Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСАКИЙ [греч. Αρσκιος] (до 324, Тарс - 11.11.405, К-поль), свт. (пам. греч. 11 окт.), Патриарх К-польский (404-405), преемник свт. Иоанна Златоуста на Патриаршей кафедре, брат Патриарха К-польского Нектария . Будучи протопресвитером в К-поле, принадлежал к противникам Иоанна Златоуста; ими был избран в июне 404 г. на Патриарший престол после низложения последнего. Церковные писатели и историки по-разному оценивают характер и деятельность А. Свт. Иоанн Златоуст называет его «волком в овечьей шкуре» (PG. 52. Col. 685), а Палладий , еп. Еленопольский,- «человеком безмолвнее рыбы и бездеятельнее лягушки». Ко времени занятия столичной кафедры А. было уже более 80 лет. Сохранился указ от 18 нояб. 404 г. (Codex Theodosianus. XVI IV. 6), запрещавший вход в храм тем, кто отказывался причащаться у «епископов Арсакия Константинопольского, Феофила Александрийского и Порфирия Антиохийского». При А. в столице происходили гонения на приверженцев свергнутого свт. Иоанна Златоуста с применением военной силы. По всей видимости, А. не был инициатором и сторонником таких мер: по сведениям Созомена (Церк. ист. VIII 23, 1) и Сократа Схоластика (Церк. ист. VI 19), А. был человеком кротким и мягким. Память А. содержится в визант. календарях к-польского происхождения под 11 окт. вместе с памятями К-польских Патриархов Нектария, Аттика и Сисиния I: в Типиконе Великой ц .IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 66), в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 131) и др. Службу им полагалось совершать в храме Св. Софии К-польской. Почитание А. на Руси зафиксировано в древнейших рукописных памятниках - в месяцесловах Остромирова 1056-1057 гг. (Л. 228 об.) и Архангельского 1092 г. (Л. 133 об.) Евангелий. Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 108). Ист.: Сократ. Церк. ист. VI 19; Созомен. Церк. ист. VIII 23-26; Palladius. Dialogus de vita Ioannis Chrysostomi. 11. P., 1988. P. 64 (SC; N 341-342). Лит.: Кулаковский. История. Т. 1. С. 152-165; Bardy G. Arsace (2)//DHGE. T. 4. Col. 742; Duchesne L. Histoire de l " Église ancienne. P., 1910. T. 3. P. 98-100; Αρσκιος//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 226; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 57. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/76176.html

712. Иоанн Златоуст. Бес. 22, О гневе. 713. Иероним. На Иону гл. 3. 714. Cod. Thedos. IX, 35, 4–5. 715. Амвросий. De obitu Valentin. Bingham, Orig. XII, I, 12. 716. Cod. Thedos. IX, 35, 7. 717. Паломн., приписываемое Сильвии, § 29. 718. Паломн. § 30. Иоанн Златоуст. на Быт бес. 36. 719. Апостольские Постановления V, 18; выдержка приведена на стр. 122. 720. Епифаний Кипрский. Изл. веры 22. Ср. Против ерес. XXIX, 5, где постящиеся во всю неделю названы περτιθμενοι. 721. Ныне 10-я половина Евангелия в нею Ваий. 722. Паломн. § 29. 723. См. выше стр. 143–144. 724. Паломн. § 30. 725. Паломн. § 31. 726. До открытия Паломничества литургисты спорили о месте и времени происхождения последнего обычая: Binterim приписывал введение его эдесскому еп. Петру (397 г.), Martene относил к VIII–IX b. (Kellner, Heortologie, 42). 727. Паломн. § 32. 728. Паломн. § 33–34. 729. Лаод Соб. Пр. 56. 730. См. ниже о нем «Месяцесловы IV–V вв.». 731. У Avtus, еп. Виенского († 518 г.) (MignePatrol. s. I. t. 59, col. 302. 309. 321–326), у Eligius, еп. Нойонского († 640–659), hom. X, у Григория Турского (VI b.), История франков VIII, 43. 732. Августин. Пис. 54 (118) к Иан. гл 4, 7. 733. См. выше, стр. 133. 734. См. выше, стр. 139. 735. Паломн. § 35–36. 736. Лаодик Соб. Пр. 46. 737. Bingham, Orig. XXI, 235. 738. Августин. Исповедь VIII, 5. 739. Амвросий. Пис. 23, § 12. (Migne Patrol. s. I. t. 16. col. 1030). 740. Апостольские Постановления V, 18. См. выше, стр. 122. 741. Innocent. Ep. ad. Decentium Eug. 25, c.2. 742. Паломн. § 37. 743. Апостольские Постановления V, 18. 744. См. выше, стр. 124. 745. Паломн. § 38. 746. См. выше, стр. 256. 747. Евсевий, Жизнь Констант. III, 5; «появилось также и другая (кроме арианства) сильнейшая болезнь — спор о Пасхе». 748. Сократ. Церк. ист. I, 8. 749. Созомен. Церк. ист. I, 18: «не менее (чем об арианстве) прискорбно было ему (Константину Великому.) слышать, что некоторые совершают праздник Пасхи не вместе со всеми». 750. Сократ. Церк. ист. I, 9. 751. Евсевий, Жизнь ц. Конст. III, 18–19. Сократ. Церк. ист. I, 9.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

563. Феодорит, Ист. богол. 5. 564. Иоанн Златоуст. на Мф. бес. 68. 565. Феодорит, Ист. богол. 30. 566. Феодорит, Ист. богол. 3. 567. Там же, 5. 568. Там же, 17. 569. Ср. устав пения «Да исправится» на преждеосв. лит. Типик., гл 49, среда 1-й седм. 570. Феодорит, Ист. богол. 2. 571. Там же, 26. 572. Паломн. преп. Сильвии, § 20. 573. Феодорит, Ист. богол. 29. 574. Там же, 26. Ср. о прп. Арсении, выше, стр. 210. 575. Там же. 576. Boland., Acta Sanct. Maji III p. XIX. 577. Палест. Патер. VIII, 42. 578. Василий Великий Пис. 213. 579. Созомен. Церк. ист. VI, 17. Руфин, Церк. ист. II, 9. 580. Вас. В. Пис. 2. 581. Ср. у нас начальные возгласы служб и стих: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». 582. Василий Великий. Подвиж. уст. гл 1. 583. Василий Великий. Пис. 2. 584. Василий Великий. Прав. простр. 37. См. выше стр. 146. 585. Василий Великий. Пис. 2. 586. Василий Великий. Пис. 89. 587. Василий Великий. Пис. 2. 588. Василий Великий. Слово подвижническое, 15. 589. Василий Великий. Пис. 2. 590. Василий Великий. Прав. Простр. 23. 591. Василий Великий. Пис. 2. 592. Василий Великий. Подвиж. уст., 25. 593. Василий Великий. Слово о подв. 1, § 11. 594. Василий Великий. Пис. 2. Ср. нашу молитву после обеда. 595. Ср. 9-й час в отшельнической практике. 596. Василий Великий. Пис. 2. 597. Василий Великий. Прав. Простр. 49. 598. Василий Великий. Правила кр. 87–91. 599. См. выше стр. 200. 600. Монастыри в окрестностях Антиохии описывает св. Златоуст, на Мф. бес. 68, 70. 601. Bollandi, Aacta. sanct. Januar. I. 118. Четьи Минеи. Июля 3. 602. Четьи Минеи, 29 дек. 603. Du Cange C. Constantinopolis christiana, Venet. 1729 II, 105. 604. Сергий архиеп. Полный месяцеслов Востока, Владимир 1901, II, 465. 605. Michael Glyca (XIII b.) Annales по Du Cange C. — polis christ. 70. Упоминается Студий также в Codex Theodosianus при имп. Аркадии (в 401 и 404 г.), в качестве Comes rerum privatarum, и в 59 новелле Юстиниана. К Студию есть письмо Златоуста, в котором св. отец утешает его в смерти брата; Палладий в жизни Златоуста назвал этого Студия префектом города (Du Cange, там же).

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

868. Созомен. Церк. ист. IX, 17. 869. Иероним. Против Вигилянция, гл. 5. 870. См. месяцеслов 9 сент., 9 мая. 17 дек., 20 авг. и др. 871. Созомен. Церк. ист. II, 3. 872. Кол. 2. 18. Феодорит на Кол. 2. 18. 873. Лаод. Соб. Пр. 35. 874. Иоанн Златоуст. Бес. о муч. 49. Ср. например Злат. Бес. о Дросиде, о Варлааме. См. выше, стр. 174. 875. Сидоний Апол. Кн. 5, пис. 17. 876. Иоанн Златоуст. Бес. о Ювент. Мч. Вавиле тогда в Антиохии праздновали 23 сент. Болотов, Следы месяцесл. 187. 877. Феодорит, Слово о муч., 8. 878. Иоанн Златоуст. Бес. о Маккав. 44. 49. 879. Августин. Слово о Маккав. 109. 880. Там же. 881. Bingham, Prug. XX, 158. 882. Transtiberina prius solvit sacra pervigil sacerdos,//Mox huc reccurit duplicatque vota. (После бдения святитель совершает за Тибром священнодействие. Потом быстро устремляется сюда и повторяет службу.) Prudentius, Perist. XII, 2. 883. Лев I папа, Слово 84 (81). 884. Иоанн Златоуст. Похвальное слово (γκμιον) святым всем, в целом мире пострадавшим. Migne. Patr. s. gr. 50. col. 706. 885. См. выше стр. 129. 886. Августин. Слово о словах апостольск., 17. Bingham, Orig. XX, 145. 887. Апостольские Постановления V, 30. 888. Апостольские Постановления VIII, 42. 889. Амвросий. О кончине Феодосия, гл. 3. 890. Lubker, Reallexicon des classisch. Alterthums, 1877. p. 186. 891. Августин. На Быт. вопр. 172. 892. По свидетельству Феодора, чтеца в Vita Theodosii. Funk Didascalia et Const. Ap. 553. 893. Ефрем Сир. Tesam., ed Assemani II, 401. 894. О 3, 9 и 40 дне Исидор Пелус. Ер. 114ю Юстиниан, Novella 133 c. 3. Иоанн Дамаскин, Oratio de fidelibus defunctis c. 15. 22. Eustaphius apud Photius Bibl. cod. 179. О 40 дне кроме того — Лавсаик, гл. 26, Феодор Чтец, Vita Theodosii, ed. Usener 1890, p. 22. Дни 7 и 30 в сакраментарии папы Геласия (Migne, Patrol. s. I. 74, col. 1242). о годовом дне уже Тертуллиан: О венце воина 3. О единобрачии 10, об увещании к чистоте 11. Funk, там же. 895. Созомен. Церк. ист. VI, 2. 896. Евсевий. Церк. ист. X, 9. =Евсевий. Жизнь Конст. II, 19.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Таинство Крещения в III в. в Александрии уже предварялось длительным оглашением . В связи с практикой оглашения в Александрии существовало первое христ. духовное учебное заведение - Огласительное александрийское училище , в к-ром кроме оглашенных обучались многие буд. пастыри Церкви (напр., свт. Григорий Чудотворец ). Рассказ свт. Дионисия Александрийского о Новате (Евсевий. Церк. ист. VI 43) сообщает о чтении заклинателями экзорцизмов перед Крещением. Ориген также описывал экзорцизм, состоящий из призывания Имени Иисусова и чтения Евангелия (Против Цельса. I 6). Свт. Дионисий Александрийский упоминает Крещение через обливание, допустимое лишь в случае смертельной опасности (Евсевий. Церк. ист. VI 43). Он подчеркивает необходимость совершения таинства Миропомазания после таинства Крещения, что доказывает как существование послекрещального помазания св. миром уже в III в. вопреки мнению целого ряда ученых, относивших его появление в Александрийской Церкви к сер. IV в. (Bradshow; Johnson. P. 137-148), так и возможное пренебрежение им (крещенный экзорцистами и не получивший Миропомазания Новат был даже допущен к принятию таинства Священства ). Свт. Дионисий сообщает и о практике совершения таинства Покаяния : он писал еп. Римскому Стефану I (253-257) о возложении рук и чтении молитвы над кающимся (Евсевий. Церк. ист. VII 2). К III в. относятся первые сведения о формировании системы христ. праздников. Ориген упоминает празднование воскресного дня (Беседы на Исаию 6; Беседы на Бытие 10; Против Цельса. VIII 23), встречу Пасхи (Беседы на Исаию 6), сообщает о посте в среду и пятницу, Четыредесятнице - Великом посте (Беседы на Левит 10). Пост в среду и пятницу упоминает и Климент (Строматы. VII 12), у него впервые говорится о праздновании последователями гностика Василида дня Богоявления (Строматы. I 21). Евсевий Кесарийский ссылается на пасхальные послания свт. Дионисия Александрийского (Евсевий. Церк. ист. VII 20-22). О строгости соблюдения предпасхального поста можно судить по Посланию свт. Дионисия свящ. Василиду (PG. 10. Col. 1278). IV-V вв.

http://pravenc.ru/text/64464.html

563.  Феодорит, Ист. богол. 5. 564.  Иоанн Златоуст. на Мф. бес. 68. 565.  Феодорит, Ист. богол. 30. 566.  Феодорит, Ист. богол. 3. 567. Там же, 5. 568. Там же, 17. 569. Ср. устав пения «Да исправится» на преждеосв. лит. Типик., гл 49, среда 1-й седм. 570.  Феодорит, Ист. богол. 2. 571. Там же, 26. 572. Паломн. преп. Сильвии, § 20. 573.  Феодорит, Ист. богол. 29. 574. Там же, 26. Ср. о прп. Арсении, выше, стр. 210. 575. Там же. 576.  Boland., Acta Sanct. Maji III p. XIX. 577. Палест. Патер. VIII, 42. 578.  Василий Великий Пис. 213. 579.  Созомен. Церк. ист. VI, 17. Руфин, Церк. ист. II, 9. 580.  Вас. В. Пис. 2. 581. Ср. у нас начальные возгласы служб и стих: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». 582.  Василий Великий. Подвиж. уст. гл 1. 583.  Василий Великий. Пис. 2. 584.  Василий Великий. Прав. простр. 37. См. выше стр. 146. 585.  Василий Великий. Пис. 2. 586.  Василий Великий. Пис. 89. 587.  Василий Великий. Пис. 2. 588.  Василий Великий. Слово подвижническое, 15. 589.  Василий Великий. Пис. 2. 590.  Василий Великий. Прав. Простр. 23. 591.  Василий Великий. Пис. 2. 592.  Василий Великий. Подвиж. уст., 25. 593.  Василий Великий. Слово о подв. 1, § 11. 594.  Василий Великий. Пис. 2. Ср. нашу молитву после обеда. 595. Ср. 9-й час в отшельнической практике. 596.  Василий Великий. Пис. 2. 597.  Василий Великий. Прав. Простр. 49. 598.  Василий Великий. Правила кр. 87–91. 599. См. выше стр. 200. 600. Монастыри в окрестностях Антиохии описывает св. Златоуст, на Мф. бес. 68, 70. 601.  Bollandi, Aacta. sanct. Januar. I. 118. Четьи Минеи. Июля 3. 602. Четьи Минеи, 29 дек. 603.  Du Cange C. Constantinopolis christiana, Venet. 1729 II, 105. 604.  Сергий архиеп. Полный месяцеслов Востока, Владимир 1901, II, 465. 605.  Michael Glyca (XIII b.) Annales по Du Cange C. — polis christ. 70. Упоминается Студий также в Codex Theodosianus при имп. Аркадии (в 401 и 404 г.), в качестве Comes rerum privatarum, и в 59 новелле Юстиниана. К Студию есть письмо Златоуста, в котором св. отец утешает его в смерти брата; Палладий в жизни Златоуста назвал этого Студия префектом города ( Du Cange, там же).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

164 В 1689 г. м. Корнилий получил патриаршую грамоту с подтверждением ведать принадлежавшие к его епархии Пусторжевский уезд с г. Заволочьем и Сомерскую волость, находившуюся в Шелонской пятине. При этом замечено, что г. Заволочье исстари Новгородской епархии (Акт. Ист. V, 187.). 165 Акт. Юрид. I, 386. Собр. Госуд. Гр. и Догов. III, 71, Арх. Мин. Юст. Патр. Каз. Прик. прих. кн. 30 (1652) и др. 166 К юго-востоку остается г. Ржев (Тверской). В Новгородской епархии в 1577 г. была Ржевская десятина. (Прих. Кн. Новгор. влад. за 1577 г., у Макария Ист. Церк. VIII, 204). Соловьев Ржеву называет в числе новгородских областей (I, IV, 1037, 1144). Но это Ржева Новгородская в бассейне р. Льсты, притока р. Великой, ныне село Подржевка. Ржев-Тверской тогда был в смесном владении с Москвой, но не с Новгородом. С Новгородом у Твери были смесные владения около Холма. (Ист. Тверск. княжества В. Борзаковского, стр. 40–46). 167 В 1422 г. по случаю вдовства Новгородской епархии м. Фотий писал к тверскому епископу Илье, чтоб он ставил ставленников в Бежецкий Верх и Волок, принадлежавшие новгородскому митрополиту. (Рус. Истор. Библиот. VI, 50). Чечулин.... Города... 69 стр. Соловьев, Истор. Рос. I, III, 969; II, VII, 417–418. 168 Собр. Госуд. Грам. и Договор. III, 71. Арх. М. Юст. Каз. Патр. Пр. прих. кн. 89, 40, 42, 46. 170 Акт. Эксп. II, 73, 74. Акт. до Юр. Б. II, 183. Арх. Св. Синода, дело 1742 г. 115 л. 97 об. Вологод. Епарх. Вед. 1895 г. стр. 167–168. Вологодская Старина. Историко-археологический сборник. Вологда 1890 г. стр. 35–36. 171 В Моск. Гл. Арх. Мин. Юст. по архиву Патр. дворц. приказа сохранилась далеко не полная прих.-расх. кн. новгородского митр. Никона за 1651 г. 10). Из нея, между прочим, видно, что тогда в Новгородской епархии были – Заонежская десятина и Холмогорская (52 церкви), Каргопольская (75 церквей и 5 монастырей), Важская десятина – Кокшенской четверти (15 церк.), Подвинской четверти (14 церквей) и Шенкурской (17 церквей) (написано платежей.... вероятно потому, что каждая церковь была платежной единицей), Устюжская и Городецкая десятина (98 платежей), обе десятины состояли в одном Бежецком уезде (Доп. Акт. Ист. XII, 23), Новоторжеская десятина (40 церк. и 5 монастырей). В числе рукоп. Кириллобелооз. монастыря (в Библиот. С. Петерб. Дух. Акад. 1548, л. 50–157, 158–244) сохранилась приход. книга новгород. владыки за ранний период – 1577 г. Тут названо 14 десятин – Бежецкая, Деревская, Курская, Шелонская, Залесская, Тесовская, Вотская, Ореховская, Корельская, Ладожская, Поволховская, Нагорская, Коловья Заонежская, Русская, Ржевская, Устюжская, Новоторжская и Городецкая (Макарий, Ист. Рус. ц. VIII, стр. 201). Не названы Двинские области; но они, как известно, в это время приналдлежали Вологодской кафедре; Псковской области, вероятно, велись особые книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1138 Пр. Иаков, современник бл. Феодорита, «не имел ни хижины, ни палатки, не хотел пользоваться покровом дерева, а жил на совершенно открытом поле, гда его мочил дождь, покрывал снег, коченил мороз и жгло солнце» (там же, 21). Так жили и многие сирийские подвижники (там же, 27). 1139 Пр. Саламан (кон IV в.) жил в «убежище» без окон и входа, в которое можно было пролезать только под стеною, и вылезал из него раз в год, чтобы сделать запас пищи (там же, 19). 1140 Пр. Фалалей, современник бл. Феодорита, «сделал два колеса в 2 локтя в диаметре и скрепил их между собою досками, отделенными друг от друга значительными промежутками; затем, утвердив в земле три длинных шеста и соединив верхние концы их досками, повесил на них означенное вместилище из двух колес и досок и поселился в нем; и так как внутреннее пространство вместилища имеет в высоту только 2 локтя, а в ширину один, между тем блаженный оч. высок ростом, то он и сидит там не в прямом положении, но постоянно согнувшись и приконив голову к коленям» (там же, 28). 1141 Созом . Церк. Ист. VI, 33. Ср. Ефрем Сир .: «Как елени пасутся они с дикими животными, и трапеза им всегда готова, п.ч. питаются всегда злаком и былием» (Слово 2-е о скончавшихся отцах). У некоторых от неядения из зубов выползали черви. Со зом . Церк. Ист. IV, 34. 1142 Феодорит . Истор. богол. 30. 1143 Ефрем Сир . Слово о подвижнике Юлиане. 1144 Четьи-Минеи. 28 янв. 1145 Созом . Церк. ист. VI, 33. 1146 Феодорит , Ист. богол. 5. 1147 Злат . на Мф. бес. 68. 1148 Феодорит, Ист. богол. 30 . 1149 Феодорит , Ист. богол. 3. 1150 Там же, 5. 1151 Там же, 17. 1152 Ср. устав пения «Да исправится» на преждеосв. лит. Типик., гл 49, среда 1-й седм. 1153 Феодорит , Ист. богол. 2. 1154 Там же, 26. 1155 Паломн. прип. Сильвии, §20. 1156 Феодорит, Ист. богол. 29. 1157 Там же, 26. Ср. о пр. Арсении, выше, стр. 210. 1158 Там же. 1159 Boland., A cta Sanct. Maji III p. XIX. 1160 Палест. патер. VIII, 42. 1161 Василий В . Пис. 213. 1162 Созом . Церк. ист. VI, 17. Руфин , Церк. ист. II, 9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

   Пр. Иаков, современник бл. Феодорита, «не имел ни хижины, ни палатки, не хотел пользоваться покровом дерева, а жил на совершенно открытом поле, гда его мочил дождь, покрывал снег, коченил мороз и жгло солнце» (там же, 21). Так жили и многие сирийские подвижники (там же, 27).    Пр. Саламан (кон IV в.) жил в «убежище» без окон и входа, в которое можно было пролезать только под стеною, и вылезал из него раз в год, чтобы сделать запас пищи (там же, 19).    Пр. Фалалей, современник бл. Феодорита, «сделал два колеса в 2 локтя в диаметре и скрепил их между собою досками, отделенными друг от друга значительными промежутками; затем, утвердив в земле три длинных шеста и соединив верхние концы их досками, повесил на них означенное вместилище из двух колес и досок и поселился в нем; и так как внутреннее пространство вместилища имеет в высоту только 2 локтя, а в ширину один, между тем блаженный оч. высок ростом, то он и сидит там не в прямом положении, но постоянно согнувшись и приконив голову к коленям» (там же, 28).     Созом. Церк. Ист. VI, 33. Ср. Ефрем Сир.: «Как елени пасутся они с дикими животными, и трапеза им всегда готова, п.ч. питаются всегда злаком и былием» (Слово 2-е о скончавшихся отцах). У некоторых от неядения из зубов выползали черви. Созом. Церк. Ист. IV, 34.     Феодорит. Истор. богол. 30.     Ефрем Сир. Слово о подвижнике Юлиане.    Четьи-Минеи. 28 янв.     Созом. Церк. ист. VI, 33.     Феодорит, Ист. богол. 5.     Злат. на Мф. бес. 68.     Феодорит, Ист. богол. 30.     Феодорит, Ист. богол. 3.    Там же, 5.    Там же, 17.    Ср. устав пения «Да исправится» на преждеосв. лит. Типик., гл 49, среда 1-й седм.     Феодорит, Ист. богол. 2.    Там же, 26.    Паломн. прип. Сильвии, §20.     Феодорит, Ист. богол. 29.    Там же, 26. Ср. о пр. Арсении, выше, стр. 210.    Там же.     Boland., Acta Sanct. Maji III p. XIX.    Палест. патер. VIII, 42.     Василий В. Пис. 213.     Созом. Церк. ист. VI, 17. Руфин, Церк. ист. II, 9.     Вас. В. Пис. 2.    Ср. у нас начальные возгласы служб и стих: «Слава тебе Боже наш, слава тебе».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

М. 1871, главы II и III; Соловьева Древняя Россия – Русск. Вести: 1856, 1; Костомарова Очерк домашней жизни и нравов великор. народа в XVI и XVII стол. Спб. 1860, главы XIII, XVII – XXI; Соловьева Ист. России т. XIII (1863), стр. 144 – 170; Воробьева Русские религ. вольнодумцы XVII в. – Странник 1887, т. II, 286 – 295; Соловьева Религиознонр. сост. р. общ. пред реформой Петра Велик. – Странник 1878, т. III, 222, IV. 216, 369. Филарета Черн. Ист. Р. Церкви IV, 106 – 206; Макария Ист. Церкви X, 212 – 224, 231 – 232, XI, 204 – 219; XII, 247 – 263: Амвросия Ист. р. иерархии чч. II – VI (о монастырях). Филарета Черн. Русск. святые, чтимые всею Церк. и местно и Истор. Словарь о свят., просл. в Русск. Церкви. 615 Дополн. к Ист. Акт. III, стр. 264; У], стр. 376; Акты Ист. IV, 98, стр. 242; Рущинского 201 и 194. 616 Акты Ист. III, 137; IV, 35; Акты Экспед. III. 176; IV, 18; Полн. Собр. Зак. I, 442. 624 Акт. ист., III, 92, X, стр. 96, IV, 35. Прилож. к кн. Каптерева, Патр. Никон, стр. 172. Правосл. Собес. 1861,111, 342 – 343. 641 См. Акт. аксп., III, 264; IV, 59 и 98. Акт. ист., III, 92, VIII и X; IV, 35. Полн. собр. зак., 1101. Костомарова, 140 – 147. Рущинского, 99. 644 См. Напр. грам. верхотурского воеводы (на основании госуд. указа) 1649 г., в Акт. ист., IV, 35. Грам. патр. Иосифа 1646 г., в Акт. эксп., IV, 321. Постан. соборов 1647 и 1667 г., в Акт. эксп., IV, 19 и 324 и в Деян. соб. 1667 г., гл. II ст. 7, стр. 228; грам. 1683 г., в Полн. собр. зак. 976. Грам. Мисаила рязанского у Воздвиженского, в Ист. ряз. иерархии, 91. Гранату Макария новгор., в Акт. ист. IV, 151. Намять из Солотчинского ряз. мон. на основании грамоты патр. Адриана и указа ряз. митр. Авраамия – в Журн. ряз. архива, комиссии 1889 г. 9 февр. стр. 20 – 21 и др. 650 Авраамия Палицына, патр. Филарета, Иоасафа I, Иосифа, Никона, Иоакима, ростовского митр. Ионы, новгородского Макария, рязанского архиеп. Мисаила, холмогорского Афанасия, соборов 1667 и 1682, Алексея Михайловича, Кошихина, Желябужского, иконописца Григория и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010