Ковчег завета (и каппорет) . – 1) Устройство его. Ковчег завета или откровения (aron haberit ; Числ.10:33 , Числ.14:44 ; Втор.10:8 и др. или aron haedum; Исх.25:22 , Исх.26:33 и др.; у И. Флавия произносится «ерон» πω’ν), y LXX – κιβωτο’ς), устроенный при Синае ( Исх.37:1–9 ), по повелению Божию ( Исх.25:10–22 ), – представлял собою продолговатый ящик в 2 1/2 локтя длины (около 2-х арш.) и в 1 1/2 .локтя ширины и высоты (немного больше 1 арш.). Сделан он был из дерева ситтим и был обит листовым золотом и снаружи, и внутри. Вверху он имел украшение – золотой витой венец, вроде карниза, который, вероятно, несколько возвышался над стенками ящика и предохранял крышку ковчега от свободного в противном случае падения. Внизу, по продольным сторонам ковчега, были прикреплены к стенкам его по два золотых кольца, в которые были продеты шесты из дерева ситтим для переноски ковчега. Шесты всегда должны были находиться при нем. Крышка ковчега завета (евр. kapporet. ) представляла собою массивную (полагают, – в полпальца толщины) золотую доску в 21/2 локтя длины и в 1 1/2 локтя ширины; по узким сторонам ее были прикреплены золотые, чеканной работы, херувимы (думают, – в возрасте малых детей), с лицами, обращенными друг к другу и со сложенными спереди в горизонтальном направлении крыльями, взаимно касавшимися и покрывавшими крышку ковчега. – Для ношения ковчега завета были приставлены особые лица – сыны Каафовы ( Числ.7:9 ); приближение к нему людей непосвященных наказывалось смертью ( 1Пар.13:10 . 1Цар.6:19 ). При переносах ковчег завета покрывался тремя покрывалами ( Числ.4:5–6 ). – В ковчеге завета находились скрижали ( Исх.40:20 ; ср. Исх.34 ) или десятословие. От них получил свое наименование и самый «ковчег откровения или завета». Скрижали служили откровением Бога, выражением Его воли ( Исх.40:20 ); отсюда – «ковчег откровения». Но выраженная в десятословии воля Божия служила необходимым предположением, основанием, conditio sine qua non завета между Богом и израильским народом и залогом дальнейшего существования Израиля. Отсюда самые скрижали назывались скрижалями завета (ср. Втор.9:9,11,15 ). Поэтому же и ковчег назывался – ковчегом завета. Были ли в ковчеге завета другие предметы, как сосуд с манною и жезл Ааронов, трудно сказать. На основании текста ветхозаветных книг ( 3Цар.8:9 ; Исх.40:20 ) следует скорее, что, кроме скрижалей, в ковчеге ничего не было. Что же касается новозаветного свидетельства ( Евр.9:4 ), что в ковчеге также находились сосуд с манною и жезл Ааронов, то оно могло основываться на иудейском предании, имевшем свой корень в не совсем точном понимании Исх.16:32–34 и Числ.17:10 . По крайней мере, в 3Цар.8:9 прямо сказано, что «в ковчеге завета ничего не было, кроме двух каменных скрижалей». Но внезапное исчезновение из ковчега завета жезла и сосуда в сравнительно спокойное время гораздо менее понятно, чем первоначальное их отсутствие (не-положение).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Священник I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА 1) евр. слово кохен – «священник» происходит от глагола кохан ­­ «быть священнодействующим», «совершать священное служение», т.е. приносить жертву и совершать курение в храме. Видимо, первонач. слово кохан означало «стоять». В Библии в этом значении данный глагол уже не встречается, но представление о С. как о человеке, предстоящем пред Богом, сохранилось (ср. Втор. 10:8 ; Втор. 18 – правда, в этих местах Библии говорится не о С. в собств. смысле слова, а о ⇒ левитах). Некоторые ученые считают, что глагол кохан когда-то имел значение «снаряжать», «приготавливать» (в частн., жертву), что, однако, маловероятно. Наконец, в араб. яз. есть родств. слово, имеющее значение «предсказатель». Но здесь, вероятно, речь идет о развитии общего понятия, поскольку С. у большинства народов одноврем. отправляли культ и сообщали указания божеств; 2) в списке придворных Давида и Соломона слово кохен обозначает, судя по контексту, чиновника, советника. В 2Цар. 8 " священниками» (в Синод. пер. – «первыми при дворе») названы сыновья Давида. Ира Иаритянин ( 2Цар. 20:26 ) также, по-видимому, занимал какой-то пост при дворе. II. СВЯЩЕННИКИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В Библии говорится, что еще Каин и Авель, Ной и патриархи приносили жертвы Богу, а в Исх. 19упоминаются уже С. Вероятно, здесь имеются в виду люди, исполнявшие обязанности С. как главы своих семейств ( Иов. 1:5 ). Особое место занимает священство ⇒ Мелхиседека. У горы Синай Бог поручил Моисею посвятить в С. ⇒ Аарона и сыновей Аарона ⇒ Надава , ⇒ Авиуда , ⇒ Елеазара и ⇒ Ифамара ( Исх. 28:1 ). На священнич. служение были посвящены эти люди и их потомки, ⇒ левиты были подчинены им и должны были исполнять вспомогат. роль при служении в святилище ( Числ. 3:5–13 ; Числ. 8:5–22 ; Числ. 18:6 ). Однако в Библии зафиксированы случаи, в которых уже после введения Ааронова священства жертвы Господу приносили также люди, не принадлежавшие к числу потомков Аарона. Конечно, сообщения о жертвах, приносимых Давидом ( 2Цар. 6:17 ) и Соломоном ( 3Цар. 3:3 ), не означают, что эти цари собственноручно совершали обряд жертвоприношения во всей его полноте. В случаях с Гедеоном ( Суд. 6:17–21 ), Маноем ( Суд. 13:15–20 ), Самуилом ( 1Цар. 7:9 ; 1Цар. 9:12 ; 1Цар. 10:8 ; 1Цар. 16:2–5 ) и пр. Илией ( 3Цар. 18:30–38 ) об этом говорится определенно. Из текста Библии видно, что жертвы Господу приносили и мужчины, не принадлежавшие к семейству, которому Бог у горы Синай вверил священство, однако при этом следует принимать во внимание конкретные обстоят-ва (полит. обстановку в эпоху судей; разрушение святилища в Силоме; отделение Северного царства от Иерусалима):

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Что такое душа? По учению адвентистов, «душа имеет качества как раз противоположные бессмертию или нематериальности» 1 . Основываясь на некоторых местах Св. Писания, адвентисты утверждают, что душа человека находится в крови, вместе с которою её можно и съесть: «Строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом» ( Втор. 12:23 ). Душа, утверждают далее они, может или хотеть есть, какую-нибудь пищу, или иметь отвращение к ней, или насыщаться ею; «а ныне душа наша изнывает: ничего нет, только манна в глазах наших» ( Числ. 11:6 ); «не спускают вору, если он крадёт, чтобы насытить душу свою, когда он голоден» ( Притч. 6:30 ). Душа, продолжают адвентисты, может прикасаться к чему-нибудь, её можно отнять и уловить ( Числ. 19:22 ; 1Цар. 24:12 ; Пс. 55:7; 123:7 ; Иез. 13:20 ); её дыхание может прекратиться, её можно убить: «и душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей» ( Иов. 7:15 ); «проклят, кто берёт подкуп, чтобы убить душу и пролить кровь невинную» ( Втор. 27:25 ). Она, по словам адвентистов, умирает и, наконец, может быть истреблена: «да умрёт душа моя смерть праведников» ( Числ. 23:10 ; Суд.16:30 ; 3Цар. 19:4 ); «кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та будет истреблена» ( Исх. 22:12, 15:16 ) 2 . Одним словом, говорят адвентисты, душа это есть то, что даёт тварям, – человеку и животному, – жизнь и особенно ту индивидуальную жизнь, которая началась при сотворении посредством дыхания Божия. Слово душа в Новом Завете, говорят адвентисты, переведено по-гречески словом «психе» (psyche), которое означает; «дыхание, дух, дуновение жизнь, жизненная сила, душа». То же самое о жизни животных. «И у бабочки, и у моли, говорят, адвентисты, также есть душа – сердце, как центр воли, стремлений, страстей, образа мыслей, чувства, чувственности, также духа, ума» 3 . Короче, душа, по мнению адвентистов, есть кровь, а кровь, как часть тела, материальна и разрушима; следовательно, и душа также материальна и разрушима. Перечисляя, сколько раз встречается слово «душа» в Ветхом и Новом Завете, адвентисты говорят, что ни в одном случае этому слову не придаётся значение «безсмертия». Выражения – «безсмертная душа, или «безсмертный дух» – в св. Писании никогда не встречается; Слово Божие, по мнению адвентистов, говорит только об одной возможности поучить безсмертие, – силою воскресения Иисуса Христа 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dusha-i-...

Ассирия Ассирия, Ассирийсний, Ассирияне ( – от или =шествие, шаг, поступление вперед, прямоидущий, прямой, ровный, честный, справедливый, блаоуспешный, счастливый; отсюда Ассур, как имя верховного божества ассириян у филологов толкуется «справедливый», как имя основателя их царства может значить вождь, предводитель, сильный, могущественный, благоуспешный, счастливый, и как имя страны – «ровная страна, плоскость, равнина»; σσορ, σσυροι; Assur, Assyrii; Ассуръ, Accpía, Assyrien, Assyrer): Быт.2:14, 10:11, 22 . Числ.24:22, 24 . ... 20:6, 23:29. 1Пар.5:6 . 2Пар.28:16 ... 32:1... 1Ездр.4:2, 6:22 . Неем.9:32 . 2Ездр.5:66, 7:15 . Тов.1:2. 3 . Иудифь.1:1, 7, 11, 4:1, 5:1, 6:1, 17, 7:17–18 . Пс.82:2 . . Иер.2:18, 36 . Плач.5:6 . Иез.16:28, 23:5, 7, 9, 12, 27:23, 31:3, 32:22 . Ос.7:11, 8:9, 9:3, 10:6, 11:5. 11, 12:2, 14:4 . Мих.5:4–5, 7:12 . Соф.2:13 . Зах.10:10, 11 . 3Ездр.2:8 . Понятие. Это обширная и могущественная страна в древней Азии, лежавшая на Тигре, столицей которой была Ниневия, лежавшая недалеко от нынешнего города Моссула; название свое Ассирия имеет от Ассура, сына Симова ( Быт.10:11, 22 ). В северной, гористой своей части, она обнимает при верхнем Цабе лежащую землю курдов или древних халдеев; восточная часть ее, лежащая на границе Мидии, в Ветхом Завете известна под именем Арапахитис (теперь Албак). Ныне вся эта местность составляете большую часть турецкого Курдистана. Границы. Она граничит с севера Арменией, к западу Месопотамией, к востоку Мидией, к югу – Вавилонией. Но границы эти в разные времена изменялись. Нередко под Ассирией разумелась страна, обнимавшая собой собственную Ассирию, Вавилонию и Месопотамию. Сн. Атл. Menke II и I. Киппер. 2 и 3. Физическое состояние страны. Обширная страна Ассирии в северных пределах своих гориста, а на юге большей частью представляет богато орошенную, и потому почти везде плодоносную равнину. Гористая часть ее образуется горными хребтами Армении и Курдистана. Здесь на северо-востоке идут горы Загроса, отделяющие Ассирию от Мидии, и известные на севере под именем Гордейских или Кардухинских гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Аравия Аравия ( ,=степь, пустыня, сухая, бесплодная земля; ραβα; Arabia; Arabien): 2Пар.9:14 . Пс.71:10, 15 . Ис.21:13 . Иер.25:24 . Иез.27:21 . Иудифь.2:25 . 1Макк.11:16. Гал.1:17, 4:25 и др. – Это большой полуостров юго-западной Азии, окруженный с севера ханаанскими прежде землями и Палестиной, ныне – Азиатской Турцией, с востока – Персидским заливом, с юга – Индийским морем, с запада – Чермным или Красным морем. Название. Аравия в Св. Писании известна 1) под названием: Земля восточная Быт.25:6 ): и земля сынов Востока ( Быт.29:1 . Суд.6:3, 7:12, 8:10 . 3Цар.4:30 . Иов.1:3 . Ис.11:14 . Иер.49:28 . Иез.25:4 ), и просто восток (); последнее, впрочем, название обнимает и Месопотамию, и Вавилонию ( Числ.23:7 . Ис.2:6 ); – 2) со времен пророков стала известна под общим названием: Аравия – , степь, пустыня, сухая бесплодная земля ( 2Пар.9:14 . Ис.21:13 . Иер.25:24 . Иез.27:21 . Гал.1:17, 4:25 ), и жители ее – под именами: аравитянин (: Ис.13:20 . Иер.3:2 . Неем.2:19, 6:1 ) и аравитяне (: 2Пар.21:16, 22:1 , и : 2Пар.17:11. 26:7 ). Впрочем, не весь Аравийский полуостров, как он значится у географов, и не все аравитяне означаются этими названиями, а большей частью ими означаются кочующие племена, от Вавилона до Чермного моря, и отдельные части и племена Аравии, особенно ближайшие к земле Израильской. В таком же смысле понимается Аравия и в Новом Завете ( Гал.1:17, 4:25 ). Ges. р. 792. Fürst 2. р. 181. Разделение. Аравию издревле, со времен александрийского географа Птоломея († 161 г. по Р. Хр.), разделяют, хотя и не совсем правильно, на Каменистую, Пустынную и Счастливую. Разделение это жителям Аравии неизвестно, и они с давних времен разделяют свою землю на следующие, главн. обр., части: Геджас – северо-западная часть каменистой Аравии, Иемен – юго-западная часть Аравии, или счастливая Аравия, Гадрамаут, – на самом юге Аравии, причисляемый к Иемену, Оман, составляющий юго-восточную часть Аравии, Гасса, идущая вдоль Персидского залива до Евфрата, и Неджет, составляющий северную часть внутренней Аравии. Но разделение Птоломея более представляет удобства для археологического ознакомления с этой землей, и потому и здесь удерживается. Herz. 1. р. 460.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Волхвы, волхователи, волшебники, гадатели Волхвы, волхвователи, волшебники, гадатели, и пр. (, , , и др.; ξηγητι, σοφιστι, γνοστι, μγοι, и др.; coniectores, sciolae, sapientes, magi, arioli, и др.; сказатели, волхвы, обаятели, и пр.; Wahrsager, Weisen, Gelehrte, Zauberer, и пр.): Быт.41:8 . Исх.7:11 . Лев.19:81 . Втор.18:10–11 . Иер.39:3, 13 . Дан.2:10, 27, 4:4 ,. 6, 5:11. Мф.2:1, 7 и др. – Под именем волхвов в древности разумелись люди мудрые, обладавшие высокими и обширными знаниями, особенно знаниями тайных сил природы, светил небесных, священных письмен, иероглифов, и т. под. Они наблюдали естественные явления, толковали сны, предсказывали будущее; были большей частью вместе и жрецами, и пользовались великим уважением и при дворах царских, и в народе. Таковы были: волхвы египетские, упоминаемые во времена Иосифа и Моисея ( Быт.41:8 . Исх.7:11 ). Таков Валаам у мадианитян ( Числ.22:23 ). Таковы волхвы и мудрецы персидские, упоминаемые у Даниила ( Дан.2:4 ). Таковы волхвы или маги, приходившие на поклонение Спасителю ( Мф.2:1–2 ). Слово «волхв», «маг», «», «μγος», в еврейском встречающееся только у Иеремии ( Иер.39:3, 13 ), на востоке, у разных народов, было весьма употребительно. Таковы слова – в санскритском: mah, maha, mahe; в Зендавесте: Meh (megh), Megovad; у ассириян: Mag или Meg; у древних мидян: Mag, Mog; у персов: Mugh, Magusch, и др. Herz. 8. р. 687. Ges. р. 541. Слово это означало и жреца, и мудреца, ученого, и потому у халдеев, ассириян, мидян и персов употреблялось как о жрецах, так и об ученых и мудрых людях вообще, и отсюда в арамейском и еврейском часто заменялось словами: , =мудрец, мудрецы ( Ис.44:25 . Иер.50:35, 39:3, 13 . Дан.2:2, 12, 18, 24, 4:3, 15, 5:7–8 ), или: , – ξηγητι, ερογραμματες, σοφιστα, μγοι=тайноведцы, софисты, мудрецы ( Быт.4:8, 24 . Исх.7:11 . Дан.1:20, 2:10, 27, 4:4, 5:11 ). Fürst. 1. p. 43S и 692. Судя по первоначальному значению и употреблению слова «маги, волхвы» можно думать, что с ним первоначально не соединялось понятий волхвования и колдовства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Аминь (греч. от евр. истина) - слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие (несомненно, воистину, бесспорно, или просто - да). Вошло в христианское богослужение без перевода. Аминь - наречие, производное от древнееврейского корня, содержащего представление о твердости, верности. Сказать аминь - значит заявить, что то, что сказано, признано верным, дабы скрепить данное утверждение или выразить участие в произнесенной молитве. В Ветхом Завете аминь может иметь смысл, соответствующий нашему " да будет " (Иер. 28, 6). В этом смысле аминь переводится в Вульгате , но лишь в Псалтири : в остальных книгах этого древнейшего латинского перевода Библии еврейское слово остается без перевода (amen). Однако чаще всего - это слово обязывающее и выражает свое согласие с кем-либо и тогда оно передается греческим " алифос " - " истинно " (у Семидесяти толковников, Симмака, Феодотиана). " И отвечал Ванея, сын Иодаев, царю и сказал: аминь, - да скажет так Господь Бог господина моего царя! " (3 Цар. 1, 36); оно выражает принятие на себя какого-либо назначения. " Так говорит Господь, Бог Израилев: " Слушайтесь гласа Моего и делайте все, что Я заповедаю вам, - и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом, чтобы исполнить клятву, которою Я клялся отцам вашим - дать им землю, текущую молоком и медом, как это ныне " . И отвечал я (Иеремия), сказав: " аминь, Господи! " (Иер. 11, 3-5). Это слово произносят, когда берут ответственность за клятву и за Божий суд, который последует за ее нарушение: " Если ты изменила мужу твоему и осквернилась... тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия... И скажет жена: аминь, аминь " . (Числ. 5, 20, 22). Еще более торжественно всеобщее обязательство, принимаемое при богослужебном возобновлении Завета. В 15-26 ст. 27 главы Второзакония говорится, что народ по произнесении левитами проклятия над нарушающими каждую из десяти заповедей произносит аминь в подтверждение того, что это проклятие должно исполниться.

http://drevo-info.ru/articles/760.html

Езекия Езекия . Именем «Езекия», с евр. «Иегова меня (его) укрепляет», назывался 12-тый царь иудейский, сын нечестивого царя Ахаза и его жены Авии ( 4Цар.18:2–3 и 2Цар.28:27, 29:2 ). Вступив на престол в третий год царствования израильского царя Осии, будучи двадцати пяти лет от роду ( 4Цар.18:1–2 ), Езекия правил иудейским царством двадцать девять лет ( 4Цар.18:2 и 2Пар.29:1 ), ознаменовав свое правление целым рядом важных религиозно-гражданских и политических событий. О жизни и деятельности этого умного и благочестивого иудейского царя мы владеем едва ли не самой обстоятельной библейской биографией, так как она создается на основании трех более или менее параллельных версий ( 4Цар.18–20 ; 2Пар.29–32 и Ис.36–39 ). Первым делом, которым Езекия ознаменовал свое царствование, было искоренение язычества и восстановление истинного богопочтения. Он истребил высоты, посек священные дубравы, разрушил идольские капища и уничтожил даже медного змия Моисея ( Чис.21:9 ), ввиду того, что он стал предметом суеверного, чисто языческого почитания ( 4Цар.18:4 ). Затем, Езекия открыл двери храма, собрал в него священников и левитов и дал им предписание первоначально очиститься самим, а потом изринуть нечистоту и из храма, сказав при этом приличную случаю речь ( 2Пар.29:3–11 ). Дело очищения храма, начатое в первый день месяца, заняло целых две недели, будучи окончено только к шестнадцатому числу, когда и был торжественно справлен праздник «обновления храма», причем были принесены все виды жертв, предписанные в законе Моисея. Одновременно с этим Езекия озаботился также и восстановлением богослужебной музыки, введенной еще Давидом, так что, благодаря его стараниям, храмовое богослужение снова приняло свой благолепный вид или, как выражается писатель кн. Паралипоменон: «и исправилось дело в дому Господнем» ( 2Пар.29:35 ). С целью упрочить свою религиозную реформу, Е. решил торжественно отпраздновать Пасху. Но так как обычный, законом установленный для сего срок уже прошел, то он воспользовался указанным в законе изъятием ( Числ.9:6–13 ) и приурочил назначенное им торжество именно к этому последнему сроку, т. е. к четырнадцатому числу второго месяца. Благодаря широкому оповещению и настойчивому приглашению царя, Пасха этого года отличалась необыкновенным многолюдством, особенной торжественностью и исключительной продолжительностью, так что на всех присутствующих произвела самое сильное и благотворное влияние ( 2Пар.30:10–23 ). В частности на израильтянах (оставшихся от ассирийского погрома) это влияние сказалось тем, что и они, возвратившись домой, ревностно принялись за искоренение сильно развившегося у них идолопоклонства ( 2Пар.31:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Особенность ветхозаветного отношения к материальному Б. состояла в понимании его как знака Божия благословения: «Если... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его... придут на тебя все благословения... и исполнятся на тебе... Благословен... плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои» (Втор 28. 1-2, 4-5; ср.: Втор 28. 8, 11-12). Б. были благословлены патриархи евр. народа Авраам (Быт 13. 2; 24. 35), Исаак (Быт 26. 12-14), Иаков (Быт 30. 43), прав. Иов (Иов 31. 25); земля Ханаан была обещана Богом народу Израиля в качестве богатой и изобильной земли, к-рой он сможет владеть, пока будет исполнять Закон (Числ 13. 27-28; 14. 8; Втор 6. 3). Тема награды Б. и славой за покорность Богу получает развитие в повествованиях о царях Давиде (2 Цар 12. 8), Соломоне (3 Цар 4. 21-28; 10. 4-29), Иосафате (2 Пар 17. 5; 18. 1), Езекии (2 Пар 32. 27-29). Бог ставит в особую заслугу царю Соломону его предпочтение обладанием Б. добродетелей («сердцем разумным», «чтобы судить народ [Божий] и различать, что добро и что зло»), нежели материальным Б. (3 Цар 3. 5-14). Б., «в котором нет греха» (Сир 13. 30), т. е. полученное честным путем, и само по себе представляется нек-рым благом, поскольку обеспечивает независимость человека, избавляет от рабства заимодавцу (Притч 22. 7), прибавляет друзей (Притч 14. 20; 19. 4; Сир 13. 25-26). При этом подчеркивается, что дар Б. всегда является Божиим благословением труда человека, «дел рук» его. Приобретенное трудом Б. предполагает наличие у его обладателя добродетелей: прилежности (Притч 10. 4), трудолюбия (Притч 11. 16; 20. 13), умения (Притч 24. 4), воздержания (Притч 21. 17), воинской доблести, как у царя Давида, мудрости и справедливого гос. правления, как у царя Соломона. «...Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это - дар Божий» (Еккл 5. 18).

http://pravenc.ru/text/149445.html

И.Ц. Миронович Лекция 16. Всемирный потоп (продолжение) Всем вам кланяюсь и приветствую. Мы вступили в поприще Великого поста и вот вторая седмица, она посвящается великому епископу XIV столетия Григорию Паламе , который принадлежал к высшему аристократическому роду и отец которого заседал в царском Снклите. И вот это необыкновенная семья, как семья у Василия Великого , которая дала нескольких святых. И самый знаменитый из них – Григорий Палама , который известен тем, что встал на защиту исихазма – учения о безмолвии и безмолвной молитве, в результате которой человек может сподобиться зрения Фаворского света и стать обиталищем, храмом того света, который видели Апостолы на горе Фаворской. Поднялись большие споры о природе этих Божественных энергий. Какие они по своей природе, божественные или тварные? И вот здесь произошло большое разномыслие между учёными италийскими монахами и им. Те выступали с позиции своих философских воззрений, согласно которым, если невидима человеческая мысль, то тем более, незримо Божество. Вспоминали пророка Исаию, которого осудили, в частности, за его слова в 6-й главе его книги: Я видел Господа, сидящим на Престоле высоком и превознесенном (см. Ис. 6:1 ). Как можно видеть Господа, когда Его природа невидима и неизобразима? Все наши понятия далеко не соответствуют тому представлению, какое надо бы нам иметь о природе Божественной. И вот мы воспринимаем Его только в явлении, еофании. А эти еофании учитывают нашу природу, и проявление их не разрушает нашей природы. Хотя человек приходит в изнеможение и даже болеет – как пророк Даниил несколько (см. Дан. 8:27 ) – после таких богоявлений, тем не менее, он видит и описывает то, что видит. А вот когда просил Моисей: яви мне Тебя Самого, да разумно вижду Тя... (см. Исх. 33:13 ). Ведь о нём в 12-й главе книги Числ сказано, что если Я говорю с пророком, Я говорю с ним во сне или в видении, но не так с рабом Моим Моисеем: устами к устам говорю Я с ним и образ Господа он видит (см. Числ. 12:6–8 ). И вдруг сам Моисей говорит: яви мне Тебя Самого, и слышит в ответ, что не может человек, увидев Меня, остаться в живых, поэтому Я заключу тебя в расщелину скалы и пройду мимо, и ты увидишь вслед Меня. Лицо Мое не явится тебе, ибо не выдержит никакая тварь, никакое творение лицезрение Божества (см. Исх. 33:20–23 ). Поэтому вот и возник этот вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010