не подает 14, 15 ср. 15, 7, –16, 16, – образцом молитвы для нас служит первосвященническая молитва Спасителя, где сначала прославляется Бог, а потом уже присоединяется прошение 17, 1. Молчание хотя и безопасно в предметах божественных, но священнослужителям Бог повелевает говорить т. 1 стр. 1 и 6.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

62 Ср. Пс. 17:30: “С Богом моим восхожу на стену”. В славянском переводе (“Богом моим прейду стену”), так же как и в Септуагинте, речь идет о прохождении “через” стену, о преодолении стены как некоей преграды. 63 Выражение “море жизни” (слав. “житейское море”) встречается у Оригена, Василия Великого, Иоанна Златоуста и др. авторов. Однако преп. Симеон здесь скорее всего имеет в виду литургический текст: “Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею...” (ирмос канона 6 гласа). 64 Ср. Быт. 2:8—9; Апок. 2:7. Отсюда начинается длинный ряд аллюзий на библейские тексты, в которых преп. Симеон находит отражение своего внутреннего опыта. 65 Ср. Исх. 16 (рассказ о манне небесной). 66 Ср. Числ. 20:8—11 (рассказ о Моисее, который извел воду из скалы). 67 Ср. Исх. 3:2—4 (рассказ о Моисее, которому Бог явился в пламени горящего куста; слав. “неопалимая купина”). 68 Ср. Исх. 3:5. 69 Ср. Исх. 14:21—28 (повествование о Моисее, который провел народ по дну Чермного моря). 70 Ср. Исх. 15:23—25 (рассказ о том, как Моисей превратил горькие воды Мерры в сладкие, бросив туда бревно). 71 Ср. Втор. 32:13. 72 Ср. Исх. 16. 73 Ср. Числ. 17:2—8. 74 Ср. Лк. 1(слова ангела Богородице). 75 Ср. Ин. 9(слова Иисуса слепому). 76 Ср. Ин. 11:38—44 (рассказ о воскрешении Лазаря). 77 Ср. Мф. 27:66. Упоминание о “печатях” (слав. “знамения”) встречается в пасхальных богослужебных текстах. Ср. Пасхальный канон: “Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба” (песнь 6, тропарь). 78 Гимн написан политическим пятнадцатисложником. 79 Здесь и далее на протяжении всего гимна преп. Симеон использует однокоренные слова monachos (монах), monos (один, одинокий), monazon (одинокий, уединенный), monazo (уединяться), memonomenos (отъединенный, отделенный). Передать эту игру слов в переводе не всегда удается. 80 Быт. 2:24. Ср. Мф. 19:5. 81 Ср. 1 Кор. 2:16. 82 Ср. Мф. 5:16. 83 Ср. Ин. 1:9. 84 Ср. Ин. 3:3. 85 Согласно трактату “О небесной иерархии”, приписываемому Дионисию Ареопагиту, все небесные бесплотные силы подразделяются на девять чинов: престолы, серафимы, херувимы, власти, силы, господства, начала, архангелы и ангелы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

Любитъ млтыню и сдъ гдь, млти гдни исполнь земл. 5. Он любит правду и суд; милости Господней полна земля. 6. Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их: з. собирай к мхъ воды полагай въ сокровищихъ бездны. 7. Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. 6–7. Господь всемогущ. С особенною ясностью это свойство Божие открывается в творении неба с его светилами и духовными обитателями и в ограждении твердыни пределами вод морских, окружающих землю. Что величественнее и поразительнее зрелища необъятного пространства небес с невидимо обитающим на них бесчисленным воинством (слав.-греч. сила, т. е. рать, ополчение, ср. Числ.1:3; 10:15 и проч.) ангелов (ср. Пс.102:20–21; 148:2 ; Неем.9:6 ) и видимо украшающим их несчетным множеством различных светил, которые, своим сиянием в определенные им времена и стройным течением по назначенным им от века путям (ср. Быт.1:14–18 ; Пс.18:2–7; 8:2–1 ), также представляют собою как бы воинство Царя небесного (ср. Втор.4:19 ; Ис.40:26 ; Вар.3:34–35 ; Сир.43:1–11 ). И все это сотворено из ничего, одним словом Господа, т. е. «одним мановением» Его творческой «воли» (св. Василий В. на шестопс. бес. I, стр. 4 и бес. II, стр. 85; св. Амвросий in Нехает. lib. I, с. 9; св. Иоанн Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. I, гл. 11), и духом уст Его, т. е. подобным дыханию, или дуновению (ср. русск.-евр., Пс.134:17 ; Исх.15:8:10 ), мгновенным действием всемогущей и «животворящей силы» Его (св. Василий В. прот. Евн. кн. V, в р. п. т. III стр. 193–4 и 181; ср. св. 1. Злат. на Быт. бес. ХΙΙΙ, гл. 3). Что на земле грознее и непреодолимее силы напора волн морских, когда он во время бури, вздымаясь страшными громадами, неистово рвутся на берега, как бы думая потопить собою всю землю? Но Господь Своею всемогущею силою собрал эти громады вод в прочные вместилища, страшные пучины (бездны) моря «содержит заключенный, как бы в каких сокровищницах» (Феодорит), в твёрдых хранилищах, оградив их берегами и указав им предел, далее которого не должны простираться бушующие волны (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

«Чистые сердцем» ( katharoi t е kardia , где дательный падеж te kardia имеет то же значение, что и to pneumati в ст. 3). Это блаженство также имеет соответствие в Псалтири, где оно связано с чистотой, требуемой для вхождения в храм и созерцания лица Божия ( bar levav : Пс. 24:3 сл.; ср. 51:12; 73:1). Чистота сердца — это простота, делающая прозрачным взгляд (Мф. 6:22). Противоположность сердцу «чистому» — сердце «разделенное» (Ср. Иак. 4:8: «Исправьте сердца, двоедушные»). То, что препятствует сердцу быть единым — злое побуждение. «Отымите злое побуждение от вашего сердца — и божественное присутствие будет немедленно обращено к вам» ( Таргум на Лев. 9:6). Новый Завет утверждает как и то, что святость — условие для созерцания Бога (Евр. 12:14, как в Пс. 24), так и то, что созерцание Бога производит в нас святость и подобие Ему (1 Ин. 3:2). «Миротворцы» ( eirenopoioi , лат. pacifici ). И этому ветхозаветному выражению (Ис. 27:5) мы также находим некоторые соответствия в Новом Завете (Иак. 3:18; ср. с Еф. 2:14 сл.; Кол. 1:20). «Нарекутся» — значит будут на самом деле «сынами Божиими» и как таковые будут признаны. «Быть названным, нареченным» — гебраизм, означающий «быть», «становиться» (ср. Мф. 5:19), хорошо объясненный Иоанном: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими!» (1 Ин. 3:1). Усыновление или, скажем, «призвание» быть детьми — наиболее важная привилегия Израиля: «Дорогие израильтяне, названные сынами Божиими» (РА III, 17; ср. Рим. 8:23. 9:4). А в Сифре на Числ. 6:26 говорится, что «Творящий мир — сын грядущего мира». «Изгнанные». Матфей добавляет к «правды ради» следующий стих, где сказано «ради Меня». Это говорит о том, что правда имеет мессианский характер. Согласно отцам, блаженства — словно ступени некоей лестницы, и ступень самая высокая — мученичество. Перевод с итальянского выполнил игумен Арсений (Соколов). [Оригинал: Mello А . Evangelo secondo Matteo. Bose, 1995. C. 104-109]. Комментарии ( 8): Александр Жабенко 15 июля 2010г. 18:26

http://bogoslov.ru/article/933573

В Библии есть и большее чудо: ослица учила пророка, который ехал на этой ослице, но ехал не туда, куда нужно. Бог отверз ей уста и она обличила пророка Валаама (Числ. 22:20–33). Но Бог может говорить не только через людей и животных, но и через растения. «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф. 6:28-29). И Бог творит чудеса, Бог через растения говорит людям и всем на земле. Каждый год 21 ноября (4 декабря по новому стилю) на праздник Введения во храм Пресвятыя Девы Марии, Богородицы, в один и тот же день, в холод, и в мороз, распускаются вербы, это чудо наблюдается в это время всеми, наипаче около храмов, и не только прихожанами. Уже было бы чудо, если бы вербы распускались в один и тот же день, летом, или весною, в теплое время года, в южных странах, при ярком солнце. Но вербы распускаются в ночное время, и в мороз, при любой погоде, в странах северных, где в это время температура воздуха на улице опускается до -20 градусов мороза. О чем говорят эти распускающиеся вербы? О Боге всемогущем. О приснодевстве Богоизбранной отроковицы. Итак, Бог говорит через Свои творения. И говорят сами творения. И есть языки животных и растений, языки звучащие, видимые и благоухающие, обоняемые. Язык дельфинов свидетельствует не только о разуме их, но наипаче о промысле Бога, Творца всех творений, всех языков. Ибо все творения говорят, и даже кричат. Крик ворон, мычание коров, лай собак, жужжание насекомых – это их языки, внятные и нам. Языком некоторых животных являются и их рога и копыта и зубы. Некоторые животные скалят зубы и кричат, чтобы оградить себя от нападения. Угрожая рогами, коровы говорят: не подходи ко мне, если ты не хозяин или хозяйка, которые кормят меня. И есть языки растений, языки видимые, или языки слышимые запахами. Языки растений понимают пчелы, они, услышав запах издалека и увидев цветок, летят за нектаром, и, прилетая в улей, другим пчелам рассказывают и даже показывают своим языком, жужжанием и телодвижениями, где собирать нектар. Собирая нектар, эти животные совершают опыление растений. Две пользы сразу, дар Божий промыслительный.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/31/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010