Нижний Новгород. Часовня Печерской иконы Божией Матери Печёрского монастыря. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Печерской иконы Божией Матери Год постройки:1859. Год утраты:Не установлен. Архитектор:И.К. Кострюков Адрес: Нижний Новгород, пересечение Самаркандской ул. и ул.Стрелка. Координаты: 56.33132, 43.967417 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Местоположение и вид Печерской часовни Часовня Нижегородского Печерского Вознесенского мужского первоклассного монастыря, во имя Божией Матери Печерской, находится в Нижегородской Макарьевской ярмарке, на углу перекрестка Александро-Невской и Нижегородской улиц, по пути к ярмарочному Александро-Невскому собору и окскому плашкоутному мосту. От ярмарочного Александро-Невского собора в 160 саж., Макарьевской часовни в 230 саж., а от ярмарочного Спасского собора в 1 в. 60 саж. С часовней по Александро-Невской улице смежен первый кошомный корпус. Часовня каменная, четырехугольная. Снаружи и внутри выштукатурена, покрыта по четырем на стороны скатам черным железом, выкрашена медянкою. Верх ее с небольшой главой и крестом из белой жести. Стиль часовни готический. Она окружена каменной площадкой и деревянной решеткой. С восточной стороны открытое крыльцо, с которого и вход в нее. В ней с северной и южной стороны по одному стрельчатому окну для света в часовню и четыре окна вверху в кельях монашествующих. Внутри часовня двухэтажная. Верхний этаж предназначен для жилья служащего в ней в ярмарку братства Печерского монастыря, а в нижнем этаже находится собственно часовня. Мерой часовня 4х4 саж. Часовня каждогодно весною заливается водой из Оки, которая и вредит небольшому ее зданию. Построение часовни История о построении на ярмарке Печерской часовни не длинна. Вопрос об этом совпадает с вопросом о построении в 1858 году нового на ярмарке храма. Причины построения нового на ярмарке храма были следующие: дальность местности Сибирской, где теперь воздвигнут новый на ярмарке Александро-Невский собор, от ярмарочного Спасского собора и малопоместительность последнего. Купечество Сибирской стороны сожалело, что не могло быть за богослужением в Спасском соборе, особенно в праздничные дни. Оно в этой местности и питало надежду соорудить свой храм. По милости Божией Александро-Невский собор уже сооружен здесь, 20 июля 1881 года освящен, величествен и вполне удовлетворяет потребности, с какою он построен купечеством. Он даже слишком поместителен для богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=39752

В служении он напоминал ангела, летающего по церкви, духа, посланного служить... Экклесиарх – это монах, имеющий различные обязанности в церкви. Он возжигает лампады, моет, чистит медные подсвечники, кандила; он подметает и протирает, приготавливает новые свечи, ладан, фитили, поплавки для фитилей, чистит лампады; починяет стасидии и т.д Все это он должен делать во время, свободное от служб. Во время же богослужений у него другие обязанности, для выполнения которых он должен держаться неколебимо и передвигаться, развивающейся мантией напоминая ангела с крыльями. Он должен быть постоянно внимательным, не производить шума и беспрекословно слушаться игумена и служащего священника. Благословенный отец Филарет оказался образцовым, усердным и не знающим усталости экклесиархом. Во время службы, заранее все приготовив, он становился на свое место и, склонив голову, погружался в сладость молитвенную, полный любви ко Христу. Он никогда не учился петь, и, когда пел, голос его звучал грубо. Но какое значение имел этот недостаток? У него был плохой голос, но возвышенный ум; необученный, он входил в несказанный небесный хор бестелесных. В апреле 1921 года он был рукоположен во диакона. В этом первом священническом сане чувствовал свою особенную близость к первомученику архидиакону Стефану, защитнику и покровителю святой обители. Через три года, в октябре 1924-го, был рукоположен во иеромонаха. Со дня рукоположения и до самой кончины отец Филарет ежедневно совершал Божественные литургии. Душа его алкала, стремилась к Литургии. Редко бывало, когда он не мог служить, всегда–по состоянию здоровья. Он жил, чтобы совершать Литургии, и совершал Литургии, чтобы жить. Без Божественной литургии он чувствовал себя мертвым, лишенным Христа, Который есть жизнь и воскресение, свет и покой. В то время, кроме игумена, в монастыре было еще два иеромонаха, но один из них, отец Агапий, серьезно болел, а другой не стремился ежедневно совершать Литургии. Потому отец Филарет и взял на себя обязанность ежедневно совершать Литургии. Даже когда другой иеромонах решал, что он будет служить, отец Филарет шел и совершал Литургию в одной из восьми часовен монастыря. Четыре из них внутри монастырских стен: 1) часовня Божией Матери, имеющая прекрасный резной деревянный иконостас и чудотворную икону Богородицы «Портаитисса», от которой было совершено множество чудес в России; 2) часовня св. Константина; 3) часовня Всех Святых; 4) часовня святителя Николая. Четыре другие часовни находятся за монастырскими стенами: 1) часовня Архангелов на кладбище; 2) часовня Пресвятой Троицы; 3) часовня «Панагуда» или «Панагица» (это ласковое, с любовью обращение к Богородице), расположенная в ущелье и 4) часовня преп. Антония на месте старого монастыря. Каждая из них хороша и отмечена своей особенной благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Пскове, на берегу реки Великой, возле древней паромной переправы, сохранился уникальный памятник, связанный с именами двух выдающихся деятелей русской культуры: Алексея Викторовича Щусева и Николая Константиновича Рериха. В 2011 году исполнилось 100 лет уникальному памятнику архитектуры и монументальной живописи – Анастасиевской часовне в Пскове (1911 г. создания) и около 40 лет её «второго рождения», когда часовня была спасена от разрушения (1970-1971 гг.) История появления Анастасиевской часовни на этом месте намного старше, чем современный нам памятник, она уходит в начало XVIII века, в 1710 год – год великого испытания для Пскова. «Весною из Риги занесена в Нарву, Псков, Изборск, Порхов, Гдов и другие пригороды… моровая язва, от которой множество ежедневно умирало… а с 11-го ноября того же года выгорел весь город с церквами», - сообщает Митрополит Евгений (Болховитинов) в сокращенной псковской летописи. Город почти обезлюдел, и псковичи обращаются за помощью к высшим заступникам. По древней традиции, чтобы преградить путь страшной болезни, в начале дороги в Прибалтику ставится деревянная часовня-однодневка. «По обещанию, во время мора построена во Пскове сентября 1 часовня во имя …Анастасии» (Е.Болховитинов). Эта италийская святая целительница уже не раз спасала псковичей от страшных эпидемий. Псковичи, помня о страшной эпидемии 1710 г., с заботой относятся к часовне и вскоре на месте деревянной божницы возводят каменную часовню, которая простояла 200 лет. Стояла часовня при въезде на мост, словно открывая его. В 1911 году в городе произошло великое событие: был построен первый постоянный мост через реку Великую, названный во имя княгини Ольги. Новый мост оказался почти над часовней. При возведении моста, чтобы выровнять два берега реки (левый пологий и правый высокий), сделали земляную насыпь. Псковский народ помнил обет, данный 200 лет назад во время страшного мора, и не дал засыпать землей Анастасиевскую часовню. http://museum.pskov.ru/img/548d23581a_f0.jpg С целью сохранить памятную часовню «с согласия духовенства над часовней 1710 г. возвели каменную надстройку до уровня земляной насыпи и сверху, как на фундамент, поставили новую часовню, во имя той же Святой…». Новая часовня возводилась по проекту академика архитектуры Алексея Викторовича Щусева (1873-1949 гг.). Закладка часовни состоялась 5 августа 1911 года. Она была построена из псковской лещадной известняковой плиты в сочетании с кирпичом. Так на юго-западном краю моста поднялась белоснежная Святая Анастасия, изящная и воздушная, украшенная, по замыслу А.В. Щусева, тонким кружевом декора («бегунца и поребрика»), традиционного для псковской архитектуры. 30 октября 1911 г. был освящен Ольгинский мост и, возможно, вместе с ним часовня. Часовня была расписана в 1913 году иконописцем-реставратором Григорием Осиповичем Чириковым по эскизам великого художника Николая Константиновича Рериха.

http://sobory.ru/article/?object=00987

Старое Перепечино. Часовня Николая и Александры, царственных страстотерпцев. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Николая и Александры, царственных страстотерпцев Год постройки:1913. восстановлена в 2000 г.. Ссылки:   Адрес: 601135, Владимирская область, Петушинский район, д. Старое Перепечино, ул. Советская, д.3 Координаты: 55.891185, 39.217052 Проезд: По трассе М7 до г. Покров, на перекрестке со светофором возле высокой белой Покровской церкви поворот на юг, 4км до ж/д станции. Пешком: оставить на ж/д станции автомобиль, пройти пути справа от платформы, двигаться за ней приблизительно к середине платформы. Часовня в 20 шагах от неё. На автомобиле ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда По трассе М7 до г. Покров, на перекрестке со светофором возле высокой белой Покровской церкви поворот на юг, 4км до ж/д станции. Пешком: оставить на ж/д станции автомобиль, пройти пути справа от платформы, двигаться за ней приблизительно к середине платформы. Часовня в 20 шагах от неё. На автомобиле: двигаясь от Покрова не доезжая 100м путей свернуть направо, проехать 0,5км до ж/д переезда. Далее вернуться по главной в Старое Перепечино и грунтовой колеёй между домов подъехать к платформе ориентируясь по зданию ж/д станции. Электричкой с Курского вокзала (Нижегородское направление), ст. Покров. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня Николая и Александры, царственных страстотерпцев, в Старом Перепечино построена в ознаменование 300-летия дома Романовых. Таким образом, год её постройки 1913-ый. В окрестностях станции Покров останавливался царский поезд на пути во Владимир. В советское время часовня была закрыта и разграблена. Восстановлена и освящена 25 августа 2000 г. Крестный ход шёл из Покрова, в освящении часовни принимал участие архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. В 2004 году часовня стала самостоятельным приходом. По материалам статьи Марины Смирновой и Екатерины Лаптевой, школьное объединение «Первопроходцы» на Официальном сервере города Покров книги протоирея Олега Пэнэжко «Город Покров. Храмы Петушинского района Владимирской области», 2000

http://sobory.ru/article/?object=04415

Городец. Часовня Трифона Городецкого. Часовня преподобномученика Трифона Городецкого, Лужского чудотворца Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Трифона Городецкого Год постройки:1950. Архитектор:А.М. Казанский Адрес: Ленинградская область, Лужский район, деревня Городец Координаты: 58.537022, 29.807702 Проезд:часовня находится позади Успенской церкви. Комплекс расположен на возвышенном месте у моста через р. Рыбинку на трассе Санкт-Петербург - Псков (Е-95, М-20) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Архимандрит Трифон был настоятелем, а возможно и основателем Городецкого монастыря («Гремячей пустыни»). Он погиб за веру около 1592 г. во время литовских войн. Легенда гласит, что когда «литовские люди» подошли к церкви, братия разбежалась по лесам, а св. Трифон посчитал невозможным прервать службу. Литовцы порубили его саблями. Вернувшиеся монахи омыли тело настоятеля водой из источника и останки мгновенно срослись, остались только красные рубцы. С тех пор стали происходить исцеления у раки преподобного. Св. Трифон почитается как местночтимый святой – его прославлению помешала революция. Рака с телом преподобного находилась в подцерковье деревянного Георгиевского храма. Этот храм неоднократно перестраивался, был закрыт в 1930 году, в конце 1950-х или начале 1960-х годов толи сгорела, толи была разобрана. Тогда же по проекту епархиального архитектора А.М. Казанского над усыпальницей архимандрита Трифона была возведена часовня. Часовня квадратная в плане, бревенчатая, с четырехскатной крышей и маленькой главкой. Со стороны лицевого фасада находилось два прямоугольных окна и крыльцо с навесом. В ходе только что оконченного ремонта, часовня была обшита и покрашена, окна и дверь стали иметь арочное завершение, а крыльцо убрано, также изменена форма главки. Под ракою, на могиле подвижника имеется плита высеченной надписью: «Боже премилосердный призри дух Священноархимандрита Трифона, пострадавшего во время нахождения Литовскаго. Сей камень воздвигнут усердием И.О. 1812 год». С противоположной стороны дороги у моста находится святой источник. Паломники обращаются к св. Трифону за исцелением от болезней, часто от болезни ног, страждущие обходят часовню босиком, берут песок от часовни. 

http://sobory.ru/article/?object=09579

в 1863 году исправлена и покрыта железною крышею " . Интересно в этой связи и сообщение НА. Ридингера о том, что ещё в XIX столетии в районе часовни видны были остатки подземного хода: " Древние большие дубовые бревна, из которых был построен ход, не срубом, но стояками " . Этот ход, вероятнее всего, остатки подземного выхода-тайника, начинавшегося внутри Елецкой крепости у Водяных ворот, стоявших рядом с часовней, и шедшего к реке Сосне, к роднику-колодезю, водой из которого должны были пользоваться жители в случае осады. Он неоднократно упоминается в Росписных списках Елецкой крепости XVII в. Часовня была приписана к Вознесенскому собору и оценивалась в 1910 г. в 200 руб. с годовым страховым взносом в 12 коп. В часовне хранился образ святителя Алексия, и из собора ежегодно ходили служить в ней молебен. По воспоминаниям старожилов, в часовню вела одна дверь. Под часовней был подвал, куда вела низенькая дверь со стороны р. Сосны. Часовня была окрашена в коричневый цвет, а внутри — в белый. До революции за часовней ухаживал живший рядом сапожник Николай Иванович Обалуев. В начале XX в. часовня вновь обветшала, завершение её было утрачено и в начале 1913 г. в связи с намечаемыми празднованиями 300-летия дома Романовых в Ельце был поднят вопрос о передаче часовни Обществу хоругвеносцев. Об этом писала местная газета " Елецкий дневник " : " С тех пор прошло несколько месяцев, а часовня в честь святителя, по преданию благословившего Елец, по-прежнему в ужасном виде. Считаем необходимым напомнить правлению Общества хоругвеносцев о его обещании и советуем не останавливаться на полпути в деле возбуждения ходатайства о передаче часовни и приведения ее в надлежащий вид " . Но духовенство Вознесенского собора, к которому была приписана часовня, не согласилось с её передачей. Часовня была приведена в порядок, но судя по картине художника Москалёва, хранящейся ныне в фондах ЕКМ, в 1928 г. она вновь находилась в ветхом состоянии. В 1930-е гг. часовня была разрушена, а в 1940-е гг., вероятно к 800-летию Ельца, на её месте установлен обелиск с указанной выше надписью.

http://sobory.ru/article/?object=06483

Принадлежащая церкви Вогульская часовня устроена была крестьянином Ефремом Сиротиным в 1813 г. из маслобойной. В 1822 году крестьянин этот ушёл в леса спасаться, и часовнею владел его сын Полиевкт. В 1838 г. этот, последний, и некоторые другие прихожане, опасаясь, что их часовня будет запечатана, как подвергавшаяся перестройке после 1826 г., пригласили свящ. Пырьева служить в этой часовне. Пырьев и совершал служение с 10–15 марта. Раскольники произвели беспорядок: обвинили Пырьева в самовольном захвате часовни, после чего часовня была запечатана. Так, запечатанною, эта часовня оставалась почти 10 лет, и под конец сами раскольники перестали заботиться об ней, так что в 1846 г. заводская контора доносила главной, что вогульская часовня стоит без всякого призора, и во избежание расхищения имущества к ней приставлен караул. 17 июня 1847 г. часовня эта была передана единоверцам. В 1851 году она перенесена была на другое место, пристроена к ней колокольня, впоследствии обшита тёсом, и внутри оштукатурена (в 1859 г.), в каковом виде остаётся и поныне. Прихожан при Выйской церкви в 1900 году числилось 1 817 д. м. п. и 1 984 ж. п., и сверх того: уклонившихся в раскол – 68 д. м. п. и 116 ж. п. Для причта имеется дом. Кушвинский завод . Сретенская церковь . Единоверие в Кушве появилось в одно время с появлением его в Н.-Тагиле, и обязано своим распространением миссионерским трудам Нижне-Тагильского священника Пырьева. В 1845 г. был уже учреждён единоверческий приход, и ему передана была ещё 14 февраля 1844 г. перешедшая к единоверцам раскольническая часовня, построенная в 1808 г., и запечатанная 30 января 1839 г., после того, как раскольники произвели в часовне беспорядок во время служения в ней Пырьева. Часовня эта оказалась по ветхости для церкви негодною, почему решено было построить новую церковь . Для церкви было освящено Пырьевым место в 1847 г., а в 1851 г., благодаря участью и содействию горного начальника Фелкнера и генерала Глинки, деревянная церковь была уже построена за счёт казны, и освящена 8-го октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вольск. Часовня Животворящего Креста. Львовская часовня (старообрядческая) /// Епархия неизвестна Часовня. Не действует.   Освящена в честь: Животворящего Креста Год постройки:приблизительно 1800 - 1810. Адрес: Россия, Саратовская область, г. Вольск, сквер между улицами Максима Горького и Революционной Координаты: 52.049615, 47.383589 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Львовская часовня – ныне закрытый старообрядческий вольский храм. Здание расположено в сквере между улицами Максима Горького и Революционной. В начале XIX столетия при губернаторе П. У. Белякове и богатом покровителе раскольников В. А. Злобине вольское старообрядчество переживало расцвет и активно строило храмы. Одним из них была так называемая Львовская беглопоповская часовня, самовольно открытая в 1800-х годах. Под неё на имя брата Льва старовер Семён Расторгуев выкупил на Безымянном ключе каменную солодовую Яковлева, которую затем реконструировал, надстроил главы и установил крест. В 1809 году епископ Моисей узнал о строительстве храма и потребовал оформить его официально, выразив готовность закрыть дело задним числом. Расторгуев сначала открестился от " моленной " , но к концу года всё же зарегистрировал часовню, после чего в ней начали открыто совершать богослужения. С переходом престола к Николаю I и началом гонений на раскол Львовская часовня продолжала работать и лишь ненадолго закрывалась в 1829 году. Число её прихожан достигало 10 тысяч, а священник-настоятель Прохор имел разрешение правительства на отправление служб. Когда в 1844 году Христорождественскую церковь отдали единоверцам, Львовская часовня фактически стала главным старообрядческим храмом Вольска. На тот момент она представляла собой небольшой, прекрасно отделанный снаружи и внутри каменный храм с резным иконостасом, древними иконами высокого письма и одним престолом без антиминса. В том же 1844 году власти распорядились закрыть Львовскую часовню и снять с неё кресты, но богослужения, вопреки запрету, продолжались вплоть до 1853 года. Окончательно закрыли часовню из-задовольно казусного случая: пьяный попечитель Гринин (курировал храм после смерти Расторгуева) устроил дебош, упал с паперти и расшибся, после чего наклеветал на часовню полиции и православному духовенству. Несмотря на приставленный караул, часть утвари была вскоре ночью похищена.

http://sobory.ru/article/?object=57841

Аверкиевская. Часовня Николая Чудотворца. Никольско-Ильинская часовня в Округе Карта и ближайшие объекты Часовня стоит на берегу реки Большая Сондола, рядом с ней источник с хорошо сохранившимся ледником. Сруб часовни достаточно крепкий. Нашими силами разрушенная кровля перекрыта рубероидом. Аварийные работы в часовне продолжаются.  Источник: сайт «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» В деревне Аверкиевская (её неофициальное название — Округа) Плесецкого района Архангельской области до наших дней сохранилась уникальная часовня. Она была освящена в честь Николая Чудотворца и Илии Пророка. Расположена она на берегу речки Большая Сондола – притоке Кены. Прямо из-под часовни бьёт святой источник. Место это очень почитаемое. Многие здесь останавливаются по пути в Кенозерский национальный парк, или же просто набрать воды из родника в дальнюю дорогу. Деревня Аверкиевская в прежние времена относилась к Кенорецкому приходу, центром которого была д. Измайловская (Лёшино), стоящая в семи километрах выше по течению Кены, где сохранились каменная церковь Параскевы Пятницы 1805 г. и легендарный деревянный мост на городнях (сейчас уже грозящий обрушением). В приходе было ещё не менее пяти часовен, ныне все из них утрачены, кроме Макарьевской из деревни Овчин Конец, перевезённой в музей Малые Корелы. Таким образом, часовня в Округе – единственная из Кенорецкого прихода, сохранившаяся до наших дней и на своём месте. И, надо отметить, что она не первая, построенная на этом месте: из Переписной книги Каргопольского уезда 1712 г. известно, что в то время в деревне Аверкиевской была часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери и, возможно, стояла она у этого же родника. Нынешняя, Никольско-Ильинская часовня, чей древний облик замаскирован «благолепными поновлениями», на первый взгляд создаёт впечатление поздней постройки XIX века. Состоит она из молельного помещения и галереи с западной и южной сторон, объединённых под одной кровлей. Но при внимательном знакомстве с ней проявляются черты, свойственные более ранней эпохе. Так, например, интерес представляет косящатое окно на южной стене, элементы которого связаны старинным соединением «на ус» (в XIX веке такая технология уже не применялось). На слегах крыши сохранились следы от куриц, поддерживавших первоначальную безгвоздевую кровлю. Всё это позволяет датировать часовню серединой XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=11236

В Казанской церкви Валаамского подворья службы совершаются по монастырскому уставу, что привлекает большое число прихожан. Известен прекрасный хор Валаамского подворья. http://templespiter.ru/view_cercov.php?id=61 Часовня во имя Новомучеников и Исповедников Церкви Русской входит в комплекс зданий подворья, построенного в 1910 г. по проекту выдающегося зодчего В.А. Косякова в формах московско-ярославского зодчества XVII века. Точных сведений о посвящении часовни в дореволюционный период не сохранилось. Можно предположить, что она была посвящена Успению Пресвятой Богородицы, так как ранее на этом месте стояла Успенская часовня. Часовня, расположенная между парадными и хозяйственными воротами подворья, выполняла традиционное назначение часовни при монастырских вратах. Она состоит из объема восьмигранного молельного зала с купольным перекрытием, увенчанным главкой, а также из сторожки и тамбура, имеющего выходы на Старо-Петергофский проспект и во внутренний двор. Фасад часовни со стороны Старо-Петергофского проспекта был украшен мозаичной иконой Святителя Николая Мирликийского, о чем напоминает ниша в стене. Сведения о внутреннем убранстве часовни не сохранились. Во время строительства подворья, пока не были освящены алтари храма, в часовне служились всенощные бдения и молебны. В 1929 г. часовня была закрыта и отдана под дворницкую. В 1989 г. комплекс подворья был возвращен Русской Православной Церкви и, по указу митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, передан Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю. Начались работы по восстановлению подворья, понесшего большие утраты и разрушения за годы гонений. В 1991 г. часовня в составе ансамбля подворья была признана памятником архитектуры, а в 2001 г. всему комплексу присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. 17 июля 1995 г., после проведения основных ремонтных работ, часовня была освящена в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Стены часовни были расписаны изображениями святых, просиявших мученическим подвигом в годы гонений. Росписи выполнил художник А. Бартов. В часовне возобновились молебны и панихиды. Как одна из первых в Санкт-Петербурге, посвященная новомученикам, часовня стала особенно привлекать верующих всего города.

http://sobory.ru/article/?object=00524

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010