Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 59. Об ангельской воле Далее мы рассмотрим вещи, связанные с ангельской волей. Во-первых, мы рассмотрим волю как таковую; во-вторых, ее движение, суть любовь. Относительно первого будет исследовано четыре пункта: 1) есть ли у ангелов воля; 2) является ли воля ангела его природой или его умом; 3) обладают ли ангелы свободой воли; 4) присущи ли пожеланиям вспыльчивость и похотливость. Раздел 1. Есть ли у ангелов воля? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что у ангелов нет воли. В самом деле, Философ утверждает, что «воля находится в разуме» 233 . Но ангелам присущ не разум, а нечто такое, что превышает разум. Следовательно, у ангелов есть не воля, а нечто такое, что превышает волю. Возражение 2. Далее, согласно Философу воля есть стремление 234 . Но стремление есть нечто несовершенное, ибо оно желает того, чего лишено. Поэтому, коль скоро в ангелах, в особенности же в блаженных, нет никакого несовершенства, то кажется, что у них нет и воли. Возражение 3. Далее, Философ говорит, что воля есть одновременно движущее и движимое, поскольку приводится в движение мыслимым предметом стремления 235 . Но ангелы, будучи бестелесными, неподвижны. Следовательно, у ангелов нет воли. Этому противоречат слова Августина о том, что образ Троицы отпечатлен в душе через наличие памяти, мышления и воли 236 . Но образ Бога отпечатлен не только в душе человека, но также и в уме ангела, ибо и ангелу доступно познание Бога. Следовательно, у ангелов есть воля. Отвечаю: необходимо признать наличие воли у ангелов. Дабы это было очевидным, надлежит помнить, что коль скоро все вещи проистекли из воли Божией, то все они, каждая по-своему, склонны стремиться к благу, хотя и различными способами. Некоторые, например растения и неодушевленные тела, расположены к благу естественным расположением, т. е. без познания. Такое расположение к благу принято называть «естественным стремлением». Другие, со своей стороны, испытывают расположенность к благу, но уже с некоторой долей познания; не в том смысле, что им ведом сам аспект благости, но в том, что они способны схватывать некоторые частные блага, чувственно воспринимая сладкое, белое и тому подобное. Расположение, которое следует из такого схватывания, называют «чувственным стремлением». Третьи же имеют расположение к благу посредством познания, благодаря которому они постигают аспект благости, и таково свойство ума. Такая расположенность к благу наиболее совершенна, ибо она суть расположенность к благу как таковому, а не определяется к какому-либо частному благу чем-то другим, как это имеет место в случае лишенности познания, и сама по себе определяется не к некоторому частному благу, как это имеет место в случае чувственного познания. Так вот, именно такая расположенность и называется «волей». В связи с этим, коль скоро ангелы благодаря уму познают универсальный аспект благости, очевидно, что у них есть воля.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фрагменты из приходских бесед. Поучение аввы Дорофея “О страхе Божием” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 26 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Отец Алексий: Сегодня мы говорим о третьем поучении аввы Дорофея, которое называется “Поучение о страхе Божием”. Часть нашей прошлой беседы мы посвятили пониманию того, что такое свобода. А теперь, беседуя о страхе Божием, мы поговорим сначала о том, что такое страх сам по себе, потому что страх Божий — это понятие, для мира сего совершено неизвестное и непонятное. Мы знаем, — и у аввы Дорофея об этом тоже упоминается, — что в Писании, в Соборном послании святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова написано: боящийся несовершен в любви и любовь изгоняет всякий страх (1 Ин 4:18) — это великие слова, и тем не менее у нас как одно из основных понятий духовной жизни, благочестия и аскетики существует такое понятие как страх Божий. Как же получается, что с одной стороны — страх Божий, а с другой — любовь Божия, которая изгоняет всякий страх? Насколько страх в принципе сопоставим с любовью, с верой, и что делает страх с человеком? Когда мы начинаем говорить об этом, прежде всего задается такой вопрос: а чего боится человек? И вот, я этот вопрос адресую вам. — Смерти. О. А.: Смерти, да. Еще чего боится человек? — Неверия. — Может, кто-то смерти не боится, а инвалидности боится. — Неопределенности. — Одиночества. — Нарушения той стабильности, которая ощущается в мире. О. А.: Так, а еще чего? — Самого себя боится. О. А.: Самого себя? Это, может быть, как-то трудно сформулировать. Ну, а еще чего? — Болезни. — Обстоятельств. — Жизни. — Наказания. — Потерь каких-то человеческих, жизненных. Отец Алексий: Давайте мы сейчас остановимся, сформируем первую группу “страхов”, которые относятся к тому, что мы называем страхом смерти. Действительно, когда мы говорим, что человек боится боли, боится болезни, темноты, высоты, часто человек боится еще каких-то вещей, страданий, еще чего-то — это все связанно именно со страхом смерти, потому что если бы у человека не было страха смерти, если бы смерть не стояла перед ним, рядом с ним, то он ее не отгонял бы от себя в дальний угол, не боялся бы, например, темноты. Ведь темнота — это неизвестность того, что будет дальше, что может лишить тебя этой жизни.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июнь 2019 г. 14.06.2019 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Что такое послушание? Почему говорят, что послушание выше поста и молитвы? Ведь Христос говорит, что род сей (темные силы зла) изгоняются только постом и молитвой. И мы знаем из житий святых, что постом и молитвой они совершали великие чудеса, даже воскрешали мертвых. С другой стороны, столько соблазнов возникает в Церкви из-за ложного послушания. Когда служат, по существу, не Богу, а человеку. Разве такое ложное послушание не хуже непослушания? А.И. Воробьева, г. Тула Речь идет о послушании во Христе. Тот же пост и молитва должны быть по послушанию Христу. Понять, что такое подлинное послушание, хоть в какой-то степени научиться ему можно только приобщаясь Христу, Его послушанию в великом и малом, существенном для нашего спасения и как будто второстепенном. Мы знаем о Его крестном послушании Богу Отцу даже до смерти. Но Сын Божий смирил Себя даже до послушания людям в самых малых каждодневных делах. Его Пречистая Матерь говорила Ему делать то и это, и Он был послушен Ей, потому что Он — один из нас. Он делал все совершенно, потому что Он — совершенен. И Он делал это как Бог, потому что никогда не переставал быть Богом. Все виды послушания Господа переходят в Церковь. И Он исполняет их, всегда имея в виду Церковь. Если наша вера ослабевает, присутствие тайны Его послушания становится почти невидимой. Это Божественное послушание Христос даровал Церкви. Славою Своего послушания и Своей любви Он постоянно хранит Церковь. И несмотря на все это, тот, кто принял Господа в свое сердце, может совершать тяжкие грехи, тот, кто получил послушание бодрствовать над благом Церкви, может оказаться неверным, тот, кто должен возвещать слово Божие во имя Отца и Сына и Святого Духа, может сам быть постоянно преградой для приходящих к Церкви и смешивать свое слово со словом Божиим. Так что лик Церкви без конца затуманивается, загрязняется, делается неузнаваемым, искаженным грехом. Это есть непослушание относительно того, что Христос положил в основание единения Церкви с Богом.

http://moral.ru/dom-06-2019/

Прямой эфир от 07.03.2015. 21:00. .Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио " Радонеж " . Ведущий - протоиерей Александр Березовский. 09.04.2015 07:57:50 Кульков Сергей Андреевич Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Все было осознанно и искренне раскаянно, но вдруг в какой-то момент понимаю, что мной по-прежнему руководит гордыня, только теперь в более тонком, изощренном образе правоты. Как обрести смирение, когда гордыня научилась так хорошо маскироваться? - Смирение обретается смиренномудрием, когда человек мудро, из альтернативы своего поступка выбирает возможность смириться. Не выбирает свою правоту, а выбирает всегда возможность для того, чтобы смириться. Если человек так поступает, то можем ожидать доброго результата, потому что гордыня вытесняется смирением. Если смирения нет, а человек, будучи гордым, все равно поступает смиренно, что и есть смиренномудрие, то тогда его Господь обязательно замечает и помогает благодатью своей, которая его исцеляет от гордости и вытесняет гордыню, и ее место заполняет смирение. Что является на сегодняшний день главной угрозой православия и вообще для всего мира в целом? - Лукавство. Человек, вместо того, чтобы быть цельным, прямым, послушным Богу, он лукавый, изобретает всякие цирковые трюки для того, чтобы себя продемонстрировать. Казаться, но не быть. - Хотя это многими проповедуется - нужно себя показать. Люди считают, что если человек себя не проявил, то он и не реализовал замысел Божий о себе... - Нет, смотря что проявил и смотря как проявил. Чтобы понять Бога, нужно, чтобы человеку открылось Священное Писание - не просто механически читать, а нужно через Писание услышать, что Бог от тебя хочет. Что такое справедливость с христианской точки зрения? - Справедливость - это когда по воле Божией происходит нечто. - А как я пойму - воля Божия или не воля Божия? - Для этого должен быть навык. Вот как детей мы учим, и в результате нашего постоянного воспитания на протяжении, допустим, 15 лет, ребенок начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Это же не сразу происходит, а только путем очень больших усилий семьи.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О хлюпиках и воинах Христовых. Вымирают ли настоящие мужчины? 14 мин., 22.11.2013 Случилось ли что-то с сильным полом, и если да, где следует искать корни этого явления? Что о мужественности говорит христианство, непрестанно обвиняемое в пропаганде мягкотелости, непротивлении злу, а значит — слабости? Что дал в этом смысле нам Новый Завет, и что — Ветхий? Наконец, как быть с тем, что главные покровители семьи — святые Петр и Феврония — являли собой отнюдь не домостроевский пример распределения ролей между мужем и женой? Об этих аспектах нашей «мужской темы» говорим с  протоиереем Максимом Козловым . О каменной стене и «великой русской женщине»  — Отец Максим, давайте начнем с очевидного вопроса: тезис о вымирании «настоящих мужчин» — миф или он все-таки имеет под собой основание? — Можно говорить о том, что вообще исчезает всё настоящее — от продуктов питания (попробуйте купить что-то не генно-модифицированное и не суррогатное) до автомобилей, воды, воздуха. А много ли мы вспомним современных выдающихся произведений иконописи, словесности, церковной архитектуры, которые переживут века? Настоящего — мало, и в данном случае мужчины не исключение. Настоящих женщин больше по понятной причине: чисто статистически. Их и в Церкви больше: на одного молодого человека в московском храме — десять девчонок. Впечатление такое, что и по России соотношение примерно такое же. И получается, что в Церкви у нас такое гипертрофированное ощущение по поводу недостатка настоящих мужчин. Мужчин мало, и поэтому те, которые есть, очень ценятся. Я скажу, как человек, учившийся на филологическом факультете МГУ: мужчина в Церкви — это почти как юноша на филфаке, то есть он ценится просто по факту нахождения там, и это для него вредно. Потому что даже не самая выдающаяся особь, будучи ценимой просто за то, что принадлежит к противоположному полу, вследствие этого терпится со своими слабостями, недостатками, изъянами. А это не стимулирует к росту и к преодолению своих внутренних слабостей, падений и отступлений.

http://foma.ru/o-xlyupikax-i-voinax-xris...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Семь шагов к покаянию. Шаг 2-й — читаем Священное Писание 10 мин., 07.03.2023 Во втором выпуске проекта 7 шагов к покаянию отвечаем на вопросы о том, для кого необходимо покаяние? Чем опасно чувство вины? Какие есть взгляды на то, что такое грех? И как увидеть себя с точки зрения Бога? Великий пост — время покаяния. Но что значит покаяться? Как подготовить себя к этому? Что нужно делать и зачем это вообще нужно? Эти вопросы особенно волнуют тех, для кого покаяние — новый, непознанный и неизведанный жизненный опыт. Этой статьей мы открываем  великопостную серию «7 шагов к покаянию» , основанную на одноименном авторском курсе протоиерея Павла Великанова. Этот курс прежде всего адресован тем, кто никогда еще не был на исповеди. Каждую неделю поста вплоть до Страстной седмицы вы будете получать новые духовно-практические рекомендации и домашние задания, которые помогут вам осознанно пройти путь покаяния от самого начала и до первой генеральной исповеди. Итак, на минувшей неделе при организации покаянного дневника вы выделили раздел, посвященный чтению Священного Писания и, может быть, даже нарисовали «линию времени», разметив на ней весь Новый Завет: Четвероевангелие, Деяния святых апостолов, апостольские послания, Апокалипсис. Кроме того, на отдельном развороте сверху нужно было с одной стороны нарисовать большой плюс, а с другой — большой минус. Это нужно, чтобы отмечать как то, что вам особенно понравилось, что зацепило, показалось пронзительным и глубоким, так и то, с чем вы не согласны. Почему это важно? Так мы учимся понимать, чего именно ждет от нас Бог. Священное Писание — основа для понимания, чего ждет от нас Бог, что такое добро и что есть грех Что такое грех? Понять это можно, только исходя из определенной системы координат. Читая Священное Писание, мы ее себе задаем. Точка отсчета то, как Бог смотрит на нас и на окружающий мир. Священное Писание — это  откровение Бога о Самом Себе. При чтении Писания нужно обращать внимание, что внутри нас на него откликается. Если я просто слежу за сюжетом и ничто меня особо не цепляет, значит, я нахожусь в состоянии глубокой внутренней заморозки. Потому что Писание, в отличие от другой литературы, очень адресно, оно обращено именно к нам, причем не «где-то» и «когда-то», а «здесь» и «сейчас», именно ко мне, в данный момент читающему. Это вызов, призыв, послание, на которое невозможно не отреагировать. И реакция, конечно же, может быть очень разной.

http://foma.ru/poisk-oshibok-2-j-shag-k-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что такое хорошая работа с христианской точки зрения? И где ее искать? 17 мин., 08.04.2014 Что такое хорошая работа с христианской точки зрения и где ее искать? Чему отдать предпочтение: теплым, дружественным отношениям и невысокому заработку? Или карьерному росту, личному развитию в любимой профессии и обособленному положению в коллективе? Советоваться ли с женой (мужем), если намерен сменить работу? На эти и другие вопросы отвечает кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова иерей Стефан Домусчи. Какие профессии выбрать — Сегодня многие, в первую очередь люди, недавно нашедшие себя в Церкви, задаются вопросом: «как мне, человеку с христианским мировоззрением, найти работу, чтобы жизнь не превратилась в ад?» — Мы привыкли ругать неофитов за то, что они перебарщивают. Это действительно так, иногда они впадают в крайности, но часто они делают очень правильные вещи. Например, понимают, что работа может быть не христианской по сути. Дело в том, что люди легко и быстро привыкают к среде, в которой находятся, и не задумываются о том, что среда эта может быть вредна. Как-то я ехал со знакомым священником, в электричке. Он читал популярную брошюру о грехах, в которой, в частности, было написано, что работать парикмахером грех. Ему, да и мне, это показалось забавным. Понятно же, что парикмахер не греховная профессия. Однако я задумался: если автор брошюры так считает, значит у него должны быть на то основания. Ну, например, парикмахер делает модные прически, которые не одобряет этот священник. В конце концов, апостол Петр пишет: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет 3:3-4). Возможно, что священник буквально воспринял апостольские слова и счел работу парикмахера грехом. Но обсуждая это со своим коллегой, я вспомнил и другую историю.

http://foma.ru/s-mesta-v-kareru.html

«Угнанное» детство – как пятилетняя девочка выжила в немецком концлагере 30 апреля, 2015. Лада Ермолинская Среди нас есть люди, у которых до сих пор шрамы от прикладов. Есть те, кого матери заслонили собой от убийства Жизнь Галины Тихоновны нельзя назвать простой, в ней было все. От фашистского концлагеря на территории Германии, куда ее угнали пятилетней девочкой вместе с матерью, до работы в Кремле с соответствующими такой работе привилегиями. При этом то, что было в годы войны, приходилось скрывать не только от властей, но и от самых близких – даже муж Галины Тихоновны, работавший в Девятом управлении, не мог похвастать тем, что знает о ней все. Только так удалось избежать клейма «враг народа». Сегодня Галина Тихоновна Бычкова руководит московской организацией бывших узников фашизма «Непокоренные» . Она по натуре – лидер. Говорит, что этим качеством во многом обязана своему такому непростому лагерному детству, когда не на кого было опереться, и все – самой. Даже если тебе всего 5 лет. Лагерь Бреслау Когда началась война, мне было три года. Первым же постановлением правительства из Москвы эвакуировали всех женщин с детьми. Поэтому мы с мамой, проводив папу на фронт в самые первые дни войны, сразу уехали к родственникам в город Орел. Мы не рассчитывали, что война затянется, думали, переживем лихолетье там, помогая родным по хозяйству (а там был свой дом, корова). Но в 41-м году немцы захватили Орел, а в 43-м начали отступать, и во время отступления погнали молодых женщин, особенно с детьми, как рабов Третьего рейха, бесплатную рабочую силу. Трудовые лагеря – это такие же фашистские лагеря – мы так же были за колючей проволокой, под охраной, и нас так же не кормили, держали на таком же скудном пайке. Нас переправили через Белоруссию, привезли в Польшу, и какое-то время мы жили там. Осознание в экстремальных условиях появляется гораздо быстрее, поэтому я в свои 5 – 6 лет уже понимала, что такое бомбы, что такое окопы, что такое голод и холод, что нельзя себя неправильно вести, иначе получишь плеткой или прикладом. Знала, куда можно идти, а куда нет. Понимала, что нужно сэкономить кусочек хлеба, разломив его пополам, чтобы было что пожевать вечером…

http://pravmir.ru/ugnannoe-detstvo-kak-p...

Епитимья: Лекарство для больной совести «Что такое епитимья? C лышала, что по покаянию батюшка может епитимью наложить, и никто потом, кроме этого батюшки, снять ее не сможет. А что будет, если ее не исполнишь?» — спрашивает читатель «НС». За разъяснениями мы обратились к авторитетным священникам 29 марта, 2010 «Что такое епитимья? C лышала, что по покаянию батюшка может епитимью наложить, и никто потом, кроме этого батюшки, снять ее не сможет. А что будет, если ее не исполнишь?» — спрашивает читатель «НС». За разъяснениями мы обратились к авторитетным священникам Содержание статьи «Что такое епитимья? Я слышала, что, после того как покаешься, батюшка может эту епитимью на тебя наложить, и никто потом, кроме этого батюшки, снять ее не сможет. А что будет, если ее не исполнишь?» — спрашивает читатель «Нескучного сада». За разъяснениями мы обратились к авторитетным священникам. На острове Патмос есть целая роща, высаженная теми, на кого налагали епитимью — посадить дерево ( «старец Амфилохий († 1970), подвизавшийся на острове Патмос, крестьянам в качестве епитимьи на исповеди давал повеление посадить дерево. «Там, где на фотографиях начала нынешнего столетия, запечатлевших холмы возле пещеры Откровения, мы видим только голые и бесплодные склоны, сегодня буйствует лесная чаща» (Еп. Каллист Диоклийский. Через творение к Творцу. М., 1998. С. 3-4)». Показания к применению Для многих православных людей епитимья — это какое-то дисциплинарное взыскание, налагаемое на провинившегося. Такая трактовка верна лишь отчасти. Само слово пришло к нам из греческого, где оно звучало как епитимИя , с ударением на предпоследнем слоге, и действительно означало в том числе и кару, взыскание. Но в духовном смысле это не наказание, а скорее лекарство, чтобы рана, оставленная грехом, быстрее затянулась. Лекарство, которого человек ищет сам, обличаемый совестью. «Епитимья рождается из некоего позыва к правильному действию, которым бы зачеркивалось мое прошлое, — объясняет духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий БРЕЕВ .

http://pravmir.ru/lekarstvo-dlya-bolnoj-...

Закрыть «Десантный батюшка» О новой книге нашего постоянного автора 12.04.2024 13 Время на чтение 9 минут Книга нашего постоянного автора Николая Алексеевича Головкина «Десантный батюшка», посвящена первому священнику, получившему звание Героя России, — протоиерею Михаилу Васильеву (1971–2022), погибшему 6 ноября 2022 года при выполнении пастырского долга. Постоянные читатели «Русской Народной Линии» хорошо знакомы с творчеством нашего неутомимого Николая Алексеевича. А имя убиенного протоиерея Михаила наверняка многие занесли в свои домашние Помянники за упокой. Книга, о которой мы сейчас расскажем, интересна в числе прочего тем, что автор собрал воспоминания самых близких для покойного батюшки людей, а тексты иллюстрируются изрядным числом фотографий, что не просто украшает книгу, но добавляет нам то, что не всегда можно высказать словами. «Для того чтобы понять, что такое подвиг, нужно всегда иметь перед собой некий образ, потому что даже самое красивое и правильное описание этого явления не может дать полного представления о том, что значит подвиг, что значит свершение дел, превышающих человеческие силы, а именно такое действие мы и называем подвигом». Это – слова из проповеди святейшего Патриарха Кирилла при отпевании прот. Михаила. Предлагаем вниманию читателей небольшие выдержки из книги, дабы вы сами смогли сформировать предварительное впечатление о книге, выход которой ожидается ко Дню Победы. «Сколько себя помню, меня всегда окружали военные» «Сколько себя помню, меня всегда окружали военные. Жили мы в Ненецком автономном округе в военном городке, так что я с детства очень хорошо представлял себе, что такое армия». Это была типичная советская семья военных, которые не знали храма, не умели молиться, но идеалы жертвенного служения ближним жили в их сердцах, а их Библией, то есть собранием священных книг, были произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского. У русских классиков юный Миша Васильев учился любить Родину и великую русскую культуру, это и была та благодатная почва, на которой и взошли позже его вера и его мировоззрение, основанные на великих примерах русской истории.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/12/de...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010