Повсеместно в крестьянской среде жило поверье, что в первый день Святой сеьмицы, в Светлое Христово Воскресенье солнце играет , словно вместе с христианским миром радуясь воскресению Христа. Высоколобые материалисты толкуют играние солнца, как перепад температур в атмосфере, но для их безбожного сознание остается непостижимым, отчего солнце играет именно в Пасху Христову. Святые в крестьянском календаре... Выше поминалось, что с веками крестьяне создали величавую устную поэзию, мифологию по библейским и житийным мотивам, и евангельские события постепенно обрели русскость , словно в Благой Вести - события русской жизни, а святые даже первых веков христианства обратились в русских крестьян либо иноков. Сия народно-православная мифология, увы, мало ведома нынешнему народу русскому... Сельские грамотеи наряду с Законом Божиим, читали неграмотным крестьян и Четьи Минеи (Жития святых), что породило в мужиках и бабах любовь к избранным святым, именами коих и освятились дни в крестьянском календаре . Крестьяне, и бедные, и богатые, но милосердные, до слез умиления любили слушать житие Алексия-Божьего человека, через юродивость, сознательную нищету взошедшего к святости... В лад христианским святцам сельские жители и выстраивали праздничную и хозяйственно-бытовую жизнь. Иван Снегирев, народный писатель XIX века, в сочинении «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» утверждал: «По благочестию, сродному Русским, крестьяне, живущие в жизни по вере и преданиям отцов своих, и дела свои распределяют по дням Святых и праздникам церковным и народным: если в житии Святых находят какое-либо отношение к предметам работ сельских, то их именами освящают оные. Таким образом, Св. Пророку Иеремеи дается проименование запрягальника или яремника...». Юродиво изображая грядущее иудеям рабство царю вавилонскому, ветхозаветный пророк Иеремия по велению Божию одел на святую выю рабское ярмо , деревянное, затем железное, и эдак бродил среди народа, порождая усмешки и насмешки. Святой Иеремей ...Еремей, Ерема, Ярема, по-русски... напялил на шею воловье ярмо, и русские мужики с Еремея Запрягальника (14 мая) , влазили в ярмо - впрягались в страду , и на быков надевали ярмо, выезжая на майскую пахоту, а где потеплее - и на сев. А накануне вешней страды усердно молились в храмах, и в поле служили молебен пророку Иеремии, величая того Яремником либо Запрягальником. |
Однажды, идучи в Александрию, он встретился с нищим, который без одежды дрожал от холода. Св. Серапион, остановившись, подумал сам с собою: «Меня почитают постником и исполнителем Христовых заповедей, между тем ношу я одежду, а этот нищий – раб Христов погибает от холода. По истине как убийца осужден буду в день страшного суда, если не покрою наготы его и попущу умереть от холода». После этих размышлений он тотчас снял с себя епанчу и отдал нищему; потом сел нагой на распутии, держа в руках Св. Евангелие. В то время один знакомый, проходя мимо его, спросил: «Отец Серапион, кто обнажил тебя?» Св. подвижник, указав на Евангелие, сказал: «Оно раздело меня». Потом св. Серапион увидел, что мимо его ведут должника в темницу; сжалившись над ним, и не имея что дать ему, продал Евангелие и отдал тому человеку деньги для уплаты долга. После того, как Серапион пришел в келлию, ученик спросил его: «Где Евангелие?» Св. старец сказал: «Сын мой! Оно постоянно твердило мне: «продаждь имение твое и даждь нищим...» ( Мф. 19:21 ). Я послушался и сделал так, чтобы за послушание получить дерзновение пред Богом». Он же для избавления от манихейской ереси одного лакедемонского градоначальника, и в другой раз для спасения одного скомороха продавал себя им в работу за малую цену, и служил у них до тех пор, пока своими наставлениями и примером благочестивой жизни не обратил их на путь спасения («Четьи-Минеи» мая 14 д.). 2 . В IV веке по Р. Христове, Нольским епископом был св. Павлин, родом из Галлии. Нынешнее неаполитанское королевство разделялось тогда на четыре округа. Один из них был в Кампании, с главным городом Ноль или Нола. Вандалы, утвердившиеся в то время в Африке, очень часто делали набеги на приморские селения и города Кампании и всей остальной Италии. Эти варвары опустошали их и жителей забирали в плен; и нередко приходилось страдать от них и самому епископу. Так, однажды, ограбив дом епископа, вандалы оставили и самого епископа в одной рубашке. В это же самое время приходит к нему одна несчастная женщина и с горячими слезами и воплями разсказывает, что единственный сын ее, надежда и опора ее старости, – взят вандалами в плен с многими другими, и что, ежели кто-нибудь его тотчас не выкупит, его увезут в неволю в Африку. |
Тако бо, аще раб по Бозе свобожден, ходатай верным. И колик Господеви ходатай, иже господьствуя от ходатающаго. Павлу же, великому апостолу, не мните сице, не бо инако Онисима апостольскаго дарования и сподобил, разве Филимоновых опустися рук. Мнозии же священных и Божественных правил и закон безаконие се отгонят от християнскаго бытия. И помянул бых и сяковое правило, и закон, аще быхом не писали к тебе, добре вся ведущему. Унастрой убо благовременен и невременен, с всеми боголюбивыми епископы: обличите, запретите, молитеся, отлучите и от нашего смирения священнаго Собора, иже таковыя имеюще прегрешения, да не Божественным ругаются, да не честная безъчествуют; да ни единаго же от господь понудите на священие привести работающих им. Аще ли хотят привести Богови жертву за свое спасение, да будет жертва во всесожение, душею и телом возложится Богови. Не убо могут Богови работати и мамоне. Аще ли не угодно будет се господ ствующым, да не имеют своя рабы подручны себе. Ведомо же буди всем, иже от тебе, боголюбивым епископом, яже о сем, яко никогда же кого работнаго на священие приводити; но преже от своего господина дасть ему списанную свободу и чадом его. Месяца мая, индикта во 1. Приказывает же наше смирение и о Дусе Святем и с нераздрушимом отлучением восем благочестивым князем и прочиим старейшиньствующым тамо, да огребают отинуд у церковных монастырьскых стязаний прочих праведных, ню подобает от святительских судов распустив яве, яко девотлениа, восхищения. Сия бо душевныя сущая соблазны. Архиереем единем повелеваем Божествьнии священнии канони и закон христианский сюдити и справляти. Тем призываемым им, якож рекохом, огребатися от сих» (Кормч. Рум. муз. 233. Л. 319—320 (44)). Рукописи Библиотека новгородского Софийского собора (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург) 1. Великие Минеи Четьи митрополита Макария. XVI в. Софийск. 1317—1323. 2. Каталог всех российских архиереев. XVIII в. Софийск. 1417. 3. Минея Четья на июль. XVI в. |
4 Сравни с переплетом XVI в. первопечатного Апостола Ивана Федорова (1564 г.), привезенного им в гор. Заблудов (ГИМ, И.Н.Царского А 15). См. Т.Н.Протасьева, описание первопечатных русских книг. Сб. «У истоков русского книгопечатания», М., изд. АН СССР, 1959, стр.182–184. 8 Арх. Мосиф. Подробное оглавление Великих четьих-миней всероссийского митрополита Макария. М., 1892. В предисловии автор ошибочно указывает вслед за арх. Саввой, что в Чтениях ОИДР (кн.5, 1847 г.) издано оглавление Миней, составленное иеромонахом Евфимием. В действительности там напечатана опись книг патриаршей ризной казны за 1675 г. (с предисловием В.М.Ундольского). Указанная ошибка обнаружена в 1964 г. доцентом Кишиневского университета Н.С.Гринбаум. 9 ЧОИДР, кн.1, 1884 г., стр.1–19; 1–65. ЧОИДР, кн.1, 1886 г., стр.66–184. Е.В.Барсов в предисловии сообщает обстоятельства поступления в редакцию ЧОИДР рукописи А.В.Горского и К.И.Невоструева с описанием Великих миней-четьих: в свое время тетради с описанием авторы доверили некоему Н.И.Лебедеву, преподаватепю семинарии, для работы над диссертацией. Н.И.Лебедев продержал рукопись у себя пять лет, но не использовал ее для научной работы, т.к. переменил тему своей диссертации. Авторы описания за это время умерли, а рукопись их «в течение 12 лет странствовала по разным местам и была в опасности погибнуть навсегда» ( Е.В.Барсов ). В 1883 г. Н.И.Лебедев принес рукопись Е.В.Барсову с предложением напечатать ее в Чтениях ОИДР. Как отмечает Е.В.Барсов , в описании Великих миней-четьих не хватало месяца июня (стр.19). В 1884 и 1886 г. Е.В.Барсовым было издано описание А.В.Горского и К.И.Невоструева (с сентября по 26 мая). Почему Е.В.Барсов не напечатал июль-август, получив весь годовой круг (кроме июня), неизвестно. 10 Арх. Савва. Указатель для обозрения московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеки. М., 1858, стр.209. 784. 12 Предисловие повторяется дословно в Минеях за октябрь-февраль. В мартовской – изменены даты и сокращен текст. 16 В.А.Яковлев, К литературной истории древнерусских сборников. Опыт иследования Измарагда. Одесса. 1893. Стр.171–278. |
9 . Когда св. Григорий чудотворец , епископ Неокесарийский, по случаю зашел ночевать в идольский храм, в котором жило множество бесов, – нечистая сила, устрашившись крестного знамения и молитв святого, бежала из капища («Четьи-Минеи» 12 ноября). 10 . В житии св. мучеников Киприана и Иустины пишется, что Иустина крестным знамением прогнала от себя беса-искусителя, и сам Киприан избавился от него тем же орудием («Четьи-Минеи» 2 октября). 11 . В житии преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского пишется, что бесы, посланные волхвом Февдой разжечь юного Иоасафа похотью плотской, остались без успеха, потому что царевич ограждал себя крестным знамением («Четьи-Минеи» 19ноября). 12 . В житии преподобного Иллариона Великого сообщается, что этот святой целые полки бесов низлагал крестным знамением («Четьи-Минеи» 20 октября). Он же, изобразив на берегу моря три креста и помолившись, воспретил морю, устремлявшемуся потопить город Епидавр. 13 . Преподобный Антоний Великий , состязаясь с бесами, сказал им, что крестное знамение и вера в Бога – стена непреоборимая («Четьи-Минеи» 17 января). Он же сказал братии, что все искушения бесовские исчезают при первом знамении креста. 14 . Один христианин, по имени Клеовий троекратным изображением Креста Господня исцелил Епифания Кипрского , еще в детстве разбитого свирепым ослом (Чет. Мин. 12 мая). Св. Епифаний, когда в Египте препирался с неким философом Евдемоном, увидел сына сего философа слепым на одно око. Изобразив на слепом глазе трижды крестное знамение, святой совершенно исцелил отрока. 15 . Преподобная Макрина, сестра св. Василия Великого , имела какую-то язву на грудях и, не желая открыть ее врачам, просила мать свою знаменать ее крестным знамением. По совершении сего, совершенно исцелилась («Четьи-Минеи» 19 июля). 16 . Преподобный Зосима, увидев преподобную Марию Египетскую в пустыне, счел ее за привидение и пришел в ужас; но сотворив на себе знамение креста, успокоился. Преподобная Мария Египетская, чтобы уверить Зосиму, что она человек, а не привидение, осенила крестным знамением чело свое, и очи, и уста, и перси. Она же, осенив крестным знамением Иордан, перешла по воде его, как по сухому пути («Четьи-Минеи» 1 апреля). |
154 Четьи-Минеи под 3 ч. М. Августа и житие Препод. Антония Римлянина, напечат. в 1860 г. в особой книжке. 158 Преп. Антоний основал обитель в 15 верстах от г. Тихвина при озере Дымском; другой ученик Преп. Ксенофонт устроил Троицкую пустынь в 15 верстах от Хутыня мон. на речке Робейне. Преп. Константин с сотрудником своим Косьмою, – тоже ученики пр. Варлаама, основал монастырь Косин по соседству со старою Руссою, на острове, омываемом реками Полистью и Снежкою. 159 О воскрешении преподобным Варлаамом Григория постельничего В. К. Василья Темного, посещавшего Новгород в 1455 г. См. Полн. Соб. Рус Лет. Т. VI, стр. 321325. 161 См. Четьи-Минею и Прол. по 1 ч. октяб. сн. особо изданное описание жития препод. и чудес, бывших вскоре по кончине его; Ист. Рос. Иер. Ч. III, стр. 544; Кратк. Лет. о Μ. препод. стр. 1 и 2. 162 О Фамилии Бороздиных см. Энциклопедический Лексикон Плюшара Т. 6. стр. 415; Царствен. кн. стр. 345. Список Бояр, в древн. Рос. Библ. Т. 6. стр. 310. 163 См. Пол. Соб. Рус. лет. Т. III, стр. 181 и 182; сн. житие Св. Моисея в конце службы, напечатанное в отдельной книжке и Ист. Рос. Иер. Ч. I, стр. 73 и 74. 166 Жития Св. Рос. Ц. за М. март под 11 ч. стр. 7197 по изд. 1858 г.; сн. Четь-Мин. и Пролог. под 11 ч. марта. 167 Вяжицкий монаст. основан в 1441 г. благочестивыми иноками Евфросином, Игнатием, Галактионом и Пименом. Ист. Рос. Иер. Ч. III, стр. 635. 168 Евфимий св. избран на кафедру в 1429 г. ноября 13 дня; хиротонисан 1434 г. мая 26 д. в Смоленске. Ист. Рос. Иер. Ч. I, стр. 75. 169 Жизнеописание Святителя составлено Афонским монахом Пахомием Логофетом, по приказанию Архиепископа Иовы – преемника Евфимиева. 171 При жизни Св. Евфимия совершались два горьких события для православия: прибытие на Русскую Митрополию изменника православию Исидора и падение Царьграда под оружием Оттоманским. 172 Жития Св. Рос. Ц. за М. ноябр. стр. 432 по изд. 1856 г. Ист. Рос. Иер. Ч. I, стр. 75 и 303; ср. Четьи-Мин. и пролог. под 5 ч. ноябр. 174 Эта подпись свидетельствует не о первоначальном сооружении креста, как увидим далее, а только о перенесении его на другое место, по случаю переноса моста, что вероятно делано было прежде неоднократно, и что, конечно, зависело от градоправителя каковым почитать должно и упоминаемого здесь раба Божия – Невежина. |
313. Преподобный Макарий Великий. Беседа 37, гл. 2, 4. 314. Опытное доказательство сказанного видим в святом мученике Арриане. Он, будучи идолопоклонником, в сане игемона [римского начальника завоеванной области — Ред.], обагрил себя кровию многих святых мучеников, потом уверовал во Христа и веру запечатлел торжественным исповедованием ее и своею кровию. Четьи-Минеи. Страдание святого мученика Филимона в 14 день декабря, также святых мучеников Тимофея и Мавры 3 мая. 315. 1 Тим. 4:12. 316. 4. 14, 15, 16. 317. 5. 5. 318. 5. 6. 319. 5. 9. 320. 5. 10 321. 5. 11. 322. …сказал: с детства (Мк. 9:21). 323. 5. 12–13. 324. Слово 25. 325. 5. 21. 326. 6. 4–5. 327. 6. 4. 328. …не знаю вас (Мф. 25:12;. 7:23). 329. 6. 6. 330. 6. 7–8. 331. Корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6:9–10). 332. 6. 20. 333. …чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3:17). 334. Ин. 1:5. 335. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет… Неверующий уже осужден… Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин. 3:20, 18–19; 1 Тим. 6:11, 16). 336. Слово 4. 337. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6:27). 338. Лк. 17:21. 339. Мф. 6:33. 340. Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:2). 341. молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением (Еф. 6:18). 342. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Флп. 4:5–6). 343. Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 4:7;. 5:7). 344. Не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:31, 33). 345. Верный в малом и во многом верен (Лк. 16:10). 346. …в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13). |
410. Четьи-Минеи. 15 августа. 411. …наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6. 12). 412. …приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злой (Еф. 6. 13). 413. …чтобы противник был посрамлен, не имея что сказать о нас худого (Тит. 2. 8). Vita beati Antonii. caput XXXVII. Преподобный Антоний Великий жил в III веке и в начале IV. Судя по долговременной его жизни и вступлению в монастырь в двадцатилетнем возрасте, с достоверностию можно заключить, что он оставил мир во второй половине III века. Описанным здесь восхищением души Преподобного на воздушные мытарства в то время, как он стал на молитву, подтверждается мнение св. Макария Великого, что души преуспевших в благочестивом подвиге иногда выходят из тела во время молитвы по особенному действию Святого Духа. 414. Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились (Пс. 123. 6, 7). 415. Маргарит. Слово о терпении и благодарении, и о том, чтоб мы не плакали неутешно о умерших. Слово это положено читать в седьмую субботу по Пасхе и при каждом погребении усопшего. Западные критики признают Слово не принадлежащим Златоусту; но оно издревле освящено в Восточной Церкви чтением при богослужении. 416. Беседа 16, гл. 18. 417. Святые великомученики Евстратий (память его празднуется 13 декабря) и Георгий (память его 23 апреля) пострадали при императоре Диоклитиане между 301 и 310 по Р.Х. Четьи-Минеи. Молитва святого Евстратия внесена в чин дванадесяти псалмов. См. Канонник Киево-Печерский. 418. Святой Нифонт жил во второй половине III и в начале первой половины IV века. Четьи-Минеи, 23 декабря. 419. Преподобный Симеон жил в VI веке. Четьи-Минеи, 21 июля. 420. Пролог, 19 декабря. Святой Иоанн Милостивый скончался во второй половине VII века, по взятии Александрии магометанами. 421. Пролог, 13 марта. 422. …прошли бы над душою нашею воды бурные (Пс. 123. 5). |
Предпринимались 2 незавершенные попытки издания ВМЧ, обе - по Успенскому комплекту. Лит.: Макарий (Булгаков), еп. О новгородских Макарьевских Четиих Минеях//Летописи Тихонравова. 1859. Т. 1. Отд. 3. C. 70-71; Попов Н. П. Иосифово Сказание об ереси жидовствующих по спискам Великих Миней//ИОРЯС. 1913. Т. 18. Кн. 1. С. 173-197; Шестаков Д. П. Заметки о греч. текстах житий и Макарьевских Минеях Четиих//БВ. 1914. Т. 1. 2. С. 369-382; Кучкин В. А. О формировании Великих Миней Четьих митр. Макария//Книговедение и его задачи в свете актуальных проблем советского книжного дела. М., 1974. С. 22-26; он же. О формировании Великих Миней Четиих митр. Макария//Проблемы рукописной и печатной книги. М., 1976. С. 86-101; Дробленкова Н. Ф. Ранний вариант декабрьской Великой Минеи Четьи//Культурное наследие Др. Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 386-390; она же. Великие Минеи Четьи//ТОДРЛ. 1985. Т. 39. С. 238-243; она же. Из истории жанра Четиих Миней в рус. лит-ре//Армянская и рус. средневек. лит-ры. Ер., 1986. С. 139-181; она же. Великие Минеи Четии//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 126-133; Miller D. В. The Velikie Minei Chetii and the Stepennaia Kniga of Metropolitan Makarii and the origins of Russian National Conciousness//FzOG. 1979. Bd. 26. S. 262-382 (рус. пер.: Миллер Д. Б. Великие Минеи Четьи и Степенная книга митр. Макария и истоки рус. национального самосознания//Макариевские чт. Можайск, 2002. Вып. 9. С. 83-96; 2003. Вып. 10. С. 626-646; 2004. Вып. 11. С. 304-327; 2005. Вып. 12. С. 356-391); Макарий (Веретенников), игум. Великие Макарьевские Четьи-Минеи - сокровище духовной письменности Др. Руси//БТ. 1989. Сб. 29. С. 106-126; Костюхина Л. М. Роль филиграней в палеографическом исследовании Макарьевских Минеи-Четьих//Филигранологические исследования: Теория, методика, практика: Сб. науч. тр. Л., 1990. С. 76-86; она же. Палеография рус. рукописных книг XV-XVII вв.: Русский полуустав. М., 1999; она же. Русские писцы в книжной мастерской митр. Макария: (По Успенскому списку Великих Миней Четьих)//Abhandlungen zu den grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij: Kodikologische, miczellanologische und mexmologische Untersuchungen. |
Четьи-Минеи, излюбленные русским народом, известны с именем св. Димитрия Ростовского и, как составленные мужем высокой духовно-одвижнической жизни, он носит характер не историко-агиологического исследования, а полного глубокой психологии, картинного воссоздания подвижнического образа православных святых, так что читатели могут ясно видеть своим мысленным взором весь постепенный рост духовной жизни того или другого праведника, все добродетели и труды его, всю подлинно -христианскую настроенность его. Поэтому неудивительно, что Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского в течение XVIII и XIX веков разошлись по святой Руси в громадном количестве экземпляров. Но изложенные на устарелом славянском языке, эти назидательные книги являются в наше время не для всех одинаково вразумительными. Устарелый язык Четьи-Минеи святителя Димитрия послужил в исходе XIX в. для некоторых писателей и писательниц побудительной причиной к изложению житий святых па русском языке. И вот в конце истекшего столетия один за другим начинают появляться несколько сборников житий святых на русском языке (свящ. Виноградова, Бахметевой, Дестунис и др.). Но эти сборники, как представляющие собою более или менее отдаленный пересказ житий святых, изложенных в Четьях-Минеях св. Димитрия Ростовского , конечно, не могли заменить собой великих творений Ростовского святителя. И потому в последние годы в Московскую Синодальную Типографию стали поступать заявления о желании иметь Минеи-Четьи на русском языке. Возраставшее с каждым годом количество таких заявлений служило ясным свидетельством о настоятельной потребности в таковом издании. С целью удовлетворения этой потребности, управляющий Московской Синодальной Типографией С.Д. Войт принял на себя заботы об издании Миней-Четьих в переложении на русский язык. Его ходатайство о сем, встретив просвещённое сочувствие и энергичную поддержку со стороны г. Обер-Прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева и др. лиц, увенчалось успехом, и в мае 1900 г. Святейшим Синодом было разрешено Московской Синодальной Типографии приступить к первому изданию Миней-Четьих на русском языке. Для изготовления этого обширного издания при Московской Синодальной Типографии учреждена, под председательством Преосвященного Парфения, епископа Можайского, особая комиссия из 32-х духовных и светских лиц, преимущественно с высшим богословским образованием. Согласно выработанному плану, в основу издания положен текст Миней-Четьих святителя Димитрия с добавлениями из пролога и из рукописных житий русских святых. Текст житий святых сопровождается разнообразными объяснительными примечаниями. |
| |