Более определенные свидетельства о появлении антифонной псалмодии относятся к IV в. Ряд древних авторов (помимо упомянутой т. зр. Сократа Схоластика) связывают появление этого обычая с практикой Антиохийской Церкви. Появление обычая петь псалмы на 2 хора блж. Феодорит Кирский (V в.; Церк. ист. II 24. 9) связывал с именами Флавиана (буд. Патриарх Антиохийский) и Диодора (буд. епископ Тарсский), боровшихся с арианством в период предстоятельства Леонтия Антиохийского (344-358). Как упоминание пения А. можно интерпретировать толкование антиохийским богословом Астерием Софистом († ок. 341) стиха Пс 18. 3 (Commentarii in Psalmos. Homilia 29. 13). На сир. происхождение антифонной псалмодии указывал Феодор Мопсуестийский († 428) ( Nicetas Choniata. Thesaurus fidei. 5. 30). Антифонное пение очень скоро стало важной частью богослужения монашества IV и последующих веков, внося разнообразие в пение псалмов, особенно во время ночных бдений. Однако термин «А.», по-видимому, не всегда был жестко связан с типом псалмодии. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин , описывая практику мон-рей Египта (см. также в ст. «Александрийское богослужение» ), Палестины и Месопотамии, говорит о пении псалмов (в Египте и Фиваиде - 12, см. Двенадцати псалмов чин пения ) антифонным способом и о завершении на Востоке каждого такого псалма пением «Слава» (т. е. слов «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу») (De inst. coenob. II 2, 4, 8-12; III 8). Для Каппадокии разделение церковного хора на 2 части для попеременного пения во время ночного бдения засвидетельствовано в 375 г. свт. Василием Великим , утверждавшим, что обычаи бдения, молитв и общих псалмопений единообразны в обеих Ливиях, Фивах, Палестине, Аравии, Финикии, Сирии и Месопотамии (Ep. 199). Упоминание А. либо антифонного пения встречается в сочинениях свт. Григория Богослова († 390) «Вечерний гимн», «О добродетели», «О себе самом» и др. (Carmina. I 1. 32; II 1. 10, 16, 50). В К-польской Церкви, по Сократу и Созомену , распространение антифонного пения произошло при свт. Иоанне Златоусте (в молодости бывшем пресвитером в Антиохии), к-рый ввел его в правосл. богослужение в противовес арианскому. О распространенности антифонного типа псалмодии в арианской среде сообщают Сократ Схоластик, к-рый при описании пения ариан (Церк. ист. VI 8. 3) использует слова «попеременно звучащие песнопения» (δς ντιφνους), и Созомен (Церк. ист. VIII 8), к-рый говорит, что ариане пели, «разделяясь по антифонному способу» (μεριζμενοι κατ τν τν ντιφνων τρπον). А. в правосл. литургической традиции

http://pravenc.ru/text/115824.html

Сфера научных интересов Л. была чрезвычайно обширна. Занимаясь изначально историей древней Церкви в эпохи Римской и Византийской империй, он на протяжении жизни создал первый в России компендиум монографических исследований, охвативших всю историю вселенского (зарубежного) православия - от апостольского века до кон. XIX в., а также основные вехи развития церковно-исторической науки. Его работы убедительно демонстрировали рус. публике и мировой научной общественности многовековую преемственность правосл. традиции, ее развитие как существенного фактора в мировой истории, особенно для судеб античной цивилизации, Византии, стран Вост. Средиземноморья и России. В последние годы, отчасти под влиянием начавшихся революционных событий и активизации общественной жизни в России, Л. большое внимание старался уделять насущным проблемам церковной жизни, откликался публикациями на обсуждение планов буд. церковного Собора и реформы РПЦ. Л. скончался скоропостижно, после непродолжительной болезни, в расцвете своих научных и творческих сил; похоронен на кладбище Спасо-Андроникова мон-ря в Москве. Соч.: Собр. церк.-ист. соч. М., 1898-1905. 10 т.; Опыт философско-богосл. и естественнонауч. истолкования библейского догмата о сотворении мира//ЧОЛДП. 1874. Т. 1. 1. Отд. 1. С. 13-54; История Вселенских Соборов. Ч. 1: Вселенские Соборы IV и V вв.: Обзор их догматич. деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской; Ч. 2: Вселенские Соборы VI, VII и VIII вв. М., 1876. СПб., 20044; Очерки внутренней истории Византийско-вост. Церкви в IX, X и XI вв.: От конца иконоборческих споров до начала крестовых походов 1096 г. М., 1878. СПб., 19983; Попытка Дарвина помирить свою теорию с религиозно-нравственным чувством христианина: К характеристике англичан//ДЧ. 1878. 5. С. 103-107; Очерки развития протестантской церк.-ист. науки в Германии: XVI-XIX вв. М., 1881; Из истории Вселенских Соборов: Полемика А. П. Лебедева с прот. А. М. Иванцовым-Платоновым. М., 1882. СПб., 20042; О главенстве папы, или разности православных и папистов в учении о Церкви.

http://pravenc.ru/text/2463205.html

В К-поле на берегу бухты Золотой Рог имп. Юстиниан I построил храм во имя А. (Прокопий О постройках. I 6), имп. Лев I построил в честь А. храм около Ксирокерка. В Минологии Василия II говорится, что глава А. находилась в Никомидии, где на ней не переставали расти волосы и от нее происходило множество чудес. Память А. отмечена 3 сент. в большинстве греч. календарей. По Типикону Великой ц . IX-X вв. служба его совершается в храме сщмч. Анфима на берегу Золотого Рога (Mateos. Typicon. P. 12). Согласно редакциям Студийского устава - Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 14-15) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 259-260) - на утрене 3 сент. полагалось читать житие А., написанное Симеоном Метафрастом. Служба А. включена в Иерусалимский устав , начиная с древнейших списков (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 29). Краткое житие А. помещено в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 25) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 9). Память и стих А. указываются в Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 327) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 93). Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси являются упоминания его в рукописях кон. XI в. Память А. отмечена в месяцеслове Архангельского Евангелия 1092 г. (Л. 124 об.), служба святого содержится в Минее 1095-1096 гг. (РГАДА. Син. тип. 84.- Ягич. Служебные Минеи. С. 022). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. из Минология Василия II, включенный в нестишной Пролог. В 1-й пол. XIV в. житие было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещено пространное житие А. (BHG, N 134y) (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 10 (1-я паг.)). Ист.: BHG, N 134-135; Евсевий. Церк. ист. VIII 6. 6; 13. 1; ActaSS. Apr. T. 3. P. 487-491; PG. 115. Col. 172-184; ЖСв. Сент. С. 61-72. Лит.: Janin R. Anthime (6)//DHGE. T. 3. Col. 530; Mara M. G. Contributo allo studio della «Passio Anthimi». R., 1964; Janin. Églises et monastères. P. 33-34; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 770; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 42.

http://pravenc.ru/text/114104.html

Имя княгини упоминается в грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1556 г. о поминании государевых прародителей. В Чиновнике Софийского собора сер. XVII в. помещен чин совершения панихид у гробов основателей собора. В «Описании новгородской святыни» прот. Максима 1634 г. сообщается, что от нетленных мощей кн. Владимира и А. происходят исцеления, там же указано, что отдельных служб основателям собора не установлено. Память А. отмечена в «Описании о российских святых» после памяти св. кн. Владимира Ярославича: «Святая и благоверная мати его княгиня Анна преставися в лето 6500 и положена бысть в той же соборной церкве». 13 авг. 1654 г. Новгородский митр. Макарий перенес мощи святых Владимира и А. из Корсунской паперти в центральную часть собора, мощи княгини положили в новой каменной гробнице с левой стороны от входа, над обеими гробницами были построены каменные своды. Впосл. мощи неоднократно переносились, в кон. XIX в. они были поставлены в арке, отделяющей центральное пространство собора от Мартириевской паперти, куда их возвратили в 1992 г. В Минее (МП) под 10 февр. находятся тропарь и кондак А., в тексте службы Собору Новгородских святых А. упоминается в 5-м тропаре 5-й песни канона утрени. Ист.: НПЛ. С. 420; Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 271-272; Описание о российских святых. С. 32; Die Chronik des Bischofs Thietmar von Merseburg und ihre Korveier Überarbeitung/Hrsg. R. Holtzmann. B., 1935. Kap. VIII. 32, 33. S. 530; Минея (МП). Февраль. С. 333; Май. Ч. 3. С. 450. Лит.: Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1991. Т. 2. Прим. 34; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 41; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 40, 308; Гинзбург В. В. Об антропологическом изучении скелетов Ярослава Мудрого, Анны и Ингигерды//КСИИМК. 1940. Вып. 7. С. 64-66; Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 162-163; Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 127-140, 221; Назаренко А. В. О русско-датском союзе в первой четв. XI в.//Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1990 г. М., 1991. С. 180-182; он же. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М., 1993. С. 137, 142-143, 193-196. Коммент. 99; Макарий. История РЦ. Кн. 3.

http://pravenc.ru/text/115550.html

На Востоке чин А. известен ныне только в Армянской Церкви, где порядок поставления в А. восходит к порядку рим. Сакраментария папы Григория (см. выше, а также статьи Алтарник , Дьячок , Иподиакон , Параекклисиарх , Пономарь ). Ист.: Ignatius Antiochenus. Ep. 5: Ad Philadelphios// Ignace d " Antioche, Polycarpe de Smyrne. Lettres. Martyre de Polycarpe. P., 19694. (SC; 10) (рус. пер.//Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 133); Justinus Martyr. Apologia I//PG. 6. Col. 429 (рус. пер.//Ранние отцы Церкви. С. 337, 339); Damasus. Carmen 18//PL. 13. Col. 392; Cyprianus Carthaginensis. Ep. 7, 28, 34, 52, 59, 78, 79//CSEL. T. 3. Pars 1. P. 435-461 (рус. пер.: Письма 42, 47//Творения. М., 1999. С. 513, 547); Cabrol F., Leclercq H. Monumenta Ecclesiae liturgica. P., 1902; Eusebius. Hist. Eccl. VI 43//PG. 20. Col. 621 (рус. пер: Евсевий. Церк. ист. С. 239); idem. Vita Constantini// Eusebius. Werke. Bd. 1. Teil 1: Über das Leben des Kaisers Konstantin/Hrsg. v. F. Winkelmann. B., 1975. (Die griechischen christl. Schriftsteller d. ersten Jh.) (рус. пер.: М., 19982. С. 105); S. Siricii papae Ep. I: Ad Himerium Tarraconensem//PL. 13. Col. 1142; Innocentii I Ep. ad Decentium. Cap. 8//PL. 20. Col. 556; Collectio Canonum Hibernensis. Giessen, 1874. P. 23-26; Statuta Ecclesiae antiquae// Mansi. T. 3. Col. 949, 951; Iohannes Diacon. Ep. ad Senarium//PL. 59. Col. 404; Ordines Romani I, VII, VIII//PL. 78. Col. 937, 946, 995, 999, 1003 etc.; Liutprandus Cremonensis. Antapodosis. VI 6// Muratori L. A. Rerum Italicarum scriptores. Mediolani, 1723-1751. T. 2. Pars 1. P. 473; Sacramentarium Gregorianum// Muratori L. A. Liturgia Romana vetus. Venetiis, 1748. T. 2. P. 407, 420; Denzinger H. Ritus orientalium coptorum, syrorum et armenorum in administrandis sacramentis. Würzburg, 1863. T. 2. P. 282. Лит.: Mabillon J. Commentaria in Ordines Romani//Museum Italicum. P., 1724. T. 2; Harnack A. Die Quellen der sogenannten apostolischen Kirchenordnung nebst einer Untersuchung über den Ursprung der niederen Weihen//TU.

http://pravenc.ru/text/63904.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБАН БРИТАНСКИЙ [Албаний, лат. Albanus, англ. Alban] (Веруламский), св., первомученик Англии (пам. 23 авг.; пам. зап. 22 июня). Единственный бриттский мученик, почитание к-рого сохранилось и после англосакс. завоевания Британии в V в. А. Б., рим. воин-язычник, укрыл в своем доме скрывавшегося от гонителей пресвитера, к-рый обратил его ко Христу; когда об этом стало известно, к дому были посланы воины, чтобы схватить пресвитера, однако А. Б., надев одежду пресвитера, выдал себя за него. Приведенный к судье, он исповедал Христа, отказался принести жертвы и после пыток был приговорен к усечению мечом. Воин, к-рый должен был казнить А. Б., устрашенный чудесами (пересохло русло реки, забил источник на горе), обратился ко Христу и тоже был обезглавлен. Над могилой А. Б. в окрестностях Верулама (Verulamium) впосл. воздвигли церковь и, вероятно в VIII в., возник мон-рь Сент-Олбанс . Почитание А. Б. фиксируется с 428/29 г. с упоминания о посещении гробницы А. Б. святыми Германом , еп. Осера, и Лупом , еп. Труа (Vita Germani. 16; Bedae Hist. Eccles. I 18). «Страсти св. Албана», традиционно приписываемые Гильде Премудрому (VI в.) (De excidio Britaniae. 10), были, вероятно, составлены в Аутиссиодуре (совр. Осер) ок. 515 г. Хотя имени А. Б. нет ни в 1-й (италийской), ни во 2-й (галльской) редакциях мартиролога Иеронима, о широком почитании его в Галлии свидетельствует упоминание у Венанция Фортуната (Carm. VIII 3). О мученичестве святого повествует также Беда Достопочтенный (Hist. Eccles. I 7), на к-рого в основном опираются позднейшие средневек. историки, Гальфрид Монмутский (Hist. Brit. V 5) и Матвей Парижский (XIII в.) (Chron. maior. I 149). Беда и проч. древние авторы единогласно относят мученичество А. Б. ко времени гонения Диоклетиана (304 или 305), однако утверждения Лактанция (De mort. persecut. 15) и Евсевия Кесарийского (Церк. ист. VIII 13. 13) о том, что правивший в то время на Западе империи Констанций Хлор не преследовал христиан, заставляет нек-рых ученых сдвигать дату мученичества А. Б. к гонениям более раннего времени - 2-й пол. III в. (S. Borig-Could; W. Levison).

http://pravenc.ru/text/115636.html

1 Вероятно, пс. 62: «Боже, Боже, к Тебе утреннюю…» 2 Пс. 140: «Господи, воззвах к Тебе…» 3 Hist. Eccl. кн. VI, гл. VIII. 4 Пс. 102 и 145: «Благослови душе моя Господа...» и «Хвали душе ноя Господа...» 5 Пс. 9:92, 94, с соответствующими припевами. 6 У сербов это — особые самогласны. 7 «Das Kontakion» in Byz. Zeitschr. XIX 1910 Ss 285—59 8 Скабалланович, Миркович и др. 9 Кекелидзе, Скабалланович. 10 Скабалланович. 11 Кроме как в Великий пост. 12 Правильнее восемь. 13 «Помощник и покровитель...» 14 «Во глубине постла иногда...» или «Колесницегонителя фараона погрузи...», или «Волною морскою...», или «Сеченое сечется...» 15 «Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийство-ва богописанный закон...» 16 А их почти всегда 4, а иногда и 6, и 8. 17 СПБ. 1896 г., т. III, стр. 582—633. 18 Grundriss der Griechischen Litteratur, 1860, Ss. 771, В. II. 19 Род. 01.08.1812 г.; священник в 1836 г.; послушник в Солем у Дом Геранже.в 1842 г.; в 1844 — приор аббатства Ст. Жермен в Париже; в 1863 г. кардинал; умер в 1889 г. 20 «Если кто желает составить канон, прежде [ему] необходимо написать ирмос (точнее — написать мелодию для ирмоса), затем прибавить тропари, равные ирмосу по количеству слогов и совпадающие с ирмосом по тоническим ударениям, а также сохраняющие (его) замысел». 21 Примером может служить хотя бы акафист Божией Матери, твор. Сергия. 22 Т.е. опять-таки псалмов 134, 135, а иногда и 136. 23 Папа Дамас, т.е. IV в. 24 По мозарабскому чину. 25 Песнь Богородицы, песнь Захарии, песнь Симеона Богоприимца 26 1 Кор 14 27 Еф 5:19. 28 Дидахи, Иустин, Послания ап. Павел 29 Гл. 59 — 61 30 Педагог, II, гл. 4. 31 Строматы VII, гл. 5. 32 Памятник IV века. 33 «Евсевий, Церк. Ист. VII, гл. 30. 34 «Против Цельса», VI, 31. 35 V, 10 36 Согласно Ассемани, «Библиотека», т I, стр 59 37 Литургия II и VIII книги Апостольских Постановлений, молитвы Серапионова евхология IV века и им подобные 38 Крумбахер, Леклерк, Миркович, Скабалланович. 39 Установл. кн. II, гл. V — VI. 40 На всех без исключения литургиях византийского типа, кроме, конечно. Преждеосвященных Даров, эта песнь поется независимо от степени праздника, то есть и в будние дни. и в малые и великие праздники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОИДР Временник Общества истории и древностей российских. М., 1849-1857. 25 т. ВОН Вестник общественных наук АН Арм. ССР. Ереван, 1943-. Воронежские архипастыри Воронежские архипастыри от свт. Митрофана до наших дней: Ист.-биогр. очерки/Под общ. ред. митр. Мефодия (Немцова). Воронеж, 2003 Вост. отцы IV в. Восточные отцы IV в. П., 1931. М.,19922 Вост. отцы V-VIII вв. Восточные отцы V-VIII вв. П., 1931. М., 19922 ВРЗЕПЭ Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата. П., 1947, 1950-1989 ВРСХД Вестник Русского студенческого христианского движения. Мюнхен и др., 1925-1974 ВССПРЦ Вестник Святейшего Синода Православной Российской Церкви: [Обновленч. изд.]. М., 1923, 1927-1931 Вургафт, Ушаков. Старообрядчество Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энцикл. словаря. М., 1996 ВФ Вопросы философии. М., 1947-. ВФиП Вопросы философии и психологии. М., 1889-1918 ВЦИ Вестник церковной истории/ЦНЦ «ПЭ». М., 2006-. ВЧ Воскресное чтение. К., 1837-1912 ВЭ Византиноведение в Эрмитаже. Л., 1991 ВЯ Вопросы языкознания. М., 1952-. Гарднер. Богослужебное пение Гарднер И. А. Богослужебное пение. Т. 1. Джорд., 1978; Т. 2. Мюнхен, 1982. Серг. П., 1998р. 2 т. ГВ Губернские ведомости [требует геогр. определителя, напр.: Архангельские, Вологодские, Новгородские и т. д.] ГВНиП Грамоты Великого Новгорода и Пскова/Подгот.: В. Г. Гейман, Н. А. Казакова, А. И. Копанев, ред.: С. Н. Валк. М.; Л., 1949 ГДА Годишник на Духовната Академия. София, 1951-. ГДРЛ Герменевтика древнерусской литературы: Сб. ст./ИМЛИ. М., Сб. Геннади. Словарь писателей Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г. B., 1876-1907. 4 т. Герман, свт. Сказание Герман Константинопольский, свт. Сказание о Церкви и рассмотрение Таинств. М., 1995. [Греч. и рус. текст] ГИБИ Гръцки извори на Българската история: [Сер.]/Изд.: И. Дуйчев и др. София, 1954-. Гимнология Гимнология: Учен. зап. Науч. центра рус. церк. музыки им. прот. Д. В. Разумовского Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского. М., Вып. ГлИДНС Гласник Историческог друштва у Новом Саду. Нови Сад, 1928-1940. 13 вып. ГлОУЦАНУ Гласник Оделенья умьетности Црногорске Акад. наука и умьетности. Титоград; Подгорица, 1976-. Кн. 1-. ГлСПЦ Гласник Православне Цркве у Cpбuju. Београд, 1900-1914; Гласник: Служебни лист Српске правосл. nampujapшuje. 1920-1939; Гласник: Служебни лист Српске правосл. цркве. 1939-. Глубоковский Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее ист. развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. М., 1992р, 2002п Голубинский. Голубинский Е. Е. Голубцов. Голубцов А. П. ← предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 следующая → ... 22

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=4

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРНУЛЬФ [лат. Arnulfus, Arnulf, франц. Arnoul] (ок. 582, близ Нанси, Лотарингия - 18.07.640, мон-рь Ремиремонт близ Меца), св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля), еп. Мецский (612-621), один из предполагаемых предков династии Каролингов , к-рые называются также Арнульфингами. Происходил из знатной австразийской семьи и служил при дворе франк. кор. Теодеберта II (595-612) в Меце. После того как его жена удалилась в мон-рь в Трире, А. занял епископскую кафедру в Меце. Вместе с майордомом Пипином Старшим († 639) он руководил заговором против королевы Брунгильды, приведшим к ее свержению и к объединению франк. земель под властью кор. Нейстрии Хлотаря II (613). Вместе с Пипином А. был регентом при малолетнем сыне Хлотаря Дагоберте I , получившем в управление Австразию, как его советник принимал участие в церк. Соборах в Клиши (626) и Реймсе (629). После того как Дагоберт занял трон короля всех франков (629), А. сложил с себя сан епископа и стал отшельником при бенедиктинском мон-ре Ремиремонт. Его останки были перенесены в Мец в ц. аббатства Святых Апостолов (затем переименованную в честь А.), ставшую одной из фамильных усыпальниц Каролингов. А. почитается с VIII в. как покровитель пивоваров и мельников. Изображается обычно с рыбой, держащей во рту кольцо, т. к., по легенде, А., только став епископом, выбросил в реку кольцо, моля о том, чтобы оно вернулось к нему как символ прощения грехов. Купив на следующий день рыбу, А. нашел в ней свое кольцо. Ист.: Vita S. Arnulfi//ActaSS. Iul. T. 4. P. 432-446; MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 426-446; Paulus Diaconus. Gesta episcoporum Mettensium/Ed. G. H. Pertz//MGH. SS. T. 2. P. 264. Лит.: Seytre J. Histoire de S. Arneul, évêque de Metz. Nîmes, 1892; Depoin J. Grandes figures monacales des temps mérovingiens: St. Arnoul de Metz//Revue Mabillon. 1921. P. 245-258; 1922. P. 13-25, 105-118. Н. Д. Прокофьева Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/76160.html

Киприана (Рус. Ист. библ., VI, 263). На Афоне недвижимая собственность существовала (Тр. Киев. Д. акад. 1873, 1, стр. 55), в известных размерах (Павлов, 88, пр. 2). Афонские монахи в 1552 г. говорили: «Мы сел не имеем, но сами делаем винограды и землю копаем» (Карамзин, VIII, пр. 587) 1628 Прение (Чт. в Общ. ист. 1847, 9) М.Н.Сперанский, Перевод. сборники изречений, М. 1904, стр. 456, 565, 0141–243 1630 Матер. для ист. Стоглава (Лет. рус. литер. V, 137–144), с. 140 – выписка о монастыр. имущ. из «Собрания» Вассиана и Макарий, VIII, 159 1632 Розенкампф, 13 и д.; А.С.Павлов , О Кормчей инока кн. Вассиана Патрикеева (Учен. зап. Казан. ун. 1864; 1, с. 489–498); Секуляризация церковн. имущ., 72, пр. 1 и 2 и 129, прил. 3 (о списках Кормчей и его «Собрания») 1633 Чтен. в Общ. ист. 1859, III, 1–16. В издании О.М.Бодянского статья эта оказывается без начала (предисл., в котором назв. оба мнимые автора «Беседы») и заключения, написан. в форме челобитной к русскому государю и без сказания о явлении Сергия и Германа новгор. архиеп. Иоанну с изветом о том, как Москов. цари должны устроять свое государство. В литературе насчитывается до 20 списков этой статьи, но не все они имеют означенное прибавление (в 8 из 12, бывш. в руках поздн. издателей, нет вовсе прибавл.), а в одном есть «Извет», приписан Иосифу Волоцкому . «Рассуждение» приписывалось Вассиану еще Устряловым (Сказ. Курбского, 308, пр. 5) и может быть Карамзиным (VII, пр. 277). Буслаев считал указание Бодянского недостаточно обоснованным, так как в Беседе названы два лица, к которым она приурочивается (Ист. очер. рус. народ. словесн. II, 306–307 и прим. 1; Сочин., 1, 312–314) 1635 Ист. очерк секуляриз. церк. земель в России, с. 136–137, прим. 2. Сначала автор видел в «Беседе» произведение новгород. письменности, а потом несколько сузил – заволжских пустынь, и полагает, что она написана в нач. цар. Ивана IV (137). Еще см. Павлова: «Земское (народное и общественное) направление рус. литер., в XVI веке» (Прав. Соб. 1863, 3, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010