26 марта 1822 года Голенищев-Кутузов вновь обращается к тверскому архиерею с прошением разрешить возведение храма по новому проекту, требующему меньших затрат. 13 апреля того же года владыка утвердил новый проект храма. 20 июня 1835 года граф П.В. Голенищев-Кутузов письменно извещал тверского архиерея о завершении строительства храма. Освящение храма совершено 15 августа 1835 года архиепископом Тверским и Кашинским Григорием (Постниковым) в сослужении местного духовенства. В октябре этого же года были освящены и придельные храмы: правый, во имя святителя Николая Чудотворца - архимандритом Троицкого Калязинского монастыря Афанасием и левый, во имя великомученицы Параскевы Пятницы - протоиереем Воскресенского собора города Корчевы Иоанном Хохловым. Старая церковь с колокольней вскоре была снесена. На ее месте в память о бывшем храме была построена деревянная часовня. В мае 1890 года в Тверскую духовную консисторию было направлено прошение причта и прихожан храма о распространении (пристройке) трапезной, которое было удовлетворено. После распространения трапезной в приделах были устроены новые иконостасы, стены расписаны масляной краской живописцем из села Селихова Корчевского уезда Платоном Пальцевым. В конце 1937 года храм лишился своего последнего настоятеля. В 1938-1939 годах богослужения в храме уже не проводились. В годы Великой Отечественной войны в храме располагался колхозный зерносклад. Позднее помимо зерна сюда свозили стройматериалы, в холодильниках хранили мясо, обрабатывали (солили) шкуры коров. В 1960 - 1970 годах была разрушена надгробная часовня с прахом графа А.Л. Голенищева-Кутузова, разорению подверглась и могила. В те же годы был разорен склеп под храмом, где покоились останки строителя храма П.В. Голенищева-Кутузова и его супруги. В конце 1980-х храм оставался бесхозным. Начало 1990-х годов ознаменовалось первыми попытками возрождения храма. Местные энтузиасты во главе с О.М. Симаковой и Г.М. Бакун начали проводить очистку здания церкви от мусора, металлолома и разного рода хлама, оставшегося от прежних владельцев (колхозных складов). Тогда же рабочие Благотворительного общественного Центра " Сельская церковь " покрыли рубероидом крышу трапезной с приделами и произвели некоторые другие работы, предохраняющие храм от дальнейшего разрушения.

http://drevo-info.ru/articles/13676863.h...

Село Ряхово, при колодцах, в 30 верстах от Коврова и в 45 верстах от Владимира, до 1861 г. было деревней в приходе Веретевского погоста. Как деревня Ряхово известно еще со времен Ивана Грозного и так же, как и остальные селения Веретевского прихода, являлось вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря, а с 1764 г. стало экономической казенной деревней. В первой половине XIX века там имелась лишь небольшая каменная часовня. В конце 1850-х годов братья купцы Шведовы, происходившие родом из Ряхова, начали здесь строительство каменной церкви. Холодный храм во имя Св. великомученицы Параскевы был освящен 29 октября 1861 г. Из двух теплых приделов первый, во имя Св. и Живоначальной Троицы, освящен 26 июня 1862 г., а второй - во имя Святого и Чудотворца Николая 20 октября 1864 г. Храм выстроили об одной голове с высокой колокольней, каменной оградой, сторожкой. Первым его настоятелем стал в 1861 г. священник Петр Нознесенский, в 1868 г. перемещенный в село Ерлыково Шуйского уезда. Ему на смену из того же села в Ряхово был назначен священник Павел Петрович Покровский, прослуживший здесь без малого 29 лет и в 1897 г. переведенный в село Коверино Владимирского уезда. О. Павел пользовался известностью как проповедник и имел награды вплоть до камилавки включительно. Следующим настоятелем ряховского храма стал священник из села Коверино Василий Митрофанович Вельский, сын псаломщика из села Лежнево Ковровского уезда. В Ряхове он преподавал Закон Божий в местном двухклассном и женском земском училищах, состоял наблюдателем за библиотекой-читальней в находящейся поблизости деревне Сергеиха. Последним известным священником ряховской церкви стал Дмитрий Парвицкий, состоявший при этом храме в середине 1930-х гг. Церковь в селе Ряхово во все времена ее существования до 1917 г. усердно опекалась церковными старостами и благотворителями из рода храмоздателей Швецовых. Происходившие из местных крестьян сыновья Дмитрия Васильевича Швецова, державшего в Ряхове раздаточную контору бумажной пряжи, вышли в купечество. Наиболее активными из них были Вукол, Семен и Иван Дмитриевичи Швецовы. Из них Семен писался Суздальским 1-й гильдии купцом, а Вукол и Иван состояли в ковровском купечестве. Вукол Дмитриевич Швецов состоял гласным Ковровского уездного земского собрания и был инициатором устройства в Ряхове образцового двухклассного училища Министерства народного просвещения, открытого 17 сентября 1878 г. в присутствии епископа Муромского Иакова и директора народных училищ Владимирской губернии Ю. С. Чеховича. Для этого учебного заведения Швецовы выстроили поместительный двухэтажный каменный дом. Швецовы же выстроили бумаго-ткацкую фабрику в прилежащей к Ряхову деревне Сергеихе Суздальского уезда, которая после установления советской власти стала именоваться «им. Фрунзе».

http://sobory.ru/article/?object=02358

Икона Божией Матери «Знамение» Вилийская над царскими вратами      В воскресные дни и в дни церковных праздников ее опускают для служения перед ней молебнов и поклонения. Помимо этого существует традиция служения перед иконой акафистов. Восприятие иконы прихожанами и паломниками, ее широкая известность за границами Острожчины, благодатная помощь и чудесные исцеления, получаемые от иконы «Знамение», а также признание ее официальной Церковью как благодатной и особочтимой логично должно было завершиться ее прославлением. Однако этот процесс был отсрочен дальнейшими событиями, на которые указывает в своей статье, посвященной иконе, митрополит Ровенский и Острожский Варфоломей: Первая мировая война, революции 1905–1917 годов, далее годы польской оккупации и советизация Западной Украины с 1939 года… В годы Второй мировой войны село Вилия несколько раз страдало от сильных пожаров, которые, однако, не повредили церковь, что вилийцы связывают с защитой иконы Божией Матери «Знамение». После войны последовал длительный период атеистического давления на Церковь и прихожан. В 1965 году церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы была закрыта, однако не использована для каких-либо других нужд, не переоборудована под клуб или склад. Также в этом году была разрушена часовня, построенная еще в 1928 году на месте хаты Остапчуков, где явилась икона. Прихожане решили обратиться в Московскую Патриархию за разрешением об открытии церкви. Вилийцы Антон Демчук и Николай Лищенко поехали в Москву, где встретились с уроженцем с. Вилия Николаем Семеновичем Капчуком, который в то время работал секретарем и представителем по особым поручениям Московской Патриархии. Благодаря его содействию церковь 3 августа 1969 года была открыта и разрешен колокольный звон. В 1990 году при священнике Александре Колбе была восстановлена часовня, в ней находится копия иконы Божией Матери «Знамение» и картина известной украинской художницы Лидии Спасской, на которой изображен момент явления иконы Домне Остапчук.

http://pravoslavie.ru/132151.html

Будучи главным православным центром в своей округе, Ильинская церковь имела ряд приписных храмов. На территории самого завода по проекту академика архитектуры Ивана Петровича Мааса была возведена каменная часовня, освящённая во имя святого благоверного князя Александра Невского. Этим событием решили увековечить памятную дату 4 июня 1866 года - день чудесного спасения императора Александра II во время неудавшегося покушения. Позднее установили и вторую часовню - Никольскую. Была часовня и на новом Пороховском кладбище, перестроенная в 1911 году, при советской власти отданная обновленцам и уничтоженная вандалами в 1938 году. Изначально Охтинский пороховой завод был предприятием военного ведомства, поэтому его церковью управлял военный протопресвитер. Согласно данным церковных документов за 1884 год, на тот момент приход храма Святого Пророка Илии состоял из военных, рабочих и служащих порохового завода, членов артиллерийской команды, а также жителей окрестных деревень и сёл: Жерновка, Ковалёво, Малиновка и Ржевка. Постоянных прихожан храма насчитывалось около тысячи человек, и ещё 700 - из числа приходящих. Зато в храмовый праздник у церкви на Пороховых собиралось огромное количество верующих - до 150 тысяч человек, и после крестного хода и богослужения проходило массовое народное гулянье. Традиция крестных ходов к церкви Илии Пророка берёт начало ещё в XVIII столетии, когда и состоялся первый массовый крестный ход к Ильинскому храму. А 20 июля 1744 года императрица Елизавета Петровна распорядилась: " к церкви Илии крестное хождение иметь неотменно " . Особо чтимой и неизменно привлекавшей к крестным ходам сотни и тысячи всё новых верующих богомольцев была местная икона Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. В рамках программы расширения всего Ильинского церковного комплекса часовню, освящённую во имя этой святой, перестроили на средства одного из частных благотворителей в 1897 году. Отныне она стала небольшой, рассчитанной на 400 богомольцев, пятикупольной церковью.

http://sobory.ru/article/?object=05948

Назарово. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Воскресения Христова Год постройки:не ранее 1777. Адрес: Россия, Ярославская область, Любимский район, Назарово Координаты: 58.44949, 40.63986 Проезд:Дорога Любим-Троица, на 7 км левый поворот. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В селе Назарово было две церкви: Богословская и Воскресенская, обе каменные. Первая – летняя, с двумя престолами: апостола и евангелиста Иоанна Богослова и великомученицы Параскевы Пятницы. Построена в 1790 г. иждивением прихожан. Вторая – зимняя, о трех престолах: Воскресения Христова, Казанской Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца. Построена в 1777 году иждивением помещика Г. Чагина. Часовен три, две из них каменные: одна в деревне Гусево, в четырех верстах от села, а другая в самом селе в 50 саженях от церкви, в память чудесного события 17 октября 1888 года. Первая часовня устроена в 1889 году иждивением рижского купца Климента Иванова, вторая – в 1890 году иждивением петербургского ремесленника Дмитрия Хрисонфова Филиппова. Третья часовня деревянная, находится в сельце Соболеве и существует издревле. Земли при церкви 111 д. 1550 кв.с. Церковных домов пять: для жительства священника, дьякона, псаломщика, земского училища и сторожа; все деревянные. Церковного капитала в билетах 2650 руб. В приходе 367 мужчин и 417 женщин, в том числе в деревнях: Стряпово – 60 м., 70 ж., Лобаново – 4 м., 6 ж., Никоново – 30 м., 34 ж., Ярыгино – 62 м., 70 ж., Шульгино – 18 м., 30 ж., Гусево – 44 м., 50 ж., Онкудинки – 14 м., 9 ж., Сусолово – 32 м., 37 ж., Иваньково – 26 м., 30 ж., Хабалево – 56 м., 57 ж., Березовицы – 20 м., 22 ж., в сельце Соболево – 1 м., 2 ж. Село Назарово состоит из трех домов для жительства местного причта и четвертый дом для земского училища. Оно расположено на равнине при реке Куза, впадающей в реку Обнору. В приходе земская Богословская школа. Штатный состав причта: священник, дьякон и псаломщик. Причтового капитала 6900 руб. " Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии " 1908г.  Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=33903

Паниха (Георгиевский погост). Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская Ачевская церковь /// Епархия неизвестна Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Георгия Победоносца, в Ухтюжской волости Вологодского уезда, указана в окладной книге 1618 года. Ачевская Георгиевская церковь, 1804 года, каменная. Престолы в честь: вмч. Георгия Победоносца - главный, свт. Модеста Иерусалимского, вмц. Параскевы Пятницы (освящён 4 октября 1864 г.). В 1713 г. священник церкви великомученика Георгия что на Ачеве (Очеве), в Уфтюжской волости, сообщал архиепископу Вологодскому и Белозерскому о построении часовен. Прихожане, жители сельца Куликова - вдова Анисия Ивановна Головкова, вдова Акилина Головкова с крестьянами, сельца Семеновского - вдова Ульяна Фёдоровна Богданова с крестьянами, построили часовни, поставили в них иконы и пригласили священника служить молебны в тех часовнях. Он же опасался это делать, поскольку не был уверен, что часовни были построены по благословляющей архиерейской грамоте. Начато было расследование: если разрешающие грамоты действительно не были получены, часовни подлежали сносу. Выяснилось, что часовня в Семёновском не имела ещё ни кровли, ни дверей, ни креста. А в Куликове часовня построена была по указу архиепископа Гавриила, простояла 14 лет и сгорела вместе с подписанной челобитной. Часовню быстро отстроили заново, богослужения возобновились. Источники: ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 375. Л. 13-18об. ВЕВ. - 1864, с. 72; 1874, приложение к офиц. части, с. 19. Суворов Н. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящего времени.//ВЕВ. - 1865. - - Прибавления. - С. 819. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 89, 149. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=57749

После осмотра музея я ещё раз обошёл кругом памятника 1000-летию России и в Пречистенскую арку вышел на берег бурливого Волхова. Милый Волхов! Старого моста нет, не сохранилась и часовня Чудный Крест, но вместо старого моста я увидал широкий новый мост. Проходя мимо Владимирской башни Кремля, можно ещё ясно увидать древнюю фреску, изображающую святителя и чудотворца Николая в рост. В бытность мою в Новгороде это изображение находилось в часовне, которая была пристроена к стене Владимирской башни. С Волховского моста я любовался красавцем Ильменем, близ которого виден древнейший Юрьев монастырь, но не видать девяти золочёных глав Юрьевских соборов, не слыхать весёлых песен-поозерок: «Где горит? чего горит? Юрьевские главушки...» Не слышно звону 2100-пудового великана под названием «Неопалимая Купина». Я направил свой путь в бывший Антониев Римлянина монастырь, который сохранился полностью, за исключением колокольни. Обошедши два раза вокруг монастырского собора, я посмотрел в окно, внутрь его ничего не видать из достопримечательностей, правда, виден иконостас, но без икон, сохранилась живопись на стенах, виден постамент, на котором стояла рака св. мощей преп. Антония Римлянина. От собора мимо здания бывшей духовной семинарии я направился в дубовую монастырскую рощу с намерением набрать на память желудей, но придя на то место, где был монастырский сад, я не нашёл ни одного дуба, только жалкие обгорелые пни – всё уничтожено огнём войны! Вернувшись вновь к собору и посидев минут 5–10 на ступеньках крыльца, и постояв у дверей трапезной церкви Сретения Господня, поглядел на окна келий, где жили архимандрит о. Сергий и иеромонах о. Серафим. Через бывшие святые врата я вышел на автобус, на котором через 5–10 минут был в центре Торговой стороны на Ярославовом дворище. Осмотрев наружно Николо-Дворищенский собор, церкви Жен Мироносиц, Параскевы Пятницы, великомученика Прокопия, Успения Божией Матери, я направил свой путь к церкви великомученика и Победоносца Георгия на Торгу, в коей в 1932 году была кафедра новгородского архиепископа. Я даже не узнал этого храма – нет ограды, нет колокольни, да пожалуй, нет даже и трапезной с притвором, а на месте примыкавшей с востока часовни, в коей почивали под спудом св. мощи Феодора блаженного, разбит садик с клумбами цветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

М. Пупышев, состоялось лишь 9 сентября 1868 г. Благотворитель, купец первой гильдии, И. И. Стахеев (брат Г. И. Стахеева) истратил на строительство обители и последующее содержание монашествующих свыше 1 млн. руб. Жертвователями монастыря были также Д. И. Стахеев и П. К. Ушаков. В 1857-1868 г.г. по проекту известного петербургского архитектора Г. А. Боссе в Елабужском монастыре был возведен пятиглавый трёхпрестольный каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери с четырёхъярусной надпапертной колокольней, освященный 9 сентября 1868 г. архиепископом Вятским Аполлосом (Беляевым). Приделы были освящены в честь Иоанна Предтечи и великомученицы Параскевы Пятницы. В монастыре также были выстроены два трехэтажных каменных сестринских корпуса - северный и восточный. В северном корпусе размещалась монастырская больница с домовой церковью во имя великомученицы Варвары (1872). К западу от собора находился 2-х этажный дом игуменьи; в одной линии с этим домом, к югу от восточного корпуса - полутораэтажный дом монастырских служителей. Имелись также каменные просфирня и гостиница, три деревянных флигеля. Территория монастыря обнесена каменной стеной, при вратах которой 18 августа 1869 года была освящена часовня. На территории обители имелись также хозяйственный двор, огород, фруктовый и ягодный сад. Рядом с ним - кладбище для монахинь и благодетелей обители. Предположительно, за алтарем главного храма в 1926 г. была похоронена почетная гражданка города, благотворительница обители Глафира Федоровна Стахеева, построившая в 1903 г. Елабужское епархиальное женское училище. Среди святынь монастыря почиталась принесенная в 1869 году икона Божией Матери «Достойно есть» - копия с чудотворной иконы, хранящейся на Святой Горе Афон. К началу XX в. обитель была крупнейшей в Вятской епархии. Елабужский монастырь возглавляли с 18 апреля 1868 г. постриженица Кирсановского Тихвинского монастыря Тамбовской губернии игумения Анфия (1822-1890), с 1889 г. - игумения Елисавета (Симонова), затем игумения Ангелина (Багаева). Первый монашеский постриг шести сестер состоялся 27 и 28 июля 1869 года. В 1869 году в монастыре проживало 106 насельниц, в 1877 г. - 130, в 1884 г. - 159, 1893 г. - 255, в 1900 г. - 273 насельницы. Среди монахинь представители самой многочисленной социальной группы населения - крестьянства - составляли от 50 % в 1875 г. до 79 % в 1914 г. А среди рясофорных послушниц и ещё выше - от 52 % в 1869 г. до 81 % в 1914 г.

http://sobory.ru/article/?object=10275

Фольклорист А. Ф. Можаровский в сборнике 1903 года «Отголоски старины и народности» отмечал, что часовни с деревянными образами святой Параскевы часто служили миссионерским целям в местах, где православное население соседствовало с иноверческим. Св. Параскева почиталась и среди язычников, и среди представителей традиционно мусульманских народов, считавших пятницу священным днем. Исследователь писал: «Места, где Пятница-льняница находит себе приют, народ наш еще доселе почитает, он ставит при колодцах и перекрестках крест, а чаще столбики с местом наверху для икон, и такие часовенки называет пятницами». Можаровский также указывал, что в этих часовнях-пятницах в «инородческих местностях» ставились грубой работы резные скульптуры Николая Чудотворца или св. Параскевы, украшенные одеждой, поясами, холстами и платками. К «пятницам» и резным иконам ходили молиться чуваши, черемисы, мордва, мещеры и сами русские. Резные изображения святителя Николая или великомученицы Параскевы в начале XX века нередко можно было увидеть в каменных часовнях на торговых площадях разных городов. Как писал Можаровский, такие часовни были в г. Козьмодемьянске, Чебоксарах, в селе Остолопове (Речное) Казанской губернии, Липецке. Однако Церковь ограничивала распространение подобных резных икон. Указом Святейшего Синода 2 июня 1835 года они были запрещены для размещения в храмах на видных местах, поскольку «были изваяны весьма худо без соблюдения правильности и приличия». Из храмов большую их часть переместили в часовни или укрыли в специальных нишах. Обратной стороной большой популярности великомученицы Параскевы стало появление связанных с ней народных суеверий и отождествление христианской святой со сказочным персонажем Пятницей-льняницей. Большое распространение среди грамотных крестьян и мещан в XIX веке имела «отреченная» (ложная) апокрифическая книга «Сказание о двенадцати пятницах». Согласно этому сочинению, христианский книжник Ельферий узнал от иудея-философа о существовании утерянного свитка одного из апостолов с учением о двенадцати пятницах. Этот день недели в утраченном свитке приобретал особое мистическое значение в истории человечества: якобы именно в пятницу Адам был изгнан из рая, Каин убил Авеля, разрушен Содом и Гоморра, халдеи захватили Иерусалим, на Египет были посланы «десять казней», был обезглавлен Иоанн Предтеча, Моисей разделил жезлом море … В Царство Небесное мог попасть тот, кто в течение года соблюдал особые двенадцать пятниц, то есть в определенные дни молился, вкушал только хлеб и воду, творил милостыню.

http://sobory.ru/article/?object=02362

Мы все поймем, когда помрем. Это уж, как пить дать. А до тех пор мы тычемся в очевидное и мечтаем о несбыточном. Ладно бы – о несбыточном. О ненужном. И тратятся силы ума, песком осыпаются. Улица Варварка.      Вот я для Москвы умер. То есть я здесь не живу. Я ее покинул и вынужденно, и добровольно. На языке духовных реальностей, значит, я для Москвы умер, преставился. Но раз я все-таки живу, то я могу смотреть на этот город иногда, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». И что я вижу, золотые мои и возлюбленные? Я вижу лучший город на земле, город таинственный, и стайки гортанно говорящих детей Кавказа у станций метро мне это видеть не мешают. Я здесь не работаю, не ссорюсь и не влюбляюсь. Я здесь не выбрасываю мусор в раздельные контейнеры. (Обязательно - в раздельные, и не под ноги! Не смейте Москву загаживать!) Я здесь ничего бытового не делаю. Поэтому мне не важны выбоины на дорогах, вонь политической агитации, грязный снег, толкотня, воробьи… Мне важны, к примеру, названия улиц. Вы слушали их музыку? Эх, вы, оглохшие и очумевшие жители Среднерусской равнины! Где еще вы увидите столько освященных названий? Пятницкая, она почему не «субботская» и не «четверговская»? Потому что в честь Параскевы Пятницы. А какой варвар жил на Варварке? Никакой. Это в честь Великомученицы улица. Видно и храм там есть, а может уже «был». Знаете ли вы, какое наслаждение ходить не по Васильковой и Виноградной, а по Сретенке, Воздвиженке, Воскресенке? На Тенистой улице, Антонов прав, в тени постоишь, но и только. Зато по Сретенке и читаешь тропарь: «Радуйся, Пречистая Богородице Дево. Из Тебе бо возсия Солнце Правды. Христос Бог наш… Веселися и ты, старче праведный…». Идешь по Воздвиженке, читаешь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…». На Воскресенке само собой: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…» Так можно весь город обойти, накапливая в ногах свинцовую тяжесть, а в душе – легкость лебяжьего пуха. Меня и Георгий на гербе радует. И не только на гербе, но и на фонтане возле Манежа. Какую тупую душу нужно иметь, чтобы тебя не радовал вид Георгия! Пленных свободитель, нищих защититель, немощных врач и царей поборник. Стань лицом к Георгию – слева будет Часовня Благой Вратарницы. А справа – храм Татьяны. Его не пропустишь. Там под крестом написано: Свет Христов просвещает всех. Действительно, всех просвещает, это – факт. Только жаль - когда ты московскую грязь месишь, ты к этому Свету равнодушен по причине Его вездесущия. А вот случись тебе дернуть за море или по суше, но подальше, ты таким патриотом станешь, что только держись. И осенние листья в переулках вспоминать будешь, всхлипывая; и Замоскворечье по памяти со вздохами пройдешь; и колокольный звон на расстоянии расслышишь. Наушники ведь от плеера к тому времени ты уже из ушей вынешь. С наушниками скорбеть - все равно, что на пляже экзамены сдавать.

http://pravoslavie.ru/63995.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010