Архив Пн Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Верховным имамом шейхом университета «Аль-Азхар» Ахмадом Ат-Таибом 12 апреля 2010 г. 17:59 12 апреля 2010 года в Каире состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Верховным имамом шейхом университета «Аль-Азхар» Ахмадом Ат-Таибом. Во встрече приняли участие Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II , члены официальной делегации Московского Патриархата: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий и другие. Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал А. Ат-Таиба и поздравил его с избранием на должность шейха университета «Аль-Азхар». Обращаясь к собеседнику, Его Святейшество, в частности, сказал: «Я наношу официальный визит Блаженнейшему Патриарху Феодору, он возглавляет Александрийский Патриархат . Я недавно был избран Патриархом Московским и всея Руси, и у нас есть такой обычай: после избрания Патриарха наносить визиты своим собратьям — Предстоятелям Поместных Православных Церквей. Патриархат Александрии — один из старейших Патриархатов, поэтому я и прибыл в гости к Патриарху Феодору. Я также очень рад нашей с Вами встрече. Мы в Русской Церкви хорошо знаем значение университета Аль-Азхар, знаем, что здесь очень сильная богословская школа. Я давно хотел побывать здесь и очень радуюсь в связи с возможностью сделать это. Мне хотелось бы обсудить сегодня несколько важных вопросов, в первую очередь касающихся роли религии в современном глобализирующемся мире. На мой взгляд, мы живем в эпоху, когда во многом решается будущее человечества, и оно будет зависеть от того, какое место в человеческом обществе будет занимать религия. Потому что если та огромная власть, которую человек имеет над природой, над миром, отделена от веры и нравственности, то это ставит будущее под большую угрозу. И это наша общая тревога — христиан и мусульман, всех, кто верит в Единого Бога, кто признает существование объективного понятия добра и зла, это общая тревога всех людей, которые признают такое понятие, как грех. Сегодня род человеческий делится на тех, кто признает наличие греха, и тех, кто вообще не знает этого понятия. Мы как верующие люди знаем, что такое добро, а что такое зло. Мы знаем, что такое Божий нравственный закон. Мы знаем, что отступление от этого нравственного закона является грехом.

http://patriarchia.ru/db/text/1136663.ht...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Поступающим Открыт набор в первый класс гимназии Радонеж Гимназия Радонеж – это первая православная общеобразовательная школа, созданная по благословению патриарха Алексия II и сделанная с душой людьми, которые любят свое дело и преданы высокому служению.                                 Запись на собеседование по телефону 8 (495) 423-51-22  Более 30 лет каждый год гимназия с радостью распахивает свои двери для новых учеников. Наша школа для вас, если вы:   v   Хотите найти в образовательной среде не только качественное образование, но и ценности, важные для православного христианина. v    Если вы по-настоящему заинтересованы в фундаментальном классическом образовании. v   Ищете место, где вовлечённость в образовательный процесс это не просто обмен знаниями между учителем и учеником, не просто присутствие ребёнка на уроках, а полнокровное проживание им насыщенной разнообразными событиями школьной жизни. v   Хотите найти место, где в начальной школе учителя «не отнимают у детей детство», а стремятся добиться высоких академических результатов, бережно сохраняя мир детской радости, игры, живой фантазии, любознательности и открытий - яркого проявления живого индивидуального характера каждого ребёнка, его интересов ко всему новому. v   Ищете место, где работают настоящие профессионалы, способны решить сложные образовательные и воспитательные задачи, в максимальной степени учитывая индивидуальность Вашего ребёнка.   В чём особенности начальной школы (и первого класса) нашей гимназии? У нас воспитание и образование идут рука об руку. Мы православная школа - это значит, что наша воспитательная программа базируется на традиционных православных ценностях. Неотъемлемой частью гимназии является школьный храм во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, ведь именно в храме совершается духовное воспитание православного человека. v  Нам важно не только заполнить детские головки прочными знаниями, но и познакомить детей с тем «что такое хорошо» и «что такое плохо», что такое душевная щедрость, внутренняя духовная работа, и что такое христианские добродетели. В начальной школе все дети участвуют в проекте «Что для нас свято?»

http://old.gymnasia-radonezh.ru/entrance...

Православие как медицинская наука Уже сформулировано много истолкований христианства и дано много ответов на вопрос, что такое христианство и какова его миссия в мире. Эти ответы по большей части справедливы. В дальнейшем мы постараемся по возможности подробнее показать, что христианство, и именно Православие, является медицинской наукой, а также объяснить, что такое исцеление и как оно достигается. 1. Что такое христианство Объясняя специфику христианства, многие полагают, что это – философское учение или религия, одна из многих, существующих с древности. Но, конечно, христианство не является философией, как ее обычно понимают в наше время. Философия излагает умозрительные построения, как правило, не имеющие связи с реальной жизнью. Главное же различие между христианством и философией заключается в том, что последняя есть плод человеческой мысли, тогда как христианство – это откровение Божие. Это не человеческое открытие, но откровение Самого Бога, данное человеку. Человеческая логика была бы не в силах открыть истины христианства. Но там, где было бессильно человеческое слово (λγος), явилось Слово Богочеловеческое, вернее, Богочеловек Христос, Слово Божие. Это откровение Божие было выражено в тогдашних философских терминах, но оно, и это следует подчеркнуть снова, не является философией. Из философии того времени взяты лишь одежды Богочеловеческого Слова. Святитель Иоанн Златоуст , объясняя слова пророка Исайи: «Се, Владыка Господь отъимет от Иерусалима... крепкаго и крепкую... и судию, и пророка, и смотреливаго...» ( Ис.3:1–2 ), замечает: «Смотреливым (догадливым) называется тот, кто догадывается о будущем, исходя из своего великого разума и опыта. Ибо одно дело – догадка, а другое – пророчество; один говорит Духом Святым, не добавляя ничего от себя, другой же, взяв за основу уже случившееся и прибегая к помощи собственного разума, может предвидеть многое из будущего, как это свойственно человеку поистине разумному. Однако велика разница между тем и другим, как между человеческим разумом и божественной благодатью» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Разделы портала «Азбука веры» «…Лучше быть виновным перед начальником, чем пред Богом…» Что такое послушание? Сегодня нет, наверное, в православной церкви такого слова, которое употреблялось бы чаще, чем «послушание». Как много сегодня произносится слово «послушание» по разным поводам! Но что же всё-таки это такое? Конечно, самым нелепым извращением понятия «послушание» является обозначение каких-то работ, проводимых в монастыре с благословения игумена или какого-то другого лица 2 . Можно рассматривать послушание как составляющую духовной жизни монашества. Можно даже сказать, что это один из главных путей спасения в монашестве. Это достаточно верное определение, которое сразу освобождает нас от некоторых нелепостей современной христианской жизни. Послушание в первую очередь принадлежит монашеской жизни, и не следует механически переносить его в мир 3 . Такое понимание позволит нам сразу увидеть многие уродства современной церковной жизни, спрятанные под красивым покрывалом «послушания» . Но всё же понятие послушания не сводится только к устройству монашеской жизни. Всем известно, что падение первого человека совершилось через непослушание . Это, наверное, сегодня знает каждый православный христианин. Соответственно, человек также исцеляется послушанием. Для выражения сущности православного учения по данному вопросу воспользуемся прекрасными словами Св. Иоанна Дамаскина «Слово делается послушным Отцу чрез то, что Оно стало подобно нам и чрез то, что приняло от нас (наше), врачуя наше непослушание и становясь для нас образцом послушания, вне котораго невозможно получить спасение» . Совершенное «послушание» Сына Богу Отцу выразилось как в самом воплощении Сына Божия, так и во всей Его страдальческой, полной муки и лишений, жизни в тварных условиях человеческой ограниченности. «Он действительно выполнял волю Отца во всю жизнь, выполнил её во всей точности и с полной покорностью. Вся Его жизнь была непрерывным рядом проявлений послушания Его Отцу, и душевное борение Его в Гефсимании, разрешившееся полным и самоотверженным преданием Себя в руки Божии, было только одним из последних и наиболее болезненных уколов от того терноваго венца послушания, который Он носил во всю свою жизнь» (цитата из книги проф. Беляева. «Любовь Божественная», стр. 273).

http://azbyka.ru/chto-takoe-poslushanie-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православные граффити и мещанская мораль 16.10.2006 465 Время на чтение 3 минуты Вообще говорить: Не пиши на стенах! - это мещанское мракобесие. Надписи на стенах - архаичная, традиционная практика, которая в postmodernity возродилась в виде граффити. Я думаю, что православные граффити - это еще одно перспективное направление культурной миссии С легкой руки дьякона Андрея Кураева задумались мы о дальнейшем пути православной рок-миссии: о рейв-миссии, инди-миссии и т.д. и т.п. А между тем и сама эта рок-миссия под большим вопросом: шаг вперед - два назад. Подтверждение невеселым соображениям нашла в репортаже Д. Данилова. Против нее - не только " православная " профессура, не только " неправославные " христианские конфессии или либеральные СМИ, но и банальная мещанская мораль. Год назад по настоятельной просьбе детей мы купили в лавке подворья Валаамского монастыря странную книгу " Новые правила поведения для воспитанных детей " (изд-во " ЭКСМО " , 2005). Книга встала на полку соответственно возле " Что такое хорошо и что такое плохо " Маяковского и " Вредных советов " Остера. Не знаю отчего, но есть у детей особая тяга к такого рода нормативному чтиву. По Остеру старшая дочка научилась читать (именно потому, что мама отказывалась), а брат ее - по " Что такое хорошо... " научился (было такое замечательное издание " Лимбус-пресс " , иллюстрированное митьками). Содержание " Новых правил... " способно поразить воображение. От " не рисуй на обоях " , " не прыгай с высоких предметов " , " никогда не дразни собак " до " ничего не бойся в самолете " и " одевайся по погоде в месте посадки " . Невольно задаешься вопросом о возрасте адресата этих новых правил. Похоже на переводную инструкцию по сборке мебели: " не кладите гвозди в рот " , " не пытайтесь сесть на стул до окончания сборки " и т.д. Словом, памятник позднесоветского буржуазного инфантилизма и расчетливости. Однако, детям нравится. Видимо, они испытывают дефицит литературных нравоучений.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Скачать epub pdf Что такое кафоличность? Насколько важно для христианина решить этот вопрос, показывают слова «Исповедания веры святителя Афанасия », высоко почитаемого во всем христианском мире. Это исповедание говорит: «Иже хощетъ спастися, прежде всех подобаетъ ему держати каоолическую веру, ея же, аще кто целы и непорочны не соблюдетъ, кроме всякаго недоумения, во веки погибнет». Слово кафолический на славянский язык переведено было святыми и богодухновенньши нашими первоучителями Кириллом и Мефодием словом соборный. Это показывает. что они, в полном согласии с пониманием всей Православной Церкви, вкладывали в это слово какой-то иной смысл, нежели тот. который ему обычно придает современный Запад, толкуя слово кафолический, как всеобщий, всемирный. Однако, и понятие соборный требует разъяснения. Что такое собор, что такое соборность? Для правильного разумения этого слова, нам надо оглянуться на самое начало тварного мира и подняться к вершинам богословия. Бог раскрывается перед нами не как единица-монада, но как множественность, троичность во единстве: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый, но не три бога, а Один Бог , Три Личности, но Единое Существо. Чем обеспечивается это единство Триех Личностей Божиих? Полной и совершенной любовью Одного Лица к Другому и полной совершенной истинностию Лиц Божиих, отсутствием какой-либо неправды, неподлинности в Святой Троице. Это и есть истинный, исконный образ кафоличности, соборности, как и именует св. Церковь Пресвятую Троицу: Предвечный, Божественный, Троический Собор. Такое соборное – кафолическое бытие является источником величайшей абсолютной радости и блаженства. Поэтому, по неизреченной Своей благости. Бог захотел, чтобы этой бесконечной радостью и блаженством наслаждался не Он Один, но, чтобы радость бытия разделили с Ним и другие существа, которые и сотворил Он способными к этому: сначала ангельский собор, потом и человеческий род. Но не мог Бог сотворить второго Бога» потому что не может быть второго Абсолюта, и не может Абсолют быть созданным. Потому сотворил Бог существа не абсолютные, но стремящиеся к абсолютному чрез все большее и большее приближение к Нему, чрез все большее и большее постижение Бога и соединение с Ним. Таково именно состояние ангелов и тех людей, которые унаследуют Царство Небесное, как сказал святитель Василий Великий : «я тварь, но получил задание стать Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Архив Пн В Москве прошло заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии 12 апреля 2016 г. 21:08 12 апреля 2016 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В заседании приняли участие: Также в мероприятии приняли участие представители Издательского Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл, являющийся председателем Палаты попечителей литературной премии, обратился к собравшимся со вступительным словом, в котором отметил, что Палата попечителей и весь механизм Премии работают достаточно эффективно, а затем поделился своими мыслями, касающимися литературы и в целом современного состояния культуры. «В каждом человеке с рождения заложена способность к творчеству, которая делает нас уникальными существами в мире. Никто, кроме человека, не обладает этим даром творчества, — заявил Святейший Владыка. — В творческом акте, по верному замечанию Николая Александровича Бердяева, человек переживает огромную духовную силу — силу, которая ему дарована Богом и которая реализуется в творческом акте. Ничто живое в мире не имеет творческой энергии и способности созидать». «Созидая нечто, мы как бы продолжаем дело творения, становимся соработниками Богу. И потому, сознавая столь великую ответственность, возложенную на человека, важно сделать так, чтобы эти духовные творческие силы направлялись на благо, на преображение окружающего мира, на преображение человеческой личности», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви, процитировав слова святого Максима Исповедника: " Бог, создавший естество человеческое, даровал ему бытие, совокупное с волей, и сочетал с этой волей творческую способность осуществлять надлежащее " (Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию)». «Некоторым людям Господь дает особые таланты, — продолжил Святейший Патриарх. — Талант — это внутренняя сила, которую невозможно описать рационально. Известно такое понятие, как вдохновение. Но что такое вдохновение? В какой-то момент оно приходит, а в какой-то момент иссякает. Уже один этот феномен должен заставить человека задуматься о том, что такое творческий акт, что такое это знаменитое «Эврика!» Ученые пытаются объяснить это как некий переход количества в качество, какой-то иррациональный прорыв. Рационально это объяснить невозможно, а вот богословски все это объясняется. Вдохновение — от Бога, это творческий акт от Бога, а там, где нет Бога, там с творчеством плохо».

http://patriarchia.ru/db/text/4428745.ht...

Глава 1 Видение Славы Божией на Херувимах Иез.1:1 .  И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находил­ся среди пере­селенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел виде­ния Божии. «И». Кроме книги пророка Иезекииля союзом «и» начинаются книги: Исход, Навина, Руфь, Судей, Царств, Ионы, Есфирь, 1 Мак. Следовательно, для древнего еврея такое начало книг не представляло чего-нибудь столь необычного и странного, как для нас. Но у большинства из этих книг такое начало находит себе некоторое объяснение в том, что эти книги являются продолжением предшествующих. В начале же книги Иезекииля «и» особенно неожиданно. Надо обратить внимание, что «и» стоит здесь не только перед первым предложением книги, но и перед вторым, совершенно самостоятельным, но связанным с первым отношением временной последовательности (второе «и» в рус. пер. передано «когда»). Чтобы сообщить речи округленность, плавность и торжественность, так важные в начале книги, и поставлено «и» не только перед вторым предложением, но и перед первым. Такое «и» имеет аналогию в греч. μεν, лат. nam, itaque. Следовательно, начало книги Иезекииля с «и» не дает основания заключать, что в начале книги находился какой-нибудь утерявшийся отдел, напр., рассказ о другом видении (Спиноза Tract, theol.-pol. с. 10) или же сведения о прежней жизни пророка (Clostermann, Ezechiel в Studien u. Kritiken 1877, 391 и д.). «В тридцатый год». Год своего призвания к пророчеству Иезекииль называет тридцатым, не говоря, откуда этот год приходился тридцатым. Но во 2 ст. пророк пополняет эту неясную дату, замечая, что этот 30 год был 5 годом пленения царя Иоакима. Существуют следующие объяснения этой загадочной даты. 1) Древние ( Ориген , Ефрем Сирин , Григорий Двоеслов , отчасти блаженный Иероним ) разумели здесь 30 год жизни пророка. За такое понимание говорит след. соображение: «если это 30 год жизни пророка, то Иезекииль выступил на пророческое служение в возрасте, когда при других обстоятельствах должен был бы получить священническое посвящение; в этот год он получил духовное крещение к пророчеству, как богатую замену утерянного священнического служения» (Кречмар, Das Buch Ezechiel 1900).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ 1 Духовный листок " Дорога домой " , выпуск 45 Храм всех Святых в Земле Российской просиявших, Burlingame, США В теперешнем русском языке, слово гордость имеет несколько значений. Например «я горжусь его поступком» означает «я рад или очень одобряю его поступок». В этой работе говорится исключительно только о «гордыне» в ее духовном значении, которое существовало в основном до 1917 г. В словаре Даля, есть такое определение «Гордый - надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других». Вот такая «гордыня» и является предметом этого труда. Содержание: (1) Словарь Даля о гордости. (2) Священное Писание о гордости. (3) Святые Отцы о гордости. (4) Рассуждение о гордости. (5) Грех и степени греховности. (6) Восемь страстей. (7) Что делать чтобы не грешить гордостью. Библиография. Примечания. 1. Словарь Даля о гордости. Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других (Даль). 2. Священное Писание о гордости. Священное Писание во многих местах осуждает гордыню. Например в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова сказано: Здесь Священное Писание нас учит, что начало всех грехов есть гордыня. Из этого следует, что добродетель противоположная гордыне, смирение, есть начало всех добродетелей. 3. Святые Отцы о гордости. В Творении иже во святых отца нашего Ефрема Сирина, есть глава 3-я под названием «В низложении гордыни». Там прекрасно описана природа гордыни и притвоположной добродетели смирения: У Святителя Тихона Задонского, в его творениях, есть такое рассуждние о гордости: (Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 34). Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так: 4. Рассуждение о гордости. Итак начало греха есть гордость. Гордость, как грех, никогда не бывает одна. Она порождает целую вереницу, с нею связанных, других грехов. Гордый человек ищет похвалу, себя возвышает, других презирает, высшим не покоряется, совет не принимает, обижается, не может простить, помнит зло, не хочет уступить, не может признаться в ошибке, хочет быть лучше других, своевольничает и т. п. Таким образом, гордость есть не только грех, но и начало и источник всякого другого греха и зла. Очень часто не глупый, интеллигентный и образованный человек из за гордыни превращается в глупца.

http://zavet.ru/novo/duh/001.htm

Правило 47 Святых Апостолов Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников . ( Ап. 46 , 49 , 50 ; I Всел. 8 , 19 ; II Всел. 7 ; Трул. 84 , 95 ; Лаод. 32 ; Карф. 48 , 72 ; Василия Вел. 1 , 47 , 91 ) . Крещение есть необходимое условие для того, чтобы вступить в церковь и сделаться истинным ее членом 231 . Оно должно быть совершено по учению церкви (Ап. пр. 49, 50) 232 , и только такое крещение называется по этому правилу истинным ( κατ λθειαν). Епископ или пресвитер, позволивший себе вновь крестить кого-либо, уже получившего такое крещение, подлежит извержению из священного сана, так как истинное, правильно совершенное крещение никогда не должно более повторяться над одним и тем же лицом 233 . От истинного крещения правило отличает ложное крещение, не совершенное православным священником по учению церкви, и не только не очищающее человека от греха, но, напротив, оскверняющее его. Это и означают слова правила «от нечестивых оскверненного» ( τν μεμολυσμνον παρ τν σεβν). Относительно того, какое крещение считалось ложным во время издания Апостольских правил, говорится в 49-м и 50-м Ап. правилах. Такое ложное крещение считалось недействительным, т.е. получивший его как бы и не был крещен, и в силу этого правило угрожает извержением епископу или священнику, не окрестившему принявшего такое ложное крещение, и тем самым как бы признавшему это крещение истинным и правильным. Главным основанием этого, по правилу, является то, что духовное лицо, повторившее правильно совершенное крещение или же признавшее правильным ложное крещение, поглумилось над крестом и смертью Господа, потому что, по словам ап. Павла, все крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились ( Рим. 6:3 ), и что сам крест, по словам Иоанна Златоустог о, называется крещением, которым и Он крестился ( Мф. 20:23 ), и что и Он будет креститься крещением, о котором ученики Его не знают ( Лк. 12:50 ) 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010