Весть о святом подвижнике прошла по всем вотчинам Строгановых. Непрестанный труд и жизнь, достойная подражания, влекли людей к Трифону. Духовный отец притягивал страждущих и недужных: шли к нему люди с Чусовой, с Сылвы и из иных мест ради молитвы, благословения, ради святого поучения. Очень скоро стало ясно, что по молитвам этого праведника совершаются явные чудеса исцелений. Для посетителей преподобный построил своими руками на верху горы молитвенный дом, или часовню в честь Успения Божией Матери и Усекновения главы Иоанна Предтечи и украсил ее святыми иконами, среди которых были «образ всемилостиваго Спаса нерукотворный и образ Софии, премудрости Божией, и образ Богоматери Одигитрии, Иоанна Предтечи, и Иоанна Богослова, и Николая Чудотворца, и ины многи» и книгами. Со временем вокруг него сплотилась и дружная монашеская община. Кончилась мирная жизнь его в этих местах совершенно неожиданно. Во время расчистки леса под пашню, он вырубал лес и сжигал его остатки, «И посем нача ту подсеку палить огнем, яко же обычай так надлежит. И судом Всесильнаго Бога внезапу прииде буря велия, и страшно зело и начаша горети древеса, и дошедшу огню даже и доставленных от ту живущих поселян дров, яко ставлены соляного ради промысле Строгановых, и тех дров погорело многое множество... яко до трех тысяч сажен». За эту провинность Григорий Строганов, со словами: «Отче святый, благоволи отьити от моея вотчины», попросил Трифона покинуть чусовские земли. Уходя отсюда в город Хлынов (ныне Вятка, ранее Киров), он на просьбы иноков, живших с ним, и почитателей своих, сказал им: «Не скорбите, братия, о сем, но разумейте, чего ради отхожу, для братии нет нужды в моем обитании, потому что место это, сами знаете, пустынно есть и господина вашего место это, еже и сам в утеснении. Я же от обитания сего отхожу, потому что Бог повелел, вместо же себя оставляю вам строителя месту сему, ученика своего Иоанна». Случилось это в 1579 году. Впоследствии здесь, на месте его подвигов, был основан Успенский монастырь, строителем и благотворителем которого стал Максим Строганов, спасенный молитвами преподобного в 1564 году от смертельной болезни и возглавивший дело после смерти отца в 1577 году.

http://sobory.ru/article/?object=21208

Большой Вьяс. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Владимирской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1853 и 1863. Адрес: Россия, Пензенская область, Лунинский район, село Большой Вьяс. Координаты: 53.791486, 45.49386 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью ВЬЯССКАЯ ВЛАДИМИРСКО-БОГОРОДИЦКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ (с. Большой Вьяс Лунинского района) основана на рубеже 17 и 18 вв. на правом берегу р. Вьяс при источнике, куда, по преданию, старцами Иоанном и Тихоном была принесена икона Владимирской Божией Матери. Там, в лесу, была построена дерев. часовня, позже – кельи, а в 1713 стараниями графа Г. И. Головкина, пожертвовавшего на устроение обители земли, лес. угодья и рыбные ловли, – дерев. церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери. В 1740 построена вторая дерев. церковь – во имя Живоначальной Троицы. В 1764 пустынь упразднена, а гл. церковь сделана сел. кладбищенской. В 1801 пустынь вновь возродилась, но в разные годы была приписана к Саранскому Петропавл. монастырю и Пенз. архиерейскому дому, лишь с 1828 по 1832 оставаясь самостоятельной. Ее истинное возрождение началось с 1851, когда она снова получила самостоятельность. Вместо ветхих церквей были построены новые дерев. церкви во имя Живоначальной Троицы (1851) и в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1857) и камен. пятиглавая церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери (1853–62), иконы для к-рой написал худ. имп. АХ С. Перелогин. В 1853 в общине насчитывалось уже 16 чел. В кон. 19 в. пустынь представляла из себя компактно располож. комплекс, включающий кроме трех церквей 4-ярусную камен. колокольню, жилые и хоз. постройки. Здания были окружены камен. оградой (1886), протяженностью 500 саженей, с двумя башнями на углах зап. стороны и двумя воротами. В 1898–1903 построен еще один камен. храм в память Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. На 1907 община насчитывала: настоятеля, 21 монаха, 5 послушников и 25 находящихся на испытании. Пустынь упразднена после 1917. К наст. времени сохранился лишь один гл. храм, а также здание трапезной, настоятельский и братский корпуса, 1-этажная камен. хозпостройка. Над источником установлена часовня.

http://sobory.ru/article/?object=22771

Летом 1903 г. в Александро-Невской церкви устроили электрическое освещение. 20 августа провели его испытание, а накануне храмового праздника «при полном освещении, было совершено всенощное бдение, привлекшее весьма много молящихся». В Александро-Невской церкви имелись свои особочтимые древние святыни. Среди них необходимо назвать, прежде всего, Иерусалимскую икону Божией Матери, присланную Митрополитом Иерусалимским Войсковому Наказному Атаману Д.Е. Кутейникову в 1831 г. в дар Войску Донскому,  икону Богоявления, также присланную из Иерусалима, и икону Усекновения главы Иоанна Предтечи. Эти три иконы генерал Д.Е.Кутейников 15 февраля 1836 г. подарил храму. Новый Александро-Невский храм, построенный за Александровским садом (ныне городской парк) сооружен, как и Вознесенский кафедральный собор, в ново-византийском стиле, одноэтажный, с полукружием в алтаре, за которым устроено помещение для ризницы. Храм может вмещать на одну службу до 1.500 чел. Главный купол внутри украшен живописным изображением Бога-Саваофа, а полукуполы и стены храма — изображениями событий из священной истории и ликов святых, а также священными изречениями. Среди трех ярусов полуциркулярных окон есть с цветными стеклами. Три двери обращены на запад. Паперть каменная, устроена со всех четырех сторон храма. Пол в церкви и алтаре из сосновых пластин, а в колокольне и боковых тамбурах — из гончарных плит, изготовленных на харьковском заводе Бергенгейма. Потолок в колокольне и свод в трапезной части храма бетонные, построенные ростовским мастером Федоровым. Хоры в церкви устроены с трех сторон на массивных железных балках, закрытых деревянной обшивкой. На хоры ведет железная в четыре марша лестница. На колокольню также ведет железная лестница. Снаружи церковь побелили, а штукатурку положили только вокруг окон и дверей. Внутри храм был оштукатурен полностью, окрашен масляной краской и украшен живописью. К Александро-Невской церкви были приписаны: 1) каменная Александро-Невская часовня, устроенная в 1882 г. на Платовском проспекте (не сохранилась, стояла перед фасадом нынешнего Универмага) в память Императора Александра II; 2) церковь в лагере Донской артиллерии, построенная в 1897 г.; 3) часовня, построенная против здания Новочеркасской почтовой конторы (ныне Узел связи на Платовском пр.) обществом городских извозчиков в память чудесного события 17 октября 1888 г. (сохранения жизни царской семьи Императора Александра III при крушении поезда).

http://sobory.ru/article/?object=50711

В самом селе была построена ещё одна каменная часовня, на средства Общества «В память священного коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1896 года». В составе этого же прихода была еще одна деревянная часовня в деревне Верхозино, в честь преподобных Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. В Советское время Крестовская ярмарка действовала до первой мировой войны, хотя к этому времени она была уже в упадке. Все пустующие здания: административные, торговые, зрелищные были в 1918 году приспособлены под многочисленный лагерь военнопленных. Тут были чехи, австрийцы, венгры и другие. Крестовляне начали переезжать в город. В 1930 году святой источник вместе с храмом было решено уничтожить. Часовню разрушили, родник завалили кирпичами. Устоял лишь храм. По словам старожилы из деревни Верхозино, колокольню пытались даже разрушить с помощью тросов, обвязанных вокруг колокольни и тянущимся тракторами в сторону. Последнее крещение в храме состоялось в 1932 году. Долгое время храм использовался под зернохранилище, а для въезда трактора во внутрь храма был увеличен в ширине северный вход в храм, в результате чего произошла усадка стены над проемом и появились трещины на прекрасной, достаточно больших размеров фреске «Явление Христа народу». Данные из архивной выписки из Госархива Курганской области (30 ноября 1998 Ведомость о церкви Иоанно-Предтеченской, села Крестовского, по I Благочинническому округу, Шадринского уезда за 1909 год. … 4. Утварью достаточна. 5. Причта положено по штату священник и псаломщик. 6. Земли при всей церкви: пахотной с лесом 30 десятин 1516 саж., а сенокосной 80 дес. План на вышеозначенную землю есть, хранится при Маслянской церкви. Церковная земля выделена от Маслянской церкви при отделении прихода. Усадебной земли 1486 кв. саж. План имеется только на 1200 саж. И хранится при Крестовской церкви. Церковной землею священнослужители пользуются сами. 7. Дома у причта церковные, деревянные. Дом священника и дом просфорни на церковной земле, а дом псаломщика на общественной.

http://sobory.ru/article/?object=10949

В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского, был заложен посреди обители новый соборный храм двухэтажный, о пяти главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением. На северной стороне, среди ограды, прямо против собора, в колокольне, над святыми вратами была устроена небольшая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она была освящена 23 апреля 1796 года. На южной стороне монастыря находится больничная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Устроена она в 1809 году игуменом монастыря Корнилием и им освящена в 1812 году. Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь. Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг на Страстной недели. Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая " Трубчевская " , которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе. Подробных сведений о том, как оказалась икона в Троице-Скановом монастыре, не сохранилось. Эта икона числится в списках чудотворных икон России, хотя письменных свидетельств о чудотворениях не сохранилось в связи с пожаром 26 апреля 1676 года, при котором сгорели все документы о монастыре. Но остались воспоминания и рассказы старожилов о чудесной помощи этой иконы. В 2-3 км к северо-востоку от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Гора Плодская, в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия находится целебный источник в честь святых преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла часовня. На вершине горы были построены каменная церковь в честь этих святых, часовня и несколько келий для братии.

http://sobory.ru/article/?object=02766

Е.Н.Морозкина " Церковь Богоявления с Запсковья. Конец XV - начало XVI века " . (Фрагмент диссертации), 1968 г. http://bibliopskov.ru/cerkov_bogoyavlenia.htm Церковь Богоявления Господня на Запсковье Название местности Броды связано с тем, что здесь можно было перейти реку Пскову вброд. Впервые упоминается в письменных источниках под 1398 годом. Существующая церковь построена в 1496 году из плиты на месте более ранней, являлась главным храмом Богоявленского конца на Запсковье. Престолов в церкви три: главный, холодный, во имя Богоявления Господня, с правой стороны придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, слева был престол во имя Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. При богослужениях пел хор из любителей, при внебогослу-жебных чтениях и беседах пели все посетители. По указу Псковской духовной консистории от 31 августа 1786 года к ней приписаны церкви Нерукотворенного (Нерукотворного) Образа Спасителя и Преображения Господня. В деревне Портянниково находилась деревянная часовня, служба в ней совершалась только 29 октября (11 ноября) - в день преподобномученицы Анастасии Римляныни. Когда и кем построена часовня - неизвестно. При храме построена пятипролетная каменная звонница. На ней висели семь колоколов. Вес первого большого колокола не обозначен, он отлит в царствование Иоанна Васильевича Грозного. Второй колокол, полиелейный, весил 46 п., третий колокол, вседневный, был без обозначения веса, по величине равен полиелейному. Два небольших колокола и два подзвонка обозначения веса не имели. Церковно-приходское попечительство открыто в 1897 году. В том же 1897 году около церкви Нерукотворного Образа построен кирпичный одноэтажный дом для церковно-приходской школы. Дом построен на средства церкви и псковского купца Александра Ивановича Чернова. Церковно-приходская школа открыта 8 октября 1898 года, в ней обучались 100 учеников обоего пола. Богадельни и больницы при церкви не было. С 1913 года священником в церкви служил Андрей Загорский. Сведений о нём после 1917 года не выявлено.

http://sobory.ru/article/?object=01934

Церковь Богоявления Господня (Запсковье) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Богоявления с Запсковья — православный храм в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV—XVI веков. Церковь находится на Запсковье на правом берегу реки Псковы над Бродами. Содержание История [ править править код ] Название местности Броды связано с тем, что здесь можно было перейти реку Пскову вброд. Впервые упоминается в письменных источниках под 1398 годом. Существующая церковь построена в 1496 году из плиты на месте более ранней, являлась главным храмом Богоявленского конца на Запсковье. Престолов в церкви три: главный, холодный, во имя Богоявления Господня, с правой стороны придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, слева был престол во имя Трёх Святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста . При богослужениях пел хор из любителей, при внебогослу-жебных чтениях и беседах пели все посетители. По указу Псковской духовной консистории от 31 августа 1786 года к ней приписаны церкви Нерукотво-ренного (Нерукотворного) Образа Спасителя и Преображения Господня. В деревне Портянниково находилась деревянная часовня, служба в ней совершалась только 29 октября (11 ноября) - в день преподобномученицы Анастасии Римляныни. Когда и кем построена часовня - неизвестно. При храме построена пятипролетная каменная звонница. На ней висели семь колоколов. Вес первого большого колокола не обозначен, он отлит в царствование Иоанна Васильевича Грозного. Второй колокол, полиелейный, весил 46 п., третий колокол, вседневный, был без обозначения веса, по величине равен полиелейному. Два небольших колокола и два подзвонка обозначения веса не имели. Церковно-приходское попечительство открыто в 1897 году. В том же 1897 году около церкви Нерукотворного Образа построен кирпичный одноэтажный дом для церковно-приходской школы. Дом построен на средства церкви и псковского купца Александра Ивановича Чернова. Церковно-приходская школа открыта 8 октября 1898 года, в ней обучались 100 учеников обоего пола. Богадельни и больницы при церкви не было.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Богояв...

Освящение состоялось 15 сентября 1929 года. Новый храм превосходил по своей высоте на 9 футов и по площади пола на 20% даже Рижский кафедральный собор. Из книги Ю. Абызова «От Лифляндии - к Латвии», т. 2, изд. Рига, 1999 г., стр. 235. О первых захоронениях на этом месте известно мало. Фиксированные сведения о местах захоронения появились значительно позже. Они содержатся главным образом в топографических документах разных лет. Так, на планах Муррна (1650 г.) крестиками помечено огороженное кладбище и неупорядоченные захоронения вне него. К этой территории в первой половине XVIII в. прирезываются участки песчаных дюн и начинается обустройство двух православных кладбищ: старообрядческого и Всесвятского. В 1774 году на кладбище была построена часовня. В 1815 году была построена деревянная церковь во имя Всех Святых, приписанная к Благовещенскому (Никольскому) приходу. Захоронения на этих кладбищах шли столь интенсивно, что в помощь Всесвятскому храму на Ивановском кладбище в 1866 году возводится деревянная часовня, которую освящают во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Однако уже в то время здесь ощущалась острая необходимость в храме. Практическое решение строительства стало возможным только в 1882 году. По благословению Преосвященнейшего Филарета (Филаретова) приход начинает подготовку к строительству нового кирпичного Всехсвятского храма на улице Католю. Разработку проекта заказывают архитектору Я.Ф. Бауману, а деревянную церковь, построенную в 1855 году, решено перенести на Ивановское кладбище. Бауманис составляет чертежи, смету и эскизы на перенос деревянной Всесвятской церкви " как она есть " на Ивановское кладбище. Перенос начался в 1882 году. Разборка деревянной церкви, перевоз этих материалов на Ивановское кладбище, а также строительство старой деревянной церкви в обновленном виде велось всем миром. Храм возводился как единое целое с ранее существовавшей Иоанновской часовней. В результате ее внешний вид, становясь значительно благолепней, выглядел одновременно и таким, каким был, и архитектурно обновленным. Прежним осталось внутреннее обустройство церкви, ибо сюда было перенесено церковное имущество деревянной Всесвятской церкви, за исключением наиболее ценных икон в серебряных ризах.

http://sobory.ru/article/?object=08210

Темница и место усекновения главы св. Иоанна Предтечи . Среди Самарийских развалин уцелели только остатки христианского храма, современного св. Елене и обращенного потом в могометанскую мечеть. Они находятся над тем местом, где был заключен св. Иоанн Предтеча, и где усечена была его честная глава. Храм, как видно, был громаден и великолепен. Средина его как раз приходилась над той темницей, во мраке, которой совершилось страшное злодеяние, и из которой оруженосец вынес за волосы главу великого пророка и поместил на блюде с царского стола. Теперь над этим местом стоит небольшая часовня, освещаемая двумя небольшими отверстиями, сделанными в боковых дверях. Отсюда двадцать тесных ступеней ведут вниз, в темницу, где совершилось ужасное злодеяние – отсечена, глава проповедника покаяния, о коем засвидетельствовал Сам Господь, что не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя ( Мф.11:2 ). На такое зверское злодеяние подвигла Ирода адская злоба и коварство беззаконной жены его Иродиады против Крестителя. Предтеча Господень говорил Ироду, что не должно ему иметь Иродиаду, жену, брата его Филиппа. За это злобная Иродиада искала погибели св. Иоанна. Ирод праздновал день своего рождения; на пиру дочь Иродиады плясала и так угождала Ироду и приближенным его, что он поклялся исполнить всякую ее просьбу, хотя бы даже до полцарства она просила. По наущению матери, она стала просить главу Иоанна Крестителя. Царь опечалился, ибо считал Предтечу Господня святым мужем и слушал поучения его; но ради клятвы, данной им при приближенных, пировавших с ним, по чувству человекоугодия, послал в темницу палача, И усечена была честная глава Крестителя Господня и дана была на блюде плясавшей, которая отнесла ее к матери своей: «пляса ученица вселукавого диавола, – поется в стихире, – и главу твою, Предтече, мзду взят. О пира исполнена кровей! лучше бе ти не клятися, Ироде беззаконе, лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовашу главу Предтечеву усекнути: но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще ублажаем», (стихи из службы 29 августа). Есть предание, что беззаконная Иродиада наругалась над усеченной главою Крестителя Господня: колола иглою язык, обличавший ее, и велела закопать св. главу во лворце своем, боясь, что если глава будет погребена с телом, то Предтеча Господень воскреснет. Ученики св. Иоанна, услышав о его кончине, пришли и взяли св. его мощи и положили их во гроб ( Мк.6:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жен. мон-рь Логрешти в с. Тыргу-Логрешти (до 1718, основан как скит) с древней Архангельской ц. Совр. ц. во имя святых Иоакима и Анны (построена в 1769), в 1839-1840 гг.- приходская, закрыта в 60-х гг. XIX в. В 1911-1914 гг. церковь восстановлена, монастырь заселен после первой мировой войны. В 1932-1940 гг. церковь реставрировали (освящена 17 нояб. 1940), после декрета 1959 г. мон-рь был закрыт, церковь приписали к церкви в Тыргу-Логрешти (11 апр. 1961). В 1990 г. скит возрожден монахинями из мон-ря Половраджи, в 1992 г. получил статус мон-ря. Жен. мон-рь Кэмэрэсяшка в г. Тыргу-Кэрбунешти (ок. 1780) с ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Восстановлен в 1994 г. Жен. мон-рь Дялу-Маре в коммуне Борэску (1895) с ц. Успения Пресв. Богородицы и святых Константина и Елены. В жудеце Горж открыто несколько новых мон-рей: жен. мон-рь Икоана в с. Кэрпиниш в коммуне Красна (1996) с деревянной ц. во имя св. Иоанна Предтечи (1995-1996) и новым кафоликоном во имя мучеников Брынковянских (2008-2014); жен. мон-рь Добрица во имя прор. Илии в коммуне Рунку (2015) с деревянной церковью 2005 г.; муж. монастырь святых Константина и Елены и вмч. Димитрия Солунского в коммуне Хурезани (19 марта 2015) при церкви 1842-1843 гг. (расписана в 1843, с 1900 функционировала как кладбищенская часовня, с 1970 в запустении); мужской монастырь во имя св. Иоанна Златоуста (2017) в с. Кожани близ Тыргу-Кэрбунешти с ц. во имя св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Мирликийского и вмч. Георгия (1824-1825, расписана внутри и снаружи после 1825), 3 мая 2017 г. заложен камень нового собора во имя свт. Иоанна Златоуста и прп. Иродиона Лайничского. Монастыри жудеца Долж. Муж. мон-рь Садова в одноименной коммуне (1-е упоминание в 1530) основан при деревянной ц. во имя свт. Николая (ок. 1520). Совр. каменная церковь (1632-1633) воздвигнута Матеем Басарабом в честь победы над турками (26 авг. 1632). Больничная Введенская ц. построена мч. Константином Брынковяну (расписана в 1792, сохр. фрагменты; поновления 1852 и 1903).

http://pravenc.ru/text/2578355.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010