Пятницкий храм относится к тому распространенному еще в дереве типу, который называется «восьмерик на четверике» (первый ярус летнего храма – это квадратная клеть, а второй ярус – восьмистенный сруб). Подобных каменных храмов строилось много – сразу вспоминается более древняя Успенская церковь в Суздале, или Владимирская в Чебоксарах – почти ровесница вятской Параскевы Пятницы. А вот колокольня вятской церкви куда интересней – взгляд сразу останавливается на ней – восьмигранный столп, имевший при переходе к ярусу звона расширение, известное по деревянным образцам как «повал» (некоторые деревянные колокольни строились именно так, пример – часовня Трех Святителей из деревни Кавгора в Карелии). Вместе с высоким шатровым верхом этот повал придает колокольне весьма своеобразный облик – копия дерева в камне. Прибавим еще ассиметичную трапезу со сдвигом от продольной оси на юг и богатейший наружный декор (особенно выделяются в этом плане наличники) – такой красавицей была Пятницкая церковь. Первое упоминание о Пятницкой церкви, тогда деревянной, относится к 1574-му году – хлыновчанин Иван Шелом в духовном завещании просил по кончине его пожертвовать «сорок алтын денег на сорокоуст к Святей Параскеве нареченной Пятнице на крылос». В Дозорной книге 1615-го года читаем уже краткое описание храма: «Город Хлынов, древян, над рекою над Вяткою, а в городе…у Слюдных ворот церковь теплая с трапезою Сретение Господа нашего Исуса Христа, да церковь студеная св. Христовы мученицы Пятницы». Сей храм был излюбленным местом молитвы св. блаженного Прокопия Вятского, Христа ради юродивого (+1628). Церковь неоднократно горела при постигающих Хлынов пожарах. В начале 18-го века решено было выстроить каменную церковь, в 1705-м году попы Леонтий и Григорий били челом преосв. Дионисию, архиепископу Вятскому, дабы он позволил им начать сбор денег на постройку. Дионисий дал им грамоту, в коей призывал всех его епархии » сущих повсюду священных архимандритов, всепреподобных игуменов, благоговейных протопресвитеров, иереев, и прилучившихся благоверных князей и боляр и православных христиан» жертвовать на оную церковь, а причту повелел готовить запас материалам для строительства. Как видно из древних актов, главный храм, т.е. летний (»студеный») – носил имя св. Параскевы Пятницы, потому в 1708-м году попы церкви Григорий и Фома просят архиерея разрешить начать стройку и освятить будущий храм в честь святой великомученицы. Но в 1709-м году мнения причта и прихода , видимо, переменились, и они подали новое прошение, в котором идет речь уже о церкви с двумя престолами: главным – в честь Сретения Господня и придельным – во имя Св. Параскевы Пятницы. Преосвященный благословил. В 1712-м году каменная церковь была окончательно выстроена и освящена.

http://sobory.ru/article/?object=32484

Пожеревицы. Церковь Рождества Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь построена в 1824-1827гг. Приделы: Св.Георгия и Св. Параскевы Пятницы. Возведена на средства помещика Петра Дорина. Храм долгое время использовался как клуб и был перестроен. Погост Пожеревицы, церковь Рождества Христова В ведомости 1799 года говорится о деревянной церкви Святого Великомученика Георгия с приделом Святой Великомученицы Параскевы, построенной в 1717 году, «при ней» каменная церковь Рождества Христова, построенная в 1770 году помещиком села Дирины Горки Петром Ивановичем Дириным. Он же «во всем» содержал эту церковь. В 1824-1827 г.г. тем же помещиком и прихожанами построена новая кирпичная церковь Рождества Христова. В церкви было три престола. Кроме главного, были престолы в приделах: Святого Великомученика Георгия и Святой Параскевы, именуемой Пятница. В церкви находились древние иконы Святителя и Чудотворца Николая 1706 года в серебряной ризе, Святой Троицы, Тихвинской иконы Божией Матери 1739 года в серебряной ризе, а также Евангелие 1760 года. Колокольня также кирпичная, построена в связи с церковью. На ней висели шесть колоколов. Вес первого колокола 52 п, на нем была надпись: «Сей колокол лит в С.-Петербурге, мастер купец Михайла Макаров Стуколкин, в Пажеревицкую церковь старанием священника Тимофея Кустова. Декабря 24 дня 1858 г.». Вес второго колокола 30 п. 28 ф., на нем была надпись: «1831 г. при священнике Савве Тишинском и при священнике Иакове Хераскове». Вес третьего - пятого колоколов неизвестен. Шестой колокол весил 4 п., надписей на нем не было. Около церкви было кладбище. Другое кладбище, называемое «Пески», находилось в отдалении от церкви. Третье кладбище находилось при деревне Заборовье, четвертое - при деревне Сырково. В приходе было десять часовен: около деревни Пажеревицы, в селах Городок, Клемшино, в деревнях Дубки, Заборовье, Захонье, Зуево, Кривец, Савино, Сырково. В селе Лужок ранее стояла каменная православная часовня, однако в начале XX века, когда находившаяся здесь усадьба перешла в ведение зятя помещицы Н. И. Костюриной католика А. А. Малаховского, часовня неизвестными лицами была разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=01369

Телефон : +7 (905) 718-01-86 Электронная почта: hoteichihram@pravmail.ru Сайт: http://hoteichi.cerkov.ru Подробнее... Храм Великомученицы Параскевы Пятницы (Горбачиха) [ править править код ] Храм Великомученицы Параскевы Пятницы (Горбачиха). Горбачихинская церковная община Русской Православной Церкви после своей регистрации в 1991 году разместилась в пострадавшем от пожара доме, некогда принадлежавшем репрессированному мелкому предпринимателю (кондитеру) Александру Кондакову (вероятно именно он упоминается в документах 1908 года как церковный староста Троицкого храма). В безусловно неприспособленном к Богослужению доме были проведены ремонтные работы, пристроен каменный алтарь, установлен купол; бывший дом начал преображаться в храм. Прошло еще немного времени, и была возведена колокольня. Осенью 2005 года художником И.А. Андреевым была выполнена роспись храма в традиционном для этих мест гуслицком стиле с использованием в том числе и техники гуслицкой книжной росписи 19-20 веков. Стены храма украсились изречениями Господа Иисуса. Адрес: Россия, Московская область, Ликино-Дулёвский район, д. Горбачиха. Телефон : +7 (4964) 18-15-14 , +7 (929) 508-10-59 Электронная почта: likhram@yandex.ru , lik.00@mail.ru Сайт: http://oz-paraskeva.ru Подробнее... Храм Иконы Божией Матери " Взыскание погибших " (Савино) [ править править код ] Храм Иконы Божией Матери " Взыскание погибших " (Савино). Немногочисленные свидетельства историков-краеведов позволяют считать годом постройки храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в д. Савино 1888г. Точная дата начала строительства храма, имя архитектора и благотворителей история не сохранила. Однако известно, что церковь так и не была достроена, не было настоятеля и церковной общины, поэтому она являлась приписной к Покровскому храму в д. Старый Покров. Освящал ее в 1890г. о. Иоанн Рудаков, в освящении участвовал его старший сын о. Петр. Богослужения не часто, но проводились. В советское время часовня в с. Савинское была закрыта решением Мособлисполкома от 21 июня 1932 г. и перестроена, единое внутреннее пространство разделено перекрытием на два этажа, разрушен купол, в алтарной части церкви была размещена котельная. В храме размещались различные организации, а с 1969 года размещено правление «Совхозрабкоопа». Исторические крыши, полы, окна и двери, живопись и элементы декора утрачены…

http://azbyka.ru/palomnik/Ликино-Дулевск...

Официальный сайт храма Подробнее... Храм Параскевы Пятницы (Измайловская) [ править править код ] Кирпичная церковь в честь Параскевы Пятницы построена в 1805 году и перестроенная после пожара в 1880-х годах. Церковь представляет собой двусветный четверик, увенчанный декоративным пятиглавием, с прямоугольным алтарём, небольшой трапезной и отдельно стоящей колокольней в стиле классицизма. Второй престол в главном храме Воздвиженский, в трапезной Благовещенский придел. Церковь была закрыта в 1930-х годах, ремонтируется с 2000-х годов. Адрес: Россия, Архангельская область, Плесецкий район, д.Измайловская (Кенорецкая) Подробнее... Церковь великомученицы Варвары (Коковка) [ править править код ] До декабря 2009 года в стоящемся храме великомученицы Варвары ежемесячно служились молебны. В 2009 года в Коковке была открыта молебная комната, в которой служились молебны и совершались таинства Крещения. В августе 2010 года с благословения епископа Архангельского и Холмогорского Тихона начато строительство храма во имя святой великомученицы Варвары. 28 августа 2011 года с благословения епископа Архангельского и Холмогорского Даниила была отслужена первая Божественная литургия в строящемся храме. Адрес: 164282, Россия, Архангельская область, Плесецкий район, пос. Коковка Подробнее... Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (Обозерский) [ править править код ] В 1999 году в п. Обозерский в честь сорокатысячного километра электрифицированных железных дорог России на привокзальной площади была построена часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери. При часовне образована община прихожан. Осенью 2001 года открыта детская воскресная школа. 4 ноября 2005 года в деревне Малые Озерки в день Казанской иконы Божией Матери рядом с оставшимся зданием церкви Ильи Пророка был установлен поклонный крест. В 2010 году по благословению епископа Тихона (Степанова) началось строительство храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери в поселке Обозерском. С 2014 года в новом храме регулярно совершаются богослужения.

http://azbyka.ru/palomnik/Плесецкий_райо...

Ильеши. Церковь Николая Чудотворца. Николо-Пятницкая церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь перестроена в 1855-64 гг., закрыта в 1941г., действует с 1944 г.. Имеет придел Параскевы Пятницы. С этой великомученицей связано проведение крестных ходов в Ильешах, т.к. по преданию на одной из местных берез Параскева (точнее, её языческий прообраз) спасалась от беса, а потом, спускаясь с березы, оставила след на камне. На этом месте была воздвигнута часовня, взорванная в 1962 г., древний же камень-следовик закопан в специально вырытом рву вместе с камнями, собранными с полей. Сейчас есть планы по восстановлению часовни и поиску камня, ведется сбор средств. Согласно архивным документам, каменная Никольская церковь в с.Ильеши Ямбургского уезда СПб губ. была построена в 1792-1798гг. и имела боковой придел вмч.Параскевы Пятницы. 19 Мая 1824г. церковь сгорела и в 1824-1829гг. была заново восстановлена. торжественное освящение состоялось 29 Июля 1829г. В том же 1829г. в ней был освящен восстановленный правый боковой придел вмч. Параскевы Пятницы. В 1854г. СПб Дух. консистория разрешила устроить в храме и левый придел пророка Илии, однако он был полностью устроен и освящен лишь в 1859г., когда храм частично перестраивался по проекту арх. К.И. Брандта и К.Е. Егорова(все работы по перестройке завершились к 1864г.). В 1941г. храм был официально закрыт, хотя не действовал уже с 1937г. В 1944г. Богослужения в нем возобновились. Сведения о том, что боковые приделы вмч. Параскевы и прор. Илии были освящены лишь в 1901г. (содержащиеся в справочнике " Земля Невская Православная " , СПб, 2006, сс.96-97 ) не соответствуют действительности. ЦГИА СПб, ф.19, оп.113, д.1760, л.40, 1852г.; ф.19, оп.113, д.2037, 1864г. Село Ильеши находится в 32 верстах от Ямбурга. По сказанию старожилов, здесь сперва была деревянная церковь во имя св. Николая и св. муч. Параскевы. Она находилась к востоку от нынешней церкви. В формуляре 1792 г. написано, что церковь св. Николая чудотв. деревянная, престол один; за ветхостью оной начата строиться другая каменная. В формуляре 1793 г. указано, что церковь Николая чудотв. деревянная, престол один; а ныне построена каменная, в ней придел вмц. Параскевы освящен. На св. антиминсе в приделе Параскевы написано: «Священнодействован 1792 г. месяца октября в 30 день». И так придельная церковь начата в 1792 г. и освящена в 1793 г.

http://sobory.ru/article/?object=03945

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИПРИАН ТРОПСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Киприан Тропский, Ярославский (+ ранее 1560-х), основатель Николо-Тропского монастыря , преподобный Память 31 августа и в Соборе Ростово-Ярославских святых Происхождение, место, год рождения и мирское имя Киприана неизвестны. По позднейшему преданию, преподобный Киприан поселился в Пошехонском уезде, в лесу, на р. Золотухе (в 30 верстах к северо-востоку от города Рыбинска ), где ему чудесно явился образ святителя Николая Чудотворца . На месте явления образа преподобный Киприан основал Никольский монастырь на Тропе . Местное почитание преподобного началось, вероятно, вскоре после его кончины. По данным книги по межеванию дворцовых сёл 1561 года, в Николо-Тропском монастыре имелось два храма: холодный Никольский и тёплый во имя великомученицы Параскевы Пятницы. В 1561 году в монастыре проживало 11 человек братии - игумен Феодосий и 10 старцев. По-видимому, уже в XVI веке возле монастыря появилась Германова слобода (позднее село Никольское, что на Тропе, ныне деревня Николо-Тропа ). В 1561 году в обители имелось несколько икон, связанных с преподобным Киприаном: " Деисус на бели с пророки и с праздники на одной цке, да образ Пречитая Одигитрия на золоте полутора пяди, а у ней пять гривен серебряных; да образ Пречитые за престолом на бели полутора пяди; да образ Николы Чудотворца обложен басмы медяны, Пятница, а у него пять гривен сер(ебряных), венец золотой. А те образы началье старца Киприяна, дал их в дом Николе Чудотворцу " . По данным описных книг, в 1750 году в монастыре имелось три храма: каменный в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом великомученицы Параскевы Пятницы (построен между 1730 и 1750), деревянный шатровый Никольский и деревянный во имя святого покровителя Киприана - священномученика Киприана, епископа Антиохийского. Рядом с храмами возвышалась отдельно стоящая деревянная колокольня с шестью колоколами. Монастырь окружала деревянная ограда с четырьмя угловыми башнями. Рядом с ним, в лесу, находилась деревянная часовня, поставленная на месте явления Киприану образа святителя Николая.

http://drevo-info.ru/articles/13678157.h...

Новый Оскол. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1803. Ссылки:   Адрес: 309640, Новооскольский р-н, г. Новый Оскол, ул.Воровского, 14 Координаты: 50.76211, 37.861649 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Собор Успения Пресвятой Богородицы в Новом Осколе возведен русскими мастерами-умельцами в 1803 году. Строился он на средства прихожан. В 1823 году Успенский храм был перестроен – добавились два придела: в честь Архистратига Михаила и в честь Великомученицы Параскевы Пятницы, чудотворная икона которой была обретена на источнике близ Нового Оскола. На этом месте до 1950-х годов возвышалась часовня. В 1930-е годы, при советской власти, собор был закрыт. Богослужения возобновились во время Великой Отечественной войны. В 1960-е годы была возведена колокольня и установлены колокола общим весом свыше тонны. А в честь 50-летия Великой Победы на колокольню был поднят еще один колокол – весом в 640 кг. Одна из святынь храма, известная за пределами города, чудотворная икона великомученицы Параскевы Пятницы, явленная пастухам в прошлом веке близ этого города. В ней помещена частица мощей этой святой. В 2002 году на территории храма было начато строительство Духовно-просветительского центра. Его освящение состоялось 6 июня 2005 года История Успенского собора неразрывно связана со всеми поворотами судьбы Нового Оскола. На протяжении веков новооскольцы здесь молились, делились самым главным, самым сокровенным - собор, ровесник города, стал ему не просто храмом - он стал свидетелем всей его жизни. В то время, когда Царёв-Алексеев только приступали ставить, без молитвы и без крестного знамения не начинали и не кончали никакое дело. Жизнь, полная опасностей и тяжкого труда, тогда не отделялась от вопросов веры. И потому всегда, когда закладывалась крепость, то вместе с нею начинали тут же строить храм. Так было и в начале в первые годы возведения городков-крепостей на Белгородской Засечной оборонительной черте. В 1647 году, с постройкой города-крепости Царёва-Алексеева, была построена и деревянная соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Алексия человека Божия - покровителя царя-основателя Алексея Михайловича. Сюда из Курска царь специальной грамотой за 23 июля перевёл безместного попа Ивана Алфимова, который стал первым священником нового города. Он вскоре обнаружил, что собор-то есть, а утвари и всего необходимого для службы - нет.

http://sobory.ru/article/?object=16143

Елабуга. Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь. Неизвестная часовня. Часовня. Не действует.   Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1869. Архитектор:Ю.А. Боссе Адрес: Республика Татарстан, город Елабуга, улица Горького, д. 119А. Координаты: 55.761284, 52.079373 Проезд: С автодороги М-7 со стороны Набережных Челнов повернуть налево на второй развязке (со стороны Казани - направо на четвертой), через 4 км - налево по Набережночелнинскому шоссе, еще через 1,8 км - налево на перекрестке с круговым движением, через 600 метров - направо на следующем перекрестке с кругов ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С автодороги М-7 со стороны Набережных Челнов повернуть налево на второй развязке (со стороны Казани - направо на четвертой), через 4 км - налево по Набережночелнинскому шоссе, еще через 1,8 км - налево на перекрестке с круговым движением, через 600 метров - направо на следующем перекрестке с круговым движением на улицу Горького. Через 300 метров ворота монастыря будут справа от дороги, метрах в 100. Часовня располагалась башенке, примыкающей к воротам слева. Со стороны центра города - на выезд в сторону Набережных Челнов, налево на первом перекрестке с круговым движением. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 18 августа 1869 года при вратах ограды монастыря в левой башне была освящена часовня. В часовне находился иконостас из пяти икон: Господа Вседержателя, Казанской Богородицы, Иоанна Крестителя, великомучениц Параскевы Пятницы и Варвары. Из статьи А. М. Елдашева «Елабужский Казанско-Богородицкий женский общежительный монастырь», Православный Собеседник, издание КДС 1 2002 г. Комментарии и обсуждение Ввиду крайне неблагополучного состояния часовни, она полностью разрушена, и начато ее восстановление в первоначальном виде. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=30183

Боровина. Церковь Спаса Всемилостивого на Боровине. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Боровинская Спасская мужская пустынь, с 1676 года – женская. Находилась на левом берегу реки Вага (приток Северной Двины) при Старом озере. В настоящее время деревня Боровина Верховажского района Вологодской области. В 1653 году пришел в эти места иеромонах Иов, постриженик Сийского монастыря и основатель Верхошеренгской Вознесенской пустыни. В бору увидел он деревянную церковь во имя Спаса Нерукотворного образа с приделом Казанской иконы Божией Матери, построенную по обету местным крестьянином. Службы в церкви проводили приглашаемые в праздники священники из Вельска или Верховажья. Старец Иов решил устроить в этом месте мужскую пустыню, строителем в которой стал его сын иеромонах Иона. В 1660 году построили взамен сгоревшей новую деревянную церковь, освятили по-прежнему во имя Спаса Нерукотворного образа. В 1676 году митрополит новгородский Корнилий в ответ на челобитную группы странствующих монахинь передал старице Дорофее Боровинскую пустынь для устроения женской обители, а монахов из Боровинской пустыни перевёл в Верхошеренгскую пустынь. В 1682 году инокини и настоятельница игуменья Дорофея самовольно покинули Боровинскую пустынь и вновь пошли бродяжничать. В 1685 году преосвященный архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий Спасскую Боровинскую пустынь со святыми иконами, колоколами, всей церковной утварью и вотчинными землями отдал крестьянам Низовской десятины. Церковь стала приходской. В конце 17-го века в семи деревнях стояли часовни, приписные к Спасской Боровинской церкви: 1. Часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы в деревне Низовская. 2. Часовня великомученицы Параскевы Пятницы в деревне Слободская (Моисеевская). 3. Часовня преподобного Афанасия Афонского на поле деревень Семернинская и Угронская (Першинская). 4. Часовня бессребреников Космы и Дамиана на горе над деревней Лавровская. 5. Часовня священномученика Власия Севастийского в деревне Климушинская.

http://sobory.ru/article/?object=13831

По тем же писцовым книгам, церкви этой принадлежали две иконы: чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанской и икона Макария Желтоводского чудотворца. Стояли они временно, до окончательной отделки строившейся церкви в Касимовском же деревянном храме великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Предание, дошедшее до нас, полностью подтверждается архивными документами. Обе иконы описаны были Войековым и Рыковым довольно подробно: «Да в том же храме (св. Параскевы, нареченной Пятницы) стоит чудотворный образ Пречистой Богоматери Казанской, моление старицы Устиньи с детьми, оклад серебренный басманный золочен, венцы у Пречистой Богородицы и у Спаса серебренные чеканные золочены, да у того же образа пелена бархат червчет на середине крест, а та пелена приклад боярина князя Ивана Михайловича Воротынского стоит на аналое, налой золочен дорогами, да перед тем же образом свеча местная восковая данья пушкаря Въяла Прокофьева; образ Макария Желтоводского Чудотворца обложен окладом серебренным басман золочен, да у того же образа пелена данья Алексея Чубарева, да перед тем же образом лампад медной данья посадского человека». По правую сторону каменной Казанской церкви находилась вросшая в землю каменная небольшая часовня, воздвигнутая над его могилой. Внутри часовни посредине было сделанное из кирпичей возвышение вроде гробницы над местом упокоения царевича. На возвышении лежал камень со следующей надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день на собор Иоанна Предтечи представися раб Божий царевич Иаков Васильевич касимовской». Существует предание, что царевич Яков вел жизнь благочестивую и однажды, когда был при смерти, получил, чудесное исцеление от чудотворной иконы Казанской Божией Матери (моление старицы Устиньи). В благодарность за свое исцеление он подарил в монастырь две богатые священнические ризы. Казанскому монастырю царевич Яков пожертвовал несколько икон, которые сохранялись в монастыре до дня его закрытия. В монастыре паломникам показывали две пелены, ткань серебряную по красному рытому бархату, переделанную из священнических риз, пожертвованных царевичем Яковом Васильевичем в монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=25105

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010