Согласно архивным ведомостям, через 4 года после освобождения города от осады " Цивильский стрелец Стефан Иванович Рязанов на указанном месте из любви " делам богоугодным " в 7183 (1675) году построил первую деревянную церковь во имя Вознесения Господня с приделом во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской, оградил деревянной оградой, поставил кельи для монашествующих " . Произошло это в правление митрополита Казанского и Болгарского Иоасафа. Заложенная православная обитель стала именоваться Цивильским Вознесенским мужским монастырем. Впоследствии с давнего времени по устному и письменному употреблению он воспринял наименование Тихвинского монастыря. Монастырь, будучи мужским, просуществовал до 1724 года. В этом году Петр I проводил реформирование штатов архиерейских домов и монастырей, желая иметь обстоятельную информацию об их доходах. В связи с этим многие монастыри укрупняли свой штат за счет насельников небольших монастырей. В 1723 году по указу из Казанской епархии из Цивильского монастыря Тихвинской Богородицы в Чебоксарскую Преображенскую Геронтиеву пустынь были переведены 15 монахов. А в 1724 году еще 5 монахов. Вместе они и составляли весь штат монастыря. То есть монастырь в 1724 году уже не был действующим. Но по неизвестным причинам он был возрожден как женский. Из документов святейшего Синода за 1734 год среди монастырей Казанской епархии Цивильский Вознесенский мужской монастырь не числится (что подтверждает версию о его расформировании), зато числится Цивильский Вознесенский девичий монастырь. Существование женского монастыря подтверждает упоминание в работе неизвестного студента Казанской духовной академии середины XIX. Он пишет, что неизвестно когда был основан Вознесенский Тихвинский девичий монастырь, но предполагает, что находился он при Троицком соборе Цивильска. Также он делает ссылку на книгу о ставленниках времен Митрополита Казанского Сильвестра, где записано: " В 1729 году Великий господин Преосвященнейший Сильвестр Митрополит Казанский и Свияжский благословил и посвятил на церковную и духовную паству града Цивильска Вознесенского Тихвинского девичья монастыря монахиню Пелагею в тот же град во игуменьи " .2 Сложно сказать, почему монастырь решили сделать женским, но просуществовать ему довелось недолго. Уже в 1737 году Вознесенский монастырь вновь был мужским - в него был определен настоятелем игумен Иосиф.

http://sobory.ru/article/?object=05010

С течением времени монастырь ко 2 половине XIX века пришел в упадок. Архипастырь Антоний, посетив монастырь в 1869 году, дал предложение Консистории об упразднении Цивильского Тихвинского монастыря. Граждане Цивильска, дорожившие монастырем и хранившейся в монастыре святой иконой Тихвинской Божией Матери, как памятником избавления их от грабежа и истреблений напавших на город разбойников из шайки Стеньки Разина, просили Его Высокопреосвященство сохранить монастырь. 25 сентября 1869 года, цивильские граждане составили приговор, что они не желают, чтобы монастырь был закрыт. В ответ на приговор Архипастырь сделал гражданам предложение через консисторию: преобразовать мужской монастырь в женский. Замечено его Высокопреосвященством: " женские обители в Казанской Епархии отличаются лучшим благоустройством, чем мужские и что желающих поступить в женские обители больше, чем в мужские обители " . Обстоятельство это побудило начать дело по преобразованию мужского монастыря в женскую обитель. Было предложено гражданам Цивильска принять участие по укреплению берега реки Цивиль, на котором расположен монастырь. Просьба жителей города по сохранению монастыря была принята, и из Святейшего Синода 30 декабря 1870 года за 2852 поступил указ, в котором отмечалось, что в Святейшем Синоде слушали предложение господина синодального обер-прокурора от 21 ноября об обращении Цивильского мужского монастыря в женский. Своим решением от 18 января 1871 года консистория определила преобразовать Цивильский мужской монастырь в женскую обитель. Настоятельницей монастыря стала монахиня Херувима, приехавшая в монастырь в марте 1871 года. Благотворителями по обновлению монастыря стали казанский купец первой гильдии Василий Никитич Никитин и его супруга Дарья Ивановна. На их средства был построен новый храм в честь Тихвинской иконы Божией матери (построен в 1886 году). Также В. Никитин практически полностью перестроил на свой счет весь монастырский комплекс. Обитель имела начальную школу для девочек братства Св. Гурия, затем церковно-приходскую. На территории располагалась больница.

http://sobory.ru/article/?object=05010

Тихвинская икона в г. Цивильске Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Город Цивильск находится в Казанской губернии. В соборной церкви этого города пребывает верный снимок с подлинной чудотворной Тихвинской иконы Богоматери. Икона сия пользуется большим почитанием среди богомольцев. Прославилась она в 1670 году, в октябре месяце, когда шайка разбойников, свирепствовавшая на Волге, собиралась сделать нападение на г. Цивильск. Накануне нападения ночью одной вдове — Ульяне Васильевой — было видение и глас от Тихвинской иконы Богоматери, стоявшей в городской соборной церкви. Царица Небесная повелела ей передать горожанам, чтобы они не приходили в отчаяние и мужались, ибо Она будет Заступницей их и не допустит разбойникам взять город; в благодарность за эту помощь они должны выстроить в честь Ее обитель за городом, между реками — Большой и Малой Цивилей. Нападение разбойников по заступлению Богоматери действительно не имело успеха, и благодарные граждане Цивильска выстроили на указанном месте в 1670 году церковь и обитель во имя Богоматери. Затем была снята к[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Список с чудотворной Тихвинской иконы Богоматери в Цивильске. С сайта http://old-zivil.cap.ru/SiteMap.aspx?&id=21907 Икона не сохранилась, последнее упоминание о ней было в материалах ленинградского ученого Н. Материна, проводившего на территории Чувашии в 1933 г. исследования религии народов Волжско-Камского края. (http://www.cheb-eparhia.ru/hierarhy.aspx?id=70) Файл 35568.jpg:   Размер: 600x754, 0.45 MPix, 258 Kb. Дата: 2021-07-04, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (40) , (0) . Описание: Божественная литургия в день Тихвинской иконы Божией Матери, 2013 г. Тихвинский Богородицкий женский монастырь, г. Цивильск. http://cheb-eparhia.ru/photo.aspx?id=764&org=24 Файл 35575.jpg:   Размер: 800x533, 0.43 MPix, 212 Kb. Дата: 2021-07-17, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (29) , (0) .

http://pravicon.com/icon-709

При монастыре существует приют милосердия, где пожилые насельницы живут в непрестанном чтении Псалтири. Также при обители действует Воскресная школа. Монастырь ежегодно 31 октября организовывает крестный ход по Цивильску, до городского Троицкого собора в память об освобождении города Цивильска от войск Стеньки Разина. Кроме большого крестного хода в монастыре совершается т. н. Богодичный крестный ход вокруг монастыря. Он совершается ежедневно ближе к вечеру и сопровождается молитвами и несением Державной иконы Богородицы. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Тихвинский монастырь имеет различные святыни. Главной святыней монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Почитаются в обители также Владимирская, Толгская иконы Богородицы, икона священномученика Харлампия, мироточивый образ Архистратига Божия Михаила. Имеются в монастыре и частицы мощей Святителя Тихона Патриарха Всероссийского, блаженной Матроны Московской, священномученика Иллариона. Мироточили иконы в течение нескольких лет. В 2005 году мироточила икона Архангела Михаила и Сергия Радонежского, в 2007 году замироточил образ Николая Мирликийского, находящийся в храме. В 2008 году в трапезной монастыря замироточили большие образа Божией Матери и Иоанна Крестителя. Престольные праздники [ править править код ] Икона Пресвятой Богородицы " Тихвинская " - 9 июля Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи Собор Всех Святых - первое воскресенье после Дня Святой Троицы Харалампий Магнезийский, священномученик - 23 февраля Как добраться [ править править код ] Адрес: 429900, Чувашская Республика, г.Цивильск, ул. Пролетарская, 1 Телефон: +7 (83545) 2-11-42 Электронная почта: tihvinskiy_m@bk.ru Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Божественная Литургия - будни: 7:30; суббота, воскресенье и праздники: 8:00; Вечернее Богослужение — 16:00; Водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — по четвергам, по окончании Литургии; Молебен с акафистом священномученику Харалампию — по пятницам, по окончании Литургии;

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинский_Бог...

В 1880 году стараниями первой настоятельницы монастыря игумении Херувимы на средства купца-благотворителя Василия Никитича Никитина и его супруги Дарии Ивановны начинает строиться новый каменный трехпрестольный храм (главный престол - в честь Тихвинской иконы Божией Матери, с правой стороны - в честь Вознесения Господня, с левой – во имя всех святых). Собор был освящен в 1886 году. До времени окончания работ по этому храму Богослужение совершалось в деревянном храме, пожертвованном прихожанами села Абашево, который был освящен во имя священномученика Харалампия в 1880 году, и в котором был устроен новый придел во имя великомученицы Варвары. Октябрьский переворот 1917 года изменил жизнь монастыря. Монастырь был закрыт в 1925 году. По сохранившимся архивным данным в 1919 году в монастыре проживало 240 монахинь и послушниц. В зданиях монастыря в советское время размещались детский дом, школа, педучилище, в годы войны – воинская часть, последним «владельцем» монастыря до его возрождения было профтехучилище. Священный Синод Русской Православной Церкви 26 февраля 1998 года принял решению за 797 «О возрождении Тихвинского Богородицкого женского монастыря в городе Цивильске». По благословлению Митрополита Варнавы 14 мая 1998 года в Цивильский Тихвинский монастырь старшей сестрой была назначена настоятельница Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря матушка Агния. В 2001 году 5 июля в жизни Чувашии и Цивильска произошло знаменательное событие — Тихвинский Цивильский монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. К его приезду готовились основательно. Облагородили внешний вид монастыря, засадив его цветами. Построили новый храм во имя священномученика Харлампия (по аналогии с храмом этого же святого, находившегося в монастыре до 20-х годов 20 века.). До приезда Предстоятеля Русской Православной Церкви в монастыре собралось множество народа. Вместе с Патриархом монастырь посетили митрополит Варнава, президент Чувашии Н. В. Федоров и некоторые высокопоставленные лица церковного звания и из правительства. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинский_Бог...

28 сентября в Свято-Троицком мужском монастыре г. Алатыря состоялась встреча комиссии с епископом Алатырским и Порецким Феодором . В ходе беседы была отмечена важность богословского образования насельников монастырей и актуальность открытия данных курсов. Затем в трапезной монастыря члены комиссии встретились с преподавателями курсов этой учебной площадки. На встрече присутствовали наместник Свято-Троицкого мужского монастыря игумен Софроний (Дубровин), благочинный Свято-Троицкой обители иеромонах Лазарь (Белянин), настоятельница Киево-Николаевского Новодевичьего женского монастыря г. Алатыря игумения Елисавета (Ванькина) с сестрами и несколько насельниц женского подворья Свято-Троицкой мужской обители. В Рождественском скиту комиссией была проведена беседа с некоторыми учащимися из братии монастыря. В этот же день члены комиссии посетили Иверский Богородицкий женский монастырь в с. Шерауты, в котором прошла встреча с игуменией Кириллой (Саликовой) и сестрами. Члены комиссии рассказали об открытии курсов в их монастыре. Вечером 28 сентября выездная группа побывала в Тихвинском Богородицком женском монастыре г. Цивильска, где председатель комиссии архимандрит Феофилакт сообщил сестрам во главе с игуменией Ниной (Волковой) об открытии и программе курсов, об уникальной возможности в стенах обители получить базовое богословское образование. 29 сентября рабочая группа посетила Спасо-Преображенский женский монастырь на Владимирской горке в г. Чебоксары. В воскресной школе состоялась беседа с игуменией Сергией (Рузавиной) и насельницами монастыря, которые выразили свою готовность исполнить новое послушание — учиться на курсах и получить богословское образование. В тот же день в актовом зале Чебоксарского Свято-Троицком мужского монастыря состоялась общая встреча членов комиссии с преподавателями Центра подготовки церковных специалистов имени святителя Гурия Казанского Чувашской митрополии. На встрече присутствовали наместник монастыря архимандрит Василий (Паскье), директор епархиального центра подготовки церковных специалистов и руководитель курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих, преподаватель общецерковной истории иерей Илия Лебедев, секретарь и методист курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих, преподаватель православного вероучения и основ социальной концепции Русской Православной Церкви протоиерей Игорь Крейтор, настоятель Александро-Невского мужского монастыря игумен Феодосий (Шитов), преподаватель устава и литургики протоиерей Алексий Кошкин, преподаватель патрологии протоиерей Евгений Давыдов, преподаватель истории монашества и аскетики иерей Николай Корниенко,  преподаватель Нового Завета иерей Иоанн Маштаков, преподаватель общецерковной истории иеромонах Феодосий (Аксенов), преподаватель церковнославянского языка иерей Николай Забегаев, преподаватель устава и литургики протодиакон Валерий Краснов.

http://patriarchia.ru/db/text/5849259.ht...

Монастырь формально просуществовал до 1927 года. На самом же деле, последние насельницы были изгнаны оттуда, уже у 1925 году. Все монастырские земли были переданы государству, а в самом монастыре произошли кардинальные перемены. Так монастырская колокольня, построенная еще в 1775 году, была полностью разрушена, монастырские здания стали использоваться в других целях. Центральный храм монастыря - храм Тихвинской иконы Божией Матери был изменен до неузнаваемости: Снесены кресты и купола, срублена каменная резьба, прорублены квадратные окна, здание поделено на три этажа. Тихвинский храм с 1925 по 1945 год принадлежал Цивильскому детскому дому, с 1946 по 1955 года - Цивильскому педучилищу, затем школе - интернату и профтехучилищу 5 вплоть до 1998 года. По свидетельствам старожилов города Цивильска, в монастыре во время войны располагалась военная часть и госпиталь. Отсюда новобранцы уходили на фронт. Также в монастыре некоторое время существовало пожарное депо. Священный Синод Русской Православной Церкви 26 февраля 1998 года принял решение за " О возрождении Тихвинского Богородицкого женского монастыря в городе Цивильске " . По благословлению Митрополита Варнавы 14 мая 1998 года в Цивильский Тихвинский монастырь старшей сестрой была назначена настоятельница Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря матушка Агния. В 2001 году 5 июля в жизни Чувашии и Цивильска произошло знаменательное событие - Тихвинский Цивильский монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. К его приезду готовились основательно. Облагородили внешний вид монастыря, засадив его цветами. Построили новый храм во имя священномученика Харлампия (по аналогии с храмом этого же святого, находившегося в монастыре до 20-х гг. 20 в.). До приезда Предстоятеля Русской Православной Церкви в монастыре собралось множество народа. Вместе с Патриархом монастырь посетили митрополит Варнава, президент Чувашии Н. В. Федоров и некоторые высокопоставленные лица церковного звания и из правительства.

http://sobory.ru/article/?object=05010

Тихвинский монастырь имеет различные святыни. Главной святыней монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Почитаются в обители также Владимирская, Толгская иконы Богородицы, икона священномученика Харлампия, мироточивый образ Архистратига Божия Михаила. Имеются в монастыре и частицы мощей Святителя Тихона Патриарха Всероссийского, блаженной Матроны Московской, священномученика Иллариона. Мироточили иконы в течение нескольких лет. В 2005 году мироточила икона Архангела Михаила и Сергия Радонежского, в 2007 году замироточил образ Николая Мирликийского, находящийся в храме. В 2008 году в трапезной монастыря замироточили большие образа Божией Матери и Иоанна Крестителя. Монастырь ежегодно 31 октября организовывает крестный ход по Цивильску, до городского Троицкого собора в память об освобождении города Цивильска от войск Стеньки Разина. Кроме большого крестного хода в монастыре совершается т. н. Богодичный крестный ход вокруг монастыря. Он совершается ежедневно ближе к вечеру и сопровождается молитвами и несением Державной иконы Богородицы. По данным на апрель 2009 года в монастыре проживало 38 насельниц, в их числе: 5 мантийных монахинь, 1 схимонахиня, 5 инокинь, 5 рясофорных послушниц, 20 послушниц. Но в монастыре неизбежно происходит ротация кадров, поэтому данные могли измениться. При монастыре существует приют милосердия, где пожилые насельницы живут в непрестанном чтении Псалтири. В данный момент в монастыре под чутким руководством настоятельницы монахини Нины ведутся работы по восстановлению монастырского комплекса. Служители монастыря: Глава: До 1720-х гг. неизвестны Схимонахиня Игуменья Феодора Приблизительно с 1725 - 1729 г. Игуменья Пелагея 1729 – 1737г. Игумен Иосиф 1737 - 1739г. Игумен Боголеп 05.02. 1739 - ? Архимандрит Варлаам ? - 1744г. Архимандрит Симеон 16. 03. 1744 - ? Игумен Иосиф 17. 09. 1778 – 1781г. Иеромонах Епифаний 04. 02. 1781 – 1787г. Иеромонах Владимир 18. 06. 1787 – март 1791г. Иеромонах Аполлоний 1791 - ? Иеромонах Феоктист ? – ум. 1818г. Иеромонах Самуил 1818 – 1821г. Иеромонах Августин февраль 1821 – сентябрь 1823г. Иеромонах Савва сентябрь 1823 – 1831г. Иеромонах Елевферий 1832 - ? Иеромонах Епифаний ? – 12. 12. 1861г. Иеромонах Илларион 1862 – 1870г. Игуменья Херувима март 1871 – 07.12. 1896г. Игуменья Антония 03. 03. 1897 – 1909г. Игуменья Асенефа (Миланова) 08. 04. 1909 – 1927г. Игуменья Агния (Яковлева) 06. 10. 1998 – 20. 05. 2004г. Монахиня Нина (Волкова) 2004г.

http://sobory.ru/article/?object=05010

По моему мнению, основанному на фактических данных, существующие в инородческих местностях православные монастыри, в силу своей особенной постановки и своего направления, не оказывали и теперь не оказывают на инородцев желаемого христианско-просветительного воздействия. В г. Цивильске имеется Тихвинский монастырь, основанный, приблизительно, около 200 лет тому назад. Прежде он был мужской, но в 70-х годах прошлого столетия был обращён в женский, после чего он быстро улучшился как по внешнему благоустройству, так и по количеству сестёр своих. В число последних стали принимать и чувашек. Но духовно-просветительное влияние этого монастыря на массу окружающего чувашского населения как прежде, так и теперь ни в чём особенно не проявляется. Окрестные чуваши оставались до последнего времени в тех же языческих заблуждениях, в каких они находились до принятия христианства. В 5 верстах от названного монастыря, на высоком левом берегу р. Цивиля, расположена большая дер. Тувси, жители которой все крещёные чуваши и с давних пор числятся православными. Летом 1892 года они целой толпой явились к Цивильскому Исправнику на дом и требовали разрешить им беспрепятственно отправить языческое полевое моление ,,Уй-чюк» об урожае хлебов. По сему случаю, в августе месяце того же 1892 года Совет Братства Св. Гурия поручил мне посетить деревню Тувси и усовещевать тамошних киреметников-чуваш оставить язычество. Я пробыл здесь два дня, беседовал с чувашами о вере, читал им Евангелие и др. книги на родном им языке, совершал Богослужение. И чуваши слушали мои беседы и чтение внимательно, а особенно радовались христианскому Богослужению на их материнском языке. Я тут воочию убедился, что Тувсинские чуваши несмотря на то, что около 200 лет живут под боком монастыря, остаются по религиозным верованиям своим язычниками, не имеют понятия о Христианской вере, не слыхали чтения Евангелия и церковного Богослужения на их родном языке. Присматриваясь к монастырям в других местностях с инородческим населением, например: в г. Чебоксарах, Свияжске и т. п. пунктах, мы замечаем тоже самое, что и в Цивильском уезде. В прежнее время в числе подвижников этих монастырей инородцы встречались весьма редко, и то только в числе послушников. Но с 80-х годов минувшего столетия инородцы обоего пола стали поступать в монастыри в большом количестве. Последнее обстоятельство способствовало к некоторому сближению инородцев с монастырями, но к сближению только внешнему, а не внутреннему – духовному. Инородцы в монастырях быстро русеют и совершенно пропадают, как сила духовно-нравственная, для своих соплеменников, потому что начинают смотреть на последних с некоторым пренебрежением, как на людей отсталых, грязных и тёмных, а в конце концов совсем отделяются от них; вследствие сего тёмной инородческой массе никакой духовной пользы и не возникает.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Библиография: 1) Воротников М. Кузница учительских кадров. – Чебоксары: 2000. 2) Глушкова В. Г. Монастыри Подмосковья. – М.: 2005. 3) Гордиенко С. А. Современное русское православие. – Л.: 1987. 4) Захаров В. Г. Вода святая Цивильского края. – Чебоксары: 2008. 5) История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. – М.: 1807. 6) Кочетков В. Д. Николаев Г. А. Цивильск. – Чебоксары: 1987. 7) Обновление женского Тихвинского монастыря. – Чебоксары (Б. д.) 8) Опись Цивильского Богородицкого женского монастыря Казанской епархии. – Казань: 1887. 9) Полный именной список всех Грекороссийския церкви лавр и монастырей Ставропигиальных и епархиальных, штатных и заштатных доныне существующих, собранный Антониева монастыря Архимандритом Амвросием. – М: 1809. 10) Покровский И. М. Русская епархия в XVI – XIX вв. Их открытие состав и пределы. Т. II. XVIII век. – Казань 1913. 11) Православные русские обители. – СПб: 1994. 12) Сергеева О. Ю. Цивильский Тихвинский Богородицкий Женский монастырь. – Чебоксары: 2008. 13) Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. – М.: 1904. 14) Смирнов А. П. Духовный путь игуменьи Агнии. – Чебоксары: 2006. 15) Спасский. Н. А. Очерки по родиноведению Казанской губернии. – Казань: 1910 16) Справочная книга Казанской епархии. – Казань: 1904. 17) Спутник по Казани. – Казань: 1895. 18) Шадков. С. Угодья при монастырях и земли при церквах в Казанской губернии. – Казань: 1857. Храмы, ныне существующие: 1) Каменный храм во имя иконы Пресвятой Богородицы Тихвинская, построен в 1886 году, ныне реставрируется. 2) Деревянный храм во имя священномученика Харалампия (построен в 2000 г.). С уважением и признательностью, Алюшин Максим Игоревич, выпускник истфака ЧГУ Женский монастырь устраивался на средства благотворителей: купцов Никитина из Казани, Мальцева из Москвы и Ефремова из Чебоксар. Сначала была приведена в порядок Вознесенская церковь, построены дом для игуменьи и кельи для сестер. Затем отстроили приют и школу для девочек, трапезную, больницу и хозяйственные строения. В завершение, в 1880 г. была привезена из с. Абашева в разобранном виде церковь св. Харлампия, ныне утерянный памятник деревянного зодчества. Основная святыня Богородицкого женского монастыря — икона Тихвинской Богоматери. Ее празднование совершается каждый год 9 июля. Кроме того, почитаются Толгская и и Владимирская иконы Божией Матери, Архистратига Михаила и сщмч. Харлампия иконы. 

http://sobory.ru/article/?object=05010

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010