haer. Cap.21,32,36), св. Киприан (Сар.63), Ориген (De principiis. Lib.I. §2), св. Климент Александрийский (Strom.I,2). 20. Euseb. H. E. I,23. 21. Сношения церквей по этому предмету см. в письмах св. Киприана, inter eius opera in Cursu patrologiae completo. T.4. Paris 1844. 22. Так, напр., Антиохийская церковь, осудив Павла Самосатского (272), известила о его низложении окружным посланием и другие церкви (Евсевий. Церковн. истор. VII,30). 23. О соборах II и II века см. Евсевий. Церковн. истор. V,16,22-24; VI,8,23,36; VII,7, и в др. мест. Сравн. Vetus Synodicon in Bibliotheca Graeca. Т.11. О соборах в Африке см. в посланиях св. Киприана. Тертуллиан в свое время указывал на постоянные соборы по всем областям Греции: " Aguntur per totam Graeciam ilia concilia ex universis Ecclesiis, per quae et altiora quaeque in commune tractantur et ipsa repraesentatio totius nominis christiani magna veneratione celebratur " (De jejun. Cap.13). 24. Церковн. истор. V,23. 25. Epist. LXVI. 26. Epist. L. II ad. Antonian. 27. Св. Иринея о предании апостольском в церкви. См. Христианское чтение, 1838. 28. Haer. I,10; V,20. 29. Haer. III, 3. 30. Церковн. истор. III,16. 31. См. его книги против вольномыслящих. 32. Церковн. истор. IV,22. 33. Церковн. истор. III,39. 34. Церковн. истор. III,13. Глава II. Правила, известные ныне под именем апостольских, действительно ли те самые, которые апостолы предали устно? Итак, теперь, кажется, не должно уже подлежать сомнению, что правила, преданные апостолами устно, действительно сохранились не только в первые три, но и в последующие века. Но защитники позднейшего происхождения правил, известных ныне под именем апостольских, говорят, что самое содержание их ясно показывает, что все эти правила не только не могут принадлежать к преданным апостолами устно, но и существовать в церковной практике первых четырех веков. Правда, рассматриваемые нами правила буквально совершенно в том виде, в каком мы теперь их имеем, не могли произойти непосредственно от самих апостолов, они могли бы произойти от них в настоящем виде только в таком случае, если бы были написаны самими апостолами, чего, как увидим после, доказать нельзя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

543 Там же, VIII, 62. Соловьев. Истор. Рос. I, IV, 1010. Таруса во время присоединения её к Москве имела особых князей. Борис городецкий, зять Ольгерда, проектировавшего открыть особую митрополию, куда должен был войти Нижний-Новгород, схвачен вместе с женой, детьми и доброхотами. Всех их в оковах развели по разным городам и держали за крепкой стражей. 544 Полн. Собр. Рус. Лет. VIII, 78. «По дву неделях (после 26 августа 6914 г.) Киприан постави Суждалю епископа Митрофана». «В лето 6915 г. на Благовещение преставися Ефросин, епископ суждальский». (Срав. стр. 78 и 81). 545 Никон. Лет. V, 2. Ср. III, 211. Полн. Собр. Рус. Лет. VII, 217. VIII, 78. Можно припомнить, что Даниил присутствовал при составлении отреченной грамоты Софрония сарайского – не трогать рязанских пределов. 546 Полн. Собр. Рус. Лет. VIII, 101. Амвросий. Истор. Рос. иерархии, I, 177, 244. Когда митрополиты стали избираться и ставиться на Руси и из русских, то двое из первых четырех митрополитов, после Ионы и Феодосия назначены – один из суздальских Филипп, другой из коломенских Геронтий – знак, что те и другие стояли близко к митрополичьей кафедре. 547 Макарий. Истор. рус. церк. VI, 348. Строев. Списки иерархов, 654–655. Амвросий Истор. Рос. иерарх. I, 177–178. Опис. сузд. достопам. 16, 21. 548 Амвросий в Истории иерархии назначение Нафанаила (1347 г.) считает разделением Владимиро-Суздальской епархии на две – Владимирскую и Суздальскую. То же говорит автор Описания суздальских достопамятностей и преосвящ. Макарий. Всегда-ли после того Суздальская епархия оставалась самостоятельной – этого вопроса не решает никто, а о суздальском наместничестве или экзаршестве даже не оговариваются. (Истор. Рос. Иерарх. I,176. Опис. Сузд. достопамятн. 11 стр. Истор. рус. церк. VI, 110). У преосвящ. Макария записано: «в 1347 из Володимирской или митрополичей епархии выделена была особая епархия Суздальская. Но первые ея два владыки Нафанаил и Даниил, считались только епископами Суздалю»... Заметка очень обща и мало уясняет дело. Митрополиты в споре о Н. Новгороде и Городце называют суздальских владык своими наместниками или экзархами, а это было после выделения Суздальской епархии из митрополичьей. Быть может, митрополичьими экзархами и наместниками суздальские епископы считались только по отношению к Н. Новгороду и Городцу? Тогда получается какое-то непонятное раздвоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

5 См. донесение воеводы Киевского Трубецкого к Царю Алексею Михайловичу, напечатанное в Синбирском Сборнике. Т. I. 1845. Дела Малороссийские. 49. стр. 51. О причине нашествия Поляков на Киев. полковника польского Пиво см. Маркевича Истор. Малорос­сии Ч. II. стр. 186. Об опустошениях, производимых этим полковником в окрестностях Киева, см. письмо Варлаама Ясинскаго, игумена Киевобратского монастыря, от 23 мая 1671 г., в Актах Киевской Коммиссии Т. II. 1846. Отдел I. 25. стр. 259. 6 В 1684 г., когда узнали в Киеве о приближении к городу от­ряда татар крымских, сотник Туптало был послан для разведания о неприятеле и принес известия об их отражении стоявшим близ города войскам. См. дневныя записки Гордона, в то время находившегося на службе в Киеве, – под 20 июля, 1684 г., в Российск. магазине Туманскаго 1793 г. Ч. 2. стр. 457. 14 Так отзывается о нем составитель каталога ректоров Киевских. См. Истор. Киев. Академии, стр. 85. 16 «Летописец о первом зачатии и создании св. обители монастыря Густинского», в Чтен. Москов. Истор. Общества. 1848. 8, стр. 63. 18 Гавриил Домецкий, в конце XVII ст. бывший Архимандритом Московского Симонова монастыря, в письме своем к Иову, Митрополиту Новгородскому, 1706 г., защищая труды малороссийских ученых, писал: «сих времен, недавно было наступление на вашу Восточную Церковь от Западной, письмами упорными и посланными, под титлом дву иезуитов: Николая Циховича и Венедикта Боймы, и Митрополита Киприана Жоховского, нарицающе нашу православную веру новою верою и схизматическою и укоряюще Флоренским Собором, и проч. И от Малороссийския Церкве Православныя на то были избраны известные Богословы: Архиепископ Черниговский Лазарь да Архимандрит Иоаникий Голятовский которые и учинили им, чином философским и богословским, ответ подобающий». 20 Там же I, 230. Иоанникия Лазарь Баранович в 1669 г. Сделал архимандритом Успенского Елецкого монастыря в Чернигове. В своей благословенной грамоте Архиепископ называет его мужем «отличным и способным к Божией службе, в науке Св. Писания искусным и в житии иноческом достойным». Истор. Иерарх. Рос. VI, 503.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

669 Ник. лет. часть VII, стр. 335–346. Часть VIII, стр. 20–22. Карамзин. Истор, т. X, примеч. 265. 676 Истор. росс. иерархии, часть IV. Историч. акт. том V, 276. Дополн. к актам историч. т. 3, 110. Матер. для статист. Росс. имп. Архангельская губерния. 683 Название иконы Пирогощею произошло не оттого, что она привезена была гостем Пирогощею, как сказано в Степенной книге и у Татищева, а от заложенной Мстиславом в 1151 году во имя Богородицы церкви, рекомой Пирогощи; и самая эта церковь получила название от места, на котором она создана была, – именно в Пирогове. Место Пирогово и теперь известно около так называемой Феодоровской пещеры, лежащей на юге от Киева, – между селениями Пироговым и Лесннками (Полн. собр. русских летописей, т. II, 12. Также см. Ермолаевский список). Следовательно, название Пирогоща произошло от последующего обстоятельства, так же как и наименование первой иконы Владимирскою. 684 Вышгород (ныне село) в древности был удельным городом княгини Ольги (Нестор. летоп. под 945 годом. Степен. кн. I, 535). 687 Рассказывали, что икону неоднократно находили и видели не на том месте, где она поставлена была, а на ином. Стенен. кн. I, ст. 6, гл. 12. Древ. лет. 1775 г., кн. 2, стр. 245. 693 Новгород. 4-я лет. под годом 6663. Нпкон. спис. часть II, стр. 151. Отечеств. записки Свиньина 1824 г., 51. 696 См. выше день Происхождения Древа Креста Господня. Никон. спис. часть 2, стр. 159. Древн. летоп. 1775 г., кн. 2, стр. 251. 705 Древн. лет. 1775 г., кн. 2, стр. 261–273. Степен. кн. I, ст. 13, стр. 546–555. Карамзина том V, примеч. 157. 706 Грамота 1598 года 1 августа об избрании Годунова царем,– Историч. актов том II, 7, Археограф. экспед. 1-я Софийск. летоп. под 6903 (1395) годом. Акт. историч. 1, 25–26. 707 Чет.-Мин. и Пролог 26 августа. Древн. росс. внвлиоф. часть VI, гл. 7. Никон. лет. под 1395 годом. 709 Степен. кн. 1, ст. 13, стр. 570–575. Ник. лет. часть 5, стр. 25. Древн. лет. 1775 года, кн. 2, стр. 385. 710 Степен. кн. II, ст. 14, стр. 83–84. Ник. лет. ч. V., стр. 218–220. Карамзина том V, гл. III, нашествие татар. 712 Пролог в 23-й день июня. Ник. лет. ч. VI, стр. 112–114. Истор. Карамзина, том VI, поход Ахмата на Россию. 715 Степен. кн. II, ст. 16, гл. 16, стр. 200 и Русск. Времен. 280. История Карамзпна, том VII, гл 2. Нападение Махмет-Гирея и казанцев на Россию. Древн. российской вивлиофики издан. 2, часть VI, гл. 7. Материалы для статистики Росс. имп. о Московской губернии. 718 Историч. акт. Археограф. экспед. 1836 r., том 2, 7. Полн. собр. закон. Росс. имп. 1676 года, чин поставл. на царство Феодора Алексеевича, том 2, 648. Читать далее Источник: Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви/[Соч.] прот. Г.С. Дебольского. - 9-е изд. Т. 1-2. - Санкт-Петербург: И.Л. Тузов, 1894./Т. 1. – XVI, 664 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

1825 . Николаевский – Суйдовский, женский, совсем несуществующий, С.-Пе- терб. губ., Царскосельского у., недалеко от села Суйды, в 32 вер. к юго-зап. от Царского Села. При описи погоста Ни­кольского Суйдовского в 1499 г. гово­рится: «А на погосте монастырек. А в нем церковь Вилики Никола, а живут в том монастыре черници». Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, при­лож. I, 37; “Ист.-стат. свед. о Спб. епар.”, вып. I, Отд. I, 11, 16, 18; “Новгор. писцов. кн.”, III, 680, 691, 701, 711; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 34. 1826 . Николаевский на Сучку, мужской, ныне село Никольское-Сучки, Тверской губ., Корчевского у., в 14 вер. к юго-зап. от Корчевы, при впадении рч. Сучки в Волгу и оз. Сучковском. В писцовых книгах конца XVI ст. значится: «Царя и Вел. кн. монастырек на Сучку, а в нем церк. Никола чудотв., а другая церк. Воскресенье Хр., того же м-ря, всего 11 дерев. и 4 починка». Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2., 276 (Шеской уез.). 1827 . Николаевский или Троицкий – Голшанский, мужской, ныне ме­стечко Гольшаны, Виленской губ., Ошмянского у., в 18 вер. к югу от Ошмян. при рч. Слободке. О нем известно толь­ко, что игумен его Иона в 1509 г. 25 декабря был на Виленском Соборе и подписался «с Гольшан святого Нико­лы». М-рь, как кажется, назывался и Троицким, так как кн. Гольшанская в 1556 г. пожертвовала 4 села монастырю нашему дворецкому ку церкви св. Троицы». “Ист. Росс. Иер.”, VI, 987; “Акты истор.”, I, 289 (Духовн. собор 1509 г. в Вильне); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, I, 131 (Вкладн. гр. 1556 г. кн. Гольшанской в пользу Троиц. м-ря); “Русск. истор. Библиот.”, IV, 8 (Вилен. собор 1509 г.). 1828 . Николаевский – Тропский, Киприанова пустынь, мужской, ны­не село Никольское, чтó на Тропе, или Германова Слобода, Ярославской губ., Рыбинского у., в 30 вер. к сев.-вост. от Рыбинска, при рч. Золотухе. В “Ист. Р. Иер.”, VI, 458, он показан женским, тогда как в ч. II, 521, сказано, что игумен Спасо-Яковлева м-ря Серапион в 1753 г. переведен в Николаевский-Тропский м-рь, следовательно, был муж­ским; у Строева – мужской.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

    Иоанн власатый каргопольский, иже бысть трудник в девичьем монастыре. 209. КСоф. (Погод. в лето 7130. Мощи под спудом).     Иоанн младенец един от 14 тысяч, избиенных от Ирода, другой младенец безымянный от тех же. КСоф. Погод.     Иоанна царя обретение телеси июня 10. 1621.     Иоанн св. верхотурский (сибирский) чудотворец. КСоф. (Филим. 16 апр.).     Иоасаф затворник в Печерском монастыре (нижегородском) в лето 6100, положен бысть в том монастыре, а ныне в церкви св. Иоанна Богослова.     Иов патриарх московский, † 1607 г. июня 19. 209. КСоф. (201 апреля 11 пренесеве честных мощей св. патр. Иова, без сомнения в Успенский собор, по одним известиям † 8 мар., по другим 19 июня).     Иов чудный холмогорский, иже бысть начальник монастыря на Мезене на Ущелье Красном на устье Важки реки и от разбойник убиен в лето 7000. 209. КСоф. -Погод. (Филим. 6 окт. преподобномуч. на Ущелье на Узеце реце от Кладниковской слободки 73 версты). Ист. Церк. Иерарх. VI, 592. Монастырь в мезенском уезде, на левом берегу реки Езега.     Иона казанский новый чудотворец, ученик пр. Гурия. Белоз. 516. 54. 201.     Иона (с Трифоном) священноинок, Троицкого монастыря начальник Печенгского Кольского Острога на острову Окиана моря, память 15 дек. Погод. (КСоф. в лето 7050. О Трифоне у Филарета. Филим. 16 июля с Гурием, а не Трифоном).     Иосиф митрополит астраханский и терский, пострадал от русских изменников и донских казаков в лето 7170. КСоф. (Погод., верно, † 7179 рая 11, правил епархиею с мая 1657 по 11 мая 1671. Истор. Иерарх.).     Иулиания мать блаженного Николы Бочанова на той же улице (яковлевской) у церкви св. Иакова. Погод. один.     Карион, еп. юрьевский в киев. пещерах. 209. КСоф. и др.     Карп преподобный. погребен в анаменском монастыре в Москве. Пород. один.     Кассиан комельский. КСоф. Погод. (не Спасокамецский ли? В Словаре Истор. о св.).     Кирилл пустынник вологодский. 209. КСоф.     Кирилл еп. ростовсгий † 6000. 209. КСоф. (Известен Кирилл I (1216—1229) † 1230 в схиме, Кирилл 11 1231—1261, † мар. 21 1262 Истор. Иерарх.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1 Деян. москов. соборов 1666 и 1667 годов. Москва. 1881 г. Деян. моск. собор о разных церковн. исправлениях в 1666 году. л. 47: книга соборн. деян. 1667 г. л. об .– 6 и 29. 2 Есть впрочем основание думать, что некоторые из расколоучителей были знакомы с греческим языком по крайней мере настолько, что могли различать, сугубая или трегубая аллилуйя находится в той или другой греческой книге. Так напр. диакон Феодор не раз ссылается в своих сочинениях на греческие книги, в которых будто бы «стоит аллилуйя, аллилуйя, докса си о Феос (Матер. для истор. раск. т. VI, стр. 5, 160–161 и 274) Точно также на соборе в грановитой палате, бывшем в 1682 году, по поводу раскольнического под предводительством Никиты пустосвята мятежа, ревнители старины показывали холмогорскому епископу (Афанасий холмогорский, о котором здесь речь, был назначен в Холмогоры в сане архиепископа, акт. истор. т. V, греческий часословец в осьмуху, в котором после псалма: благослови душе моя Господа – было напечатано: аллилуйя, аллилуйя, докса си о Феос (три челобитн. С.-Петербург. 1862 г., стр. 129–130). 3 Увет дух. по издан. 1753 г. л. 117 об. и 118. Сделать это патр. Иоаким мог тем легче, что он сам был членом собора 1667 г. (см. подписи его в «книге соборн. деяний 1667 г.» на л. 8, 35, 73, 86 и др.), на котором «испытывались и подробну рассматривались древние славянероссийские харатейные книги, содержавшие в себе святый символ без прилога истинного, аллилуйя вряду, трижды, таже слава тебе Боже, и прочая вся, якоже и в исправленных печатных книгах» (там же, л. 3 об.) 9 Помор. отв. 3, показание 6; снес. отв. 16, показ. 2-е, § 3. Хотя «Поморские ответы» писаны были от имени всех «выгопустынных жителей» и хотя в составлении их принимали участие кроме Андрея Денисова брат его Семен, Трифон Петров и другие более видные члены выговского общежительства; тем не менее, по словам Павла Любопытного, «главнейшим творением и исправщиком всех выгорецких ответов» был Андрей Денисов (Соборн. для истор. старообр. т. II, вып. V. прил. стр. 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/k...

Известнейшие русские пословицы и поговорки, почти все, употребляются и между обитателями Ферапонтовской волости. Сообщено Архимандритом Макарием, Чл.-С. Общ. 2 См. Историю России. Иерарх., ч. VI. стр. 849–858. Ср. Словарь истор. о святых в Росс. церкви, стр. 287. 4 О епископе Филофее упомин. в Актах Истор., т 1, стр. 140 и 167. По сказанию Росс. Иерархии ч. V, стр. 856 и 851), после Филофея, хиротонисанного, в 1472 году, ноября 8, 4-м игуменом был Иоасаф, из фамилии князей Оболенских, который в 1481 году хиротонисан в архиепископа Ростовского Ср. Древние Святыни Ростова В. Стр. 74. 5) Акакий 1 упоминается в 1522 г. 6) Ферапонт 2. В 1533 году хиротонисан во епископа Суздальского. 7) Феодосий упоминается в 1542 году. 8) Алексий упоминается в 1543 году февраля 17 дня. 9) Макарий 1 упоминается в том же 1543 году, марта 16. 10) Иона упоминается в 1544 году, февраля 21 дня. 11) Савва упоминается в том же году. 12) Киприан упоминается в 1547 году. 13)Макарий 2 упоминается в 1564 году, декабря 31. 14) Акакий 2 – в 1567 году скончался в Москве. 15) Евфимий. Он был на соборе в Москве 1580 г. января 18. 16) Афанасий упоминается в 1660 году. Он в 1680 году удален от настоятельской должности. 17) Дионисий упоминается в 1683 году. 18) Герасим 1 упоминается в 1695 и 1697 годах. 19) Филипп в 1720 году подписался на духовном регламенте. 20) Иерофей упоминается 1752 году, декабря. 21) Феофилакт. Настоятельствовал по 1790 г. 22) Герасим 2 Ионин, предпоследний настоятель Ферапонтова монастыря, по 1792 г. 5 Истор. Росс. Иерар,. ч.III, стр. 572, и VI, стр. 851–855. Словарь историч. о святых в Росс. церкви стр. 177. Замечательно, что в те же дни и в Сергиевой Лавре отправляется торжественная служба: 7 октября – в честь св. мучен. Сергия, в день ангела преподобного Сергия, а 12 января – в память освобождения Лавры от Поляков. 7 В упраздненном Ферапонтовом монастыре первым приходским священником был Петр, по фамилии Ферапонтов; вторым – сын его Василий Ферапонтов, обучавшийся в Кирилло-Белоезерской Семинарии, а третьим – и поныне Арсений Разумовский, обучавшийся в Новгородской Семинарии, по старанию которого возобновлена и украшена церковь преподобного Мартиниана и сооружена каменная ограда.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

1840 . Нищевский – Покровский, мужской, совсем уничтоженный, Рязан­ской губ. и уезда, на р. Оке, как по­лагают, находился по дороге из Рязани в Радовицкий м-рь, в 15 вер. от ны­нешнего села Сельцы. Делается извест­ным с 1625 г., когда в нем был игум. Варсонофий, в писцовых же кни­гах 1628–29 г. значится: «М-рь Ни­щевский на реке на Оке, а на м-ре церк. Покров да Никола Чудотв., древяны клетцки». В 1680 г. приписан к м-рю Воскресенскому Нов. Иерусалим, за ко­торым состоял и в 1727 г. “Ист. Росс. Иер.”, V, 337; Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.”, 332; “Краткое ист. опис. ставроп. Воскр. мон.”, изд. 1852 г., 51; “Рязан., губ. в.”, 1855 г., 43 (быв. м-ри); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 435,            17; “Дополн. к Акт. истор.”, X, 81 (Рос­пись приписн. м-рей 1683 г.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1874 г., III, Отд. I, 59 (указ о приписке к Воскресен. м-рю); 1875 г., I, Отд. I, 375, 380 (оброчн. приписн. м-ри), II, 531 (кратк. ист. опис.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, II, ч. 1, прилож., DLVI, XLIX (в 1678 г. владел дерев. Ершовою с 16 двор.). 1841 . Новодворский – Ратский – Спасский или Воздвиженский, мужской, ныне местечко Ратно, Волын­ской губ., Ковельского у., в 58 вер. к сев. от Ковеля, при р. Припяти. Осно­ван в конце XIII или в начале XIV ст. св. Петром, когда он еще не всту­пал на престол митрополита Всероссий­ского в 1306 г. В Палинодии Захарии Копыстенского говорится: «Той Петр, т. е. митрополит, с повету Белзского, с села Дворец, над рекою Ратою, в монастиру св. Спаса мешкал, где и теперь Петров Кут над тою рекою зовется». Здесь находилась чудотв. икона Божией Матери, писанная самим св. Петром и известная под именем Новодворской; при стеснении православных униатами эта икона перенесена иеромонахом Иако­вом в Елецкий Успенский мон., Чернигов. губ., а отсюда в Благовещенский-Суражицкий, той же губернии. “Ист. Росс. Иер.”, V, 667; VI, 336; Ратшин, 84 (Новодворский), 85 (Спасский); “Книга степенная”, I, 410 (Житие св. Петра); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 60, 171 (св. Петр, митроп. Москов.); Ключевский, “Жит. свят.”, 84; Батюшков, “Волынь”, 50; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 16, 172, 226, 312; V, 181; “Чтения в И. Общ. истор.”, 1864 г., III, Отд. I, 2 (Очерки из ист. Русс. иерар.); “Полн. собр. лет.”, X, 191 (житие св. Петра); “Русск. истор. Библиот.”, IV, 230 (оборона унии), 1025 (Палинодия, 1621 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В Соловецком монастыре в 1668 году было келарей в монастырских вотчинах и усольях 16 человек (Дополнен. к «Акт. Истор., т. V, 67, § XXIX, с. 361 col.). 161 Павел Алеппский монастырских слуг называет монастырскими архонтами («Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1898, кн. IV, с. 24 sub. fin.). См. в ркп. Вахрамеева по Описанию Титова 136, л. 15, вып. I, М., 1888, с. 106 – о боярских слугах, кто чей бывал послуживец). Послужильцы при боярах – Карамзин (т. IV, с. 149; т. VI, прим. 201, col. 36); Бычков А. Ф. Описание сборников (т. I, с. 257, 322). Послуживец у Рязанскаго великого князя – «Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.» (1898, кн. II), Акты XIII – XVII вв. (с. 1; грамота подложная. Никоновск. лет., т. VI, с. 124–125). 162 Монастыри выставляли своих служек – «конных людей» – в военную службу «с боем, со всею службою и с полными запасы» («Акты Рязанск. края» Пискарева, 50, с. 126; в 1682 году со 100 дворов по человеку. Милютин. «О недвижимых имениях», с. 388, прим. 747). Грозный в 1556 году (впервые) определил: со 100 четвертей доброй земли – человек на коне и в полном доспехе, а в дальний путь – на двух конях. По соборному определению 1604 года – человек с 200 четвертей. В 1617 году – опять человек со 100 четвертей. См. у Неволина. 163 Гл. 49, Казанск. изд., с. 233 fin. Ср. сейчас указанное постановление собора 1681 года. Петр Великий, восстановляя прежний порядок (в действительности, вероятно, и не нарушавшийся), предписал в указе 1701 года: «в патриарших, архиерейских и монастырских вотчинах посельским старцам не быть, а быть прикащикам» (Собрания законов, т. IV, 1839). Незадолго до отобрания вотчин у монастырей, в октябре 1757 года, состоялось было предписание императрицы Елизаветы Петровны, чтобы вотчинами управляли не монастырские служки, а из отставных штаб- и обер-офицеры (ibid., т. XIV, 10765). 164 О слугах Троицкого монастыря см. статью иеромонаха Арсения «Доклады, грамоты и другие акты Троицкого Сергиева монастыря о служках», напечатанную в III кн. «Чтен. Общ. Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010