В указанном труде указан порядок наследования, права и обязанности душеприказчиков, о наследовании дальними родными, по учению Абу-Юсуфа, ученика Абу-Ханифа, по учению Имама Магомета, а также родных четвёртого разряда и неродных (стр. 66–80). Особенно же интересны некоторые статьи, о даре на смертном одре. Дар, сделанный пред смертью , приравнивается к завещанию, но только на треть имущества, как и всякое завещание. Однако, если совершился торг раньше и вообще какое-либо условие, то это преимуществует пред даром, или признанием долга, не признаваемого наследниками по завещанию. Значит воля умирающего не вполне чтится. О дарении говорится: лицо, получающее дар, не приобретает никаких наших прав ранее фактического вступления в обладание им; но если даритель переживает того, кому совершился дар, то дарение не получает законной силы. О праве купли и продажи Преимущественное право купли принадлежит соседу и совладельцу, но тот и другой должны немедленно заявить о своём праве и желании осуществить его, устно или письменно, с обозначением заявленной суммы, или какую назначит суд. Давности для возбуждения дел о праве собственности не существует. Предоставивший имущество в пользование или ссудивший деньги имеет право требовать возврата, во всякое время, независимо от условия долга. Отдача денег под проценты воспрещается во избежание убытков; проценты должны быть включаемы в сумму займа. (Так делают, Евреи, истые ростовщики). Товарищества дозволяются на правах общего владения имуществом и скотом и разделяются на четыре вида. Доверенность даётся при двух свидетелях и даётся на всё, кроме прав присяги и отбываний наказания. Для возбуждения уголовных дел нет давности, кроме прелюбодеяния, воровства и грабежей. Для заявлений о сих делах полагается месяц. А для заявления о пьяном состоянии полагается только короткое время: пока запах изо рта пьяного слышится. Но так как пьяница, всегда носит с собою винный запах, то их, посему, можно всегда подвергать суду. Нельзя не сказать, что закон этот хороший, если он приводится в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грубое обращение мужа или неверность не дают права жене на развод (стр. 25). Разведённая может выйти за другого и после расторжения этого брака может опять выйти за первого. О родителях и родник Ребёнок, рождённый спустя 6 месяцев после брачного, союза признается законным детищем, а равно и тот, кто родился не позднее двух лет после смерти супруга или развода. И если сожительство происходило в условиях, допускающих брак, то рождение тоже признаётся законным. Признание отцовства совершается в присутствии свидетелей, знающих, что у ребёнка нет другого отца. Если у дитяти нет отца и деда, то учреждается опека, о которой есть множество положений. Никто из родственников, кроме жены, не могут требовать себе содержания от другого мужа, будучи сами имеющими возможность извлекать средства к жизни из собственного имущества. Однако отец обязан содержать своих дочерей, даже овдовевших или разведённых. Должно содержать и не имущих ближайших родственников (в степенях, запрещённых для брака) в порядке даже возможного наследства, если таковое имеется. Дети обязаны содержать неимущих родителей и тогда, когда они не утратили работоспособности. Лишают содержания: защита от голода и холода. Бедные должны содержать родителей вместе с своими детьми. Тоже должны делать внуки, с дедами. За неимением ближайших родных, должны позаботиться о бедных следующие их родные, которые могли бы получить их наследство. Но эти обязательства прекращаются в случае отпадения от магометанства. Нельзя не сказать, что эти законы хороши, но только исполнителями их, конечно, бывают редкие, ибо говорят, что не легко бедным отца и мать кормить, а тут и дальних родственников, и только потому, что можно было бы получить от них наследство, за неимением ближайших наследников, которые всегда найдутся, когда объявится большое наследство. Наследование очевидно в магометанстве очень цениться, а потому порядки и законы наследования весьма сложны. Все расходы похоронные, долги и прочее должны быть покрыты до раздела наследства. А если какие кредиторы не будут удовлетворены, то каждый наследник отвечает, сообразно своей части наследства, но не выше её.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С неменьшею торжественностью чествовались Свв. Мефодий и Кирилл и в школах Козмодемьянского уезда, особенно же: Петнурском двухклассном. Малосундырском, Мало-Юнгенском, Пернягашском, Чермышевском и Мало-Карачкинском; равно как и в Цивильском уездном училище, где учителем П. Веригиным сказана была речь; а также в училищах этого уезда: Мусирминском, Шихазановском, Луцкецком, и сельских училищах Ядринского уезда: Тераевском, Убеевском, Кошлоушском и др. Присутствовавшими на торжестве в Шихазановском сельском училище (Цивильского уезда) пожертвовано было 46 руб. на устройство ученической библиотеки. Особенно мало имеется подробных сведений о торжествах в церковно-приходских школах еще не имеющих строгой централизации, между тем в сих школах учащиеся получили такие залоги к постоянному и самому живому памятованию о Свв. Мефодии и Кирилле, как никакие другие. Во все церковно-приходские школы, равно как и в школы братства Св. Гурия, разослано было, по распоряжению Его Высокопреосвященства около 8ооо бронзовых образков Свв. Кирилла и Мефодия, равно как такое же количество кратких житий их, на приобретение которых Высокопреосвященнейшим Архипастырем Казанским были пожертвованы 300 рублей и братством Св. Гурия 200 рублей. Но всеми сказанными торжествами не закончилось торжество в Казани в честь Свв. Мефодия и Кирилла. Оно увековечено учреждением школы Кирилло-Мефодиевской и основанием храма в честь их. Об этом основании храма так повествует хроникер известий по Казайской Епархии: „Одна из окраин г. Казани, изрезанная множеством оврагов, пролегающих между гор, называемых первою, второю и третьею, весьма давно крайне нуждается в особом храме. В последнее время эти горы стали часто населяться бедняками, хижины которых усеяли все пригорки и насыпи. Кой-где здесь явились и порядочные дома, но еще не вполне отстроенные. Очевидно, что еще долго не видать бы этому краю своего приходского храма, если бы не совершилось всеславянское торжество в честь великих Свв. Первоучителей и Апостолов Славян Мефодия и Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

IX. Кавказская (1785 г.), в Кавказской области, губ. гор. – Екатериноград; уездные: Кизляр, Моздок, Георгиевск, Александровск, Ставрополь; в Астраханском области: Астрахань, Енотаевск, Черноярск, Красноярск; безуездные: Ачуев (мест.), Темрюк, Копыль, Гурьев, Уральск; жителей – 48 350, 400 селений и 12 250 калмыцких кибиток. X. Казанская (1781 г.), губ. гор. – Казань; уездные Лаишев, Спасск, Чистополье, Мамадыш, Арск, Царевококшайск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Ядрин, Цивильск, Тетюши, Свияжск; жителей – 763 300. XI. Калужская (1776 г.), губ. гор. – Калуга; уездные: Козельск, Перемышль, Малый Ярославец, Лихвин, Мешовск, Серпейск, Мосальск, Таруса, Медынь, Боровск, Жиздра, безуездные – Воротынск (мест.); жителей – 784 500. XII. Колыванская (1783 г), губ. гор. – Колывань; уездные: Семипалатной, Бийск, Красноярск, Кузнецк; жителей – 170 000. XIII. Костромская (1778 г.), в области Костромской, губ. гор. – Кострома; уездные: Плеса, Лух, Кинешма, Нерехта, Буй, Соль-Галицкая, Юрьевец Повольский, Галич, Кадуй, Чухлома; в области Унженской: Макарьев, Ветлуга, Кологрив, Варнавин; безуездные: Судай, Инжа, Парфеньев, Судиславль; жителей – 815 400. XIV. Курская (1779 г.), губ. гор. – Курск, уездные: Белгород, Обоянь, Старый Оскол, Новый Оскол, Рыльск, Путивль, Короча, Суджа, Богатый, Фатеж, Щигры, Тим, Дмитриев на Свапе, Льгов; безуездные: Коренная пустынь; жителей – 920 000. XV. Могилевская (1777 г.), губ. гор. – Могилев; уездные: Чаусы, Старый Быхов, Орша, Бабиновичи, Копысь, Сенной, Мстиславль, Чериков, Климовичи, Рогачев, Белицы; безуездные: Шклов, Дубровна, Кричев, Чечерск, Гомель, Толочин; жителей – 662 500. XVI. Московская (1782 г.), губ. гор. – Москва; уездные: Воскресенск, Богородицк, Бронницы, Руза, Коломна, Серпухов, Никитск, Подольск, Звенигород, Можайск, Волоколамск, Клин, Дмитров, Верея; безуездные: Коломенское (село), Царицино (село), Преображенское село, Семеновское (село), Измайловское с., Троицкая Сергиева Лавра; жителей – 883 900. XVII. Нижегородская (1779 г.), губ. гор. – Нижний Новгород; уездные: Горбатов, Арзамас, Макарьев, Починки, Ардатов, Лукоянов, Сергач, Перевоз, Княгинин, Балахна, Василь, Семенов; Жителей – 816 200.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В приведенном перечне заказов мы не видим многих старых казанских епархиальных городов, например Санчурска, Ядрина, Цивильска, Кокшайска, Спасска, Тетюга, Мензелинска, Шешминска, Новошешминска, Бирска, Заинска, Тиинска, Ерыклинска, Симбирских городов – Уреня, Тогая, Сызранского Кашпира и некоторых других, несомненно входивших в состав Казанской епархии как в начале XVIII в. так и после. 85 Это обстоятельство объясняется тем, что многие мелкие города, в качестве пригородов, входили в состав заказов ближайших больших городов, будучи в непосредственном владении поповских старост. Не только города, каков, например, Старошешминск, но и богатые села, как Благовещенское на Омаре имели своих поповских старост. Города Тетюши, Спасск, Ахтачинск могли принадлежать к Майнскому заказу, получившему свое название не от города, а от реки Майны, левого притока Волги, берущего свое начало в Спасском уезде, или даже к Симбирску с его обширным церковно-административным округом (122 цер.), находившимся в ведении Симбирского духовных дел судьи. Несомненно, что к Симбирскому округу принадлежали все новые города по Симбирской черте; все города и села, лежавшие ниже Симбирска, ближе к Самаре и Сызрани, входили в заказы двух последних городов. Главными пунктами епархиального управления в бассейне Средней Камы с её восточными притоками были гг. Елабуга и Уфа. К Елабужскому заказу принадлежали г. Сарапул (до 1707 г. дворцовое село) и Каракулино, при первом делении России на губернии, состоявшие в Казанской губернии. Таким образом, в начале XVIII в., вследствие передачи в ведение Казанского митрополита Кукарска с уездом, территория Казанской епархии на северо-западе достигла бассейна правого притока Вятки р. Пижмы, берущей свое начало в Ветлужском уезде. Постройка гор. Сергиевска отодвинула юго-восточную населенную окраину Казанской епархии до р. Сока, левого притока р. Волги. Но эти территориальные изменения слишком незначительны и мало отразились на изменении общей территории Казанской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

причастия по одному приговору уездного суда в противность указа 1798 г. февраля 18 числа, то за сим Консистория и не может определить тому Карасеву церковного покаяния» 1032 . Еще раньше, в 1820 г., по делу о наложении за ядение лошадиного мяса церковного покаяния на крещеного из чуваш Якова Васильева, присланного из Цивильского земского суда в Чебоксарское Духовное Правление, Казанская Д. Консистория сделала запрос казанской палате уголовного суда о том, было ли это дело на ревизии, и только по получении положительного ответа, постановила предать его годичной эпитимии под смотрением духовного отца 1033 . Руководством власти в наложении на виновных эпитимии прежде всего служили каноническия правила св. Апостол, вселенских и поместных соборовь и св. отец. В указе св. Синода 21 февраля 1799 г. подтверждено, чтоб в наложении эпитимии архиереи, «вникая лучше в смысл правил св. отец, изображенных в Кормчей книге, назначали преступникам церковное покаяние во всем согласно с теми правилами». Кроме канонических правил начальство должно было руководиться при наложении эпитимии и указами Св. Синода. Не говоря об указах, имеющих в виду наложение эпитимии за то или другое преступление вь отдельности, каковы напр. указы 30 сентября 1765 г., 26 января 1801 г . – о не исповедавшихся; 16 марта 1822 г .– об эпитимии за прелюбодеяние, следует указать на указ 21 марта 1780 г., трактующий о наложении церковной эпитимии вообще. «Св. Правительствующий Синод, – читаем мы в этом указе, – по вступившим от Архиереев представлениям о предании впадших в разные преступления церковному покаянию, усмотрено, что оным налагаются эпитимии по точным в правилах Святых Отец положениям, которыми время соразмеряется степенем ожесточения по отношению к важности преступления. Но как из оказавшихся и в равномъ преступлении одни бывают жестокосерды, и ни увещаниями, ни временем, к искреннему раскаянию не приводятся, другие при признании приносят о грехах раскаяние и сокрушение, иные ж или по холодности к закону, или по расколу запрещение ни во что вменяют, пачеже оного желают, а иные продолжением запрещения впадают в отчаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Но главною причиною отпадения было то, что все просвещение Черемис христианскою верою состоит только в том, что они призывают священников для исправления треб, не понимая ни силы таинств и духовных, обрядов, ни потребности в них; а руководствуются лишь заведенными по своему обычаями. Другой пример подобного отпадения в том же году повторился между Татарами в уездах: – Цивильском, Тетюшском, Вуинском, Симбирском и Ставропольском Казанской епархии. Татары, жившие в разных деревнях этих уездов и исповедывающие Православную веру, в 1827 году подали 14 коллективных, прошений на Высочайшее Имя о том, чтобы позволили им оставить христианство и обратиться к закону магометанском. Когда, посланные для увещания их, духовные лица, убедив их остаться в христианстве, стали спрашивать их о причинах прежнего уклонения от христианства, то они объявили разные причины своего отпадения. Одни жаловались на непомерные, будто бы, поборы с них духовенства, другие говорили, что, живя вместе с магометанами, они обольщены были некоторыми из них, – третьи приписывали свое уклонение от христианства не основательным толкам и смущениям немногих из их же собратий, более приверженных к магометанству. Последняя причина была едва ли не единственною. Дело в том, что все, изъявившие желание перейти в мусульманство, не имели и прежде расположения к Христианству, а держали уже магометанские обычаи; некоторые жили как вовсе не крестившиеся. У них св. иконы из домов были вынесены, сами они ходили без крестов и поясов, на головах носили тюбетейки, не крестились по христиански и не читали молитв, с сосватанными невестами жили не венчавшись, родившихся детей не крестили, – словом не было у них почти никаких следов Христианства. Испрашивая в своих прошениях разрешения перейти в магометанство, они желали только, чтобы им дозволено было открыто числиться магометанами. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство. В 1807 году в Симбирской Уголовной Палате производилось дело о татарке Алифе, которая судима была за отречение от веры Христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Чаще всего это были крестьяне, реже - мещане из Свияжского и Цивильского уездов Казанской губ. и Мензелинского у. Уфимской губ. Мусульм. сообщество Перми в сословном плане также было представлено крестьянами, реже - мещанами и в единичных случаях - дворянами. Мусульмане в городах занимались поденной и наемной работой, торговлей и торговым посредничеством, а также были ремесленниками; в сельской местности - земледелием и пчеловодством. По данным полиции на 1895 г., в мусульм. общине Иркутска было 596 мусульман, проживавших в городе, из них 282 мужчины, 131 женщина, 183 ребенка. Основную массу мусульман составляли крестьяне, но были 5 дворян, 3 купца, 30 мещан, 60 крестьян из ссыльных. Мусульмане работали извозчиками, плотниками, водовозами, сторожами, пильщиками дров, чернорабочими, пастухами, изготовляли кумыс. В Чите мусульманская община состояла из татар и персов, принявших российское подданство. Мусульмане Читы занимались торговлей кондитерскими изделиями, фруктами, хозяйственными товарами, одеждой, мехами. Численность мусульманской общины в Забайкалье составляла в 1894 г. 1914 чел., а в 1905 г.- 4566 чел. Мусульманские общины городов Урало-Сибирского региона имели тенденцию к увеличению не только в результате миграционных процессов, но и в результате роста рождаемости. Так, в Томске с 1901 по 1913 г. рождаемость в мусульманской общине увеличилась более чем в 2 раза (с 71 до 161 ребенка). Примечательно, что миграция мусульман осуществлялась не только из Поволжских губерний, но и с Востока. К примеру, в Томске в нач. ХХ в. появилось более 10 мусульм. семей из Вост. Сибири и с Дальн. Востока. Главами мусульм. общин являлись имамы и купцы, поскольку одни как духовные лица имели среди верующих авторитет и обладали знаниями, а другие - финансовыми средствами, часть к-рых отпускалась на поддержку деятельности общины. На примере г. Троицка Оренбургской губ. видно, что купечество и «мусульманское духовенство» находились в тесных родственных взаимоотношениях, образуя т. о.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Некоторые ученики ложно объявляли себя больными. Священно-церковнослужители репортовали о них благочинным Цивильского уезда, села Шигалей, священник Феодор Иовлев донес прямо академическому правлению, что праздноживущий ученик грамматики Николай Ипатцкий «вместо надлежащаго упражнения нравственности занимается списыванием жизни священно-церковнослужителей нашего села; между коим списыванием в отношении нравственности моего состояния отрекомендовал, неизвестно по какой причине, о мне очень худаго поведения; каковую отметку его представляю оному правлению, а так как Ипатцкий ни малаго ее имеет на нас влияния, почтенейше и репортую с тем, дабы он впредь таковыми делами не занимался» 22 . Благочинные, объезжая округи свои, по приказанию пр. Амвросия, должны были поэтому смотреть, действительно ли по законным причинам ученики проживают у родителей. После вакации в сентябре 1817 г. ученик отделения Александр Антонский, сын священника царевококшайскаго уезда села Кокшайки Василия Антонова, не явился в академию. По донесении о сем, пр. Амвросий 23 октября приказал консистории чрез духовное царевококшайское правление немедленно выслать Антовского в академию, а от отца, почему вовремя не представил сына в академию, по допросе в присутствии правления, потребовать ответ, и оный представить к преосвященному. Предписание о сем царевококшайским правлением послано было священнику Антонову с правленским сторожем Алексеем Прохоровым 1 ноября. Прохоров, возвратясь из уезда, донес духовному правлению, что священник Антонов и сын его Актонский больны, и первый явиться в духовное правление, а последний выслан быть в академию никак не могут. Почему 2 ноября правление предписало указом благочинному Семену Помарскому освидетельствовать отца с сыном и от первого отобрать объяснение. Благочинный 9 ноября репортовал, что им священнику Антонову с сыном лично 4 ноября свидетельство учинено, по коему открылось, что действительно оба они больны, отец чахоткою, а у сына, кроме ломоты в ногах, на правой ноге открылись три самые большие раны, так что и надежды к выздоровлению его не предвидится.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При всех потерях от крымско-татарских набегов в первую половину XVII века русское крестьянское население южных окраин насчитывало в середине века 230 тыс. человек. Число служилых людей, проживавших на территориях Белгородского и Севского военных округов, к концу XVII века достигало 84 тыс. человек. Миграции русского населения в лесостепную и степную полосы Восточно-европейской равнины, на территории бывшего " дикого поля " , на востоке смыкались с миграциями в Среднее Поволжье и на юго-востоке, постоянно пополняли казачье население, осваивавшее с XVI веке бассейн нижнего Дона и Приазовье. Во второй половине XVI века в Среднем Поволжье русское земледельческое население концентрировалось в районах возведённых на волжском правобережье во второй половине XVI века городов - Чебоксар , Цивильска , Козьмодемьянска , Кокшайска , Санчурска , Лаишева , Тетюшей , Алатыря , где оно поселялось среди чувашей и татар . В Среднем Поволжье русскому заселению не угрожали такие опасности, какие представляли на " диком поле " крымские татары . Однако московское правительство во второй половине XVI - первой половине XVII вв. также возводило засечные линии, а при создании Белгородской черты продолжило её от Тамбова к Симбирску (Корсунско-Симбирская линия), а в Заволжье несколько ниже Симбирска в 1652 -56 возвело Закамскую линию для предотвращения набегов ногайских и башкирских отрядов. В XVI - XVII вв. Среднее Поволжье заселялось преимущественно стихийным путём. Однако в этом краю стали появляться и " переведенцы " , т. е. зависимое крестьянство, владельцам которого - светским феодалам и монастырям - раздавалась земля. Заселение русскими Заволжья (луговой стороны) в массовом масштабе стало происходить лишь с XVIII века. В Башкирии и вниз по Волге русские селения вплоть до XVIII века появлялись лишь около городов Уфа , Самара , Царицын , Саратов . Для их защиты в 1718 -20 в междуречье Дона и Волги была сооружена Царицынская оборонительная линия. По разным подсчётам в Русском государстве в середине XV века насчитывалось 6 млн. человек, в первой половине XVI века - 6,5-14,5, в конце XVI века - 7-15, в XVII веке - до 10,5-12 млн. человек.

http://drevo-info.ru/articles/1698.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010