725 Следуя этим примерам, и все более или менее состоятельные люди всех сословий дружно приносили жертвы деньгами, вещами, даже домами на дело благотворения. Голицыны, Шереметевы, Самарины, Пашковы и многие другие из дворян: Лепешкины, Аксеновы, Рыбниковы и многие иные из купцов, мещан и прочих оставили незабвенными свои имена в делах благотворительности за это скорбное время. Современный поэт так описывал участие их и иных лиц в благотворительности того времени: Те о страждущих вздыхают, И заботятся о них; Те отшедших поминают, Ублажают память их; Те сирот и вдов покоят; Кров для них надежный строят, Те охотно подают Старикам осиротевшим, В нуждах, в горе поседевшим, Хлеб насущный и приют, Все подвиглось на услугу, И сенатор, и купец, Все содействуют друг другу По сочувствию сердец. Все к святой стремятся цели, Там возами шлют постели, Там везут с бельем ларцы, Там несутся связки платья; Действуют купцы как братья, А дворяне как отцы. Разомкнулись кладовые, Бьют ключи богатств земных, Как потоки дождевые, Для сирот и для больных; Сыплет золото дворянство, Духовенство и гражданство, Сыплет щедрою рукой; Все, что должно для болящих, Все, что нужно для скорбящих, Льется полною рекой. 726 И не даром также современный певец, описав все печальные стороны состояния Москвы в холеру 1830 года, в заключение взывает: Но хвала тебе, народ, За призрение сирот, Они сыты и одеты, Болезнь в продолжение последних двух недель ослабевала очевидно: занемогать и умирать стало почти втрое менее, число выздоравливающих увеличилось без всякого сравнения. Господь долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует! Больных холерою 27 октября состояло 1352; занемогло 100; выздоровело 54; умерло 56; затем состоит 1342». 728 И то и другое ясно выразил Филарет в своей проповеди на 26 октября, произнесенной «в Троицкой церкви странноприимного графа Шереметева дома, по случаю возобновления оной, при продолжении молитв о избавлении от губительные болезни», к чему самым благоприятным случаем послужило то, что в неделю 22 по Пятидесятнице, в которую совершено было возобновление означенной церкви, читано было Евангелие о богатом и Лазаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Н.Д. Струков В Москве, во имя святителя Димитрия, нет отдельных храмов, а существуют при нескольких храмах приделы. В Новоспасском монастыре устроен в 1758 году на левой стороне Покровской трапезной церкви. – В приделе во имя св. Саввы Освященного имеется образ Святителя Димитрия на полотне в рост в святительской ризе. В церкви в честь св. Троицы, что на Хохловке, разрешен к постройке в 1757 г. На престоле находится антиминс, освященный 6-го августа 1784 г. – Храмовая икона св. Димитрия современна основанию придела, писана яичными красками. Псалтирь, печат. в 1750 г. Рукописная книга (житие, проповеди и другие творения) дана 1 октября 1758 г. в поминовение Н. И. Глебова в приделах св. Димитрия, принадлежавшая пономарю села Старой Ситни, Серпуховского уезда, И. И. Староситенскому. В церкви во имя св. Иоанна Предтечи, что в Казенной на Покровке, начало придела, в честь святителя Димитрия, положено в 1766 г. Устроен на средства и по обещанию прихожанина «содержателя шелковой фабрики» Андрея Бабушкина. – Икона святителя Димитрия Ростовского современна основанию придела. Хранится минея св. Димитрия 1767 г. Ha престоле, помянутого придела, хранится крест, пожертвованный строителем его. В церкви во имя святителя Николая, что в Драчах, в приделе во имя святителя Димитрия, его икона с обретением его мощей и чудом (20x10 верш.) конца XVIII века. В приделе во имя святителя Димитрия при церкви Странноприимного дома гр. Шереметева, освященном 3 февраля 1811 г., икона Святителя, повидимому, портретное изображение начала XIX века. В храме во имя святителя Николая, что в Звонарях, придел в честь святитля Димитрия 1762 г. В храме имеется икона святителя, повидимому, портретное изображение. В храме во имя святителя Николая, что в Гнездниках, в приделе святителя Димитрия, храмовая икона святителя писана яичными красками, начала XIX века, риза 1808 года. Кроме того, имеются еще три иконы святителя, из коих две изображают его в святительских ризах, две иконы портретного характера, писаны в рост.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Счетной палате РФ Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Счетной палаты С.В. Степашин подписали соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Счетной палатой Российской Федерации. 13 июня. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Троицы Живоначальной при б. Шереметевском странноприимном доме (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского) и освятил памятный знак, установленный на месте деревянной церкви в честь Троицы Живоначальной с приделами Архангела Михаила и прп. Ксении на территории института. 27 июня. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Екатерининского собора в Царском Селе. После освящения возрожденного собора Святейший Патриарх Кирилл совершил в нем Божественную литургию. 28 июня.В день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Владыка принял генерального секретаря Всемирного Совета Церквей пастора доктора Олафа Фюксе Твейта, находящегося в Москве с официальным визитом. Также в этот день в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Его Святейшества с секретарем Организации Договора о коллективной безопасности Н.Н. Бордюжей. 29 июня. В Красном зале Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл принял участие в заседании подгруппы по взаимодействию с Русской Православной Церковью Рабочей группы при Президенте Российской Федерации по вопросам восстановления объектов культурного наследия, религиозного назначения, иных культовых зданий и сооружений. 30 июня. В Московском Кремле состоялся торжественный прием в честь выпускников военных академий и университетов 2010 года. На приеме присутствовал Святейший Патриарх Кирилл. В резиденции Президента РФ «Горки-9» состоялась встреча Д.А. Медведева с членами Попечительского совета Национального благотворительного фонда. Во встрече принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Попечительского совета Фонда.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

У себя на сцене Николай Петрович ввел еще один, новый тогда оперный жанр лирической трагедии. Это были масштабные постановки с массовыми сценами и сложными декорациями, где от героев подчас требовался подвиг для завоевания права на любовь. Именно такой была коронная для Прасковьи Жемчуговой партия Элианы в «Самнитских браках» Гретри. За ее выдающееся исполнение актриса удостоилась бриллиантового перстня от самой Екатерины II. Вознесенная высоко, Прасковья Ивановна никогда не забывала своего происхождения, держалась просто и скромно, но с необычайным достоинством. Она нисколько не дорожила теми материальными благами — деньгами и подарками, — которые получала как прима театра и возлюбленная графа, и неизменно тратила их на тех, кто нуждался и просил о помощи, ничего не копила и не оставляла себе. Прасковью Ивановну современники считали вдохновительницей всех благотворительных проектов Шереметева. Именно она укрепила графа в намерении основать больницу для неимущих на своих Черкасских огородах, – будущий Странноприимный дом, — строительство которого началось в 1792 г. по чертежам архитектора Е.Назарова, ученика и родственника знаменитого В.И.Баженова. Однако в те годы этот проект еще не являлся главным для Николая Петровича: он по-прежнему был более привержен миру театра. Именно тогда граф выстроил для Ковалевой-Жемчуговой новый Останкинский театр, оснащенный по последнему слову тогдашней сценической техники, где талант его примы должен был предстать теперь во всем великолепии. В 1795 году они переселяются в Останкинский дворец, предназначенный стать гнездом для счастливой семейной жизни со своей избранницей. Однако вскоре произошли события, нарушившие эти планы.  Жизнь в Фонтанном доме После смерти Екатерины II на престол восходит новый император Павел I (современники еще долго будут вспоминать торжественный прием в его честь в Останкине 30 апреля 1797 года, во время которого Жемчугова блистала в своей коронной партии Элианы). Граф Шереметев, товарищ детства нового императора, получил ответственные посты при дворе и вынужден был покинуть Москву. Он переезжает на постоянное местожительство в Петербург и поселяется в Фонтанном доме, где когда-то, кстати. появился на свет.

http://pravmir.ru/skllif/

Дело трудное! И многим было удивительно видеть в о. Иосифе по-настоящему смиренного человека. Откуда же он взялся, этот великий старец? Как и где жил до того, как пришел к старцу Амвросию (это было 1 марта 1861 года), который всего чуть более полугода тому назад похоронил своего великого наставника и отца духовного – преподобного Макария?... А ведь и сюда-то он, о. Иосиф, пришел не по своей воле, а по послушанию. Он собрался к святыням в Киев, а по пути зашел в Борисовскую Тихвинскую пустынь в Грайворонском уезде Курской губернии, расположенную на реке Ворскле (обитель была основана графом Борисом Петровичем Шереметевым в 1714 году в честь победы над шведами под Полтавой; чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери, находившийся здесь, побывал на полях многих сражений, чтил его и сам царь Петр). В этом монастыре проводила иноческую жизнь сестра будущего старца – матушка Леонида. Увидев брата, худого, в бедной одежонке, с грустными глазами, она прослезилась. Ему нельзя было побывать в келлии у сестры, – строгие правила обители не допускали в жилища монахинь мужчин. Вот только на дворе, на крылечке можно было поговорить. Но холодно было. И вот матушка Леонида смотрит в окно, а там братик ее Иван запасает для нее дрова: колет и аккуратно складывает под навес; щепочки для растопки собирает и тоже – под крышу. Или отгребает от келлии (это была небольшая избушка) снег, обметает завалинку, чтоб не отсыревала... Сварит матушка щей погуще и в горшочке выносит брату вместе с ложкой и хлебом. Он кланяется, берет все это и идет в странноприимную, чтобы там покушать. Не сетовали они на установленное правило, смирялись... Кроткие души были у них обоих. Игуменья, мудрая старица Алипия, увидела их великое смирение – и сестры, и брата – и разрешила им в своем присутствии побеседовать в келлии матушки Леониды. И пошел тихий разговор, – то вспомнили что-то, да о братьях и сестрах, но больше – про святыни, которых много уже повидал юноша. Направляясь в Киев, он уже заранее предвкушал, что там и где увидит: он и Киево-Печерский патерик читал, и рассказы странников слышал... Ни малейшей жалобы на жизнь не услышала от него игумения Алипия. Слушала она, слушала да и сказала:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

10.               диакона Сергия Белобородова, клирика храма св. вмч. Пантелеимона при Центральной клинической больнице ОАО " РЖД " (6 мая); 11.               диакона Сергия Куксова, сотрудника личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси (3 июня); 12.               диакона Николая Куренкова, студента Московской духовной семинарии, клирика Покровского академического храма (8 июля); 13.                 диакона Георгия Михайлова, студента Московской духовной семинарии (12 июля); 14.               иеродиакона Валериана (Кузьменко), насельника Троице-Сергиевой лавры (18 июля); 15. диакона Сергия Петрова, студента Московской духовной семинарии, клирика Покровского академического храма (21 июля); 16. диакона Павла Целищева, студента Московской духовной семинарии, клирика Покровского академического храма (22 июля); 17. протодиакона Александра Агейкина, клирика Храма Христа Спасителя (при совершении таинства хиротонии отец Александр был возведен в сан протоиерея с возложением креста с украшениями) (9 сентября); 18. диакона Бориса Осипова, клирика храма Живоначальной Троицы при бывшем Странноприимном доме Н.П. Шереметева (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского) (23 сентября); 19. диакона Бориса Думу, клирика храма Покрова Божией Матери при Московской духовной академии (18 ноября); 20. иеродиакона Герасима (Войцеховского), насельника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря (25 ноября); 21. диакона Михаила Ильина, клирика храма святителя Николая Чудотворца в Зеленограде (2 декабря). Освящения, совершенные Патриархом в 2012 году: 1. 29 января – великое освящение храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках в г. Москве; 2. 26 февраля – великое освящение храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше в г. Москве; 3. 1 марта – чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь святителя Ермогена в районе Крылатское г. Москвы; 4. 27 марта – освящение закладного камня на месте строительства храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского в районе Нагатинский Затон г. Москвы;

http://e-vestnik.ru/docs/eparhialnoe_sob...

23. 6 ноября иеродиакон Филипп (Неседов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, был рукоположен во иеромонаха. 24. 7 ноября Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Ипатия (Журова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, во иеромонаха. 25. 22 ноября клирик Сретенского монастыря диакон Тихон Кречетов рукоположен во пресвитера. 26. 25 ноября состоялось рукоположение насельника Троице-Сергиевой лавры иеродиакона Далмата (Юдина) во иеромонаха. 27. 28 ноября диакон Алексий Веретельников, учащийся Сретенской духовной семинарии, рукоположен во пресвитера. 28. 2 декабря в сан пресвитера был рукоположен диакон Иоанн Нефедов, в течение 11 лет несший послушание Патриаршего иподиакона. 29. 17 декабря состоялось рукоположение в сан иеромонаха иеродиакона Ионы (Кудрякова), насельника Сретенского мужского монастыря г.Москвы. 30. 19 декабря клирик храма в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы, что в Леонове, диакон Кирилл Киселев рукоположен во пресвитера. 11 — Освящения храмов, совершенные Патриархом в 2010 году: 1. 14 января 2010 г. — освящение домового храма прп. Сергия Радонежского в здании Счетной палаты РФ. 2. 4 марта 2010 г. — освящение домового храма в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ». 3. 18 апреля 2010 г. — освящение нижней церкви Храма-на-Крови в Екатеринбурге. 4. 19 апреля 2010 г. — освящение храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца в Челябинске. 5. 2 мая 2010 г. — освящение храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Харьковской горе города Белгорода. 6. 22 мая 2010 г. — освящение воссозданного Никольского собора Николо-Угрешского ставропигиального монастыря. 7. 6 июня 2010 г. — освящение Троицкого собора Болдинского монастыря и первое богослужение в новоосвященном храме. 8. 13 июня 2010 г. — освящение храма Троицы Живоначальной при б. Шереметевском странноприимном доме (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского). 9. 27 июня 2010 г. — освящение Екатерининского собора в Царском Селе.

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

10 Родофиникин Константин Константинович, Директор Азиатского Департамента с 19 апреля 1819 г. по 11 мая 1837 г. 11 Екатерина Владимировна Новосильцева, урожденная Графиня Орлова, была очень предана митрополиту Филарету. Она нашла в нем спасительное утешение, когда лишилась единственного сына, в цвете лет убитого на дуэли. С тех пор весь остаток своей жизни она посвятила на благотворения. Скончалась в Москве, где постоянно жила, в 1849 г. 16 А.Н. Муравьев мечтал о браке с одной из Графинь Чернышевых, живших в Яропольце, но брак его брата Николая Николаевича с сестрою ее лишил А. Н. законной возможности осуществить это желание. 17 Князь Александр Николаевич Голицын Обер-Прокурор Св.Синода до 1817 г., затем Министр Духовных дел и Народного Просвещения до 1824 г., Канцлер Российских Орденов с 1830 г., скончался в 1846 г. 18 Степан Дмитриевич Нечаев Обер-Прокурор Св. Синода 1833–1836 г. (с 24 февраля по день отставки – 25 июня Нечаев был в отпуске, по необходимости ехать в Крым к умиравшей жене). 22 Иван Иванович, поэт, автор «Безумной», «Чернеца» и «Нат Долгорукой», друг дома Мордвиновых, 30 января 1840 г. 25 Эта черта А. Ф. Малиновского может уяснить его постоянный интерес к историческим документам, тем более первой важности. Он – составитель Устава Шереметевского Странноприимного Дома, как человек близкий его Учредителю, Графу Николаю Петровичу Шереметеву. 26 Волоколамского у., ныне принадлежит Д. Н. Шипову, после отца Ник. Павл. Шипова, купившего Ботово у Муравьевых. 30 Флигель-Адъютант Граф Николай Александрович Протасов, Товарищ Министра Просвещения с 25 июня 1836 г. По 16 января 1855 г. (т.е. до своей кончины) Обер-Прокурор Св. Синода. Женат на Наталье Дмитриевне Княжне Голицыной, дочери Московского Военного Генерал-Губернатора. Характеризован А.Н. Муравьевым в книге Письма Митрополита Московского Филарета 24, стр. 37. 31 «Английский дьякон Пальмер, будучи представителем нового религиозного общества Пюизеитов, возникшего в Оксфорде, с целью возобновить древние порядки церковные и искать союза с Востоком, два раза приезжал с весьма странными предложениями в Петербург; он хотел, чтобы в лице его, наша Церковь признала православие Англиканской, и разумеется был отвергнут. Впоследствии, с теми же предложениями обращался он к Восточным Патриархам, и кончил присоединением к Риму». Письма Митрополита Московского Филарета к А. Н. М., стр. 122.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

См.: Бовкало А. А. Высшее женское образование в России в 1910–1920-х годах//Духовное просвещение в России. Материалы международной конференции. Смоленск. 1995. С. 28–37; Бовкало А. А. Прием на I курс Петроградского Богословского института в 1920 г.//Российская интеллигенция на историческом переломе. Первая треть XX века. Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Санкт-Петербург 19–20 марта 1996 г. СПб. 1996. С. 134–137; Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 15. М.-СПб. 1994. С. 521–618. 246, 262, 284, 286, 362, 401 Даниил Заточник; ( XII в.) – игумен, русский путешественник и писатель. 80 Дарвин (Darwin) Чарлз Роберт; (12 февраля 1809 – 19 апреля 1882) – английский естествоиспытатель, основоположник эволюционного учения о происхождении видов. 65 Даргомыжский Александр Сергеевич; (2 февраля 1814 – 5 января 1869)– русский композитор. 90 Дарья Ивановна – бабушка митрополита Григория. 12 Девкина Екатерина Ивановна; (ок. 1880 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 357 Девятов Н. – член приходского совета Андреевского собора в Петрограде. 216 Дейхман Л. Я. – ученик Олонецкой Александровской гимназии. 29, 43 Декарт (Descartes) Рене; (31 марта 1596 – 11 февраля 1650) – французский философ. 354 Декенбах Елизавета Николаевна; (1879 – ?). Родилась в Тверской губ. Работала домработницей у профессора Коваленко. Окончила Николаевский сиротский институт и занималась на Высших Богословских курсах. Арестована 11 января 1933 «по церковному делу». Лишена права проживания в 12 п.п. на 3 года. 357, 367 Дембицкий – штатный практикант ОГПУ. 388 Демидов Михаил Денисович; (8 ноября 1842 – 25 сентября 1898) – из рода известных русских оружейников и промышленников. Окончил С.-Петербургский университет. С 31 июля 1862 – чиновник при канцелярии Псковского губернатора; с 10 ноября 1863 – в штате Псковской палаты государственных имуществ, с 1864 – член от правительства на Ряжском, Раненбургском и Данковском мировых съездах Рязанской губ.; с 1866 – младший чиновник особых поручений при Рязанском губернаторе; с 1873 – советник Московского губернского правления; с 1875 – помощник смотрителя при странноприимном доме графа Шереметева в Москве; с 1880 – смотритель московского Вдовьего дома. С 11 августа 1882 – Рязанский, с 12 мая 1888 – С.-Петербургский вице-губернатор. С 30 июля 1892 – Олонецкий губернатор. Скончался в Шлиссельбурге; погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в России. Архитектурным дебютом Н. стала рус. изба на Девичьем поле (1856), построенная на территории московской усадьбы М. П. Погодина и служившая древлехранилещем. «Погодинская изба», будучи своеобразным манифестом славянофильских взглядов владельца, стала 1-й постройкой фольклорного варианта рус. стиля в Москве. Позже, в 1889 г., Н. спроектировал в форме рус. избы дом-мастерскую для художника В. В. Верещагина в Н. Котлах (не сохр.). Н. построил ряд крупных общественных зданий в центре Москвы: в формах ордерной эклектики - дом на Тверской улице 30/2 (1859), пассаж Солодовникова (1862-1863), Носовское подворье (1861-1864); доходный дом Н. Я. Лопатина (1876), продолживший начатую А. С. Каминским практику проектирования деловых зданий в Китай-городе в русском стиле. В 1872 г. Н. совместно с М. Н. Чичаговым спроектировал Исторический павильон в составе архитектурного отдела Политехнической выставки в Москве, приняв за источник архитектурных форм Коломенский дворец. В 1873 г. Н. составил проект здания Музея прикладных знаний в Кремлевском саду, организованного по примеру крупных павильонов общеобразовательных музеев Европы. Строительство музея не состоялось по причине нехватки средств. В 1880-1882 гг. Н. принял участие в возведении архитектурного павильона Всероссийской выставки в Н. Новгороде. В 1885-1888 гг. участвовал в оформлении Новгородского, Владимирского и др. залов Имп. российского исторического музея. В 1889-1895 гг. Н. состоял архитектором при попечителе Странноприимного дома в Москве гр. С. Д. Шереметеве и Московском дворянском депутатском собрании, участвовал в разработке проектов для перестройки и оформления интерьеров Дома российского благородного собрания (1889), Дома призрения для обедневших дворян им. В. Б. Казакова (1893), Убежища им. Н. П. Филатьевой для девиц, принадлежащих к потомственному дворянству (1893), Московского дворянского ин-та имп. Александра III в память имп. Екатерины II (1894-1895). Церковное зодчество занимало значительное место в архитектурной практике Н.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010