44 Иоанн Златоуст . Т. 2. С. 554. 45 Комментарий на Исаию. Т. 2. С. 165. 46 Комментарий на Исайю. Т. 2, гл. 10. С. 531–534. 47 Минуций Феликс. Кн. 3. С. 374. 48 Приложение к Православному Обозрению, 1866. С. 90–92. 49 Христианские чтения, 1826. Ч. 23я. С. 180–181. 50 Епископ Игнатий (Брянчанинов) . Слово о смерти. С. 215–216. 51 Протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Т. 2. 52 Августин. О граде Божием. Кн. 2. С. 9. 53 Немезий. См. Догматическое Богословие еп. Сильвестра. С. 386. 54 Иоанн Дамаскин . Т. 2. С. 4. 55 Сочинения Иннокентия. Т. 9. С. 108–110. 56 Св. Василий Великий . Ч. 4. С. 150. 57 Иннокентий, архиепископ Херсонский. Т. 7. С. 79. 58 Иоанн Кассиан, С. 240. 59 Иннокентий Херсонский . Сочинения. Т. 1. С. 35. 60 Творения Св. Отцов. Т. 3. С. 205. 61 Добротолюбие. Т. 2. С. 58. 62 Творения Кирилла Иерусалимского . С. 82. 63 Иоанн Кассиан. Т. 2. С. 111. 64 Христианские чтения. 27, 1821. 65 Добротолюбие. Ч. 3. С. 185. 66 См. Славянское Добротолюбие. 67 Там же. 68 Добротолюбие. Т. 2. С. 287–288. 69 Подвижническое слово Исаака Сирианина в русском переводе. Слово 60. С. 392–393. 70 Там же. С. 399. 71 Там же. С. 400–401. 72 Иеромонах Агапит. Жизнь преподобного Антония в его письменном и устном наставлении. М., 1865. С. 30–34. 73 О грехе и его последствиях. Харьков, 1883. С. 171. 74 Добротолюбие. Т. 1. С. 192. 75 Добротолюбие. Т. 1. С. 192. 76 Добротолюбие. Т. 5. С. 188. 77 «Беседа души с Богом», 1851. С. 63. 78 Четьи-Минеи. 15 мая. 79 Четьи-Минеи. 23 декабря. 80 Четьи-Минеи. 19 января. 81 Пролог. 10 февраля. 82 Лавсаик. Глава 29. См. «Уроки христианской надежды». В. Дьяченко. М., 1894. С. 298. 83 Патерик Печерский. 84 Училище благочестия. Т. 2. С. 26. 85 Кн. «Жития святых» Архиепископа Филарета. Мая 3. С. 97. 86 «Отечник» епископа Игнатия, 8, 94. 87 История Русской Церкви митрополита Макария II, 24–26. 88 «Отечник» епископа Игнатия, 8,94. 89 Четьи-Минеи. 1 февраля. 90 «Руководство для сельских пастырей» 1878. Этот рассказ перепечатан в «Народном собеседнике (сборник статей духовного содержания), СПб, 1898.

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

135 Апреля в 22 день. 136 Последняя из глав зело полезных прп. Григория Синаита. Доброт., ч. 1. 137 Мф. 7, 16, 20. 138 Евр. 5, 14. 139 Рукопись. 140 Четьи-Минеи, житие прп. Пахомия Великого, 15 мая. 141 Быт. 3. 142 Быт. 4. 142 1 Кор. 9, 22. 143 Слово 7, гл. 7. 145 Мф. 4, 11. 146 Лествица. Слово 27, прп. Нил Сорский. Слово 11, Пролог, 9 января, о монахе, прельщенном бесами, житие прп. Никиты Печерского, Четьи-Минеи 31 января. 147 Прп. Нил Сорский. Слово 11; так рассуждают и прочие наставники христианского подвижничества. 148 О слепоте духа много говорит свт. Тихон Воронежский в келейных письмах своих. Тома 14 и 15. 149 Ин. 9, 40. 150 Ин. 9, 39, 41. 151 Мф. 23. 152 Доброт., ч. 3. 153 Пс. 33, 9. 154 Св. Исаак Сирский. Начало 59 Слова. 155 Изречение прп. Иоанна Колова, Алфавитный Патерик. 156 Мф. 5, 39. 157 Мф. 5, 38. 158 Алфавитный Патерик. 159 Иноки Каллист и Игнатий. О безмолвии и молитве, гл. 68, Доброт., ч.2. 160 Лествица. Слово 4, гл. 35. Этого же мнения и все святые отцы. 161 Пс. 118, 128. 162 Ин. 13, 2. 163 Ин. 13, 27. 164 Ин. 12, 6. 165 Деян. 5, 3. 166 Лк. 4, 5. 167 Слово о трезвении, гл. 43. Доброт., ч. 2. 168 Иов., гл. 1 и 2. 169 Лк. 13, 10–16. 170 Слово 38. 171 Лк. 24, 32. 172 1 Ин. 4, 1. 173 Ответ на вопрос 59. 174 Мф. 7, 15. 175 Рим. 16, 18. 176 Мф. 7, 15–16. 177 Ответ на вопрос 21. 178 2 Кор. 9, 14. 179 Гал. 5, 22. 180 Слово 4, гл. 13. 181 Третья стихира самогласна на вечерни в Пятидесятницу. 182 Пс. 33, 9. 183 О духовном ощущении см. беседу 8 прп. Макария Великого и 1 Слово прп. Симеона Нового Богослова. 184 Евр. 5, 14. 185 Прп. Кассиан Римлянин. Слово о рассуждении, Доброт., ч. 4. 186 Иак. 5, 16. 187 Кол. 1, 28–29. 188 Алфавитный Патерик. 189 Авва Дорофей. Поучение о еже не оставляти свой разум. 190 Гл. 33. Доброт., ч. 1 191 Предисловие к уставу. 192 Эта мысль обретается в житии старца Паисия Величковского, искуснейшего наставника иноков, скончавшегося в конце 18 столетия. Житие и писания его изданы Оптиной Пустынью в 1847 г. 193 Рим. 5, 5. 194 Алфавитный Патерик, в житии прп. Иоанна Колова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

60-х — 70-е гг. XIX в., поновления — 70-е гг. ХХ в., ок. 2010 г. Почитание И. уже в кон. XV в. было устойчивым как в Ростовской земле, так и за ее пределами. В месяцеслове 1487 г. под 14 мая указана память И. (РГБ. Троиц. 761. Л. 279; см. также: Ковалевский. 1902. С. 257; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 207, 279). Память святого отмечена в Уставе из б-ки перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря, написанном в 1474-1513 гг., вероятно, близ Киева (ИИАО. 1865. Т. 5. Вып. 3. Стб. 137-144), в Уставе, переписанном в 1522 г. для Вологодского и Пермского еп. Алексия (РГБ. Рум. 446). Архиеп. Сергий (Спасский) отметил упоминание И. в Уставе ГИМ. Син. 336(1548) и в святцах XVI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 142). В послании к царю Иоанну IV Васильевичу Грозному, написанном свт. Макарием в 1552 г., И. не назван среди русских святых. Он упомянут в царском послании 1563 г., где Иоанн Грозный сообщает свт. Макарию о взятии Полоцка (АИ. Т. 1. С. 320. 168). По преданию, Иоанн IV в благодарность святому за помощь при взятии Полоцка повелел в 1565/66 г. построить над могилой И. вместо деревянной церкви каменный храм (зодчий Андрей Малой). По мнению Е. Е. Голубинского , общецерковная канонизация И. состоялась между 1549 и 1563 гг. Включение Жития И. в Софийский том ВМЧ (РНБ. Соф. 1321. Л. 404 об.- 406 об., 1547 г.) подтверждает, что к 1547 г. почитание И. уже было общерусским. Память святого отмечена в печатном Уставе 1610 г. Его Житие включено в Тулуповские Четьи-Минеи (РГБ. Троиц. 676, 1630 г.), Четьи-Минеи Иоанна Милютина, «Книгу житий святых» свт. Димитрия Ростовского. По наблюдениям Минеевой, начиная с XVI в. Житие И. встречается в рукописях не реже, чем Сказание о св. князьях Борисе и Глебе или Житие свт. Леонтия Ростовского, т. е. наравне с повествованиями о первых рус. страстотерпцах и об «апостоле земли Ростовской» ( Минеева. 1999. С. 32). Лит.: Муравьев. ЖСвРЦ. Май. 1858. С. 240; Буслаев Ф. И. О народной поэзии в древнерус. литературе. М., 1859. С. 24-25 (отт.

http://pravenc.ru/text/674886.html

( < < back 1) ( < < back 2) битва происходила в 1066 г. на реке Альте; Альта — приток Трубежа, впадающего ниже Киева в Днепр с левой, московской стороны. ( < < back 1) ( < < back 2) 1068 г. ( < < back) 1067 г. ( < < back) начале мая 1069 г. ( < < back) был захвачен в плен путем нарушения крестного целования. Быть может прп. Антоний открыто обличал за это Изяслава, а последний мог в этих обличениях видеть причину возмущения киевлян. ( < < back) прп. Исаакия 14 февраля. ( < < back) скрыть местопребывание прп. Антония от Изяслава, который мог потребовать его выдачи. ( < < back) на Болдиных горах или Болдинский, в настоящее время Успенский Елецкий. Летописец не называет прямо прп. Антония основателем этого монастыря, и можно думать, что он построен учениками преподобного при его пещере. ( < < back) ( < < back) Строителю-Богу. ( < < back) молитва прп. Антония была подобна молитве судии израильского Гедеона (Суд.6:36–40). ( < < back) некогда св. пророк Илия (3 Цар.18:36–39). ( < < back) это помещено в Минеи-Четьи под 14 числом августа месяца. ( < < back) святом Иерусалиме, великом граде, нисшедшем с неба (Откр.21:10). ( < < back) местность в Царьграде. ( < < back) об этом явлении Богородицы см. под 14 числом августа месяца в сказании о создании печерской церкви. ( < < back) киевский 1073–1075 гг. ( < < back) при его преемнике Muxauлe VII Дуке, царствование которого падает на 1074–1078 гг. ( < < back) ( < < back) ( < < back) его совершается Церковью 18 июля. ( < < back) это сказание в Минеи-Четьи под 14 числом августа месяца. ( < < back) Еразм полагал, что лучше бы было это золото раздать нищим. Обуреваемый такими сомнениями он впал в отчаяние и стал жить беспечно; в такой жизни его и настиг лютый предсмертный недуг. ( < < back) блаженного Еразма 24 февраля. ( < < back) Страдание святого мученика Аполлония Сарды или Сардис находился в Лидии на левом берегу реки Гермоса. Он упоминается в Апокалипсисе в числе семи малоазийских городов, о которых св. Апостол Иоанн Богослов, живя в Ефесе, имел особое попечение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Примечания Это произведение св. Ефрема в подлинном тексте имеет разделение, смотря по рукописям, то на 11, то на 15 гимнов. Мы выбрали наиболее характерное, из чего составили целый отрывок. Дивная внутренняя красота и высокая поэзия отличают это описание рая. В оригинале, на сир. яз., находится оно в изд. Assemani, Roma, 1746, t. Ill, p. 562-598; в рус. пер. Моск. Дух. Академии, ч. VII. М., 1852, с. 58-102. Далее, при каждом отрывке, мы даем ссылку на указанный перевод. Описание рая, отличающееся некоторыми чувственными чертами, следует понимать, согласно с учение Церкви, в более духовном смысле. См. с. 58-59. См. с. 63. Рай (от перс. откуда и евр. pardes), древнерус. порода; собственно: сад, парк. Прим. состав. См. с. 64. См. с. 65. См. с. 67. См. с. 70. т.е. сад жизни, рай. См. с. 72. См. с. 73-74. См. с. 75. См. с. 80-82. См. с. 82. См. с. 82. См. с. 83-84. См. с. 90-91. См. с. 91. с. 93-94. См. с. 94-95. См. с. 95. См. с. 96. См. с. 96-97. См. с. 99. См. с. 99-100. См. с. 100 См. с. 85 См. с. 85. См. с. 86. См. с. 74. См. с. 89. Творения, т. П. М., 1858. Беседа на 4 гл. Исайи, с. 179.  III. Видение рая святыми 1. Предварительные указания Многим святым при жизни или перед смертью их даровано было благодатью Божиею видение рая. Так, например, преподобномученица Евдокия рассказывала о себе иноку Герману, который научил ее познанию истинного Бога, что один светлый юноша, явившись ей и взяв за руку, повел на воздух и потом, как только они приблизились к небесам, с радостью встречали их ангелы (см. Минеи-Четьи, под 1/14 марта). Ангел показывал также рай св. мученице Голиндухе, (во св. крещении Марии) - (12/25 июля) и св. мученикам Тимофею и Мавре (3/16 мая). К игумену той обители, где жила блаженная Феодора, подвизавшаяся в мужском образе, пришли два светлые мужа, повели его на небеса, ввели в рай, показали чертог и золотой одр, и сказали: все это уготовано для чернеца твоего Феодора, который по виду только муж, естеством же жена (11/24 сентября). Преп. Матроне перед кончиною было такое видение: ей казалось, что она находится на одном прекрасном месте, где растет множество деревьев, текут чистые воды, прекрасные птицы поют сладкозвучно, - и так хорошо то место, что невозможно его описать: это был рай Божий! Там стояли благолепные жены, которые показывали преп. Матроне пресветлую палату и говорили ей: " Матрона! Это дом твой, уготованный тебе от Бога; прииди и живи в нем! "

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1137. Четьи-Минеи, 4 февраля. 1138.  …худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15. 33). 1139. Наставление 9. Издание 1844 года. 1140. Epistola 22 ad Evstochium. 1141. Таким образом тогдашний архиепископ Александрийский Феофил объяснил слова и поступок Преподобного римской знаменитости. Римлянка, услышав объяснение, удовлетворилась и успокоилась. Алфавитный патерик. 1142. Отрывок послания к монахам. Библиотека Галланда. Том 7, с. 242. 1143. 7 наставление монашеское. Том 1. 1144. Суд. 16. 4–21. 1145. Гал. 3. 28. 1146. Быт. 3. 12. 1147.  …потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6. 12). 1148. 1 Пет. 5. 8. 1149. Рим. 8. 38. 1150. Иез. 28. По объяснению преподобного Кассияна Римлянина. 1151. Ис. 14. 13, 14. 1152. Ис. 14. 12, 15; Еф. 6. 12. 1153. Откр. 12. 4. 1154. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 7. 1155. Беседа о духах преподобного Антония Великого. Четьи Минеи, 17 января. 1156.  …ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей (Быт. 3. 14). 1157. Страдание святых мучеников Тимофея и Мавры. Четьи-Минеи, 3 мая. То же можно видеть и во многих других житиях. 1158. Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви, § 106. Также: святой Иоанн Златоуст, Беседа на Деяния Апостольские 26, Деян. 12. 15. Житие преподобного Василия Нового, Четьи-Минеи марта 26 Дня. 1159. Алфавитный патерик. 1160.  Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему (Пс. 118. 25). 1161. Беседа 8 на Послание к Римлянам. 1162. Житие преподобного Макария Великого. Четьи-Минеи, 19 января. 1163. Алфавитный патерик. 1164. Ответ 69. 1165. Мф. 12. 44, 45. 1166. Лествицы Слово 18. 1167. Sancti Cassiani collatio, XXIV, cap. IV. 1168. Патерик Афонский, ч. 1, с. 187. Издание 1860 года. 1169. Алфавитный патерик. 1170. Упомянутые преподобные иноки пребывали в непрестанной молитве, и потому они занимались рукоделием вместе с молитвою — с чтением наизусть псалмов или с поучением, то есть с повторением какой-либо краткой молитвы, преимущественно Иисусовой — вне того времени, которое определено было собственно на молитву или на совершение молитвенного правила. Вставая на молитву, они оставляли рукоделие, как свидетельствует святой Иоанн Лествичник: «Никому не должно при молитве заниматься рукоделием, в особенности же делом (делом здесь названо занятие, отвлекающее к себе внимание инока), этому ясно научил Ангел великого Антония». Слово 19.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1183. Рим. 13. 7. 1184. Слово 14. 1185. Слово 14. 1186. Слово 14. 1187. Слово 15. 1188. Слово 16. 1189.  …видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… Вокруг Него стояли Серафимы (Ис. 6. 1–2). 1190. Деян. 2. 17. 1191.  …излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать (Иоил. 2. 28). 1192. Добротолюбие. Ч. 1. Извлечение из жизни преподобного Максима Капсокаливи. 1193. Втор. 31. 1194. Нав. 1. 2. 1195. Слово 16. 1196. То есть ни о чем не помышляет. 1197. 2 Кор. 12. 2. 1198. Слово 16. 1199. Состояние духовного видения, будучи плодом молитвы, называется иногда духовною молитвою, в отличие от душевной молитвы, которая может быть очень возвышенною, но находится во власти молящегося. 1200. Слово 15. 1201.  …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят… терние и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3. 19, 18). 1202.  …не открыт путь во святилище (Евр. 9. 8). 1203.  В последние дни (Евр. 1. 2). 1204. При весьма внимательной молитве бывает у подвижников и пот, не только когда они утруждают тело поклонами, но и когда совершают молитву стоя или сидя. Пот является при особенном внимании, при особенном сокрушении духа. Так, преподобный Пахомий Великий при келейных молитвах своих обливался слезами и потом (житие преподобного, Четьи-Минеи мая в 15 день). — Святейший Каллист, патриарх Константинопольский, говорит: «Иногда бывает в пришедших в такое состояние (в стяжавших сердечную молитву) и пот от великой теплоты, появляющейся в теле» (Добротолюбие. Ч. 4). 1205.  …из которой взят (Быт. 3. 19). 1206. Слово 19. 1207. Гл. 52. Слово о безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюбие. Ч. 2. 1208. Рим. 8. 26. 1209. Слово 21. 1210. Выше объяснено, что разумеют аскетические Отцы под словом память Божия. 1211. Слово 21. 1212. Гал. 5.19. 1213. Проникнутое ощущениями греховными. Таковым обыкновенно соделывается тело от неги, покоя, обильного питания и рассеянной, невнимательной жизни. 1214. Слово 22. 1215.  Осуществление (Евр. 11. 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

752. Ин. 15. 18–20. 753. Мф. 6. 754. Слово 4, гл. 82, 83. 755. Добротолюбие. Ч. 1. гл. 70, 71, 72. 756. Ср.: …достойное по делам нашим приняли: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23. 41, 42). 757.  Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10. 38). 758.  При умножении скорбей моих в сердце моем утешения Твои услаждают душу мою (Пс. 93. 19). 759.  Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте (Ин. 14. 1). 760. Варсонофия и Иоанна ответ 579. 761. Изречение преподобного Пимена Великого. Скитский патерик. 762. Шестая утренняя молитва. 763. Последнее прошение на великой ектении. 764. Житие святых мучеников Тимофея и Мавры. Четьи-Минеи, 3 мая. Чудное житие! На всем поприще подвига своего мученики не преставали исповедовать, что мученичество служит для них очищением грехов. Осененные Святым Духом, они с жаждою принимали это очищение. Обилие смирения соединено было в них с обилием любви вышеестественной. Когда Мавру вели на распятие, мать ее остановила ее, рыдая о ней. Но мученица, исторгшись из рук матери, поспешила к кресту, сказав матери «Зачем отвлекаешь меня от креста, не давая мне скорее насладиться Господом моим в подобии смерти Его». 765. Поучение 2. 766. Святой Исаак. Слово 48. 767. Цветособрание святого Илии, гл. 62. Добротолюбие. Ч. 4. 768. Филофея Синайского, гл. 13. Добротолюбие Ч. 2. 769.  Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11. 12). 770. Преподобных Варсонофия Великого и Иоанна ответ 311. 771. Алфавитный патерик, об архиепископе Феофиле, и аввы Дорофея, поучение 7. 772. Алфавитный патерик. 773. Мф. 7. 5. 774.  Возложи на Господа… (Пс. 54. 23). 775–776. Поучение 7, о самоукорении. 777.  Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же (Мф. 10. 29–31). 778. Ср.: Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5. 6–7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Потом она снова стала смотреть в кристалл и сказала; «это громадное судно, и оно проходит близ высокой скалы, на которой стоит маяк. Я не могу рассмотреть, кто есть на судне, но небо очень ясно и голубого цвета. Теперь я вижу большое строение, что-то вроде клуба, и перед ним толпа людей сидящих и ходящих. Я думаю, что это, должно быть, какая-нибудь чуждая страна, так как люди одеты очень легко и там, по-видимому, очень жарко. Я вижу молодого человека, сидящего на стуле с протянутыми вперёд ногами; он не говорит, но, кажется, слушает что-то. Он брюнет, строен, не очень большего роста, с чёрными и резко очерченными бровями». Я не имела удовольствия раньше встречаться с мисс Ангус, и она ничего не знала о моем племяннике, но, тем не менее, описанный молодой человек совершенно походил на него, как своей наружностью, так и своей манерой сидеть». В отношении этого случая гипотеза передачи мысли вполне достаточна. Дама думала о своём племяннике в связи с Индией, и нет основания заключать о пророческом характере вызванного образа. (См. Ann. des Sc. psych. 1898 г.. сн. «Ребус» 1898 г., З. Духовное прозрение Чистое, просвещённое свыше око пустынных старцев видело мысли людей, прозирало в будущее, созерцало светлый мир добрых ангелов, проникало и в тёмный мире духов злобы. Мы можем указать на преподобного Анувия, который подробно рассказывал мысли, желания и образ жизни посетителей, приходивших к нему, который не раз видал ангелов и демонов, видел и светлые обители рая и мрачные затворы, ада («Четьи-Минеи» 5 июня); на преподобного Нифонта, который видел, как души разлучаются с телами («Четьи-Минеи» 25 декабря); на преподобного Андрея, который видел в храме, как Матерь Божия молится за род человеческий («Четьи-Минеи» 1 октября); на преподобного Пахомия, который не знал греческого языка, но, при помощи свыше, вдруг стал понимать инока грека, пришедшего к нему, и отвечать ему на греческом языке («Четьи-Минеи» 15 мая), или на преподобного Ора, который в пустыне читал, никогда не учившись читать («Четьи-Минеи» 7 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

14. Память св. Максима во Асии в царство Декиево, по многих муках камением побиеннаго (250 г.). – У Руинарта Т. I. р. 359. изданы судебные записи о страдании сего мученика. 15. Память Пр. Похомия великаго (349 г.). Из Метафраста, Иеронима и великия четьи. – Сказание, известное под именем Метафраста, у Сурия 14 мая. Судя по сходству, житие Пр. Пахомия приписываемое Метафрасту, заимствовано из сказания, составленного почти современником и изданного в «Деяниях Святых» (14 мая на греческом языке, в прибавлении стр. 25. и в лат. перевода стр. 295.). Сей неизвестный жизнеописатель так говорит о себе (п. 62): «я пишущий сие, хотя не видел святаго мужа при жизни его, но знаю его современников, переживших его, которые предали о нем подробности, какия сами узнали.» – Из Иеронима вошли в наши четьи-минеи монашеские правила, писанные самим Пахомием со слов Ангела и переведенные Бл. Иеронимом с греческого на лат. язык, по просьбе Силуана монаха (Patrolog. curs. Т. XXIII. р. 62.). Житие Пр. Феодора (368 г.), ученика Пахомиева. От жития Пахомиева. – Из одних источников с предыдущим. Кроме сего есть особенное о Пр. Феодоре сказание в письме Аммона Епископа, ученика его, к Феофилу, Еписк. Александрийскому, издан. в «Деяниях Святых» 14 мая стр. 347. 16. Память Бл. отроковицы Музы. От св. Григория Папы. кн. 4. гл. 17. – В «Деяниях Святых» отсюда же 2 апреля, стр. 94. Св. Григорий Двоеслов , как сам говорит, слышал истории Музы от ее брата. 18. Страдание св. Феодота Агкирскаго и седьми дев: Текусы и проч.... (304 г.). Списанное от сверстника и согражданина мученикова и очевиднаго свидетеля, Нила, из него же зде сокращенно. Из великия минеи-четьи (снес. и июня 7.). – В «Деяниях Святых» то же сказание на греческом и лат. языке. 18 мая стр. 147. и у Руинарта II, 285. Что сие сказание действительно принадлежит очевидцу Нилу, – об этом, кроме надписания, свидетельствуют следующия места из повествования. В самом начале говорится: «мы будем говорить о том, чтó сами изначала живши с мучеником узнали, и очами нашими видели» (п. 1.). Это свидетельство автора о самом себе удержано в наших четьих-минеях. Далее (п. 20.): «тогда мы узнали, что Полихроний был изменник.» Тоже есть в наших четьих-минеях. – Но яснее всего повествователь говорит о себе в заключении: «все сие я смиренный Нил с точностию передал вам, боголюбезные братия; я вместе с ним находился в темнице, и знаю достоверно все, чтó ни сообщил вам, всегда заботясь об истине, чтобы и вы, слыша сие с полною верою и убеждением, имели часть со святым и славным мучеником Феодотом и со всеми святыми подвизавшимися за благочестие.»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010