ч. резной образ свт. Николая, к-рый встречается в поздней описи имущества церкви. Колокольня (1885; утрачена в 30-х гг. XX в.), стоявшая отдельно от храма, представляла собой деревянный 2-ярусный павильон с октагональным планом, открытым ярусом звона, перекрытым куполом и внешней лестницей со всходами, имела богатую резную декорацию. Прежняя колокольня, упоминавшаяся кн. Н. М. Кугушевым в 1804 г., вероятно, стояла на берегу Петровского пруда, выполняя функции часовни над св. источником. К 2015 г. сохранились остатки бутового фундамента колокольни, расположенные к северу от храма, несколько выше по склону. Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Фотография. 90-е гг. XIX в. Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Фотография. 90-е гг. XIX в. На св. источнике, где, по преданию, в 1701 г. явилась икона Божией Матери, стояла надкладезная деревянная часовня (2-й пол. XVIII в.) (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1986. Л. 8-8 об.; ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2065. Л. 97 об. Д. 2318. Л. 92-100; Д. 2388. Л. 69; Д. 2044. Л. 58, 105; Липецк и липецкие минеральные воды. СПб., 1868. С. 9-106). Фото 70-х гг. XIX в. дает представление о том, как выглядела первоначальная часовня над колодцем. Это было небольшое сооружение в виде рубленного «в лапу» восьмигранника, перекрытого граненым куполом с небольшим шпилем и крестом. Восьмерик стоял на небольшом четверике, но ни на рисунке, ни на 1-й фотографии в альбоме нижняя часть часовни не видна. Часовня на источнике упоминается и в документах 1867 г. В 1878 г. по проекту архит. А. Е. Андреева на месте часовни была построена новая, деревянная, «в два теса, фундамент каменный... дверей одностворчатых две штуки, окон больших пять штук, малых девять штук». Часовня была 2-ярусной и имела форму восьмигранника, декорированного угловыми пилястрами, подоконными карнизами и наличниками. На каждой из граней было по окну. Фриз часовни украшала резьба. Под свесом кровли был подзор из пропильной резьбы. Высота часовни до карниза (кровли) составляла 5 аршин 14 вершков, ширина грани стены - 1 саж.

http://pravenc.ru/text/2110532.html

Точно известно, что один из приделов крипты был посвящен Пресвятой Деве, но между 1282 и 1316 годами в верхней церкви, к востоку от хора, появился тоже придел Богородицы. Он славился красотой и был отличным примером готического стиля. Стены его покрывали изображения сцен из земной жизни Христа и разных святых дев, а запрестольная перегородка была украшена золотом и яркими цветами. В церкви Ившемского монастыря было очень много престолов. По одним сведениям, престолов было 15, не считая главного престола. Пресвятой Деве была посвящена отдельная часовня и один из престолов в крипте. В верхней церкви престолы были посвящены: Пресвятой Троице, святому Кресту, святому Эгвину, святому Бенедикту, святому Петру, святому Андрею, святому Иоанну Предтече, святому Стефану, Томасу Кентерберийскому (это католический святой) и другим, сведения о которых не сохранились. В крипте, помимо престола во имя Богородицы, существовали престолы во имя святого Иакова, всех апостолов и святого Власия. В начале XVI века в северной стороне нефа была построена новая часовня во имя святого Эгвина, а на южной стороне – часовня в честь святого Креста. Не так давно были найдены балдахины обеих часовен и частично сохранившиеся другие украшения очень высокого качества. Вне главной монастырской церкви в обители существовали и другие часовни, как-то: часовня святой Марии Магдалины рядом с локуторией (приемной монастыря), часовня святого Михаила в лазарете, часовня в покоях аббата и другие. Из южной двери церкви можно было попасть в крытую галерею. С одной стороны галереи располагались ниши, в которых монахи занимались, а с другой стороны, рядом с входом в трапезную, находились уборные. Комната капитула была еще одной жемчужиной обители Ившем. Она была обустроена в XIII веке, по своему великолепию могла сравниться с комнатами капитула Йорка и Саутуэлла. Она была десятиугольной, около 51 фута в диаметре, имела сводчатую крышу без поддерживающей колонны. Недавно было найдено одно рельефное украшение из комнаты капитула.

http://pravoslavie.ru/50899.html

Пермь. Храм-часовня Стефана Пермского. Карта и ближайшие объекты В 1880 году протоиерей Евгений Алексеевич Попов (1824-1888), автор исторической летописи " Великопермская и Пермская епархия " , открыл временный комитет по сооружению в городе Перми часовни в память 500-летия проповеди св. Стефана Великопермского. Позже комитет стал называться обществом к поддержанию чистоты нравов в народе по духу православной церкви, а после строительства и освящения часовни Пермским православным церковным братством св. Стефана (теперь " Братство св. Стефана " ). На его средства и сооружалась часовня. Часовня Святителя Стефана Великопермского была построена в 1882–1887 годах. Она является памятником культуры и истории регионального значения. Сейчас в здании расположены храм-часовня, воскресная школа Свято-Троицкого кафедрального собора, епархиальная библиотека и редакция газеты «Православная Пермь». Также здесь проходят занятия с семинаристами. Пермская Епархия проведет капитальный ремонт и реконструкцию часовни. Часовня во имя Стефана Пермского. Комсомольский пр. 18. Архитектура Перми представляет собой полную картину стилей, развивавшихся в истории русской архитектуры на протяжении большого периода с XVIII по ХХ вв. В архитектуре других городов Урала некоторые из них выпали, некоторые не получили достаточного развития. Особенность стилевой картины Перми – наличие памятников, в которых ярко проявились региональные черты стилей, оригинальное переплетение стилевых форм. Во второй половине XIX в. в связи с развитием промышленности и транспортных функций Перми происходит интенсивная застройка города. Появляется значительное число общественных зданий, жилых домов, активно ведется церковное строительство. Город резко обновляется после пожара 1842 г. Стилевые направления зданий Перми этого времени отличаются значительным разнообразием. В архитектуре общественных зданий, как и в других городах России, начинают проявляться черты эклектики, а позже – модерна. Как пишет исследователь пермской архитектуры А.С.

http://sobory.ru/article/?object=08929

Ведущий стройку архитектор по ходу строительства на основе эскизного проекта выполнял рабочие чертежи. Естественно, что в прорисовку деталей он вносил свое понимание. Так что его постройки нельзя полностью считать лично авторскими. И проект часовни прошёл преломление сквозь понимание ведущего архитектора. Так появились чуждые почерку Львова коринфские капители. Они выше по размеру тосканских, поэтому пропорции колонн изменились, они стали приземистее. Кроме того, колонны ротонды при довольно широком интерколумнии явно имеют недостаточную толщину. Посмотрите внимательнее – они «как спички». Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? На сегодняшний день мы не знаем автора проекта часовни, поэтому нужны точные и краткие формулировки ответа на этот вопрос, которые не должны людей несведущих вводить в заблуждение о роли Львова формировании архитектурного облика Торжка. Была ли Крестовоздвиженская часовня надкладезной? Источник: Н.А. Крестовоздвиженская часовня в Торжке 13 апреля 1978 года в газете «Маяк коммунизма» (г. Торжок) была опубликована статья А. Баталовой «Новое о ротонде». Автор статьи, в ту пору студентка Московского архитектурного института, участвовала в проходившей в 1973–1976 годы реставрации часовни. А. Баталова пришла к выводу, что в 1814 году новые владельцы каменной часовни «изменили архитектурный характер здания, чтобы часовня приобрела нарядную привлекательность». В то же время она отожествила часовню-ротонду с записью в «Ручном дорожнике» И. Глушкова (1801): «а этот посредине стоящий столб есть бывший прежде прекрасный фонтан», а также с записью в «Генеральном соображении по Тверской губернии 1783 года»: «для пользы и украшения города по случаю употребления всеми жителями в пищу воды из родника, именуемого Здоровцом строится ныне на торговой стороне каменный фонтан, в котором вода трубами действительно уже проведена». В результате анализа этих сведений она пришла к выводу, что в 1783 году в развитие системы самотечного водопровода возникла и часовня-ротонда как публичный городской фонтан. Отмечу, что этот вывод Баталовой был ошибочным, так как согласно дошедшим до нас планам самотечного водопровода, «на торговой стороне каменный фонтан» (цитата из «Генерального соображения…»), а по цитате из книги Глушкова «посереди стоящий столб…», находились на Торговой площади не на берегу реки Тверцы, а в центральной части площади. Неправильно определённое Баталовой место фонтана повлекло за собой и следующую ошибку, то, что якобы Крестовоздвиженская часовня была построена первоначально в 1783 году. Далее А. Баталова пишет, что «изучение здания в натуре во время реставрационных работ «подтвердило документальные сведения о том, что ротонда в прошлом была общественным водоёмом – публичным каменным колодцем».

http://sobory.ru/article/?object=01142

В 1994 году исследователь нижегородской архитектуры Н.Ф. Филатов выдвинул свою версию происхождения указанных объектов. Он считал, что часовня на Варварке была построена в 1890 – 1891 годах и принадлежала Арзамасской Алексеевской общине, а часовню на Ильинской улице, датируемую им 1890-ми годами, связал с Вознесенской церковью, расположенной на той же улице, приписав проект епархиальному архитектору А.К. Никитину. Проведенные нами в свое время историко-архивные изыскания опровергают эти утверждения. Действительно, до самого начала ХХ века и на Варварке (в районе современной улицы Академика Блохиной), и у «Ильинской решетки» (поста по дороге на Москву) существовали часовни, отмечавшие прежние границы города. На Ильинке часовня дополнялась сторожевой будкой и питейным домом («последний кабак у заставы»). Всё это зафиксировано на генплане Нижнего Новгорода 1804 года, хранящемся в фондах Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Подобные «комплексы» в это время имелись и при других выездах из города, в частности, в сторону Казани по Большой Печерской улице. В дальнейшем, по неустановленным пока причинам, обе упомянутые часовни перестали существовать: на подробном фиксационном генплане Нижнего Новгорода съемки 1848 – 1853 годов (восстановлен и издан Верхне-Волжским геодезическим центром в 1992 году) они уже не показаны. Ныне существующие часовни генетически не связаны со своими предшественницами. Остановимся на их истории. В марте 1897 года домовладение 36 по Варварской улице перешло к Ягодинскому Введенскому женскому монастырю (находился в селе Ягодном Княгининского уезда) для организации своего подворья (представительства) в губернском городе. В связи с этим, к боковому фасаду полукаменного жилого дома, выстроенного еще в 1880 году, была пристроена каменная часовня. Автором проекта, как указывала газета «Волгарь», являлся нижегородский архитектор П.А. Домбровский. Закладка часовни состоялась 9 августа 1898 года. Она сопровождалась крестным ходом от стоявшего неподалеку храма св. великомученицы Варвары (на месте современного концертного зала «Юпитер»). «Закладку часовни совершил настоятель Федоровского Городецкого монастыря архимандрит Феодосий в сослужении с протоиереем Варваринской церкви о. Е. Глебским и в присутствии настоятельницы Ягодинского монастыря игуменьи Марии». В отчете благочинного подворий женских монастырей и общин за 1906 год сообщается, что часовня устроена в 1899 году. Видимо, здесь приведена дата завершения строительства и начала богослужений. Другой архивный документ сообщает, что часовня возведена «в память Священного Коронования Их Императорских Величеств».

http://sobory.ru/article/?object=01879

В ноябре 2008 г. на восстановление Сергиевской часовни было получено благословение Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Решением Благочинного Пушкинского района часовня была приписана к Местной религиозной организации православного прихода Спасского Храма мкр. Клязьма г.Пушкино Московской области Московской Епархии Русской Православной Церкви. 7 августа 2009 г. на месте часовни был установлен Поклонный крест. В апреле 2010 г. после собрания жителей Тарасовки по поводу сноса части жилых домов, входящих в зону строительства автомагистрали «Холмогоры», было выяснено, что часть выделенного участка под строительство часовни вошло в зону застройки Ярославского шоссе, поэтому конфигурацию согласованного ранее земельного участка пришлось пересматривать и пересогласовывать. На это пересогласование ушел весь 2010 г. и часть 2011 г., после чего на основе старых сохраненных чертежей часовни был разработан новый проект строительства часовни, привязанный к земельному участку в новой конфигурации. В 2011 г. восстановление часовни героям войны 1812 г. в посёлке Тарасовка было включено в программу основных мероприятий Московской области по подготовке и проведению празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 г. 5 мая 2012 г. на средства благотворителей было начато строительство памятника-часовни. В присутствии руководителей Администрации СП «Тарасовское», членов Пушкинского общества краеведов, представителей Пушкинского благочиния и жителей с. Тарасовское произведены закладка и освещение фундамента под возведение часовни на отведенном участке. http://www.sovet1812.ru/proekt/chasovnya.html Часовня в Звягино. В XVII-XVIII вв. в Звягине существовала деревянная Сретенская церковь, в 1772 г. перенесенная в Кудрино. На кладбище на её месте была построена часовня, последняя из существовавших - по проекту 1912 г. В 1912 г., к 100-летию Отечественной войны 1812 г., усилиями владельца куракинской шелкоткацкой фабрики Григория Владимировича Сапожникова и при ходатайстве жителей Тарасовки была построена каменная часовня по проекту архитектора Семена Митрофановича Ерофеева. Она была сооружена в память событий 1812 г., когда Донские казаки и мирные жители Тарасовки смогли остановить продвижение французских войск к Троице-Сергиевой Лавре. Аналогичная часовня была построена в Черкизово. 26 августа 1912 г. состоялась торжественная закладка часовни.

http://sobory.ru/article/?object=29318

http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Часовня Николая Чудотворца была построена в 1693 году, но с момента первой постройки несколько раз переделывалась. Очевидно, что первым строением был основной сруб клетского типа из бревна с повалами в верхней части, с молельным помещением и притвором под единой двускатной кровлей. Над притвором установлена высокая колокольня на бревенчатом восьмерике с повалами к верху, шатровой кровлей на восьми столбах. На колокольне - луковичная главка с восьмиконечным крестом. Также две главки с крестами высятся над крыльцом и над молельным помещением. Изначально часовня была бревенчатая, без обшивки тесаной доской. Этому свидетельствует очень качественно выполненный тес бревна на внутренних стенах. Позже к часовне было пристроено массивное крытое крыльцо, которое стало своеобразными сенями-притвором. Широкая лестница, окна в каждом помещении. Скорее всего, в этот период, когда появилось крыльцо, и была обшита часовня. Точные даты строительства крыльца установить не просто, но если смотреть на тип тесаной доски, которой часовня в результате переделок была обшита снаружи и внутри - то она очень похожа на доску, которой обшивали часовни более позднего периода - от конца XVIII века до середины XIX века (на примере заонежских и кондопожских часовен). Часовня была богата украшена резными элементами, от которых в разные периоды оставалось все меньше деталей. На 2018 год сохранились только причелины и элементы подзора на колокольне. К XX веку кровля, шатер и главки часовни были покрыты металлом. Скорее всего, эти работы были выполнены или в самом конце XIX века, или в самом начале XX века. Под металлом кровли и шатра колокольни видна старая деревянная кровля, которая, скорее всего, тоже не историческая, а после ремонта, предположительно в первой половине XIX веке (предположение основано на аналогичных образцах деревянных часовен Карелии XIX в.). Первая кровля была выполнена по безгвоздевому принципу «по курицам и потокам» - этому свидетельствуют определенные зарубки на срубе.

http://sobory.ru/article/?object=11338

В 1801 г. на острове Большая Муксалма был построен новый скотный двор, деревянный, со многими хлевами и крытым над ним сеновалом. Вероятно, намного раньше здесь была построена и деревянная часовня во имя св. Власия. В известном сочинении архимандрита Досифея о ней сказано: «Часовня на Муксаломском острове во имя Св. Священно-мученика Власия, при коей состоит скотный двор и келии в два этажа с другими службами. Туда же в 1829 году перенесена с Соловецкаго острова деревянная кладбищенская Церковь Преп. Онуфрия». В том году, как можно думать, из-за ветхости старой часовни решено было поставить новую, для чего и использовали разобранный деревянный Онуфриевский храм, взяв от него, по меньшей мере, четверик. Это подтверждают современные исследования часовни. Кровля с главой, двери и крыльцо были изготовлены новые: «у скотного двора для моления живущих исправлена, для благоприличия украшена часовня, обита новым тесом, покрыта новая кровля с главою, полог, двери, окна, крыльцо с лестницей и балясами и прочие принадлежности построены». В 1876 г. на острове Большая Муксалма была построена каменная церковь во имя прп. Сергия Радонежского. Архимандрит Мелетий упоминает, что некоторое время после постройки нового храма деревянная часовня Рождества Христова оставалась на прежнем месте. «На разстоянии 20 саж. от церкви [каменного храма во имя прп. Сергия Радонежского] находится деревянная часовня во имя Рождества Христова, устроенная из прежней деревянной кладбищенской церкви Преподобн. Онуфрия Великаго». Впоследствии часовня была перенесена на остров Малая Муксалма, где она находится и по сей день, чудом пережив бурное ХХ столетие. Сейчас у часовни отсутствуют старое завершение, алтарь и галереи. Однако некоторые детали конструкции ясно указывают на то, что это перестроенный храм. При установке перевезенную часовню развернули на 180 градусов, поэтому следы примыкания старого алтаря оказались скрыты новым притвором. Ныне здание находится в аварийном состоянии. По центру крыши зияет дыра на месте рухнувшей в результате удара молнии главки.

http://sobory.ru/article/?object=18993

О непорочн. зачат. Марии стр. 17–18). Но в какой степени несправедливо умствование сие, легко понять из того, что по нему зачатие пресвятой Девы и было и не было причастно греху первородному: было по телу, не было – по душе, между тем всякому известно, что грех первородный находится только в существе разумном, и что без души, от которой человек есть существо разумное, никто из людей не может быть человеком (Ансельм. О зачат. пресв. Девы, гл 3). 244 С греческого подлинника, где приведенный стих читается так: υμνουμεν την αγιαν σου γεννησιν, τιμωμεν και την ασπορον συληφιν, σου νημφε ϑεονμφε, και παρϑενε. 246 Это видно и из самого состава приведенного стиха; ибо в нем прежде слов: «чтим и непорочное зачатие твое» стоят слова: «поем святое твое рождество», так что если слово непорочное относить к самой пресвятой Деве, то будет следовать, что она сначала родилась, а потом уже зачалась… 247 Св. Григор. чудотвор. Слов. 3 на благовещ. пресв. Богородицы: христ. чтен. 1840 г. ч. 1, стр. 250. 252. 248 Св. Григор. чудотвор. Слово на благовещ. пресв. Богородицы: христ. чтен. 1837 г. ч. 1, стр. 253. 255. 255 Св. Ефрем. сирин. Молитв. 9 и 10: твор. ч. 7, стр. 191. 192. 193. 194. 195. 196. Москва, 1852 г.; а о подложности указанных здесь (чл. 1) сочинений см. Фесслер. Патрол. т. 1, стр. 317. 266. 646. 312. т. 2, стр. 865, изд. 1850–1851 г., твор. св. Епифан. изд. Петав. т. 2, предислов.; твор. св. Ефрем. сир. на греч. язык. предислов. к т. 3, стр. 54; Селье Общ. истор. свящ. и церк. писател. т. 18, стр. 150. Латины в защиту своего догмата о пресвятой Деве Марии приводят и такие места, которых решительно нельзя отыскать ни в подлинных, ни в сомнительных отеческих творениях, и которые посему можно назвать собственною их выдумкою или искажением подлинного текста отеческих писаний. Так, они говорят, будто Тертуллиан учил, что пресвятая Дева не согрешила в лице Евы, а Ориген выражался, что Она не имела никакого общения с Евою, виновницею греха (Пассал. О непор. зачат. Девы Богор. стр. 815): но мы напрасно стали бы искать сих мыслей не только в тех местах, которые указывают латины (Тертуллиан. О плоти Христ. гл. 17: твор. стр. 199–200. Венеция, 1701 г. Ориген. Бесед. 8 на еванг. Луки: твор. т. 3, стр. 940–942. Париж, 1740 г.), но даже во всех сочинениях Тертуллиана и Оригена , им несомненно принадлежащих. Они говорят еще, что у св. Иринея нет ни одной главы, в которой зачатие пресвятой Девы Марии не представлялось бы чистым от скверны греха первородного (Пассал. О непорочн. зачат. Девы Богород. стр. 513): между тем у св, Иринея есть весьма много глав, в которых вовсе не упоминается о пресвятой Деве Марии ни с какой стороны, а в главах, где упоминается Ней, Она вовсе не представляется чистою от скверны греха первородного.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

7. Сократ (сохраняющий власть), муч., апр. 21. Солохон (засыпающий, убивающий камнями), муч., мая 17. Сонирил, муч., мар. 26. Сосипатр (спасаюий отца), ап., янв. 4. апр. 28 и нояб. 10. Соссий(здравый), муч., апр. 21. Сосс, муч., сент. 19. Сосфен (сохраняющий крепость), ап., янв. 4, мар. 30, сент. 16 и дек. 8. Софония (скрывает, защищает Господь), прор., дек. 3. Софроний (здравомыслящий, умеренный), иерусалим. мар. 11, кипр. дек. 9. Спевсипп (погоняющий коней или быстрый конь), муч., янв. 16. Спиридон (круглая плетеная корзина), печер. окт. 31; тримиф. дек. 12. Стахий (колос), ап., янв. 4 и окт. 31. Стефан (венок) архидхак., янв. 4, авг. 2, сент. 15 и дек. 27; преп., янв. 14; тригл. мар. 28; перм. апр. 26; печер. апр. 27; констан. патр., мая 17; комел. июня 12; савваит, июля 13; махрищ. июля 14; серб. (Симон) сент. 24; муч., (казан.), мар 24,. мая 24; св.-муч., авг. 2: творец канонов, окт. 28; испов. и муч., ноябр. 28; кипр. дек. 9; испов. сурож., дек. 15;(Даниил) – дек. 17. Стратоник (победитель воинства), муч., янв. и сент. 13. Стратон (воюющий), муч, авг. 17. Стратор, муч., сент. 9 и 13. Суимвл, муч., мар. 26. Таврион (воловий, название одного месяца в Кизике), муч., ноябр. 7. Тарасий (беспокойный), архиеп., фев. 25. Тарах (беспокойство), муч., окт. 12, Татион, муч., авг. 24. Теодол, муч., авг. 2. Терентий (полирующий, растирающий), муч., мар. 13, ап. 10, июня 21 и окт.. 28. Тертий (третий), ап., янв. 4, окт. 30 и ноябр. 10; муч., окт. 28. Тивуртий (из Тибура, города в Италии), муч., ноябр. 22 и дек. 18, Тигрий (тигровый), св. муч., июня 16. Тимолай (оказывающий почтение народу., муч., мар. 15. Тимон (почитающий), ап., янв. 4, июля 28 и дек. 30. Тимофей (почитающий Бога), ап., янв. 4 и 22; муч., янв. 24, мая 3, авг. и дек. 19; препод., фев. 21; кн. псковск., мая 20; прус. июня 10.. Тит (почтенный), ап., янв. 4 и авг. 25; преп. киев., фев. 27; чудотвор., апр 2. Тихик (случайный, благополучный), ап., янв. 4 и дек. 8. Тихон (Бог счастья), амафунт., и лухов. (медын.-калуж.), июня 16; воронеж, авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010