Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня великомученицы Параскевы Пятницы расположена на центральной площади города, приписана к Рождественскому собору. Точное время постройки неизвестно, но на фотографиях конца 19 века она присутствует. В советское время часовня была закрыта и использовалась в хозяйственных целях. В 1999 г. часовня возвращена Рождественскому собору и отреставрирована. В часовне находится уникальная резная икона святой великомученицы Параскевы Пятницы. Икона хранилась в церкви Илии Пророка. В 2000 году она торжественно крестным ходом перенесена в часовню. Напротив входа на территорию верейского Городища находится Пятницкая часовня. Часовня на этом месте известна с давних времен, постройка датируется 19 веком. Здание часовни Параскевы Пятницы архитектурно перекликалась со зданием Уездного училища, которое стояло через овражек: у них были одинаковые крыши по форме плоского купола. Сама же часовенка имеет кубическую форму и возведена из камня. Пятницкая часовня была закрыта в 1930-е годы, использовалась в хозяйственных целях, отреставрирована и открыта лишь в 1999 году. В процессе реставрации изменилась крыша. Вместо куполообразной крыша обрела четырехскатную кровлю. В часовне хранится древняя резная икона 16 века - великомученицы Параскевы Пятницы, покровительницы торговли. Эта икона до революции находилась в Успенском храме села Набережная слобода, расположенного к югу от Вереи, а после закрытия этого храма была передана в верейскую церковь Ильи Пророка. С восстановлением часовни на Верейском торгу святой образ было решено перенести на новое место, что и было сделано. Часовня приписана к Собору Рождества Христова, что на Городище. Является объектом культурного наследия. http://vereya.su/religiya/chasovni/ В центре города Верея находится Пятницкая часовня, в которой хранится старинный скульптурный образ великомученицы Параскевы, вырезанный из дерева. До революции святыня хранилась в приделе Успенской церкви села Набережная Слобода, находящегося примерно в пятнадцати километрах к югу от Вереи. После закрытия этой церкви резной образ перенесли в единственный действовавший в советское время в Верее Ильинский храм. Оттуда в 1999 году икона была торжественно перенесена на нынешнее место в часовню.

http://sobory.ru/article/?object=02362

Сегодня посетили Святой источник и с ужасом обнаружили на месте часовни и домика смотрительницы пепелище. Вся территория усыпана осколками шифера. Слава Богу, каким то чудом уцелела купальня. Уезжали с тяжёлым чувством, т.к. на месте сгоревшей травы,увидели бутылки из-под водки, пива. Не бережём мы свои Святыни, вот и кара. " 30 марта, в неделю 4-ю Великого поста, Господь посетил наш приход огненным испытанием. Из-за поджога сухой травы сгорели часовня и сторожка на источнике св. вмц. Параскевы Пятницы близ д. Брылево. Поджигатель не установлен. По милости Божей, обошлось без человеческих жертв, в живых остались смотрители источника. Уцелел и сам источник и пристроенная к нему купальня. Всех неравнодушных к этому святому месту просим принять участие в восстановлении. " Реквизиты для оказания помощи указаны на сайте храма в Баскаково http://baskakovo-hram.cerkov.ru/ Родник, освященный в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, выбивает на берегу реки Слащево, притока реки Сежа, в 500-х метрах юго-западнее деревни Брылево Гагаринского района Смоленской области. Родник еще называют Баскаковским, т.к. в 3-х километрах восточнее находится село Баскаково. Семь ключей, с хорошим дебетом, выбивают из земли, тут же образуют ручей, называемый в народе Холодной речкой. Святой источник хорошо благоустроен, над ним установлена надкладезная сень, часовня во имя великомученицы Параскевы Пятницы, обустроены две купели, одна – на открытом воздухе, другая – в купальне, увенчанной крестом, есть сторожка в которой постоянно проживает смотритель. Родниковая вода с высоким содержанием железа, всё, с чем она соприкасается со временем приобретает рыжий цвет, присутствует привкус железа. В купели на улице, иногда, по поверхности воды даже плавает желтая пена. Единственное, что может встать препятствием в непогоду, это последний киллометр дороги - разбитой полевой грунтовки, если когда сухо, то можно проехать. По преданию, около 300 лет назад, здесь была явлена икона святой великомученицы Параскевы Пятницы и забил родник. Тогда эта местность относилась к Гжатскому уезду, а ныне Гагаринскому району. Здесь, одиноко жил православный подвижник (имя его неизвестно) и усердно молился святой Параскеве и по всей видимости, по его молитвам и появился источник. Ныне список явленной иконы находится в Баскаковском храме.

http://sobory.ru/article/?object=07002

Сохранившаяся каменная Успенская церковь с пятницким приделом в селе Набережная Слобода была построена графиней Е. А. Головкиной в 1797 году, однако почитание великомученицы Параскевы Пятницы существовало здесь и прежде. По местному преданию, резная икона великомученицы Параскевы была чудесно обретена в водах реки Протвы в середине XVII века. У летописца церквей Московской епархии В. И. Холмогорова отмечено, что в деревянной Успенской церкви, предшествовавшей каменной, уже имелся придел в честь святой Параскевы: «Слободка Бережная, на реке Поротве, а в слободке церковь во имя Пр. Богородицы Успения с приделом св. великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, деревянная клетцки с трапезою и с папертью, крыта тесом…» Среди значимых икон в процитированном выше документе 1670-х годов указана, возможно, и святыня, хранящаяся теперь в часовне на центральной площади Вереи: «в приделе… местный образ св. великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, у образа венец шитой золотной по атласу, гривна резная серебряная позолочена, панагия хрустальная, обложена серебром…». Параскева Пятница была одной из самых почитаемых святых на Руси. Она считалась покровительницей женской работы (в частности, ручного ткачества), домашнего скота, торговли. Память святой Параскевы отмечается дважды в году: 28 октября (по старому стилю) и в девятую пятницу после Пасхи. Родители святой особо почитали пятницу – день недели, в который, согласно Евангелию, был распят Спаситель, поэтому она и получила свое имя Параскева (Пятница). В гонение римского императора Диоклетиана (III век н.э.) Параскева открыто исповедовала себя христианкой и отказалась принести жертву языческим богам. За свою веру она была обезглавлена. На иконах святая Параскева держит в правой руке крест, знак мученичества, а в левой – свиток с первыми словами Символа веры. Деревянные скульптуры святых – достаточно редкое для православного искусства явление, которое, к тому же, дважды запрещалось указами Синода и царского правительства в XVIII и XIX веках. Наибольшее число скульптур или барельефных изображений делали двум святым: святителю Николаю и великомученице Параскеве Пятнице.

http://sobory.ru/article/?object=02362

Пятницкий храм относится к тому распространенному еще в дереве типу, который называется «восьмерик на четверике» (первый ярус летнего храма – это квадратная клеть, а второй ярус – восьмистенный сруб). Подобных каменных храмов строилось много – сразу вспоминается более древняя Успенская церковь в Суздале, или Владимирская в Чебоксарах – почти ровесница вятской Параскевы Пятницы. А вот колокольня вятской церкви куда интересней – взгляд сразу останавливается на ней – восьмигранный столп, имевший при переходе к ярусу звона расширение, известное по деревянным образцам как «повал» (некоторые деревянные колокольни строились именно так, пример – часовня Трех Святителей из деревни Кавгора в Карелии). Вместе с высоким шатровым верхом этот повал придает колокольне весьма своеобразный облик – копия дерева в камне. Прибавим еще ассиметичную трапезу со сдвигом от продольной оси на юг и богатейший наружный декор (особенно выделяются в этом плане наличники) – такой красавицей была Пятницкая церковь. Первое упоминание о Пятницкой церкви, тогда деревянной, относится к 1574-му году – хлыновчанин Иван Шелом в духовном завещании просил по кончине его пожертвовать «сорок алтын денег на сорокоуст к Святей Параскеве нареченной Пятнице на крылос». В Дозорной книге 1615-го года читаем уже краткое описание храма: «Город Хлынов, древян, над рекою над Вяткою, а в городе…у Слюдных ворот церковь теплая с трапезою Сретение Господа нашего Исуса Христа, да церковь студеная св. Христовы мученицы Пятницы». Сей храм был излюбленным местом молитвы св. блаженного Прокопия Вятского, Христа ради юродивого (+1628). Церковь неоднократно горела при постигающих Хлынов пожарах. В начале 18-го века решено было выстроить каменную церковь, в 1705-м году попы Леонтий и Григорий били челом преосв. Дионисию, архиепископу Вятскому, дабы он позволил им начать сбор денег на постройку. Дионисий дал им грамоту, в коей призывал всех его епархии » сущих повсюду священных архимандритов, всепреподобных игуменов, благоговейных протопресвитеров, иереев, и прилучившихся благоверных князей и боляр и православных христиан» жертвовать на оную церковь, а причту повелел готовить запас материалам для строительства. Как видно из древних актов, главный храм, т.е. летний (»студеный») – носил имя св. Параскевы Пятницы, потому в 1708-м году попы церкви Григорий и Фома просят архиерея разрешить начать стройку и освятить будущий храм в честь святой великомученицы. Но в 1709-м году мнения причта и прихода , видимо, переменились, и они подали новое прошение, в котором идет речь уже о церкви с двумя престолами: главным – в честь Сретения Господня и придельным – во имя Св. Параскевы Пятницы. Преосвященный благословил. В 1712-м году каменная церковь была окончательно выстроена и освящена.

http://sobory.ru/article/?object=32484

В 1754 году в храме совершались богослужения. Собор имел 5 престолов. В центральном помещении храма престолы - Успения Божьей Матери, святителя Арсения и святого благоверного Великого князя Михаила Тверского, убитого в Орде в 1318 году. В приделах храма - престолы святых благоверных князей Бориса и Глеба, и святого Великого равноапостольного князя Владимира. Дополнением к великолепному архитектурному комплексу были две прекрасные каменные часовни. Одна из них на горе, на месте святого престола древнего деревянного храма, в память святой великомученицы Параскевы Пятницы (по преданию при Василии III, в 1531 году, здесь хранилась «обновленная» в Москве икона, от которой происходило немало чудес). Кстати, древнего письма икон в ржевских храмах было предостаточно, и случаи их обновления были не редки. В XV веке на территории ржевского Кремля существовала деревянная церковь с престолом Параскевы Пятницы. Историк предполагает, что сама церковь была названа Ее именем. Вторая часовня - Иверской Божьей Матери была построена в 1758 году у подножия Соборной горы, рядом со старинной кирпичной аркой надо рвом бывшей крепости. ...Старинные снимки и кадры кинохроники 1911 года, хранящиеся в Российском государственном архиве в Красногорске, показывают красоту архитектурного строения на Соборной горе. Даже печные трубы (храм отапливался дровами) сделаны так, что не портили его вид. Перед собором возвышалась, подчеркивала его величавость, колокольня со звонницами. При Успенском соборе вели богослужения настоятель храма - протоиерей, иерей, диакон и два псаломщика. Никакими сведениями о них историки не располагают. Но вот в июне 1856 года настоятелем ржевского Успенского собора значится протоиерей Матфей Константиновский. Он вошел в историю как духовный наставник Н.В. Гоголя. Известна фамилия последнего, служившего в 1920-е годы настоятеля Успенского собора - протоиерей Ангельский. К тому времени при храме имелась библиотека духовной литературы. В рапорте уездного исправника губернатору, датированном 10 апреля 1896 года, говорилось: «Имею честь донести Вашему Превосходительству, что в текущем апреле месяце имеет быть открыта в казенном доме близ собора библиотека церковно-служебных книг и книг религиозно-нравственного содержания для бесплатного чтения». Библиотека была открыта в честь императора Александра III, и собрана на народные деньги, в основном на частные пожертвования ржевского духовенства, с целью бесплатной выдачи книг бедному населению. К 1-му сентября 1901 года в ней числится книг: духовных - 708, по словесности - 870. Это была первая народная библиотека в Ржеве и уезде.

http://sobory.ru/article/?object=23544

В 1920 году польские легионеры, подозревая братию монастыря в симпатиях к Красной Армии, штыками убили двух монахов (их похоронили перед храмом). В 1921 году на Казацких могилах несколько месяцев находился женский Николаевский монастырь, переведённый сюда из города Дубно, а малочисленная братия переселена в Почаев. Во время оккупации Польшей украинских земель начальником обители был иеромонах Антоний (Ляшук). Он управлял скитом с 1923 по 1931 год, а также с 1954 по 1958 год. В те времена на о. Журавлиха действовал приют, в котором проживали дети-сироты под опекой монахов. Согласно решению Синода Русской Православной Церкви от 4 июня 1954 года,  монастырский скит был ликвидирован и на Казацких могилах был создан приход. С момента закрытия обители в ней было колхозное хозяйство, ферма, позже - больница. А в сентябре 1965 года украинская общественность добилась создания здесь музея, благодаря которому многое было сохранено (то, что не было вывезено во время боевых действий в Первую мировую войну). В 1967 году казацкий мемориал был преобразован в Историко-культурный заповедник " Казацкие могилы " , а с 1991 года - Государственный историко-мемориальный заповедник " Поле Берестецкой битвы " . В конце 80-х гг. ХХ столетия встал вопрос о возрождении служб на этом святом месте и с 1990 года в Георгиевском храме начали молиться прихожане села Пляшевая. Уникальность храма св. Георгия Победоносца заключается в том, что он с девятью главами и вынесенным наружу иконостасом, трёхъярусный, имеет в себе три действующие церкви. В Георгиевском приделе находится одна из главных святынь храма - икона великомученика Георгия Победоносца, написанная на дереве. Второй, " балконный " этаж Георгиевского храма занимает придел святых Бориса и Глеба, где находится киот с иконой Святой Троицы. Третья, подземная часовня Параскевы Пятницы, соединённая подземным ходом с Михайловской церковью. В часовне-усыпальнице Параскевы-Пятницы захоронены останки погибших казаков (в частности, ими заполнен пустотелый центральный столб). Описываемый храм имеет чрезвычайно пышную роспись стен и иконостасов. В частности, внешний иконостас выполнен из красного кварца и чёрного лабрадорита, а иконы для иконостаса писал уже упомянутый художник, Иван Ижакевич. Здесь и по сей день располагается действующий Свято-Георгиевский мужской монастырь УПЦ КП.

http://sobory.ru/article/?object=36655

По тем же писцовым книгам, церкви этой принадлежали две иконы: чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанской и икона Макария Желтоводского чудотворца. Стояли они временно, до окончательной отделки строившейся церкви в Касимовском же деревянном храме великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Предание, дошедшее до нас, полностью подтверждается архивными документами. Обе иконы описаны были Войековым и Рыковым довольно подробно: «Да в том же храме (св. Параскевы, нареченной Пятницы) стоит чудотворный образ Пречистой Богоматери Казанской, моление старицы Устиньи с детьми, оклад серебренный басманный золочен, венцы у Пречистой Богородицы и у Спаса серебренные чеканные золочены, да у того же образа пелена бархат червчет на середине крест, а та пелена приклад боярина князя Ивана Михайловича Воротынского стоит на аналое, налой золочен дорогами, да перед тем же образом свеча местная восковая данья пушкаря Въяла Прокофьева; образ Макария Желтоводского Чудотворца обложен окладом серебренным басман золочен, да у того же образа пелена данья Алексея Чубарева, да перед тем же образом лампад медной данья посадского человека». По правую сторону каменной Казанской церкви находилась вросшая в землю каменная небольшая часовня, воздвигнутая над его могилой. Внутри часовни посредине было сделанное из кирпичей возвышение вроде гробницы над местом упокоения царевича. На возвышении лежал камень со следующей надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день на собор Иоанна Предтечи представися раб Божий царевич Иаков Васильевич касимовской». Существует предание, что царевич Яков вел жизнь благочестивую и однажды, когда был при смерти, получил, чудесное исцеление от чудотворной иконы Казанской Божией Матери (моление старицы Устиньи). В благодарность за свое исцеление он подарил в монастырь две богатые священнические ризы. Казанскому монастырю царевич Яков пожертвовал несколько икон, которые сохранялись в монастыре до дня его закрытия. В монастыре паломникам показывали две пелены, ткань серебряную по красному рытому бархату, переделанную из священнических риз, пожертвованных царевичем Яковом Васильевичем в монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=25105

Само название «Скоропослушница», то есть «внимающая молитве скоро», — было утешительно для просящего помощи человека, у которого уже не оставалось сил на продолжительные молитвы. 12 сентября 1957 года митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий торжественно освятил возвращенный верующим Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. По благословению митрополита, бывшего особым почитателем Божией Матери «Скоропослушницы», чтимый образ в 1958 году был перенесен во вновь освященный собор. Для Князь-Владимирского собора была изготовлена его точная копия. В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено переименовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Скоропослушница» в «Невскую». В настоящее время икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» бережно хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры и является одной из самых почитаемых святынь монастыря и Санкт-Петербурга. Чудотворная икона Параскевы Пятницы доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре г. Санкт-Петербург. Недалеко от входа в Троицкий собор в правом приделе находится скульптурное изображение Великомученицы Параскевы Пятницы. Икону украшает киот размерами (130Х82). В житии святой сказано: «Святая Параскева была дочерью иконийских христиан, которые особо чтили день страданий Господа нашего Иисуса Христа - пятницу. Потому, когда Бог, в этот же день, даровал им дочь, они назвали ее также Пятницею (Параскевою - по-гречески). В последствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страданиях Христовых своим именем, сохранила ее и в своем сердце, приобщившись страстям Христовым своими страданиями». В деревне Ильеши икона явилась в конце XVIII, начале XIXbb. на окраине леса. По преданию, ее увидели на дереве. На месте явления был вырыт и освящен колодец, а позднее построена каменная часовня. В связи с большим притоком богомольцев к чудному образу в 1864 г. в Ильешах был перестроен и расширен храм шатрового типа с большой колокольней.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

С 1938 по 1943 год храм был закрыт. Духовенство подвергли репрессиям. На колокольне насчитывалось восемь колоколов. Самый большой колокол весом в 315 пудов 28 фунтов был отлит в Ярославле на средства почётного гражданина купца Порфирия Оловянишникова в 1873 году. Этот колокол доставили до ближайшей станции на платформе по железной дороге, а до храма, впрягшись в огромные сани, специально для этого сооружённые, передавая от деревни к деревни, как в эстафете, этот святой дар везли деревенские мужики. При советской власти колокола были сброшены со звонницы, разбиты и увезены в неизвестном направлении. Теперь усилиями прихожан вновь возрождается церковный колокольный звон, утраченный в годы советской власти. В день празднования Петра и Павла в 2007 году были торжественно освящены новые колокола для церковной звонницы, которая вновь обрела свой голос после многолетнего молчания. http://nikolsky-hram.prihod.ru/ Церковь Николая Чудотворца в селе Ново-Загарье под Павловским Посадом выглядит необычно: два разных по форме и архитектурному стилю храма объединены в одном здании. Придел в честь Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1715 году Алексеем Александровичем Курбатовым, а большая трапезная с приделами святителя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы с колокольней были возведены почти двести лет спустя на средства купцов Русаковых. На месте бывшей деревянной Никольской церкви с западной стороны от каменного храма стоит часовня с образом Николая Чудотворца. В Исторических материалах братьев Холмогоровых о подмосковных церквях и селах указано, что в начале XVII века на погосте у речки Осиновки в Загарской волости стояла старинная деревянная церковь во имя святителя Николая. В 1710 году на Никольском погосте значилось уже две церкви: старая Николая Чудотворца и новая великомученицы Параскевы Пятницы. В том же году Загарская волость по указу царя Петра I была пожалована прибыльщику Алексею Александровичу Курбатову. В 1715 году вместо Пятницкой церкви был освящен новый каменный храм Успения Божией Матери. Братья Холмогоровы цитировали запись из бумаг Синодального казенного приказа: «по челобитью Алексея Александровича Курбатова велено в Московском уезде в Загарской волости в вотчине его в селе Никольском новопостроенную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы освятить».

http://sobory.ru/article/?object=08997

31 августа 1875 г. Пятницкую церковь осмотрел епископ Иосиф, который нашел, что «купол в алтаре весьма мрачен и требует неотложного обновления, равно и в храме купола не хороши» (Журнал, веденный епископом Иосифом в 1875 г. Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1876. - С. 412). Замечание архиерея не осталось без внимания церковного старосты мещанина Василия Сапронинкова. На обновление храма в 1879 г. он пожертвовал сначала 400 рублей, а затем еще 900 рублей - на ремонт иконостаса в одном из приделов (Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1879. - С. 277, 279). С 1896 г. при церкви действовала приходская школа, в деревне Максимово находилась школа грамоты (с 1895 г.), попечителем которой состоял П.А. Гедеонов (Список церковно-приходских школ и школ грамоты Смоленской епархии к 1 марта 1897 г. Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1897. - С. 1156). Недалеко от храма в 1881 г. была выстроена теплая каменная часовня в память императора Александра II. В ризнице Параскевинской церкви хранилось Евангелие и комплект четей-миней, на которых по листам внизу имелась надпись, приписываемая царевичу Алексею Петровичу. Местное предание утверждало, что царевич проезжал через село Поречье из Москвы в Польшу, но подтверждений тому нет. Ниже полностью приведен текст надписи. «1706 г., месяца января 23 числа Великий Государь, Царевич и Великий Князь Алексей Петрович Всея Великия и Малыя и Белыя России, пожаловал сию книгу - глаголенную минею месячную месяца января, приложил к церкви святой великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы» (Адрес-календарь Смоленской епархии с историческим и церковно-приходским указателем. - Смоленск, 1897. - С. 35). Среди древних вещей в ризнице хранились шелковые облачения священника и дьякона, пожертвованные царевичем Алексеем Петровичем. В 1931 г. настоятелем Пятницкой церкви был священник Иван Ефимович Ефимов. Он родился в 1872 г. в семье крестьянина деревни Любинки Гжатского уезда. Образование отец Иван получил в Алферовской учительской семинарии. В 1931 г. священник был осужден на 4 месяца принудительных работ по ст. 161 УК РСФСР. Вторично отец Иван был арестован 9 июля 1932 г. На момент ареста имел семью в составе: жена - Ефимова Валентина Сергеевна, сыновья - Владимир, Сергей, Александр, дочь Ольга. Обвинялся по ст. 58-10, 11 УК РСФСР. Согласно обвинительному заключению от 26 сентября 1932 г., Ефимов И.Е. 5 августа 1932 г. был переведен из демидовского дома заключения для содержания под стражей в Смолтрудколонию. Заседанием Тройки ПП ОГПУ Западной области от 20 ноября 1932 г. отец Иван осужден на заключение в концлагерь сроком на 3 года условно, считая срок с 9 июля 1932 г. Реабилитирован Ефимов Иван Ефимович Прокуратурой Смоленской области 31 марта 1989 г. (Архивная справка, составленная на основании: Архив УФСБ по Смоленской области. Арх. след. дело

http://sobory.ru/article/?object=43790

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010