Протоиерей Владимир Вигилянский: Люди шли добиваться прозрачности выборов Еще за полтора часа до начала митинга было понятно, что всё идеально подготовлено, что на площади царит приподнятое настроение у москвичей и очень спокойное и деловитое настроение у полицейских – такое же, какое я видел у охраны в очереди к Поясу Пресвятой Богородицы. 11 декабря, 2011 Еще за полтора часа до начала митинга было понятно, что всё идеально подготовлено, что на площади царит приподнятое настроение у москвичей и очень спокойное и деловитое настроение у полицейских – такое же, какое я видел у охраны в очереди к Поясу Пресвятой Богородицы. Протоиерей Владимир Вигилянский присутствовал 10 декабря на Болотной площади на митинге протеста против фальсификации выборов. Своими впечатлениями от акции он поделился с читателями ПРАВМИРа. На митинге 10 декабря на Болотной площади я был в качестве наблюдателя от Общественного совета ГУВД г. Москвы, членом которого являюсь четвертый год. Пожалуй, это было единственной мотивацией моего появления на массовом мероприятии. Я никогда, даже до моего священства, не бывал на митингах, кроме одного случая – в ночь с 3 на 4 октября 1993 года, когда я дежурил в «Московских новостях» и вышел на Тверскую улицу, чтобы купить что-то к чаю… Дело в том, что у верующего человека, тем более – у священника, есть другие уникальные способы «влияния» на общественные и политические процессы в стране – это молитва. Для людей с другой ментальностью такое объяснение не очень понятно. Вспоминаю, как я в 1987 году был посредником между диссиденткой Зоей Крахмальниковой, получившей срок за издание религиозного журнала, и псково-печорским старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), которому передал от нее письмо. Отец Иоанн тогда для Зои Александровны послал целую сумку «святынек» и сказал на словах, чтобы она не беспокоилась, что монастырь за неё уже несколько лет ежедневно молится. Она очень болезненно восприняла это послание и с досадой сказала: «Почему они все боятся власти, даже владыка Антоний, сидя в безопасной Англии, не написал письмо протеста, а сказал, что будет за меня молиться у Престола». Что на это ответишь? Всё равно не поняла бы.

http://pravmir.ru/protoierej-vladimir-vi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что такое настоящее покаяние? 15 мин., 12.11.2018 Таинство покаяния, исповедь. Это священнодействие Церкви, в котором Господь прощает кающемуся христианину его грехи. Но почему бывает так, что после исповеди человек впадает в тот же самый грех, который только что исповедал? Всегда ли Бог прощает грехи кающимся? Может ли священник нарушить тайну исповеди? Наконец, что такое — настоящее покаяние? На эти и многие другие вопросы о Таинстве сегодня отвечает священник Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Батюшка, на исповеди человек открывает священнику самые потаенные уголки своей души. Это ведь очень личное общение. И начать разговор о таинстве покаяния хотелось бы с довольно неприятного вопроса. Люди, получившие образование в советское время, хорошо помнят сюжет романа Этель Войнич «Овод». Там описана трагедия молодого человека, который на исповеди рассказал священнику о своем участии в революционном кружке. И священник его предал. В результате молодой человек разочаровался в религии, возненавидел Христа и в конце концов был расстрелян за участие в революционном движении. Так вот вопрос: возможно ли такое сегодня у нас в Церкви? Вернее — бывают ли ситуации, когда священник, по каким-то очень важным причинам, имеет право нарушить тайну исповеди? Я считаю, священник не может рассказывать о том, что услышал на исповеди. Разглашение тайны исповеди — это автоматическая духовная смерть для самого себя. Если священник дерзнул разгласить тайну исповеди, — при любых обстоятельствах, даже при грозящей государству опасности, — то я считаю, что этот священник уже не достоин носить сан. Потому что тайна исповеди — это один из основополагающих пунктов присяги священника, которую он дает перед рукоположением. Канонически эта традиция не закреплена. В истории Церкви существовали критические периоды, когда возникали практики оглашения тайны исповеди, связанной с опасностью для всей Церкви в целом или для общества. Однако даже в этом случае всегда подчеркивалось, что оглашается то, что угрожает Церкви и обществу, но не указывается тот, кто сказал об этом на исповеди. При этом, по прошествии времени такие практики всегда отменялись и даже осуждались. По общему убеждению современного духовенства, так же как в понимании древней монашеской традиции, не может быть никакой причины, которая оправдывала бы несохранение тайны исповеди. Доверие к исповедующему священнику важнее, чем любые другие соображения.

http://foma.ru/svyashhennik-igor-fomin-p...

Семья Семья – это таинство рая 30 Что такое христианская семья Сегодня вопросы, что такое христианская семья и что такое брак, требуют серьезного осмысления. Я вижу у нас на приходе много молодых людей, которые запутались и не понимают, что они хотят увидеть в своей семье. В их головах существует масса штампов отношений между юношей и девушкой, на которые они ориентируются. Современным молодым людям очень сложно найти друг друга и создать семью. Все смотрят друг на друга под искаженным углом: одни – почерпнув свои знания в «Домострое», другие – в телепрограмме «Дом-2». И каждый по-своему пытается соответствовать прочитанному или увиденному, при этом отказываясь от собственного опыта. Молодые люди на приходе очень часто смотрят вокруг себя в поисках пары, которая могла бы соответствовать их представлениям о семье, и боятся, как бы не ошибиться, ведь православная семья должна быть именно такой-то. Это очень большая психологическая проблема. Второе, что усугубляет эту проблему, – неразделение понятий: что является природой семьи, а что является ее смыслом и целью. Недавно я прочел в одной проповеди, что целью христианской семьи является деторождение. Но это неправильно и стало, к сожалению, необсуждаемым штампом. Это можно назвать целью мусульманской, буддистской, любой другой семьи. Деторождение является природой семьи, но отнюдь не целью. Оно заложено Богом в отношения между мужем и женой. Когда Господь создавал Еву, Он сказал, что нехорошо человеку быть одному, и не имел в виду только деторождение. Первое признание в любви В Библии мы видим христианский образ любви и брака. Здесь мы встречаем первое признание в любви. Адам говорит Еве: кость от костей моих и плоть от плоти ( Быт.2:23 ). Вдумайтесь, как это прекрасно звучит. В самом чине венчания сначала говорится о помощи друг другу, а потом только о восприятии рода человеческого: «Боже святой, создавший из праха человека, и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле». И потому многодетность тоже не является целью. Если семье поставить такую задачу: обязательно воспроизводить и воспроизводить, то может возникнуть искажение брака. Семьи не резиновые, у каждого свой ресурс. Нельзя ставить такую колоссальную задачу, чтобы Церковь решала демографические проблемы государства. У Церкви другие задачи. Всякая идеология, которая вносится в семью, в Церковь , – страшно губительна. Она всегда сужает ее до каких-то сектантских представлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

2.11. Великое искушение Авраама 2.12. Что такое завет Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 2.11. Великое искушение Авраама И, наконец, седьмое и восьмое богоявления связаны с принесением в жертву сына Авраама – Исаака. Перед нами встает вопрос, который часто вызывает недоумение даже у самих православных. Вопрос этот ставится таким образом: зачем же Богу нужно было проверять веру Авраама? Разве Бог не знал, что Авраам в него верует, когда уже Авраам поверил Богу, и вера эта вменилась ему в праведность? Иногда формулируют более жестко: разве можно так издеваться над отцом, велеть ему принести в жертву собственного сына, зачем это было нужно? Обычный ответ — в этой жертве мы видим прообраз крестной жертвы Сына Божия, — сразу проблему не снимает. Стоит ли ради создания прообраза так жестоко обращаться с Авраамом? Говорят: нет, все-таки Бог у вас какой-то злой, с людьми зло и нехорошо обращается, – нам Бог такой не нравится. А Авраам – просто фанатик. Бог, конечно, в нашей защите не нуждается, но, тем не менее, хотя бы для своего собственного уразумения здесь, наверное, все-таки нужно что-то сказать. Давайте подумаем, может быть, Авраам приобрел в результате что-то такое, чего никаким другим образом приобрети невозможно? Что же Авраам мог переживать, чувствовать помимо великой скорби от необходимости принесения этой жертвы? Ключом могут служить слова Господа Иисуса Христа, сказанные иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56), – когда, в какой момент увидел и возрадовался Авраам, когда он умер задолго до Христа? – сказали Ему иудеи: «Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?» (Ин. 8:7). Святитель Иоанн Златоуст комментирует это так: «под днем Он разумеет здесь день Христа, который Авраам прообразовал принесением овна и Исаака. Этим показывает, что не по неволе идет на страдания (Господь), потому что хвалит Того, Кто радовался о кресте, так как крест был спасением вселенной» т. 8, c. 362]. Итак, святитель Иоанн Златоуст утверждает нам, что Авраам радовался именно о Кресте и о дне Креста.

http://sedmitza.ru/lib/text/430874/

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - декабрь 2010 г.   После подачи в суд на выставки «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство» устроители их неоднократно выступали в прессе с такими обращениями к верующим: «Какие же вы христиане? Вы претендуете на знание самой истины, а где же ваша любовь? У христиан не должно быть врагов. Они всех любят и прощают». И прямо в зале суда предлагали заключить перемирие, не отказываясь при этом от своего отношения к Церкви. Мне кажется, что в их предложении было не просто кривляние, а покушение на что-то весьма существенное в человеческой жизни. Не напоминает ли это историю, описанную как-то в «Русском Доме», о православных христианах, получивших благословение от своего духовника на учебу в ГКА им. Маймонида, знаменитого иудейского раввина, который провозглашал: «Подобает убивать и бросать в ров погибели Иисуса из Назарета и всех его последователей»? Станислав Бабурин, г. Москва Принятие этого предложения кощунников было бы равносильно нашему косвенному участию в богохульных «перфомансах». Не существует христианской истины и мистики, отделенной от нравственного порядка. Дружба с сознательными врагами Христовыми есть презрение к нравственному порядку, то есть разрушение здания всей христианской жизни. Существенным свойством христианского сознания (в отличие, например, от гностицизма) является включение в него нравственного измерения. Без нравственной жизни можно предложить все что угодно, даже якобы «знание», но истинного знания или мудрости в христианском смысле этого слова без нее не существует. Мы можем проследить в самой обыденной христианской жизни последствия этого разрушения христианского сознания — пример, который Вы приводите, весьма характерен. Что такое отказ иметь врагов? Там, где разрушено христианское видение мира, а затем и нравственное содержание христианской жизни, остается только опустить человека до самого жалкого состояния. Остается только предложить низость и подлость как идеал, как высшую добродетель. Такого результата несомненно добиваются те, кто объясняет, что христианин — это существо, у которого нет врагов, и что Церковь — общество, которое не может иметь врагов. Странно, что такое отношение слывет у кого-то евангельским, ибо заповедь «любите врагов ваших» предполагает прежде всего различие между друзьями и врагами. Идея сражения, войны с врагами (не только невидимыми, но и видимыми) занимает такое место в писаниях святых отцов, что можно только удивляться чьим-то попыткам каким-то образом ее затемнить.

http://moral.ru/dom_1210.html

архиеп. Евдоким (Мещерский) Ноябрь 11. – О «вере. Вера есть уверенность в чем-нибудь невидимом, непостижимом. Как ни ясно это понятие веры, но простой – неученый все не поймет, что это такое вера – уверенность. Ему нужно указать на что-нибудь такое видимое, в чем бы он веру видел. Скажи и докажи – это такое требование, без удовлетворения которому никого ни в чем не уверишь. Скажи и докажи или покажи, укажи. 12. Иоанна Милостиваго. Он учил: Братия и чада моя не скоры бывайте ко осуждению: многажды бо грех согрешающаго видим, покаяния же его, отай творимаго не вемы. Божественная литургия, за умершия совершаемая, зело душам помогает. Бысть в Персиде пленник и проч. Жена, в тяжек грех впадши и сего не могущи исповедати Отцу Духовному студа ради, како молитвами Его получи прощение. 13. Иоанна Златоуста . Таковыя болезни приходят человеком грехов ради их, говорил Зл. больному, и маловерия ко Христу. Аще убо всею душею веруеши, яко мощен есть Христос исцелити тя, и отступиши от первых злых дел твоих, то узриши славу Божию. Вечер 9 час. С чего начать? – От кого мне узнать, чему я должен веровать, как я должен жить, что я должен делать, на что должен надеяться? Как нам должно и надобно жить в этой жизни? 14. А. Филиппа. – Нафанаил под смоковницею молился Богу. Иисус Христос , как Бог, видел это. Опять литургия, литургия, Божественная литургия. Как получить от Бога благословение? – Благослови Его, и Он благословит тебя. 15. Благословение Божие – помощь, вразумление, подкрепление от Бога. Если, начиная дело с благословения Божия, и не сделаешь и не кончишь своего дела, или не хорошо кончишь, то уже и это хорошее дело сделаешь, что Бога восхвалишь, благословишь. Хорошее дело славить Бога. За это Он рано ли поздно ли прославит тебя; в стыде не останешься, не в этом, так в другом деле тебе поможет, подкрепит, ободрит, вразумит. 16. Один грешник долго мучился, скорбел о том, что он грешен, – мучился, скорбел и никак не мог успокоить себя. Что ты мрачен, печален? спросил его некто, пришедший к нему. – Так что-то не весело, отвечал он сначала, а потом прибавил: грехов ради моих скорблю.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

В чем сущность Православия? Лекция профессора Осипова Что такое Православие? Все мы слышим: Русская православная церковь, Константинопольская… но что есть Православие как таковое? Узнаем из лекции профессора Осипова. 5 мая, 2015 Что такое Православие? Все мы слышим: Русская православная церковь, Константинопольская… но что есть Православие как таковое? Узнаем из лекции профессора Осипова. Как православному человеку объяснить другим людям, в чем суть его веры? Ведь и католики, и протестанты тоже веруют во Христа, читают Евангелие… Чем особенна тогда именно Православная вера? На этот вопрос профессор Алексей Ильич Осипов попытался ответить в своей лекции «Суть Православия», прочитанной в Свято-Даниловом монастыре в 2001 году. Предлагаем читателям текст и аудиозапись этой лекции. Что такое Православие? Все мы слышим: Русская Церковь, Константинопольская – но что есть Православие как таковое? Я, как богослов, постараюсь дать картину не исторического развития Православия, а попытаюсь ответить на прямо поставленный вопрос: что оно есть. Сам термин «православие» достаточно древний: он появился в конце третьего – начале четвёртого века, обусловлен был появлением новых, еретических движений, которые породили те споры, продолжающиеся до сего времени. Именно в то время для того, чтобы выразить направление христианства, что идёт из начала, и появился термин православие – «ортодоксия». Приведу одну буддийскую притчу, которую все знают, но смысл её не тот, который я хочу сказать. Слона ощупывают несколько слепцов с разных сторон, и каждый даёт своё определение слона: один щупает ногу: «Ах, это пальма!» Другой попал на хвостик: «А, это змея». Третий напоролся на клык: «Это соха». Четвёртый дотянулся до ушей: «Слон – это лопух». Пятый трогает туловище: «Это бочка». Каждый из них передаёт свой опыт познания, реальный, не фантастический, опыт переживания через чувства той реальности, которую он пытается осознать. Совершенно разные представления об одном и том же. Теософы делают отсюда выводы совсем другие, и в индуизме идея эта широко распространёна: Божество непознаваемо, и каждый создаёт своё представление на основании узкого, слепого опыта. Но я хотел бы сказать об ином видении: слепые ощупывают, и у них создаётся ложный опыт, ибо они не видят. А если бы кто увидел? Тот, у которого есть глаза?

http://pravmir.ru/v-chem-sushhnost-pravo...

Небесная Заступница «Да не забудут люди дел Божиих» «Софийский временник» С лишком пятьсот лет назад в Москве совершилось достопамятное событие. Это было 26 августа (8 сентября) 1395 года… Утро, но жители Москвы уже на ногах и все стремятся на Кучково поле, — туда, где стоит теперь Сретенский монастырь. Что же такое случилось? Отчего народ, забыв все, взволновался до глубины души и пришел в такое движение? На Руси есть пословица: «Кто в море не бывал и бури не видал, тот Богу не молился». Значит, что-нибудь особое, необыкновенное, грозило русскому народу… Русский народ хорошо знал, что такое нашествие и погромы монголов. Голод, мор, война и землетрясения, соединившись все вместе, не причиняют такого вреда, как монголы. Русский народ не забыл еще погрома Батыева, не забыл страшного опустошения, обезлюдившего землю Русскую. Но вот надвигалась новая грозная туча. Сперва глухо, потом все громче и громче стала носиться молва, что где-то там, в далекой Азии, «от заацких татар, от самархиньския земли, от Синия Орды, иже бе за железными враты, востал некоторый царь», который своей силой и нечеловеческой лютостью превосходит всех дотоле известных губителей. Мало и смутно знали о нем русские люди, но и то хорошо было им известно, что этот царь «горее давнего ипуще прежнего бысть лют разбойник». Каков ужас объял наших предков, когда они услышали, что этот страшный царь, «егоже некогда в повестех слышахом далече суща под востоки солнечными, ныне же близ яко при дверех…»! Кто же был этот новый страшный губитель? Настоящее имя этого ужасного человека, безпощадно истреблявшего и людей, и то, что было создано тысячелетними трудами рук человеческих, — Тимур Ленг, что значило «Тимур Хромой», а нашипредки называли его Темир Аксак, «еже протолкуется железный хромец». Этот Тимур Ленг или Тамерлан, собрав дружину ив лихих боях заслужив прозвание «богатыря», задумал покорить всю вселенную… Его неукротимая отвага приковывала к нему воинов. Заслышав привычный крик вождя, завидев взмах его кривой сабли, они бросались как тигры, почуявшие кровь.

http://pravoslavie.ru/4441.html

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте, я стеснялся, и сейчас тоже, скорее всего, стесняюсь Бога, т.к. думаю, что если поставлю на аватарку или ни с того ни с сего, просто специально буду писать в группе однокурсникам о христианстве, хотя не вижу в этом смысла, ведь мне все равно на аватарку, и зачем писать другим, когда меня не спрашивают про мою веру. Но я хочу перестать стесняться Бога и не хочу быть как фарисеи. Как мне быть в данной ситуации? Вроде соц. сетью пользуюсь только по делу, да и нет тех, кто бы следил за моим профилем (наверное) и не знаю что делать, как перестать стесняться Бога. Помогите, пожалуйста Похожие вопросы 5 Ответов Специально не говорите о христианстве, но только если спросят. Своё верование не скрывайте, не прячьте и не стесняйтесь никого. Конечно, этого специально делать не нужно. Вот ответ свт. Феофана Затворника на учение баптистов о том, что обязательно надо публично перед всеми, безо всякой необходимости, озвучивать свою веру во Христа: «Однажды, – пишешь ты, – он много толковал вам о том, что непременно надобно устами исповедать Иисуса Христа и что, как только кто исповедует Его устами, тотчас делается приявшим Его, и Он исполняет его и хранит Своею благодатию. К одному он очень приставал: исповедуй, исповедуй; но тот не согласился. Говорил: совестно как-то». И хорошо очень сделал, что не согласился. Прав дух у него, потому что такое исповедание, ни с того ни с сего, противно воле Божией. Чуткая совесть этого доброго христианина и не позволила ему этого сделать. Это было бы фанфаронство и фиглярство. Исповедание Иисуса Христа есть великий подвиг, и Господь обещал за него исповедать исповедавшего Его пред Отцем Небесным ( Мф. 10, 32 ). Но в каких данное обстоятельствах исповедание так ценно в очах Господа? – В таких, когда предлежит или исповедать свою веру в Господа Иисуса Христа и за то тут же подвергнуться страшным мукам и быть замучену до смерти, или отвергнуться Христа и принесть жертву идолам. Исповедающий Христа в таких обстоятельствах в духе уже подъемлет мученичество. Оттого исповедание его так и ценно. В Церкви Божией исповедники стоят наряду с мучениками. Мученики – те, которые, исповедав Христа, были мучены и замучены до смерти; а исповедники – те, которые, исповедав Христа, были мучены, но по какому-либо случаю не были замучены до смерти. Вот о каком исповедании говорит Господь! Почему оно стоит у Него вместе с противоположным ему отвержением Его.  «А иже», говорит,  «отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже есть на небесех» ( Мф. 10, 33 ). А у вас там есть ли такие обстоятельства, что или исповедуй Христа и страдай, или отвергнись Его, и живи счастливо?! Нет. Стало быть, нет возможности явить и такое исповедание, которое столь ценно в очах Божиих. Пофанфаронить же, пофиглярничать всегда есть возможность. Выбеги на улицу и кричи: верую во Христа и исповедую. Но такое исповедание будет на ветер, как и то, которого требовал учитель ваш.

http://azbyka.ru/vopros/stoit-li-vsem-i-...

Содержание От редакции [Часть первая] Что такое каноний и каково значение его содержания Что расписано слева Что расписано справа Что расписано в «колесе» Почему в левой диаграмме счет идет с 19-го лунного года, а не с первого Что такое эмболимические [месяцы] и что такое эпакты луны О расположенных в канонии слева еврейских месяцах и их числах, каковы они и почему различаются О протяжении лунных лет и совокупности дней Как усекается один лишний день эмболимических месяцев и в каком году О том, что упятеряющими и ушестеряющими лунные годы также усекается избыток, хотя и в другом году Ради чего они упятеряют годы луны и почему ошибаются в ее исчислении, и чем отличается их год от того, который вычисляется нами Какое и из-за чего происходит добавление эмболимических месяцев в лунные годы. И откуда всегда начинается первый и где кончается последний О месяце Пасхалии Об отступлении от пасхи Закона и о празднестве Христовом, от какого и до какого дня оно расписывается в канонии От какого римского месяца расписывают Пасхалию и все годы луны «умножающие на пять и шесть» и почему, как и в какие годы они считают 14-й день первого еврейского месяца пятнадцатым и шестнадцатым О годах Адама, сколько их всего и как из них найти текущий год солнца и луны, и високоса Как иначе рассчитывается год солнца, луны и високоса Изъяснение способа, которым из этого канония можно рассчитать Пасху на каждый год О 10-м дне седьмого месяца, как узнается и он О заговеньи к святому Посту, как для всякого года узнать этот день Что необходимо соблюдать в левой части «канония» во всякий високос Об эпактах солнца, каковы они и для чего мы ими пользуемся Как найти, каким числом каждого месяца является день недели Какие солнечные годы оказываются без эпакт О добавочных днях, каковы они и откуда происходят Об эпактах луны, как они считаются Как мы находим число в каждом лунном месяце Об эпактах солнца, как считаются они Почему солнечные годы имеют то равные друг другу, то избыточные эпакты Как можно иначе определить эпакты солнца и луны О Рождестве Господа по плоти, Крещении и Страстях, в котором году солнца и луны произошли они и в какой день недели Из-за чего год Рождества Господа записывается в другой год индиктиона, и почему и откуда считается индиктион О предсказании к Захарии и годах Иоанна и Спасителя [Часть вторая] Разъяснение второго канония [О «колесе».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010