Так, братие, кто бы из нас когда и где бы ни молился, будем помнить, что Святитель Николай нас видит и слышит и готов помогать нам в наших нуждах, бедах и напастях. Нужно только стараться быть достойным его помощи. Знал он тайный грех корабельни- ков, застигнутых бурею на море; знает он и наши худые дела, и помыслы, знают об этом и другие святые люди. Так препод. Симеон юродивый одному бывало скажет: «не украдь кол у твоего соседа“, – другому: «тебя Господь за то наказывает, что ты не дал милостыни нищим, имея что дать,“ – третьему: «перестань от прелюбодеяния,“ – четвертому: «ты деньги украл у своего хозяина». И что он говорил, то было и на самом деле (Чет.-Мин. 21 июля). А потому, други мои, если мы живем в тяжких грехах и не каемся в них, то и свят. Николай и другие угодники Божии не будут помогать нам в наших бедах и горестях. Да и сам Господь, когда преогорчевается беззакониями людей, живущих без покаяния, не слушает молитв за них даже своих угодников (Иерем. 16:1). Преподобн. Симеон столпник видел беды, наступающие на город Антиохию, и молился об отвращении оных. Но Господь сказал ему: «се вопль грехов града сего изыде пред Мя, гнев же Мой и ярость подвиже на ся; погублю убо той во гресех его, пославши огонь, и меч, и смерть, той Мя раздражи в нечестиях своих, Аз же предам его в пленение языку неразумну“. Сколько ни молил Симеон Бога о граде, однако, не мог умолить и утолить праведного гнева Божия (Чет.-Мин. 24 мая). Добрые мои слушатели! Желаете ли, чтобы Святитель Николай и другие угодники Божии всегда были близки к нам и помогали нам в наших нуждах, бедах и напастях? Кто сего не желает? Не будем же прогневлять Бога и святых Его угодников худыми делами и помыслами и своею нераскаянностью. Будем стараться жить добродетельно, по закону Христову. Аминь. Читать далее Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи/[Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Но обратимся опять к себе самим. Нам думается, что чрез свое подаяние бедным мы сами будем терпеть нужду. Нет, братие, за скупость и немилосердие Господь отнимает у человека Свои дары и милости, а за милосердие награждает. К св. Павлину Милостивому однажды пришел нищий и просил милостыню. В это время Павлин и сам был в нищете и имел только один хлеб; он велел супруге своей отдать нищему и последний хлеб. Но Тарасия, супруга св. Павлина, отказала нищему и хлеб оставила у себя. И что же случилось? Вскоре к св. Павлину пришел вестник и сказал, что ему от некоего друга послано несколько ладий хлеба, но одна из них потонула в море. Тогда Павлин сказал Тарасии: «видишь, жена, если бы ты отдала нищему последний хлеб, то не погибла бы в море ладья с хлебом; ибо по причине скупости многих имения Бог погубляет» (Чет.-Мин. 22 января). Итак, если у праведных Господь отнимает хлеб за скупость, то что сказать о нас, грешных? Что удивительного, если за наше немилосердие и скупость Господь не благословляет наших полей хорошим урожаем, не посылает нам дождей, а посылает засуху, град и другие наказания? И верно в Божием писании сказано: суд без помилования, тому, кто не делал милости ( Иак. 2:13 ). И точно, каких только наказаний не посылает Господь людям немилостивым! Домнин, патриарх Антиохийский, за свою скупость и немилосердие к нищим, впал в болезнь, в которой скорчились у него руки и ноги (Чет.-Мин. 24 мая). В житии препод. Симеона юродивого говорится: одни убийцы подбросили мертвое тело ко двору диакона Иоанна, и он, как убийца, осужден был на смерть. По молитве Симеона убийцы найдены, а диакон оправдан. Потом диакон пошел к Симеону и Симеон сказал ему: «за то тебе Господь послал это искушение, что ты двум нищим, приходившим к тебе, не дал милостыни, имея что дать» (Чет.-Мин. 21 июля). А в будущей жизни, как и Господь сказал в своем Евангелии, людей немилостивых ожидает вечный огнь ( Матф. 25:41 ). Но какие великие милости посылает Господь людям милостивым! За милостыню Он благословляет землю плодородием. Преп. Лука Елладский однажды, отправляясь в поле сеять пшеницу, увидел нищих, просящих милостыню; он раздал им пшеницу, и оставил для посева очень мало. Когда же он посеял эту пшеницу, то Господь, воздающий сторицею за милостыню, творимую убогим, немногие посеянные семена пшеничные так благословил, что на ниве был необыкновенный урожай, и когда настала жатва, то собрано было пшеницы гораздо более, нежели в прошедшие лета (Чет.-Мин. 7 февраля). За милостыню посылает Господь человеку и здравие телесное. Архиепископ Ираклийский Ипатиан наказан был тяжкою болезнью за то, что даваемое чрез него нищим удерживал у себя. Но когда, по совету св. Парфения, все собранное имение раздал нищим, то Господь принявши покаяние его, подал ему исцеление от болезни (Чет.-Мин. 7 февраля).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

IV. Язычники главным возражением против Божества Господа нашего Иисуса Христа выставляли страдание и смерть Его, как несообразные, по их мнению, с Божеством. Св. угодники и решали это возражение и излагали при сем правое исповедание тайны искупления. «Как можешь ты исповедовать Богом Того, Который умер и был распят?» спрашивал мучитель св. муч. Лукиана. – Св. мученик отвечал: «Он есть воистину Бог, Сын Бога истинного. Он от вечности был с Отцом, но, восхотевши обновить род человеческий, погибавший от Адамова преступления, благоволил родиться от Пресвятой Девы, дабы в одном Лице был истинный Бог и истинный человек, истинный Сын Божий и человеческий, по Божеству бесстрастный, а по человечеству подчиненный страданиям, для искупления же нашего послушливый Богу Отцу в крестной смерти. Если бы Сын Божий не восхотел быть сыном человеческим и не облекся во образе смертного, то и род человеческий не получил бы прощения от Бога и смертные не облеклись бы в бессмертие» (Чет.-Мин. июня 3 дня). V. Истина искупления и спасения людей крестными страданиями и смертию Господа была утверждаема явлением Самого Распятого Господа. «Господи! – вопрошал св. Симеон Дивногорец явившегося ему Господа, – как Тебя распяли Иудеи? Господь распростер крестообразно Свои руки и сказал так Меня распяли иудеи; но Я Сам восхотел быть распятым» («Чет.-Мин.» мая 24 дня). VI. От царя Диоклитиана был выслан воевода Неаний (в крещении Прокопий) мучить христиан. На путь был к нему глас с неба: «Неание, на кого идешь и на кого восстаешь?» – «Послан от царя, – отвечал со страхом воевода, – убивать всех верующих в Распятого». – «О, Неание, и ты идешь на Меня?» – «Кто Ты, Господи? Я не могу знать Тебя!» В это время показался ему на воздухе пресветлый крест и слышан был глас от креста: «Я Иисус распятый, Сын Божий!» – Неаний с трепетом спросил: «Если Ты воистину Сын Божий то как иудеи могли наругаться над Тобой, распять Тебя и умертвить!» Снова был глас от креста: «Для рода человеческого волею подъял Я сие, да избавлю грешных от власти диавольской, взыщу погибших и оживотворю мертвых. Если бы Я не был Сын Божий, то мог ли бы говорит с тобою?» После сих слов крест восшел на небо («Чет.-Мин.» июля 8 д. См. кн. «Православное исповедание христиан. веры в ЧетиихМинеях» прот. А. Свирелина , Спб. 1893 г. стр. 100–107).  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

249. К живущим в услужении у других (Из жизни св. мучеников Еспера, Зои и прочих. Чет. Мин. мая 2) К вам будет слово наше, живущие в услужении у других, и вот что мы скажем вам. Не всем, как видите, приводит Господь быть богатыми и знатными в жизни сей, но многим и очень многим приводит, а в том числе и вам привел жить в услужении у других и тяжелым трудом пропитание себе снискивать. Как же теперь вам вести жизнь свою для того, чтобы ею и Богу угодить, и тем, у которых вы служите? На эти вопросы лучше всего ответы дадут вам те из святых, которые сами, при жизни, в услужении у других были. Поэтому, для того чтобы и вам свое спасение соделать, у таких святых тому, как жить, и учитесь; а примеры из жизни их мы уже сами представим вам. Вот, на первый раз, перед вами святые мученики Эспер и Зоя с детьми своими. Что же про них сказано? Сказано следующее: «Во втором веке при императоре Адриане богатый римлянин по имени Катал купил себе в рабство христианское семейство. Состояние рабов у римлян было очень тяжко: господа имели неограниченную власть над рабами своими и могли даже лишить их жизни; они почти не считали их за людей и обращались с ними чрезвычайно жестоко, ибо не имели понятия о законе любви к ближнему, который заповедал нам Христос. Христианам быть рабами у язычников было еще тем труднее, что в домашней жизни их господ встречались часто обычаи и обряды, совершенно противные христианской вере, и в которых их принуждали участвовать. Но пока от них не требовалось что-либо противное их закону, христианские рабы во всем повиновались воле господ своих и служили им со всевозможным усердием, стараясь тем угодить Богу; они с терпением переносили жестокое с ними обращение и в скорби уповали на Господа, Который искупил нас всех и даровал духовную свободу верным служителям Своим. Они в точности исполняли слова апостола: «Рабы, во всем будьте послушны господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» ( Кол.3:22–24 ). Так поступали рабы, купленные Каталом, – Еспер и жена его Зоя. Находясь между язычниками, они жили по заповедям Иисуса Христа, воспитывали в благочестии сыновей своих Кириака и Феодула и служили усердно господам своим. Господа их... были ими очень довольны, потому что они честно выполняли свои обязанности. Зоя имела уход за домашними животными, а Еспер с сыновьями работали то в поле, то в доме. Целый день они трудились и находили отдых и отраду в теплой молитве к Отцу Небесному (Избр. жит. святых Бахметевой. Изд. 1875 г. май, стр. 28–30).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

19. Превосходство св. веры христианской пред другими религиями по учению свв. мучеников 1 . «Нет иного благовещения, – наставлял преп. Варлаам царевича Иоасафа, – нет иной веры лучшей, кроме проповеданной апостолами, извещенной Богоносными отцами на соборах и преданной соборной церкви» («Чет.-Мин.» ноября 19 д.). 2 . Св. мученицу Сиру спрашивал мучитель-язычник, почему она отвергла отеческих богов и приняла иную веру, – она отвечала ему: «Всякий человек, имеющий здравый смысл, не уподобляется животным, которые идут по следам родивших их, но идет тем путем, который признает лучшим и не следует своим отцам и праотцам заблуждающимся: так и я, видя христианскую веру лучшею, нежели отеческое нечестие, избрала лучшее, отвергнув худшее». Когда же мучитель грозил ей многими муками, она, положив руку на свою выю, сказала: «Отсеки сию» («Чет.-Мин.» августа 24 д.). 3 . Имя христианин св. мученики считали лучшим и почтеннейшим из всех имен и, часто, одним этим именем означали свое высокое звание и назначение «Како именуешися?» спросил воевода-язычник св. мученика Акакия. «Вожделенное, – отвечал мученик, – мне и всему моему роду имя, от Христа происходящее: христианин называюся» («Чет.-Мин.» мая 7 д.). 4 . «Коея еси веры?» спросил судья мученика Трофима. «Христианин есмь, – отвечал мученик, – Христов раб, и хочу быть жертвою Христу» («Чет.-Мин.» сент. 19 д.). 5 . Когда разрешали от уз мученика Мардария, чтобы вести его к мучителю на допросы, он просил своего старца пресвитера (Евстратия): «Молю тебя, господине мой, научи меня, что мне отвечать тому пагубному человеку, чтобы он меня некнижного не обольстил как?» Старец отвечал: «Говори, брате мой, только одно: христианин я, Христов раб, и больше ничего не говори». Несколько раз был вопрошаем св. Мардарий о своем имени, отечестве и вере – и всякий раз говорил: «Христианин я, Христов раб» («Чет.– Мин.» дек. 13 д.). 6 . Язычники в защиту своей языческой веры выставляли св. угодника и то, что она вера давняя, а в унижение христианской веры то, что она недавняя. «Не о том только следует рассуждать, – отвечали св. угодники, – что вера ваша древняя, но о том, достойна ли она того, чтобы ее принять; ибо не все древнее честно, есть и зло древнее; однако оно не должно почитаться ради одной древности. Боги же ваши не что иное, как дело рук человеческих, немы и глухи, и не только другим, но и себе никакой пользы принести не могут; почитание богов ваших было виною злого и порочного жития людей; из-за них потоп истребил род человеческий. Если бы хранить все древнее ради одной древности, то следовало бы подражать и Каину братоубийце и тем, которые хотели построить башню до небес» («Чет.-Мин.» окт. 13 и апр. 11 д.). (См. кн.: «Правосл. исповедание христиан. веры в Четиих-Минеях», прот. А. Свирелина . Спб. 1893 г., стр. 5–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

221 Свв. мученики Едесские: Гурий и Самон пострадали при Максимиане, а Авив при Ликинии – в первой половине IV столетия. Память их – 15 ноября (См. Чет. Мин. и Месяцесл.). 222 Церковь во имя св. Онисима, котораго ап. Павел называет своим сыном по вере во Христа (см. посл. к Филим.) находилась между храмом св. Мокия (см. выше, примеч. 155) и Ексокионием, на каком-то перекрестке трех пересекающихся дорог (Византия, . 224 Свв. Иулиан, Кирик и Иулитта пострадали в Тарсе Киликийском в царствование Диоклитиана: первый от Маркиана, последние от игемона Александра (Чет. Мин. 21 июня и 15 июля). – Память св. первомученицы Феклы, обращенной в христианство ап. Павлом в отечественном ея городе Иконии, совершается 24 сентября. 225 Церковь св. Агафоника, построена была Константином Великим (Кедрина, Сокращ. ист. ed. 1. 1.1. р. 498); потом была возобновляема Анастасием I и Иустинианом?, наконец императором Тиверием соединена с Большим Дворцем близ котораго стояла (Кодина, . Anon. y Бандури, Imp. Orient. t. I. lib. II. р. 32 et lib. III. p. 47; сн. t. II. p. 684. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. p. 119. Византия, Св. мученик Агафоник, Никомидийский христианин, после разных мук в Византии, был приведен в Силимврию Фракийскую и здесь обезглавлен, в царствование Максимиана (Чет. Мин. 22 августа). 226 Монастыр св. пророка Илии известен изследователям Цареградских древностей потому, что на соборе, бывшем в Царьграде при патриархе Мине (536– 552), присутствовал игумен этого монастыря Сила. Наш паломник указывает и место монастыря св. пророка Илии – “близ Плакоты”. 227 Св. Акакий, родом Каппадокиянин, служил сотником в Мартисийском полку; после истязаний в Фракийском городе Пиринфе, он был обезглавлен близ Византии, в 303 году (Чет. Мин. 7 мая, где сказано, что место усечения и погребения его “нарицашеся Ставрион”). – Церков во имя св. мученика Акакия, в которой покоились и мощи его, была построена первоначально Константином Великим , как свидетелъствуют, согласно с нашим паломником, Кодин р. 73), Anonymus (y Бандури, t. I. lib. II. р. 32; cf. t. II. р. 639 sq.) и другие; потом она была возобновлена Иустинианом (Код. р. 76. 77. Прокопия, и Василием Македонянином (Скилицы, in eodem. imper.). Эта церковь находилась в Х-й части города, неподалеку от пристани, Была и другая церковь св. Акакия в Карии о которой говорит Сократ (Церк. ист. кн. VI. гл. 23); она находилась в ?-й части города (Бандури, 1. 1.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Еще что сделала преподобная Евфросиния, чтобы спасти себя и других? Всем являла собою образ добродетельного жития. «Пребывала, – сказано, – Евфросиния с прочими черноризицами в посте, и молитвах, и во всех монастырских трудах с великим смирением... всегда во дни и в ночи молившись и славословя Бога; в свободное же ей от молитвы время писала книги своими руками и их продавала, а деньги от продажи раздавала нищим». Была ли какая польза от такого жития Евфросинии и ей, и другим? Была: ей та, что Св. Церковь причла ее к лику святых; а состоявшим под ее управлением сестрам та, что они, говорится в житии Евфросинии, «на ее добродетельного жития образ взирающе, вельми пользовахуся и поощряхуся на подвиги Богоугодные». И далее: «Наставлением ее и молитвами вси инокини успеваху в подвизех духовных и бываху сосуды избранны Святому Духу». После сего что же сказать? То, что вам, настоятельницы монастырей, и примеру святых игумений должно последовать, и жизни их подражать. И когда будете последовать и подражать, тогда и польза несомненная вам будет; ибо тогда святые игумении, узнав о сем, и сами в управлении сестрами помогут вам, и в трудных обстоятельствах вас поддержат. Учился св. Златоуст у св. апостола Павла, как учить других; и св. апостол, сказано, «тихо ему беседоваше во ухо». Учился тот же Иоанн у апостолов Петра и Иоанна, как управлять другими; и апостолы, когда стало ему трудно от управления, явились ему и сказали: «Радуйся, пастырь добрый словесных овец Христовых, крепкий страстотерпец! Мы посланы к тебе от общего Владыки нашего Иисуса Христа, и поможем тебе, и утешим тебя в скорбях и трудах твоих, которые ты принял на себя по долгу твоей совести» (жит. Злат. Чет. Мин. ноябрь 13). К этому прибавлять нечего; подражайте святым игумениям в житии их, и все хорошо у вас будет. Аминь. 24-й день 272. К детям, малоуспевающим в учении (Из жизни св. Симеона Дивногорца. Чет. Мин. мая 24) С вами, дети, которые учитесь, намерены мы поговорить сегодня. Дело в том, что хотя и все вы учитесь, но не всем вам дается наука одинаково. Иному стоит раз-два прочитать урок, и он уж готов у него; а иной бедный бьется как рыба об лед, ночи не спит, книги из рук не выпускает, а все, глядишь, к утру ничего не выучит; ну и учителя им недовольны, и товарищи над ним смеются, и родители скорбят, да конечно, и самому ему куда как нелегко! Вот нам таких-то из вас особенно и жаль, и таким-то особенно и хочется помочь. Впрочем, за чем же дело стало? Мы и сделаем это, и поможем таким – горьким – сейчас же. На первый раз пусть они вот выслушают несколько случаев из жизни одного святого. Эти случаи, надеемся, покажут им, что они должны делать и как вести себя, чтобы приобрести смысл и способность, и затем с пользою для себя внимать и преподаваемому им учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Итак, и пример относительно слов «сотворите убо плод достоин покаяния» говорит то же, что и объяснение их, т. е., что сотворить плод, достойный покаяния – значит, что человеку, принесшему покаяние, нужно нравственно переменить себя к лучшему, жить благочестиво и показать и добродетель великую. Но пример дает вышеприведенным словам и подробнейшее объяснение. Так, не говорит ли он, что истинный плод покаяния обнаруживается в человеке еще и его величайшим смирением, и самораспятием, и заглаживанием прежних грехов, и величайшими подвигами? Да, как видели, говорит и сие. А если говорит, то и не преминьте на будущее время воспользоваться сим примером и постарайтесь оный, насколько возможно, приложить к своей жизни. Каким образом? Смиритесь перед Богом; представляйте себе, что вы величайшие из грешников; что вы ничего, кроме гнева Божия, не заслужили своими прежними грехами; омойте эти грехи слезами покаяния; загладьте их постом, молитвою и добрыми делами и покажите подвиги и самораспятие. Вот это и будет с вашей стороны плод, достойный покаяния, и плод, спасительный для вас. Аминь. 7-й день 254. Знамение Сына Человеческого (Воспоминание знамения на небеси явльшегося Честного и Животворящего Креста Господня во Иерусалиме. Чет. Мин. мая 7). Господь говорит: «явится знамение Сына Человеческого » ( Мф.24:30 ). Что же это за знамение? Это, братие, Крест. Где он явится? На небе. Когда? При втором пришествии Христовом. Итак, Крест явится на небе при втором пришествии Христовом. А до второго пришествия являлся Крест на небе или нет? Да, являлся. Где же, когда и для чего? Слушайте, сейчас об этом мы скажем вам. В царствование греческого императора Константия, в то время, когда особенно усилилась ересь Ариева и весьма многие оставались еще язычниками, седьмого мая в Иерусалиме над Голгофою явился на небе Крест, сиявший паче света солнечного. Размер Креста был огромный и простирался от Голгофы до горы Елеонской; и Крест видом был столь прекрасен, что видевшие не могли отвести очей от него. И все жители Иерусалима, оставивши свои дела, вышли из домов и со страхом и радостью созерцали чудное видение. Затем все – старцы и юноши, мужи и жены с грудными младенцами на руках, юноши и девы, странники и пришельцы, христиане и иноверные – с великим умилением и теплотою духа собрались в церковь и громко и как бы одними устами стали прославлять Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Божия. Язычники же и еретики, видя в явлении крестном Божественную силу и славу Христа, исполнились великого стыда и смущения. И для всех тогда самым делом известилось, что христианская вера есть вера правая, истинная и благочестивая, как засвидетельствованная и с неба знамением великим. И в то время, ради явления Креста, весьма многие из иудеев и язычников уверовали во Христа, приступили к Нему с покаянием и приняли Святое Крещение. И был славим от них, заключает сказание, Христос Бог наш Отцу Единосущный и Соприсносущный, вкупе и Святому Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

1051 Евсев. Церк. истор., кн. III, гл. 28. Епифаний представляет удаление св. Иоанна нз бани не от Керинфа. а от Евиона. О евионеях, гл. 24. 1054 Епифаний на основании предания говорнт, что Евангелие от Иоанва с греческого языка, переложенное на еврейский, сохранилось в сокровищехранилищах иудейских, разумею тивериадские. О евионеях, гл. 3. 1086 В толкован. на 17 гл. Исаии. Впрочем, и из новейших латинских писателей некоторые сознаются, что Иаков Алфеев не есть одно лице с Иаковом, братом Господним. См. у Годорф. Геншения в продолжении Болландова собрания деян. святых (acta sanctorum), под 1 мая, т. 3, стр. 26. 1087 Св. Злат. 38 беседа на 1-е послание к Корпнф. от. 4. В Древ. рус. летопис., ч. II,, стр. 170 говорится: «Страна Иерусалимская похваляет Иакова, брата Господня». 1124 Он называется апостолом в Чет.-Мин. окт. 16. Части мощей Лонгина в 1218 году принесены к Вел., кн. Константину Всеволодовичу из Константинополя во Владцмир (Летописец, изд. 1784 г. Ник. лет. ч. 2, стр. 337). 1127 Никифор. кн. II, гл. 10. Кедрнна historiarum compendium. Констан. Манассий, около 1150 года, в Историческом Синопсисе. 1129 Пролог 22 июля. В 1218 году часть мощей Магдалины принесена была нз Константинополя во Владимир. Летописец, нзд. 1784 г. Ник. лет. ч. 2, стр. 337. 1143 Там же, кн. I, гл. 39–41. Церк. истор., кн. IX, гл. 9. См. выше день Воздвижения Креста Господня. 1153 Церк. истор. Евсев., кн. X, гл. 8. О жизни Конст. Вел., кн. I, гл. 49–56. Кн. II, 1–2. Сократ. кн. I, гл. 3–4. 1178 Histoire du Christianisme. tom. 1, lib. XI, XXXVI. Замечательно, что свидетельство о построении церквей Κонст. Вел. в Риме принадлежит только западным писателям позднейшего времени. 1221 Евсевий нигде в своей Истории ни малейшего намека не делает на убийство Криспа н Фавсты и во все периоды царствования Константина чрезвычайно хвалит его. О жизни Константнна Вел., кн. 1, 4. 1239 Ннк. лет. 1, о крещении Ольги стр. 45–48, 54. Новый летописец во Временнике 1853 г., кн. 17, гл. XI. Кости Ольги в царство равноапостольного Владнмира и митрополпта Леонтия обретошася целы, их же Владнмир за святыя поднесе и день празднования ея установи 11 июля. Там же, гл. XI.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

е. о насыщении себя и словом Божиим; плотского веселит вино, духовного – благодать Св. Духа; плотского услаждают мяса, духовного – пост; плотской человек надеется на силу телесную, духовный – на силу Креста Христова; плотского обогащает золото, духовного – любовь Господа его; плотской украшает себя одеждами, а духовный – добродетелями; плотской находит утешение в смехе, а духовный – в молитве; плотской знает одного земного царя, а духовный паче всего любит Царя Небесного; плотской ждет почестей на земле, а духовный – на Небе; плотской человек, наконец, ищет славы человеческой, а духовный – небесной. Различие теперь между тем и другим сделано, кажется, ясное и полное. Путь какого же человека – плотского или духовного – должны избрать мы? Конечно последнего. Почему? Во-первых, потому, что все земное, тленное вскоре для нас будет изглажено, уничтожено и стерто рукою смерти; а во-вторых, и потому, что путем духовного человека учит нас идти и Сам Господь наш Иисус Христос. «Входите, – говорит Он, – узкими вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель» ( Мф.7:13 ). Итак, слышите ли? Куда ведет путь плотского человека? В пагубу; а узкие врата, которыми идет духовный человек, куда ведут? Сами, конечно, понимаете, что в Царство Небесное. Ввиду этого, братие, отложив, по слову апостола, «прежний образ ветхого [плотского] человека, истлевающего в обольстительных похотях», обновляйтесь «духом ума вашего» и облекайтесь «в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:22–24 ). Аминь. 23-й день 271. К игумениям (Из жизни преподобной Евфросинии девицы, игумении обители Св. Спаса в Полоцке. Чет. Мин. мая 23) Начальствование ваше, игумении, над сестрами в обителях, вам вверенных, не есть только честь для вас, а ваш подвиг. Ибо если мудрецы говорят, что ничего нет труднее, как управлять самим собою; то какой же неизмеримый труд должны нести вы, которые и самими собою управлять должны, чтобы достигнуть Царствия Небесного, да еще и многими другими? И какими другими? Такими, которые отреклись от мира, уневестились Христу, все земное вменили за уметы! Да, поистине, положение ваше, если так можно выразиться, даже более чем трудное! Что же вам делать в нем? Конечно, следующее: во-первых, неуклонно следовать в жизни закону Христа; во-вторых, в управлении быть твердыми; и в-третьих, наконец, учиться управлению обителью у тех из святых подвижниц, которые так же, подобно вам, бывши при жизни игумениями, спасли и себя, и попечению их вверенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010