В 895 г. Большого армянского летосчисления г.] преставился великий учитель, трижды блаженный отец наш, счастливый и знаменитый наставник, мудрый ритор, равный непобедимому философу нашего рода армянского мудрому Давиду 677 . В последние времена лишь он меж всех вардапетов, как солнце среди звезд, был украшен всеми добродетелями, [знанием] теоретической и практической [философии] и науки. Ибо он изучил двенадцать частей философии – физику, математику, теологию, а также этику, экономику, политику, как и арифметику, музыку, геометрию и астрономию; постиг он также весь смысл риторической премудрости семи внешних философских сочинений, а именно: Грамматики 678 , Определений 679 , Порфирия 680 , Категорий 681 Аристотеля, Периармениаса 682 , О мире 683 , О добродетели 684 , а также семидесяти двух книг Священного писания Ветхого и Нового заветов и пятидесяти тонких 685 сочинений, написанных божественными и правоверными святыми вардапетами труднопостижимым и сложным языком, знал также наизусть сочинения пятидесяти одного историографа. Он наставлял денно и нощно, неустанно учил и просвещал всех, верующих и неверующих, добрых и злых. Всех стремился привести к разумению истины Божественной веры и уподобиться Богу добротой, знаниями и совершенством. Ибо он был совершенным философом, который, согласно Платону, говорит: «Я называю философом не того, кто много знает, и не того, кто о многом может рассуждать, а того, кто ведет чистый и непорочный образ жизни» 686 . И наш вардапет имел все это в себе и был украшен Божественной и человеческой добродетелью. Придерживался истинной веры, в надежде был тверд, в любви совершенен, и с отроческих лет до глубокой старости его предводителями были мудрость, смелость, здравомыслие, справедливость, и был он светел, как прекрасное утро, восхитителен, как луна-избранница и как солнце ясное. К нему относятся слова, сказанные премудрым Соломоном: «Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного?» 687 ; «Голова его – чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; глаза его – как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве; щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его – лилии, источают текучую мирру; Руки его – золотые кругляки, усаженные топазами; живот его – как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами; голени его – мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедр; уста его – сладость, и весь он – любезность!» 688 . И во всем желанным был святой наш небесным ангелам и земным людям.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Вот в чем состояли теоретические предпосылки учения николаитов, выражавшегося практически в прелюбодеянии и ядении идоложертвенного. На взаимные отношения этой секты и ортодоксально церковных общин апокалипсические послания содержат неопределенные указания, – причем такой характер последних обусловлен, конечно, самым положением дела. В Ефесе николаиты представляли, очевидно, отдельную секту, противонравственный характер учения которой был ясен для всех церковных христиан. В Пергаме дело уже обстояло несколько иначе: там еретики вкрадывались в самую общину. Особенно же последнее заметно было в Фиатире. Их пропаганда здесь была настолько успешна, что они имели на своей стороне какую-то экзальтированную женщину, которая, – пользуясь широким признанием и уважением, – своими пророчествами распространяла лжеучение. χω κατ σο, говорит Господь ангелу этой церкви, τι φες τν γυνακα (σου) εζβελ, λγουσα αυτν προ­φτιν, κα διδσκει κα πλαν τος μος δολους πορνεσαι κα φαγεν εδωλθυτα ( Откр.2:20 ). Th. Zahn 676 убедительно доказывает подлинность чтения τν γυνακα σου, засвидетельствованного кодексами A, B, многими минускульными и древне-латинским переводом (Киприан, Примазий) 677 . Признание в чтении с σο ошибки переписчика ничем не оправдывается; – наоборот, чтение без σο в более позднее время гораздо понятнее. Если согласиться с Zahn’oм, то под ложною пророчицею, которая символически называется Иезавелью, придется признать жену самого предстоятеля. В этом случае самое имя Иезавель как нельзя более кстати: роль жены предстоятеля действительно очень сходна с ролью супруги слабого израильского царя Ахава 678 . Впрочем, если и не видеть в пророчице жену предстоятеля, все-таки нам представляется самым естественным видеть в Иезавели определенное лицо. Это реалистическое толкование подтверждается и дальнейшим: „Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась“. Здесь, конечно, имеется в виду какое-то определенное событие, цель которого состояла в том, чтобы побудить жену к покаянию. Считаем мы возможным понимать буквально и следующую после этого угрозу пророчице Иезавели: „Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью , и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим“ ( Откр.2:22:23 ). Название Господом Себя Самого в последнем стихе: ραυνν νεφρος κα καρδας также свидетельствует о вкрадчивости, обольстительности николаитизма, который под прикрытием благородной маски врывался в церковь и вносил туда деморализацию. В таких чертах представляется нам отношение секты к церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

1) Закон, то есть писанный, дан был Моисеем (ибо на сердцах он и у прародителей наших, Адама и Евы, был написан, Евангелие же произошло через Христа, как писал святой евангелист: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин. 1, 17 ). 2) Закон дает заповеди, что мы должны делать и чего не делать, – Евангелие проповедует отпущение грехов, благодать Божию и заслуги Христовы». «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3, 16 ). 3) Закон учит, что делать и от чего отвращаться, но не подает помощи к действию – Евангелие обещает благодать Святого Духа, Который на сердцах верующих пишет закон и в них действует ( Иер.31,33 ). 4) Закон показывает грех, «законом познаётся грех» ( Рим. 3, 20 ); закон обличает согрешившего, обвиняет, устрашает, возвещает ему гнев Божий ( Рим. 4, 15 ), проклятием поражает его и осуждает ( Гал. 3, 10 ), но не исцеляет от греха. Евангелие прикрывает грех, излечивает греховную немощь, боящихся гнева Божия ободряет и утешает, обещает верующим благодать и вечную жизнь. 5) Закон необходим людям, не имеющим страха Божия, неправедным, небрежным, нечестивым, которых нужно устрашать, сокрушать и приводить к покаянию. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф. 3, 10 ). Евангелие проповедуется слушающимся, сокрушенным страхом Божиим и печалью о грехах, жаждущим милости Божией и утешения. Поэтому Христос говорит: «Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» ( Лк. 4, 18 ) ( 104, 676–677 ) . Видишь, христианин, к кому обращено Евангелие с утешением своим, не блудникам, не прелюбодеям, не ворам, хищникам и грабителям и прочим людям, беззаконно живущим. Им говорится: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» ( Иак. 4, 9 ). Когда это сотворят, тогда и они Евангелием, как пищей после поста, будут утешаться, тогда к их уязвленному сердцу приложится Евангелие, как живительный пластырь к ране. К кому же обращено Евангелие? Ответ: к грешникам, от грехов обратившимся к Богу, сожалеющим о грехах, боящимся суда Божия, сокрушенным печалью, ищущим милости Божией и со смирением к Нему припадающим, которым сказано: «покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк. 1, 15 ). Видим, что прежде предлагается покаяние, а потом Евангелие. Без покаяния Евангелие не поможет. Евангелие приносит нам утешение, но зачем утешение тому, кто не имеет печального и сокрушенного сердца ( 104, 678–679 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель. Зверь этот есть Сатана, который, будучи умерщвлен Крестом Христовым, вновь оживет при кончине [мира] и ложными знамениями и чудесами будет через Антихриста действовать для отвержения Креста. Поэтому он был и действовал до Креста, и нет его, поскольку спасительными мучениями обессилен и лишен той власти, которою через идолослужение имел над народами. При кончине же [мира] придёт указанным нами образом, выйдя из бездны или оттуда, куда осужден 677  и куда изгнанные Христом бесы просили его не посылать их, но в свиней 678 ; или же выйдет из настоящей жизни, которая называется бездной иносказательно, по причине греховной житейской глубины, обуреваемой и волнуемой ветрами страстей. Отсюда же для погубления людей выйдет и имеющий в себе Сатану Антихрист, чтобы вскоре получить погибель в будущем веке. И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. По причине ложных чудес удивятся, говорит, пришествию зверя те, которые не написаны в книге вечно живущих и которые не изучили его по Христовым предсказаниям; удивятся, размышляя и о том, каким образом получил он снова прежнюю власть. Здесь ум, имеющий мудрость. Поскольку, говорит, духовно сказано, то для понимания нужна и мудрость духовная. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей. Семь голов и семь гор, думаем, означают особенно превзошедшие прочие своим мирским могуществом и силой семь мест, в которых, как знаем, в разные времена было утверждено мирское царство. Первое из них царство Ассирийское, второе в Экбатанах владычество Мидян, царь которых Арбак, как повествуется, убил Сарданапала, царя Ассирийского; за ним в Вавилоне Навуходоносор утвердил власть Халдеев, после поражении которых в Сузах учреждено Киром царство Персидское, а по разрушении его Александром – царство Македонское. Затем в древнем Риме, после первых его царей и консулов, при Кесаре Августе достигла всевластия монархия Римская, поддерживаемая нечестивыми царями до Константина Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? 670 Кто может узнать то, как действует безграничный Ум в небесном мире, а также в земном и преисподнем? Подумайте, Он легко и без труда питает все живое: людей, животных, пресмыкающихся, морских обитателей, микробы,– миллионы живых созданий! Обо всех Он заботится, обо всех печется! Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея 671 . Той рече, и быша, Той повеле, и создашася! 672 Да будет свет – и стал свет; да будет земля– и стала земля; да будут звезды, солнце и луна 673 – и образовались эти страшные светила, эти небесные тела, эти колоссы, подвешенные в воздухе и движущиеся, безграничные, освещающие и украшающие небо. Все пришло в бытие одним словом Божиим! Слово стало плотью и обитало с нами, Слово Отца. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог 674 . Он пришел и воспринял плоть, и стал Человеком, хотя и мир сотворен через Него, и Он сотворил мир! Он дал нам власть быть чадами Божиими 675 . Он пришел к Своим творениям, и они Его не приняли 676 . Теперь помыслите о том, что Он сотворил мир, Он сотворил людей, и они, холодные и бесчувственные, не приняли Его. Он пришел как гость, но вместо постели Ему уготовили Крест, и был Он повешен на древе. Его принял гроб. Земля потряслась, завеса раздралась, солнце помрачилось, вселенная поколебалась! Кто Бог велий, яко Бог наш! 677 Велий еси, Господи, и чУдна дела Твоя, и ни едино же слово возможет достойно воспеть Тебя 678 . Слово стало плотию 679 . Какое величие сокрыто здесь! Бог стал Человеком, снисшел с небес. Бог бестелесный, Дух безграничный, непостижимый пришел и воспринял на Себя человеческую природу, чтобы спасти ее; стал рабом, дабы освободить нас от рабства. Он стал Человеком, чтобы мы соделались богами по благодати. Бози есте и сынове Вышняго вси! 680 Мы через пришествие Божественного Младенца стали родом избранным, народом святым, священством Божиим! 681 Божественное Слово, живое, царствующее, содержащее всю тварь, Слово Единородное, Слово Божие, безграничная сладость бытия Божия, величие, пение мучеников, терпение преподобных, единый Жених чистых душ. И принявшим Его Он дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, но от Бога родились 682 . Те, кто спасутся, не от хотения плоти и похоти, но от Бога родились, и они будут царствовать вместе с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

От хвоста до шеи обнажен древний Вавилон, глумившийся над народом Бо­жиим и святым городом Иерусалимом, – где теперь его слава?! Духовно об­нажил срам древнего змия от хвоста до шеи Христос в первом Своем при­шествии и окончательно произойдет это – во втором, в славную Его Парусию, когда диавол, прельщавший народы, будет ввержен в озеро огненное и серное, где и зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков 675 . Теодицея! Оправдан Бог в делах Своих. После сокрушения главы нечестивого дома, после того, как разбита гла­ва рода злодеев, следует тотальное истребление сил зла. Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они, как вихрь, ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно. И опять это относится как к владыкам Ханаана и Вавилона, так и к князьям и мироправителям тьмы века сего, к духам злобы поднебесным 676 . Как вихрь ринулись хананеи разбить израильтян в радости, как бы ду­мая поглотить бедного, т.е. народ, истощенный сорокалетним странствова­нием по пустыне. Как вихрь, ринулись халдеи разбить святой град Иеру­салим и Божий народ в нем. Халдеи, не знавшие сопротивления, делали это в радости, как бы думая проглотить иудеев навсегда. Кстати, пророческие слова относятся и к неправедным судьям иудейским, которые коварством и неправдою своею думали поглотить бедного скрытно. Это ведь и было пер­вое недоумение Аввакума 677 . Он не мог понять, сколько еще взы­вать к Господу и почему Он не спасает бедных от грабительства и насилия. Противно было еще и то, что иудейские судьи делали это скрытно, внешне создавая впечатление вершителей правды закона Ягве. И все это до време­ни. Наступает момент, и Господь пронзает копьями Иисуса Навина главу вождей ханаанских; копьями халдеев – главы неправедных судей иудейских; копьями персов – главы халдеев, – и так до тех времен, пока будет неправда на земле. И, наконец, все это относится к силе бесовской, о которой Иисус сказал Своим ученикам и всем в Него уверовавшим: именем Моим будут из­гонять бесов 678 . Кстати, бесовская сила, сила греха в особенности, стремится поглотить бедного, в Бога не богатеющего 679 человека, скрытно. Аввакум вместе с Исаией восклицает:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Сын Человеческий, пришед, обрящет ли веру на земли» 675 – скорбным вопросом дал предсказание об этом Господь еще в середине земного служения Своего. Мы уже видели черту этого неверия у тех наглых ругателей последних дней, о которых говорил ап. Петр; ап. Иуда, повторяя эти слова, для основной характеристики их добавляет: «… это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» 676 . Так и ап. Павел охарактеризировал эту пору последних дней, как «времена тяжкая» 677 , время отступления от веры 678 . Давая более частную характеристику людей того времени, апостол указывает на полное извращение их нравственной природы, полную противоположность их нормальному типу христианскому, «… ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» 679 . «И тогда соблазнятся многие, – говорил в Своей эсхатологической речи и Господь, – и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга… И по причине умножения беззакония, во многих охладеет (иссякнет) любовь» 680 … Церковь Христова вечна, и Евангелие вечно. Поэтому останутся они и в те ужасные времена, и не только останутся, но и возвещаться и действовать будут во всем мире: «… и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» 681 . Но рядом с этою проповедью, противодействуя ей, будут возвещаться и всякие извращения ее и лжеучения и многих прельстят. И при этом Господь несколько раз указывал, что «… придут многие под именем ЕГО» 682 , будут говорить: вот здесь Он, или там, в пустыне или в потаенных комнатах, «… ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великия знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» 683 . Однако, действовать будет эта проповедь соблазнителей не на всех, а лишь на «… погибающих, со всяким неправедным обольщением» их – «… за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Человек пугается и страшится разных неожиданностей на земле из-за отсутствия или недостатка страха Божия 676 . Кто же соединяется с Богом этим святым чувством, тому не приходится бояться и ужасаться земных происшествий. Господь принимает и держит его за правую руку, как отец сына, от опасностей оберегает и в болезнях целит лучами благодати Своей 677 . Это – признак пребывания боящихся Господа в памяти и любви Господней 678 . Кто касается богобоязненных, на того воспламеняется гнев Божий 679 . Богобоязненному Аврааму Господь говорил в видении: «Не бойся, Авраам, Я – твой щит« 680 . Тождественными словами ободрял Своих учеников Христос Спаситель. »Не бойтесь людей, – утешал Он их, – так как и волосы на голове вашей все сочтены 681 Богом». Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство 682 .      Не бойтесь ничего, что (вам) надобно будет претерпеть 683 . Имеющие благодатный страх Божий мужественны и в смертных опасностях. Они, подобно псалмопевцу Давиду, говорят о себе: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» 684 . Ко внутреннему покою богобоязненных Господь нередко прилагает, как дар, внешнее довольство и материальное благополучие. Они бывают счастливы в семейной жизни, благословенны добрым супружеством и послушными детьми, долголетны на земле 685 и питают надежду на светлую загробную будущность 686 . При всей необходимости страха Божиего для человеческого счастья люди в своем большинстве живут, не имея этого святого чувства. Сердце их не страшится делать зло по той причине, что не всегда скоро совершается суд Божий над их худыми делами 687 . Например, бесстрашно согрешающие против ложа своего, говорят в душе своей: »Никто не видит меня: чего мне бояться? " 688 Страх их, очевидно, вызывается лишь заметностью их грехов для человеческих глаз. Бесстрашие перед Богом – показатель безрассудства и гордости человека. Только гордый способен не содрогаться от страха, совершая что-либо греховное 689 . Заключение Библейская цитация по вопросу о страхе Божием приводит к следующему определению: «Страхом Божиим следует назвать естественно-благодатное, сознательное и энергичное чувствование человеком святости, любви, правды и могущества Божия, охраняющее его от грехов и движущее ко всецелому послушанию воле Божией».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Вот, как скоро и как разительно оправдались дурные, если можно так выразиться, предчувствия Самуила, когда он был поставлен лицом к лицу с вопросом о поставлении царя над Израилем. Недаром он, провидя, отчасти, будущее, как пророк, но, как человек, не постигая всей глубины божественных предначертаний, с глубоким сокрушением смотрел на это будущее, и только непреклонная воля народа, тесные обстоятельства и божественное внушение дать народу то, чего он просил, заставили его, после мужественной борьбы, уступить народу и поставить царя. Перечисляя народу разные злоупотребления, каких нужно было ожидать от царя, подобного царям «прочих народов», он умолчал о самом худшем – об измене божественному закону. Но он предчувствовал это, и, может быть, потому-то, сопротивление его и было так настойчиво. Царь Израиля изменяет вере отцов! Пастырь народа нарушает закон в самом его основании! Простого смертного за поругание божественного закона, за измену Иегове побивали камнями. Но что делать с царем, нарушающим требование закона? Где тот суд, который осмелился бы произнести приговор над ним? «Где слово царя, там власть, и кто скажет ему: что ты делаешь?» – говорил сам Соломон 678 . А между тем, когда царь безнаказанно совершает преступление, как со спокойной совестью осудить за то же преступление и простого смертного? Порок, в силу своей безнаказанности, наверху, как бы перестает уже казаться пороком. Так заразителен пример нечестивого царя. Соломон – первый из еврейских царей подал пример оскорбления веры отцов. Пример его не остался без подражания. Но если для Соломона не было человеческого суда, то он не мог избежать Божиего суда. «И разгневался Господь на Соломона... и сказал ему (по всей вероятности через какого-нибудь бесстрашного пророка): за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему» 679 . Это было тяжким наказанием для царя, положившего весь свой ум, которому удивлялся мир, и всю свою энергию на укрепление и расширение своей власти, на возвышение блеска своего трона, при конце жизни узнать, что все его величие должно перейти к его рабу.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010