653 Св. Прокопий Устюжский носил в левой руке 3 кочерги и если в который год держал их вверх, то был урожай, а вниз, то голод, л. 49 и 50 Чет. Мин. 8 июля. 654 Св. Прокопий Вятский пред тем, как должно быть строгим указам, «ходя по торгу, поставляше древца поряду и бияше те, аки людей»; там же. 655 Св. Прокопий Устюжский предсказал беду Устюжанам от погибели огнем и градом, Прол. 8 июля, л. 73 об. 656 Он же поклонился в землю за вечерней в церкви трехлетней девочке Марии и пророчески сказал: «се грядет матерь великого Стефана епископа, учителя Пермского», так что слышавшие удивились, потому что Пермь была тогда страной языческой. Чет. Мин. 8 июля, л. 49 об. 657 Св. Михаил Клопский предсказал архиепископство игумену Феодосию и его удаление с кафедры. Филар. арх. Черниг. жития св. янв. 11 стр. 128. 659 Св. Фома Келесерийский предсказал смерть некоему Анастасию, Чет. Мин. 24 апр., л. 108 об., св. Прокопий Вятский – смерть сына одного священника. Однажды у одного Константинопольского вельможи умерла дочь, завешавшая пред смертью похоронить себя в склепе, устроенном в загородном винограднике. Просьба её была исполнена. В то время, когда несли гроб на погребение, за похоронной процессией следил один вор, грабивший драгоценные вещи с покойников, чтобы с наступлением ночи похитить все драгоценности. Проходивший здесь же св. Андрей уразумел злые мысли вора и, желая отвлечь его от худого дела, предсказал ему слепоту в случае, если он вздумает воровать. Хотя вор удивился прозорливости св. Андрея, но все-таки отправился совершать гнусное дело. Но лишь только он снял все одежды с покойницы, как вдруг она поднялась и ударила его рукой по лицу, и вор ослеп от страха. И вспомнил он тогда святого Андрея и «дивляшеся, яко провиде и прорече все имущее ему быти и исполнися его пророчество». Чет. Мин. 2 окт., л. 11 об. и 12. 672 Пр. Михаил Клопский, предсказал архиепископство Ионе, подняв его за уши, когда он был маленьким и сказав: «учись книгам, велик будешь». Новг. еп. вед. 24; св. Симеон пред землетрясением ударяет палкой по домам; св. Прокопий пред неурожаем держит 3 кочерги вниз и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

67. Как должно поступать во время общественных бедствий (Из жизни Ионы, архиепископа Новгородского. Чет. Мин. ноябр. 5-го. Воспоминание праха огненного, грех ради человеческих от воздуха падшего, в царство Льва Великого . Чет. Мин. ноябр. 6) Здесь, на земле, нередко постигают нас не только частные бедствия, но и общественные, которые для нас особенно ужасны. В частном бедствии страдают или один человек, или одна семья; ну, да хоть, пожалуй бы страдало их и несколько; но в горе таком, как бы велико оно ни было, добрые люди всегда могут помочь и облегчить его; а в общественном бедствии что сделаешь? Например, бездождие, безведрие, голод, мор – кто может предотвратить? Кто может избавиться от них? Кто может уничтожить зло, причиняемое ими? Конечно никто; об этом даже и рассуждать не стоит. Так как же во время таких бедствий поступать? Чем избавляться от них? На чью помощь надеяться? К кому прибегать? Однажды при жизни святого Ионы, архиепископа Новгородского, в Новгороде появилась моровая язва. Люди впали в безнадёжное уныние, и один только святой Иона оставался бодр духом, утешал жителей и говорил им: «Знайте, что моровая язва постигла нас за грехи наши, и потому нам нужно, прежде всего, покаяться в оных». Народ принял к сердцу последний совет святого, совершил всенародное молебствие, создал храм во имя святого Симеона, и тотчас, сказано, «преста смертоносие и люди здрави быша» (Чет. Мин. нояб. 5). Другой случай: в царствование греческого императора Льва Великого в Греции, в один день, в полдень, всё небо покрылось тёмными облаками, и днём сделалось темно, как ночью. Потом облака сделались как бы огненными, и это явление продолжалось около сорока дней, и все думали, что вся земля сожжена будет, подобно тому, как некогда сожжены были Содом и Гоморра, и все были в великом страхе и недоумении и думали, что огненный дождь спадёт с облаков. Тогда царь и патриарх Геннадий, со всеми священниками и народом, каждый день с крестами и святыми иконами стали выходить на стогны града, совершали на оных молебствия и все со слезами умоляли Бога, чтобы отвратил праведный гнев Свой. И всенародная молитва тща не осталась. Человеколюбец Господь, сказано, прещение преложил на милость, и вместо огненного дождя, для устрашения грешников, упал с неба только чёрный пепел, и покрыл землю, и попалил лишь траву. И горько тогда люди плакали, рыдали и стенали от самой глубины сердечной. После сего, вскоре, Господь послал обильный дождь, и бедствие окончательно прекратилось (Чет. Мин. нояб. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы они не до нас касались. Такое упражнение может доставить нашему сердцу тишину и соделать его обителью Самого Бога. Образ такого незлобия мы видим в жизни св. Григория Чудотворца, от которого некая жена блудница всенародно требовала мзды, аки бы за грех с нею содеянный; а он, нимало не разгневавшись на нее, кротко сказал некоему другу своему: даждъ скоро ей цену, колико требует. Жена только что прияла неправедную мзду, подверглась нападению беса, святитель же изгнал из нее и беса молитвою (Чет.-мин. Ноябрь 17). Если же невозможно, чтоб не возмутиться, то по крайней мере надобно удерживать язык по глаголу Псалмопевца: смятохся и не глаголах (76, 5). В сем случае мы можем взять в образец себе св. Спиридона Тримифунтского и прп. Ефрема Сирина. Первый (Чет.-мин. Декабрь 12) так перенес оскорбление: когда по требованию греческого царя входил он во дворец, то один из слуг, бывших в палате царской, сочтя его за нищего, смеялся над ним, не пускал в палату и даже ударил его в ланиту. Св. Спиридон, будучи незлобив, обратил ему по слову Господню и другую (Мф. 5, 39). Преподобный Ефрем (Чет.-мин. Январь 18), постясь в пустыне, раз лишен был пищи таким образом: ученик его, неся пищу, нечаянно разбил по дороге сосуд. Преподобный, увидев ученика печальным, сказал ему: «Не скорби, брате; аще бо не восхоте прийти к нам пища, то мы пойдем к ней». Итак, преподобный пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь, вкушал ее. Так-то он был безгневен. А как побеждать гнев, сему можно поучиться из жития Паисия Великого (Чет.-мин. Июня 19), который просил Господа Иисуса Христа, явившегося ему, чтобы Он освободил его от гнева. И Спаситель сказал ему: аще хощеши победити гнев и ярость купно, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи. Чтобы сохранить душевный мир, должно отгонять от себя уныние и стараться иметь дух радостный; по слову премудрого Сираха, многи печалъ уби, и несть пользы в ней (Сир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Господь услышал молитву святителя. Наступил назначенный день. Арий в сопровождении царских сановников и оруженосцев с торжеством шел из палат царских в православный храм. На середине пути внезапно напал на него страх; сожженная совесть его проснулась и стала угрызать его за обман и ложь. В тревоге душевной и смятении он уклонился от народа в одно сокровенное место... и был поражен лютой болезнью чрева: у него выпали внутренности, и он в страшных мучениях изверг свою богохульную душу. Когда весть о его смерти разнеслась по городу, тогда православные торжественно прославили святую истину веры, что Иисус Христос есть истинный Бог и отмститель Своему врагу и хульнику (Чет.-Мин., 30 августа). (См. подробно, в кн.: А. Свирелин , прот. Правосл. исповед. христ. веры в Чет.-Мин. св. Димитрия Ростовского .) Приложение А. Есть ли теперь чудеса? Подобного вопроса истинный христианин, истинно верующий и предложить не посмеет; если же он слышится – то разве из уст маловера или невера. Чудо есть такое событие, которое не может быть совершено никакой силой человеческой, а только силой Божией, значит, пока не оскудела эта сила Божия, – а когда она оскудеть может? – до тех пор должны быть и чудеса. Чудеса служат средством к распространению и утверждению веры Христовой; но везде ли распространена, везде ли утверждена вера Христова? Нет, еще целые миллионы не ведают истинного Бога, целые миллионы хоть и ведают истинного Бога, но не знают истинной Церкви Его. Значит, чудеса и теперь должны быть как средство к распространению и утверждению веры Христовой. Но не эта только цель чудес. Зачем, например, Иисус Христос воскресил сына вдовы наинской? Затем, что Он сжалился над бедной вдовой ( Лк. 7,13 ). Зачем исцелил отрока, о котором говорится в евангельской истории ( Мф. 17,14–18 )? По тем же самым побуждениям. Зачем по слову Григория, Неокесарийского чудотворца, гора сдвинулась с места своего? Затем, что она мешала ему устроить тут церковь для верующих (Чет.-Мин., 17 нояб.). Зачем для праведной Елизаветы гора разверзлась по молитве ее? Затем, чтобы укрыть в своих недрах мать с младенцем Иоанном от преследования кровожадного Ирода (Чет.-Мин., 24 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И какого зла не делает злоба и зависть — эти лютые змеи? Св. безмездных врачей, Косму и Дамиана, один врач, по зависти, с Каиновою хитростью, вызвал в лес, под предлогом, будто бы, собирать вместе врачебные травы; там он завлек их поочередно в разные места и поочередно побил камнями (Чет.-Мин. 1 Июля). Один инок, завидуя славе преп. Иоанникия Великого, зажег лес, росший на горе, на которой спасался преподобный, и даже острим железом хотел пробить его утробу, но Господь сохранял его (Чет.-Мин: 4 Ноября). А злословие и клевета? неблагодарность за благодеяния? Все это, говорю, лютые змеи, убивающие душу человеческую. Св. мученик Савин своими руками питал одного нищего. Неблагодарный нищий пошел к мучителям, предал им питателя своего св. Савина за две златницы и довел их до его пещеры (Чет.-Мин. 16 Марта). Не дай Господи, чтобы у нас оказались такие неблагодарные люди — змеи! Не менее пагубны для наших душ злословие и клевета. Св. Григорий, епископ Акрагантийский, по клеветам злых людей был в темнице, как осужденный… Но невинного Григория Господь оправдал, а клеветников наказал. Когда на соборе епископов определено было осуждение клеветникам на св. Григория, и когда Григорий выплакал всем им прошение, дабы одних не посылали в ссылку, других не казнили; то вдруг поднялась буря, померк воздух, тьма покрыла всем, — и увидели, что клеветники стали черны лицом, как уголь, а у главных клеветников и обвинителей ев. Григория — Савина и Крискента, кроме того, губы свесились вниз так, что они не могли ни совокупиться, ни говорить ими (Чет.-Мин. 23 Ноября).Так, братие, много змей угрызают нас в земной нашей жизни. Где же искать нам исцеления от них? Господь говорит нам в нынешнем Евангелии: „как Моисей вознес змию в пустыне для спасения евреев, так должно вознесену быть на Крест Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”. И Сын человеческий — Иисус Христос, принявший на Себя плоть нашу, точно, был вознесен на Крест, как медный змей на столб, и Своими крестными страданиями и смертью победил змея — дьявола и даровал роду человеческому исцеление от грехов и вечной смерти.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

II. Ангелы являлась св. мученикам при страданиях их укрепляли их в сем подвиге. Св. мученикам Евстафию и Анатолию, заключенным в темницу и осужденным на голодную смерть, явился Ангел, разрешил их от уз, соделал здравыми и, подав им манну в пищу, сказал: «Во всех страданиях ваших буду с вами: ибо послан от Христа Господа хранить вас» (Ч.-М. ноября 20 д.). Когда Феодор Тирон в темнице, крепко затворенной и запечатанной, молился, то к молитве его присоединились Ангелы. Караул сперва услышал громкое пение, а потом через окно увидел множество с Тироном юношей, которые были одеты в белую одежду и вместе с ним пели; сам правитель пришел к темнице и услышал многие поющие голоса, между тем как великомученик был заключен один (Чет.-Мин. 17 февр.). III. Ангелы принимают особенное участие в спасении души человека. Св. Давид долгое время был разбойником, но после покаялся и, поступивши в монастырь, начал вести строгую подвижническую жизнь. Архангел Гавриил явился ему в келье и сказал: «Давиде! Господь простил тебе грехи, и отныне ты будешь творить чудеса» (Чет.-Мин., сент. 6 д.). – Архангел Михаил, явившись св. Евдокии, говорил: «Я князь Ангелов Божиих; мне дано служение принимать грешников кающихся и вводить их в блаженную жизнь. Многая бывает радость на небеси небесных ликам, если грешник приносит покаяние; ибо Бог, Отец всех, не хочет погибели души человека, созданной по образу Его. Все Ангелы радуются, когда видят душу человеческую, украшенною правдою: они приветствуют ее, как сестру свою» (Чет.-Мин., марта 1 д.). Ангел, явившийся св. Григорию Двоеслову , говорил: «Господь послал меня к тебе, чтобы я был с тобою в продолжение твоей жизни и возносил твои молитвы к Богу, чтобы все, о чем ты просишь с верою, получил» (Чет.-Мин., марта 12 д.). IV. Ангелы соблюдают уповающих на Господа невредимыми от зла, когда оно или только ожидает их, или уже постигло их. Как Ангелы поступают в первом случае? Псалом отвечает: «На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою» ( Пс. 90:12 ), то есть, как мать, когда дитя учится ходить, наблюдает за каждым его шагом; и если видит, что оно может споткнуться обо что-нибудь, тотчас берет его на руки: подобно сему поступают Ангелы с людьми, которые имея детскую преданность воле Божией, вверены их надзору.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

933 Они, как известно, отказывались от пресвитерства, главной обязанностью которого было учительство. 941 Напр. св. Даниил во время беспорядков, поднятых царем Василиском, отвергавшим IV-й вселенский собор; св. Савва Вишерский – раз в неделю для поучений братии и св. Кирилл Туровский , – остальные не сходили со столпов, если не считать их переходов с низших столпов на высшие. 967 Однажды толика бысть снежная буря, яко ученицы св. Даниила столпника ниже очес на столп возвести, ниже помощи что преподобному можаху. По дни же том паки бысть нощь лютейша, и паки день такожде до нощи, и едва в третий день утишися, воздух: тогда ученицы приставиша лествицу, взыдоша на столп ко отцу, и обретоша его всего ледом омерзша от главы до ног, мало дыхание имуща, и едва согреяша его, теплотою и губою отирающе тело его. Пришел же в себе преподобный рече: почто стужаете ми, возбуждаете мя уснуша сладце,моляся бо уснух мало: обаче благо вам буди, чада, яко толикое имеете о отце попечение». Чет.-Мин., 11 дек., л. 148. 969 Св. Симеон (I-й) всем равне показоваше и лице светло и слово любовно якоже вельможи тако и рабу, яко богачу, тако и убогу и последнейшему извергу. (Чет.-Мин., 1 сент.). 991 Св. Симеон I (1 сент.) просил пред сорокадневным постом некоего Вассона запереть себя и оставить хлеб и воду, которые остались нетронутыми в течении 40 дней. 994 Св. Симеон Дивногорец со всей очевидностью и подробностью предсказал нападение на Антиоха варваров, указал – какими воротами они войдут в город, что и как разрушат, кого возьмут в плен и пр. 996 Св. Алипий „толико благоугоден Богу бысть, яко в животе еще своем небесным светом просвещаемый бываше». (Чет.-Мин.,26 ноября), 1001 Стоянием на одной ноге, – как св. Симеон I; лежаньем на одном боку, – как св. Даниил; борьбой с холодом и жаром и пр. 1008 Приходящия жены не дерзаху приближнутся к ограде, но стояху отдалена, и творяху молитвы своя на столпевзирающе, не лишахуся же благодати преп. Симеона, но помощь и различная приемляху с верою приходящий, и возвращахуся с радостию, благодаряще Бога». (Чет.-Мин.,1 сент., л. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Братие христиане! Прошло много лет, как явилась Казанская чудотворная икона Божией Матери. Находится она теперь в С.-Петербурге, в Казанском соборе. Но благодать и милость Божией Матери для всех нас всегда близка и никогда неистощима. В какое бы время и в каком бы месте ни стали мы молиться Ей, в Божием ли храме, в своем ли доме, на пути, во дни и в нощи, в горе и несчастий, всегда, говорю, и везде она к нам близка, всегда и везде нас видит и слышит наши молитвы. Когда она жила еще на земле, то и тогда много помогала бедствующим. А теперь, когда она предстоит пред престолом своего Сына и Бога, еще более помогает им. Теперь она даже сходит с небес на землю и помогает всему миру. О, как отрадно говорится об этом в житиях святых! Св. Андрей, Христа ради юродивый, однажды был восхищен на второе и третье небо, и видел некоего светлого, как облако, мужа, несшего крест и сказавшего ему: „ты хочешь видеть здесь светлейшую Царицу сил небесных, но ее Нет здесь ныне: она отошла в многобедствонный мир помогать человеком и утешать скорбящих“ (Чет.-Мин. 2 октября). И точно, Божия Матерь, усердная заступница, спасала преп. Кирилла Белозерского от пожара и от разбойников (Чет.-Мин. 9 июня). Она исцеляла от тяжких болезней преп. Нифонта и сохраняла его в опасностях (Чет.-Мин. 23 дек.). Чрез свою икону она помогла Российскому князю Андрею Георгиевичу Боголюбскому победить болгар, а Греческому царю Мануилу победить сарацин (Чет.-Мин. 1 авг.). Она спасла Москву и всю Русскую землю от владычества Поляков (22 окт.). Она — Божия Матерь и Матерь рода христианского непрестанно изливала и доселе изливает нам — детям своим великие чудеса и милости. К ней и будем мы прибегать в своих горестях, бедах и напастях. Теперь обратимся, други мои, еще к следующему обстоятельству. После покорения Казани, царь Иоанн Васильевич повелел казанских татар просвещать светом веры православной, а Божия Матерь явлением чудотворной иконы своей укрепила св. веру среди татар. И теперь православные цари наши стараются о том, чтобы во всем царстве их процветала православная вера.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Случилось ему в том же году быть в городе Хоищах у одного богатого помещика Хойского. После нескольких дней пребывания в Хоищах, Музеля тяжко заболел и, чувствуя приближение смерти, пригласил соседних священников, чтобы они совершили над ним помазание елеем; но вместо елея он положил в сосуд св. миро, принесенное из Киева, и когда было совершено над ним помазание этим миром, к удивлению всех присутствовавших при этом, Музеля встал с одра своего совершенно здоровым. 8 . Сам Господь иногда указывал нуждающимся в помощи искать ее у св. мощей угодников Божиих и подавал просимое чтущим оные. Св. Иоанн Многострадальный молился Господу об избавлении его от восстания телесной похоти. Тогда глас с неба повелел ему молиться, находящемуся против него мертвецу: «Сей может помогать боримым этою страстию». Мертвец этот был св. Моисей Угрин. Иоанн помолился пред мощами его – и страсть укротилась («Чет.-Мин.» июля 18 д.). В другой раз сам св. Иоанн, взявши кость от мощей св. Моисея, приложил ее к телу одного страждущего блудною страстию брата, и угасло разжение и омертвела страсть в плоти его («Чет.-Мин.» июля 18 д.). Муж некий, именем Мариан, имея особенную любовь к мученику Никите, по скончании его мученичества, взял страдальческое тело его и благочестно похоронил его в своем доме. И благословил Бог дом Мариана ради страстотерпца Никиты, и изобиловал он богатством вещественным и духовным. («Чет.-Мин.» сент. 15 д.). 9 . Не только самые св. мощи служили источники исцелений; но и другие вещи, соприкосновенные им и взятой от них, производили благодатные целебные действия на верующих. Один брат, боримый блудною страстию, пришел к преп. Даниилу Скитскому просить у него благодатной помощи в борьбе с нею. Преподобный послал его в монастырь, где лежало тело св. мученицы Фомаиды, пострадавшей за свое целомудрие от свекра, и повелел ему там молиться Богу молитвами мученицы. Брат, исполнив совет преподобного, помолился у гроба ее, помазался елеем от лампады, которая горела над гробом, положил главу на гроб ее – и совершенно освободился от беспокоившей его страсти («Чет.-Мин.» апр. 13 д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

388 Здесь сказание Чет.-Мин. следует протоевангелию Иакова, ибо по словам Иеронима, явление Ангела полагается прежде Иоакиму, а потом и Анне. 410 Никифора Каллиста Церковн. истор., кн. II, гл. 3. По сказанию Никифора, Еводий писал разные комментарии и письмо, которое называется φω. Также protoevangel. Iacobi. 412 О лице Захарии и o том, что между Евангелием, по которому он называется священником, и преданием в Чет.-Мин., Прологе и богослужебных песнях, где он именуется первосвященником, несогласия нет, см. ниже, часть вторая, день св. праведных Захарии и Елисаветы. 422 См. об ап. Еводе, Чет.-Мин. 7 сентября. По Иерониму – 14 лет. Но если в сказаниях Церкви говорится, что Она жила во храме около 12 лет, следовательно, было Ей около 15, когда Она вверена была праведному Иосифу. In Protoevangelio сказано, что Ей в это время было около 16 лет. По греческому Орологиону – 14 или 15 лет. 423 По иным преданиям, ему было 84, по другим – 80 лет. См. in protoevangelio, у Епифания haeresis LXXVIII, 8. 434 Во свидетельство постоянного упражнения Пресв. Девы в чтении Писания и богомыслии, на иконах Благовещения изображается пред Нею разгнутая книга. 436 О Елисавете и о родстве ее с Богоматерью см. ниже, часть 2, день св. праведных Захарии и Елисаветы. 455 По подражанию Пресв. Деве Марии возник благочестивый обычай между христианамн – посещать св. места. Чет.-Мин. 15 августа. 462 По воскресении Спасителя апостолы имели обычай оставлять при трапезе своей место праздным и возглавие, на котором полагали хлеб в часть и честь Воскресшего, а после стола возносить этот хлеб, нарицаемый Господней частью, славя великое имя Пресв. Троицы. Когда же во время трапезы, по успении Богоматери в третий день, хотели возносить хлеб, в часть Господню отложенный, внезапно услышали горе хвалебное пепие Ангелов и узрели Пречистую Деву, то вместо «Господи Иисусе Христе», возопили: «Пресв. Богородице. помогай нам», и с сего времени возношение стали совершать в честь Богоматери, которое известно ныне под именем панагии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010