Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских…». Величание блж. Матроны и избранный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален блж. Матроны по 1-м стихословии, глас 8-й: «Мощи твоя...»; седален блж. Матроны по 2-м стихословии, глас 6-й: «Приидите, верных множества...». «Слава» – седален блж. Матроны по полиелее, глас 4-й: «Рука Господня…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же (см., например, Богородичен седальна по 3-й песни канона в службе блж. Матроны: «Ныне, радуйся, Тебе зовем...»). Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди на 4 и блж. Матроны на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Триоди: «Яко по суху…». По 3-й песни – кондак блж. Матроны, глас 7-й; седален блж. Матроны, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас тот же: «Изгнан бысть...» или «Ныне время...» (по выбору). По 6-й песни – кондак и икос Триоди, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 4-й. «Слава» – светилен блж. Матроны, «И ныне» – светилен Триоди: «Заповедь Твою...» или «Изгнана бывша...» (по выбору). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 4-й – 4, и блж. Матроны, глас 8-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни); затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца», и стихира Триоди, глас 6-й: «Адам из рая…». «Слава» – Триоди, глас тот же: «Приспе время…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами: 1-й – «Господь решит окованныя,/Господь умудряет слепцы»; 2-й – «Возведох очи мои в горы,/отнюдуже приидет помощь моя», 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца».

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-06/

Похоронена была в Москве на Даниловском кладбище, где всегда горела неугасимая лампада. В 1998 году состоялось обретение мощей св. блж. Матроны. 2 мая 1999 года Святейший Патриарх Алексий подписал «Определение о канонизации в лике местночтимых святых блаженной Матроны Московской (Матроны Дмитриевны Никоновой, 1881-1952)». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи новопрославленной святой были перенесены в женский Покровский монастырь (Таганская ул., 58, г. Москва). 8 марта 1998 года, в Неделю Торжества Православия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Даниловском кладбище были обретены честные останки блаженной Матроны. Комиссию по вскрытию захоронения возглавил архиепископ Истринский Арсений . В перенесении останков участвовали наместник Новоспасского монастыря епископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) с братией, настоятель храма во имя святителя Мартина исповедника протоиерей Александр Абрамов. В храме в честь сошествия Святого Духа, что на Даниловском кладбище, наместником Свято-Данилова монастыря архимандритом Алексием в сослужении собора клириков была совершена заупокойная лития. Гроб с честными останками старицы Матроны был доставлен в Данилов монастырь и помещен в надвратном храме во имя преподобного Симеона Столпника. 13 мая 1998 года Комиссия закончила свою работу. Было отмечено, что при освидетельствовании останков старицы Матроны обнаружена выпуклость в форме креста на груди, о чем упоминается в ее жизнеописании. В Покровском храме Свято-Данилова монастыре на аналое была положена частица гроба блаженной Матроны. Здесь в дни Великого поста служились панихиды о упокоении рабы Божией Матроны. 30 апреля по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при торжественном пении тропаря Пасхи «Христос воскресе» было совершено перенесение честных останков блаженной старицы Матроны в храм Святых отцов семи Вселенских Соборов. Вечером братия монастыря отслужили заупокойное всенощное бдение.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203001...

8 марта 1998 года, в Неделю Торжества Православия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище были обретены честные останки блаженной Матроны. Комиссию по вскрытию захоронения возглавил архиепископ Истринский Арсений. В перенесении останков участвовали наместник Новоспасского монастыря епископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) с братией, настоятель храма во имя святителя Марти на исповедника протоиерей Александр Абрамов. В храме в честь сошествия Святого Духа, что на Даниловском кладбище, наместником Свято-Данилова монастыря архимандритом Алексием в сослужении собора клириков была совершена заупокойная лития. Гроб с честными останками старицы Матроны был доставлен в Данилов монастырь и помещен в надвратном храме во имя преподобного Симеона Столпника. В работе Комиссии, совершавшей освидетельствование останков блаженной Матроны, помимо представителей Русской Право славной Церкви участвовали эксперт по вопросам судебно-медицинской экспертизы, антрополог, доктор медицинских наук, профессор Звягин Виктор Николаевич и археолог, доктор исторических наук, Танюкович Андрей Кириллович. 13 марта Комиссия закончила работу. Было отмечено, что при освидетельствовании останков старицы Матроны обнаружена выпуклость в форме креста на груди, о чем упоминается в ее жизнеописании. В Покровском храме Свято-Данилова монастыре на аналое была положена частица гроба блаженной Матроны. Здесь в дни Великого поста служились панихиды о упокоении рабы Божией Матроны. 30 апреля по благословению Святейшего Патриарха Алек сия II при торжественном пении тропаря Пас хи «Христос воскресе» было совершено пер енесение честных останков блаженной старицы Матроны в храм Святых отцов семи Вселенских Соборов. Вечером братия монастыря отслужили заупокойное всенощное бдение. 1 мая 1998 года, в пятницу 2-й седмицы по Пасхе, накануне 46-й годовщины преставления блаженной Матроны, Божественную литургию и панихиду в том же храме совершил архиепископ Истринский Арсений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

20-летие канонизации блаженной Матроны Московской. Интервью игумении Феофании (Мискиной) 2 мая 2019 г. 17:36 Интервью настоятельницы Покровского ставропигиального женского монастыря у Покровской заставы игумении Феофании (Мискиной) в преддверии 20-летия канонизации святой блаженной Матроны Московской. — Благословите, матушка игумения Феофания! Мы беседуем с Вами в преддверии 20-летия канонизации святой, которую знает и любит весь православный мир — блаженной старицы Матроны Московской. Расскажите, пожалуйста, о том, как происходила канонизация? Мощи святой Матронушки обрели в 1998 году, а канонизировали ее спустя год, в 1999? — Вопрос о канонизации возник сразу после того, как останки блаженной Матроны 1 мая 1998 года привезли в Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы. Не хватало чудес, которые нужны были для Синодальной комиссии по канонизации святых. Мы стали собирать истории о случаях помощи блаженной Матроны, об исцелениях, которые случались по ее молитвам, записывали адреса. Целый год собирали, и с Божией помощью, собрали очень много. Патриарх Алексий II в апреле 1999 года вызвал меня и сообщил, что канонизация блаженной Матроны намечена на 2 мая 1999 г. Это было за две недели до самой канонизации. Мы сразу же стали готовить все необходимое. Главное было подготовить храм — торжественная служба проходила на втором этаже Покровского храма. Мы его реставрировали в течение года до этого, он был весь захламлен, в перегородках, стены покрыты краской… Успели очистить все стены, и кое-где открылись старинные фрески, которые были до революции. Конечно, не все сохранилось, но общие сюжеты можно было уловить. Также сделали новый гранитный пол и поставили иконостас. — А как происходила сама служба в день канонизации Матронушки? Чем Вам запомнился этот день — 2 мая 1999 года? Много ли паломников собралось, чтобы молитвенно поучаствовать в великом торжестве? — Народу было очень много, хотя и Интернета тогда не было, и специальных объявлений мы не давали, а люди сами как-то друг другу рассказали, что будет канонизация блаженной Матроны. Накануне ночью мы так же, как и сейчас, не закрывали монастырь, отслужили раннюю Литургию на первом этаже Покровского храма, а затем — последнюю литию по старице Матроне. Большинство богомольцев так и осталось в монастыре до утра, чтобы участвовать в торжестве ее прославления. Сестры дежурили на телефонах, звонки были беспрерывно. Утром, во время Патриаршей службы на душе была такая радость, трепет, но и так благодатно, что не передать словами! Паломников собралось так много, что они заполнили всю территорию монастыря. Службу на улице слушали по трансляции.

http://patriarchia.ru/db/text/5429991.ht...

То же самое произошло и с текстом З. Ждановой. Основная проблема с канонизацией и почитанием св. Матроны в том, что именно апокрифический текст сегодня получил наибольшее распространение, вызвав у одной части православных отвержение, а у другой — горячее сочувствие. Народное житие Матроны в полной мере отразило представления значительного числа современных верующих о том, как готовы они верить и каким должен быть «настоящий» православный святой. Но истинный образ блаженной Матроны, конечно, этому народному образу далеко не тождествен. Чего со святой Матроной никогда не происходило В тексте Ждановой содержится ряд сведений о св. Матроне, не имеющий никакого отношения к действительности: Святая Матрона никогда не встречалась со Сталиным. Жданова пишет о том, как в октябре 1941 года якобы Сталин приходил к блаженной Матроне и советовался с ней, как вести оборону Москвы и вообще войну. Историки МДА не смогли найти подтверждающих данных о том, что эта встреча действительно произошла. Из канонического текста жития св. Матроны этот эпизод удален. Святой Иоанн Кронштадтский никогда не грозил солдатам «утопить в крови и уморить голодом» Петербург за то, что они попытались вскрыть гробницу святого, как написано в «житии» З. Ждановой будто бы со слов св. Матроны. (При этом факт знакомства праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Матроны и их встречи в Кронштадтском соборе в 1899 году признан действительным и вошел в каноническое житие.) Рассказ об «утоплении в крови» полностью противоречит как образу почитаемого святого, так и всей христианской традиции, зато поразительно напоминает апокрифические Евангелия (отвергнутые Церковью и не вошедшие в Новозаветный канон). Например, в «Евангелии детства Христа» есть рассказ о том, как маленький Иисус с помощью чуда убивает мальчика, насмехавшегося над ним. Святая Матрона никогда не давала советов избавляться «от беса с помощью рвоты после причастия», не собиралась в генеральском мундире идти «на доклад к Господу Саваофу» и не говорила о том, что спасутся те, кто «будут держатся за ее пяточку». Последний совет в интерпретации З. Ждановой представляет святую Матрону сектанткой по типу царебожников, ставящей себя на место Спасителя. Это противоречит словам самой Матроны, которая всегда говорила приходящим к ней, что помогает не она, а Господь. Что хотела сказать блаженная?

http://sueverie.net/kanonizaciya-snizu-d...

Напр., хромой европеец, исцеленный в 1700 г., привез из Венеции подсвечники и паникадило, супруга валашского господаря в 1701 г.- митрополичье облачение и большую серебряную лампаду. При строительстве новой, большей по размеру церкви мон-ря Матроны была обретена глава святой. Дата этого события не указана, но говорится, что в это время остров принадлежал генуэзцам (до 1566). Генуэзский правитель выдал мон-рю Матроны документ, подтверждающий, что найденная реликвия - подлинная глава святой. Данному событию посвящен праздник 15 июля, составлена служба, изданная в 1-й раз в Венеции в 1780 г., во 2-й раз - в К-поле в 1815 г. и в 3-й раз, исправленная прп. Никифором Хиосским,- в 1819 г. в составе «Нового Лимонаря» (ΝΛ. 1819. Σ. 45-51) (впосл. неоднократно переиздавалась). В апр. 1822 г. мон-рь Матроны и ее гробница были разграблены и сожжены турками. Мощи святой и церковная утварь оказались во владении паши Бурсы. Одной рабыне-христианке удалось спасти святыни. Она передала их на Афон. Так в монастыре Зограф оказалась честная глава М., в Дионисия преподобного монастыре - десница и Псалтирь, принадлежавшие святой, дискосы, потиры и рукописи из мон-ря М. Части мощей М. хранятся также в мон-ре свт. Николая Чудотворца на Санторине, в мон-ре Матроны на о-ве Идра и в прп. Дионисия Олимпийского монастыре близ Литохоро. С 1912 по 1970 г. в Хиосе на месте мон-ря Матроны существовала поклонная часовня М., а в 1970 г. была построена ц. прп. Матроны (принадлежит «Истинной Православной Церкви» Греции). К северо-востоку от с. Меса-Дидима построен мон-рь прп. Матроны (Халандрон). Он был основан по указанию М., к-рая являлась во сне местному богатому землевладельцу Роидису с требованием превратить строившуюся им башню в монастырь. Ист.: BHG, N 1220; ΝΛ. 1819. Σ. 26-51 (2-я паг.); Арсений (Иващенко), архим., ред. Нила митр. Родосского 4 неизд. произведения. М., 1891. С. 1-54; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 11. Σ. 296-310; Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 186-188; Τσμης Δ. Μητερικν. Θεσ., 1990. Τ. 1. Σ. 162-205. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 325; Janin R. Matrona di Chio, santa//BiblSS. T. 9. Col. 103-104; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 328; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 20092. Τ. 2. Σ. 223-224. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562594.html

За богослужением было много молящихся, хотя официально об этом событии не объявлялось. В тот же день гроб с честными останками подвижницы был перенесен в Свято-Покровский женский монастырь на Таганской улице. Это стало огромным торжеством для насельниц Покровской обители, поскольку еще до перенесения честных останков блаженной старицы Матроны матушка-настоятельница и сестры часто ездили на Даниловское кладбище на ее могилку, молились ей, служили панихиды и каждый раз чудесным образом, по молитвам Матронушки, получали помощь в просимом. Они торжественно при колокольном звоне встретили останки подвижницы. С этого момента началось паломничество в обитель тысяч верующих людей, чтущих святую память праведной старицы МатроныМатронушки, как ласково называли ее в народе. О ее дерзновении в молитве пред Господом знали не только в Москве или Тульской области, где она родилась и жила, но и в других странах ближнего и дальнего зарубежья. Чтобы поклониться ее останкам и отслужить панихиду, к ней ехали со всех уголков России, с Украины, Молдовы, Приднестровья, Белоруссии, республик Северного Кавказа, из Австралии, Америки, Швейцарии, со Святой Земли и многих других мест. По благословению матушки-настоятельницы сестрами была заведена особая книга, куда тщательно заносились случаи чудесной помощи, оказанной верующим по молитвам блаженной Матроны. Свидетельницами чудес не раз становились и сами насельницы Покровского монастыря, твердо верящие, что именно блаженная Матронушка помогает им в восстановлении обители. Все свидетельства о благодатной помощи блаженной старицы Матроны направлялись сестрами Покровского монастыря в Комиссию по канонизации. Прославление блаженной Матроны Работа комиссии по канонизации Не один месяц продолжалась работа Комиссии по канонизации святых Московской епархии, которая по благословению Свя тейшего Патриарха рассматривала вопрос о прославлении праведной Матроны. Многие апокрифы вокруг блаженной Матроны сильно затрудняли работу комиссии. По словам игумена Дамаскина (Орловского): «Возникают проблемы и в области свидетельства о жизни, что о подвижнице свидетельствует человек посторонний, как в случае рассказа З.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Святой источник во имя святого великомученика Дмитрия Солунского воссозданный общиной храмов деревни Артёмово и усадьбы «Мураново» в 2005 году. 56° 5 " 21.64 " N, 36° 48 " 20.64 " E Деревянная часовня на сельском кладбище, отмежеванном во 2-й четв. XIX в., была сломана в ХХ в. Новая деревянная же однокупольная часовня эклектичной архитектуры выстроена в 2001-2002 гг. рядом с братской могилой по проекту арх. А.М. Тоняна. 55° 41 " 54.36 " N, 37° 3 " 11.17 " E Небольшая деревянная рубленая часовня (первоначально планировалась церковь-часовня) построена на средства местных жителей. Одноглавая, под четырёхскатным шатром, с повалами на фасадах. Освящена в 2012 г. 54° 54 " 36.28 " N, 37° 25 " 11.29 " E Кирпичная часовня при больнице им. Семашко, сооруженная в 2010-2012 гг.. Одноглавая постройка, близкая к сооружениям неорусского стиля. Освящена 04.11.2012 г. 55° 51 " 50.38 " N, 38° 12 " 36.85 " E Часовня устроена в нижнем ярусе деревянной шатровой колокольни при Скорбященской церкви, выстроенной в 2001 г. 55° 26 " 53.52 " N, 37° 29 " 53.32 " E Кирпичная часовня, выстроенная над чтимым источником в лесу, неподалёку от территории санатория Ерино. Чуть ниже расположена открытая купальня. 55° 29 " 32.76 " N, 37° 45 " 5.54 " E Деревянная часовня, построенная Ф.И. Руснак. 55° 59 " 8.90 " N, 37° 6 " 8.61 " E Деревянная однокупольная часовня на территории Центральной клинической больницы восстановительного лечения. Построена и освящена в 2005 г. 55° 40 " 57.04 " N, 37° 54 " 51.77 " E Кубическая кирпичная шатровая часовня. Выстроена в память 60-летия Победы. Интересно убранство фасадов здания гжельской майоликой. Приписана к Георгиевскому храму (Игнатьево). 55° 40 " 55.57 " N, 37° 17 " 35.49 " E Одноглавая надкладезная часовня современной архитектуры в западной части двора Гребневской церкви. 55° 39 " 37.48 " N, 39° 52 " 52.49 " E 56° 7 " 0.17 " N, 38° 30 " 6.18 " E Деревянная часовня в виде четверика с Крестом. 56° 11 " 48.32 " N, 37° 38 " 22.96 " E Кубическая часовня с небольшой главкой, построена по инициативе администрации посёлка на средства прихожан и благотворителей у памятника землякам, павшим в боях Великой Отечественной войны.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

Вершинино. Часовня Николая Чудотворца. Никольская часовня Карта и ближайшие объекты Вершинино (Погост, Вершинино, Шишкина, Горы) расположено в северо-западном углу Кенорецкого плеса на полуострове, объединяет четыре деревни: Погост, Вершинино, Шишкина, Горы. Административный центр Плесецкого сектора национального парка. Часовня Св. Николая Чудотворца украшает не только Вершинино, но и все Кенозеро. Трудно представить Кенозерский национальный парк без этого замечательного памятника. Точный возраст часовни неизвестен, но она существовала задолго до 1846 г. В конце XIX в. часовня была перестроена. В начале ХХ века у часовни еще не было колоколенки. Это видно на фотографии И.Билибина, сделанной в 1902-1905 гг. Её пристроили чуть позже, но в стиле местных часовен. А к 1980-м годам часовня почти разрушалась. Описание часовни в книге Г.П.Гунна " Каргопольский озерный край " . Часовня в то время еще не была отреставрирована: " На вершине холма одиноко стоит Никольская часовня XVIII в. Часовня видна со стороны озера издалека, и это едва ли не единственный пример такого положения культового здания в Кенозерье. Ее можно назвать прототипом клетских часовен Кенозерья; подобно старому дереву, она раскидала свои семена по озерным берегам. Часовня так прекрасна по форме, с таким смелым взлетом клина кровли, что и в поздней тесовой обшивке не теряет своего очарования. Ее можно рассматривать бесконечно, находя все новые выигрышные точки. Этому способствуют и рельеф местности и природный фон - открывающийся с холма озерный простор. Поставлена часовня не на самой высокой точке верхнего плато, а слегка на скате холма, так что южная стена значительно выше, чем северная, но такая постановка при рассматривании здания снизу придает ему величавость. Часовня как бы закрепляет вершину высокого берега и, одиноко стоя среди широкого оголенного пространства, выглядит монументальным сооружением. Но вблизи - и это свойство многих памятников деревянного зодчества - она кажется совсем небольшой, размеры ее соотнесены с человеком, она может показаться даже приземистой, вросшей в склон холма, как смотрится , например, часовня с восточной стороны, откуда особенно четко рисуется силуэт ее кровли с изящно врезанной главкой. " (Г.П.Гунн).

http://sobory.ru/article/?object=00295

Молитвами святой праведной Матроны Московской да укрепит Господь всех страждущих, больных, слепых, недугующих, всех тех, кто, выслушав тяжелый диагноз от врачей, теряет всякую надежду. Матрона — молитвенница о всех скорбящих, поэтому сегодня мое слово в первую очередь к тем, кто физически страдает, кто находится в болезнях, в стесненных обстоятельствах, когда и близкие отступают, и охватывает тяжелое чувство одиночества. Молитесь святой праведной Матроне. Она будет с вами, потому что прошла через все это в течение своей земной жизни, и ваша скорбь ей близка, и ваши тяжелые обстоятельства для нее очень близки и понятны. Может быть, потому и приходят в эту обитель люди в таком множестве, потому что Матрона их слышит и, вознося святые молитвы к престолу Божиему, помогает всем просящим. Молитвами старицы Матроны да укрепит Господь веру православную в нашем народе, особенно в Первопрестольном граде. Да поможет людям колеблющимся оставить всякие колебания и твердо стать на путь спасения, особенно тем, кто в болезни, кто проходит через тяжкие испытания, связанные с потерей зрения или иным ущербом для здоровья. Чтобы эти люди обрели мир душевный, спокойствие и уверенность в том, что ничто не происходит без воли Божией, а значит, и скорбь, данная по таинственной и непонятной для нас причине, несомненно, необходима для спасения каждого, кто страждет. Молитвами святой праведной Матроны Московской да хранит Господь всех нас! Да сохраняет Он и сию святую обитель, в которой бережно оберегается память святой Матроны и возносится к ней горячая молитва. Призываю благословение Божие на матушку игумению, благодарю ее за многие труды, которые видны большинству паломников и прихожан обители. Дай Бог, чтобы у вас и дальше хватало сил и крепости служить великому делу прославления святой Матроны, через которое многие приобщаются к вере в Господа. Молитвами святой праведной Матроны да хранит Господь всех нас в вере, единстве, любви и сострадании друг к другу, особенно к тем, кто пребывает. в скорбях. Аминь.

http://radonezh.ru/2023/05/02/svyateyshi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010