Торжок. Часовня Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская часовня Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня-ротонда на торговой площади, у берега Тверцы. Часовня, отличающаяся стройностью силуэта и законченностью форм, построена архитектором Н.А.Львовым в 1814г. на месте деревянной часовни Софии Премудрой. Позднее была перестроена и лишилась классической ясности. Первоначальный облик возвращен в результате реставрации. Часовня (колодец-ротонда) построена архитектором Н.А. Львовым в 1814 году на месте деревянной часовни Софии Премудрой. Часовня двенадцатиколонная. В часовне двойной купол: верхний - световой фонарь с большими арочными окнами; нижний - в центре имеет проем, через который мягкий рассеивающийся свет наполняет интерьер, в то время как окна скрыты от глаз. Часовня славилась святочтимым колодцем. Достопримечательностью ее был также восьмиконечный крест, высотою в 4 аршина, вмонтированный в камень-конгломерат, поэтому часовня имела и другое название: Животворящего Креста. В начале ХХ века часовню превратили в церковь, надстроив алтарь и колокольню. В 1929 году церковь была закрыта. В 1970-е годы была проведена реконструкция, восстановлен первоначальный облик ротонды. В 2001 году часовню передали Борисоглебскому монастырю. Наиболее ранняя публикация со сведениями об этой часовне приводится в книге «Историко-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря, составленное Новоторжского Борисоглебского монастыря иеромонахом Илиодором» (Тверь, 1861. С. 169). Там сказано, что по ходатайству архимандрита монастыря Никанора в 1807 году в ведение монастыря поступила часовня на берегу реки Тверцы, принадлежавшая до этого градской думе, а «в 1814 году, по разобрании сей деревянной часовни, была выстроена настоящая каменная, на другой стороне проезжей дороги». Эту же датировку мы встречаем и в книге И. М. Колосова «Новоторжский Борисоглебский монастырь» (Тверь, 1890. С. 52–53). В 1913 году вышла книга Ю. и З. Шамуриных «Калуга.

http://sobory.ru/article/?object=01142

785. Донской – Богородицкий, мужской, ставропигиальный, 1-го класса (с 1764 г.), в Москве, на окраине города, у Калужской заставы, на урочище, именуемом издревле Воробьевским станом. Основан после 1591 г. царем Феодором Иоанновичем в воспоминание победы на самом этом месте над Крымским ханом Казы-Гиреем, одержанной помощию чудотвор. иконы Донской Божией Матери, поднесенной Донскими казаками в дар еще Вел. кн. Димитрию Иоанновичу и бывшей с ним на Куликовской битве. Чудотвор. икона Донской Божией Матери, стоявшая прежде в Благовещенском соборе в кремле, по устроении монастыря перенесена в соборный храм в честь ее имени. Первым игуменом был Гурий в 1598 г. В 1867 г. здесь проживал на покое архиеп. Ярослав. Евгений. Любецкий, “Живописный вид Донского мон. в историч. и современ. описании всего замечательного», Москва, изд. 1846 г.; Забелин, “Истор. опис. Москов. ставроп. Донского м-ря», Моск., 1865 г.; Дмитриев, “Донской м-рь», Моск., 1857 г., отдельн. оттиск из “Ведом. Москов. Город. Полиции»; “Ист. Росс Иер.», II, 365; Ратшин, 211; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 103; “Опис. монаст.», 1817 г., 38; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и мон.», 81; “Ист. и топограф. опис. городов Московск. губ.», 1787 г., прибавл., 34; “Путеш. ко свят. мест. русским», I, 155; “Зап. Археолог. Общ.», VIII, 159; “Москов. губ. вед.», 1851 г., 32, 33 (описание); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1841 г., 10 (перестройка собора); “Москов. губ. в.», 1841 г., 31 (в 1678 г. владел 1.427 двор. крест.); “Воспом. о посещ. свят. Моск. Госуд. Наслед.», 1838 г., 7; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 154, 5; Проценко, “М-ри в России», 21; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 46 (Разрядн. книга 1678 г.; стр. 114, крестн. ход); X, 15 (Разряд. запис. 1682 г. о венчании на цар. Иоанна и Петра Алекс.); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Акты юридич.», 356 (Память 1702 г. о сборе на продовольствие царицы инокини Маргариты Алексеевны с приписного к м-рю Железноборов. м-ря); “Временник Общ. ист.», 1853 г., XVII, Новый летописец, 37 (о создании обители Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Пскова», 56, 41 (кратк. история), 103 (надписи на колоколах). 1328. Успенский – Пречистый – Богородицкий – Горицкий или Городецкий, женский, 3-го класса (с 1764 г.), при селе Старой Ладоге, С.-Петербургской губ., Новоладожского у., в 12 вер. к югу от Новой Ладоги, на левом берегу р. Волхова. Достоверно известно, что он уже существовал в XV стол., в начале XVII ст. разорен шведами, потом возобновлен старицею Акилиною и в 1624 г. ему отданы во владение пашни Ореховского мон. в Боровичском у. и Горицкого-Рождественского в Старой Ладоге. В соборном храме Успения находится чудотвор. икона св. великомуч. Варвары, а в приделе Благовещения чудотвор. образ Успения Божией Матери. С 1718 по 1725 г. в монастыре содержалась в заточении царица Евдокия Федоровна Лопухина , первая супруга Имп. Петра I. При м-ре находится училище на 10 девоч. “Историко – статистич. описание третьеклассного Староладожского Успенского монастыря», СПб., 1865 г. (время основания его спутано с Аркадиевским Новгородским монастырем); “Ист. Росс. Иер.», III, 746, 749; V, 4; Ратшин, 479; “Ист.-статист. свед. о С.-Пбург. епархии», вып. I, 15, 24, 25, 37; вып. II, Отд. III, 143–238 (Третьеклассный Староладожский Успенский женский монастырь); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1843 г., 95 (надел. лесом); 1857 г., 106 (пожертв. 2 дерев. лавки с землею); 1884 г., 243 (училище); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 278, 5; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 94 (Ц. гр. 1682 г. о владении вотчин. и рыбн. ловлями; 1619 – 1621 г. строительн. старица Акулина; 1682 г. Капитолина); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 33; “Временник Общ. ист.», 1851 г., XI, 34, 55, 84 (Переписн. кн. Вотск. пятины 1500 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, 1723 г., 1 (иером. Клеоник назначен в м-рь для священнослуж. во время пребывания царицы старицы Елены); “Русск. истор. Библиот.», II, 384, 126 (жалов. грам. 1622 г. на безоброчн. пользование рыбн. ловлею на р. Волхове; старица Акулина 1622 г. и старица казначея Ираида 1646 г.). 1329. Успенский – Пристанский или Пристаннический, мужской, заштатный (с 1764 г.), Воронежской губ., Валуйского у., при слободе Подмонастырской, в 3 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

и чудотворная икона Спасителя, сидящего на престоле Св. и чудотвор. икона Господа Вседержителя , сжатою рукою, что в куполе Софийского собора Св. и чудотворная икона св. исповедников Христовых – Гурия, Самона и Авива, что в приделе сих исповедников, в Софийском соборе Св. и чудотворная икона с изображением в лицах псаломского стиха «Предста царица одесную Тебе или царь царем. Св. и чудотворная икона Божией Матери, именуемая Корсунскою Св. и чудотворная икона Спасителя, что на сенях церкви во имя святителя Иоанна архиепископа Новгородского Св. и чудотв. Тихвинская икона Божией Матери в той же церкви Св. и чудотв. икона Покрова Пресвятой Богородицы, что в Кремлевской Покровской церкви Св. и чудотв. икона (настенная) Спасителя, что в Спасской Кремлевской часовне Св. и чудотв. икона святителя и чудотворца Николая, (также настенная) что в Николаевской Кремлевской церкви Чудный крест, находящийся в часовне подле самого почти Кремля Св. и чудотв. икона Знамения Божьей Матери, что в Новгородском Знамен. собор Св. явленная чудотворн. икона святителя и чудотворца Николая, что в Николаевском Дворищенском соборе Св. и чудотв. икона великомученицы Параскевы. именуемой Пятницы, что в Пят-ницкой церкви, приписной к Николаевскому собору Св. чудотворн. образ Спасателя, писанный на алебастре, что в Ильинской градской церкви Св. чудотв. икона Божией Матери весьма похожая на Владимирскую, что в часовне близ Филипповской церкви Св. явленная чудотворн. Смоленская икона Божией Матери, что в Спасской церкви, состоящей подле Знаменского собора Св. и чудотвор, икона Рождества Пресвятой Богородицы, что в Богородице-Рождественской церкви, на Молоткове Св. и чудотв. Тихвинская икона Божьей Матери, что в кладбищенской церкви на Красном поле Св. чудотв. икона Умиления Божией Матери, известная более под имененем Казанской, что в Троицкой градской церкви. Св. чудотворн. храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, в Николо-Кочановской или Пантелеймоновсвой церкви. Св. явленная и чудотв. икона св. Семиона- Богоприимца, что в Зверином Девичьем монастыре Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Немята, урочище. Часовня Трех Святителей. Трёхсвятительская часовня Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Трёх Святителей Год постройки:приблизительно 1800 - 1900. Адрес: Архангельская область, Плесецкий район, д. Немята (нежилая). Координаты: 62.092802, 38.181622 Проезд:ст. Плесецкая - автобусом в Конево - автобусом в Вершинино - далее на попутной лодке Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На западном, низменном берегу озера Долгое, напротив деревни Карпово располагается деревня Немята (Немятая). В ней привлекает внимание часовня Трех Святителей XIX в., расположенная вне деревни, в поле, на ровном, открытом берегу. По форме здание часовни простое и скромное. Круглые столбики поддерживают шестигранную звонницу с плоской кровлей. Молельный зал перекрыт 16-ти частным «небом» - нарядным, не имеющим аналогов живописным комплексом. Это тем более удивительно, что данное «небо» сочетается с малыми размерами часовни и перекрывает пространство, едва превышающее 10 квадратным метра. Композиции на радиальных гранях расположены в несколько рядов: верхний ряд - святители, апостолы; нижний ряд - двунадесятые праздники, страсти. «Небеса» написаны маслом, в духе позднего академизма (конец XIX в.). Сейчас деревня Немята - не жилая, вот только остатки двух «двужирных» домов, соединенных переходом, напоминают о легендах и преданиях глубокой старины. http://kenozero-park.ru/cntnt/putevoditel.html Часовня Трёх Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста расположена на западном берегу озера Долгое, вблизи от деревни Немята. Часовня была приписана к Кенозерскому приходу Олонецкой епархии. По архивным источникам известно, что часовня была построена до 1846 года. В основе плановой композиции нынешней постройки - первоначальная часовня, возможно, традиционно состоявшая из клети с западной папертью под общей крышей. Существующий облик здания сложился на рубеже 19-20 в.в. В этот период часовню перестроили с целью расширения. Сначала в молитвенном помещении устроили высокий каркасный потолок «небо», чуть позже разобрали стену, смежную с папертью. «Небо» состоит из 16 радиальных граней, медальона и 3-х угловых граней. «Небо» имеет редкую сложную живописную программу, включающую праздники Богородичного и Христового циклов, страстные сюжеты, фигуры Святителей. Дата создания памятника монументальной живописи – вт. пол. 19 в. (в 1990 г. произведены реставрационные работы учащимися ЛХУ имени Серова, руководитель – И. В. Ярыгина). В настоящее время «небо» демонтировано и находится в экспозиции Кенозерского национального парка «Рухлядный амбар. Открытый показ фондов» в д. Вершинино).

http://sobory.ru/article/?object=09236

Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня великомученицы Параскевы Пятницы расположена на центральной площади города, приписана к Рождественскому собору. Точное время постройки неизвестно, но на фотографиях конца 19 века она присутствует. В советское время часовня была закрыта и использовалась в хозяйственных целях. В 1999 г. часовня возвращена Рождественскому собору и отреставрирована. В часовне находится уникальная резная икона святой великомученицы Параскевы Пятницы. Икона хранилась в церкви Илии Пророка. В 2000 году она торжественно крестным ходом перенесена в часовню. Напротив входа на территорию верейского Городища находится Пятницкая часовня. Часовня на этом месте известна с давних времен, постройка датируется 19 веком. Здание часовни Параскевы Пятницы архитектурно перекликалась со зданием Уездного училища, которое стояло через овражек: у них были одинаковые крыши по форме плоского купола. Сама же часовенка имеет кубическую форму и возведена из камня. Пятницкая часовня была закрыта в 1930-е годы, использовалась в хозяйственных целях, отреставрирована и открыта лишь в 1999 году. В процессе реставрации изменилась крыша. Вместо куполообразной крыша обрела четырехскатную кровлю. В часовне хранится древняя резная икона 16 века - великомученицы Параскевы Пятницы, покровительницы торговли. Эта икона до революции находилась в Успенском храме села Набережная слобода, расположенного к югу от Вереи, а после закрытия этого храма была передана в верейскую церковь Ильи Пророка. С восстановлением часовни на Верейском торгу святой образ было решено перенести на новое место, что и было сделано. Часовня приписана к Собору Рождества Христова, что на Городище. Является объектом культурного наследия. http://vereya.su/religiya/chasovni/ В центре города Верея находится Пятницкая часовня, в которой хранится старинный скульптурный образ великомученицы Параскевы, вырезанный из дерева. До революции святыня хранилась в приделе Успенской церкви села Набережная Слобода, находящегося примерно в пятнадцати километрах к югу от Вереи. После закрытия этой церкви резной образ перенесли в единственный действовавший в советское время в Верее Ильинский храм. Оттуда в 1999 году икона была торжественно перенесена на нынешнее место в часовню.

http://sobory.ru/article/?object=02362

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. Часовня Федоровской иконы Божией Матери С восточной стороны Крестовоздвиженского храма располагались вначале ворота с двумя калитками по сторонам. Над воротами со стороны двора помещалась ставшая весьма почитаемой икона Феодоровской Божьей Матери. В 1820-е годы по проекту губернского архитектора Е.Я. Петрова на месте ворот была выстроена Федоровская часовня. Она просуществовала до 1877 года, когда на средства фабриканта А.А. Напалкова выстроили новое здание. В 1913 году часовня была облицована керамической плиткой. В ней хранилась икона Феодоровской Божьей Матери в жемчужном окладе. В соответствии с решением горсовета от 24 января 1929 года часовня использовалась совместно общинами православных традиционного и обновленческого направлений. Снесли часовню вместе с Крестовоздвиженской церковью в 1932 году. Часовня Казанской иконы Божией Матери Крестовоздвиженской церкви принадлежала древнейшая в городе часовня, располагавшаяся на том месте, где, по преданию, в 1579 году жители села Иванова встречали икону Казанской Божьей Матери. Вначале часовня была деревянной, затем из кирпича выстроили небольшое шестигранное здание. В 1830-е годы его более чем вдвое расширили крестьяне села Иванова К.И. и Н.И. Бутримовы. Здание получило отделку в традициях классицизма. Старая часовня вошла в восточную часть здания, а с запада была устроена паперть на двух колоннах. В день памяти иконы Казанской Божьей Матери после литургии из Покровского и Воздвиженского храмов к часовне совершались крестные ходы. Это был главный религиозный праздник Иваново-Вознесенска. В связи с тем, что часовня «препятствует прокладке водопроводной линии, историческим памятником не служит и никакой архитектурной ценности не имеет», президиум губисполкома 26 июля 1925 года постановил, что «поскольку сломка указанной часовни является в высшей степени необходимой, предложить губадмотделу дело о сломке часовни оформить в срочном порядке».

http://sobory.ru/article/?object=36997

Чуяла. Часовня Николая Чудотворца. Никольская часовня Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 1750 - 1800. Адрес: Республика Карелия, Пудожский район, деревня Чуяла Координаты: 62.231628, 37.049837 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Часовня Николая Чудотворца в бывшей деревне Чуяла Поселения на мысе Чуйнаволок в южной части озера упоминаются еще в 1563 г., одна из трех деревень именовалась «у часовни». Мыс Чуйнаволок находится недалеко от устья Вамы, имеет ровную невысокую поверхность и представляет собой удобное место для жилья. Несомненно, Чуяла, так же как и Гольница, это одно из древнейших поселений Водлозерья, игравшее ключевую роль во взаимосвязях с соседними территориями. Сейчас от деревни осталось несколько полуразрушенных домов, основной ряд которых располагался вдоль восточного берега и был обращен фасадами к воде. Второй ряд домов, ныне практически исчезнувший, образовывал улицу, проходившую перпендикулярно к берегу. На месте их пересечения образовывалась небольшая деревенская площадь, где и стоит часовня. Часовня Николая Чудотворца в деревне Чуяла относится, по-видимому, ко второй половине XVIII в. Как и большинство рассматриваемых объектов, она строилась в несколько этапов. Наиболее старую часть здания составляет сруб молитвенного помещения с сенями. Он завершается повалом в несколько венцов и пологой двухскатной крышей со слегами, врубленными в каждый венец. Кровля была сделана, несомненно, по потокам и курицам, следов от которых на сгнивших верхних венцах найти уже невозможно. Завершалась часовня, скорее всего, просто крестом. На основном срубе сейчас имеется три окна: два с севера и одно с юга. Они лишены оконных коробок, но судя по величине и небольшому шипу, это окна XIX в. Однако около южного окна снаружи мы обнаруживаем затески от более раннего обрамления оконного проема, очевидно, косящатого, небольшого размера. Одно из северных окон, которое ближе к востоку, действительно XIX в., другое – западное было прорублено в советское время. В сенях по всей вероятности окон не было вовсе. Сейчас здесь на южной стене имеется большое окно XIX в., а на северной стене – дверь, сделанная в советское время. Таким образом, первоначально, по всей видимости, часовня имела одно небольшое косящатое окно на южной стене. Вход, как обычно располагался на западной стене. Следов примыкания крыльца на западной стене сеней не имеется.

http://sobory.ru/article/?object=26118

Сначала земли под Городецкой часовней принадлежали князю П.М. Ухтомскому, затем он продал землю с кладбищем и часовней графу В.Г. Орлову, который решил обложить всё это «поборами», но его устыдили. В 1834 году часовня была обновлена. На неё претендовали «церковники» (никонианцы) и староверы различных толков. Службу в этом храме вели беглые попы. В 1865 году произошёл раскол в общине на часовенных и беглопоповцев, хотя обе общины пользовались одной часовней. В мае 1893 года деревянная часовня сгорела от оставленной свечи Зубихиным. Во время пожара сгорели как древние иконы, так и печатные и рукописные книги, и часовня была восстановлена в бывшей каменной богадельни в 10 саженях от сгоревшей часовни. Часовня стала иметь вид православного храма, хотя внешнее оформление этому не соответствовало. Часовня и богадельня содержались на средства прихожан и купца Н.А. Бугрова. В 1907 году часовня стала иметь вид православного храма.В 1786 году по разрешению царицы Екатерины II была построена старообрядческая часовня в Иониной пустыни, которую основала кучка мнихов (монахов), оставшихся в живых после Батыева нашествия. Успенская старообрядческая часовня, на месте которой находился скит, где в 1263 году, по преданию, принял схиму Великий князь Александр Невский. Это предание от староверов записал А. Мельников-Печерский в 1840 году, и в наши дни староверы убеждены в достоверности этого предания. В 1883 году по разрешению властей была возведена деревянная колокольня в память коронования их Императорского Величества Александра и Марии. 2 мая 1893 года инок Макарий освятил её. Вскоре колокольня была сломана. В 1896 году поставлена каменная колокольня, которую возводили местные каменщики во главе с местным подрядчиком П.И. Гусевым. В 1935 году по решению местных властей эта колокольня была разрушена. Каменная ограда со святыми воротами сложена в 1879 году. С левой стороны от ворот находится здание трапезной, справа приют для старушек, где 1903 году проживало 23 человека. В 1893 году в мае месяце часовня сгорела. На средства нижегородского купца 1 гильдии Николая Бугрова новый храм Успенья разместился в каменном здании приюта. Купец – благотворитель Николай Бугров украсил часовню резным иконостасом из кипарисового дерева в пять ярусов. С левой стороны у царских врат находилась икона Смоленская, написанная, по преданию, в Новгороде в 15 веке по заказу Марфы Посадницы. В храме было очень много древних икон, для сохранности которых поддерживалась специальная температура.

http://sobory.ru/article/?object=20468

Каменск-Уральский. Часовня Иверской иконы Божией Матери (?) в деревне Байновой. Байновская часовня /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:не позже 1905. Год утраты:1969 (снесена) Адрес: Россия, Свердловская область, г. Каменск-Уральский, район дома по ул. Гоголя (бывшая деревня Байнова) Координаты: 56.396944, 61.937778 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты История деревни Байновой непосредственно связана с Каменским заводом, который после своего возникновения дал толчок к заселению окрестных земель. В 1719 г. деревня уже упоминается в переписи. Поселение являлось приписным к заводу, обеспечивая его потребности в рабочей силе. В 1904 г. в Байновой насчитывалось 216 дворов и проживало 1015 жителей. Начиналась она западнее моста через Исеть, а ее восточная граница доходила до сегодняшней территории политехнического колледжа. Состояла из трех основных улиц: Нижняя (сейчас - Гоголя), Средняя (ныне - Алюминиевая), Верхняя (современная Дзержинского). Отдельная часть, располагавшаяся за логом, по которому сейчас проходит дорога от улицы Суворова к мосту, так и называлась - Залог. Центральным местом Байновой считалась площадь, на которой находилась часовня. Предположительно, изначально часовня была деревянной, а в 1905 г. её сменила каменная. В деревне существовал особый праздник, на который съезжались со всей округи. Приходился он на 13 октября по старому стилю - празднование Иверской иконы Божией Матери. Так что вполне возможно, что в честь этой иконы и была освящена часовня. 22 февраля 1912 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан (Афонский) в ходе обзорной поездки по епархии посетил Байнову. Он «поручил священнику (Василию Победоносцеву) уговорить жителей деревни переделать часовню в храм... чтобы из трехштатного причта при Свято-Троицкой церкви один каждое воскресенье и каждый праздник смог приезжать сюда и отправлять Богослужение». Предложение было дельным. Новая каменная часовня и так уже была похожа на небольшую церковь и даже имела колокольню, поэтому её расширение было не таким затратным, как если бы пришлось строить храм с нуля. Но, как известно, русский мужик долго запрягает, а тут и начавшаяся Первая мировая война, а затем и революционные перевороты 1917 г. не дали воплотить эту идею в жизнь. Так и не стала часовня церковью.

http://sobory.ru/article/?object=51176

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010